От Голгофы до Пасхи

15 апреля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. Передача из Москвы. Эфир 15 апреля 2014г.

 

- Здравствуйте. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Сергей Юргин.

Сегодня  у нас в гостях клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег Стеняев.

Здравствуйте, батюшка, благословите наших телезрителей.

 

- Господь благословит.

 

- Тема передачи «От Голгофы до Пасхи». Эта неделя называется в календаре Страстной седмицей, во время нее вспоминаются страдания Господа нашего Иисуса Христа. Неужели Бог не мог спасти род человеческий Своим волевым решением? Зачем Ему нужно было страдать?

 

- Блаженный Феодорит Кирский пишет: «Весьма легко было бы для Него и без воплощения совершить спасение людей, и одною волею разрушить владычество смерти и совершенно потребить источник смерти – нечестие. Но Он хотел показать не могущество Свое, но правду».

Иоанн Дамаскин тоже есть такая мысль, когда он пишет, что Господь соделался человеком для того, чтобы подобное победить подобным. То есть, побежденное дьяволом наше естество победить прославленным истинным человечеством. Иначе, как рассуждает Дамаскин, у дьявола было бы основание предполагать, что он победил человека, Адама, но проиграл Богу, Творцу.

То, что мы называем воплощением, никак не ограничивало Бога, но это была Божья правда. Бог хотел побежденное сделать победителем. Поэтому Христос в библейском понимании выступает, как второй Адам. В первом Адаме мы как бы терпим поражение, а второй Адам, как Его называет апостол Павел, Человек с Неба, одерживает победу над силами зла и дарует нам божественное искупление, милость Божию, божественное прощение и оправдание.

 

- Кто страдал на кресте: Бог или человек?

 

- Иоанн Дамаскин, отвечая на этот вопрос, пишет: «На кресте страдало и умирало то, что могло страдать и могло умирать». Если говорить о Божестве, Оно бесстрастно, и Бог не может умереть. Но в Иисусе Христе мы исповедуем «в единую ипостась истинное Божество и истинное человечество». Халкидонским определением отношение между божественным и человеческим в Нем «нераздельно, неразлучно, неизменно», но в то же время «неслиянно».

Поэтому, когда мы говорили, что Он алкал, жаждал, страдал на кресте, испытывал муки агонии, это то, что связано с Его истинным человечеством, и Его страдания были не иллюзорны, потому что Он был истинный человек, но в то же время был и истинным Богом.

 

- Какую часть в нашем искуплении принимает истинное Божество Иисуса Христа?

 

- Я бы сказал решающее. Если бы на кресте умер только человек, то, как это бывало во время Второй мировой войны, за других мог умереть и просто человек. Если бы Христос был только человеком, то его жертва имела бы значение для того, за кого Он умер и какое-то нравственное значение для тех, которые об этом что-то узнавали.

Но будучи и истинным Богом, Божество Его сообщает жертве человечества универсальные свойства. Он умер не только за тех людей, которые жили до Его рождения на земле начиная с Адама, не только за своих современников, Он совершил искупление за всех людей, которые жили от Его Вознесения до наших дней. Он искупил даже грехи тех людей, которые еще не родились. Через Его Божество искупительная жертва сообщается и им.

 

- Кому была необходима эта жертва: Богу, человеку, дьяволу?

 

- Действительно, есть разные мнения по этому вопросу, но чаще всего этот вопрос задают люди, которые сами не служат Литургию. Дело в том, что литургические тексты имеют огромное догматическое значение. Когда мы вчитываемся в молитвы, которые читаются во время Евхаристии, мы находим там глубину богословия. Ни один служащий священник такой вопрос перед собой не ставит. Потому что во время литургии он произносит такие слова: «Ты бо еси Приносяй (то есть приносящий жертву) и Приносимый (то есть сама жертва) и Приемляй (то есть Тот, Кто приемлет жертву)».

Симеон Новый Богослов пишет: «Христос принес Себя плотью в жертву торжеству Отца и Самого Сына, и Духа». То есть, в Иисусе Христе истинное божественное милосердие принесло жертву истинному божественному милосердию.

Это концепция двух Имен Бога. Имя «Господь» – это переведенное с греческого «Кириос», которое, в свою очередь, переведено с древнееврейского и означает меру божественного милосердия. А имя «Бог» - это переведенное с греческого «Феос», которое означает меру божественного правосудия. В том, что совершил Христос, встретились и облобызались суд и милость, было достигнуто равновесие. Словосочетание «Господь Бог» означает, что божественное правосудие и божественное милосердие уравновешены.

Так как согрешил человек, необходимо, чтобы человек же и пострадал. Это еще одна из причин, по которой совершается Боговоплощение.

 

- Где именно произносятся во время Божественной литургии те слова, что Вы сейчас зачитали?

 

- Это канонический текст тайной священнической молитвы, которая читается за Божественной литургией. Мы видим, насколько стройно раскрывается в ней учение. Жертва не приносится человечеству в гуманистическом смысле. Тем более, она не может быть принесена дьяволу. Жертва приносится именно божественному правосудию от лица божественного милосердия.

 

- Где находился Христос от момента Его смерти до Его Воскресения?

 

- Перед тем, как Христос умер, как Господа Его исповедует один из разбойников. Как он мог это понять? Когда он услышал, что Иисус, терпя такую муку, молится за своих распинателей, он понял, что, испытывая такие страдания, как они, Он не мог бы делать этого, если только не был Сыном Божиим, самим Господом. Тогда он произносит слова: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».

Когда Господь умирает на кресте, Он первым сходит во ад и находящимся там душам проповедует Евангелие. Он облистал ад сиянием Божества. Но Он же с разбойником в раю. Человеческой душой Он сходит в ад, как Божество Он не покидает рая, и небеса не могут вместить Его, радуется за разбойника; телом же Он полагается во гробе, и до окончания субботы пребывает в покое, исполняя заповедь.

 

- Когда Господь спустился в ад, то перевел ли всех тогда из ада в рай? Это были ветхозаветные праведники или все ветхозаветные люди?

 

- Святые отцы разнятся по данному вопросу. Киприан Карфагенский и Блаженный Августин, считают, что Христос вывел только праведников. Иоанн Златоуст считает, что ад опустел, Христос не только вывел все души, там находящиеся, но сломал все механизмы адских врат, так что они более не смогли никого удерживать. Со Златоустом согласны и Максим Исповедник, и преподобный Ефрем, и целый ряд других отцов. Эта мысль часто повторяется и в пасхальных песнопениях.

Этот вопрос открыт для дискуссии, окончательного решения по нему не принималось, поэтому, когда мы изучаем его, надо учитывать обе позиции, чтобы не впадать в крайность.

 

- Вопрос телезрительницы из Калужской области: Каждый ли человек должен пройти на земле, пусть в меру своих сил, путь Христа?

 

- Если бы Христос не был воплощен, Он не мог бы быть нашим Учителем в полном смысле слова, поскольку невозможно подражать Богу. Хотя в Нагорной проповеди есть призыв «Будьте совершенные, как Отец Небесный совершенен». Подражать можно воплощенному Богу. Апостол Петр пишет в своем послании: «Он оставил для нас пример, дабы мы шли по Его стопам», то есть Он оставил нам пример человеческой жизни. В Его истинном человечестве мы можем приобщиться к Его истинному Божеству и получаем уроки, как правильно строить человеческую жизнь.

Христос  учил нас не только Своими словами, но действиями и поступками в той или иной ситуации. В этом смысле Христос для нас абсолютный Учитель, Который был подобен нам во всем, и даже, как пишет апостол Павел, искушен во всем.

Был искушен всем, но кроме греха, по словам того же апостола Павла. Приняв на себя человеческую природу, Он ощутил и всю человеческую немощь, каждую моральную, нравственную болезнь. И Павел делает вывод, что такой Первосвященник, Который был во всем подобен нам, во всем искушен, понимает нас, иначе относится к нам, нежели земной иудейский первосвященник, который считал себя намного выше тех людей, которых он окормлял, горделиво называя простых людей «людьми земли», то есть чернью.

Христос не просто умалился, Он принял ступень раба, был плотником, будучи родом из дома царя Давида. Поэтому мы должны подражать Христу, ибо, как пишет апостол Петр, «Он оставил нам пример, дабы мы шли по стопам Его».

 

- Когда Господь был распят, ученики не узнали Его при встрече на второй день, почему?

 

- Воскрес Господь в третий день, но правы и Вы, когда говорите о втором дне. Поскольку воскрес Господь рано заутра, то есть третий день был неполным. Было два обычных дня и один сверхъестественный, две  обычных ночи, и одна сверхъестественная ночь: когда Он умер, солнце закрыло свет. Сверхъестественный день: когда Он воскрес, Он просиял, как солнце, это был день в ночи.

Его не узнавали Лука и Клеопа, что видно из Писания. Видимо, в этом случае причина в том, что Господь испытывал их. Они удалялись из Иерусалима, шли в Эммаус, и у них были сомнения. Они узнали Иисуса, лишь когда Он преломил хлеб.

Думаю, что Христос, как и Бог в этом мире, действует двояко: с сокрытием Своего Лика и с открытием. Как сказано у царя Давида, «сокроешь Лице Твое – и мятутся народы», и наоборот, «каждый день, пробуждаясь, наслаждаюсь Образом Твоим».

В какие-то моменты Бог действует открыто, когда, например, Он просиял на горе Фавор или в Сионской горнице, когда преломил хлеб и назвал по имени Марию Магдалину. В другие Он скрывает Себя под человечеством.

Если бы Бог врывался в нашу жизнь с каскадом чудес, заставляя нас верить в Него, это означало бы своего рода экспансию против нашей человеческой свободы, заставляя верить. Подлинное чудо всегда является ответом на веру человека. Если человек не обладает верой, то чуда не происходит, чтобы не разрушить мир свободной воли человека. Бог не хочет заставлять нас любить Себя, заставлять веровать в Него. Он бережно относится к дару свободной воли.

Лишь когда Он видит, что сердце открыто Ему, Он являет Свое величие. На гору Фавор Он берет лишь тех учеников, вера которых готова к тому, чтобы созерцать тайну Преображенного.

 

- Но ведь есть и другой случай: когда  Савл шел преследовать христиан, Господь явился ему, и он стал не только христианином, но первоверховным апостолом Павлом?

 

- До случая с Савлом Господом были сказаны христианам слова о том, что «наступят времена, когда каждый убивающий вас будет думать, что тем самым он служит Богу». О Павле сказано, что он шел в Дамаск, дыша угрозами и убийствами на учеников Иисуса Христа. Но Господь видел его мотивацию, ведь Он все же судит не поступки наши, а намерения.

Савл был абсолютно уверен, что, убивая последователей Христа, он тем самым служит Богу. Что и было предсказано. Увидев эту ревность не по рассуждению, Господь останавливает его словами «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» Осиявший его божественный свет ослепил Савла, пока муж Анания не возложил на него руки в Дамаске.

 Однако апостолы, которые были со Христом на Фаворе, не потеряли зрения, это означает, что длительное пребывание рядом со Иисусом, как бы обеспечивало адаптацию к божественному свету. Если человек выйдет из темной комнаты на яркий свет, он на время ослепнет. Савл ослеп, а когда прозрел, стал Павлом. Ученики Иисуса Христа ходили в этом Свете, и многое для них было понятнее, чем для других.

 

- Вопрос телезрительницы из Калуги: Идет Страстная седмица, надо подготовиться к достойной встрече Пасхи, как мне быть, если у меня пьющий муж?

 

- Прежде всего, надо помнить, что алкоголизм и наркомания – это заболевания. Если человек выпивает в кампании, а потом начинает злоупотреблять спиртным, то он согрешает этим. Но когда ему ставится диагноз алкоголизм, то это означает, что человек болен. Как и наркоман, когда принимает решения колоться – это грех, но когда он уже находится в химической зависимости, и каждая клетка требует этого вещества, надо признать, что это тяжелейший недуг, и обычным людям даже невозможно представить, какую боль испытывает этот человек.

Вам надо смотреть на своего мужа, как на больного, который нуждается в особой заботе о нем, как нуждается в такой заботе человек, больной гриппом или ангиной. Алкоголизм – страшное заболевание, которое повреждает мозг человека, наносит страшный ущерб моральным и нравственным началам, как сказано, «в вине есть блуд».

Если Господь попустил Вам, что у Вас такой муж, и Вы идете навстречу Пасхе, то можно сказать, что Вы – та христианка, которая идет вслед за Христом, взяв на плечи тяжелый крест. Христос Сам говорил, что тот, кто идет за мной и не берет креста, недостоин Меня. В Вашей ситуации тяжелый крест – иметь такую вторую половину.

Апостол Павел говорит: «Жена, откуда знаешь, не спасешь ли мужа твоего, ибо неверующий муж освящается верующей женою». Пусть это наставление апостола Павла вдохновляет Вас, и если есть возможность пригласить на пасхальную службу Вашего супруга, постарайтесь это сделать. Пасхальное богослужение оказывает мощнейшее миссионерское служение даже на людей, случайно зашедших в Церковь в эту ночь. Крестный ход, восклицания священника «Христос Воскресе!», когда в ответ гремит хор голосов «Воистину Воскресе!» убеждают лучше, чем лекции самых искусных миссионеров. Как писал отец Павел Флоренский, православие не доказуется, оно показуется. Пригласите мужа на Пасху, и он может увидеть то, что переменит его жизнь.

 

- Почему Христос после Своего Воскресения не сразу вознесся на Небо, но пребывал на земле еще в течение сорока дней?

 

- Апостол Павел называет Иисуса Христа «первенцем из мертвых». Этот вопрос сложный, потому что мы знаем о воскрешении четырехдневного Лазаря, известны и другие случаи воскрешения. Почему же именно Христос называется «первенцем из мертвых».

Мне нравится объяснение святителя Феофана Затворника, который предлагает такое объяснение: те люди, которые воскресли, они затем жили обычным человеческим порядком, и мы не всегда знаем, как затем сложилась их судьба.

Христос показал «новый формат» воскресения из мертвых. В течение сорока дней, общаясь с учениками, проходя дверями затворенными, появлялся и исчезал или появлялся сразу в разных местах – Он показал, какое воскресение ожидает уверовавших в Него.

Иоанн Богослов отлично это понимал, наиболее полно описав Христа от Воскресения до Вознесения. Он писал: «Не знаю, какими мы будем по воскресении, знаю лишь, что мы будем подобны Ему».

 

- Вопрос телезрительницы из Московской области: По болезни меня благословили причащаться каждое воскресение. В Вашей недавней передаче священник говорил о том, что для причащения Святых Христовых Таин необходимо искренне и от всей души покаяться. Но так как в этот пост я причащаюсь еженедельно, у меня нет такого сокрушения при исповеди, как раньше. Примет ли Господь такое Причастие?

 

- Вопрос надо ставить несколько иначе: как Вы примите Причастие. Господь дает нам Себя в Причастии, принимаем мы.

Если говорить о чувствованиях во время Причастия, то их надо избегать. Нам запрещено иметь чувствования даже на молитве. Перед утренними молитвами говорится о том, что не надо начинать молитву «дондеже успокоятся твои чувствования». Если мы будем заложниками своих чувствований, мы далеко зайдем.

Причащаться человек может, если он готовился, говел, читал необходимые молитвы, прошел исповедь, получил благословение духовного наставника. Мир чувств – то, что было наиболее повреждено во время грехопадения. Христос указывает на сердце человека, как на источник всего дурного в человеке, из  сердца исходят убийства, блуд, нечистота и так далее. Поэтому мы должны руководствоваться не чувствами, но совершать служения при любом состоянии. Чувства зависят от тела, человеку трудно рассмотреть происхождение в себе того или иного чувства. Чувственные молитвы запрещены в православии. Если человек начинает плакать во время молитвы, ему надо остановиться, привести себя в порядок. Молитва должна быть бесстрастной, поэтому и чтение в церкви монотонное – это хороший камертон. Мы должны контролировать свои чувства рассудком.

Апостол Павел учит: буду молиться духом, буду молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом. Только еретики харизматических толков настаивают на том, чтобы человек отключал разум, и молился лишь сердцем. В православии должно быть бесстрастие. Если мы испытываем радость, то это тихая радость, а не исступление. Если говорить о слезах, то святые отцы считают, что это очень редкий дар. Зачастую слезы у обычных людей как раз от чувственности.

Тем более, делать самотест на чувства во время Причастия – неправильно. Вы станете заложниками своего чувственного аппарата, а мы не знаем, что руководит этими чувствами: тело или душа в своем болезненном состоянии, или на Вас пытается как-то воздействовать мир духов. Поэтому стяжите бесстрастие. Мы не можем жить без чувств, но мы должны погружать разум в наше сердце, по совету святых отцов, чтобы контролировать движение наших чувств.

 

- Вопрос телезрительницы из Новочеркасска: Девять дней тому назад у меня умер супруг, и я молюсь, читаю молитвы, каноны, но начинаются праздничные дни, а у меня смятение. Как мне быть?

 

- Все, что Вы делаете – правильно, но Пасха – особая радость для усопших людей. Господь своим Воскресением принес оправдание не только живым, но и мертвым. Пасха – время радости, и если Вы имеете скорбь, она должна быть тихой.

На Пасху открываются Царские врата, и открываются они не только для живых, но и для усопших. Поэтому мы и не ходим на кладбище во время Светлой седмицы до Радоницы, потому что все имеют возможность радоваться Христову Воскресению. Когда мы говорим об умерших людях, вспомним слова, которые читаются во время отпевания: «Не скорбите, как и прочие, ибо они не имеют упования». Это язычники скорбят безуспешно, ибо у них нет упования на воскресение из мертвых. Рано или поздно эта встреча произойдет. Ваша задача теперь – молитвенно поддерживать усопшего, и Господь усмотрит о нем нечто лучшее.

 

- Если Христос воскрес и искупил все грехи человечества, и в «Символе веры» сказано о том, что «верую во Едину Святую Соборную Апостольскую Церковь», но при этом некоторые члены Церкви продолжают грешить, насколько действительно произошло искупление?

 

- Здесь надо понять, что когда человек впадает в тот или иной грех, он сам себя отлучает от Церкви. Таким образом, в Церкви всегда пребывают те грешники, которые раскаялись в своих грехах, примирились с Господом, а в Таинстве Святой Евхаристии оправданы Христом, Который входит в их жизнь.

Это хорошо видно из чина исповеди, когда перед разрешительной молитвой священник читает: «Господи, Боже, спасение рабов Твоих, милостиве и щедре», называет имя этого человека и просит «и подаждь ему образ покаяния, прощения и отпущения грехов, прощаяй ему всякое согрешение вольное и невольное», и внимание: «примири и соедини его Святей Твоей Церкви о Христе Иисусе». То есть, через грех человек самоотлучился, но не отлучен от Таинства покаяния, и в нем вновь соединяется с Церковью. Таким образом, Церковь всегда сохраняет свою святость, поскольку грешники, пребывающие в ней, уже раскаявшиеся грешники и примирившиеся с ней во Иисусе Христе.

Блаженный Августин пишет, что, как в ковчеге, а это символ Церкви, были животные и чистые, и нечистые, так и Церковь содержит в себе и чистых, и нечистых,  но когда они прибегают ко спасительным Тайнам, они становятся святыми. Ведь перед Причастием возглашается «святая святым». Как я объясняю, в этот момент наше отличие от святых лишь в том, что святые долго сохраняли это состояние, а мы очень быстро его теряем. У нас очень много книг написано, как подготовиться ко Святому Причастию, но нет ни одной, где было бы написано, как сохранить ту благодать, тот залог спасения, который мы получаем в Таинстве Святой Евхаристии.

Наши благочестивые предки из уважения к этому Таинству до самого вечера не позволяли себе пустых разговоров, некоторые даже не вкушали пищу.

Те, кто напоминают нам наши прежние грехи, действуют, как бесы, которые наблюдая, как благодать Божия выхватывает нас из их лап, напоминают о прежде содеянном и, на самом деле, лгут. Поскольку если ты присоединился ко Святой Церкви через Таинство Исповеди, соединился с Богом в Таинстве Причастия, то, что значит твое прошлое?

В связи с этим зачитаю прекрасные слова, произнесенные епископом Амвросием Медиоланским: «Я буду хвалиться не потому, что праведен, а потому, что искуплен. Я буду хвалиться не потому, что свободен от грехов, а потому, что мои грехи прощены. Я буду хвалиться не потому, что сотворил добро, или кто-то другой сотворил добро мне, но потому, что Христос – мой заступник перед Отцом, и потому что кровь Христова пролита и за меня».

Блаженный Иероним не с меньшим восторгом восклицает: «Поэтому мы праведны, когда исповедуем себя грешниками, и когда наша праведность состоит не в наших заслугах, но в помиловании Божием». Когда человек вкушает это помилование Божие, тем большая любовь обнаруживается в человеке. И чем больше у него было грехов, тем больше у него любви.

Мы знаем великих грешников: Савл, гонитель Церкви, великую грешницу Марию Египетскую, знаем преступление царя Давида, когда он смешал блуд с убийством. Но через великое прощение они обрели и великую любовь, ибо кому много прощено, как говорил Христос, тот много и любит.

Мне кажется, что те религиозные ханжи, которые не могут простить совершенное себе и другим, еще не познали милости Божией, и пока у них очень скудная любовь.

 

- Пасха – воскресение мертвых, когда Господь принес жертву за всех нас, пролил Свою Кровь. Мы причащаемся каждое воскресение и на Пасху. Все ли должны причащаться на Пасху?

 

- Желательно на Пасху причащаться всем. В Древней Церкви считалось, что если человек пришел на службу и не причастился, он бросил навет на священника, считая его или еретиком, или недостойным. Если кто-то один не причащался, его призывали ко кресту и Евангелию, и он должен был объяснять, почему он не причастился.

Приближается Пасха, что она означает в соотношении со днями Страстной седмицы? Некоторые думают, что смысл праздника Пасхи в том, что Христос воскрес, и мы воскреснем. Это не смысл Пасхи. То, что мы воскреснем, знали еще в ветхозаветной Церкви.

Смысл христианской Пасхи в том, что когда Иисус Христос умер на кресте, и Его друзья, и Его враги стали ждать, примет ли Бог Отец эту жертву. Когда на третий день Христос воскрес, Бог Отец воскресил Его силой Духа Святого, это было свидетельством того, что жертва за наши грехи принята. Своей смертью на кресте, он попрал нашу духовную смерть. Своим воскресением из мертвых он оправдал нас, и вся Вселенная узнала, что мы прощены. В Послании к Римлянам есть такие слова: «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом, и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься». Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. В другом месте апостол Павел пишет, что Воскресение Христово – оправдание наше, ибо Христос не только умер за нас, но и воскрес ради нас, чтобы засвидетельствовать, что восстановлен мир между Богом Отцом и человечеством через Господа Иисуса Христа, о Котором в Писании сказано, что Он «един Ходатай, един Посредник между Богом и человеками – человек Христос Иисус».

 

- Этими замечательными словами закончим нашу передачу. Благодарю Вас за беседу и прошу благословить на прощание наших телезрителей.

 

- Божие благословение на прохождение Страстной седмицы. Спаси Христос!

 

Ведущий: Сергей Юргин.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать