Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

15 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы.

– Сегодня у нас в гостях в прямом эфире протоиерей Дмитрий Смирнов.

Вопрос: «У мамы тяжелое заболевание – лимфостаз, все ее усилия вылечиться самостоятельно не увенчались успехом, а к доктору не идет, говоря: «Проживу сколько Бог даст». Скажите, если в XXI веке человек не обращается к врачу, смерть в результате этого не есть ли самоубийство? Или все-таки мама права?»

– Нет, это, конечно, не самоубийство, потому что мотивация совсем другая. У самоубийц не бывает такой мотивации «сколько Бог даст», они обычно находятся в отчаянии, или в состоянии «я вам всем покажу» (когда маленький самоубийца), или выражают свой протест, а это совсем другое – человек имеет право…

– …выбора: обратиться к врачу или не обратиться.

– Конечно.

– Но врач тоже от Бога, как бы он ни лечил...

– И ложка от Бога, поэтому один предпочитает есть кашу вилкой, а другой ложкой – кому что нравится. Хлопоты по продлению жизни могут продлить ее на какой-то срок, но человек не хочет посвящать этому оставшиеся силы.

– И еще достаточно мучительными бывают все эти процедуры...

– Бывает и так, по-всякому, но если человек так решил… Я с этим сталкиваюсь, не могу сказать, что часто, но нередко.

– Со стороны родственников правильнее оставить человека в покое?

– Если человек настаивает. Нужно что-то предложить, быть готовым сделать все, что нужно. К тому же бывает так, что не в острый момент человек смиренно терпит, что с ним происходит, а когда какая-то острая боль, надо ему в этот момент помочь, поэтому тут нужно научиться ставить себя на его место, сделать так, чтобы потом не жалеть.

– Вопрос: «Считаюсь ли я крещеной, если моя крестная мама мусульманка?»

– Крестная мама не может быть мусульманкой.

– Вот уж не знаю, как это получилось.

– Даже если ей выдать сертификат, то он все равно будет недействителен.

– Но при этом крещение все равно состоялось, если его совершил православный священник?

– Да. Просто люди не понимают, кто такой крестный, что такое христианство и что такое крещение.

– Зато знают, каким должен быть обряд, может быть, видели или читали где-то, и нередко смущаются тем, что батюшка что-то не так сделал.

– Обычно люди совершенно не разбираются в этом, к сожалению. Сейчас в Церкви начали предварительную катехизацию – может быть, она даст положительные плоды.

– Вопрос телезрительницы: «У меня бесплодие, лечусь много лет, и ни одной беременности в мои 34 года. Знаю, что следовало бы усыновить ребеночка, но не уверена, что способна на этот подвиг. Муж говорит, что я рождена для него, чтобы его любить, но я же женщиной рождена. Почему я бесплодна, и в чем смысл моего нахождения на земле?»

– Господь сказал: «В мире скорбны будете», – и каждый человек несет свой крест. Нужно к своему кресту относиться по-христиански.

– Бог судил тебе такой крест, неси и не ропщи.

– Да, тем более постарались как-то это исправить.

– И вот вопрошает человек: «А в чем тогда смысл моей земной жизни?»

– Смысл жизни не может быть только в рождении детей, смысл в том, чтобы стать христианином и достичь Царствия Небесного.

– Если Бог дал детей – воспитывай…

– Да.

– …веди их за собой.

– Совершенно верно.

– Если Бог не дал детей – служи другим.

– Конечно. Бывают случаи, когда человек вообще все теряет: на войне, или в какой-то катастрофе, или в результате болезни. Разве его жизнь теперь бессмысленна? Богу угодно, чтобы этот человек все равно нашел себя, послужил Ему. Все великие педагоги были неженатыми, и своих детей у них не было. Как Сухомлинский сказал: «Все отдаю детям». И стал замечательным педагогом.

– Такой путь Бог ему предложил, и он не отказался.

– Да, и этот путь оказался лучше. Мало ли в жизни отцов?

– Воспитал бы он двоих или троих своих детей и на этом ограничился.

– В то время, когда он жил, у людей обычно был только один. А он все-таки целую педагогическую школу создал, много детей вывел в жизнь.

– Вопрос: «Что более всего мешает человеку в спасении его души?»

– Недостаточная любовь к Богу.

– «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем, всем помышлением, всей крепостью твоею». Каким образом человек может так возлюбить Бога?

– Только познавая Его: сначала через Евангелие, потом через таинства Церкви, а потом – через добрые дела. Кстати, и через участие в богослужении: где двое или трое соединяются во имя Христово, там Господь посреди них. Когда человек приходит на богослужение, его душа ощущает присутствие Христово в церковном собрании. И, конечно, молитва. Только скажет человек «Господи» – и Господь близко.

– Вопрос телезрителя: «Почему Господь в Книге Второзаконие не дает евреям заповедь «не избирай себе царя» (как есть он у других народов), а когда они просят царя, называет это грехом».

– А Господь зачастую дает человеку то, что он очень-очень хочет, чтобы человек убедился в том, что Господь прав. Это называется попущением Божиим. Такое бывает, потому что сильно маловерие. Евреи попросили себе царя, как у других народов, не только из зависти, хотя, конечно, она присутствовала («мы хотим, как все люди»), но еще и по маловерию, потому что правил Израилем непосредственно Сам Бог, Отец Небесный, а у них не хватило веры в это, поэтому решили избрать царя.

– Когда человеку не дается то, что он очень хочет, он потом всех винит в своих бедах: «Вот, мне не дали, если б вы дали, то все было бы иначе».

– Господь попустил это для сохранения у Своего народа любви к Нему. Даже родители порой вынуждены идти в некоторых вопросах на поводу у своих детей, хотя им чрезвычайно этого не хочется. Они просчитывают, что потерь от строгого «нет» будет больше, чем от вынужденного «да». Здесь то же самое.

– Вопрос: «Как отличить юродство ради Бога от юродства по глупости или душевной болезни?»

– А не надо различать. Мы живем в XXI веке, сейчас бывает только второй вариант.

– То есть юродивого ради Бога уже не встретишь?

– Да и раньше это было 0,5% от всей массы людей, а сейчас мы живем в таком веке и мире, что уже категорически исключается настоящий юродивый ради Христа.

– То есть в наше время такой подвиг не может даже возникнуть?

– Дело в том, что каждый юродивый – миссионер, а сейчас такая пустыня, в которой приходится миссионеру действовать, и она настолько закаменела, что не проломишь ничем, – тверже, чем иудейская пустыня, поэтому даже если бы кто-то был к этому готов, то его бы никто на это не благословил.

– Вопрос от телезрителя: «Если человеку предсказали судьбу и она как бы частично сбывается все больше и больше, есть ли вероятность того, что в итоге она не сбудется, если человек, например, исправился? Все-таки Бог определяет судьбу. Бывает так, что Он передумал и сделал ее получше, чем задумывал?»

– Нет ничего проще: если человек верит в судьбу, тогда все, что ему «наплели», будет сбываться, потому что вера этого человека в то, что ему «наплели», будет его двигать по этой тропинке, а если человек пренебрежет этим, то будет сам строить свою жизнь без всякой судьбы, потому что никакой судьбы нет. Просто некоторые люди в Бога не верят, а верят в судьбу – и получают не от Бога, а от судьбы. А судьба в руках дьявола, потому что он каждого человека хочет направить по своему пути. Первое – дьявол обманщик, а второе – он враг рода человеческого.

Был такой очень известный человек, его псевдоним – Гитлер, и сатана ему внушал свое и помогал на его пути. На него были десятки покушений, а он выживал, потому что дьяволу было угодно, чтобы он столько бед принес и себе самому, и всему немецкому народу, и всем европейским народам, и более всего русским. Это было попущено Богом за наши грехи, но орудием явился Адольф Гитлер. А потом – разве дьявол его наградил за это? Нет, сдох как собака. Конечно, астрологи прочили ему совсем другую судьбу, он без них вообще ничего не начинал, они ему всё предрекали, но конец для него как для человека оказался печальным: покончил с собой, а хуже этой смерти и на свете нет. Сколько бед он сумел сделать за 13 лет у власти! Мало найдется людей, которые столько гадостей сделали, как он. И ничего ему от этого не прибыло. И тот, кто задавал вопрос, если будет действовать согласно тому, что ему предначертали, попадет в такую же яму, как и все предыдущие, кто шел этим путем.

– Но порой сбывается то, что человек даже и не ожидает, не знает.

– Так дьявол-то все знает. Разве трудно ему устроить комбинацию, в которую бедный человечек попадет двумя ногами? Особенно если человек Богу не молится, в церковь не ходит, праздников не соблюдает.

– Такого человека дьяволу несложно просчитать.

– Да вообще за 15 минут. Те люди, которые занимаются глобальной политикой, конечно, не без помощи дьявола сталкивают целые народы, уничтожают государства, устраивают великое переселение народов – это же все просчитано. Есть цветущее государство – сейчас устроим войну и сделаем там хаос, есть будет нечего через полгода – народ «попрет» в толерантную Европу. Половина утонет в море, а половина останется и будет устраивать европейцам веселую европейскую жизнь. Что и требовалось доказать. Это люди делают. Или большевики: «Сейчас мы устроим всемирный интернационал». Разорили прекрасную державу, довели до того, что целые куски отпали, все, что можно, разорили – и сейчас, при наличии самых богатых недр, у нас кризис, дороговизна. А чем народ питается? Исключительно одним контрафактом: молоко и все молочные продукты – фальшивые, рыбу есть нельзя, потому что она такой гадостью накачана, от которой вообще заболеешь. Все фальшивое, вредное. И чего достигли? Пришли к тому, что сами не знаем, что строим, какое хотим государство, куда идти, во что верить – чистый разброд и шатания. Темень непролазная. Как глухому глаза завязать и пустить по темному лесу…Сейчас русский народ находится в таком духовном состоянии. А обещали сколько? Те, кто обещал, где они? Уже и имена их забыли. Кто крови много пролил, тех еще помнят, а какое-то время пройдет – и только те, кто будет заниматься этим периодом отечественной истории, будут знать эти имена. Самых крупных злодеев всегда будут помнить: Гитлера, Ленина никогда не забудут, Родина всегда знает своих антигероев.

– Вот и говорят: «У русских такая судьба».

– При чем тут судьба? Был святой царь (как выяснилось через несколько десятков лет, несмотря на то что вылили на него тонны грязи и вранья), пришли к власти натуральные бандиты, убийцы, грабители банков, жулики, проходимцы, предатели, сотрудники разных разведок (прежде всего английской), захватили власть. Какой-нибудь лысый или рябой пишет телеграмму, а эти бегут и всё исполняют: этих расстрелять, этих живыми закопать… Но ведь это всё делали люди и думали, что будет счастье. Как многие девчонки нагуляются, забеременеют и думают, что сейчас ребеночка своего прикончат – и будет им из этого счастье, потому что ребеночек вроде не вовремя. Она что – не знала, как дети получаются? Зачатие ребенка – это же целая процедура, и заканчиваться она должна не тем, что его убьют, а тем, что его грудью кормят, которая после родов начинает источать молоко – питание младенцу. А тут и мама, и в женской консультации говорят: «Убей, убей, убей». Разве из этого будет счастье? Какое счастье может быть для убийцы? А этот доктор, который является палачом, уничтожая население сотнями, может ли быть счастлив? Или его дети? Это был бы верх несправедливости. Поэтому люди сами себе устраивают погибель. Почему? Потому что они зло воспринимают как добро. Врач считает, что он помогает женщине. Помогает, но в чем? В убийстве. Вместо того чтобы отговорить ее. Поэтому нельзя сказать, что это Господь так делает, – люди сами, а потом такая возникает жизнь. И все думают, что это враги, еще кто-то. Враги врагами, но враги попускаются для того, чтобы показать людям, что счастье не зависит от того, есть враги или нет. Не будет Хуссейна или Обамы, будет инфаркт миокарда – хрен редьки не слаще. Никуда человек не может деться от Суда Божьего, это невозможно, но, к сожалению, люди в это не верят. Человек говорит: «Судьба».

– Он говорит в надежде, что эту судьбу можно изменить, если человек изменит свою жизнь.

– Если человек курит три пачки в день – какая у него судьба? Рак гортани.

– Взял и бросил курить.

– Вот и будет у него другая судьба. Или человек переходит через улицу, а в ушах у него наушники, сверху капюшон, и он еще что-то на своем гаджете выписывает – он полностью отключен от мира. Хорошо, если водитель его видит, а если вечер темный – он его сшибает. Машины-то видно, у всех фары горят. Нельзя переходить улицу, уткнувшись в айфон. Это просто сумасшествие, поэтому его сбивают. Конечно, водитель должен смотреть, но он и смотрел, но не увидел, а если б вдвоем смотрели – и тот, кто переходит, и тот, кто машину ведет, шансов остаться в живых было бы гораздо больше. Никто не смотрит, так стало тяжело из-за этого!

– Вопрос от телезрительницы: «Я бы хотела узнать: во времена гонений мученики и исповедники российские были в концлагерях, и там в адрес их прямо говорили матом. Как они реагировали на это? Говорили в ответ, что они не сквернословники или вообще молчали?»

– Большинство, конечно, молчали. Но в те времена на мате мало кто разговаривал, поэтому обычно при них те, кто ругался, начинали сдерживаться. Об этом многие свидетельствуют.

– Может быть, Господь удерживал этих людей.

– Конечно, было очень сильное влияние этих святых людей на тех, кто был с ними. А некоторые вообще получили образование в лагере. Я знал одного человека (это друг моего отца), который закончил всего шесть классов, но был образованнейший человек. Это образование он получил в лагере из разговоров, которые вели между собой заключенные, потому что там были профессора всех наук, была очень обильная интеллектом компания: филологи, лингвисты, ботаники, физики, химики, математики, астрономы, историки, литературоведы.

– Весь цвет нации.

– Да, цвет нации.

– Что же здесь-то осталось?

– Страна не маленькая, поэтому рождались другие, а потом все-таки во время войны какая-то часть была спасена, такие как Туполев, Королев. Они хоть и оставались в лагере, но один ракеты делал, а другой самолеты. Многих сохранили: покалечили сильно, но убивать не стали. Правда, сейчас это называется достижениями нашего Отечества, когда все достижение заключалось в том, что не убили до смерти. Некоторых полководцев вернули, не успев расстрелять, и они блестяще провели те кампании, которые им доверило руководство. Потому что все понимали, что не виноваты эти люди. Чисто практически подошли. Когда формировалась Красная армия, в нее призвали белых офицеров и генералов, они послужили, а потом их «во славу всех» расстреляли – нужда в них отпала, появилась новая плеяда. Тоже цвет нации. У нас этот цвет был в каждом направлении нашей жизни. Взять хотя бы Александра Вертинского. Он и поэт, и музыкант, и певец – чистый белькантист, таких вообще нет. Если рядом поставить Вертинского и, допустим, Розенбаума и сделать два концерта – Розенбаума в Доме музыки, а в Олимпийском – Вертинского, куда народ пойдет? А Вертинский еще и человек благородный: во время Первой мировой санитаром был на фронте, раненых спасал – потрясающий человек!

– Вопрос телезрительницы: «В толковании святыми отцами заповеди «не судите, да не судимы будете» есть дополнение, что не судите судом неправедным. Если есть такое уточнение, значит эта заповедь говорит о том, что именно судом неправедным нельзя судить. Что это означает? И дальше есть такая фраза: «прощайте, и будет вам прощено»; и написано – «если судите судом праведным». То есть в первом случае речь о суде неправедном, а во втором случае прощается, если судим судом праведным. Как это понять?»

– Очень просто: всякий суд человеческий – это суд неправедный. Поэтому если человек судит, осуждает другого человека, то это является неправедным судом.

– Телезрительница: «То есть это всегда так?»

– Абсолютно. Потому что даже в человеческом обществе выбирают специальных людей, которых назначают судьями, и им дается право. Удачно, неудачно, но только им, а простой люд, который занимается другими своими делами, не имеет права судить, тем более что весь суд Отец Небесный отдал Сыну Своему – Господу нашему Иисусу Христу. А так один грешник судит другого грешника – это всегда неправедно, потому что человек судит по своим страстям. Причем каждый человек видит только тот грех, который есть в нем, поэтому сказано: «Каким судом судите, таким будут судить и вас», потому что когда ты кого-то осуждаешь за какой-то грех, этим самым ты обнажаешь свой, за это же самое тебя будут судить.

– Телезрительница: «А еще маленький вопрос в продолжение. Вы очень часто поясняете, что такое дела веры, и Вы сказали, что это дела ради Христа, то есть по внешнему виду это тоже никогда нельзя определить со стороны?»

– Суд – это необязательно осуждение со знаком «минус», осуждение бывает и со знаком «плюс».

– Телезрительница: «Я как раз это и имею в виду. Как это можно понять?»

– Я, как человек, который разбирается в живописи, очень часто вижу, что людям нравится с точки зрения живописи такое барахло, которое нужно только в печку, а люди говорят, что это хорошая картина. Как человек разбирающийся, я вижу, что это никакая не картина, это даже и не макулатура – просто материал для печи. Человек даже и в таких вещах ошибается… Я даже расскажу такой случай: стою на Алтуфьевском шоссе, передо мной новые здания, они устроены так, как колумбарий: коричневого цвета квадраты, ни одного балкона и одинакового размера окна. С точки зрения архитектуры это тоска коричневая. И вдруг какой-то гражданин на остановке произносит: «Какие же красивые дома!» О чем тут говорить? Человек в красоте архитектуры совершенно не разбирается, ему нравится то, что отвратительно, хотя он дает этому положительную оценку.

– Телезрительница: «То есть в меру своей непросвещенности он даже не способен это оценить?»

– Конечно, не способен, поэтому Господь и говорит: «Не судите, и не судимы будете».

– Телезрительница: «Так он даже относительно себя не способен понять, это и для него плохо».

– И для него, и для всех окружающих, потому что если у него есть сынок, он обязательно прислушается к мнению папы, и это будет дальше распространяться.

– Телезрительница: «С какого момента человек может правильно оценить хотя бы свои поступки?»

– Человек может правильно оценивать поступки только с точки зрения своего покаяния, которое дает человеку возможность увидеть некоторые кусочки правды о состоянии своей души.

– Телезрительница: «То есть все начинается с покаяния».

– Конечно, «покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» – только с этого все начинается.

– Вопрос: «Господь говорит исцеленному расслабленному: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже». Как возможно исполнить это, если человек и дня не может прожить без греха?»

– Здесь имеется в виду другое, и они друг друга поняли, потому что и сам этот болящий знал, почему это произошло.

– За что…

– «За что» – так говорить неправильно, правильнее – «почему?». И Господь ему сказал: потому что есть грехи, есть прегрешения, есть разная степень греха. Одно дело сказать: «Так бы и убил», а другое – взял и убил. Это разные вещи.

– То есть здесь Господь указывает именно ему…

– Ему на его грех.

– На то, что тот за собой знал…

– …или делал на протяжении своей жизни.

– Вопрос телезрительницы: «Мы с мужем молимся вечером, я читаю молитвы с выражением, а он мне говорит: «Ты почему декларируешь молитвы как стихи?» Я от всего сердца читаю, а он мне говорит, что я неправильно читаю».

– Можно читать по-всякому, но раз Ваша декламация мешает ему молиться, то по-христиански Вы должны сделать так, чтобы ему своей декламацией не мешать.

– Телезрительница: «Он молится вместе со мной: я читаю, а он слушает».

– Он молится, но Ваша декламация ему мешает?

– Телезрительница: «Мешает».

– А как называется существо, которое мешает другому человеку молиться? Кто это такой, который мешает молиться? Расскажите мне.

– Телезрительница: «Это уже, наверное, этот…»

– Этот, правильно. Вы когда молитесь, Вы на кого работаете?

– Телезрительница: «Я к Богу обращаюсь».

– К Богу. Но если Вы человеку мешаете молиться?

– Телезрительница: «Поняла, спасибо».

– Вопрос телезрителя: «В Евангелии прочитал, что Господь осудит тех, кто не посетил больных, не навестил осужденных, не накормил голодных. У меня большая семья, и времени больше ни на что не хватает, только на нее. Как мне исполнить эти заповеди?»

– Например, у человека большая семья, он работает, а придя с работы, начинает участвовать в приготовлении пищи – разве он не кормит голодных? А может, не дай Бог, кто-то из них попадет в кутузку – ему надо принести теплые вещи, носки, очки, покушать. Может, и это придется делать.

– Но это своему…

– Понятно. А потом дети вырастут. У нас сейчас почти полмиллиона сидят в тюрьме, и всегда так будет. Всегда можно организовать помощь им, когда будет время.

– Когда своих вырастишь, выпустишь в мир…

– Человек уже натренировался на своих. И потом Господь перечислил самое главное: накормил, напоил, одел, посетил, когда кто-то болеет – сходил за лекарствами, врача вызвал; то, что врач предписал, выполнил. Но есть еще много других вещей. Холодильник починил, крючки для полотенец привинтил, плинтуса покрасил – это тоже относится к этой заповеди.

– Лифт в собственном подъезде помыл от всяких надписей.

– Это уже очень большая высота, если кто-то это сделал для всех. Даже вот подглядел, кто эти стены расписывает, и уши надрал – это тоже христианский поступок.

– Послужил всем остальным.

– Да. Надрал уши и сказал: «Еще раз появится хоть одна надпись, я тебя сдам в комнату милиции как вандала, у тебя уже будет заметка». Но не сразу в милицию, сначала лучше уши надрать.

– Вопрос телезрительницы: «Скажите, пожалуйста, почему я всегда в церкви плачу? Я не могу сдержать себя».

– Плачьте на здоровье. Я тоже часто плачу. Человек начнет рассказывать свою жизнь – и я плачу. Церковь – такое место, где плачут. Священникам под ноги даже ковер стелют, чтобы впитывать то, что из глаз вытекает. А где ж еще плакать? Не в магазине же. Хотя там тоже одни слезы.

– Телезрительница: «А я думала, я такая грешная…»

– Конечно, грешная. А что – Вы праведница разве?

– Телезрительница: «Нет, но не могу сдержаться, чтоб не плакать».

– Это я уже понял, но Вы разве не грешница?

– Телезрительница: «Грешная, батюшка».

– Ну и плачьте на здоровье.

– Вопрос: «Не грех ли жить в долг? А если умрешь и не успеешь отдать долги, Господь взыщет в будущей жизни или простит?»

– Нет, в долг, конечно, жить не надо.

– Сейчас все более и более популярен этот западный образ жизни, когда всё в кредит: квартира, машина и все остальное тоже.

– Это плохой путь.

– Сколько Господь дал, тем и довольствуйся.

– Да.

– Вопрос: «Дал зарок не раздражаться, пообещал Богу и даже неделю не выдержал…»

– Неделю? Да это святой. Хоть бы до обеда…

– Продолжение вопроса: «Может, потому и не выдержал, что пообещал? Что-то обещать Богу – это грех?»

– Конечно, грех, но не в самом обещании, а в гордости.

– То, что человек так самонадеянно вдруг решил?

– Конечно, от гордости.

– Хочется Богу сделать приятное.

– Если человеку 2 года – пусть ему хочется, но когда человеку 4 года, он уже должен соображать.

– Но Богу приятное хочется сделать. Это же хорошо.

– Хочется – делай: возьми и убери за собой игрушки без напоминания мамы – это тоже Богу приятно. Чтоб папа пришел, а все убрано.

– Вопрос: «Господь призывает не общаться с людьми развращенными. Как мне быть, если таковым человеком является мой родной отец?»

– «Оставьте мертвым погребать своих мертвецов».

– Вопрос телезрительницы: «Как относиться к врачам, которые реально вымогают деньги, чтобы начать лечение больного? Вчера был большой праздник Косьмы и Дамиана – бессребреников, то есть люди в свое время лечили абсолютно безвозмездно…»

– Обождите. Косьма и Дамиан – это не одна пара, есть три пары врачей безмездных. За две тысячи лет набралось шесть врачей, которые безмездно лечили, а Вы говорите: «Раньше были…» Были – на все страны, на все народы – шесть человек. А Вы думаете, что все такие были? Ничего подобного. Поэтому если врач вымогает, надо с ним поторговаться, чтобы сумму скостить.

– Телезрительница: «Может, лучше призвать такого врача к совести…»

– Обождите, а какая совесть? Он обладает знаниями, технологиями, у него есть аппаратура, у Вас ничего этого нет. Если он Ваш кум, то он еще может что-то бесплатно для Вас сделать, а так – с какой стати он должен Вам бесплатно что-то делать?

– Телезрительница: «А если реально нет таких денег, которые вымогают врачи, значит надо сложить руки и ждать?»

– Вот я про это и говорю – надо торговаться.

– Телезрительница: «Значит все-таки стоит этого врача немного как-то и к совести призвать?»

– Да при чем тут совесть!

– Телезрительница: «Ну, я не знаю, в чем тогда торговаться?»

– Вы пришли к врачу, а дальше – как договоритесь. Допустим, у меня есть зубной врач, который ничего с меня не берет – ни рубля, сколько бы я ни пытался дать. Видите, как мне хорошо, как я шикарно устроился, но это только по поводу стоматолога, а по поводу офтальмолога – нет.

– Телезрительница: «Но ведь бывают очень серьезные ситуации, когда жизнь человека реально зависит от врача».

– Но если жизнь человека – чего тогда деньги жалеть? Если жизнь, тогда что – Ваша жизнь 15 копеек стоит?

– Телезрительница: «Конечно, нет».

– Ну вот. Надо дать доктору – что тут такого?

– Телезрительница: «То есть он будет уже в ответе за моего родного человека, не я – так, что ли, выходит?»

– Он отвечает за то, будете Вы здоровы или нет.

– Телезрительница: «В принципе, все понятно».

– Что ж тут непонятного? Вы придете на рынок, скажете: «Слушай, дай мне две связочки бананов, я дома покушаю». Вам скажут: «Ну, знаешь, тетка, иди – много вас таких». А еще лучше сходите в Большой театр – узнаете, какие там цены. И никто же ничего не говорит. Придет какой-нибудь к прима-балерине и скажет: «Слушай, дай контрамарочку, очень дорого там». Скажут, что с ума сошел. А что там? Просто посидел, музыку послушал, балет посмотрел. А если еще бутерброд в буфете съешь, вообще очумеешь – полтысячи за бутерброд! А тут – здоровье.

– Телезрительница: «Конечно, здоровье, это я сейчас смеюсь, а когда ситуация…»

– Когда ситуация – платим деньги.

– Телезрительница: «Все понятно, благодарю Вас».

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский
Расшифровка: Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать