Беседы с батюшкой. Пост

14 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает член Епархиального отдела по делам молодежи, ответственный по работе с молодежью в Домодедовском благочинии Московской епархии, настоятель Никольского храма села Лямцино (Домодедовский район) протоиерей Александр Трушин.

– Дорогие телезрители, поздравляю вас с началом Успенского поста!

– Присоединяюсь к словам ведущего и поздравляю всех с началом Успенского поста, с этой большой радостью!

– Сегодня также празднуется другой праздник — Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Сразу хотелось бы задать вопрос (его часто задают нам люди, не принадлежащие ко всей полноте нашей Церкви): почему мы, православные христиане, почитаем крест? Почему осеняем себя крестным знамением?

– В первой фразе Вашего вопроса уже фактически заложен ответ. Мы — православные христиане, то есть исповедуем Христа распятого, воскресшего и вознесшегося. Это наше основное вероисповедание. Господь Своим распятием утвердил Крест как оружие против беса, против нападок, которые совершаются на нас, поэтому мы поклоняемся Кресту Господню, Кресту Христову. Как знак нашего почитания мы носим изображение Креста Христова у себя на теле (нательный крест).

Обратите внимание, как много людей на самом деле боятся изображения креста. Я не говорю сейчас о тех чудаках, которые пытаются увязать изображение простых крестообразных линий и придать им значение. Помню, как однажды меня за руку остановила женщина. Я пытался перейти перекресток, а она сказала мне: «Батюшка, разве можно идти поперек перекрестка?! Вы же крест топчете! Вы должны его обойти». Через какое-то время я встретился еще с некоторыми людьми, которые начали убеждать меня: «Вы что, не знаете о происках дьявола? На подошве зимней обуви изображен крест, то есть человек ходит и этим топчет крест». То есть узор на подошве содержит и крестообразные изображения. Конечно, это уже даже не фанатизм, а бред какой-то, поэтому мы придерживаемся самого правильного – почитаем Крест Господень, изображение Креста и распятого на нем Христа.

Я очень люблю наши православные изображения — в отличие от католических. Вы обращали внимание, что католики, почитая распятие Христа, считают самым главным моментом именно момент исхода души Христа на кресте? Поэтому они изображают Спасителя очень натурально: обвисшее мертвое тело и так далее. Иногда даже восхищаются работой ювелиров: мол, как здорово сделано, доски как настоящие, тело висит согласно анатомическим данным… Простите меня, анатомические данные пусть изучают художники. Мы отдаем предпочтение Христу воскресшему, поэтому в традиции Православной Церкви, особенно Русской Православной Церкви (русский народ веселый, он во всем находит радость, тем более в нашем вероисповедании), изображение распятого Господа радостное. Да-да! Мы видим Господа распятого, но создается впечатление, что руки Его раскрыты нам навстречу, что Он рад видеть каждого из нас, кажется, что сейчас Он Своими любящими руками обнимет нас. Это действительно хорошее, настоящее православное изображение.

Мне, как и любому священнику, приходится освящать кресты. Иногда люди после зарубежных поездок привозят такие изображения, особенно, как любят говорить, так называемое турецкое золото, то есть, очевидно, работы турецких мастеров (а может быть, и китайских), где присутствует подробное изображение обвисшего тела. Знаете, грустно, что человек, нося знак креста на себе, не понимает его сути – радоваться надо Христу воскресшему, что Бог Отец отдал Сына Своего для спасения нас, таких болванов, которые занимаются своими делами и ходят мимо креста до тех пор, пока им не понадобится, пока, как говорится, петух жареный не клюнет.

Итак, мы радуемся, когда Господь как бы раскрывает руки нам навстречу, принимая нас и спасая наши души, оберегая нас от всевозможных невзгод. Поэтому, конечно, это замечательный праздник — Изнесение Честных Древ Креста Господня, и я отдаю предпочтение этому изображению, символике, с которой так много связано. Думаю, как и большинство людей, со временем, когда человек верующий понимает эту суть, он отдает предпочтение православному изображению Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому мы с радостью носим этот крестик.

Те, кто был за рубежом, наверное, обратили внимание: у греков, особенно у женщин, кресты часто носят как украшение. Он красив, на нем эмалевые цветы, листы, но распятия нет. Этим сглаживается впечатление, что это — знак спасения или просто украшение. Поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы мы сохранили почитание именно Креста Господня — креста, на котором был распят Господь наш Иисус Христос.

– Еще люди говорят, что крест — это орудие казни и мы его носим на себе. Им казнили не только Христа; кресты были по всей Римской империи, на них висели разбойники, провинившиеся люди и так далее. Нас упрекают, что мы малодушничаем, вернее — уничижаем себя, нося на себе орудие казни.

– Думаю, это, будем так говорить, иудейские происки. Они были известны уже с древних времен, буквально с первых веков христианства, когда иудеи стали бороться с христианством и искать разные возможности омрачить понимание креста, на котором был распят наш Господь Иисус Христос. Мы прекрасно понимаем, что если бы произошла казнь простого человека, в истории человечества ничего бы не изменилось. А вот когда распялся Сын Божий как Человек, в нашей жизни и в жизни всей Вселенной произошло радикальное изменение. Поэтому нападки на крест будут обязательно.

Мы возвращаемся к тому, с чего начали: крест очень многих раздражает. Ладно если бы раздражал каких-то иноверцев или убежденных атеистов, но раздражает он даже людей, которые вроде бы равнодушны к православию, к Православной Церкви. Но с крестом, понимаешь ли, не надо, уберите, а почему у вас символика креста, а зачем вы носите его на груди или надписываете где-то?.. Входишь в освященное помещение — и радуешься. Например, в служебном помещении крестики изображены на стенах — и понимаешь, что люди в этом помещении верующие, пригласили священника, освятили помещение. Неважно, будь это чиновничий кабинет или больница. У верующего человека, христианина, это вызывает радость.

Я помню, как один старый монах однажды делился таким впечатлением. Он говорил, что изображение креста как индикатор — отсекает тех, у кого злое сердце. Хотя внешне человек может улыбаться, но стоит ему увидеть крест, как его начинает всего корежить, — действительно, человек с недобрым сердцем. Пусть у нас крест вызывает радость, научим радоваться кресту и тех наших близких, кто еще не понял этого.

– Еще один любопытный вопрос от телезрительницы из Европы: «На работе запрещают носить внешние признаки религиозной принадлежности. Ни для кого не секрет, что европейское законодательство запрещает выражать свою религиозную принадлежность. Нательный крест ввел в заблуждение иноверных сотрудников. Скажите, является ли малодушием, что я одеваюсь так, чтобы креста не было видно, чтобы не смущать других, не лишиться работы?»

– Наверное, мы не можем осудить ее за малодушие, потому что человек явно вынужден так делать, сохраняя мир на работе. Малодушие проявляется в другом. Не в том, чтобы соблазнить сотрудников или ввести в искушение начальство. У нас оно проявляется повседневно, вот в чем весь ужас. Даже люди, которые открыто носят крест, проявляют малодушие. Поэтому давайте говорить о малодушии, связанном не только с ношением креста, но и с нашей повседневной жизнью. Я могу демонстрировать крест на шее, но при этом не останавливаю своих друзей-блудников, вместе с ними хихикаю над их любовными похождениями. Скажите, это малодушие?

Я могу демонстративно нести крест на шее, но когда люди собираются на пьянку и зовут меня (а я заведомо знаю, что они напьются на этих корпоративных вечеринках), я все равно поощряю их, участвую в этой пьянке. Ну и что, что у меня крест на шее всем виден? Пьянка все равно будет. Так же потакают воровству. На шее крест — а человек участвует в воровстве, осуждении. С пороком малодушия надо бороться не через демонстративное выявление знака причастности к христианству на себе, а именно в своей духовной жизни. В данном случае сегодня первый день поста, и это очень радует, потому что пост помогает людям почувствовать себя христианами.

Посмотрите, как нервно многие реагируют на слово «пост». Вот опять, то нельзя, это нельзя… Можно! Почему нельзя? Можно. Пост для тебя должен стать потребностью. Я хочу ради Бога попоститься, чтобы перед встречей праздника Успения Богородицы привести себя в порядок. Вот ради чего пост, а не ради того, чтобы привести в порядок фигуру. Слышишь от некоторых людей: «Пост, заодно похудею… » Нет! Это будет не пост, и тебе он пойдет не на пользу. Ну и есть масса других вопросов, связанных с постом. В первую очередь пост касается каждого из нас лично. Мы в пост должны себя мобилизовать. Я боюсь перекреститься, когда прохожу мимо храма? В течение поста буду креститься.

Привязан к каким-либо страстям? Значит, борьба со страстями, привязанностями, пусть мелкими; пусть шаги верующего человека будут совсем небольшими, но путь складывается из них. Не бывает, чтобы человек сразу начал прыгать далеко, потому что пост не получится, если в доме все время говорят: «Пост, надо потерпеть две недельки, потом начнем есть что хотим». Такие разговоры настраивают человека совсем по-другому. Другой вопрос, если бы мы говорили: «Как хорошо, что пост! Наконец-то я ради Бога, ради Пресвятой Богородицы могу привести себя в порядок». Это слышат дети, окружающие, и тогда состояние поста воспринимается по-другому.

Это очень важно, потому что мы живем в то время, когда разнузданность нашего тела столь велика, что мы уже пытаемся подтянуть Церковь, церковные понятия именно к лености своего тела! Для нас уже «напряжно», если мы понуждаем свое тело чуть-чуть потрудиться Богу. А уж с едой, мне кажется, вообще беда. Любой ребенок воспринимает праздник только через еду. Яркий пример. Буквально несколько дней назад в храме ко мне подошли дети и рассказали, что они с родителями были в зоопарке. Радостно? Радостно. Спрашиваю детей, как там. Первая реакция: «Ой, батюшка, там такие хлопья! Зеленые, розовые, такая вата!» — «Стоп -стоп, а медведей вы видели?» — «Видели, видели! Мы ему столько хлопьев высыпали, и он их собирал, а другой кидал ему булочки». — «Простите, а еще что вы видели?»

И оказалось, что дети весь зоопарк, всех животных воспринимали через свою еду. Вот я ем и даю им. И вообще на первом месте стоит «я ем». Стало очень заметно, что для детей праздник начинается с еды. Это наша распущенность. Это мы превратили праздник детям, простите, в жратву. Поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы во время поста человек мобилизовал себя и утихомирил всевозможные пристрастия.

– У нас звонок от телезрителя: «В шестнадцатой главе Евангелия от Матфея Христос, обращаясь к ученикам, говорит: „Тот, кто хочет идти за Мной, отвергни себя, возьми крест свой и следуй за Мной“. О каком кресте идет речь, если до этого они не поняли даже, что такое фарисейская закваска? Как они могли понять, какой крест взять, если он еще не был символом христианства? Второй вопрос. С какого века христиане стали иметь крест как символ, ведь первые христиане еще не носили крестов?»

– Спасибо за вопрос. Поняли они про крест или не поняли? А почему мы с Вами за них мыслим, поняли они, о каком кресте идет речь, или не поняли? Это мы не поняли, потом наконец поняли и думаем, что и они проходили какие-то преломления. Простите, а в другом месте мы говорим, что Господь непосредственно беседовал со Своими учениками — в одних случаях «отверз уста Свои» и стал им объяснять, а в других случаях этой фразы нет. А может быть, Господь им объяснил все? Может быть, они уже наперед знали о кресте? Это первое. Второе. Так же как Иоанн крестил всех приходящих на Иордан, в то время как слова «крестить» еще не было, было понятие «прощать грехи», так и здесь. Говоря о кресте (в славянском переводе), мы прекрасно понимаем, что Господь разъяснил Своим ученикам. Это до нас дошло как «возьми крест свой», а Он разъяснил Своим ученикам, что значит иметь послушание Сыну Божьему, даже в данном случае своему Учителю.

Дальше, как мы помним, написано: «кто не оставит отца своего и матерь свою, несть Мене достоин», «кто не оставит детей своих»… Этот вопрос нередко возникает. Спрашивают: «Батюшка, там же сказано оставить детей своих, отца и мать и идти только за Христом». Идти через любовь. Оставить – подразумевается, что мы не ставим на первый план свою душевную (не духовную) и телесную привязанность к своим близким. Сначала мы обращаемся ко Христу, несем любовь Ему, а Он уже дает нам настоящую, правильную любовь к своим близким. Как неоднократно об этом говорилось, сколько ошибок сделали родители по телесной привязанности! Хотя вроде бы они любят своего ребенка.

Любящие родители начинают потихоньку учить детей пребывать на богослужении, при этом, как говорят, «у ноги стоять» — не кувыркаться по церкви, не ходить ходуном, не мешать всем слушать богослужение, а пребывать «у ноги». Хорошо, если приучают детей поститься. Не сразу круто ломают: все, с завтрашнего дня только нарезанные одуванчики или траву снытку будешь есть, — а с любовью, плавно подводя ребенка к посту. Вот это и будет выполнением тех заповедей, которым учит Христос. Поэтому, чадца мои возлюбленные, как ученики могли понять? — Да может быть, лучше нас! Они с Христом общались ухо в уста. Мы через Евангелие получаем квинтэссенцию, то есть самое главное. А какие-то отдельные короткие монологи, диалоги не дошли до нас.

Но ученикам наверняка было разъяснено, иначе бы они потом не пошли в мир просвещать людей, нести Евангелие, благую весть, если бы не поняли. Они бы не стали проповедниками, не стали отдавать свою жизнь ради Христа. Попробуй кого-нибудь из нас заставить проповедовать что-либо, что мы не понимаем, а тем более то, к чему наше сердце не лежит. Никого не заставишь. И лишь после того, как мы это поймем, а также поймем, что это нужно людям, спасительно им, только тогда сможем идти и проповедовать — в данном случае благую весть, Евангелие. Поэтому ответ на вопрос о том, как они могли понять, если не поняли самого простого, — мы не знаем, от нас это сокрыто. Это никому не раскрыто. Мы можем только предполагать, понимали они или не понимали.

– Второй вопрос был о том, когда крест стал символом христианства.

– Да, официально у нас, кажется, нет даты, когда крест стал символом христианства.

– С Константина Великого, четвертый век?

– Да, да, христианство проходило через разные периоды. Историки находят момент, когда (в первые периоды) христиане крестились вообще одним пальцем (то есть достаточно было одним пальцем изобразить на себе символ креста, и люди понимали, что перед ними христианин). Были другие изображения. Мы знаем, что у католиков осталась традиция креститься всей пятерней, так же и в Армянской Церкви. У нас исповедуется троеперстие, в старообрядчестве — двоеперстие. Поэтому, думаю, акцентировать внимание на конкретном годе или числе нельзя. Общепринятая точка отправления — конечно, с периода правления Константина Великого. Думаю, это и раньше было. Ведь помните, первые христиане использовали изображение юного пастуха, у которого через шею висит ягненок.

Но одновременно известно такое же изображение бога Аполлона, поэтому те христиане, которые в доме использовали изображение пастыря с ягненком на плечах, вводили им в заблуждение язычников. Те приходили и думали, что это изображение бога Аполлона. Мы знаем, что христианство проходило через период, когда Христа изображали в виде пеликана, кормящего в гнезде своих птенцов. По поверию, если у пеликана плохой улов и нечем кормить птенцов, то они выхватывают у него из клюва даже куски его плоти, но пеликан терпеливо ждет, пока птенцы наедятся. Этим символизировался Христос, Который пролил кровь за нас. Это основные изображения. Дальше мы уже знаем и монограмму Христа, и прочее.

– Надо поблагодарить зрителя — это наш постоянный телезритель, постоянно нам дозванивается и очень внимательно следит за нашими эфирами.

– Спаси Господи за вопрос, помогай Вам Бог раскрывать глубины евангельских слов, евангельских строк.

– Здесь мы поможем.

– Слава Богу, что издается немало книг. Но, дорогой мой, нужно еще помнить: по мере нашего поста Господь дает некоторое понимание. Ни в каких книгах ответы не находятся как-то вдруг, а по мере того, как человек постится, подвизается перед Богом. Особенно заметно это в монастырях, у некоторых монахов. Вот не может он что-то понять, ответить ему никто не может, но за счет того, что он подвизается перед Христом, вдруг Господь в какой-то момент открывает ему понимание. Тогда монах встречает тебя и говорит: «Батюшки, я понял наконец!» И видишь эту радость — а понял он через свое смирение перед Богом. Поэтому не только книжными познаниями (а может быть, и не столько), сколько своим смирением перед Богом нам надо искать открытие этих духовных знаний, глубину евангельских знаний.

– У нас еще один звонок от Александра из Чебоксар: «В 67-м псалме Ветхого Завета Бог называется Отцом сирот и Судьей вдов во святом Своем жилище. У меня есть желание поступить в духовную семинарию на священнослужителя, чтобы служить Богу. Можно ли сделать исключение в пользу этого? Отец говорит о Своем святом жилище».

Мы не совсем поняли вопрос, как цитата из псалма связана с поступлением в семинарию?

– Да, вопрос непонятен.

– Может быть, Александр получше сформулирует вопрос до конца передачи, дозвонится нам, и мы сможем на него ответить как-то частным образом. А по поводу поступления в семинарию или училище – по-моему, очевидно, что, помимо желания, нужно иметь духовника, постоянную церковную практику.

– Практику церковной жизни.

– Да, конечно.

– И вообще – намерение принести себя в жертву, то есть забыть о комфорте.

– Но не надо забывать, что много званых, но мало избранных, и принимать любое решение нужно, как мы всегда говорим, со смирением. Конечно, нужно и максимум трудолюбия. Тяжело учиться в наших духовных заведениях.

– Да, непросто. Многие сравнивают их с воинскими, воинской жизнью. Наверное, это самое удачное сравнение. Вот Вы хотите в духовную семинарию. А почему не в военный институт? Почему Вам не стать офицером или военным по контракту, нести такую службу – куда пошлют, там и исполнять свой долг. На Севере так на Севере, в степях так в степях, в пустыне – значит, в пустыне. Могу вам сказать приблизительно, что Вы так же должны быть готовы ко всему, что связано с духовной практикой, со священнослужением. Сергей правильно подсказывает, что Вас, во-первых, должен благословить Ваш духовник, посоветовать Вам: «Да, брат мой Александр, хорошо было бы, если бы ты получил духовное, богословское образование». С этого момента начинается отсчет. А то, что Вы нашли и процитировали несколько строчек из Псалтири, еще не причина поступать в семинарию.

– Может быть, мы дождемся звонка, и вопрос будет поставлен более корректно.

– Да, может быть, и тогда будет более понятно. Но настройтесь заранее, что, поступая в семинарию, Вы по своей форме жизни приравниваетесь к военным. То есть будьте готовы, что не останетесь где-то в теплом местечке, на одном и том же месте. Некоторые думают, что человек жил, работал в одном месте, потом поступил там же в семинарию и там же и будет. Нет. На усмотрение руководства.

– Еще очень важный момент: мы называем студентов воспитанниками духовных школ. Очень часто именно «воспитанники» – ключевое слово в нашем духовном образовании, там воспитывают будущих пастырей.

Давайте продолжим наш разговор о посте. Ситуация, которая, наверное, знакома каждому телезрителю, серьезно относящемуся к посту. Вчера было заговенье. Естественно, наверное, в каждой семье в этот день накрывался стол, изобиловали мясные блюда. Сегодня же, по приходе домой после воскресной службы, в холодильнике можно обнаружить все, что вчера не доели. Как с этим быть? Доедать, замораживать или выкидывать? Выкидывать еду тоже нехорошо.

– Да, вопрос вроде бытовой. Насколько я понимаю, специальных жестких постановлений нет, это решается с благословения духовника. Есть большие семьи, где есть и маленькие дети, и члены семьи, освобожденные от поста (пожилые или те, кто свою жизнь складывает вне стен Православной Церкви), поэтому дай Бог каждому из нас, чтобы духовник благословил, как себя в таких случаях вести.

Вспоминаем слова Господни: оскверняет человека не то, что входит в уста, а то, что исходит из уст. Это в первую очередь. Потом, пренебрежительное отношение к пище тоже является грехом. Поэтому еще раз возвращаюсь: дай Бог своим чадам посоветовать так, чтобы это было спасительно для их души. Во-первых, видно материальное положение семьи. Есть люди, которые, готовясь к посту, заранее подытоживают и на последний день оставляют небольшое количество пищи, чтобы на заговенье «подъесть», как говорят, до конца всю скоромную пищу и начать пост с пищи постной. Если сложилось как-то по-другому – думаю, это не должно вызывать в семье конфликта, вызывать у человека, который стремится к посту, какого-то дискомфорта и внутреннего ужаса, страха перед постом.

Я считаю, что если ты не можешь поститься, считаешь необходимым доесть оставшуюся мясную пищу, то взамен вычитай дополнительно канон, поклоны земные сделай, поставь себе какое-то другое ограничение: сегодня я доедаю мясо, а завтра ни с кем не разговариваю по телефону, никому не отвечаю, кроме рабочих звонков, все пустые звонки отсекаю. Возьмите себе такое постановление. Или если ты день-другой держишься вне поста, подъедая эту пищу, значит, откажись идти к друзьям в гости, на дни рождения, чтобы не было искушений. Состояние поста не только в еде, это прежде всего духовное состояние. Пост становится потребностью верующего человека, любящего Христа. Поэтому неудивительно, что многие люди постятся вне всяких постов. Просто им так хочется, так легко, радостно, очень хорошо.

В свое время духовник учил меня поститься в свой день рождения. Уже будучи человеком взрослым, я спросил: как же так, наоборот, в этот день мы приглашаем гостей, накрываем стол. Он ответил: «Не надо! Божья милость была, что ты родился на белый свет, а Господу не нужно твое объедение, пьянка. В этот день ты должен побыть на литургии, причаститься, исповедоваться и попоститься. В день ангела, в день именин – тоже должен быть пост». И становится понятно, что праздник – не накрытый стол, ломящийся от бутылок и мяса, а духовное состояние. Так что неудивительно, что многие люди говорят, что свои личные праздники (именины, день рождения) они любят проводить отдельно, безо всяких столов. Причастился, вышел с литургии и пошел бродить по городу, просто наслаждаясь радостью, тишиной и покоем. Или сидеть в церковном скверике. Для него это праздник.

Большая ценность, когда мы накладываем на себя те или иные ограничения из радости, из любви к Богу. Любящая мама так радуется, когда ее сын съел лишней клубнички, которую она отложила. Она себе отказала, отдала свое, что ей полагалось. Будь то мама, папа, дедушка, бабушка (по старикам это особенно заметно, они говорят «Я уже старый, уже не хочу» – нет, они очень хотят вкусное, но с радостью наблюдают, как внуки с улыбкой, измазавшись, съедают клубнику, или мороженое, или кусок торта). Это доставляет им радость. Вот мы должны почувствовать радость во Христе в этом.

То есть я не делаю не потому, что нельзя и меня накажут, а потому, что мне радостно, что я могу этим послужить Христу. Тогда бы у нас не было таких проблем. Бывает, подходишь почти к любому храму, там вывешена табличка: шорты нельзя, короткие юбки нельзя, майки, футболки нельзя. Люди входят, говорят: батюшка, но ведь жарко! И ходят как по пляжу, притом возмущенные, обиженные. На службу они, как закон, не приходят, им лень, они высыпаются. Они приходят потом, среди дня, в храм – свечечку на всякий случай поставить, на удачу в бизнесе и прочее. Вот этих табличек быть не должно, так как я потому не прихожу в храм в шортах или в открытой майке, что боюсь обидеть Бога своим поганым внешним видом, послужить соблазном для окружающих. Тогда бы не пришлось нас уговаривать.

Бывает, спрашиваешь девушку, не грешит ли она в том-то и том-то. Да в том, что она пришла в шортах, которые чуть ниже ее пояса. Она уже вся в грехе, и это сразу понятно. Обращаюсь к некоторым мамам взрослеющих дочерей и сыновей. Уже приходилось об этом говорить. Спрашиваешь пятнадцатилетнюю девицу, в чем она прегрешает. «Ой, батюшка, маму не слушаюсь, мама обиделась на меня, что я не стала кашу есть». А стоит эта девица в таком виде, что хочется спросить ее маму, куда она ее вывела – на продажу, что ли? Рабыня она твоя? Почему она почти голая? И мама не то что этого не видит, она потакает ей, она согласна, что дочь или сын должны так выглядеть. Начните пост с этого. Успенский пост, жара еще не кончилась. Дайте себе обещание: до конца поста юбку выше колена надевать не буду. Ниже можно, выше – нет. В шортах никогда не пойду. Вот это будет пост. Лучше ешь мясо, но не ходи в шортах, не тряси голыми телесами, не выступай соблазном для окружающих.

Это касается людей всех возрастов. Сейчас я сослался на бедную пятнадцатилетнюю девушку, но мне хочется сказать, что нарушение понимания правильности одежды бывает у людей всех возрастов. А когда еще и старушки полуголые шлепают, да еще их начинают оправдывать (как же, человек такой жизнерадостный, она надеется еще и замуж выйти, у нее и кавалер есть)… Простите, гроб твой кавалер уже. А чем ты перед Богом будешь оправдываться? Будешь рассказывать, как ты полуголая ходила, старыми телесами потрясала и всех пугала вокруг? И такого же деда полусумасшедшего отловила? Разве это можно? Этого быть не должно. Человек приходит в храм с мыслью: «Я боюсь обидеть Бога, а значит, я и веду себя, и выгляжу так, чтобы Ему было не обидно на меня взирать».

Знаменитые слова «в чем застану, в том судить буду» наши предки понимали буквально. Когда-то, еще подростком, я приехал в гости в одну глухую деревню на Волге. Меня очень удивило, что один дед в летнюю жару косил траву в застегнутой доверху рубашке и пиджаке. Я ему предложил раздеться. А он: «Ты что, смеешься? А вдруг я сейчас помру? Что же я, перед Богом предстану, как ты, в одних трусах?» Тогда это меня очень потрясло. Сначала я подумал, что он боится смерти, а потом понял: он боялся Бога. А сейчас человек готов мясо не есть, но попробуй заставь его одеться и прийти прилично. Не хотят, борются с этим. Вот, дорогие мои, пожалуйста, с этого пост и начните. Повторяю: не можете без молочных продуктов, значит, ограничьте себя в мороженом. Сыр буду, творог буду, потому что это полезно костям стареющим или развивающимся, молодым, а мороженое не буду. И ходить вызывающе тоже не буду. Вот это будет пост.

– Послушаем еще вопрос от телезрительницы Ангелины: «Если у человека случается что-нибудь плохое или хорошее, он всегда говорит: „На все воля Божья“. Как отличить Божью волю от попущения?»

– Какой тонкий вопрос! А попущение и воля Божья – это не одно и то же?

– Телезрительница уже повесила трубку.

– Да, я понял. Знаете, это богословские понятия. Давайте ко всему относиться как к воле Божьей, только не надо сваливать на нее нашу волю, личную.

– Простите, может быть, попущение имелось в виду как искушение, какая-то скорбь?

– Ну, мы знаем, что Господь по Своей любви не посылает скорби, а попущение может быть ради совершенства человека, ради его духовного роста. Поэтому когда мы узнаем, что тот или иной подвижник испытывает те или иные нападки, то значит, это было попущение, чтобы он окреп, духовно возрос. Это может касаться и многих других людей.

– Последний вопрос: иногда православных называют несвободными людьми. Нас в этом упрекают. Часто люди говорят о целом наборе правил, ограничений, постов, апостольских правил, если все из них применять в своей жизни, то можно вообще заканчивать жить, грубо говоря. Что можно сказать на эти утверждения противников нашей веры?

– Дорогие мои, мне кажется, мы самые свободные люди, потому что нет страшнее, чем быть рабом греха, и нет радостнее, чем быть рабом Христовым. Потому что весь наш сегодняшний разговор подразумевает, что те ограничения, которые Церковь предлагает (даже не накладывает), мы с радостью возлагаем на себя, потому что мы освобождаемся от греха. Идя ко Христу, мы освобождаемся от греха, потому что нет страшнее рабства греху. Мы видим пьющего, блудящего, который пребывает в этом грехе и рыдает потом от своих похождений. Есть грех объедения, рабство греху объедения, рабство осуждению. Человек настолько подвластен осуждению, что сам уже не может, переживает, что он без конца любого человека осуждает.

Какая свобода, какая радость, как мы уже с вами говорили, встречать тот или иной праздник именно в том, что я могу себя в чем-то поджать. Не в одном, так в другом. Это всегда радость, облегчение. Кстати, меня хорошо поймут люди, которые сбросили вес. Обратите внимание, какая радость – они летают как птички (неважно, два килограмма сбросили или двадцать два) и говорят: как хорошо! Никто же не говорит им: что ж ты, бедненький, заставил себя тренироваться, терять вес, ничего не ешь, какой ты несчастный… Какие они счастливые, что порхают! Так и во всем, когда мы освобождаемся от греха.

– Сердечное спасибо Вам за беседу и за то, что нашли время в период отпусков прийти к нам на прямой эфир. Благословите наших телезрителей.

– Господь да благословит всех вас! И прошу ваших молитв. Надеюсь, что наши телевизионные встречи приносят хоть чуть-чуть пользы нам всем – не вам или нам отдельно, а всем.

 

Ведущий Сергей Платонов
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать