Беседы с батюшкой. Кризис

15 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иерей Александр Асонов, заведующий канцелярией Гатчинской епархии, настоятель храма Всех святых в Гатчине. Передача из Санкт-Петербурга. 

- Что означает слово «кризис»?

- В переводе с греческого «кризис» означает: судить, рассуждать, отличать одно от другого. Этот термин активно использовался в юриспруденции Древней Греции - во время судов судебный процесс предполагал выступление защитников и обвинителей. Поэтому термин связан с понятием суда. Но кризис – это и поворотный момент, когда нужно делать какой-то выбор, поэтому нельзя говорить о том, что у этого понятия только негативная коннотация. У кризиса есть и позитивные оттенки, потому что он предполагает какие-либо выводы, решения. Он бывает экономический, социологический, демографический, кризис среднего возраста и так далее. Кризис среднего возраста можно связать с экзистенциальным, его переживает большинство людей, не замечая того и думая, что это переутомление, стресс, усталость. Как видим, у этого термина много оттенков.

- В наши дни людей больше волнует социальный и экономический кризис, и это определение несет исключительно негативный оттенок, то есть кризис не рассматривается как то, что приносит улучшение.

- Так и есть. Люди привыкли воспринимать этот термин как нечто отрицательное, мы его используем, рассказывая о неприятных событиях. Как написано в Википедии, экономический кризис случается тогда, когда происходит некая селекция между прогрессивным товаром и непрогрессивным - таким образом с рынка вытесняется все нежизнеспособное. Финансовый кризис происходит, когда фиктивный капитал начинает превышать реальный. В некотором смысле это можно сравнить с нашей жизнью: когда фиктивные устремления, идеалы, жизненные позиции начинают превышать реальные возможности, тогда наступает в том числе экзистенциальный кризис, кризис среднего возраста, духовный.

Но, повторю, кризис имеет и положительные черты - он приводит к позитивным результатам, выводам, умозаключениям. Это просто этап, который проходит человек или какая-либо система: экономическая, политическая, система ценностей, - то есть когда назрел внутренний конфликт. Когда начинается осознание: мы думаем о причинах происходящего, сравниваем, делаем умозаключения. Суд – это в какой-то степени наказание, но он предполагает и возможность оправдания. Суд предполагает правосудие, а правосудие предполагает суд. В христианской жизни под кризисом подразумевается Божественное правосудие.

- Да, в тексте Нового Завета мы находим слово «кризис», когда говорится о Страшном Суде. Что видится под этим православными христианами?

- Можно сказать, мы живем в эсхатологический период с момента пришествия Спасителя. Господь говорит: «Ныне суд миру сему». Свет пришел в мир, но люди не приняли его, а больше возлюбили тьму. Сейчас уже происходит этот кризис, этот суд – на мистическом уровне. И правосудие Божие совершается всегда и везде, как бы мы ни думали, что «до царя далеко, а до Бога высоко». Даже когда нам кажется, что беззакония превосходят все границы и никакой вариант правосудия не является эффективным, правосудие все равно происходит (сразу или постепенно). Люди, которые дожили до седин, знают это хорошо. В юности максимализм мешает нам правильно оценивать ситуацию, но люди, которые прошли путь хотя бы в шестьдесят лет, могут уже говорить о том, что суд Божий вершится.

Для человека очень важно переживать кризисы в своей жизни, в том числе духовный. Он свидетельствует о жизни, о внутреннем становлении, о том, что человек не находится в состоянии «болота». Да, человек сталкивается с определенными сложностями, «подводными течениями», но это движение, а движение – жизнь. И для христиан важно, что происходит Божественное правосудие, вмешательство Бога в нашу жизнь. Есть соблазн сказать: «Сколько безумия творится! Куда же смотрит Всевышний?» Но поспешность с такими выводами – это юношеский максимализм, потому что человек ограничен, а Бог органичен.

- Даже в православной среде можно обнаружить радикальные взгляды на пришествие антихриста, маргинальные мифы, присутствие страха Страшного Суда, конца света.

- Такой страх неизбежен, он присущ человеку. Кризис предполагает ощущение страха и тревоги, потому что есть ощущение нестабильности, неизвестности. Это лишний раз напоминает нам о том, что все ходим под Богом и не стоит успокаиваться. Мы должны помнить, к чему призваны, стремиться идти по пути, следуя заповедям Божиим, не расслабляться. Нам нужно наблюдать, как мы поступаем, о чем думаем, к чему стремимся. Это чувство очень полезное, мы должны обращать внимание на то, где наше сердце, потому что «где сердце, там и богатство». Святые апостолы говорили: «Непрестанно бодрствуйте, трезвитесь».

Порой из-за страха люди начинают искать себе психологические формы защиты, которые эффективны лишь на короткий период времени. Есть люди, у которых имеется недостаток веры, они находятся на своем пути, но однажды Господь откроет им что-то другое. Есть люди, которые думают, что если отказаться от системы паспортного контроля, существующей в нашем государстве, это обеспечит им спасение, их не будет контролировать злая сила. Давайте к этому отнесемся со спокойствием и по-христиански. Мы призваны к тому, чтобы учиться любить друг друга и принимать друг друга такими, какие есть. Бывает, человек, которого мы встречаем в своей жизни, не хороший и не плохой, он просто другой. Но если он другой, это не значит, что его нельзя принимать. Он таким вырос, у него своя жизненная история. Мы все разные, можем не найти общего языка, у нас бывают несовпадающие точки зрения, но мы должны учиться в этом разноголосии находить единство и мир, своей жизнью проповедовать то, что нам заповедал Христос. А Он четко определил: «Только тогда узнают, что вы Мои ученики, если будет между вами любовь». Апостолы тоже были разные. И есть страхи, которые существуют в нашей Православной Церкви, они существуют и в других Церквах. Мы составляем часть единого Вселенского Православия, мы – одна Церковь, об этом нужно помнить. Переживание этого страха естественно, потому что мы живем в период эсхатологического кризиса, когда Господь действительно производит Свой суд. На мистическом уровне сложно объяснить, как все это происходит, но в Евангелиях много притч об этом.

- Часто говорят, что среди молодежи очень низкий уровень культуры, говорят о кризисе. Не путаем ли мы упадок и кризис? Всегда ли упадок свидетельствует о кризисе?

- Это сложный вопрос. Я бы не сказал, что молодежь необразованная, мне приходится общаться со многими молодыми людьми. Вы, отец Михаил, Ваши коллеги – молодые люди, образованные и интересные. Может быть, я встречаю таких в силу того, что живу в культурной столице. Проблема еще в том, что не все могут позволить себе высшее образование в связи с изменениями в системе, также повлиял Болонский процесс на академические устои. Но большинство людей все-таки стремится к самообразованию, к насыщению культурой.

Конечно, кризис предполагает упадок. Я уже сказал: он высвечивает внутренние невидимые конфликты. Как говорят психотерапевты, у человека происходит невроз, потому что существует какой-то внутренний неразрешенный конфликт, неразрешенное переживание. Его нужно преодолевать. У христиан есть все возможности преодолевать кризисы, в том числе и тот суд, который вершит сейчас Господь: следовать заповедям, святоотеческому Преданию, сохранять его, следовать апостольскому учению по духу, а не по букве. Духовное стоит на первом месте, а все остальное – пояснение к духовному. И в жизни каждого христианина есть не только эсхатологический кризис, но его личные человеческие переживания, стрессы. Например, экономический кризис в жизни человека наступает, когда фиктивный капитал превосходит реальный. А ведь богат не тот, у кого много денег, а кому их достаточно.

- Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Батюшка говорил, что подростковый и юношеский возраст – возраст духовно невменяемый, он может затягиваться до 30 лет. Как поступить матери таких детей, у которых этот период затянулся, как ускорить прохождение кризиса и привести детей к вере?»

- «Духовно невменяемый» - видимо, имеется в виду юношеский максимализм. Нужно быть терпеливыми, просить у Господа мудрости, как себя вести со своими родственниками в таких ситуациях, молиться за них, уповать на Христа. Других вариантов нет. Если мы начнем оказывать какое-то давление, это вызовет только противодействие, антагонизм. Мы не можем человека заставить что-то постичь, тем более вечные истины, он должен это пережить. Либо человеку это откроется в его личном жизненном опыте, духовном, на практике, либо этого не произойдет. Заставить стать мудрее и опытнее невозможно, но помочь можно молитвой. Я не знаю, как поступить в той или иной ситуации, но я уверен, что знает Господь. Я не могу видеть всех деталей своей судьбы и судеб тех людей, которые меня окружают, это ведомо только Богу. Но я могу положиться на Господа, на Его святую волю, быть настойчивым в молитве и знать, что Он даст ответ, правосудие свершится. Господь сказал: «Стучите, и отворят; просите, и получите». Это реальность, это происходит в жизни каждого верующего христианина.

И еще должно быть терпение и любовь. Любовь всему содействует, все покрывает, она никогда не перестанет. Все пройдет: языки умолкнут, народы прекратят свое существование, рухнет цивилизация, банковские системы и так далее, - но любовь пребывает вовеки. Любовь – первая. Как раз это будет являть то, что мы – чада Христовы. Любовь терпеливая, снисходительная, стремящаяся поддержать, понять, войти в положение. Это и должно нас отличать как христиан. Достигается это терпением, молитвой и постом. Постом необязательно в той форме, в которой мы привыкли его воспринимать (отказ от пищи). Пост – отказ от того, от чего тебя призывает отказаться Господь. И каждый знает, к чему Он призывает. Дай Бог всем нам мудрости правильно поступать, следуя заповедям Господа нашего Иисуса Христа.

- То, о чем Вы говорите, очень близко к подвигу святой праведной Моники, матери Августина Блаженного.
 
- Это яркий, хороший пример. Есть итальянский фильм, посвященный Августину, который так и называется «Блаженный Августин». Рекомендую посмотреть фильм про этого удивительного человека и его мать, которая молилась за него, терпела и ждала, когда он был еще в ереси. Но тем не менее Господь его призвал. Это хороший пример для нас всех.

- Когда наступают финансовые потрясения, все хватаются за голову. Вы уже приводили евангельские слова: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Не говорит ли это о плачевном состоянии нашего христианского сознания, когда сердца наши в банковских счетах, квартирах?

- Если у нас больше привязанности к материальному, чем к духовному, конечно, это говорит о плачевности нашего духовного состояния. Нужно признать, что в вас что-то не так, если вы христиане, а материальное занимает большую часть вашей жизни. Это искреннее признание перед самим собой даст возможность предпринимать правильные шаги в будущем и выйти из этого состояния. Но если человек слишком закоренел в материальном, он найдет много оправданий, чтобы не признавать этого перед. Наша природа греховная, она помогает нам увязать в «болоте» наших греховностей и находить уйму оправданий: «Мир так устроен, куда денешься? Везде деньги надо платить. Все такие, не я один». «На миру и смерть красна» - все начинается с этого. Может быть, и мир неправильный, и все плохие, но что мне до них? Мне надо следовать за Христом. Серафим Саровский говорил: «Спасись ты, и вокруг тебя спасутся многие». Спаситель, обращаясь к Петру, на его вопрос об апостоле Иоанне сказал: «Что тебе до него? Ты следуй за Мной!»

Если наш фиктивный духовный капитал превышает реальный, тогда мы находимся в очень плачевном состоянии. Если мы вовремя не задумаемся, но действительно искренне стремимся идти за Господом, Он нам покажет – наступит кризис. Он попустит наступить кризису ради нашего спасения. Господь говорит: «Кого люблю, того наказываю». Без Божественного правосудия мы бы не знали, как себя вести, в каком направлении двигаться, не получали ответы на вечные и временные вопросы. Божественный Промысл позволяет нам очнуться, задуматься, покаяться. Покаяние тоже связано с кризисом. Пока мы чувствуем духовную боль, вакуум, мы живем. Как только мы перестаем это чувствовать, возникает вопрос: «А чем мы вообще занимаемся, какова цель нашей жизни?»

Сейчас очень часто люди любят говорить о коррумпированной церковной системе, подкупленных попах. Раньше говорили, что у них погоны под рясой, сейчас придумывают и другие глупости. Каждый человек имеет свои недостатки, естественные погрешности, попы – это такие же люди, граждане РФ, они вышли из нашего общества и сами еще вчера были такими же прихожанами. Может быть, у кого-то дорогие машины – так дай Бог им счастья. За людей надо порадоваться, что у них появилась финансовая возможность. У меня нет хорошей машины, но разве я должен на себе волосы рвать из-за этого? Во-первых, не по-христиански, потому что это очевидная гордыня и зависть. Во-вторых, обсуждение других и зависть отнимают уйму духовных сил. Не на это надо смотреть, а собой заниматься, по своему пути идти, со своей стороны что-то делать. Нужно начать действовать, и все начнет меняться, иначе будем сидеть, сплетничать и смотреть в карман друг другу. Это происходит потому, что человек не переживает состояние кризиса, он в падении, но состояние отрезвления у него не произошло. Если человек искренен в своих духовных устремлениях, но просто заплутал на жизненном пути, Господь его направит, наступит переосмысление. Человек начнет думать, зачем он живет и куда двигаться.

- Вопрос телезрителя: «Какое образование Вы считаете более важным и нужным: светское или духовное?»

- Было бы прекрасно, если бы человек получил и то, и другое – оба полезны. Человек должен получать то образование, которое ему дорого, ради дела, которое ему интересно. Святой архиепископ Лука был великолепным хирургом и архиереем РПЦ. Ему нравилась хирургия (он занимался гнойной хирургией, написал учебник на эту тему, который до сих пор используется в медицине), и он хотел служить Христу. Святой Лука разрывался между двух огней, сложно было сделать выбор, но это был его путь и его кризис. И в этом нет ничего плохого – в обоих случаях он помогал людям. Он был врач и душ, и телес человеческих. Я считаю, что и светское, и духовное образование является очень важным для общего развития личности.

- Можно ли гармонично развиваться, избегая кризисов?

- Кризис неизбежен в любом случае. Есть какие-то этапы, когда происходит переосмысление поступков, совершается внутренний процесс суждения и суда. Он занимает дни, месяцы, годы, это происходит не за одну секунду. Для каждого человека избежать этого невозможно, потому что это естественное развитие. Мы живем в духовном биполярном мире. Этот мир имеет два оттенка: есть первородный грех, который нарушает тот образ Творца, по которому мы созданы, и в жизни каждого христианина есть Божественная сила – Дух Святой. Между этими началами существует некий разлад: мы живем в теле, в котором действует первородный грех, движемся по пути жизни, переживая последствия этого греха, но уже имея внутреннее убеждение, порождаемое Святым Духом. Мы уже имеем жизненные «маяки», чувствуем Божественное провидение, правосудие. Господь обращает кризис не в погибель, а в возрождение. Но мы все равно болеем, у нас есть немощи, страдания, мы все умираем – это результат первородного греха, неизбежность. Этот путь предполагает страдания, этапы кризиса, становления личности. Тот, кто в Боге с молитвой и постом и следует заповедям, всегда это преодолевает. Иногда быстро, иногда медленно, иногда с легкостью, иногда с трудом, но справляется. Того, кто живет вне Бога и вне веры, кризис может привести к погибели, а может, наоборот, к прозрению.

- Вопрос телезрительницы из Тольятти: «У меня семейный кризис. Моей дочери 31 год, моей маме 88 лет, они живут в одном доме, у них конфликты. Я хожу в церковь, причащаюсь. Дочь тоже ходит в церковь, мама уже не может. Какие еще мне прочесть молитвы, чтобы разрешить этот кризис?»

- Мне сложно отвечать на такие семейные вопросы, они имеют очень индивидуальный характер. Поскольку я не знаю всех обстоятельств Вашего семейного дела, не знаком со всеми деталями, скажу очень поверхностно. Вы, как воцерковленная христианка, знаете, какие молитвы нужно читать и о чем просить Господа. Наберитесь терпения, предайте все в руки Бога. Попросите свою дочь тоже молиться о ее взаимоотношениях с бабушкой и о том, чтобы Господь ей дал терпения и мудрости. Обратитесь к батюшке на приходе, попросите его молиться за Вашу семью. Господь со временем все устроит. Но мы должны сносить немощи друг друга – это наш христианский путь. Когда уже есть конфликт, то в немощи находятся все. Конфликта обычно нет, когда одна из сторон еще имеет какую-то силу, может сохранять спокойствие, мир. Надо учиться. Если Бог это попустил, нужно просить у Него поддержки, мудрости, терпения и любви. Я уверен полностью, что Господь поможет и все откроет, нужно просто двигаться вперед, идти. Каждый несет свой крест. Господь сказал: «Тот, кто не возьмет своего креста и не последует за Мной, тот не может быть Моим учеником». Это, образно выражаясь, крест нашей жизни – идти, сносить немощи других, уметь понять. Как говорит Александр Бородач: «Простить и принять».

- Существует ли универсальный рецепт для человека, сталкивающегося с каким-либо кризисом?

- Нет, все очень индивидуально. В общем и целом – молитва и терпение. Но преодоление кризиса в жизни каждого человека происходит в индивидуальном порядке. Это неизбежно, потому что каждый из нас – личность, Бог – Личность. Господь говорит с каждым на его языке. Нет одинакового подхода и быть не может.

- Основная роль в преодолении кризиса ложится на человека, который с ним сталкивается, или на наставника, духовника?

- Основная роль, как ни крути, ложится на того человека, который сталкивается с кризисом.

- Очень многие пытаются предоставить себя в руководство кому-то.

- Потому что это легче. Ты живешь в соответствии с системой: нормами, приказами, границами, определениями, канонами. Очень сложно принимать свое личное решение, легче положиться на чужие команды. Но суть кризиса в том, что в результате окончательное решение и правильный вывод придется делать тому, кто переживает это состояние. Никто за него эту ситуацию не разрешит, правильным образом рассмотреть и осмыслить проблематику за человека никто не сможет, только он сам. Это неизбежно. Мы все умираем в одиночку, и кризис происходит в одиночку. У каждого своя смерть, свой гроб, каждый по-своему уходит из жизни. У Бродского сказано:

Это абсурд, вранье: череп, скелет, коса.
«Смерть придет, у нее будут твои глаза».

Вот в чем суть! Все очень индивидуально: и вера, и Божественное откровение, и путь каждого. И в этом уникальность человеческой жизни, в этом красота жизни. Мы можем жить, и нам открывается что-то новое в этом прекрасном мире. Мир на самом деле прекрасен и удивителен.

Каждый человек должен понимать, что ему этот путь придется пройти самому, никто за него этого сделать не сможет. Ему могут помогать, содействовать, ему может содействовать Господь через людей, которые окажут ему вовремя поддержку или скажут нужное слово – это очень важно. Важно, чтобы был духовник, чтобы каждый нес свое служение. Батюшки отвечают за тех людей, которых им посылает Господь. С них спросится, они должны оказывать внимание, если человек пришел, они должны чаще молиться за него, сопереживать, устремлять свой взор к жизни этого человека, не забывать о нем. Не только через батюшек, но и через другие обстоятельства Господь даст укрепление, возможность преодолеть сложности. Человека, который вне веры и без духовного стержня, кризис может привести к очень плачевным последствиям.

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать