Петров пост

16 июня 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясенево. Передача из Москвы.

 

- Здравствуйте, в эфире телеканал "Союз" программа "Беседы с батюшкой". В студии Сергей Юргин.

Сегодня у нас в гостях настоятель строящегося храма в честь Покрова Божией Матери в Ясеневе, настоятель храма Петра и Павла в Ясеневе архимандрит Мелхиседек (Артюхин).

Батюшка, благословите наших телезрителей.

 

- Помоги нам всем, Господи, в сегодняшний праздничный вечер.

 

- Тема сегодняшней программы "Петров пост".

 

- Сегодня начался Петров пост, и хотел сразу спросить Вас, для чего Церковь предлагает нам постное бремя?

 

- Для того чтобы мы немного пришли в себя, задумались о цели нашей христианской жизни, куда мы идем, и каковы средства для достижения цели, к которой мы направляемся.

Наша цель - стать истинными христианами. Христианами во всей полноте были первоверховные апостолы Петр и Павел, в честь них установлен этот пост.

Когда мы обсуждаем постное меню, что можно и что нельзя есть, думаю, что в Петров пост основное внимание  надо обратить на такой момент. Многие прихожане стараются читать Священное Писание, в частности на нашем Оптинском подворье. Оптинские старцы заповедали каждому христианину по возможности ежедневно читать по одной главе Евангелия и по две главы Апостольских посланий. Из практики видно, что не у многих это получается.

Если бы сегодня все мы, все, кто нас видит, решили за Петровский пост прочитать апостольские послания, которые написали апостол Петр и апостол Павел, это бы стало серьезной помощью для нашей души. Если мы будем делать это каждый год, мы пропитаемся этими мыслями, теми средствами, которые они советовали, для того чтобы стать настоящими христианами. Потому что они "разживали" Евангелие, еще более широко излагая евангельские мысли.

Как сказал Василий Великий, мы не телоубийцы, мы страстоубийцы. Что такое страсти и добродетели всецело раскрывает Евангелие. Художник берется писать картину и выходит на природу, чтобы увидеть образ. Он его видит и начинает воплощать в красках. Можно, конечно, выдумать, но человеку нужен образ, чтобы подражать ему. Так и мы, мы хотим быть со Христом, и есть пример апостолов, которые жили со Христом, и делятся этим опытом, а мы не читаем эти Послания. Сейчас мы будем очень внимательно относиться к тому, что можно или нельзя есть, а самое лучшее - разобраться, как правильно себя вести.

Кто-то из мудрых сказал, что пост - это всестороннее воздержание. Пусть постится не только твое чрево и желудок, пусть постятся твой язык, глаза, уши, руки и ноги. Глаза пусть не смотрят все подряд по телевидению и в интернете. Но не надо забывать, что все красит мера. Если бы мы столько времени посвящали чтению Апостола, сколько посвящаем его телевидению, интернету, соцсетям. Кто-то сказал, что мудрый человек - тот человек, которого больше всего раздражает потеря времени. Представьте, что у нас осталась всего одна неделя. Сейчас это как раз легко сделать. Мирная Украина в одночасье превратилась в поле гражданской войны. Мир настолько хрупок, и настолько хрупко бытие, поэтому всегда надо быть начеку, всегда быть в трезвении. Как говорит Господь: в чем застану, в том и сужу.

Пост - это и есть время воздержания. Посмотри, сколько времени ты уделяешь душе, а сколько внешнему интересу. Только что встретил такую мысль, что и читать надо не для удовольствия, не для информации, а для изменения души. Столько книг, столько информации на каждом шагу, она поможет помочь и христианину. Даже закачав на телефон, айпод акафисты, писания святых отцов, в любой момент можно найти нужную мысль. Навалилась какая-то мысль, страсть, депрессия, возвели напраслину на работе, подожди - набери нужное слово в поисковике, найди, что говорят о напраслине святые отцы. И человек начинает получать информацию не ради информации, а для изменения души.

Пост не для того, чтобы скинут лишние килограммы. Это ради удовольствия, тщеславия, плотоугодия. Вот если бы ты скинул раздражительность, нервозность, укоротил свой язык. Как говорит апостол Павел: всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, потому что гнев не творит правды Божией.

Конечно, мы не можем все время находиться в духовном бодрствовании. В этом состоянии пребывали святые отцы, оно называлось трезвение: когда каждый поступок, каждая мысль соотносились с Евангелием, Священным Писанием или общим путем святых отцов. Человек, находящийся в таком состоянии, смотрит на себя и замечает, что у него повышенный тон, слова раздражают другого человека. Человек находится в состоянии трезвения, когда он оценивает себя. В своей жизни мы должны постоянно оценивать свои мысли, слова и поступки. И если они не соответствуют Евангелию, мы должны останавливаться.

Пост - то время, когда мы должны больше времени уделить своему внутреннему человеку. Немного больше молитвы, немного больше чтения Священного Писания, чаще ходить в храм, поменьше телевизора, кроме "Союза", поменьше суеты и побольше добрых дел.

 

- Вопрос телезрителя: Во время Петрова поста в праздники разрешается вкушение рыбы, а молоко запрещено. Но ведь рыба - живая, а молоко - продукт нейтральный. Почему же разрешена рыба и запрещено молоко?

 

- Это закон святой Церкви, именно она устанавливает, что можно и что нельзя. Человек управляет своим телом, а не продукт человеком. Преодолевая свое "хочу", человек воспитывает свою волю. Поэтому Церковь и говорит нам, что того, кто хранит пост, хранит Сам Бог.

В Петропавловском посту рыба разрешается не только по праздникам, но и во все дни, кроме среды и пятницы. Если на среду и пятницу выпадает полиелейная служба, то и в эти дни разрешается рыба. В индивидуальном порядке престарелым людям, кормящим матерям и детям разрешается молочная пища, если они согласуют это со своим священником.

Вектор нашего внимания должен быть обращен на нашего внутреннего человека. Милостью Божией в субботу я вернулся со Святой горы Афон, где для меня было много духовных открытий, духовной пользы. Хотелось бы поделиться одной из историй, которая связана с постом, потому что помогает направить нашу духовную жизнь не вширь, а в глубину.

Еще в 1993 году Божией милостью мне посчастливилось побывать на Святой горе Афон и даже видеть старца Паисия, говорить с ним. Тогда он еще не написал своих книг и не был еще известен в России. В 1993 году только что стали открываться храмы и обители, и когда старца спросили, что будет в России, он немного помолился и говорит: "Сейчас в России такие тучи, такие тучи, а потом - такое солнце, такое солнце". Старец был в таком восторге.

Кто бы мог тогда подумать, что у нас будут православные телеканалы "Союз", "Спас", "Радость моя", региональные, епархиальные каналы, воскресные школы, книгоиздательство. Все это свет. Только надо этим грамотно воспользоваться, не терять понапрасну время.

Хочется поделиться с телезрителями, как братья на Афонской горе соблюдают пост. На Афоне круглый год пост в понедельник, среду и пятницу. Пост без масла и вкушение пищи один раз в день. Кроме русского и болгарского монастырей, на стол ставят два блюда: салат и второе, хлеб, оливки. И вот еще, что очень удивило нас, русских. Старец Макарий Оптинский говорил, что для монаха с чаем расстаться, что с жизнью расстаться. На Афоне круглый год на столе кувшин с холодной водой и кувшин с вином, кислым, как уксус, и никаких компотов, квасов, чаев, ничего. Таков устав Святоафонской горы.

Богослужение во всех монастырях начинается в четыре часа утра, заканчивается в восемь, половине девятого, и сразу обед. Потом послушания, отдых перед службой. В пять часов вечера собираются на девятый час с пяти до шести вечера, потом сразу ужин, где два блюда, затем снова собираются в храм на вечернюю молитву: повечерие или акафист в честь чудотворных икон, которые в изобилии на Святой горе. И так получается, что еда два раза в день.

Кто-то из святых отцов сказал: сколько ты ужмешь у тела, столько и прибавишь духу. "Сытое брюхо к молитве глухо", - говорили оптинские старцы.

 

- Вопрос телезрительницы из Ульяновской области: Надо ли всякий раз читать начинательные и завершительные молитвы до и после чтения Псалтири? Мы живем в деревне, заняты, бывает, что очень мало времени.

 

- Начинательные молитвы перед чтением Псалтири читайте перед чтением первой кафизмы, а когда по кругу пройдут двадцать кафизм, читайте молитвы после чтения Псалтири. Перед каждой кафизмой читаются молитвы от Трисвятого по «Отче наш». Молитвы после кафизм читать очень полезно, поскольку они очень благодатны и насыщены.

Пахомию Великому был дан такой образ молитвы: ангел, который был ему послан для научения, сначала делал что-то мотыгой, потом оставлял ее и молился, вновь брался за мотыгу и снова немного молился. И Пахомий услышал голос: "и ты поступай так же".

Однажды отец Иоанн Крестьянкин сказал мне, что наша жизнь должна быть похожа на слоеный торт "Наполеон": тесто, крем, тесто, крем, а сверху пудра. Тесто - это наши труды, если вся наша жизнь будет состоять из одних трудов, то, как невкусен торт из одного теста, так наша жизнь будет пресной. Крем - это молитвы. Если будет один крем, то и это будет невкусно. Поэтому у нас должно благоразумно чередоваться тесто, крем, тесто, крем. Как вы знаете в "Наполеоне" тонкое тесто и тонкие прослойки крема, так и вы: полчаса поработали, зашли домой, прочитали одну "Славу", и достаточно. Передохнули, потом опять трудиться. Всегда надо так чередовать, а не особо выбирать время для молитвы. Особенно, когда время для молитвы определяется: "вот, когда все сделаю..." По своему опыту говорю, что никогда так и не сделаешь.

У святителя Иосафа Белгородского было заведено так: он молился по бою часов, а часы били каждые полчаса. Каждый полчаса он совершал краткие молитвы, что бы он ни делал. Хочешь, не хочешь, дело, письмо, встреча, он все оставлял, а молитва длилась всего три-пять минут. Вроде, особого времени не выделяешь, особо не напрягаешься, а получается человек постоянно с Богом, с памятью Божией, а не только утром и вечером, как будто в течение дня можно и без Бога. Мы все трудовые люди, поэтому нам надо творить такую краткую молитву и иметь память Божию.

 

- Вопрос телезрителя из Москвы: Скажите, пожалуйста, требуется ли во время постов назначать особое время для вкушения пищи в течение дня. У меня получается так, что я ем в двенадцать дня, затем в шесть вечера и около девяти легкие фрукты, овощи.

 

- Все индивидуально. Делайте так, как Вы привыкли. Как сказал Василий Великий: наш пост должен быть не выше сил и не ниже сил.

Тому же Пахомию Великому ангелом был дан устав, вкушать пищу два раза в день, но поскольку телезрители наши в основном не монахи, то хорошо, если это будет четыре раза в день. Все красит мера. Питайтесь так, чтобы у Вас были силы для совершения добрых дел. А то бывает так, что человек еле ноги таскает от ревности не по разуму.

Епископ Игнатий в свое время сказал: за большим правилом следует оставление всякого правила и подвига. Поэтому мы должны идти средним путем: вкушая понемногу от всего дозволенного Церковью во время постов и благодаря Бога.

Когда спрашивают, можно ли конфеты, пряники, зефир, пастилу. Из опыта известно, что сладкое поднимает настроение. Поэтому ешьте сладкое, чтобы и у Вас, и у тех людей, с которыми Вы общаетесь, было хорошее настроение. Поскольку замечено, что неправильный пост приводит человека к плохому настроению. У нас всегда должно быть ровное, хорошее настроение.

 

- Давайте вернемся к теме поста на Афоне.

 

- Интересно, что и паломники, и игумен, и старшая братия, - все питаются одинаково, никакого разделения. Когда мы были в Хиландарском монастыре, в праздничный день за столами и у священников, и у паломников были салат с китайской капустой, большой омлет со стручковой фасолью, кусочек сыра фета, вода, оливки, хлеб. Сначала непривычно, но начинаешь привыкать. Но самое главное, что и на последнем столе было то, что на первом.

Когда мы были в Сербии, в одном кафе было полно народу, а в другом никого. Я спросил у сопровождающего, почему кафе находятся в двух метрах друг от друга, и такая разница? Мне перевели надпись над переполненным кафе: "Гость от Бога". В этом кафе все с любовью, без обмана, большие порции, свежие продукты.

Афон также славится своим гостеприимством. По уставу в монастыре можно переночевать только одну ночь, а потом ты должен перейти в другой монастырь, чтобы освободить место для следующих паломников. Удивляюсь афонской братии, которая принимает ежедневно по 100-150 человек, а Ватопедский монастырь, где находится пояс Пресвятой Богородицы, ежедневно по 200-250 человек. И у каждого чистое белье, полотенце, все застелено, меняют после каждого. Каждый день - гора белья на стирку братии, ведь  там нет наших русских бабушек, на которых в Церкви все держится.

Когда прибываешь в монастырь, тебя сразу проводят в архондарик, что в переводе с греческого означает "гостеприимница", где тебя не спрашивают, кто ты и откуда, а сразу дают холодной воды, чашку кофе и лукум. Потом уже занимаются расселением. Настоятельские ворота открыты с четырех утра и до девяти вечера, и в это время любой человек может зайти и поселиться в этом монастыре, и всех должны обслужить. Такое гостеприимство на Афоне, и для меня это был пример.

Даже в наш храм в Москве начинают прибывать беженцы из Донецка, Славянска, просят помощи. И это должно коснуться всех христиан именно взаимной помощью. Думаю, что этот пост как раз для доброделания. У апостола Павла в апостольских правилах есть следующее: чтобы не отягчать вас со сбором для подаяния в Иерусалим, каждый поступай так: каждый воскресный день откладывай то, что ты можешь дать, как милостыню, и когда я приду, соберу это и направлю с нарочным, как подаяние в Иерусалим.

Иоанн Златоуст также говорит: воскресный день освяти милостынею. Если ты молишься дома, и почему-то не можешь быть в воскресный день в храме, положи в особый сосуд с надписью "милостыня" из того, что ты можешь. И этим приношением ты освятишь свою молитву. И когда будет нужда в этой милостыне, ты воспользуешься тем, что у тебя было, и сотворишь эту милостыню.

Под Славянском находится Святогорская лавра, где укрылись женщины и дети, и уже идет сбор помощи для них. Петровский пост и для этого, отложи уже сейчас, что можешь, чтобы, когда появится возможность, у тебя все было наготове для оказания помощи. Это и будет освящение поста - доброделание.

Бывает, люди боятся поста из-за опасений недостатка белков, привычных продуктов для "сбалансированного", как ныне говорят, питания. Между тем, кто-то из святых сказал, что долголетие и здравие не от яиц, сыра и котлет, а от Бога. На Афоне, как я уже говорил, три дня в неделю, пищу вкушают раз в день и даже без растительного масла, а настоятелю Русского Пантелеймоновского монастыря через месяц исполнится 99 лет, и он ходит на все службы, и каждый вторник, или через неделю ездит в Фессалоники закупать продукты для всей братии. Когда рефрижератор заезжает на паром, игумен сидит в кабине и всю дорогу читает Псалтирь. Встает каждый день в четыре утра, так в чем секрет такого долголетия, причем долголетия во здравии и силах.

Как говорит Иоанн Златоуст, больной человек не тот, у кого много болезней, а тот, кто при болезнях много ноет. Здоровый человек не тот, у кого нет болезней, а тот, кто при болезнях мало ноет. Оказывается все внутри нас. Человек понуждает себя, и вроде ничего, и голова прошла. Патриарх Кирилл говорил, что бывает, что перед богослужением, кажется, просто нет сил, и это вполне понятно, ведь на нем такое бремя. Но через двадцать-тридцать минут, проведенных в храме, появляются вдруг силы, и понятно, откуда. Человек был разряжен, а храм - это источник питания, провод. Царствие Божие нудится, поэтому Петровским постом надо участить и домашние молитвы, и посещения храма. Конечно же, по воскресениям быть причастниками Святых Христовых Таинств.

 

- Вопрос телезрительницы: Я очень старый человек, три месяца лежала, не могла встать, батюшки приезжали, соборовали меня, и я дала обещание Богу, что если поправлюсь, буду весь день молиться на коленках и читать Евангелие. Теперь мне стало чуть полегче, но я не могу ни на коленках стоять, ни сидеть. Что же мне теперь делать?

 

- Делайте по силам. Понятно, что это был сердечный порыв. Как говорят святые отцы, Господь и намерения целует. Сколько можете читать в течение дня главы Евангелия, столько и читайте. Лучше всего читать утром, когда и выспались, и давление нормализовалось, и пульс чуть реже. Посвятите этому первую половину дня, а там, как Бог даст. Одна прочитанная глава так же будет исполнение этого обещания. Не надо расстраиваться, делайте для Бога, делайте от души и делайте по силам, а Господь, зная расположение, примет. Как говорил старец Амвросий, который 38 лет был прикован к постели, говорил: многое бы смог умом, а немощь меня уже не пускает.

На Афоне есть несколько монахов, которым по 100 лет и один, которому 104 года. С одной стороны подвиг, аскеза, никакого сбалансированного питания, бесконечный труд и послушания, а Господь дает силы. Как сказал мне один престарелый игумен:

- Знаешь, почему люди долго живут? Люди долго живут потому, что они кому-то нужны.

Спрашивается, кому нужен человек, если он просто лежит? Оказывается, этот человек молится за свою родню, которая ухаживает за ним, и эти люди получают благословение от Бога на много-много лет вперед.

Старец Паисий Афонский говорил: за самоотверженную любовь Бог дает двойное здоровье. У того, кто лежит, нет здоровья, а тот, кто ухаживает, за свое милующее сердце, которое он в это время приобретает, получает двойное здоровье.

Авва Дорофей говорит о том, как можно стать милостивым, сострадательным, милосердным человеком: когда у тебя  нет поводов к этому, Бог посылает на пути таких людей, через которых могут проявиться наши настоящая любовь, христианство. Мы можем проверить, кто мы на самом деле.

Например, Алексей Ильич Осипов, который в свои восемьдесят лет и преподает, и ездит по России. Сколько отцов служат в таком возрасте, и Бог дает им здравие и долголетие.

Поэтому, дорогие братья и сестры, если хотите жить долго и во здравии, будьте кому-то нужны. Апостол Павел и апостольские послания будут учить нас, кому и чем мы можем быть нужны. В одном из своих Посланий апостол Павел пишет: служите друг другу каждый тем даром, какой получил, учительный - учи, увещевательный - увещевай, раздаятельный - раздавай, все делайте во славу Божию. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов.

Во время Петровского поста и надо носить тяготы друг друга. Посмотреть, чего мы недодали, кого недолюбили, кого-то не навестили. Один сосед поделился рыбой со своей соседкой, а та угостила его банкой молока, он решил отдать половину этой банки с другой соседкой, а та дала ему яиц. Он мог бы отнести рыбу на рынок, продать ее, а на вырученные деньги купить молока и яиц. Здесь он получил все то же, но без денег, а главное - с любовью. Такой вот круговорот любви, и каждый подумал о другом, подумав, чем можем мы поделиться с ближними. Апостол Иаков так и говорит нам: вера без дел мертва.

Время поста как раз время, чтобы поставить вопрос, а какой толк от твоей жизни? Ради чего был прожит этот день? Помолился ли о ком? Позвонил ли ты близким, спросил, как здоровье? Если не смог сделать ничего сегодня, отложи милостыню на будущее и освяти этот день будущим вложением. Сразу набрать какую-то сумму не всегда бывает просто, а если откладывать, это замечательный алгоритм, который приводится в тех же апостольских посланиях, с разговора о которых мы начали сегодняшнюю передачу.

Призываю еще раз всех наших телезрителей посвятить этот Петровский пост изучению Евангелия и чтению апостольских посланий. Как сказал апостол Павел, слово Божие да вселяется в вас обильно. Пусть все у вас будет с благодатью и приправлено солью, чтобы вы знали, как отвечать каждому. А знать это мы будем тогда, когда слово Божие будет вселяться в нас обильно.

Желаем всем нашим телезрителям милующего сердца, добрых дел, сосредоточенности, поменьше суеты, миролюбия и плотолюбия, а обратить внимание надо на добрые дела, на наши мысли, слова, поступки, чтобы мы освятили пост милостынею, молитвой, Псалтирью, Евангелием и добрыми делами. Тогда, может быть, мы хоть чуть-чуть станем похожи на святых апостолов Петра и Павла, с особого благословения которых мы вступаем в этот пост, для того чтобы стать апостолами для тех людей, которые встречаются нам на жизненном пути: будь то родные, сослуживцы, соседи, попутчики. И самой большой наградой для нас будет, если кто-то сможет сказать о нас "это Божий человек".  Апостолы Петр и Павел были такими Божиими людьми.

Чтобы телеканал "Союз", его передачи, его наставления, весь огромный труд, который осуществляет телекомпания, служил всем на пользу: не только для удовольствия, не только для информации, а наипаче для изменения души. Друзья мои, будем понемножку помогать и телеканалу "Союз", поскольку это тоже будет милостыня, милостыня, оказанная душе. Одно дело помочь на продукты и таблетки, помочь делу, которое служит воспитанию и просвещению души - это дело благое.

Всем нам Божией помощи, мира, благоденствия, спасения и заступничества святых первоверховных апостолов Петра и Павла всем нам желаю. Аминь.

До новых встреч на телеканале "Союз".

 

Ведущий: Сергей Юргин.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Костромской епархии протоиерей Владимир Мокренко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать