Война и православная вера

14 мая 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает иерей Георгий Бусыгин, настоятель храма во имя святой блаженной Ксении Петербургской на Восточном кладбище г. Екатеринбурга. Передача из Екатеринбурга. Эфир 14 мая 2014 г.

 

- Здравствуйте, уважаемые зрители. В прямом эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой».

Сегодня у нас в гостях иерей Георгий Бусыгин, настоятель Храма во имя святой блаженной Ксении Петербургской на Восточном кладбище г. Екатеринбурга.

Христос Воскресе!

 

- Воистину Воскресе!

 

- Совсем недавно наша страна отмечала 69 годовщину со дня Великой Победы над Германией. Это время, когда мы вспоминаем своих героев, благодарим своих ветеранов. Мы вспоминаем историю своей страны. Насколько нам необходимо знать историю страны?

 

- Конечно, необходимо знать историю своей страны, своего народа - это наши корни. Мы можем сравнить наш народ с деревом, имеющим корни, ствол и листья. Мы питаемся нашей историей, без нее невозможно строить настоящее и прозревать будущее. Все связано между собой.

 

- Бывают нападки на Русскую Православную Церковь о том, что существует заповедь "не убий", но в войне невозможно без людских потерь. При этом мы встречаем, что многие подвижники благословляли воинов. Существуют святые праведные воины, которые, может быть, убивали для защиты своего Отечества. Как к этому относиться?

 

- Как и для всех наших действий, основания надо искать в Священном Писании. Господь дал нам закон, где не только заповедь "не убий", но в Евангелии от Иоанна есть заповедь "нет больше той любви, кто душу свою полагает за друзей своих". Это и является основанием. Нельзя брать за основание своих действий лишь отдельную заповедь, но смотреть более полно.

Кроме того, по этому поводу мы имеем толкования святых отцов. Например, высказывание святителя Филарета Московского, который говорил о том, что нужно прощать своих личных врагов, бить врагов Отечества и гнушаться врагов Божиих.

Не должно быть однобокого рассмотрения веры. Господь каждому народу даровал определенное место обитания и дал заповедь плодиться на данном месте и возделывать данную землю. Это значит - любить Отечество и защищать его от врагов. Это было и в древние, и в новые времена, и будет до конца дней наших. Защищать меньших, слабых: стариков, детей. Нам необходимо проявлять силу, это заповедал Господь.

 

- Раньше перед началом военных действий молились святым воинам. Это было духовным напутствием. Какова в принципе роль Церкви в войне и в частности в Великой Отечественной войне?

 

- В первые же дни Великой Отечественной войны Святая Церковь в лице местоблюстителя патриаршего престола призвала свой народ на защиту Отечества. В то время Церковь подвигалась гонениям, многие были репрессированы, и, несмотря на все это, митрополит Сергий, избранный затем Патриархом, призвал к защите Отечества раньше, чем это сделал глава государства.  Сталин обратился к народу лишь 3 июля, причем начал свое обращение по-церковному: "братья и сестры".

Митрополит Сергий благословил народ встать на защиту Отечества. Могу сказать, что в моей семье по материнской линии, когда мобилизовали дедушку, он подошел к своему отцу - храм в селе был закрыт, разорен - и попросил у него благословения. Отец благословил его иконой, а когда он шел по дороге, нашел крест. Дедушка вернулся с войны живой.

Когда перед войной была перепись населения, один из вопросов был об отношении к вере. Большинство граждан нашей страны ответили, что они являются христианами.

 

- Вопрос телезрительницы: Христос говорил: прощайте и любите врагов своих. Но ведь враг - это человек, а Господь призывал ненавидеть грех, а не человека. Объясните, пожалуйста, это противоречие.

 

- Здесь нет противоречия, но, как я уже приводил слова Филарета Московского, прощать надо личных врагов. Если  же это касается моей семьи, жены, детей, мы, несомненно, должны защищать их.

 

- Можно воевать честно и благородно. Наши войска не трогали мирных жителей. Но бывает наоборот, когда войска, входя в страну, уничтожают все на своем пути. Как, на Ваш взгляд, правильно вести войну?

 

- Безусловно, с противником, который пришел на родную землю, надо воевать. Но нельзя воевать с мирными жителями: женщинами, детьми. Конечно, и с нашей стороны были случаи мародерства, но это уже зависело от настроя и воспитания наших воинов. Если они имели страх Божий, то не позволяли себе мародерства на территории противника.

Случаи были разные. Например, был такой случай, когда один из наших воинов даже отказался выполнять приказ. По благословению я являюсь настоятелем храма во имя Ксении Петербургской на Восточном кладбище Екатеринбурга, и однажды мне пришлось служить литию на могиле полковника Тимофея Яблокова. Как мне рассказали, был даже указ на то, чтобы он стал генералом, в связи с тем, что в 1945 году, командуя разведкой, он должен был устроить встречу американских и русских солдат, и эта встреча осуществилась без кровопролития. Он был награжден высшей наградой со стороны США и повышен в звании у нас, но не был произведен в генералы за то, что поступил, как настоящий христианин. При штурме Берлина был дан приказ открыть шлюзы реки Шпрее, чтобы вода заполнила метро, где находились не только немецкие военные, но и мирные жители: женщины, старики, дети. Приказ был, чтобы не вышел никто, но вопреки приказу он помогал и женщинам, и старикам. За невыполнение приказа он был наказ отменой указа на звание генерала. Он совершил настоящий христианский подвиг. Мы знаем, что в Германии есть памятник русскому солдату, который держит на руках немецкую девочку.

Приказы были разные, но были люди, которые поступали в соответствии с христианскими принципами. Слава Богу, что мы имеем возможность узнавать о таких людях.

 

- Вопрос телезрительницы из Пермского края: Существует выражение "нести свой крест", означает ли оно текущую жизнь: замужество, рождение детей, воспитание, работа и другое или оно означает тяжелую участь, скорби. Являются ли синонимами "нести крест" и "течение жизни"?

 

- Если связать это с войной, однажды мне пришлось быть в школе на встрече с ветеранами Великой Отечественной войны. Одна из участниц сказала: да, мы были на войне, выносили раненых, наша жизнь была в опасности, но если мы будем расти, достойно воспитываться, получать образование, если будем стремиться создать достойного спутника или спутницу жизни и создать семью, то это тоже крест. Ведь это непросто в наше время: не соблазниться на легкую жизнь, но прожить в браке с одним человеком, воспитывать с ним детей - если мы будем так трудиться, нести свой крест, никакой войны не будет. Господь попускает войны, потому что каждый из нас не радит о своем призвании, не познает воли Божией. Нам надо взять свой крест и следовать за Господом. Если мы будем это делать, то не будет войны. Так ответила эта женщина, прошедшая войну. Наверное, ее слова могут быть ответом на заданный вопрос.

 

- Слушая рассказы участников войны, понимаешь, что война делает людей сильнее, как в духовном плане, так и в физическом. Приходится бороться со многим, и человек понимает, что ни на кого, кроме Бога надеться уже нельзя.

 

- Много существует рассказов о том, как Господь помогает человеку. Это происходит и в местных локальных войнах.

Один знакомый из полиции рассказывал мне, как он и его товарищи были вынуждены писать рапорты о своем направлении в зону боевых действий и, как оказавшись в тяжелейших условиях, они познали, что Бог есть и вернулись оттуда уже другими. Уехали и эгоистичными, и самолюбивыми, а вернулись со стремлением помогать друг другу.

 

- Существует такая крайность, что православному человеку, кроме Библии, Священного Писания, необязательно знать, что-либо еще. Допустима ли такая крайность?

 

- Не должно быть такой крайности. Существует и библейская история. Хотя знание Священного Писания помогает нам осмыслить и современные, и исторические процессы. Но знать историю своей страны мы обязательно должны знать.

Моя светская специальность - историк. Изучение истории помогло мне укорениться в вере и даже стать священником. Мы являемся чадами Русской Православной Церкви и, несомненно, должны знать историю своего Отечества.

 

- Вопрос телезрителя из Карелии: В высказывании святителя Филарета Московского "ненавидь врагов Христа и бей врагов Отечества", кого надо понимать под этими врагами?

 

- Думаю здесь все понятно. Враги Отечества - те, кто напал на нас, объявил нам войну.

Святитель Филарет говорит "гнушайся врагов веры". Может быть, это и не такой простой вопрос. Существуют сектанты, с которыми мы вступаем в споры. Враги веры - те, кто ее отрицают, поступают по отношении к ней кощунственно. Мы должны отстаивать свою веру. В каждом конкретном случае надо поступать по-своему. Самое главное - не стесняться своей веры, не скрывать ее. Верой надо жить, чтобы знали, что мы православные христиане, любим свое Отечество, готовы защищать его и не находимся вне общественной жизни, живем нормальной человеческой жизнью, но осмысляя ее по-христиански.

Если мы будем жить так, то войны не будет: все зависит от наших поступков. Вера требует подвига от каждого в своем звании. Всегда надо прилагать немало трудов во всех сферах жизни.

 

- Вопрос телезрителя из г. Белгорода: В нашем мире все совершается по воле Божией, но ведь нет воли Божией на убийство людей. Значит, это совершается по воле человека и темных сил, и значит, можно говорить о том, что не всегда проявляется воля Божия? Человек должен сам нести ответственность за эти дела. Подвиг же совершается и по доброй воле человека, и по воле Божией.

 

- Вопрос, видимо, о том, как сочетать волю Божию со своей волей. В каждой конкретной ситуации человеку подсказывает его совесть. Чтобы познать волю Божию, мы должны молиться Господу. Если мы согрешили, надо каяться, просить прощения.

 

- Надо слушать своего сердца. Как в приведенном Вами примере, когда человек пошел вопреки приказу, чтобы исполнить свой христианский долг: спасти мирных жителей, находившихся в метро.

 

- Такие ситуации случаются, поэтому надо думать, поступать по велению нашего сердца, совести. Как говорил святой Алексей Мечев: ум - это рабочая лошадка нашего сердца, он подсказывает, как устроить, чтобы было по совести. Если мы сделаем вопреки совести, Господь удаляется от нас. Мы это чувствуем, и тогда надо каяться. Это часто бывает и в мирных условиях.

 

- В различных книгах и учебниках одни и те же исторические события или деятели могут очень по-разному. Как найти истину среди этого многообразия?

 

- Занимаясь интеллектуальным трудом, учебой, не надо забывать о молитве и обращении к Господу. Христос сказал: Я путь и истина, и сама жизнь. Надо молиться Господу, чтобы Он открыл нам истину. Надо знакомиться с различными точками зрения. Надо понимать, что у людей, отрицающих Бога, Его Божественный промысел, часто рождаются безжизненные схемы, которые, в конечном счете, не приживаются и отмирают. Так или иначе, мы должны понимать, что правильное понимание истории во многом зависит от нашей христианской жизни. Наши страсти искажают восприятие, поэтому необходимо воспринимать неразрывно, в целостности.

Милостью Божией мне пришлось в течение 18 лет трудиться учителем истории. В советское время было даже трудно устраивать встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, а дети воспринимали их рассказы не только с равнодушием, но даже нежеланием. Я немало размышлял, почему для детей стали ближе примеры американских боевиков, нежели собственных героев войны.

Как-то на поминальном обеде, женщины-ветераны рассказывали о войне и говорили, что у всех были крестики, за всех молились мамы и бабушки. Но об этом никогда не рассказывали в интервью и во время встреч с детьми в школах.

Если бы ветераны могли говорить, что пройти войну, выжить, получить награду, им помог Господь, как бы это могло помочь детям в их жизненных трудностях, в понимании истории своей страны.

 

- Вопрос телезрительницы: Мы с мамой спорим почти по всякому вопросу. Понимаю, что это мама, и спорить с ней я не должна. Но у нас нет единой точки зрения, что нам делать?

 

- Язычники говорят, что в споре рождается истина. У христиан Господь есть истина и сама жизнь. Можно выразить свое мнение, но, может быть, можно его и попридержать. Самое главное, чтобы не было раздражения. Можно остаться и при своем мнении. Если мне сказали мнение, противоречащее моему, это очень полезно для того, чтобы я лучше мог сформулировать свое. Человек с иной точкой зрения мне не враг, но учитель для поиска моих собственных аргументов. Можно от всей души поблагодарить этого человека.

 

- Бывает, что в ситуации учитель-ученик, ученик владеет иной информацией и понимает, что этот факт можно понимать иначе. Может ли ученик вступать в диалог, высказывать свое мнение?

 

- Думаю, что вступать в диалог надо, но не в спор. Спор - это проявление страстности. Надо проявлять корректность и воспитанность, относиться к учителю с уважением.

Я читал в одном из журналов о том, как в советские времена к митрополиту Иосифу Алма-Атинский, управляющему Казахстанской епархией, один из его духовных чад спросил, как сдавать в институте такой предмет, как научный коммунизм. Не будет ли это отречением от Бога? И он научил его так: отвечая на вопрос в билете, начинай свой ответ так: "авторы учебника на этот вопрос отвечают следующим образом..."  Экзамен был сдан на "отлично".

Если мы боремся со своими страстями, то нам даже полезно встречаться с противоположной точкой зрения.

Нет ничего более интересного, чем быть христианином, руководствоваться учением Святой Православной Церкви.

 

- У нас был вопрос от телезрителя, который служил в Афганистане. Его беспокоит ситуация, что он убил подростка-афганца, который перед этим на его глазах убил командира. Его мучает вопрос, был ли это порыв ярости с его стороны или защита Отечества и своих друзей?

 

- Думаю, надо вопрошать это у Господа. Исповедоваться. Господь открывает и врачует. Конечно, мы согрешаем. Ведь есть правила святых апостолов и Церкви. Не надо держать эту рану открытой. Когда у нас бывают физические раны, который мы, может быть, и стыдимся показывать врачу, но чтобы исцелиться, все равно преодолеваем стыд, чтобы избавиться от боли. Так же, открыв духовную рану священнику на исповеди, мы получим исцеление от Господа.

Все происходит неслучайно. Мы совершаем грехи, потом ужасаемся содеянного, и это приводит нас к изменению нашей жизни. Самое главное - изменить свою жизнь. Если жили не по-христиански, то надо пересмотреть свою жизнь. Не сдать свои грехи на исповеди, но изменить жизнь. Господь может обратить наше злое деяние к преображению нашей жизни.

 

- Наша передача подходит к концу, прошу Вас сказать на прощание нашим телезрителям несколько пожеланий.

 

- Самое главное пожелание - стараться жить не по пословице "пока гром не грянет, мужик не перекреститься", то есть не ждать, пока Господь попустит нам тяжелое испытание. Надо стараться познавать нашу веру и жить по-христиански. Жить нашей верой, нашей культурой, и тогда Господь будет с нами, и как бы нам не было трудно, мы будем испытывать радость. Когда же окончится наша земная жизнь, мы не будем оставлены Господом.

 

- Спасибо, батюшка, за эту беседу. До встречи в эфире, всего доброго.

 

Ведущий: Дмитрий Бродовиков.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать