Беседы с батюшкой. Приступая к изучению Библии

14 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала - студент II курса магистратуры Санкт-Петербургской православной духовной академии иеромонах Кирилл (Порубаев).

– Сегодня тема нашей передачи: «Приступая к изучению Священного Писания». Мы уже не первый раз встречаемся в этой студии, и сегодня у нас разговор вновь посвящен Священному Писанию, что немаловажно. Мы как бы продолжаем это собеседование с Вами, которое начали уже, по-моему, полтора года назад. И слава Богу, оно продолжается. Мы знаем, что есть люди (православные христиане), которые в большинстве своем знакомы со Священным Писанием, и есть те, кто может сказать: «Я читаю Библию каждый день»; или: «Я прочитал всю Библию».

Я думаю, наша программа обращена сегодня и к этим людям, но в первую очередь к тем, кто только еще подбирается к Священному Писанию и думает, с какой же книги начать, с какой стороны к нему подобраться. Сегодня мы начнем этот разговор. Поэтому первый вопрос: что из себя представляет Библия, эта Книга книг?

– Библия. С греческого языка это слово переводится буквально как «книги» (или, может быть, даже «книжечки»), и представляет она собой целый ряд книг, которые описывают события истории Ветхого Завета, то есть жизни человечества до Рождества Иисуса Христа, а также события Нового Завета, то есть жизнь Самого Господа Иисуса Христа, и  деяния Его учеников – апостолов. Также Библия включает в себя так называемые Послания апостолов. Говоря обычным языком, это письма, которые апостолы писали той или иной группе христиан или общине по необходимости, для того чтобы разрешить назревшие вопросы, назревшие сложности. Таким образом, мы можем сказать, что Библия – это книга, которая описывает историю, но надо уточнить, какую историю. Наверное, можно сказать: историю Божественного Промысла, который действует среди людей, в человечестве. Если угодно, это Божественная история, которая продолжается от сотворения мира и вплоть до наших дней.

И очень важный момент: что для нас значит сама Библия? Если мы подойдем к первому попавшемуся человеку на улице и спросим, что для него Библия, он скажет, что это религиозная книга, которая описывает какие-то события. А что она для него значит, он, наверное, затруднится ответить, к сожалению. Но для нас, верующих людей, Библия является словом Божиим, и об этом никогда не надо забывать. Поэтому мы говорим, что это Божественная история, не просто история человечества, не просто описание жизни некоего Иисуса Христа в том числе, но описание жизни Господа Иисуса Христа.

Здесь, наверное, уместно упомянуть о таком термине, как «богодухновенность» Священного Писания. Что это означает? То, что Библия была написана не просто человеком, она была написана, если можно так выразиться, в соавторстве человека и Бога, причем соавторство это происходило более-менее на равных условиях. Таким образом, и человек что-то свое внес в создание Священного Писания, и Господь. Господу, Святому Духу принадлежат, конечно, идеи, то направление, в котором двигалось сознание человека.

Но человеку принадлежит культурный окрас, наверное, литературный стиль, жанр, который он выбирал для той или иной книги. Да, мы понимаем, что, конечно, каждой эпохе (а Библия создавалась в самые различные периоды жизни человечества начиная, скажем, с XV века  до Рождества Христова и вплоть до I века по Рождестве Христовом) соответствуют какие-то свои черты. И вот это соработничество и принесло свой плод – Библию, которая является для нас священной книгой, словом Божиим и святыней. И когда мы, в соответствии с темой нашей сегодняшней беседы, приступаем к изучению Священного Писания, мы, с одной стороны, должны знать, что такое Библия, из каких книг она состоит, должны знать, что она писалась в разные эпохи, но ни в коем случае не должны забывать, что Библия для нас – это слово Божие, святая книга. Она отличается кардинальным образом от любой другой книги, потому что непосредственное участие в ее создании принимал Святой Дух.

– А Вам доводилось встречаться с людьми, которые «разбивались» о Библию, еще толком и не начав ее читать? Я таких людей встречал, они «разбивались» о книги Ветхого Завета, но это реже, чаще – о родословную Иисуса Христа в Евангелии от Матфея. Они просто не понимали списка этих имен и говорили: «Если и дальше так будет, то мне неинтересно это читать». Конечно, пытливый ум пойдет дальше и продолжит.

К чему я это говорю? К тому, что все эти имена, когда мы знакомы с Ветхим Заветом, нам понятны и близки, за каждым именем стоит своя история,  конкретный человек. Интересно, что Библия, включающая в себя много книг, настолько гипертекстуальна, что книги, написанные когда-то очень давно, отсылают нас к книгам, которые написаны недавно, и наоборот. Как так получилось? Намеренно или нет?

– Вы затронули большое количество тем. Наверное, сейчас я буду их постепенно раскрывать. Первый вопрос: встречал ли я таких людей, которые «разбивались» о Библию? Видимо, Вы имеете в виду, что, начав ее читать, они встречали что-то такое, что для них казалось неприемлемым или непонятным, и оставляли это чтение. Вы упомянули родословие Иисуса Христа в Евангелии от Матфея. Надо здесь уточнить, что это родословие приводится в первой же главе Евангелия от Матфея, в самом начале Нового Завета. И обычный человек начинает читать Библию, конечно, открывая Новый Завет, и на первой же странице он встречает почти целиком первую главу, занятую этим родословием, списком имен, действительно непонятных, сложных. И, конечно, бывает некое отрицательное впечатление; непонятно, как же дальше читать такие вещи.

Но бывают, наверное, другие случаи. Мне встречались люди, которые говорили: «Я читаю Новый Завет, столько нового для себя открыл, но, конечно, многие вещи мне понять сложно:  например, то, что если меня ударили в одну щеку, я должен подставить другую». Или про Ветхий Завет; человек говорит: «Там описывается такое количество войн, зачем же я должен читать такие вещи, эту жестокость? Как же я должен воспринимать и относиться к такой жестокости?» Да, такое бывает, к сожалению, и, наверное, средством к решению этой проблемы, к уврачеванию этой проблемы может быть вот какой подход.

Когда мы читаем Библию и что-то в ней не понимаем, не можем принять, что-то нам кажется сложным, мы должны сказать себе так: «Помни о том, что это слово Божие, это священная книга». Мы должны сказать сами себе и, может быть, обращаясь к Господу: «Господи, я не могу этого понять; мне даже кажется это неправильным. Ты здесь описываешь такие вещи, которые, на мой взгляд, совершенно неправильные, и я не согласен с ними. Но я прошу Тебя, открой мне (может быть, не сейчас, по прошествии какого-то времени, может быть, после приобретения жизненного опыта или просто каких-то знаний, но я это пойму), что действительно, Господи, Ты прав. Я очень хочу это понять, очень хочу разрешить этот вопрос». То есть вот эти сложные моменты надо уметь отложить в сторону, не «разбиваться» о них, не пытаться идти в лоб, напролом, но, быть может, отойти, обойти, отложить в сторону, понимая, что рано или поздно мы вернемся к этому вопросу. Я думаю, что любой человек (и верующий, и неверующий) может сказать, что с ним бывают такие вещи, от этого никуда не деться.

И происходит это потому, что Священное Писание гипертекстуально. Это означает, что текст по ходу  повествования в том или ином своем фрагменте,  в том или ином своем стихе повторяется, иногда цитируется (явно или неявно, иногда, может быть, даже через какой-то образ) только в другом фрагменте. Библия построена таким образом, что Новый Завет очень часто обращается к Ветхому Завету. И действительно, для того чтобы полноценно читать и понимать Новый Завет, необходимо быть знакомым  достаточно глубоко с Ветхим Заветом, поскольку иначе мы не поймем, например, почему в родословии Господа Иисуса Христа в Евангелии от Матфея обычно приводятся мужские имена, а иногда вдруг упоминаются женщины. Их всего несколько, но человек незнающий не поймет, почему они там упоминаются.

– Особенно «от бывшей за Уриею» – кто же это?

– Да, даже по имени не называется. Оказывается, здесь автор специально показывает нам, что в родословии Господа Иисуса Христа существовали люди, которые, конечно, были не безгрешны. И несмотря на этот грех конкретно в том примере, который Вы сейчас привели, автор обращается к греху царя Давида, который нечестным образом взял себе в жены эту самую женщину, которая была замужем за его военачальником Уриею. И это был грех, и в Священном Писании однозначно показывается, что это грех Ветхого Завета. Евангелист Матфей специально включает ее в родословие Господа Иисуса Христа, чтобы показать, что Господь, придя в мир через этих людей, преодолел грех, что Он действительно стал таким, как мы, кроме греха, и стал выше греха, преодолел этот грех.  Человек, читающий Священное Писание, Ветхий Завет, Новый Завет, может быть, вначале не поймет этого, но ведь изучение Священного Писания происходит не за один месяц, даже не за одно прочтение, не за один год. Этот процесс происходит на протяжении многих лет, и рано или поздно он узнает о том, почему апостол Матфей упоминает именно эту женщину и некоторых других. Человек, знакомый с ветхозаветной историей, читая этот текст, сразу будет вспоминать те или иные образы Ветхого Завета.

Есть такая фраза, которая говорит, что Новый Завет сокрыт в Ветхом, а Ветхий в Новом раскрывается. Наверное, эта фраза показывает тесную взаимосвязь Ветхого и Нового Заветов и эту самую гипертекстуальность. С другой стороны, она показывает также и то, что люди, которые создавали Священное Писание, конечно, в совершенстве владели историей, в совершенстве знали эту богочеловеческую историю, эту историю действия Промысла Божия среди человеческого рода. И человек, который начинает изучать Священное Писание,  должен иметь это в виду. Если он видит цитату Ветхого Завета, которая присутствует в Новом Завете и ее не понимает, он не должен сразу отчаиваться, должен понимать, что перед ним не простая задача – понять этот фрагмент, ее так просто будет не решить, ему требуется время для того, чтобы объять весь этот материал. И нужно с терпением подойти к этому процессу изучения.

– Когда Вы говорили сейчас, я услышал очень важный момент, что мы можем не понимать какой-то фрагмент, но, обратившись ко Господу, помолиться о том, чтобы Господь открыл нам понимание непонятного нам отрывка. В связи с этим возникает такой вопрос: чтение Библии и молитва всегда ли связаны? То есть, например, важно помолиться, приступая к чтению Библии и в процессе чтения тоже прибегать к молитве, когда человек, совсем далекий от Церкви, берет Библию и начинает читать. Это хороший пример. Как он ее для себя откроет – это другой вопрос. Придет ли он через это чтение к чему-то, откроется ли ему что-нибудь или нет – неизвестно.

– Наверное, в каждом индивидуальном случае, особенно если мы касаемся людей достаточно далеких от Церкви, это бывает очень по-своему, по-особенному, в каждом отдельном случае решение бывает своим, отдельным и не похожим ни на какой другой случай. Но если мы говорим про людей церковных, то ни для кого не секрет, что каждому из нас следует каждый день читать Священное Писание. И даже существуют более-менее традиционные правила чтения Священного Писания: одну главу из Евангелия Нового Завета и две главы из Деяний или Посланий апостольских. И это каждодневное правило чтения Священного Писания соединяется также с другим повсеместно распространенным правилом – читать утренние и вечерние молитвы. И таким образом мы видим, что в нашей церковной жизни две вещи – чтение Священного Писания и молитва – стоят в одном ряду. Это два очень похожих, но немножко различающихся способа обращения ко Господу. Вы знаете, что за богослужениями, как, например, за богослужением Божественной литургии, всенощного бдения, всегда обязательно читаем Священное Писание, слово Божие. Это один из центральных моментов в совершении богослужения. Поэтому молитва и чтение Священного Писания нераздельны.

Что еще можно сказать? Наверное, надо понимать, что те, кто создавал Священное Писание как Ветхого, так и Нового Завета, были люди очень близкие к Церкви и  значительную часть своего времени проводили в молитве. Например, существует даже мнение, что Евангелие от Матфея, первая книга Нового Завета, была создана для общины ранних христиан, которая была где-то в Иерусалиме. Вероятно, это была община, которая состояла еще из бывших иудеев, и община, конечно, была церковная. Таким образом, если и мы совершаем молитву и соединяем с этим чтение Священного Писания (как, собственно, и делаем в нашей повседневной жизни), то приближаемся к тем, кто создавал это Священное Писание, к тем, кому оно было адресовано. Поэтому, наверное, если мы живем этим, то не придаем просто этому особого значения и не обращаем на это внимание, что и делаем: соединяем чтение Священного Писания и молитву. А если мы еще далеки от Церкви, то пусть вот этот образ жизни будет для нас некоторым идеалом, некоторой целью, к которой мы должны прийти и рано или поздно придем. Это совсем не сложно. Для того чтобы прочитать одну главу из Евангелия, требуется совсем немного времени (может, десять минут).

Я позволю здесь развить эту тему, уже касаясь непосредственно чтения Священного Писания. Тема нашей беседы звучит так: «Приступая к изучению Священного Писания». И надо сказать в первую очередь, что главный способ изучать Священное Писание – это его читать. Читать следует регулярно;  как Новый Завет, так и Ветхий Завет. Мы, конечно, никуда не сможем продвинуться, если не будем читать Священное Писание. Мы можем читать различные статьи, какие-то новости, которые говорят про ветхозаветные события, и что-то связанное с археологией, современные открытия ученых, которые действительно касаются, скажем, царя Давида или  жизни Господа Иисуса Христа.

Мы можем читать сколько угодно таких статей, но если не будем знакомы с текстом Священного Писания, если он не будет нам близок, если мы не будем лично знакомы с событиями, которые там описываются, то у нас ничего не получится. Поэтому самый первый рецепт для изучения Священного Писания – это читать Библию, читать регулярно. Это должен быть образ нашей жизни в той или иной степени. Пусть каждый человек найдет какой-то свой способ это делать, но все-таки это в той или иной мере делать необходимо. И поверьте, мы будем открывать через это чтение какие-то особые вещи, которых раньше, может, не знали.

– Помню, когда я впервые решил приступить к чтению; это было еще до поступления в нашу Духовную академию. У меня даже в голове играла музыка, которая, может быть, свойственна для эпических сцен в исторических фильмах. Она как-то появлялась сама собой, потому что когда я читал страницу за страницей,  удивлялся: «А что же будет дальше?»

В связи с этим два вопроса, на которые можно в любой последовательности ответить. Первый: мы начинаем читать, и нам может быть ну совсем неинтересно. Предположим, человек все-таки поставил перед собой цель прочесть и читает. А может быть настолько интересно, что хорошую книгу иной раз человек может читать с пометками, а может читать на одном дыхании. И вот он на одном дыхании читает и читает Священное Писание, везде с ним ходит, и в метро его с собой берет, и на работе в перерыв читает, и дома. Второй вопрос: может быть, есть какая-то конкретная книга для человека, собирающегося начать, с которой это было бы проще сделать? Такая, скажем, вводная новозаветная книга и вводная книга для Ветхого Завета.

– Очень хорошие вопросы. Что касается первого, я думаю, в каждом случае это бывает очень индивидуально. Если кому-то легче прочитать на одном дыхании, то пускай читает. Скажем, наши преподаватели в академии говорят, что бывает очень полезно взять одно Евангелие (скажем, Евангелие от Марка) и целиком его прочесть за один день. Это возможно, поскольку оно совсем небольшое, мы читаем гораздо большие книги в гораздо меньший срок. Вопрос только в том, поставим мы себе такую задачу или нет. Но важным элементом нашего чтения должна быть постоянность. Не так, что мы раз в год открываем Священное Писание, а постоянно, изо дня в день мы его читаем, каждый раз что-то новое для себя открывая.

Что касается второго вопроса, Вы, наверное, даже предвосхитили то, что я сам хотел сказать. Быть может, следует человеку начать знакомиться со Священным Писанием именно с такой вводной книги, прежде чем читать само Священное Писание. Есть книга, автором которой является Лопухин, она называется «Библейская история Ветхого Завета». Он в ней суммирует ветхозаветные книги, суммирует ветхозаветную историю, дает иногда некоторые комментарии и излагает все эти события в повествовательной форме. Таким образом, читателю оказывается достаточно легко читать эту книгу, с одной стороны, поскольку она написана более доступным языком, в более простой форме, если угодно, в более интересной форме. Непосредственно текст Ветхого Завета бывает достаточно тяжел для чтения, и для того чтобы у человека сложилась общая картина ветхозаветной истории, ему, пожалуй, следует прочитать, например, эту книгу.

Она не единственная, как не единственная  книга этого автора, у него много разных книг. Но если человек прочитает эту книгу, он сразу получит общее представление о тех событиях, которые происходили в Ветхом Завете, а с другой стороны,  получит и оценку этих событий, богословский комментарий, который тоже может быть очень разным. И Лопухин предлагает свой взгляд. Есть совершенно разные способы, самые разные подходы к комментированию, толкованию Священного Писания, но, по крайней мере, у человека, который первый раз знакомится с Ветхим Заветом, сложится какое-то мнение, какое-то представление о тех событиях, которые происходят в Ветхом Завете. И когда после прочтения этой книги он начнет читать уже непосредственно текст Священного Писания Ветхого Завета (Книги Бытие, Исход, Числа, Левит и так далее), он уже будет знать, о каких событиях идет речь, поскольку будет немного подготовлен к прочтению, ему будет гораздо легче. Наверное, это будет одним из хороших подспорий для изучения Священного Писания Ветхого Завета.

Если мы зададимся целью изучать Новый Завет, то такой книгой можно назвать книгу епископа Кассиана (Безобразова) «Христос и первое христианское поколение». Как эта книга, так и книга профессора Лопухина были написаны до революции в России, но они не утратили актуальности и по сей день. И опять же, епископ Кассиан излагает в своей книге некую сумму четырех Евангелий, описывая события в более литературной форме. Эта книга, может быть, немного более сложна, чем книга Лопухина, но человек, прочитав ее, получит общее представление о событиях, которые происходили в Новом Завете. Таким образом, если подводить итог второму вопросу, я, пожалуй, советую человеку, не знакомому с Библией, вначале прочитать такую общую книгу, как книга профессора Лопухина, а потом уже знакомиться непосредственно с текстами книг Ветхого Завета.

Что касается Нового Завета, может быть, я бы не стал так явно выделять книгу епископа Кассиана, но в любом случае ее следует прочитать или до, или после прочтения четырех Евангелий. Здесь уже, наверное, даже лучше Евангелие прочитать вначале. Эту книгу также важно прочесть: человеку откроется жизнь Господа Иисуса Христа совсем с другой стороны, потому что епископ Кассиан дает некоторые комментарии, пояснения, излагает это в более-менее повествовательной форме. Человеку будет очень полезно  это прочесть. То есть, с одной стороны, не надо забывать, что для того, чтобы изучать Священное Писание, его нужно читать, непосредственно текст; и у нас есть синодальный перевод, сейчас появляются новые современные переводы. А с другой стороны, обязательно нужно обращаться к другой литературе. И если мы спрашиваем, к какой другой вспомогательной литературе обращаться, то прежде всего должны быть вот такие вводные книги, которые фактически излагают тот же самый текст, но более простым языком, быть может, подчеркивая главное, опуская то, что начинающему читателю не так важно. К этим книгам прежде всего и следует обращаться.

Но раз мы с Вами заговорили про книги, наверное, имеет смысл упомянуть еще некоторые другие. Нельзя не сказать о курсе лекций Игоря Цезаревича Мироновича, который преподавал в нашей Петербургской академии. Несколько лет назад вышел его труд, который называется «Лекции по священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов». Мне, к сожалению, не довелось слушать его лекции, но все те, кто слушал его рассказы о Ветхом и Новом Заветах, говорят, что это был удивительный человек, который своими лекциями мог заинтересовать слушателей в необыкновенной степени. Эти лекции были недавно изданы, я советую прочесть, например, и их.

– За ним, кстати говоря, пришел преподавать на его место его ученик, отец Евгений Горячев, и я был тем студентом, который первый год слушал лекции отца Евгения. То есть тоже у него было «Введение в Священное Писание», и мы вместе с ним входили в пространство Священного Писания, было очень интересно. Мне тоже жаль, что я не застал Игоря Цезаревича, но слава Богу, что изданы его лекции.

– Вы очень хорошо сказали: «Войти в пространство Священного Писания». Бывает, что текст достаточно сух (как в Ветхом, так и в Новом Завете), на первый взгляд неинтересный, часто лишенный каких-то деталей. Но просто надо обладать культурными, историческими знаниями, для того чтобы понимать, о чем пишет автор. Автор часто не описывает какие-то детали, но человек, знающий контекст, в котором создавалась книга, контекст событий, вдруг понимает, что оказывается в мире очень богатом, мудром, глубоком. И вот надо лишь попасть в этот мир, чтобы полюбить чтение и изучение Священного Писания, поскольку это целый мир, который каждый человек, безусловно, должен для себя открыть.

– А вот святоотеческие толкования Священного Писания и проповеди на те или иные библейские фрагменты  по зубам новичку, или тут тоже весьма и весьма индивидуально? Потому что бывают очень глубокие толкования, а бывает как-то в общем… Святоотеческое Предание тоже ведь огромное, это надо учитывать.

– Да, мы упоминали сейчас Игоря Цезаревича. Он советовал своим студентам читать труды Иоанна Златоустого, который является одним из главных толкователей Нового Завета. Есть еще очень известные толкования Феофилакта Болгарского. И, может быть, я бы посоветовал (это мое личное мнение) обращаться к толкованиям этих авторов в случаях, когда мы встречаем фрагмент текста и он нам непонятен. И вот тогда мы откроем книгу толкований на той или иной странице и прочитаем, как Иоанн Златоуст комментирует этот текст.

Вы спросили, будут ли его толкования понятны новичку? Может быть, будет немного сложновато, хотя, конечно, основную мысль автора он поймет, но зачастую, например, автор толкования хорошо знаком с древнегреческим языком, на котором написано Евангелие, и часто бывает, что толкование обращается к греческому тексту, как бы поясняя, почему в греческом тексте Евангелия используется та или иная форма. Но это происходит скрытым образом, и читатель, читая текст Иоанна Златоустого, даже не сразу догадается, что, оказывается, в этом месте Иоанн Златоуст, записывая эти слова, держит в голове греческий текст и его комментирует, как бы поясняя его для немного неискушенного читателя. Но вот Игорь Цезаревич советовал читать непрерывно труды Иоанна Златоустого, который не ограничивается, конечно, только толкованиями. И, наверное, к ним тоже надо относиться так же, как и к чтению Евангелия или вообще Священного Писания. Если нам что-то непонятно, сложно, надо сказать: наверное, пройдет время, мы поймем. А что-то будет, безусловно, понятно, поскольку это действительно великие отцы, их труды очень глубоки и важны для нас.

– А вот те произведения, пособия, которые создают наши преподаватели, весьма интересные и небольшие по объему, видимо, как раз рассчитаны на тех, кто собирается приступить к чтению Священного Писания. Можем ли мы их рекомендовать нашим телезрителям для начала?

– Да, безусловно. Сразу, отвечая на вопрос, упомяну издание «Введение в Ветхий Завет» Дмитрия Георгиевича Добыкина, преподавателя нашей академии, и издание «Введение в Новый Завет» протоиерея Димитрия Юревича, заведующего кафедрой библеистики нашей академии. Они как раз и дают эти начальные знания. Но здесь надо уточнить: начальные знания о чем? Мы уже вскользь сегодня упоминали, что человек, приступающий к изучению Священного Писания, прикасается к самым разным эпохам с их культурным, историческим, религиозным контекстом. И книги введения в Ветхий и Новый Заветы только что упомянутых авторов или других авторов как раз и знакомят читателя с этими контекстами. Например, кто такие фарисеи и саддукеи? Мы очень часто встречаем эти имена, эти наименования на страницах Нового Завета, но обычно так к ним привыкаем, что и не спрашиваем себя, кто такие эти люди, чем они занимались, чем  отличаются друг от друга, существуют ли они сейчас,  например, что с ними произошло? И вот на такого рода вопросы как раз и призвана отвечать вводная литература.

То есть мы видим уже два разных подхода к изучению Священного Писания. Тот подход, о котором мы говорили вначале (Лопухин, епископ Кассиан (Безобразов), – это обработка текста и изложение его в более доступной форме, с некоторыми комментариями. И с этого рекомендую начать. Это один подход, путь непосредственно к тексту. А есть подход совершенно с другой стороны, подход к эпохам, к культуре, к религиям тех народов, которые окружали создателей Священного Писания. Этот подход, конечно, не менее важный.

Но есть и другой аспект, это жанр. Например, псалмы – это поэтика, библейская поэзия, совершенно другой жанр, отличающийся от повествовательного жанра Книги Бытия. Можно и с этой стороны изучать книги Священного Писания. И человек, изучающий Священное Писание, рано или поздно должен познакомиться со всем этим богатством, чтобы понимать, насколько богато и глубоко Священное Писание, какие глубокие темы оно затрагивает и как, оказывается, напросто устроено. Это целый мир, люди описывали свою жизнь; и описывали не просто свою жизнь, но действия Бога в их жизни. И, конечно, это не лишено культурного контекста.

Пособия наших преподавателей адресованы в первую очередь, наверное, студентам, но ведь каждый студент когда-то в первый раз открыл книгу Священного Писания, в каком-то смысле каждый студент является новичком, приступая к изучению Священного Писания. Поэтому, конечно, и нашим телезрителям тоже можно посоветовать прочесть эти книги для того, чтобы открыть для себя огромное количество новых и неожиданно важных и интересных аспектов создания Священного Писания, культуры, религий, традиций.

– Да, безусловно. Насчет новичков... С каждым годом, когда мы продвигались на наших аудиторных занятиях, поскольку мы с Вами вместе проходили поприще этой учебы, я каждый раз чувствовал себя новичком, каждый год. Потому что каждый год удивительным образом мы начинали изучение Священного Писания с тех сторон, с которых мы, может быть, никогда и не смотрели. А преподаватель нам предлагал: «А давайте мы посмотрим еще вот таким образом».

В связи с этим вопрос. Если есть возможность заниматься изучением Священного Писания с наставником (я имею в виду самые разные варианты: это могут быть библейские группы при храмах,  просто общение с человеком, который уже преуспел в чтении Священного Писания, с которым можно посоветоваться, поговорить, или же катехизаторские курсы, выше уже духовная академия), если уже есть такое дерзновение у человека и  желание служить в священном сане, он идет дальше. Но вот здесь, когда пока еще такого желания не возникло, что лучше, какие могут быть варианты?

– Безусловно, наверное, самый лучший способ изучать вообще что-либо – это иметь учителя. Лучше всего, когда это происходит каким-либо организованным образом. Может быть, это катехизаторские курсы, для наших телезрителей это самый подходящий способ. Они проводятся в нашей Александро-Невской лавре. Я думаю, что и в других епархиях они проводятся в той или иной форме на приходах или непосредственно при епархиях. И, наверное, это самый лучший способ, когда люди собираются вместе как ученики, у них есть наставник, он дает людям задания, что-то дает им прочесть, читает им лекции. И вот здесь есть еще один очень важный аспект. Наверное, очень хорошо о нем упомянуть в самом конце. Мы с него начали и им же закончим. Библия является словом Божиим для нас, это не надо забывать, а создана она была в Церкви. Поэтому прерогатива Церкви, и только Церкви – учить Священному Писанию, учить, как его понимать.

Поскольку, как мы знаем из  нашей жизни, понимать его можно очень разным образом, иногда даже диаметрально противоположным. И вот иметь такого учителя, который принадлежит Церкви, – наверное, самая большая радость для человека, приступающего к изучению Священного Писания. А уж в какой конкретно форме это произойдет – на приходе, в духовном училище, или в семинарии, или где-то еще – не так важно. Важно, чтобы этот человек был человеком Церкви.

– Благодарю Вас, время нашей программы подошло к концу, и хочется выразить благодарность за эту беседу. Дай Бог, чтобы она для многих наших телезрителей, для тех, кто приступает к чтению Священного Писания, для тех, кто уже его читает, станет полезной, необходимой. И наши дорогие телезрители услышат те нужные вещи, которых, может быть, им так не хватало. Друзья, дерзайте, Божией помощи!

Ведущий Михаил Проходцев

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы