Беседы с батюшкой. Гора Афон

14 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель кельи святого Модеста (Святая Гора) иеромонах Авраамий (Орлов).

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– В Екатеринбурге в эти дни пребывают святыни: честная глава преподобного Силуана Афонского и чудотворная икона Господа Иисуса Христа. Сопровождает святыни делегация афонских монахов, один из них у нас сегодня в гостях. Это иеромонах Авраамий (Орлов), настоятель кельи святого Модеста монастыря Симонопетра. Отец Авраамий, добрый день, благословите.

– Бог благословит. Я рад, что Господь предоставил такую возможность – быть здесь, в славном городе Екатеринбурге, городе святых новомучеников, где пострадала царская семья за святую православную веру, и что здесь в этот день благословенно пребывают мощи святого, славного, преподобного монаха Силуана Афонского.

– Я думаю, что некоторые из наших зрителей, которые живут в Екатеринбурге или гостят в этом городе, может быть, уже имели возможность с Вами побеседовать в екатеринбургском Храме-на-Крови, а для всех наших зрителей, будем надеяться, сегодня наша беседа окажется полезной. Единственное, чтобы не смущать наших уважаемых друзей, стоит, наверное, отметить, что Вы не являетесь членом всей делегации, которая перевозит мощи из города в город, а прибыли только в город Екатеринбург на время пребывания святых мощей и чудотворной иконы.

– Да, совершенно так. Это, можно сказать, мой частный визит по благословению Его Высокопреосвященства владыки Кирилла и также отца Елисея, игумена нашего монастыря Симонопетра, который дал благословение на то, чтобы приехать в город Екатеринбург и здесь, у святых мощей, послужить и также сказать слово в беседе со зрителями телеканала «Союз».

– Сегодняшнюю нашу беседу предлагаю посвятить нескольким темам. Конечно же, поговорить и о святом преподобном Силуане Афонском, и о местах Вашего служения (кельи святого Модеста монастыря Симонопетра), и вообще поговорить о тысячелетии русского монашества на Святой Горе, о том, что такое русское монашество на Афоне. Чувствуете ли Вы лично помощь святого Силуана Афонского в Вашей повседневной жизни? Обращаетесь ли вы в своих молитвах к этому подвижнику?

– Да, конечно, обращаемся, молимся. Кроме того, что в нашей келье святого Модеста также имеется икона преподобного Силуана Афонского с частицей его святых мощей, мы ежедневно совершаем уставное круглосуточное богослужение, прикладываемся ко всем нашим святым иконам и также к преподобному Силуану, просим его святых молитв, его благословения, его помощи в наших ежедневных иноческих трудах и молитвах.

– Множество подвижников, причисленных к лику святых, подвизались в монастырях на Святой Горе, а каково отношение афонского монашества к святому Силуану, нашему русскому святому?

– Благодаря известной опубликованной книге отца Софрония (Сахарова) «Святой Силуан Афонский» (эта книга переведена на многие языки: английский, немецкий, в том числе и греческий) житие преподобного Силуана получило большое распространение и на территории греческих монастырей. В 1948 году эта книга вышла на русском языке, а в 1952 году отец Софроний опубликовал ее более широким тиражом в Париже.

Многие молодые монахи знакомились с житием старца Силуана, даже еще не будучи монахами, а будучи студентами, это их привело к такому всплеску духовной жизни, что многие изменили свой жизненный путь. Среди них довольно-таки много иностранцев: англичан, немцев и людей других национальностей, потому что даже на японском языке издана эта книга – где-то порядка двадцати языков в настоящее время.

И многие молодые люди, прочитав, были впечатлены и поражены этим жизненным подвигом и простой утверждающей верой старца Силуана. Это обратило многих к святому православию, а многих православных побудило пойти иноческим путем. Потому что в современных греческих монастырях, таких как наш Симонопетра или, скажем, Ватопед и других (Каракал, Филофей, Ксиропотам), очень много образованной братии, то есть примерно половина из монахов имеют высшее образование (или филологи, или окончили медицинское высшее образовательное учреждение). И они сознательно избрали этот путь благодаря воздействию преподобного Силуана. Его житие на греческий язык перевел один из иноков монастыря Эссекс в Англии, который был основан отцом Софронием (Сахаровым), – это отец Захария, он киприот и был насельником этого монастыря под руководством отца Софрония.

– Если говорить о святом преподобном Силуане Афонском, книга отца Софрония (Сахарова), безусловно, вызвала широкий общественный резонанс и многие ее прочитали, потому что она написана простым современным и понятным для каждого языком, это не богословский текст. Благодаря этой книге многие узнали об этом подвижнике, но сколько в нашей Православной Церкви подвижников, которые на сегодняшний день безызвестны, хотя, может быть, мы поминаем их за Божественной литургией. Я говорю не о том, что мы их не знаем, а о том, что о них мало что известно, их житие не читали. И говоря «святой такой-то», мы мало себе представляем, кто это.

– Да, конечно.

Может, надо провести всеобщую популяризацию?

– Популяризацию святых не нужно делать, они сами себя прославят и прославляют. Нужно, чтобы мы к ним обращались, молились. Господь Сам избирает тех, кто Ему нужен, о ком Он говорит открыто. Мы, как люди верующие, считаем, что все происходит по воле Божией, не без ведома и не без Промысла Божия. Святых много, их тысячи: тысячи новомучеников были расстреляны в годы безбожной власти; тысячи греческих новомучеников были замучены турками; тысячи новомучеников в Сербии, которые были замучены в годы репрессий усташами и прочими католическими хорватами.

Из них только единицы прославлены Богом, потому что они нужны как пример нам, людям простым, и смертным, и грешным, что человек из нашей среды, простой крестьянин (как преподобный Силуан), – и стал таким великим святым. А таких русских парней на Афоне жило много, тысячи за всю нашу тысячелетнюю историю пребывания на Афоне, и они несли свой подвиг, крест монашеского жития в смирении, чистоте и святости. Их очень много, но они безвестны для всего мира, и даже не все известны по именам и для современного монашества.

Благодаря хорошей программе, которую ведет монах Ермолай из Свято-Пантелеимонова монастыря, есть интернет-сайт «Русский Афон», где опубликовываются, открываются жития тех святых, которые не были известны православному миру. Потому что сохранилось много рукописей, которые лежали в библиотеке Свято-Пантелеимонова монастыря многие-многие годы, особенно много рукописей переписки архиепископа Василия (Кривошеина), который скончался в Санкт-Петербурге в 1985 году, будучи в паломничестве в России. А он был архиепископ Брюссельский и Бельгийский, бывший насельник Свято-Пантелеимонова монастыря, близко знавший преподобного старца Силуана. У него оказался очень большой архив, который до сих пор продолжает публиковать издательская группа Свято-Пантелеимонова монастыря. Это очень важные книги, которые рассказывают нам о подвигах, бытии монахов Свято-Пантелеимонова монастыря, Свято-Андреевского скита, Свято-Ильинского скита на Афоне, а также Новоафонского монастыря в пределах нынешней Абхазии.

– В понимании русского человека, живущего в России, келья – это место для сна, отдыха и молитвы монаха, то есть комната. Вы являетесь настоятелем кельи. Правильно ли я понял, что на Афоне запрещено создание новых монастырей и поэтому некоторые монастыри имеют такие кельи, которые по своей сути являются чем-то вроде подворья или прихода монастыря? Почему тогда название именно такое?

– Название «келья» – греческое, изначально это слово означает «камера». Даже в современной тюрьме Греции келья – это камера, отдельная комната, но суть такова: суровое подвижничество первых веков не предполагало больших помещений, и монах, стараясь сосредоточиться, войти внутрь себя, в свой внутренний мир, наоборот, старался уединиться в небольшой комнатушке, ему не нужно было большого пространства, чтобы сосредоточиться в молитве, в покаянии, внутреннем плаче, крике к Богу «помилуй мя», как это делал преподобный Силуан Афонский. Отсюда, собственно, и пошло название «келья».

Действительно, согласно уставу Святой Горы создание новых построек, монастырей, скитов, келий не благословляется, дается благословение на возрождение старых, разрушенных, сгоревших келий или скитов. В нашем случае келья святого Модеста (святого мученика, святителя и патриарха Иерусалимского) была довольно древней, о ней было известно уже в XVII веке, но она была разрушена. И полностью ее разрушил большой пожар 2000 года, который опустошил много келий на южной территории монастыря Симонопетра. Чуть сам монастырь не сгорел, уже потолок архондарика прогорел углями. Если посмотреть старые фотографии, там виден обуглившийся потолок.

Но Господь сохранил монастырь, потому что тогда монахи уже все мощи спрятали, вынесли из монастыря и молились, чтобы Господь остановил пожар. И Господь помог, это было чудным явлением, потому что весь Успенский пост с первого дня, все 14 дней, ужасный пожар опустошал монастырские постройки, кельи, леса. И вертолеты, и самолеты не могли потушить этот страшный пожар, но в самый день Успения Божией Матери пожар закончился, погасли все источники огня, и таким образом прекратилось это ужасное огненное нашествие. И после этого от кельи святого Модеста, которая была опустошена, осталась только часть фундамента святого престола храма, где-то 30– 40 сантиметров, все остальные постройки были разрушены.

В 1998 году, когда я обратился к монастырю Симонопетра с просьбой дать благословение на поселение и жительство в одной из келий, принадлежащих монастырю, тогда решением собора старцев святой обители было благословлено выделить под восстановление эту келью священномученика Модеста. И тогда мы, несколько братий (монах Нил и еще двое мирских помощников), приехали на это место на машине (у нас был уазик-«буханка»), выложили свои палатки, дизельный генератор, бочку для воды и стали селиться не пустом месте. Это были наши первые шаги, жили в палатках, было очень жарко (июнь, жара свыше сорока градусов, и ночью нельзя открыть полог палатки, потому что москиты разные залетят), и таким образом началось восстановление кельи святого Модеста.

– У нас на экране изображен целый комплекс келий святого Модеста монастыря Симонопетра.

– По милости Божией и по благословению игумена святой обители отца Елисея, благодаря нашим российским благотворителям и жертвователям, мы потихонечку развиваемся. Каждый камешек на этой келье – это все вклад наших русских братьев и сестер, это каждая копейка, каждый рублик, которые пожертвованы нашими русскими людьми для кельи святого Модеста. Мы, конечно, молились и молимся за всех ктиторов и благодетелей, которые жертвовали на устроение этой кельи, которые продолжают нам помогать. Дай Бог им здоровья! Пользуясь случаем, я благодарю Бога и этих добрых людей, потому что без их доброго волеизъявления сердца всей этой красоте, всем этим зданиям и храму не суждено было быть. Господь благословил, дал Свою милость, и Промысл Божий и воля Божия свершились, и таким образом мы живем на этом месте, молимся за Русскую землю, за Русскую Церковь, за всю Православную Церковь, молимся, чтобы Господь дал покаяние всем людям земли.

– Несмотря на то что Ваша келья принадлежит греческому монастырю, это какой-то островок русского православия на Горе Афон.

– Да, несомненно. Конечно, мы, будучи иноками Святой Горы, не делимся на русских, греков, румын, болгар, сербов, которые особенно компактно проживают в обителях и скитах, потому что есть еще монахи из Германии, Франции (родом этнические французы). Даже в монастыре Симонопетра есть китаец, отец Исайа, монах, знаток шести языков, который родился во Вьетнаме, жил в Швейцарии, своей сестре оставил сеть ресторанов и стал простым монахом на Афонской Горе.

– Пути Господни неисповедимы.

– Да, Господь ведет каждого человека своим путем. Служба у нас идет на церковнославянском языке, мы очень любим наш монастырь Симонопетра, который имеет древние связи: когда-то его игуменом был преподобный Паисий Величковский. Ныне здравствующий игумен, отец Елисей – преемник игумена, старца, отца Эмилиана, который жив. Но примерно так же, как наш отец Кирилл (Павлов), пребывающий сейчас почти в коме в Переделкино, в патриаршей резиденции, так и отец Эмилиан находится уже в ветхом возрасте на подворье монастыря Симонопетра в Ормилии, где большой прекрасный женский монастырь.

Он был в некоторой степени учеником отца Софрония (Сахарова), воспринял многие его идеи, потому что отец Софроний одно время был духовником монастырей Святого Павла, Григориата, Дионисиата и Симонопетра в том числе, и жил на Каруле. Отец Эмилиан воспитывал маленьких мальчиков, когда он жил на Метеорах, на западной стороне Греции, напротив Италии. Там, в прекрасном монастыре, в высоких горах, где скалы стоят как столпы, он был поначалу игуменом и 12–13-летних мальчиков, которые приходили к нему, учил основам духовной жизни на примере преподобного Сергия Радонежского, Серафима Саровского и преподобного Силуана Афонского. И это зерно любви к русским святым, к русскому благочестию запало в сердца этих юношей, они выросли, окончили университеты и затем приняли послушничество, монашество и стали насельниками монастыря Симонопетра, а многие девушки, их родственницы, стали насельницами Ормилии – женского монастыря, который является подворьем и скитом Симонопетровского монастыря.

Я знаю, что игумения Доминикия и Свято-Тихоновский монастырь очень дружат с этим монастырем Ормилия, имеют общение, они издали очень хорошую книгу наставлений отца Эмилиана по правилам преподобного Антония Великого и святого блаженного Августина для монашествующих. Это бесценная, очень важная книга для общежительных монастырей, потому что там описываются внутренние процессы жизни общежительного монастыря, которые очень важны для каждого монаха и каждого члена братства, чтобы понимать и жить единым духовным организмом, который игумен ведет ко спасению.

– В жизнеописании святого Силуана мы читаем о том, как он однажды, побывав простым мирянином на Горе Афон, решил остаться там и подвизался в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Ваш монашеский путь начался с Горы Афон, или Вы до этого уже были в монашеском постриге?

– Я уже до Святой Горы сподобился, по милости Божией, стать монахом в Троице-Сергиевой лавре. Конечно, говорить о себе, может быть, нескромно, но я хотел бы сказать, что Господь тоже призвал меня. У меня хорошие верующие родители: мама – очень верующий человек, Царство ей Небесное, папа тоже – они уже скончались, перешли в другой мир.

Я рос обычным мальчишкой, крещен с детства, закончил музыкальное училище и стал работать в филармонии преподавателем музыкальных инструментов, затем отслужил в армии. И в армии произошел случай, когда у одного моего сослуживца (у нас была служба сопровождения воинских грузов на железной дороге) был отомкнут штык карабина и он полез наверх проверять люки на вагонах, и в это время его сильно ударило током от высоковольтной линии передач, которая идет поверху путей, он получил очень сильный ожог. Я как мог молился, чтобы Господь дал ему жизнь, спас его и обещал, что если он останется живым, то я пойду в семинарию. Он остался жив, слава Богу, я забыл об этом случае, но примерно через год я вспомнил и, окончив службу, подал документы на поступление в Московскую духовную семинарию. Таким образом я попал в семинарию в 1980 году, а в 1983 году уже пришел послушником в Троице-Сергиеву лавру.

Конечно, большое значение на меня и всю нашу семью оказал отец архимандрит Наум (Байбородин), один из ведущих духовников лавры. Сейчас он очень болен, и прошу всех зрителей, кто будет смотреть эту передачу, помолиться о здравии болящего архимандрита Наума. Вчера сказали, что он в коме, у него отказало одно легкое, и дай Бог, чтобы Господь еще дал ему здравия и жизни, это великий святой человек.

– Вы на Афоне с 1987 года, а только в 1998 году получили благословение игумена монастыря Симонопетра на восстановление кельи святого Модеста. А в течение этих десяти лет Вы являлись монахом Свято-Пантелеимонова монастыря?

– Да, первые три года были непосредственно на Святой Горе, послушания на клиросе, в трапезной и другие послушания, какие давало священноначалие монастыря. А затем было получено благословение на восстановление и расширение подворья Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве, потому что предыдущий иеромонах отец Виталий несколько лет жил на подворье в Переделкино. Подворье было чисто символическим, как раз при патриаршем храме, там была выделена комнатка для отца Виталия, и он туда собирал пожертвования, чемоданчики, рюкзаки и все прочее, что простой народ жертвовал в них (холсты для подрясников или еще какие-то вещи для монастыря). И потом с оказией раз в полгода-год собирал все это и отправлял самолетом в Афины, в Салоники. Такая вот была связь.

Но монастырь хотел расширить подворье, чтобы оно было не номинальное, а настоящее, чтобы там готовились послушники, кандидаты в послушники на Святую Гору и чтобы была полнокровная монашеская жизнь. В развитии подворья мне пришлось поучаствовать с 1990 года. По благословению Святейшего патриарха Алексия II я искал по всей Москве и в Подмосковье подходящий храм или, может быть, монастырь, для того чтобы там восстановить подворье Свято-Пантелеимонова монастыря, где бы могли полнокровно готовиться к монашеской жизни люди, желающие посвятить себя служению Богу на Горе Афон в Свято-Пантелеимоновом монастыре.

После нескольких месяцев поисков на суд Святейшего предстало восемь монастырей, Святейший отобрал из них три: это храм на Швивой горке святого великомученика Никиты на Таганке, храм святителя Николая там же, недалеко, ныне подворье Чешской Православной Церкви, и храм святителя Николая у Сандуновских бань, где ныне Пюхтицкое подворье.

Целесообразным показался именно храм великомученика Никиты на Швивой горке. Это довольно красивое место и древний храм, но там была студия «Диафильм», которая печатала пленку, в алтаре стоял станок и все прочее, как это и было в советскую эпоху, запущено и загружено разными производственными предприятиями. Но Святейший благословил, и мы начали процесс выселения оттуда этого предприятия. Не так быстро, больше полугода это происходило. Монастырь прислал мне на помощь отца Петра (Пиголя), который ныне насельник Высоко-Петровского монастыря в Москве, и мы вместе трудились над этим. Потом отца Петра заменил отец Феоктист, много лет он был настоятелем подворья, и все это время мы продолжали трудиться над развитием подворья. Уже были отреставрированы здания и корпуса для братии и началось заселение первыми послушниками, монахами, желающими поселиться на Святой Горе, но первоначально они проходили иноческий искус именно на подворье.

– Несколько дней назад исполнилось сорок дней со дня отшествия к Богу игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина). В течение сорока лет он возглавлял русскую обитель на Афоне, и поскольку Вы являлись иноком этой обители в течение достаточно долгого времени, вероятно, были с ним знакомы и имели честь общаться. Расскажите о том, какой это был человек и каков его вклад в развитие русского монашества на Афоне.

– Это был удивительный человек с удивительной биографией и удивительной утверждающей, жизнестойкой позицией. Отец Иеремия (в миру Яков Алехин) происходил из харьковских крестьян, из-под Харькова, и вместе со своими родителями был арестован и сослан в лагеря. И в первом лагере (в пермских лагерях) вместе с родителями и старшими братьями он жил маленьким мальчиком, рос и нес тяготы заключения. Потом со старшим братом ему удалось бежать, и они поселились под Мариуполем, трудились на верфи, потом пришли немцы, при которых его арестовали и забрали в Германию на трудовые работы. Закончилась война, и как было принято в то время, если человек был в плену, его отправляли в лагеря – ему пришлось еще раз побывать в советских лагерях, а затем, вернувшись из лагеря, он понял, что должен посвятить остаток своей жизни Богу (он и так всегда был верующим человеком и молился).

В зрелом возрасте он поступает в Одесскую духовную семинарию. Он был однокурсником митрополита Владимира (Сабодана), который был предшествующим главой Украинской Православной Церкви Московского Патриархата перед владыкой Онуфрием. С ним вместе оканчивает семинарию и остается монахом в Одесском монастыре, принимает там постриг, живет много лет, а затем по милости Божией, по благословению преподобного отца Кукши Одесского (ныне прославленный святой, тоже афонский монах) едет на Афонскую Гору, становится насельником Свято-Пантелеимонова монастыря, а затем и его игуменом.

Это был очень сильный, крепкий человек по своему физическому здоровью. Он скончался в возрасте 101 года, когда ему было 80–90 лет, он еще сам после богослужений брал пилу и шел пилить дрова. Час, два он ежедневно пилил дрова и затем шел отдыхать, читать Псалтирь. Он всегда читал Псалтирь, он любил эту божественную книгу и всем говорил, что надо ее читать. Он читал Псалтирь и в храме: идет богослужение, утреня, поются песнопения, а он сидит в стороночке, не на своем игуменском месте, где должен сидеть (он всегда скромно сидел где-то за иконочкой), и читает Псалтирь.

Он сам часто ездил на микроавтобусе с водителем за продуктами для братии в Салоники, и в машине тоже читал Псалтирь, в келье тоже читал Псалтирь, потому что он ее так почувствовал и на всю жизнь понял, что Бог через священную библейскую книгу святую Псалтирь ведет его этим путем.

Это был удивительный старец. Он редко раздражался, если раздражался вообще. Он говорил братии два-три слова, и если человек воспринимал его слова, он радовался как ребенок, если же что-то шло не так, то не настаивал. Он был очень опытный, удивительной души человек. Я благодарен Богу, что Он дал мне несколько лет пробыть вместе с ним, видеть его подвиг и поучаться тому великому смирению, великому терпению, великой любви к людям, которые имел этот благословенный старец.

– Это большая утрата для всего Афона, не только для Свято-Пантелеимонова монастыря, и особенно печально, что это произошло в год, когда мы отмечаем тысячелетие русского присутствия на Святой Горе.

– У Бога все по-другому. Мы, люди, смотрим через призму какой-то земной реальности, земного времени, земных координат в соответствии с тем, что происходит. Произошло событие тысячелетия русского присутствия, было торжественно отпраздновано, был и президент России Владимир Владимирович, и Святейший Патриарх Кирилл, были освящены новые храмы в Старом Русике, на Ксилургу – древнем скиту, где как бы начиналось русское монашество (в акте 1016 года была подпись первого русского игумена оттуда). Отец Иеремия пронес эти знаменательные дни и отошел к Богу тогда, когда призвал его Господь. Видимо, пришло это время, чтобы ему упокоиться от трудов праведных, которые он понес в течение сорока лет на благо святой обители и на благо всего православия. И много таких древних старцев было на Святой Горе, которые многим подвигом подвизались и в греческих монастырях, и в румынском скиту, поэтому он один из плеяды таких ушедших столпов православия.

– Мы просим наших зрителей помолиться об упокоении в селениях праведных архимандрита Иеремии (Алехина), настоятеля Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.

– Царство ему Небесное и вечный покой.

– Возвращаясь к теме тысячелетия русского присутствия, мы уже упомянули, что был визит президента Российской Федерации на Афон, и Святейший Патриарх там был, и в честь этого в России проходят в том числе и принесения святынь (честная глава Силуана Афонского и чудотворная икона Спасителя), проходят конференции, лекции и доклады. А на Афоне эта дата тоже такими темпами отмечается, с какой-то периодичностью?

– Афон – это ведь прежде всего монашеская республика, это монахи. Монахи не любят таких внешних всплесков, праздников, торжеств, все идет в обыденном жизненном ритме, только для Афона праздники, большие события – это Рождество Христово, Пасха Господня, то есть ритм богослужения полностью идет в ритме церковного календаря. Афонские монахи, конечно, уважают и русских монахов, и сербских, и румынских, но есть такой взгляд, что на Афоне нет национального монашества, есть афонское монашество, святогорское. Монахи – святогорцы, а когда каким-то образом выпячивается национальная принадлежность, то получается как бы этнофилетизм, а ведь святой апостол Павел говорит: «Во Христе Иисусе нет ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного, но всячески и во всех Христос». И поэтому, для того чтобы убрать эти негативные моменты, чтобы не было такого национализма, святогорцы мудро говорят, что есть святогорское монашество.

Об этом говорил еще преподобный Афанасий Афонский, основатель лавры святого Афанасия (одного из первых по времени основания монастырей), который был родом с Трапезунда, это современный Трабзон в Турции. Его мама была грузинка, отец грек, а он был приближенный к византийскому императору, но оставил эту светскую жизнь, пошел на Афон и при помощи финансовой поддержки императора основал великую лавру, названную затем его именем. И вот он составил устав на козьей шкуре, называемый «Трагос» («трагос» – это козел по-гречески), и в этом уставе особо подмечено, что не должно быть различия, кто грек, грузин, славянин, болгарин, а чтобы все в братии не делились на нации, чтобы никакая нация не превалировала в общежитии, чтобы все были монахами-святогорцами. Это, конечно, в некоторой степени относится и к празднику, но греки принимали с большим почетом и уважением президента России Владимира Владимировича в центральном храме Кареи – столицы Афона, ставили его на место византийского императора.

Поэтому я считаю, что празднование тысячелетия русского монашества на Святой Горе прошло очень хорошо, были отреставрированы и Свято-Пантелеимонов монастырь, и Старый Русик – монастырь, где монахи жили до XVIII века, и сам Ксилургу – самое первое место, где в 1016 году официально, по рукописям Священного Кинота, было указано о пребывании русских, а за сто лет до этого уже жили русские монахи.

– В завершение программы хотел бы попросить Вас дать, может быть, какое-то наставление, назидание для всех наших зрителей.

– Конечно, я бы пожелал, чтобы каждый, по возможности, смог прочитать книгу об отце Силуане, его наставления. Это очень важно, потому что в ней описан даже такой биографический процесс. Когда он четырехлетним мальчиком жил вместе с отцом в деревеньке, папа наставлял его основам веры, что нужно молиться, что Господь нас видит, все наши дела, все наши поступки и надо ходить пред Богом чистым. В это время пришел книгоноша, а отец любил грамотных людей, накормил его, напоил чаем. Отец куда-то отлучился, и книгоноша сказал маленькому Симеону, как звали тогда Силуана: «А где Он, Бог-то? Бога-то нет. Ты видел Его? И Христос не Бог». Эти страшные слова запали в душу маленького мальчика, и он говорит: «Папа, как же так? Вот ты мне говоришь, что Бог есть, надо молиться, а этот человек сказал: где Он, Бог, ты Его видел?» И он подумал про себя: вырасту большой, пойду искать Бога и найду Его.

И вот эта мысль занимала его до 19-летнего возраста, когда он стал работать на приработках, в разных именьях. Он работал в какой-то артели, и старая женщина, которая варила еду для тружеников, сказала: «Я была у мощей какого-то Иоанна Затворника, попросила его, помолилась, и он дал мне помощь, я исцелилась от своей болезни». И он тогда понял: а что мне ходить искать Бога? Раз Бог помогает через молитвы святых, значит, Он с нами, Он здесь, и эта мысль, которая его теребила столько лет, вдруг ушла, угасла и отпустила его от того напряжения, которое вложил в него дьявол через богоборческую мысль этого книгоноши.

Пожелание – всем ходить пред Богом, чтобы мы знали, помнили, верили, что Бог есть, Он видит нас, Он над нами и внутри нас, в наших добрых делах, мыслях. Если мы Его призываем, если мы молимся Ему, если мы знаем, веруем и чувствуем, что Бог видит нас, будет судить, будет Страшный суд и каждому воздастся по делам его, то жизнь наша будет проходить совсем по-другому. Это богоискательство, хождение пред Богом – это и есть смысл всей жизни, и в этом очень помогает Иисусова молитва, которую практикуют монахи, которою молились и старец Силуан, и преподобный Серафим Саровский, и преподобный Сергий Радонежский и молится много монахов (и русских, и греков, и всех) – и все молятся молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного».

Эта молитва важна для всех: и для монашествующих, и для священства, и для простых людей. Если мы не можем, не успеваем помолиться утром, вечером или где-то мы в работе, в пути, про себя мы можем всегда призвать Бога: «Господи, помилуй. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного. Пресвятая Богородица, спаси нас». И вот эта краткая молитва, как лейтмотив нашей души, должна быть связующей нитью с Богом, с Тем невидимым Богом Творцом, Который видит нас, создал все небо и землю, море и солнце, звезды, весь этот видимый и невидимый мир. Это Абсолютный Творец, Которого мы именуем Господь Бог.

– Спасибо Вам за эту беседу, Божией помощи в Ваших трудах и по становлению, и по продолжению работы в келье святого Модеста монастыря Симонопетра, настоятелем которой Вы являетесь.

– Спаси Господи!

 

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать