Беседы с батюшкой. Причины и последствия событий 1917 года. Вера. Великий пост и борьба со страстями

15 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора Екатеринбурга протоиерей Николай Малета.

– Отец Николай, добрый вечер, благословите.

– Добрый вечер, Бог да благословит всех.

– Поздравляю Вас с днем памяти Державной иконы Божией Матери, обретение которой состоялось сто лет назад, в начале трагических событий для всего нашего русского народа, для России.

– Благодарю Вас за поздравление, и мне бы хотелось, в свою очередь, тоже поздравить всех вас, дорогие братья и сестры, с этим знаменательным событием в жизни нашей Церкви, нашего народа и, я думаю, в жизни многих из живущих в нашей стране людей. Столетие явления иконы Божией Матери «Державная» действительно стало проявлением покрова и благодатной помощи Божией Матери. И не случайно это произошло именно в день отстранения от власти или отречения нашего царя-страстотерпца Николая (это именно сегодняшний день: по старому стилю – 2 марта, по новому – 15 марта).

Немного напомню историю явления этого образа. Некоей рабе Божией Евдокии Адриановой в сонном видении было велено Божией Матерью найти, как было сказано, Ее черный образ и сделать его красным, красивым, чтобы люди поклонялись и молились ему. И вскоре раба Божия Евдокия пришла в соседнее селение близ Москвы, в Коломенское, где в Вознесенском храме с помощью настоятеля сначала был осмотрен храм в поисках сей чтимой иконы. Затем, не найдя в храме этой святыни, батюшка с Евдокией спустились в подвал, нашли большую черную доску, на которой, после того как сняли грязь, копоть и так далее, был явлен лик Божией Матери, восседающей на престоле. Она держала в руках символы царской власти – скипетр и державу, и на коленях благословляюще восседал Богомладенец Христос. Ризы были не совсем обычные для Божией Матери: багрянородная мантия.

Будущий патриарх Тихон участвовал в составлении службы и акафиста этой новоявленной иконе. Конечно, люди увидели такое промыслительное действие Божие: в день, когда наш народ отрекся от земного царя, Царица Небесная берет управление, заботу, попечение, покров над нашей страной в Свои руки. Поэтому я думаю, что и сегодня нам очень важно размышлять на эту тему, потому что год был трагический. Сейчас мы вспоминаем событие явления Державной иконы Божией Матери, но мы также вспоминаем события той революции, которая именуется Февральской, и на самом деле очень много вопросов, рассуждений, есть различные мнения на этот счет историков, политиков, простых людей, верующих и неверующих, что же произошло сто лет назад. 

– Это тот вопрос, который кажется и простым, и глубоким, – что это было?

– Да, безусловно. Дело в том, что мне бы не хотелось вдаваться в какие-то исторические, политические или экономические причины…

– Но для нас, наверное, самое главное – поговорить о духовных причинах?

– Безусловно. Потому что на самом деле ничего так просто не бывает, ведь известна реакция большинства людей: по крайней мере, ни среди солдат, ни среди простого народа, которые митинговали, бушевали в Петрограде, голодные забастовки устраивали в февральские дни, не нашлось тех, кто защитил бы царя. Мало того, среди церковных людей, среди иерархов были сторонники каких-то перемен. Это, конечно, прежде всего коренится в человеческой психологии. Откуда все это? Что движет людьми в такой момент? Мне кажется, люди забыли о Небе.

Вот сейчас дни Великого поста, и мы стараемся в какой-то степени большее внимание обратить на нашу душу, на духовную жизнь. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Если человек устремится только к земле, то он потеряет и небо, и землю, а если он устремится к небу, то он наследует и небесные обители, и земные не потеряет». Поэтому человек, который полностью поворачивается в сторону решения каких-то земных, может быть экономических насущных проблем, вопросов, теряет внимание к своей душе. Не случайно есть заповеди Божии.

Сейчас тоже много дискутируется по поводу того, учить или не учить детей в школе религии, что такое «Основы православной культуры», нужно их преподавать или не нужно. И часто нас отсылают в те дореволюционные времена, когда детей учили Закону Божьему, и говорят: «Вот смотрите: многие семинаристы оказались революционерами, и дети получали образование в воскресных школах, зубрили молитвы и Закон Божий, – но к чему это привело?» Поэтому действительно, может быть, какая-то муштра, зубрежка молитв не поможет, но на сегодняшний день речь идет немного о другом: хотя бы детям нужно знать законы духовной жизни. Мне кажется, нарушение именно этих законов духовной жизни и привело наших предков к тем печальным событиям и последствиям этого семидесятилетнего коммунистического пленения. Потому что люди забыли: если мы нарушаем какие-то духовные законы, последствия будут печальные.

Детей сегодня нужно учить именно этому: как есть закон земного притяжения (никакому разумному человеку не придет в голову игнорировать или сознательно нарушать этот закон, ведь он знает, что, забравшись на какую-нибудь вышку и спрыгнув, мы не Ньютонову механику сломаем, а руки-ноги переломаем), так и здесь: есть закон, и один из этих законов говорит, что хотя бы шесть дней делай все дела твои, а седьмой день – Господу Богу твоему, то есть спасению души, обрати внимание на душу. Мне кажется, такие духовные причины легли в основу того, что случилось сто лет назад.

– Вы хорошо подметили, что в том числе и тогдашние семинаристы могли быть революционерами. Но вот еще какой немаловажный момент: стремление знать о религии (не о Боге, а именно о религии) было у многих людей, в том числе и в советский период, когда изучали атеизм, изучали то, во что верит Православная Церковь. И, в принципе, было много людей, которые знали, кому молятся православные, но принимали это просто как факт, как знание.  

–  Безусловно, всегда есть искушения. Если посмотреть на историю Церкви, то после раскола в 1054 году (это неокончательно сформировавшийся раскол Восточной и Западной Церквей, но тем не менее этот год считается официальным годом отпадения Римской Церкви от полноты всей Соборной Вселенской Церкви) уклонение идет в некий рационализм, рассудочное христианство. Я поступил в семинарию в 1988 году, это год Тысячелетия Крещения Руси. Сдвиги уже пошли, но это был еще Советский Союз. В то же время наступившие свободы дали возможность многим западным проповедникам приезжать, учить наш народ. Ведь в чем нас до сих пор обвиняют протестантские секты? Что православные целуют Евангелие, но не читают. Надо читать Евангелие, изучать Священное Писание. Это, безусловно, так.

Мы часто ограничиваемся только целованием Евангелия за воскресным всенощным бдением накануне воскресного дня и не берем в руки почитать Священное Писание. Сегодня приходится слышать от людей вроде бы грамотных, образованных, которые себя действительно позиционируют как атеисты (какой-нибудь Познер или еще кто-нибудь)  предъявление каких-то абсурдных требований вплоть до того, чтобы спросить с Бога за все бедствия, трагедии и болезни, которые происходят на земле. Познер говорит: «Ведь в Евангелии сказано, что волос с головы не упадет без воли Божией». То есть человек цитирует Евангелие, он грамотный, образованный, владеющий многими языками, и не может вникнуть в элементарную суть вещей: без воли Божией волос с головы не падает, но Господь нас создал свободными. Он бы немного почитал Книгу Бытия о сотворении Богом мира и человека, какими были первые люди и чем их Господь наделил, как они распорядились этим Божественным даром свободной воли. Господь говорил: «Избирай: или слушайся, или живи как пожелаешь». То есть Господь никого не ограничивает, со стороны Божией нет насилия, поэтому откуда происходят эти беды и трагедии? Откуда происходят эти страшные явления по сегодняшний день? Ведь у нас у всех без исключения  всегда есть стремление, желание к тому, что если мы чисто внешне что-то поменяем в нашей жизни, то все станет хорошо. Даже сейчас многие реформаторы, которые  предлагают какие-то программы, говорят, что если не будет у власти президента, премьера с его правительством и так далее, если придет вот этот, то у нас будет демократия и  будет все прекрасно. Здесь абсолютное незнание...

Кстати, в советское время изучали и религию, кафедры научного атеизма были практически при всех высших учебных заведениях. Но не было в советской материалистической, атеистической науке настоящей, нормальной науки, такой, как антропология (учение о человеке). Было понятие, что человек – это видоизмененная обезьяна, какое-то порождение обезьяны... Но не было осознания того, что человек, оказывается, отличается от животного не какой-то хромосомой, а разумом, чувствами, свободной волей, он избирает то, что избирает.

И сто лет тому назад, даже раньше, люди думали, что если не будет царя, то будет все хорошо, не будет этой диктатуры, этой власти, которая нас ограничивает, совершает некое насилие над нашей свободной волей, мы будем жить тогда хорошо, свободно. Но получилось каким образом? Что в начале 90-х  получилось у нас в стране? Когда из нашей жизни убрали даже те ограничители в виде советской законности, нравственности и морали, наделили всех свободой (свобода, равенство и братство), что получилось? Стая голодных волков, хищников набросилась:  растаскали, растерзали, разворовали... Я думаю, что старшее поколение помнит, что все ресурсы нашей страны поделили на каждого поровну и каждому человеку вручили так называемый ваучер: это был эквивалент какой-то твоей доли, участия. Его можно было вложить в какое-нибудь предприятие, но умные люди что делали?

– Скупали.

– Скупали эти ваучеры, потом незаметным образом некие люди становились хозяевами заводов, фабрик, скважин и так далее, а скупали совершенно за  бесценок. То есть что получилось? На что употребили нашу свободную волю?.. В связи с этим многим, кстати, не нравится, в особенности на Западе, чему учит Священное Писание. Считается, что если бы Господь родился не в убогой Вифлеемской пещере, а где-нибудь в императорском дворце...

- ...был бы царем. Имеется в виду мирским царем?

- Да, мирским царем. И Он был бы, безусловно, справедливым царем, тогда бы наступил рай на земле. Но, читая Евангелие, мы видим, что Господь нигде не призывает к какому-то равноправию. С христианской точки зрения (христианской морали, нравственности), наверное, самая вопиющая несправедливость – это рабовладельческий строй. Что такое римское владычество? Находили инвентарные книги богатых сенаторов, в которых был перечень имущества: допустим, сто волов, двести лошадей, тысяча овец и так далее, такой-то плуг; и где-то на шестьдесят пятом месте значилось пятьсот рабов. То есть человек был как вещь. И хозяин мог его не только наказать, продать, подарить, убить – что угодно мог сделать, это его собственность. Мы нигде не встретим, что Господь призывает бороться с этим строем. Как это понять? Отчего это происходит? А с чем бороться? С чем должен христианин бороться? Он должен бороться с грехом. Вот я уже упомянул 90-е годы, можно вспомнить и события столетней давности тоже. Что там произошло? За что боролся народ? За право владеть теми богатствами, которыми владели единицы (помещики, фабриканты, заводчики, купцы). Взяли и поделили все поровну. А дальше что? Если сегодня взять все богатства нашей страны и поделить их всем поровну, что будет завтра? Что будет через неделю, через месяц?

 – Потому и называются мероприятия, посвященные столетию революции, уроками столетия. Потому что если сегодня произойдет такая же ситуация, история просто повторится.

 – Я думаю, она будет повторяться до скончания века. Потому что человек остается тот же по природе: богоподобный, но его природа испорчена грехом. Сейчас, во время Великого поста, многие приступают к таинству Исповеди, к покаянию. Сколько раз мы каемся в одних и тех же грехах? Это одни и те же грабли, на которые мы наступаем практически каждый день. Мало того, есть такие грехи, совершая которые мы чувствуем, что наносим себе вред, урон, нам плохо, больно. И что? А страсть дороже. Разум говорит: «Нельзя это делать». А чувства говорят: «А мне хочется». А потом совесть мучает, бежим на исповедь.

Эти вещи, я думаю, будут повторяться и по той простой причине, что, как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов), пока существует мир, существует такое явление, как власть и подчиненность. Ведь подчиняться бывает тяжело. Благо, если человек рассудительный и адекватный, трезво смотрит на себя и видит, кто он и что он способен делать в этой жизни. Потому что мы знаем, что на самом деле  абсолютное большинство людей могут быть хорошими работниками, но руководители никакие. То есть нет к этому способности, таланта, дара. Руководить – это действительно дар Божий. Это большая ответственность, но это и способность. Ленинские лозунги многие помнят, что у нас любая кухарка может управлять государством. Оказывается, не может, потому что  на кухне она может управлять процессом варения какого-нибудь борща, а процессами государственного устройства не может.

Мало рассудительных, разумных подчиненных, которые не хотели бы занять его место и с завистью не смотрели бы на руководителя. Как им кажется? «Сидит, ничего не делает, всем управляет, при этом получает гораздо больше, чем я, труженик. Каждый день в поте лица стараюсь трудиться, а он вот такой». Поэтому святитель Игнатий обращает внимание, что на самом деле это устройство необходимо. Оно может иметь различные формы: от рабовладельческого до демократического, но все равно это было, есть и будет. Если в семье нет главы (апостол Павел учит, что муж – глава жены, как Христос – Глава Церкви), если дети не будут подчиняться родителям, слушать их, то будет анархия.

Должна быть монархия, а не анархия. Но где этот царь? Царь должен быть, прежде всего, в голове и в сердце. Устремления и желания все разрушить до основания (а потом ничего не построить; как правило, так и бывает: разрушаем, а потом ничего не можем построить)  ничего не дадут.  Потому что рабовладельческий строй отпал сам собой в процессе христианизации общества, народов, ведь это было уже каким-то вопиющим явлением, совершенно несообразным. Но самое главное, как говорит апостол Павел в Послании к Филимону: «Прими беглого раба твоего Онисима как возлюбленного брата». Вот принцип взаимоотношений власти и подчиненных. Да, он раб, он исполняет свои обязанности, на него возложены какие-то послушания, он их выполняет, но ты его люби при этом, прими его как возлюбленного брата. Вот это будет в сердце... Перестраивать надо не какие-то внешние экономические, политические условия… Думают, мы сейчас поменяем, перестроим, начальников поменяем – и будет все хорошо. Это ничего не даст, если человек не поменяет свое внутреннее духовное устроение.

 – И свое отношение к окружающим. Это должен быть необязательно рабовладельческий строй, это может быть при любом устройстве общества, когда человек к своим подчиненным, близким, родным относится так, словно их не существует.

 – Безусловно, это сплошь и рядом. Сколько насилия в семьях, в обществе, даже на дорогах...

 Стоит доехать от дома до работы.

 – Да-да.

 – Из всей этой беседы сразу вытекает несколько интересных тем. Это и тема судьбы человека, и тема его предназначения, тема воли Божией и как она соотносится с волей человека. Но это, наверное, отдельные темы целых программ. Хотелось бы еще поговорить вот о чем. Несмотря на то, что длительный период времени пытались искоренить православие в нашем народе, остались те люди, которые своей стойкостью, своим упорством и своей верой донесли до нас по крупинкам веру. Это в том числе и священномученики, которые пострадали в XX веке от рук гонителей.

А вот сейчас такое время, на мой взгляд, благодатное для Православной Церкви. Казалось бы, у нас все есть, у нас появляются новые храмы, восстанавливаются старые храмы, передаются исторические храмы, которые когда-то принадлежали Церкви. У нас существует множество способов образования, самообразования, в том числе и через Интернет, через телевидение, через какие-то медиахостинги и так далее.

То есть появляется огромное количество возможностей, в том числе чтения литературы, лекций, святоотеческой литературы, классических христианских произведений. Казалось бы, изучай, приходи в храм, молись... И все равно, согласно некоторым опросам, которые то и дело появляются, лишь порядка 5% наших сограждан являются теми людьми, которые систематически приходят в храм, участвуют в церковных таинствах. И при этом порядка 70% населения являются крещеными людьми, принявшими православие. Понятное дело, что результаты любого опроса могут зависеть от того, кто его заказал; если тебе нужны такие сведения, то ты такие сведения, может быть, и получишь. Но, в общем-то, тенденция такая есть. Что не так? Об этом хочется поговорить. Можно сказать: что имеем, то не храним?

 – Здесь, мне кажется, что-то не так с человеком, с его греховной природой. Я упомянул, что поступил в семинарию в конце 80-х, когда стали открываться храмы. Я поступал, когда еще на весь Советский Союз было три семинарии: Московская, Ленинградская и Одесская. Сейчас у нас в России тридцать семь. Поэтому, безусловно, когда я видел, что храмы открывались, душа радовалась, ликовала. И когда стал изучать богословские науки (до этого, конечно, был верующий всегда, был знаком и с Евангелием, посещал богослужения, но глубокого изучения даже на уровне Закона Божия, конечно, не было), я думал, что если народ это узнает, это такая сокровищница откроется...

– ... какой-то новый мир.

–  Абсолютно новый мир. И главное, мир подлинный. Не какая-то иллюзия, а вот этот мир, в котором на многие, как их называют, проклятущие вопросы о смысле жизни, о цели, о причине страданий и так далее находились ответы. И я думал, что если люди узнают эту истину, все до единого станут верующими. Но впоследствии стал замечать какие-то странные вещи. Вроде бы и ребята стали поступать с каждым годом немножко не такие. Уже какая-то порча была более существенная. Когда в том же 1988 году ребята поступали в семинарию, у них было какое-то другое отношение.

Конечно, были и люди, которые недавно стали верующими, но были и те, которые воспитывались в традиционно православных, воцерковленных семьях. Они не читали какой-то богословской, духовной литературы, они жили больше практической церковной жизнью, но у них был какой-то внутренний стержень, духовный. Это не было что-то рациональное, не то, до чего сам дошел мозгами. Это было  внутреннее подлинное чувство принятия, и человек этим жил. Он, может быть, не мог объяснить, что, зачем и почему, но чувствовал. Как и я,  не зная каких-то догматических определений в начале обучения в семинарии, внутренне чувствовал: если кто-то говорит не совсем православное, ересь или не ересь, то начинался  внутренний дискомфорт, были какие-то неприятные ощущения.

В то же время, я помню, стали приходить сектанты к нам, на Русь Святую, оскверненную этим семидесятилетним безбожием; и стали приходить разные гнилые, страшные западные вещи. Сергиев Посад находится в семидесяти километрах от Москвы, но иногда приходилось бывать в Москве. Где-то в подземных переходах, в метро стали открывать какие-то киоски и продавать в них иконки, крестики. Это такая радость была, потому что прежде невозможно было ничего приобрести. Но рядом, правда, продавали вот эту развратную безобразную продукцию. Открывался храм, и рядом открывался какой-нибудь видеосалон, где крутили на кассетах видеофильмы развратного характера. Туда почему-то народа, в основном молодежи, шло больше, чем в храмы.

Это говорит о том, что человеческая природа искажена: человек будет рационально понимать, что это плохо, разум будет говорить, что этого нельзя делать, а чувства, страсти, которые подогреваются с разных сторон, наоборот. А сейчас еще войди в эту всемирную паутину... Даже студенты семинарии мне жалуются, говорят: «Ткнешь какую-нибудь ссылку, набираешь "Основное богословие", а может всплыть какая-то гадость". То есть вот эти щупальца бесовские и их споспешников проникают везде и всюду. Поэтому человека сейчас многое отвлекает от Церкви, от духовной жизни.

Наше время не совсем здоровое, на меня часто  нападает какой-то страх и трепет, даже какой-то ужас. Наше время гораздо хуже, современные крещеные язычники находятся в худшем состоянии, чем наши предки той эпохи, когда равноапостольный князь Владимир стал православным христианином и крестил Русь. Язычники тогда были глубоко верующими, они были практикующими. Современные язычники какие-то нигилисты. Безразличие полнейшее. То есть сейчас студенты семинарии, например, проходят доказательства бытия Бога. Этих доказательств множество: антологический, психологический; нравственный аргумент, который высказан западным мыслителем и философом Кантом. Сейчас эти аргументы не нужны, человека не надо убеждать, что есть Бог, он говорит: «Да, есть, есть, но Он мне не нужен». Если он это не проговаривает, то своими действиями, своим отношением это показывает, потому что человек не ходит в храм Божий, не посещает богослужения, не участвует в таинствах Покаяния, Причащения. Значит, ему Бог не нужен. Человек признает Его бытие, но без Него обходится; как некоторые говорят: «У меня Бог в душе».

Как раз хотел вспомнить эту фразу, но для меня это никаким образом ситуацию не меняет.

– Интересный момент. «Бог у меня в душе». Я бы порекомендовал таким людям провести над собой некий тест, проверить, кто и что у них в душе.

И какой Бог...

 – Да, и какой Бог. Есть у апостола Павла слова, что Бог есть Любовь. Задайте себе вопрос: «А вы любите Бога и ближнего? И что такое ваша любовь?» Апостол Павел говорит, что любовь не завидует, не раздражается, не гневается, не ищет своего, все терпит, всему верует...

 – То есть вот критерий, по которому можно себя проверить?

 – Да, критерий. А если вы не буддисты или кришнаиты, а православные христиане (по крайней мере, крестились в Православной Церкви и так себя позиционируете, чувствуете, что принадлежите к ней), то православное учение о Боге именно такое, что Бог есть Любовь, которая не творит зла. Вот если у вас в душе этих злых чувств нет, значит, Бог у вас в душе. В чем я очень сомневаюсь, потому что я по отношению к себе (хотя я не говорю, что у меня Бог в душе) какие-то моменты отмечаю или на исповеди искус такой провожу, что у меня в душе: даже в том, как я добрался до храма (хотя если это воскресенье, то дороги не так забиты), не раздражался ли я, не завидую ли я, не гневаюсь ли и так далее. Могу ли я пожелать ближнему то, что себе желаю? А если желаю (ведь люби ближнего, как самого себя), – вот он, рай на земле. А этот ближний будет любить своего ближнего, как самого себя, и этот круг, эта цепочка замкнется на тебе.

Бывали в некоторых монастырях такие проявления любви: описывается случай, когда одному старцу, который болел, принесли виноградную гроздь и он подумал, что есть брат, который больше нуждается в каком-то подкреплении, хотя он действительно болел. И он решил этот гостинец отправить тому брату, а тот отправил другому, другой – третьему, и к старцу снова вернулась эта виноградная гроздь. Вот попытка осуществить не теоретически, а на практике, опытно, в жизни то, к чему призывает нас Христос в Евангелии.

 Представьте себе, Бог  – это Личность, и человек личность, и есть только личностное общение, личностные отношения... Что такое религия? Это связь человека с Богом. Если я не осуществляю эту связь с Богом, значит, я не религиозный. Понятно, что «религиозный» и «верующий»  используют часто как слова-синонимы, но оказывается, если немного вникнуть в суть, верующим может быть и человек, который не живет религиозной жизнью. И бесы верующие, они, наверное, в богословии разбираются лучше. Любой маленький бесенок, наверное, разбирается лучше, чем все вместе взятые современные доктора богословия, ведь он видит Бога, но он сознательно противодействует Ему. Дьявол противник, клеветник, он искушает человека; и он видит Бога, знает Его, но не живет так, как повелел Бог. Поэтому в этом смысле не стоит тешить себя мыслью, что я вроде бы ничего такого не делаю, никого не убил, не ограбил, Бог у меня в сердце, я верую, крестик ношу постоянно и все будет хорошо... Но все ли будет хорошо? Большой вопрос.

Есть какие-то богословские мысли, есть какая-то информация, оставленная святыми отцами, об опыте переживания той реальности. Но апостол Павел говорил: «Что Господь уготовал любящим Его, око не видело, ухо не слышало и человеческими глаголами это не передать». Тем не менее мы часто заботимся только об устроении нашего земного существования… Недавно в Иоанно-Предтеченский собор была принесена икона с частичкой мощей блаженной Матроны Московской. Сколько людей приходило! Очереди были приличные, даже на улице. Если людям задать вопрос: «С чем вы пришли? Что вы хотите получить?», то, наверное, абсолютное большинство ответит, что пришли с просьбами. Мы, конечно, за каждой службой просим и здоровья, и благополучия, и всего, но это не должно быть главным. «Что вы просили (у Матроны)?» Вот того-то и того-то. Но если только этим ограничиться, ведь рано или поздно душа уйдет в вечность, а там уже не будет повода просить ни здоровья, ни благополучия, ни земного счастья, ни хорошей учебы в институте, ни хорошего замужества или женитьбы внука, сына и так далее.

– Там совсем другое измерение и совсем другие категории.

 – Мало того, повода не будет, не будет причины обратиться к Богу. То есть Он мне был нужен для того, чтобы устроить рай на земле, благополучие и благоденствие, насколько это возможно. Не Бог скажет: «Уходи». Человек, которому не нужен был Бог, сам уйдет от Бога.

 – Это еще одна важная тема отношений человека с Богом. Как вообще правильно человеку выстроить эти отношения? Каким должно быть это общение в таком случае?

 – Да, прежде всего нам опять же мешают наши грехи, наши страсти. Потому что даже люди воцерковленные свидетельствуют о том, как тяжело молиться. Это самый тяжелый труд. Не случайно древние старцы-подвижники, подвизающиеся где-то в уединении, когда встречались, спрашивали не как здоровье, а как молитва. Если молитва идет, здесь столько опасностей, столько подводных камней, что не случайно называется святыми отцами наукой из наук. Там такие моменты, тонкости. И вот то самое правило золотой середины здесь более чем применимо, потому что если молитву довести до крайности, она может быть вводящей в прелесть. Если довести до абсурда пост, можно умереть от голода. И что ты этим докажешь Богу? «Господи, вот я умираю, лишаясь этой земной жизни, этого бренного тела», но при этом все страсти сохранятся. Поэтому если человек постится, то есть какая-то последовательность, как молиться, есть какие-то чисто практические моменты, как настроить себя на правильную молитву. Но это опять же бесконечная и, можно сказать, отдельная тема. Тем не менее, если бы не было и в наши дни молитвенников, если бы не было подвижников, глубоко верующих людей, то я убежден, что не то что мы жили бы хуже, мир бы уже прекратил свое существование. Поэтому ради вот этих праведников мир еще сохраняется.

В прошлое воскресенье вспоминали святителя Григория Паламу, его учение о благодатных нетварных божественных энергиях, которых причащается человек. Если бы не вот эта благодать Божия... Мы, верующие люди, стараемся каждое доброе дело начинать с молитвой; и вообще день начинать с молитвы Духу Святому «Царю Небесный…» А там есть слова: «…везде сый и вся исполняй». Дух Святой все наполняет, все держит. Поэтому, думаю, есть надежда, что и в эти дни, в этот год и в следующий, 2018 год будет какое-то серьезное осмысление, в том числе и у многих людей, которые еще не пришли к подлинной церковной насыщенной и глубокой, интенсивной религиозной жизни.

 – Сейчас идет время Великого поста, время подготовки к Празднику праздников, Торжеству из торжеств Пасхе Христовой, Светлому Христову Воскресению, встрече с Воскресшим Господом. Если говорить о времени Великого поста, то это, конечно же, время и покаяния, и подготовки, и осмысления своих грехов. Вы чуть ранее уже говорили о том, что на исповеди стараетесь припоминать, как сегодня даже доехали на службу, как вели себя. И даже у людей, которые занимаются тренировкой памяти, есть такие рекомендации: в конце дня пытаться полностью, детализированно вспомнить все, что было за день.

Если этот прием использовать не просто как тренировку памяти, а как способ именно концентрации внимания на тех вещах, которые могут быть проявлением какой-то гордости, тщеславия, раздражительности и прочее, то как правильно включить это «око», чтобы посмотреть на себя  немного со стороны и увидеть в себе то, что мы в своей повседневной жизни встречаем в себе достаточно часто?

–  Я думаю, проблема современного человека заключается прежде всего в том, что он крайне редко смотрит на себя, разве что в зеркало, занимаясь каким-то самолюбованием. То есть наше зрение направлено вовне. И самый распространенный грех  – это осуждение. Мы осуждаем круглосуточно всех и вся. Тот не то сказал, не так сделал, не туда встал и так далее и тому подобное. Осуждаем и осуждаем бесконечно. Те же святые отцы говорят, как можно попробовать отучиться от греха осуждения. Представьте себе, перед вами два человека на каком-то расстоянии, что вы можете сосредоточить свое внимание, свое зрение на одном из них. Посмотрите на одного из этих людей и составьте о нем мнение. Мы что-то можем сказать? Можем. О  внешнем виде, каких-то его характеристиках, то есть можем нарисовать какой-то его образ, облик. А скажите свое суждение о человеке, который стоял в десяти метрах от этого человека? Мы о нем можем что-то сказать? Не можем, потому что мы на него не смотрели. Мы его, собственно, не видели.

Поэтому хоть иногда нужно разворачивать свое зрение на сто восемьдесят градусов, чтобы посмотреть на себя, не только вовне. Не случайно в вечерних молитвах последняя молитва содержит краткий перечень грехов, чаще всего встречающихся в нашей жизни. Поэтому даже если мы тренируем память, то, может быть, есть какие-то методики, на которых я бы не советовал зацикливаться. Человеку вполне достаточно нормального, не сверхъестественного. Потому что если мы начнем тренировать эти вещи, то мы можем запутаться, что называется, в мелочах...

 – ... и обратим внимание не на то.

 – Да. Начнем детально разбирать какие-то вещи и в конечном итоге детально разберем этот механизм на какие-то винтики, болтики и шестеренки и ничего не увидим из того, что я из себя представляю. Во многих монастырях есть, и в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника упоминается, что в его Синайском монастыре была такая практика: послушники носили за поясом дощечку и туда записывали то, что сделали, даже помыслы греховные, а потом с этим рукописанием приходили вечером к старцу на разбор полетов или падений. И старец, опытный духовный руководитель, замечал какие-то моменты, какие-то закономерности, из чего кто и что рождает, какая страсть главная, где эта гидра, порождающая очередную страсть, какова последовательность этой борьбы. Человека не хватит на все никак. Поэтому всегда рекомендуется что-то главное; не стремиться к совершению каких-то сверхъестественных подвигов, но быть, как сказано в Евангелии, верным в малом. Нас губят не какие-то серьезные проступки, а так называемые мелочи. Святые отцы говорят: «Какая разница: в мешке камень или он полон песка».

 Тяжесть одна и та же.

– Да, безусловно. Но камень мы замечаем, а песок… «Ну, ничего тут страшного, и вчера было то же самое, и третьего дня, и месяц назад, и завтра будет. Куда от этого денешься?» Поэтому какие-то моменты незначительные надо отмечать. Святые отцы рекомендуют: «Если хотите начать духовную жизнь, то попробуйте хотя бы днем сделать то, чего не хотите (а не хотим мы, как правило, благого, делать доброе, полезное), и не сделать то, к чему вас влечет, чего вы страстно хотели бы». Хоть одно доброе, что не хотите, сделайте и не сделайте того недоброго, что ваши страсти вам диктовали весь день. И это будет уже началом  пути.

– Замечательное правило, в принципе, на Великий пост. Потому что, как правило, накануне любого поста много внимания уделяется продуктовой корзине: что есть, что не есть, как приготовить, то есть постная кухня и так далее. И получается, что, ограничив себя в молоке, мясе и рыбе, мы делаем совершенно замечательные блюда постного стола, а вот правило: «Воздержись от того, что хочешь, а то, что не хочешь,  сделай». Наверное, его можно принять на вооружение каждому из нас.

– Безусловно. Тем более сейчас меня мои дети и дети в воскресной школе спрашивают: «Как быть в школе?» Начальная школа. Там питания нет, а сидят до половины третьего с утра. Как соблюдать гастрономические правила поста? А дети сейчас – это прямо эпидемия – поражены гаджетами всякого рода, смартфонами, телефонами, и Интернет почти у каждого в телефоне, и игры, и прочие вещи. Я говорю: «Кушайте что дают. Если дома получается соблюсти воздержание и в этом плане, очень хорошо, потому что это тоже тренировка воли, чтобы человек чувствовал, что он хоть немного в чем-то жертвует. Потому что подлинная любовь, блаженная, радостная, действительно жертвенная. А жертва всегда предполагает серьезное усилие. А воздержитесь лучше от этих вещей (телефонов)».

Ко мне накануне поста подошла бабушка, говорит: «Батюшка, можно я буду есть растительное масло?» Ей за восемьдесят лет, старенькая, а на первой неделе по Уставу положено без растительного масла. Я говорю: «Конечно, кушайте с маслом, ведь даже пишут на нем, что это постное масло». «А вот, –  говорит, – скажу вам по секрету, что очень люблю семечки, их можно?» Я отвечаю: «А вот попробуйте с семечками побороться». То есть кто-то в телефоне сидит, а бабушка, получается, имеет такое пристрастие, она не насыщается, какое-то такое занятие у нее есть. Вместо этого, говорю, на каждую семечку Иисусову молитву произносите. Бабушка, как я надеюсь, это правильно поняла, заулыбалась: «Попробую, батюшка, благословите».

Есть какие-то вещи, которые мы не замечаем. А время Великого поста такое время, когда  мы немного приостановились, осмотрелись вокруг, на себя посмотрели, кое-что начали видеть. Когда человек чувствует, что у него что-то болит, он идет на прием к врачу, а доктор говорит: «Ложись, дорогой, на кушетку, сейчас будем проверять». Давит: «Больно?» –  «Нет». Опять давит: «Больно?» – «Ой». То есть хорошо бы, если бы получилось соблюсти и требования в плане приема пищи, и с этими вещами бороться – одно другому не мешает. Но важнее, как мне кажется, борьба с нашими страстями и грехами, чем с желудком. Человек начинает наблюдать за собой, что вот эти духовные болячки проявляются, и здесь вылезло раздражение на голодный желудок, и здесь что-то не то, – вот, оказывается, какой я на самом деле. И вот этот врач – пост – проявляет наши духовные болячки, мы их начинаем замечать, видеть их и с ними бороться, их вылечивать и исцелять таким образом. Здесь уже благодатных средств превеликое множество.

– К сожалению, мы не дошли до самой главной темы, о которой тоже хотелось сегодня поговорить: о воспитании будущих священнослужителей. Все-таки вы почти два года являетесь ректором Екатеринбургской духовной семинарии. Но я думаю, мы еще продолжим разговор об этом. Единственно, хотелось бы проанонсировать день открытых дверей в Екатеринбургской духовной семинарии для тех, кто планирует связать свою жизнь с церковным служением.

– Да, хотелось бы всем вам, дорогие братья и сестры, напомнить, эта информация уже где-то содержится и где-то по храмам развесили информационные листочки о том, что 26 марта в здании Екатеринбургской духовной семинарии (ул. Розы Люксембург), в одной ограде с Троицким кафедральным собором, где располагается наша семинария, будет день открытых дверей. Мы встретимся со всеми ребятами, юношами и девушками. У нас есть и регентское отделение, которое готовит регентов, управляющих церковными хорами. Они в основном занимаются на улице Репина, 6, где есть общежитие и аудитории. А пастырское отделение занимается в том здании у Троицкого собора. В 12 часов 26 марта всех ждем, приглашаем. Необязательно тех, кто уже заканчивает 11-й класс. Напомню, что нужно полное среднее образование для поступления в семинарию, но могут прийти и те, кто закончил 9-й класс или заканчивает 10-й. Потому что не в этом году, так в следующем поступят, можно присматриваться, вникать, испытывать себя, ваш ли это крест, который действительно нелегкий, но благодатный и, надеюсь, спасительный. Поэтому буду рад встрече в семинарии 26 марта, в 12 часов, после совершения Божественной литургии.

Подробную информацию можно найти на сайте Екатеринбургской духовной семинарии по адресу: www.epds.ru

– Спаси Вас Господи! И Божией помощи всем нам.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы