Беседы с батюшкой. Благоговение и верность Священному Преданию

14 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает ответственный за миссионерскую работу Сергиево-Посадского благочиния протоиерей Димитрий Беженарь. Передача из Москвы.

– Дорогие друзья, мы с ведущим поздравляем всех вас с началом нового церковного года, началом индикта, новолетием. Желаем всем благодатной помощи Божией, чтобы Господь укрепил вас в несении жизненного креста, даровал и душевное, и телесное здравие, благоразумие, силы и терпение, чтобы всем нам по милости Божией сподобиться быть в раю. С наступающим праздником преподобных Антония и Феодосия Печерских. Да благословит всех нас Господь на все доброе.

– Отец Димитрий, что такое Священное Предание?

– В Своей прощальной беседе с учениками, которая изложена в Евангелии от Иоанна (в XIV, XV и XVI главах), Господь наш Иисус Христос, раскрывая смысл ранее сказанного и Своего пришествия, произнес: «Дух Святой Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, напомнит вам все, о чем Я вам говорил». Святой Дух сошел в день Пятидесятницы. Но о многом из учения Господа в Евангелии не написано. Последний стих Евангелия от Иоанна (25-й стих XXI главы) говорит о том, что Иисус сделал много другого, о чем в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна Богослова не сказано. Как пишет тайнозритель святой апостол Иоанн Богослов, если говорить обо всем подробно, то всему миру нельзя вместить этих книг. То есть многое, чему учил Господь, осталось на уровне устного Предания. Поэтому Священное Предание – живое Предание Святой Церкви, действие Духа Святого. Именно под действием Духа Святого писались священные изображения, толкования на Священное Писание, именно Святой Дух научил, как созидать храмы. И храмоздательство, и церковная гимнография, и обширная святоотеческая литература называются нами общим наименованием Священное Предание.

– А как можно распознать: от Духа Святого то или иное творение или нет?

– В нашей любящей Матери Святой Церкви так премудро устроено, что Священное Писание поверяется Преданием. В Предании мы находим истолкование тех или иных текстов Священного Писания, чему учил Господь и апостолы. И Предание поверяется Священным Писанием. Существует взаимная связь. Если кто-то чему-то учит, мы смотрим, соответствует ли это учение, слова, поступки или призывы тому, что сказано в Евангелии. С другой стороны, читая Евангелие и видя сложные для нашего понимания строки, мы смотрим, как их понимает Святая Церковь, ее лучшие люди – святые отцы, которые имели богопросвещенный ум. Священное Писание и Священное Предание взаимно дополняют друг друга.

– Вчера в евангельском чтении мы слышали следующий отрывок: к Спасителю подошел законоучитель и задал вопрос о том, какова наибольшая заповедь в Законе. Нет ли в этом противоречия: законоучитель, знающий Закон от и до, задает очевидный, нелепый вопрос. Каков смысл этого вопроса?

– Дело в том, что религиозные вожди Израиля ко времени пришествия в мир Спасителя утеряли смысл Закона Божия, его стержень, сердцевину: главную заповедь о любви к Богу, о вере и верности Ему. За годы существования израильского народа они придумали множество самых нелепых толкований Божественного Закона – и сами в них запутались. Одно течение религиозных вождей Израиля считало, что главное – соблюдение субботы, другое – что главное обрезание и так далее.

Накануне страданий Спасителя, когда Он в третий раз пришел в Иерусалим, законоучитель подошел в храме к Господу, чтобы искусить Его. Он спросил Иисуса: «Какая наибольшая заповедь в Законе?» Подобные ему окружающие фарисеи слушали ответ. Они предполагали уловить Господа: если Он скажет, что главное – соблюдение субботы, можно обвинить Его в нарушении других постановлений. Если скажет, что главное – обрезание, можно Его обвинить в нарушении субботы. Если Он скажет что-то новое, то можно обвинить Его в нарушении всего Закона Моисея. И Господь с величайшей мудростью, Божественной кротостью обличил этого законоучителя: Он назвал одновременно новую (как пишет святитель Иоанн Златоуст, толкуя этот евангельский эпизод) и в то же время старую, но благополучно ими забытую заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою, всем помышлением». Это таинственное упоминание о Святой Троице («всей душой, всем сердцем и всем помышлением»). «И возлюби ближнего, как самого себя». Если ты будешь любить Бога (по крайней мере, стремиться к этому), то будешь понимать остальной обрядовый закон, детали, их смысл, что и для чего делается.

Действительно, мы и по жизни знаем, дорогие друзья, что если мы что-то любим, делаем что-то с желанием, то мы не чувствуем усталости, забываем себя. Когда человек любит другого человека, то ради любимого готов терпеть и голод, и жажду, и какие-то лишения. Господь обращает внимание вопрошавших на то, что если бы они по-настоящему – всем сердцем, всей душой и всем помышлением – любили Бога, то весь ветхозаветный Закон они бы соблюдали правильно и осмысленно. «Возлюби ближнего, как самого себя». Заметьте, Господь привел совершенно понятную любому человеку аналогию. Никто из нас не хочет страданий, лишений, скорбей. Каждый и питает, и лелеет свою плоть. Никто из нас не желает себе ничего плохого. Поэтому Господь приводит некий эталон: возлюби ближнего, как самого себя. Это основание всего ветхозаветного и новозаветного Закона.

– А в чем заключается новизна?

– Новизна в том, что Сам Бог пришел на землю ради любви к человеку. Святой апостол Иоанн Богослов в своем Первом послании говорит, обращаясь ко всей Церкви, к тем, кто будет читать это Послание: «Будем любить Его (Бога), потому что Он первый возлюбил нас». Он обращает внимание на то, что наша любовь к Богу должна быть ответной – как жест благодарности. Свидетельство того, что Бог нас возлюбил, – то, что Он послал в мир Своего Единородного Сына, чтобы Тот воплотился, стал во всем, кроме греха, подобным нам и засвидетельствовал Свою любовь крестной смертью. Он умер за человеческий род. Какое доказательство любви Божией могло быть большим?

– Вопрос от телезрительницы: «Сейчас активно обсуждается проект документа «О церковном браке». Меня и моих знакомых смущает, что можно причащать людей, живущих в невенчанном браке, если в проекте написано, что для православных христиан жизнь в браке без венчания неприемлема. Нет ли здесь противоречия? Что такое церковный брак?»

– Отличный, актуальный вопрос, потому что сейчас вся церковная общественность действительно обсуждает проект данного документа. Он направлен Межсоборным присутствием на обсуждение на пастырских семинарах во всех епархиях и благочиниях, в том числе в нашем. Обсуждение документа проходит с целью более глубокого осмысления и направления авторам своих замечаний, поправок, вопросов и недоумений, чтобы отшлифовать и усовершенствовать его.

Ваше смущение обоснованно. Я начну отвечать на Ваш вопрос со второй его части: что такое церковный брак. Церковный брак, в отличие от светского, имеет четыре неотъемлемые составляющие. Это брак, зарегистрированный в органах государственной власти, брак, венчанный в святом храме. Есть еще две важные составляющие, о которых мы, к сожалению, забываем. Мужчина и женщина, создавшие семью, зарегистрировавшиеся и повенчавшиеся, должны иметь внутреннее глубокое стремление нести немощи друг друга до конца. То есть нести крест супружеской жизни, а не только любоваться друг другом, как это бывает в период так называемого медового месяца. В понятие «нести немощи друг друга» входит и труд по воспитанию детей в православной вере. Четвертая важная составляющая – это жить полнокровной христианской церковной жизнью: исповедоваться, посещать богослужения, читать дома Священное Писание, молиться утром и вечером, перед едой и после нее, перед началом какого-то дела и по его окончании, соблюдать пост. Говорить, что брак церковный, без этих четырех важнейших составляющих было бы преждевременно. Слава Богу, такие браки есть. Еще не наступили последние времена, когда не останется таких православных семей. Господь помогает и укрепляет таких людей.

Есть брак, который можно назвать церковным с натяжкой: когда люди зарегистрировались, повенчались, держат у себя где-нибудь на шкафу или в иконном уголке иконочки, которые во время венчания им вручил батюшка, хранят на память свечи и очень красивое свидетельство о венчании, но дальше никаких шагов к воцерковлению не предпринимают. То есть они больше не появляются в храме, не молятся, не соблюдают постов, не исповедуются и так далее. Думаю, никто не обидится, если сейчас услышит из моих уст горькую правду: данный брак сложно назвать церковным. В таких браках нередки случаи расставания по самой банальной причине: «не сошлись характерами». А светский брак – просто зарегистрированный гражданский брак. Можно сколько угодно устно или письменно рассуждать о том, что Святая Церковь признает гражданский брак или с уважением к нему относится, но вы же сами понимаете: от этого гражданский брак не перестает быть светским. Он не станет церковным автоматически, если мы станем выражать свое уважение и признание. Если хотите, я могу привести более наглядный пример. Ко мне подошли мужчина и женщина и сказали: «Батюшка, мы зарегистрировались. Вы нас признаете?» Что я им скажу? Естественно: «Да, признаю, поздравляю, что вы нашли и полюбили друг друга». Затем они спросят: «Вы как служитель Церкви нас уважаете?» Конечно, уважаю. А что дальше? Я должен сказать: «Раз я уважаю и признаю вас, значит сразу идите причащаться»?

Самое главное, на что хочется обратить ваше внимание, дорогие друзья: пастыри призваны вести душепопечительную работу с людьми. В проекте документа «О церковном браке» написано, что нужно объяснять людям, что для православных христиан практика жизни в невенчанном браке неприемлема. А как это можно объяснить, если допускать их к причащению без всякой подготовки? Какой у них стимул венчаться, если они будут спокойно приходить и причащаться не в этом храме, так в другом, где батюшка более покладистый и современный? Пастырская работа состоит в том, чтобы призывать людей к духовному росту, потому что для того, чтобы супружеский союз мужчины и женщины стал церковным христианским браком наподобие союза Христа и Святой Церкви, как пишет в своем Послании апостол Павел, необходимо соработничество, синергия. Соработничество благодати Божией, которая дается в таинстве Брака, и обоюдное стремление людей к тому, чтобы приумножать этот дар благодати, то есть вести полнокровную церковную жизнь, нести немощи друг друга, воспитывать детей в православии. Тогда этот брак будет действительно церковным.

В советское время среди опытных духовников была следующая практика. Чаще всего женщина воцерковляется быстрее, раньше приходит в Церковь, начинает сознавать необходимость покаяния, чтения слова Божия, претерпевания скорбей и немощей своего мужа с благодарностью Богу. По усмотрению духовника (а намерение духовников состоит в том, чтобы рассмотреть частный случай для того, чтобы помочь женщине глубже воцерковиться, чтобы не лишать ее благодатной помощи, которая подается в таинствах Церкви) женщина допускается к причащению, но с условием, что она будет продолжать работу в семье и своей кротостью, мудростью, тактом, молитвой и своим примером приведет к этому и вторую половину, мужа, который пока еще не воцерковился, чтобы они вместе все осознали и повенчались. Если же муж приходит в церковь и хочет причаститься, священник должен ему объяснить, что если он подлинно верующий человек, то должен сначала покаяться и повенчаться, чтобы брак был церковным.

На сайте Межсоборного присутствия любой желающий может посмотреть отзывы, вопросы, которые задают люди, потому что эта проблема волнует многих. Хочется, чтобы обоюдными усилиями, с Божией помощью, эти церковные документы, которые сейчас, слава Богу, обсуждаются широкой общественностью, были доведены до совершенства, точности формулировок.

– Какова суть церковного брака? В чем заключается его отличие от нецерковного помимо соблюдения постов, молитвы, посещения храма и так далее?

– Главное – смотреть на Господа, а не на самих себя. Дорогие друзья, ни в коем случае не хочу никого обидеть или осудить, но любой светский брак зиждется на основе взаимных чувств. А чувства, как нам хорошо известно, могут то угасать, то вновь воспламеняться. Чувства – это стихия, зыбкая опора, на которую тяжело опереться. Муж пришел домой в плохом настроении, потому что устал. И он не хочет видеть свою жену только поэтому или потому, что ему кто-то сказал что-то грубое. Если жить только на чувствах, эмоциях, то это гнилая основа. Христианский брак основан на любви к Богу и к ближнему, как к самому себе. Где взять силы для того, чтобы любить ближнего, как самого себя? Надо обращаться к Богу как к Источнику любви и благодатной помощи. А если мы пренебрегаем Богом, Его таинствами и тем, что Святая Церковь сохранила для нас как мудрая любящая Мать, думаем, что мы умнее и сами можем построить свое счастье, то мы ошибаемся.

– То есть главное для церковного брака – возрастание в любви?

– Возрастание в любви и взаимном терпении.

– Вопрос от телезрительницы из Алтайского края: «В далекие 90-е годы я ходила лечиться к экстрасенсам, пока в семье не произошла трагедия. У меня возник страх перед этими людьми. Придя в храм, я приняла святое крещение без веры, оглашения и исповеди. И по неведению я без подготовки подходила к таинству Святого Причащения. Меня это очень тревожит. Как мне сейчас быть? И второй вопрос: расскажите, пожалуйста, о человеческих немощах, средствах борьбы с ними. Могут ли грехи маскироваться под немощи?»

– Видно, Вы очень глубокий человек, раз задаете такие вопросы. Желаю Вам помощи Божией, чтобы сейчас Вы приумножали дар благодати Божией, который приняли в таинстве Крещения. Ваша ситуация симптоматична, потому что в 90-е годы было немало людей (я не обладаю точной статистикой), которые пришли к вере из-за страха перед чем-то и приняли таинство Крещения без воцерковления, оглашения, которое сейчас, слава Богу, возродилось, без предварительных бесед и глубокого осознания. Тем не менее мы веруем, как сказано в Символе веры, «исповедуем едино крещение во оставление грехов», поэтому нет оснований креститься во второй раз, этого даже нельзя делать.

Можно приумножать дар благодати Божией, полученный в таинствах Крещения и Миропомазания. Мы помним, что таинство Покаяния – это второе крещение (так оно именуется многими святыми отцами Церкви). Когда мы впадаем в грехи после таинства Крещения, мы омываемся в таинстве Покаяния. Почаще исповедуйтесь. Для более грамотного и успешного духовного роста неплохо иметь духовного отца, какого-нибудь опытного священника, лучше в возрасте, который имеет и жизненный, и духовный опыт. Нужно присмотреться, попросить у Бога вразумления. Если к кому-то будет расположено сердце (в духовном смысле), можете избрать того батюшку своим духовником, ходить к нему, обращаться за советом и применять его советы в жизни. Читайте Священное Писание. Читая его и труды святых отцов Церкви (для начала жития святых), Вы начнете понимать, в чем разница между немощами и страстями, потому что иной раз наши страсти маскируются под немощи. Например, в воскресный день надо пойти в храм, а лень (есть такая страсть) не дает нам этого сделать. Но чем мы себя оправдываем? «Я же немощный. Я устал: шесть дней работал. Что же мне сегодня идти в храм?» Мне надо соблюдать пост – чревоугодие этому противится. А мы, прикрываясь немощью, говорим себе: «Я же больной. У меня болит и то, и то – поэтому и не могу поститься». Распознать страсти, скрытые под обличьем немощей, поможет Ваш духовный отец, который, я надеюсь, у Вас обязательно будет, и собственная внутренняя работа.

Маленький совет насчет литературы: людям, которые приняли таинство Крещения в сознательном возрасте без должной веры и оглашения, читать те материалы, которые сеют сомнения в вере, преждевременно. Есть газеты, журналы, специальные ресурсы в Интернете «для сомневающихся» или «слишком грамотных». Если вам кто-то дарит книгу, посвященную «нетрадиционному взгляду на традиционные вопросы» или «чему-то новому, эксклюзивному», вежливо поблагодарите и скажите: «Мне пока рано такое читать». Читайте для начала Евангелие, жития святых, труды преподобного аввы Дорофея – и всё.

– Наша телезрительница также сказала, что по незнанию подходила к Причастию без должной подготовки и что это ее очень волнует. Как ей поступить?

– Дело в том, что это тоже было массовым явлением. К сожалению, данная тенденция продолжается и до сих пор, особенно в крупных городах: люди живут в таком ритме, что им некогда задумываться о себе. Может, кто-то из их ближних или дальних посоветует им: «Пойди, тебе надо причаститься». А о том, что к Причастию надо готовиться: быть на вечернем богослужении, прочитать молитвенное правило, попоститься, подумать и примириться с тем, кого обидел, – не скажут. Человек идет в храм, спрашивает:

– Теть Оль, а где тут Причастие?

– Да вот сейчас батюшка с Чашей выйдет – и пойдешь.

И всё. Он идет причащаться без всякой подготовки. Ему подскажут, как сложить руки. Сейчас такое, слава Богу, происходит реже. Надо отдать должное: уровень церковной грамотности повышается. Надо каяться и работать над собой. Если тебе посоветовали причаститься, хотя бы поинтересуйся, что это такое и как к этому готовиться.

– Вопрос от телезрительницы из Томска: «Всем известно, что к причащению надо читать молитвенное правило, соблюдать пост. Мои хорошие знакомые возразили: «Где в Священном Писании об этом сказано? Это придумано впоследствии». Батюшка, посоветуйте, что можно ответить этим людям?»

– Вам очень повезло. Наверно, Вы встретили тех же самых людей, которых часто встречаю я и любой священник. О таких можно правомерно сказать: «горе от ума». Святитель Николай Сербский, великий богослов XX века, отзывался о них более резко: «Что может быть хуже негодяя? Образованный негодяй». Да простит нас Господь и телезрители, но есть шибко грамотные в собственных глазах люди. И чтобы смутить верующего человека, они задают такие вопросы. Обратите их внимание на то, что в последнем стихе Евангелия от Иоанна (26-й стих XIV главы) сказано как раз то, о чем мы говорили чуть ранее: о многом, что сотворил Господь, в книгах не написано. «Дух Святой Утешитель, Которого пошлет Отец во имя Мое, напомнит вам все, о чем Я говорил вам». В день Пятидесятницы на апостолов снизошел Святой Дух, и Он пребывает в Церкви, напоминая то, о чем говорил Господь. Поэтому мы должны прислушиваться к голосу Церкви, доверять ей.

Если хотите конкретики, в Евангелии от Матфея в XXII главе с 1-го по 14-й стих есть притча Господа о званых на брачную вечерю. Почитайте ее и толкование святых отцов на эту притчу и предложите почитать своим знакомым, задающим вопросы. Господь многих призвал на брачное торжество. Говоря о Царствии Божием, Христос приводит аналогию, понятную для людей: что на земле может быть лучше и торжественнее, чем брачный пир в доме царя? Господь говорит в этой притче: «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачную вечерю для своего сына». Царь звал гостей, но все отказались. Он вновь посылает слуг, чтобы они позвали всех, кого найдут, – и брачный пир наполнился возлежащими. И вот заходит господин и видит одного человека, одетого не в брачную одежду. В древности была такая традиция: приходя на брачное торжество, человек омывался в определенной комнате, и ему даром давалась новая одежда, соответствующая величию и важности момента. Раз человек дерзнул войти туда, где проходит торжество, в грязном рубище, значит он проявляет неуважение к хозяину, пригласившей стороне. Когда Господь рассказывал эту притчу, все, кто Его слушал, понимали данную аналогию, так как тогда это было само собой разумеющимся. Христос сказал: «Взирая на этого человека, господин говорит: «Друже (он продолжает называть его другом), как ты вошел сюда, не имея одеяния брачного?» А тот промолчал: нечего было ответить. Царь приказал, связав ему руки и ноги, выбросить во тьму внешнюю.

Святитель Иоанн Златоуст и другие святые отцы Церкви толкуют эту притчу в следующем ключе: когда мы приступаем к Чаше спасения без подготовки, мы приступаем к ней, будто не имея брачного одеяния, не очистив душу от смрада греховных привычек изнутри. Господь спрашивает голосом совести: «Как ты дерзнул подойти, не имея одеяния брачного?» И нечего на это возразить. А под этим: «связали руки и ноги и выбросили во тьму внешнюю» – подразумевается то, что происходит с человеком, который причащается недостойно. Наверно, все вы, дорогие друзья, знаете (а может быть, кто-то испытывал такое состояние на собственном опыте), что бывает такое: человек причастился – и у него вместо радости, умиротворения и прилива духовных сил, которые помогают дальше нести жизненный крест, возникает беспричинное раздражение на всех, даже на самых ближних, гнев, печаль, подавленность, уныние, ничто не мило. Казалось бы, ты причастился в этот воскресный день, почему же тебе так плохо? Вплоть до головокружения и более тяжелых физических заболеваний. Святой апостол Павел говорит в Послании к Коринфянам: «Потому многие из вас болеют и умирают, что недостойно причащаются». Так и ответьте Вашим дорогим шибко грамотным друзьям.

– Вопрос от телезрителя из Москвы: «Я знакомлюсь с проектом документа «О церковном браке», который опубликован на сайте Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. В пункте L раздела A «Прекращение брака» говорится (цитирую дословно): «Неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством, является одним из веских оснований для расторжения брака». Мне представляется, что оставлять больного человека не совсем по-христиански. Что Вы думаете по данному вопросу?»

– Благодарю, что Вы знакомитесь с этим документом. Всем вам, дорогие друзья, кто сейчас смотрит нашу программу или будет смотреть в записи, рекомендую с ним ознакомиться. Оставляйте свои комментарии и вопросы, старайтесь активнее участвовать в современной церковной жизни, не будьте безразличными.

В Евангелии Господь наш Иисус Христос называет только одну-единственную причину, по которой брак считается расторгнутым: если одна из сторон совершила прелюбодеяние (то есть произошла супружеская измена). Прелюбодеяние будто рассекает супружеский союз, о котором Господь говорит в Священном Писании: «То, что Бог сочетал, человек да не разлучает».

По мере развития общества далеко не в лучшую сторону Святая Церковь была вынуждена признавать новые и новые поводы, объясняющие или оправдывающие расторжение супружеского союза. В угоду людям и эпохе в Синодальный период было зафиксировано уже четыре причины, позволяющие считать брак расторгнутым, а в документе, на который Вы сейчас обратили внимание, указано уже 11 причин. Конечно, 11-й пункт, который Вы озвучили, вызывает недоумение и смущение. На собрании духовенства в нашем благочинии священники тоже обращали на это внимание. Не секрет, что в современном ритме жизни немудрено получить какое-то увечье, физическую или душевную травму. Как можно оставить родного, близкого тебе человека, члена семьи, если он стал инвалидом (например, попал в аварию и теперь находится в инвалидной коляске)? Нравственно ли с христианской точки зрения расторгнуть брак только на этом основании? Ясно, что это не по-христиански. Христианская совесть подскажет каждому из нас, что неправильно просто оставить человека.

Разумеется, тут надо сделать важную оговорку: болезнь болезни рознь. В одном из пунктов документа описывается тяжелая форма алкоголизма и наркомании, буйное помешательство, когда человек становится опасным для общества, в том числе для жизни супруги и детей, а иногда и для самого себя. По-моему, 10-й пункт говорит о том, что если человек представляет опасность для других (может лишить других жизни), предоставляется судебное освидетельствование, и, естественно, это расторгает супружеский союз. Если же это душевное заболевание, не представляющее опасности для жизни (например, депрессия), то бросать любимого человека и искать другого на этом основании не по-христиански. Мы все это прекрасно понимаем. В чем же тогда заключается несение жизненного креста? Как понять слова святого апостола Павла: «Друг друга тяготы носите»? Неужели от любимого человека мы можем принимать только доброе?

– Вопрос от телезрительницы из Подольска: «Недавно я смотрела ролик, в котором батюшка говорил о том, что дьявола, как и Бога, нельзя хулить и нужно относиться к нему с благоговением как к образу Божиему. Меня это очень сильно смутило. Хотелось бы услышать Ваше мнение о том, что же такое хула на дьявола, и можно ли говорить о благоговении к нему?»

– Сразу скажу, что Ваш вопрос ставит меня в деликатную ситуацию, потому что это видеоролик священника, и, получается, мне сейчас надо комментировать ответ своего собрата. Прежде чем это сделать, хочу оговориться, что мы не осуждаем и не обсуждаем самого батюшку, очень талантливого, умного, ревностного, замечательного, доброго пастыря, который стоял у истоков этого видеопроекта. Напротив, мы желаем ему помощи Божией, чтобы Господь приумножил его таланты на благо Церкви и спасения его души.

Я знаком с этим видеопроектом, в котором священники отвечают на вопросы пользователей социальных сетей. Один из вопросов звучал так: «А можно ли хулить дьявола?» С моей точки зрения, вопрос изначально поставлен неправильно. И, как мне кажется, батюшка поступил опрометчиво, начав на него отвечать, так как мы хорошо знаем: если вопрос поставлен неправильно, отвечая на него, мы уклоняемся от темы. В ответе священника нет ссылок ни на Священное Писание, ни на творения святых отцов Церкви, ни на догматические постановления Вселенских или Поместных Соборов, ни на богослужебные тексты, в которых тоже заключается много догматических истин. Он говорил от себя, привел свое видение, свои соображения. В своем ответе батюшка говорит, что подобно тому как к любому грешнику мы должны относиться с благоговением, так же мы должны с благоговением относиться и к дьяволу, потому что он тоже создание Божие и образ Божий. Хочется подчеркнуть, что понятие «благоговение» здесь неуместно. Мы относимся (и должны относиться) к грешнику с любовью, состраданием, милосердием, терпением, но любви к греху быть не должно.

То есть умозрительно надо отделять человека от греха. Мы не относимся к грешному человеку с благоговением. Не может быть никакого благоговения к образу греховной жизни. Термин «благоговение» применим только к Богу и священным понятиям и предметам. Это духовная чуткость. Преподобный Паисий Святогорец говорит: «Духовная чуткость – когда человек везде и всегда осознает себя в присутствии Божием». Когда мы видим грешника, у нас такого чувства возникнуть не может. Думаю, если батюшка пересмотрит свой ответ, он сам поймет, что ответил немножко опрометчиво. Тем более не может быть благоговения к врагу нашего спасения дьяволу: оно совершенно к нему неприменимо. Далее в своем ответе батюшка говорит, что «нельзя хулить дьявола, потому что это неправильно и нечестиво». Посмотрите, как высказывались о духах злобы поднебесной святые отцы Церкви. Преподобный Паисий Святогорец, наш современник, в первом томе своих творений «С болью и любовью о современном человеке» называет дьявола «тангалашкой» (это греческое слово, аналог понятия «недалекий», «глупый»). Одна из сестер сказала: «Геронта (старец), я очень боюсь дьявола». Он ответил: «Что ты его боишься? Дьявол самое настоящее гнилье». Из слов старца мы видим, что он говорит о враге нашего спасения отнюдь не с благоговением. Я искренне советую этому батюшке, если он сейчас смотрит нашу программу или когда-нибудь будет ее смотреть, удалить ролик, который смущает многих людей. А совет всем нам, дорогие друзья (и мне в том числе): не нужно стремиться сразу отвечать на каждый вопрос. Поверьте, нет ничего зазорного, если православный христианин, видя, что вопрос или неправильно поставлен, или очень сложный, или даже с подвохом, просто благоразумно уклонится от ответа, скажет: «Извините, я не знаю». Немудрено, что даже опытный, ревностный, грамотный священник может ошибиться, пытаясь ответить на провокационные вопросы. Святой псалмопевец Давид в Псалтири говорит: «Всяк человек ложь». Мы все немощные, и никто не застрахован от ошибок.

Благодарю Вас за вопрос и рекомендую самим встретиться с этим батюшкой или позвонить ему и смиренно и вежливо, без претензий попросить его удалить это видео с ответом, которое Вас (и не только Вас) смущает.

– Вопрос от телезрителя из Алупки, протоиерея Владимира, настоятеля храма Александра Невского: «Хочу вернуться к началу передачи. Вы говорили о Святом Писании и Святом Предании. Вы как священник знаете, что на приходе всегда много литературы, а времени на нее не хватает. Что бы Вы посоветовали почитать о Святом Предании из краткого, но емкого?»

– Вы правильно отметили, что литературы много, времени на ознакомление с ней не хватает, а невоцерковленным или только воцерковляющимся людям тяжело разобраться в обилии полезных, хороших и интересных книг. Перед такой проблемой стоит каждый священник: хочется почитать одну, две, три книги, в которых можно найти побольше душеполезной информации, которая укрепляет веру и действительно приближает к Богу, а не той, что отягощает сознание, а потом думаешь, как бы побыстрее ее забыть. Я бы мог посоветовать (не на правах рекламы: я ничего за это не имею, и это не значит, что другие книги хуже) и пастырям, и мирянам книгу святителя Иннокентия Херсонского, великого отца Церкви, богослова XIX века, «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа». Это его докторская диссертация. Он удивительно талантливо, с любовью, очень живо и образно написал о последних днях жизни Господа. Евангельские события будут проходить перед вашими глазами. Эта книга читается очень легко. Особенно полезно почитать ее в дни Великого поста.

Также есть книга мученика святителя Василия Кинешемского «Беседы на Евангелие от Марка». Святитель жил на рубеже XIX – XX веков. Толкование Евангелия от Марка адресовано молодежи. Тогда многие были отравлены революционными, нигилистическими взглядами. Книга очень современная, в ней приводится не только толкование Евангелия, но и много назидательных примеров из истории Церкви. Много полезного в одной книге.

Советую книгу архимандрита Тихона (Агрикова), духовника Троице-Сергиевой лавры и одного из лучших преподавателей Московской духовной школы, «У Троицы окрыленные». Эту книгу по праву можно назвать Троицким патериком XX века. Архимандрит Тихон пишет о старшей братии, которая подвизалась вместе с ним. Пример многим владеющим пером: как можно писать о разных людях с такой любовью, чтобы подметить в них самые лучшие качества. Даны не только жизнеописания, но и обильный материал из житий святых, случаев из духовнической практики. Это книга, которая действительно укрепит вашу веру.

Если нападает уныние, печаль (а в наше время это тоже бывает), полезно почитать книгу преподобного Силуана. Она разделена на две части. Сначала архимандрит Софроний (Сахаров) пишет о преподобном Силуане (богословское осмысление), а вторая часть – писание самого преподобного Силуана о том, что ему открывала благодать Духа Святого, что полагал на сердце Господь. Написано просто, но укрепляет веру и помогает от уныния и печали.

Если мы желаем лучше понимать и любить богослужение, почитаем книгу святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе». Это его дневник. Можно читать понемножку, по две-три страницы каждый день. Праведник и чудотворец Иоанн Кронштадтский еженедельно служил Божественную литургию, знал службу как никто другой. Посмотрите, какие его посещали размышления, какие у него оставались впечатления от богослужений. Полезно почитать тем, кто любит сокращать, реформировать и «улучшать их на благо людей».

Книгу «Нам оставлено покаяние» написал игумен Никон (Воробьев), подвижник XX века. Она тоже очень актуальна для нас: важно понимать, через что прошли люди (пастыри, архипастыри) в советскую эпоху. За веру надо уметь пострадать. Веру надо ценить. Это не какая-то интеллектуальная осведомленность, что Бог есть. Она понуждает тебя менять свою жизнь.

И, конечно, советую всем читать книги старца Паисия Святогорца. У него есть пять томов: «С болью и любовью о современном человеке», «Духовное пробуждение», «Духовная борьба», «Страсти и добродетели» и «Семейная жизнь». Сейчас вышел шестой том – «О молитве».

Читайте и другое, что пожелаете. Я советую все вышесказанное, потому что знаю, что эти книги очень полезны.

 

Ведущий Денис Береснев
Расшифровка: Арсения Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать