Беседы с батюшкой. Великий пост и его духовные принципы

14 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала - архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

– Тема нашей передачи сегодня – «Великий пост. Духовные принципы поста». Отец Александр, что такое пост?

– Пост – это Божия заповедь. О посте мы можем посмотреть в Книге Бытия, где Бог дает некое ограничение первым людям, чтобы они воздерживались по своей воле от употребления плода с дерева познания добра и зла. Мы видим на страницах Священного Писания, что это добровольное ограничение по исполнению Божественной воли и называется постом, внутренним ограничивающим фактором для сохранения целостности самого себя. Поэтому и мы, люди, живущие сейчас, в наше время, должны помнить, что пост – это, прежде всего, духовная практика, которая делает человеческое телесное и духовное естество более совершенным, более полезным для нас самих, для того чтобы попасть в Царствие Небесное. Поэтому пост – великая добродетель, которая необходима для каждого человека.

– Когда и как был установлен Великий пост?

– Мы знаем, что вообще пост имеет корни с райских времен, когда первые люди были в раю. Но его развитие можно проследить через все страницы, через всю историю Ветхого и Нового Заветов, и в послеапостольские времена, и до наших дней.  Он имеет глубокие корни и берет свое начало от Самого Бога. Поэтому история возникновения поста должна быть для нас изучаемой, и каждый человек должен подходить к посту осознанно (не потому, что так говорят, а потому, что это необходимо для нас самих, для каждого человека в отдельности, потому что пост совершенствует человека).

– Как давно был установлен непосредственно Великий пост?

– Великий пост установлен Самим Господом Иисусом Христом, когда Он после крещения был отведен Духом в пустыню и там постился сорок дней и ночей и впоследствии взалкал. Что значит «взалкал»? То есть пришел в крайнюю степень жажды и голода. Этим словом «взалкал» Священное Писание говорит, что в течение этого времени Он вообще ничего не ел и не пил. Поэтому Великий пост установлен Самим Господом, Который постился, показывая этим нам, что Он являлся истинным Человеком и Истинным Богом. Как бы предваряя те споры, которые возникли позднее о природе Господа Иисуса Христа, Он Своей жизнью, Своим примером, Своими делами, поступками и действиями всячески показал нам, православным людям, Кто Он был на самом деле: Он был Богочеловеком, Истинным Богом и истинным Человеком.

– Но ведь пост был нужен Господу не для того, чтобы как-то усовершенствоваться, Он и так совершенен.

– Дело в том, что сам Великий пост установлен в подражание посту Господа. Мы и называемся христианами потому, что являемся как бы подражателями и учениками нашего Божественного Учителя Господа Иисуса Христа. Господь облекся в такие же кожаные ризы, какие носим сейчас мы с вами. Он не обрел какое-то новое тело, не стал существом высшего класса, Он был таким же человеком, как и мы, но у Него не было потребности в грехе, не было самой сути, семени греха. Он был безгрешен во всем, однако пребывал в теле тленного человека. Поэтому Господь и нам показывает, что человек может и должен совершенствоваться. Потому что Он пришел на землю, исполняя волю Своего Отца, он называется Вторым Адамом. И для того чтобы люди шли за Ним правильным путем, Господь показал на собственном примере, как это должно происходить в наши дни. То есть Он показывал, что человеческая плоть иногда должна быть изнуряема, для того чтобы привести свое духовное чувство надлежащим образом в определенный темп, режим молитвенного общения с Богом.

– Что является критерием того, что пост проходит правильно?

– Дело в том, что пост всегда будет правильно проходить, если он будет осуществляться под наблюдением духовника, по благословению Церкви, если человек не будет уходить в какие-то крайности и не впадать в различные маргинальные явления. Например, полностью отказываться от еды или, наоборот, принимать только такую пищу, которая не содержит жиры животного происхождения, показывая свое вегетарианство или сыроедение. Такие люди очень часто заблуждаются, когда ведут вегетарианский или сыроедческий образ жизни и думают, что они постятся. На самом деле пост – это  духовное явление, духовное благословение.

Роль поста заключается в том, чтобы мы привели все свои чувства, особенно духовные, в норму, в порядок, для того чтобы ощущали благодать Божию на самих себе, чувствовали ее, чтобы наша мысль, которая рождается в нас, всегда была направлена к Богу и была способна показать наше обращение в сторону Бога. Это будет невозможно сделать, если человек будет жить плотскими страстями, если будет себя духовно, нравственно отвлекать различными вещи, – невозможно будет приучить себя нормально молиться. Поэтому человек занимается такой христианской, православной духовной практикой, как великопостное делание. То есть это приведение всех своих чувств в духовный порядок. Человек, воздерживаясь и от определенных продуктов, и от определенных действий, мирских упражнений, приводит всего себя – и внутреннего, и внешнего, и духовного, и душевного, и телесного человека – в определенный ритм, для того чтобы как бы перенастроить себя для нормальной, функциональной способности общаться с Богом. Поэтому Великий пост существует не один раз за всю человеческую жизнь, а совершается каждый год.

Кроме того, мы знаем, что есть еще и другие посты, которые призваны к тому, чтобы человек не уходил в такой разнос: попостился сорок дней, и все – может делать что хочет. Нет, пост связывает, производит обуздание человеческой плоти, человеческой неистовости, он освобождает человека от страсти, потому что, как это ни парадоксально,  пост – это средство духовной свободы человека.

– Вы сказали, что пост – это способ привести чувства человека в порядок, а к каким чувствам должен стремиться человек во время поста?

– Это и душевные, и духовные чувства, когда человек начинает молиться и не уходить вразнос, когда молитва льется из сердца, не уходит в отвлечение и потусторонние образы не привязываются к ней, когда ощущается особенная духовная теплота, когда человек может обращаться к Богу и ему при этом ничто не мешает. Это, прежде всего, опыт, который описывается простыми словами.

Душевные чувства – это когда человек начинает ограничивать себя, допустим, в увеселениях, когда начинает чувствовать смысл тех слов, которые написаны в Священном Писании, ведь они тоже вызывают какие-то эмоциональные чувства. А когда человек забивает эти эмоциональные чувства игрищами, азартом, грехом, театром и другими различными вещами, которые не напоминают о Боге, то ограничение себя, связывание таких эмоциональных потусторонних чувствований бывают полезными, чтобы почувствовать ту «соль», которая содержится на страницах Священного Писания.

– Если человек во время поста вынужден по определенным обстоятельствам находиться в том мирском темпе, в котором мы сейчас живем, не может так резко ограничить себя, есть ли такая возможность внешне находиться в этом темпе, а внутренне все-таки как-то перестроиться?

– Конечно, можно. Нашу Святую Православную Церковь отличает от различных сект и деструктивных организаций то, что она всегда с человеком, не налагает на него «бремена неудобоносимые». Если человек, допустим, работает в театре, снимается в кино или находится на такой работе, которая, может быть, даже противоположна требованиям поста, то Церковь не принуждает его увольняться. Конечно, если там творится грех и беззаконие, то православный человек не может там работать.

Но если, допустим, работа актера в театре сопряжена с определенным видом деятельности, определенным поведением и чувствами, конечно, такой человек в силу своей профессиональной обязанности и подготовки продолжает работать, но он помнит, что не может отвлекаться на какие-то темы, уводящие его от Бога. Исполняя какую-то роль, такой человек помнит, что сейчас время Великого поста, и, естественно, если бывают какие-то роли, которые идут вразрез с христианским пониманием или способны искусить зрителя, в котором может зародиться семя чего-то нечистого, то он постарается этого избежать, чтобы не было такого соблазняющего фактора.

Пост – это время, когда в атмосфере веет особый Дух, и православные люди чувствуют Его присутствие, им не нужно это объяснять. Они понимают, что в Великий пост сама природа напоминает человеку о том, что ему необходимо в это время перестроиться, перенастроить свой духовный камертон, духовные чувства.  И он будет свою жизнь строить таким образом, чтобы достойно встретить воскресшего Христа.

– Великий пост – это только гастрономические ограничения или все-таки духовный подвиг?

– Мы должны знать, что любой пост (и Великий пост в том числе) имеет прежде всего духовную составляющую (это самая главная составляющая поста), а потом гастрономическую. И мы должны знать, что гастрономическая составляющая по рекомендации Церкви носит определенный характер, она не должна принести вреда организму человека. Но духовная составляющая превыше всего. Ведь что толку, если человек выполнит все предписания Типикона, но не избавится от привычки осуждать, воровать, грешить любыми грехами, не избавится от блудных помыслов, от того, что оскверняет тело человека? Какой тогда толк в гастрономическом воздержании?

Господь говорит, что еда не приближает к Богу и не удаляет от Него. И апостол Павел всячески подчеркивает: что толку набивать свою утробу, свой желудок пищей, которая в нем превратится в ничто, как, впрочем, и сам желудок, но мы должны воспитывать свою душу, внутреннего человека, который был бы пригодным для Царствия Небесного. Пост – это педагогическая мера, которая призвана к тому, чтобы воспитать этого внутреннего человека, сделать его обновленным. Потому что в пост человек обещает Богу избавиться от каких-то страстей, от осуждения, роптания, дает себе какое-то обещание пред Богом, что не будет курить, пить, грешить теми грехами, которые оскверняют его душу и тело и направлены против Бога.

Поэтому пост – это педагогическая мера, которая очень важна для человека. Ведь если человек не будет совершенствоваться в чтении, он очень скоро разучится читать; если человек, обладающий какими-то профессиональными тонкостями, не будет их совершенствовать, то утеряет их. И пост также призван к тому, чтобы поддерживать способность человека к духовной жизни, чтобы человек мог реализовать себя не как физическое животное, а как духовное творение прежде всего. Поэтому пост призван к тому, чтобы возродить в нас духовного человека, сделать его из падшего, падающего существа совершенным, каким хочет видеть нас Бог.

– Как правильно поставить задачи на Великий пост?

– Прежде всего необходимо жить по тем рекомендациям, которые дает наша Святая Православная Церковь. Мы находимся в окормлении Русской Православной Церкви, у нас есть своя история, традиция жизни во время поста, того, как его соблюдать. Есть предуготовительные недели, которые рассказывают человеку о том, как необходимо жить, подготавливаться, как молиться и вести себя в Великий пост.

Мы помним, что есть неделя, на которой разрешено употреблять мясо, чтобы человек наелся этого продукта, запасся содержащимися в нем веществами на определенное количество времени. Потом, мы знаем, есть неделя сырная, когда человек уже мяса не ест, потому что было заговенье, а употребляет только молочные, кисломолочные, сырные продукты. Мы знаем, что следующая неделя после сырной – заговенье на Великий пост.

Таким образом, Церковь подготавливает человека и гастрономически, и духовно. То есть богослужебный темп становится более насыщенным, человек подготавливается к более длительному слышанию Священного Писания, особенно Ветхого Завета, потому что больше читается кафизм Псалтири, больше канонов. Упор делается именно на духовную составляющую, на то, каким должен быть человек, приводятся образы падения древнего человека и восстановления нового человека. Поэтому в этих образах мы должны найти свое положение, где мы находимся: либо близко к пропасти, либо на пути к ней, либо все-таки находимся далеко от нее.

И время Великого поста дает нам возможность задуматься, на каком мы месте, в каком направлении движемся и не отвернулись ли от Бога, почувствовать эту реальную, живую связь с Богом, с небом; понять, какова наша молитва, что мы из себя представляем в духовном плане: не пустышки ли мы духовные, не иссяк ли в нас Дух, который мы должны поддерживать? Как поддерживают в очаге огонь, так и мы должны поддерживать в себе животворящий Дух при помощи молитвы, доброделания, христианской жизни, памятования о Боге, совершенствования в подвигах. Мы должны все это помнить и все время смотреть, какой баланс духовного потенциала находится внутри нас. И если он низкий, то нужно восполнять его добродетелями, делами, которые, несомненно, угодны Богу.

– На чем следует сделать акцент во время Великого поста, чтобы и не перестараться, как говорится, не перегнуть палку, и чтобы не распылиться, с другой стороны?

– Акценты здесь направлены на то, чтобы человек осознал свою греховность, освободился от мысли, что он все может, а Бог ему не нужен; чтобы человек освободился от тех дел, которые он творит, когда Бог не занимает в его жизни абсолютно никакого места. Пост призван обратить внимание именно на эти дела, на эти поступки, чтобы человек обрел Бога и увидел, что Бог внутри его отсутствует. Вот к чему направлен пост.

Поэтому у нас в Церкви есть православные духовные практики, которые совершенны и по своей природе, и по своей сути. Не нужно больше никуда обращаться, не надо ничего искать на стороне, потому что в нашем православном христианстве все есть в преизобильном совершенстве, мы можем поделиться своим опытом с другими. Но перенимать духовный опыт, имея такую святоотеческую духовную школу, нам абсолютно нет необходимости. Поэтому мы должны реанимировать это все, найти духовное чтение для себя.

Конечно же, не нужно сразу отказываться от всего в Великий пост. Допустим, бывают такие рьяные, что перестают общаться со своими детьми, мужьями, женами, перестают вести нормальный человеческий образ жизни, то есть становятся маргиналами, не понимающими духовной сути поста. Они начинают измождать себя этой «диетой», которую сами для себя придумали и которая постом абсолютно не является, становятся озлобленными на весь мир и при этом не возрождают в себе нового духовного человека, который у них все время умаляется, уменьшается и не может достичь того совершенства, какое хочет видеть в нас Бог. Поэтому не должно быть при этом никакого перекоса ни в одну, ни в другую сторону, должен быть царский золотой путь: воздержание, памятование о Боге, о близких, хождение в храм Божий, домашняя молитва.

Допустим, что плохого, если человек будет помнить, что он не всегда читает утренние и вечерние молитвы (не совершает свое домашнее правило), а в пост он будет это делать? Что плохого, если он будет меньше обращать внимания на сплетни, на различные дела, которые губят его душу? Плохого в этом ничего нет. Это будет полезно и тем людям, которые к Церкви имеют достаточно «легкое» отношение, то есть являются не прихожанами какого-то храма, а «захожанами». Но если они будут узнавать о посте, будут видеть людей, которые постятся, но вместе с тем духовно радуются и не имеют угрюмых лиц, будут видеть этот живой, благодатный огонек в глазах людей, от которого хочется пойти в храм Божий помолиться и получить такое же духовное состояние, то плохого в этом тоже ничего нет.

И мы, православные христиане, должны  уметь делиться опытом своего богообщения со всеми внешними, кто не имеет этого духовного опыта, а почерпнуть его мы можем из святоотеческого наследия. Хорошо, если священнослужители, монашествующие прибегали бы к духовному чтению святителя  Иоанна Златоуста, Василия Великого, Игнатия Брянчанинова, Феофилакта Болгарского (когда читали Священное Писание) или Феофана Затворника и совершенствовались бы в познании Духа истины, который находится в Священном Писании, в Священном Предании, одухотворяли бы себя молитвой, добродетелями. Когда это все происходит в пост и укореняется в человеке, то каждый Великий пост и каждый последующий закрепляли бы в человеке и в дальнейшем такое направление. Естественно, это была бы огромнейшая польза для души человека.

– Что бы Вы посоветовали человеку, который только-только входит в церковную жизнь, может быть, даже в храм регулярно не ходит и никогда не молился, но хочет по силам поститься в Великий пост?

– Вы хорошо сказали: по силам. Действительно, такие люди должны молиться, поститься и жить духовной жизнью по своим силам. Они должны иметь грамотного, опытного духовника.

– А если нет духовника?

– Не может такого быть, мы живем не в духовной пустыне, у нас возрождаются храмы, и любой священник будет заинтересован, чтобы человек не обременял себя сильными нагрузками, которые могут даже погубить его. Я не встречался с такими людьми, которые уж совсем ничего не знают. Любой священник скажет, что пост несется по мере возможностей человека, по мере его способности понести тот или иной духовный груз. Например, если человек может выстоять богослужение и получить не только нагрузку на свои суставы, мышцы, ноги, но и на свое духовное сердце, на свой мозг (в плане того, что он услышит и применит к себе), то он вынесет из этой службы полезную для себя духовную информацию. Поэтому советовать людям, которые приходят в храм Божий, сразу выкидывать из холодильника все, что непостное, переходить из трехкомнатной квартиры, где человек живет, в подвал и спать там на полу, подкладывая себе под голову камень вместо подушки, – конечно, этого делать не нужно.

Просто необходимо сообразовывать Великий пост с учетом положения того, кто хочет его понести. Для какого-то профессора это будет определенный темп, стиль жизни, исследование Священного Писания, молитвы, тех научных фактов и доказательств, которыми преизобилует Церковь. Если он будет это делать в пост, то, конечно же, такому человеку Господь откроет сущность самого духовного подвига,  даст мысли определенной направленности, даст сердце, которое захочет познавать Бога, даст условия, которые будут способствовать изучению Священного Писания, святых отцов.

Мы должны помнить, что когда человек подготавливается к принятию Бога и открывает свое сердце, в него приходит Святой Дух, поселяется и делает Свою работу, которая для нас невидимая, духовная. Но в том, что она производится, мы должны быть уверены на сто процентов, потому что без этого ничего не может быть. Без работы Святого Духа ничего не происходит. Он действует вообще в нашей жизни, но особенным образом Он действует тогда, когда мы открываем свое сердце и приглашаем Его туда, когда мы сами хотим, чтобы Он был строительным материалом и связующим звеном с Небом.

– Скажите, как соотносится курение и алкоголь с постом?

– Это абсолютно противоположные вещи! Все, что одурманивает, обманывает мозг человека, – это все отводит его от Бога. Это расстраивает в нашем мозгу внутренний инструмент, который сотворил Господь Бог для общения с Ним. Это все равно что на радиоприемник налить какой-нибудь электролит или вылить на него кислоту. Что с ним будет? Он перестанет работать, перестанет принимать волны. Это все равно что свой телефон уронить в воду. Что с ним будет? Понятно, он выйдет из строя. Курение равносильно тому, как пытаться смотреть телевизор при дымовой завесе. Что вы там увидите? Ничего! А для чего тогда нужен телевизор?

То есть этим (курение, алкоголь) выводится из строя сам инструмент богопознания, заложенный в нашем головном мозге. Такой человек не может постигнуть Бога, он становится чуждым делам Святого Духа, тому, что хочет донести до нас Господь. Бог не хочет «влезать» в нас помимо нашей воли, Он творил человека свободным, богоподобным. Бог есть любовь, которая в Нем изобильна, и Он хочет поделиться ей с другими. Поэтому Он сотворил человека, с кем мог бы поделиться, чтобы человек испытывал такие же чувствования, какие испытывает Сам Господь Бог. А если человек этого не хочет и сам избегает того источника благодати и энергии, которая его заряжает и делает сродни Богу, то он становится ущербным и сам себя опускает до мусора.

– То есть однозначно во время поста нельзя употреблять ни алкоголь, ни табак?

– Абсолютно, это все одурманивает человека. Бывают даже такие интересные, казусные вопросы, когда человек говорит, что если он покурит, то ему потом не хочется есть, у него пропадает аппетит. У некоторых людей действительно никотин отбивает аппетит, но это абсолютно не означает, что для того, чтобы отбить желание поесть, необходимо курить. Можно немножечко поесть, ведь пост – это не отказ от пищи, не голодовка. Пост – это правильное отношение к своему телу, здоровью, душе как к дарам Божиим. Пост начинает нам напоминать о том, что все, что мы имеем, – это дар Божий, это все нас связывает с Богом, это Его работа, поэтому мы должны это ценить и благодарить Бога, что Он дал нам и тело, и душу, и чувствования духовного и материального мира. И когда мы постимся, мы особенным образом об этом вспоминаем.

– Как поститься людям, которые не могут это делать в полной мере: например, беременным женщинам, студентам, детям, людям пожилого возраста?

– Беременные женщины могут поститься духовно, то есть читать молитвы, Священную историю Ветхого и Нового Заветов, изучать ту же детскую Библию. Для нее и ее будущего ребенка это имеет огромную духовную силу, потому что духовная информация, которую получает женщина, распространяется на все клеточки ее организма. Мы должны помнить, что в ее организме есть еще клеточки другого живого существа, маленького человечка, на которого эта божественная информация тоже распространяется, он ею пропитывается. Поэтому в пост необходимо воздержаться от различных эмоциональных излишеств, просмотра телевизора, театральных постановок, вызывающих слезы; это не нужно женщине в положении.

Если она курит, нужно бросить курить; если любит выпить, надо вообще отказаться от этого. Во-первых, ради Бога (Господь не хочет, чтобы человек страдал, унижал сам себя); во-вторых, ради ребенка; и, в-третьих, ради себя. Потому что нужно  иметь какое-то христианское самоуважение. Как это я, христианин, православный человек, буду пить, как я пойду в храм Божий, как я там буду молиться? Если я буду курить, от меня будет вонять, как от мусорки. Это было бы мне самому неприятно, а Богу это тоже будет неприятно, потому что я знаю, что Он незримо присутствует в храме. Если я буду  приходить в таком состоянии, если сам себя буду отпугивать, то, соответственно, я должен понимать, что и моему Господу Иисусу Христу, и тем святым, к которым я иду в гости, это тоже не понравится. Мы знаем, что в храмах особенное присутствие святых, потому что там обязательно есть частица мощей, где святые присутствуют незримым образом, они связаны со своими мощами. Даже в часовне, где этих частиц нет, но есть их образы,  святые связаны с этим образом и незримо здесь присутствуют. Как я буду ходить к ним в гости таким непотребным человеком? Боже упаси!

Поэтому человек должен помнить об этом и не обманывать себя тем, что Бог все простит. Господь действительно все простит, если мы приходим к Нему с сокрушенным сердцем, осознав пагубность своих грехов, поступков. А если ты приходишь к Богу пьяным, накуренным, после совершенного греха и думаешь, что Он тебя простит автоматически только за то, что ты пришел, – я думаю, здесь можно вызвать только гнев Божий и отвращение, если человек не понимает, к какой святости он прикасается и в какое место приходит.

В пост особенно рождаются мысли благочестия, доброделания. Хорошо в пост давать список духовных заданий для самого себя: научиться молиться, научиться христианской жизни; понемногу, хотя бы пусть один Великий пост это будет избавлением от какого-то греха, мало-мальски регулярного. К примеру, все время осуждаешь, а ты научись не осуждать, почитай святоотеческую литературу, которая будет свидетельствовать, давать опыт, как не совершать этот назойливый грех. И вот так, потихонечку, человек начинает освящаться и в конце своей жизни облачается в духовные брачные одежды, становится новым, пригодным для Царствия Небесного.

Господь говорит, что живущий по своему разумению, усмотрению и силам не может попасть туда. В Царствие Небесное попадают ради Божиего человеколюбия: Господь нас любит, и Он смотрит, кто туда попадет, а кто нет. Но мы должны исполнять слова Христа. Допустим, вы работаете на каком-то предприятии, производстве, у вас есть начальник и он вам задает определенный алгоритм ваших обязанностей, действий, приводит какой-то план, который вы должны выполнять. Попробуйте его не выполнить – вы будете уволены. Мы должны помнить этот образ. Христос хочет, чтобы мы соответствовали этому «дресс-коду», этим правилам, которые Он хотел бы видеть. Поэтому хочешь не хочешь, но тебе надо меняться, надо понять, что в Царство Небесное со своими правилами не придешь.

Если ты хочешь восстать на Бога, то ты должен помнить, что был уже такой, его зовут денница, дьявол. Он восстал на Бога, захотел со своими правилами сесть на Божий трон и был низвергнут с неба. Поэтому не нужно уподобляться этому извечному безумцу и идти по его стопам, потому что это путь погибели. Мы должны знать, что Христос хочет от нас видеть, получить от нас, мы должны хотя бы стремиться это выполнить. И Господь, видя наше намерение, будет целовать, ждать нас, готовый принять в Свои объятия, потому что Он знает и о слабости нашего тела, и о слабости нашего духа.

Но у нас есть очень важная вещь, которая называется воля, и она зависит от нас. Мы можем ее развивать в отношении познания Бога. Если мы не будем этого делать, если эта воля будет находиться в зачаточном состоянии, если мы ее закопаем как талант и покажем Господу, что она действительно у нас есть, но мы не умножали ее, не увеличивали потребность в Боге, то Господь заберет ее и выгонит нас. Мы должны помнить об этом. И эти мысли опять-таки приходят в пост, потому что происходит интенсивная информационная духовная нагрузка: мы читаем святых отцов, Священное Писание, ходим в храм Божий, исповедуемся, причащаемся, соборуемся. Это все колоссально положительно сказывается на жизни человека в духовном плане.

–  Как поститься детям и людям пожилого возраста?

– Детям и лицам пожилого возраста необходимо поститься по мере возможности. Старичкам (бабулечкам, дедулечкам) обычно я рекомендую даже и в Великий пост (кроме среды и пятницы) употреблять кисломолочные продукты, потому что у них бывает такое явление, как остеопороз. Потому в связи с нашей нагрузкой, с мирским темпом жизни им необходимо получать необходимое.

Студентам нужно есть то, что им дают в столовой. Им надо учиться, но не забывать, что необходимо молиться, обуздывать свои юношеские чувства, для того чтобы не было «раздрая» сердца, ума, души, чтобы такой человек собрался и не грешил грехами юности, о которых написано в Псалтири.

Детям нужно есть то, что мама дает, что у них есть дома,  что им Бог послал. Они должны расти, и поэтому здесь допускается употребление скоромной пищи. Если в семье постный стол – пожалуйста, но чтобы он был полноценный для детей. А самое главное пожелание (и старикам, и детям, и студентам, и вообще всем) – в посту обрести Бога, обрести потребность в Нем, почувствовать нищету духовную.

– Благословите наших телезрителей.

– Пусть Божие благословение, Покров Царицы Небесной, молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца и всех святых пребывает со всеми вами.

Ведущий Денис Береснев

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы