Беседы с батюшкой. Эфир от 13 января

13 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Алексий (Вылажанин), благочинный Петропавловского округа Московской (городской) епархии, настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове, член Канонической комиссии при Епархиальном совете города Москвы.

Первый вопрос от нашей телезрительницы: «Иногда после посещения храма не чувствую внутренней перемены, будто бы вовсе не ходила в храм. С чем это может быть связано? Как посещать храм с пользой для души?»

– Интересное выражение – «не чувствую внутренней перемены». А готовилась ли ты к этой внутренней перемене для того, чтобы ее почувствовать? Ведь часто мы идем в храм не потому, что у нас есть такая внутренняя потребность, а потому, что, скажем так, есть каноническая необходимость пойти в этот момент в храм. Допустим, это воскресный день или большой праздник. Мы идем не потому, что наше сердце зовет нас, рвется к храму, а часто потому, что мы себя понуждаем. Конечно, когда мы приходим в таком состоянии, то чувствуем ли мы ту благодать, которую получаем в таинстве? Наверное, не всегда. Потому что и служба в таком состоянии бывает в тягость, и о самом таинстве мы не очень думаем.

А если бы мы шли в храм Божий как в дом Божий, в дом молитвы, где нам предстоит встретиться с Самим Господом, заранее настраивали себя на то, что для нас это радостное событие, счастье, праздник, тогда мы, соответственно, совершенно с другим сердцем шли бы в храм. Тогда бы мы стояли в храме и понимали, что эта литургия или это богослужение на самом деле в нашей жизни могут быть последними. Если бы мы относились к этому богослужению как к последнему в нашей жизни, то, наверное, и та благодать, которая нам преподается во время церковной службы, особо ощущалась бы открытым, радостным, принимающим сердцем.

А когда мы не готовы принять благодать, тогда мы ее и не ощущаем. Поэтому для того, чтобы это ощутить, нужно настроить себя. Нужно прежде всего полюбить Бога. Когда вы будете делать что-то в жизни с любовью, тогда вы будете получать от этого внутреннее духовное удовлетворение и духовно потихонечку совершенствоваться. Не резко, а потихонечку. А когда без любви, а по необходимости, то нет той отдачи, которую мы ожидаем.

Вопрос телезрительницы: «У меня есть иконка, она давнишняя-давнишняя. И там Иисус Христос стоит в холщовой рубашонке, совсем никакого богатства на этой старинной иконочке. А вот батюшки наши по пятнадцать раз…»

Связь, к сожалению, прервалась.

– Я так понимаю, вопрос в том, почему батюшки по пятнадцать раз меняют облачения и почему такая разница между Христом, изображенным на иконе в холщовых одеждах, и священниками в храме. Если вспомнить первых священников, они также ходили в холщовой одежде. Но сложившаяся практика и стремление христианской православной души все лучшее отдавать Богу привели к тому, что у нас красивые храмы, в которых мы сегодня молимся, прекрасные иконы, замечательное церковное искусство, которое сложилось в Церкви на протяжении веков.

Конечно, сложилась и традиция облачений. Ведь священник в богослужении является прообразом Христа, а Христа мы воспринимаем как Царя, поэтому, конечно, самое лучшее мы хотим отдать Царю. Поэтому и облачение не принадлежит лично батюшке, это храмовое облачение, которое священник надевает на себя и в котором служит. Это наша с вами жертва, которую мы приносим Богу. Из этого складывается красота богослужения, гармоничность.

А если завтра батюшка выйдет в рваном подряснике, в рваной ризе, то люди скажут: «Почему же так? Церковь такая богатая (как у нас многие считают). Неужели он не мог что-то другое надеть?..» Прихожане любят критиковать, у нас нет золотой середины: у нас все или очень богато, или, наоборот, очень бедно, поэтому так тоже не должно быть.

Мы стараемся отдавать Богу самое лучшее. Не себя приукрасить и показаться перед людьми, а показать торжество нашей Православной Церкви, красоту ее богослужения, величие нашей веры. И Господь для нас – самое главное.

Вопрос телезрительницы: «Когда-то в раю первый человек Адам согрешил, и Бог ему сказал, что он смертью умрет. И Бог изгнал человека из рая, и Адам умер своей смертью. Адам ушел из рая, и так появилось человечество. И когда каждый человек умирает, я так думаю, он своей личной смертью тоже свои грехи как бы искупает. Нам все время говорят о мытарствах, о том, что мы попадаем в ад. Я логически рассуждаю так, что именно своей личной смертью каждый человек искупает грех. Какое Ваше мнение по этому поводу? Я уже искупила грехи своей смертью? Я уже понесла наказание?»

– Если Вы, как первые христианские мученики, на арене под улюлюканье беснующихся зрителей были растерзаны дикими животными за вашу веру во Христа, то, конечно, Вы своей смертью искупили свою греховную жизнь. Или когда Вы претерпевали мучения ради Христа, как это делали наши соотечественники, новомученики и исповедники Российские, в начале и середине прошлого, ХХ века, исповедуя веру, принимая мученические страдания даже до смерти, то, конечно, Вы искупили своей смертью Ваши земные грехи.

А если Вы, перепив на корпоративе, в угаре дикого веселья поскользнулись, упали, разбились и умерли – я не думаю, что это будет искупление Ваших грехов. Поэтому мы и молимся, чтобы Господь не дал нам нежданной смерти. Не потому, что мы ее боимся, а потому, что мы боимся умереть без покаяния. Мы всегда просим: «Господи, дай нам смерть такую, чтобы перед ней можно было покаяться в грехах».

Хорошо, если человек живет христианской жизнью, как бы принимая искупление своего первородного греха, старается не грешить, а если согрешит – приносит покаяние в своих грехах и старается перед смертью исповедаться. Почему мы говорим: старайтесь чаще исповедоваться? Для того, чтобы быть готовым встретиться с Богом. Потому что никто из нас не знает ни дня, ни часа, в который Господь нас призовет. Конечно, огромное счастье, когда человеку удается перед смертью, перед своим последним воздыханием исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин, – это, наверное, искупительная смерть. Но не всякая смерть искупительная.

Следующий вопрос: «При чтении Псалтири меня смущают места, где встречается проклятие на врагов. Как правильно понимать эти места? Ведь Христос учил любить своих врагов, молиться за них?»

– На самом деле Псалтирь, песни Давида – это Ветхий Завет. Мы его принимаем, но законом для нас является Новый Завет, который оставил Христос: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга». То есть не проклинайте, не завидуйте, не делайте другому того, чего не хотели бы, чтобы делали вам. И ветхозаветные псалмы порой надо относить к конкретному времени и конкретному событию, по поводу которого они были написаны. И даже если кто-то проклинается в Псалтири, Давид делает акцент на свою душу, которая в какой-то момент страдает, в какой-то момент ликует от общения с Богом. То есть каждый псалом (это славление, песнь) был написан Давидом в конкретной ситуации, для конкретной цели. Поэтому надо иногда рассматривать это и в историческом контексте. Но в основном в Псалтири сокрыта глубокая мысль о принесении покаяния, очищении. В Псалтири говорится, как много искушений бывает в нашей жизни, которые надо преодолевать. И конечно, в Псалтири надо искать прежде всего моменты для нашего внутреннего духовного совершенствования.

Но основа нашей духовной жизни – это все-таки Новый Завет. Христос Своим Пришествием в мир исполнил Ветхий Завет, частью которого является Псалтирь. Это не значит, что мы отрицаем все, что было в Ветхом Завете, и что все заповеди, которые были в нем даны, остаются в прошлом. Нет, десять заповедей Моисеевых для нас так же важны, как и заповеди, которые оставил нам Христос. Мы принимаем их, но основа нашей жизни – это то, что оставил нам Христос в Святом Евангелии, и мы должны стремиться к этому.

Вопрос телезрительницы: «Правда ли, что отдаешь свое счастье, когда, будучи не замужем, станешь крестной для девочки?»

– Спасибо за вопрос. У нас бытует очень много разных суеверий. Кто-то, наоборот, говорит, что для женщины первым крестником должна быть девочка, а для мужчины – мальчик. Но вообще мы сами себе часто в духовном плане находим всякие проблемы, создаем различные суеверия. Мы должны прежде всего больше уповать на волю Божию и на Бога.

Кому какое счастье мы отдаем? Сами можем потратить свое счастье, когда оно без Бога бывает. А счастье без Бога – это уже не счастье, а горе, беда. А когда счастье с Богом и от Бога, тогда никто его у нас не заберет, где бы человек ни находился, даже в лагерях… Мы знаем об этом, читая жития святых, которые близки нам по времени. Например, читаешь про Павла Груздева – и в ссылке был, и жизнь тяжелую прожил. А был счастлив, и никому свое счастье не отдал, потому что его счастье – это Господь, с Которым он жил. И Господь его везде укреплял. Поэтому живите с Богом, и никто Ваше счастье не заберет.

Спасибо, отец Алексий. Следующий вопрос: «Что делать, если тяжелый грех, уже раскаянный, все равно лежит на душе тяжелым грузом и не дает покоя?»

– Я думаю, что в таком грехе необходимо покаяться еще раз. Ведь, наверное, он до конца не осознан, не оставлен нашим сердцем. Поэтому он всплывает, и Господь нам его открывает для того, чтобы мы еще и еще раз его осознали, принесли действительно искреннее покаяние и в будущем к подобному греху не возвращались. Не до конца искреннее раскаяние приводит к тому, что грехи нами вспоминаются. Поэтому, наверное, надо просто постараться принести Богу покаяние, сказать: «Батюшка, я в этом каялся, но, к сожалению, это меня тяготит, я этот грех до сих пор вспоминанию, и он от меня никак до конца не уходит». Помолитесь, попросите молитв у священника, чтобы он помог, чтобы это все прошло.

Следующий вопрос: «Если на работе задерживают зарплату или человек продолжительное время не отдает долг, как к этому относиться? Потребовать деньги по справедливости или отпустить ситуацию? Может быть, подобными ситуациями Господь излечивает от сребролюбия?»

– Конечно, можно потребовать деньги. Но, как христиане, мы должны, когда даем в долг, помнить, как нам Господь говорит в Евангелии: «Дал – и забудь». Вернут – радуйся, не вернут – ты, когда давал, должен был уже смириться с мыслью о том, что тебе эти деньги не вернут. Мы, конечно, как люди, сокрушаемся. Можно, конечно, требовать от человека, но, как правило, опыт показывает: человек пропадает, перестает отвечать на телефонные звонки, потом на годы исчезает из твоей жизни. Поэтому, если даете в долг, уже изначально будьте готовы к тому, что вам эти деньги не вернут.

Требовать на работе, конечно, тоже можно. Но что может измениться от требований? Если денег нет, то их и не заплатят. Если начальство готово выдавать зарплату, то оно будет делать все для того, чтобы заплатить. Если оно не готово – как бы ни требовали, скорее всего ничего не получится. Да, можно через суд. Но, наверное, проще найти такую работу, где Вам будут платить, может быть, немного, но регулярно. И совесть Ваша будет чиста, и ни у кого требовать ничего не надо. Живите с Богом, а Господь все управит, Господь Вам все даст.

Почему возникают такие проблемы? Потому что мы не уповаем на волю Божию. Мы хотим жить по своей воле, а когда что-то происходит не по нашей воле, мы начинаем требовать. Но не всегда получаем то, что требуем. Поэтому здесь сложно сказать людям, как им быть. Бывает, что начальников иногда критикуют: плохой начальник, не такой, нехороший. Ну так уйди, найди себе другого начальника. Или «работа плохая», «мне не нравится» – найди другую работу. Ведь никто же не уходит, а все равно люди плачутся, критикуют: «Я работаю, а мне денег не платят». Найди такую работу, где будут платить. Но если ты работаешь, значит, терпи.

У начальства тоже бывают трудности. Я, как руководитель, тоже понимаю, что не всегда бывает легко вовремя выплатить вознаграждение сотрудникам храма. Но стараемся. А бывает очень сложно это сделать. Но люди-то ждут, надеются. Тут уже зависит от того, какой начальник, старается ли он приложить все усилия для того, чтобы это было вовремя.

А иногда бывает это не в наших силах, есть какие-то вещи, которые мы не можем переступить. Потому что мы зависим от людей, которые пришли: ходят люди в храм, жертвуют, а из этого получают зарплату те, кто несет свое послушание в храме. Не пришли, не пожертвовали; или зима пришла, когда коммунальные платежи большие вырастают, – и не всегда бывают деньги, которые можно высвободить для зарплаты. Люди со смирением терпят, понимают. Знают, что надолго не задержат, все равно дадут. Носите тяготы друг друга: вы – начальства, оно будет носить ваши. А если не носите тяготы друг друга, не нравится – ищите других начальников и другую работу.

Вопрос телезрительницы: «В Евангелии от Матфея, 19-й главе, есть такие слова: И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми. Что это означает, поясните».

– Это означает, что мы должны следовать за Господом. Может, вначале должны последовать сами, научиться рядом с Господом всему, что Он нам дает, и потом потихонечку своих близких, ту семью, которую мы оставили, тоже этому научить. Не гибнуть всем вместе, а в какой-то момент, может быть, и оставить кого-то, пойти за Господом, услышать Его, принять Его в сердце. И, укрепившись в этом, постараться спасти своих близких, постараться тоже привести их к Богу.

Следующий вопрос: «Недавно услышал такое выражение: "Любви до брака не бывает. Любовь может возникнуть только в браке, после его заключения". Как это понимать?»

– Я такого выражения не понимаю. Что значит «любви до брака не бывает»? Во-первых, что мы понимаем под словом «любовь»? А как же тогда любовь к ближнему? Я даже не знаю, что можно приобрести в браке, чего нет до брака. Наверное, взаимоуважение можно приобрести только в браке. Потому что до брака люди друг друга знают не так долго, знают какие-то поверхностные стороны жизни друг друга, не полностью знают какие-то особенности поведения друг друга, какие-то мысли. Живем отдельно – по-разному думаем. Когда люди сходятся, начинают жить вместе, появляются совсем другие мысли, отношения становятся совсем другие.

Поэтому что может появиться в браке, когда люди сходятся? Не любовь. Любовь – это основа, на которой заключается брак. Но если любовь изначально была не очень крепкая (а чаще это даже не любовь в том понимании, в котором ее принимают христиане, а страсть, возникшая между людьми) и в браке не переродилась во взаимоуважение и взаимопонимание, то тогда, конечно, нет никакой любви.

А что такое уважение? Когда люди ценят друг друга, поддерживают друг друга, считаются с мнением друг друга. Когда это есть – это настоящая любовь, она просто возрастает. Не то что ее не было до брака, просто она становится более полной. Речка начинается порой с какого-то ручейка, а потом становится огромной, полноводной рекой. Так может быть и в начале совместной жизни, это как бы маленький чистый источник. А дальше он уже разовьется в хороший, добрый поток, который будет течь, принимая в себя те притоки, которые приходят в виде детей, внуков, или станет гнилым болотцем, что тоже часто, к сожалению, бывает. Вот понятие любви.

Поэтому любовь есть, любовь нам показал Христос. И в ребенке любовь должна воспитываться с детства, еще с утробы матери. Потому что Господь говорил: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга». Если в нас нет любви, то тогда ничего и не придет, другой любви не бывает.

Если тот самый поток иссякает, что делать, чтобы он пополнился?

– Он никогда не иссякает, если вы имеете сердце в Боге, если цените человека, который рядом с вами, и, еще раз говорю, если вы научились взаимно уважать друг друга. Иссякает он тогда, когда мы живем без Бога, когда не имеем Его в сердце. Когда мы не умеем любить Бога, тогда не умеем любить и ближнего.

Следующий вопрос: «Как правильно реагировать на оскорбление и клевету? Вроде бы простишь обидчика, помолишься за него, а осадок все равно остается».

– Христос нам сказал: «Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради». Кто лучше нас знает наши грехи? Только Господь. Если это чистая клевета – что ж обижаться? Бог судья тому человеку, который это говорит. Мы знаем, что клеветники будут держать такой строгий ответ перед Богом, что за них, наоборот, надо помолиться, чтобы Господь как-то их вразумил и простил. Если это не клевета, а обличение каких-то наших пороков, которое мы принимаем за клевету, то надо задуматься о своей жизни, может быть, что-то исправить, чтобы этого не было. И что тогда кого-то за это осуждать?

Никогда не надо ни перед кем оправдываться. Умный человек и так понимает, если это ложь. У меня есть один знакомый, который говорит, что когда его спрашивают, верблюд ли он, он в ответ говорит, что да, он – двугорбый верблюд. Потому что, если человек у тебя спрашивает и уже уверен, что ты верблюд, доказывать обратное не имеет смысла. Насколько бы чистую жизнь ты ни вел, если кто-то уверен в твоей порочности и духовной неблагонадежности, ты на словах ничего не докажешь.

Сколько было святых, которых осуждали за их греховную жизнь, хотя они жили праведно. Они несли поношения, ни перед кем не оправдываясь, терпели и за это терпение стяжали еще большую благодать, которую Господь им посылал. Поэтому никогда ни перед кем не оправдывайтесь, никому ничего не доказывайте, а старайтесь бороться с грехом, который встречается на жизненном пути, и внутренне духовно преображаться.

Следующий вопрос: «Когда только начинал ходить в храм и исповедоваться, каялся в больших грехах, и покаяние было искреннее, слезное. Сейчас такого покаяния нет, исповедь стала похожа на перечисление мелких ошибок. Как обрести настоящее, искреннее покаяние?»

– Почему бывает так, когда мы только приходим в храм? Потому что для нас это какая-то тайна, неизведанная стезя, на которую мы вступаем. Потом мы потихонечку начинаем к этому привыкать и принимать все как нечто обыденное. И уходит благоговение, трепет непознанного, неоткрытого.

Это часто бывает в нашей жизни в разных ситуациях. Я помню, когда мальчишкой стоял на клиросе, пытаясь подпевать бабулькам, то завидовал ребятам постарше, которые помогали в алтаре. И так хотелось в этот алтарь попасть. И многие молодые люди, которых сейчас берешь в алтарь, туда стремятся с таким благоговением, с трепетом, с радостью! А когда туда попадают и проходит какое-то время – они себя начинают чувствовать там как дома. То есть это становится обыденным, страх исчезает.

Самое главное – никогда не терять трепетного отношения ко всему, в том числе и к исповеди, и тогда она возродится. Мы иногда совершаем большие и маленькие грехи. Но любой грех ведет человека к погибели. Порой с маленькими, как мы считаем, грехами бороться гораздо сложнее, чем с какими-то крупными, большими. Поэтому старайтесь сохранить в своем сердце трепетное отношение ко всему происходящему. Тогда и отдача, как мы говорили еще в начале нашей беседы, будет совершенно другая. Надо стараться не утрачивать любви, благоговения, трепета перед Богом, перед тем храмом, домом Божиим, который нам Господь дал, и тогда в нашей жизни все будет совсем по-другому.

Следующий вопрос, отец Алексий: «Сейчас стало доступным множество духовной литературы. Читая все новое и новое, я стал меньше воплощать прочитанное. Не лучше ли попытаться добросовестно выполнить два-три наставления и не переключаться на новые знания? Как найти меру в чтении духовной литературы?»

– Нам в свое время хватало для ведения духовной жизни молитвослова. Если удавалось его достать – это уже было счастье. Когда появлялась какая-то духовная литература, которую можно было достать, конечно, мы запоем ее читали. Сейчас обилие абсолютно разной литературы. Мы погружаемся в нее, это и историко-церковная, и богословская, и житийная литература – много всего есть. Наверное, читать можно до того момента, пока то, что ты прочитываешь, способствует твоему духовному росту. То есть пока ты можешь в прочитанном найти для себя что-то новое, что сподвигнет тебя немножко в чем-то свою жизнь изменить к лучшему. Если, прочитав какую-то книгу, допустим, жизнеописание святого, ты смог открыть что-то для себя и это послужило тебе на пользу и помогло сделать полшажка вперед на твоем духовном пути, то это правильно.

А когда потребление духовной литературы сводится только к ее прочтению, накапливанию каких-то знаний (в том числе и богословских, и исторических), но это за собой не ведет духовного роста, то тогда, может быть, стоит сделать остановку. Потому что тогда пользы в прочитанном нет, и будет ли эта польза в дальнейшем – неизвестно. Во всем должна быть мера. Пока есть в чем-то польза, надо этим пользоваться, а иногда, может быть, надо сказать себе: подожди, брат, остановись немножко.

Вопрос телезрителя Евгения из Белгородской области: «Первый вопрос: когда Христос в Гадаринской земле исцелил бесноватого, почему Он удовлетворил просьбу бесов? Он бы мог не посылать их в свиней, не разрешать этого делать? Почему Он этого не сделал? И второй вопрос: почему люди этой земли, которые потом пришли, сразу попросил, чтобы Господь от них ушел? Чего они испугались?»

– Когда священник во время массовой отчитки изгоняет беса, тот выходит из человека, но тут же ищет другой сосуд, в который ему нужно войти. И находит другой сосуд, в данный момент менее защищенный. Пришел какой-то ротозей просто поглазеть на чин изгнания, на отчитку, а сам вместо того, чтобы пребывать в молитвенном состоянии, осознавая то, что происходит, просто, разинув рот, смотрел на все это. Тут бес увидел этого ротозея и вошел в него. Поэтому и Господь, наверное, удовлетворил просьбу бесов, которых изгнал из бесноватого, чтобы они не искали себе другие сосуды, а вошли в свиное стадо и утонули в море вместе с этим стадом.

А почему другие попросили Христа уйти? Во-первых, испугались, как мы часто пугаемся чего-то неизведанного, происходящего вокруг нас. Они вдруг увидели этого бесноватого совершенно спокойным и разумным (а они привыкли, что он безумен и что может быть даже агрессивен и небезопасен). Конечно, это было чудо, которое они не готовы были принять, и поэтому попросили Христа уйти. В Новом Завете мы видим много моментов, когда люди не принимали Бога. Видя чудеса, которые Господь совершал, Его гнали. Поэтому ничего нового или странного здесь нет.

Но ведь если свиньи погибли, значит, бесам приходится искать новый сосуд?

–Здесь Господь, наверное, к бесам тоже проявляет определенное милосердие.

Следующий вопрос: «Какие признаки того, что причастие было в осуждение?»

– Когда мы выходим после причастия из храма и не чувствуем в себе внутреннего покоя, внутреннего мира, радости от созерцания окружающего Божьего мира, который создал Господь, то тогда и сказать о том, что причащение произошло во исцеление души и тела, а не в суд и не в осуждение, наверное, нельзя. Потому что часто, бывает, наблюдаешь такую картину: люди стоят перед Чашей, разговаривают друг с другом, толкают друг друга, спорят, кто быстрее к Чаше подойдет, десять раз еще оговорят друг друга. Потом они в этом состоянии причащаются, как им кажется, получая благодать Божию, и тут же опять начинается куча претензий. Тогда явно не во оставление грехов происходит такое причащение Святых Христовых Таин.

А иногда мы видим, например, бабулечку, постоянную прихожанку – скромную, никого не осуждающую, молча стоящую. Она подходит к Святой Чаше, причащается Святых Христовых Таин, с благоговением принимает Тело и Кровь Христовы и с таким же благоговением отходит от Чаши после причастия. Не болтает с подружками, а старается сохранить в себе эту благодать, которую получила. Выходит и радуется тому, что она сегодня причастилась.

Она осознает великое таинство, соучастником которого была в этот момент. Она выходит из храма, видит мир Божий, который Господь создал, радуется этому Божьему миру. Она не ворчит на тех, кто толкает ее в трамвае или в метро... Когда вы пребываете в радости после принятия Святых Христовых Таин, тогда вы и получили благодать. А когда, кроме раздражения, нетерпения к ближнему и к каким-то ситуациям, в вашем сердце ничего другого нет, то тогда надо подумать, насколько полезно было вам сегодняшнее причастие.

Вопрос телезрительницы: «Сейчас идут святки. А нужно ли поститься, если причащаешься?»

– Старайтесь хотя бы вычитывать правило перед причастием. Но вообще этот вопрос надо решать с тем священником, у которого Вы причащаетесь. Ведь каждый из вас тоже выбирает себе определенного батюшку, к которому вы ходите. Поэтому спросите у своего батюшки, как это лучше сделать. Я считаю, что время поститься для нас было, время причащаться было.

Но у кого-то именины, или большой праздник выпадает на святки, или память чтимого святого (например, преподобного Серафима; мы будем отмечать ее послезавтра), и кто-то хочет в этот момент причаститься. Кто-то, может быть, денек перед этим попостится. Если вы хотя бы прочитаете правило ко Святому Причащению, духовно себя настроите и приступите к Святым Христовым Таинам, думаю, батюшка разрешит вам в этот момент причащаться.

А если, допустим, нет времени побывать на вечерней службе накануне литургии?

– Кого-то, может быть, и можно допустить. А кого-то, кто и был на вечернем богослужении, не стоило бы допускать – не полезно ему в этот момент причащаться. Это вопрос индивидуальный, общего правила здесь выработать нельзя. То есть все должно быть разумно.

Следующий вопрос, отец Алексий: «Почему большинство приходящих в храм – женщины? Что для мужчины может быть стимулом, убедительным доводом, чтобы пойти в храм?»

– Женщина – более чувствительное создание, она с более открытым сердцем готова воспринимать все происходящее вокруг. Мужчина, как правило, чаще прагматик и больше обременен (должен быть, по крайней мере) какими-то заботами житейского характера: заработать денег, обеспечить семью материально. Женщина занимается воспитанием ребенка, обустраивает семейную жизнь, при этом больше раскрываются какие-то духовные качества человека, нежели, допустим, когда ты стоишь у станка, выпиливая металлическую деталь, – здесь более важны технические способности. Поэтому мужчина более черствый, наверное, в этом отношении, а женщина более чувствительная.

Еще плюс ко всему, может быть, женщина исторически более остро переживает духовное падение, которое в свое время произошло в раю с Адамом и Евой, нашими прародителями. И исполнение обетования о Пришествии в мир Спасителя – тоже через женщину. Наверное, эта чувствительность послужила тому, что самыми верными, которые остались у Креста, были женщины (Иоанн Богослов – единственный из мужчин, остальные разбежались). И первые, кому Господь благовествовал о воскресении, тоже были женщины. Поэтому сегодня в храме в основном женщины. Но и мужчин в храм приходит много. И слава Богу, сейчас стало появляться гораздо больше православных семей, когда приходит не только мама, но и папа тоже.

Но черствость, мужская гордость не дают мужчине переступить через себя и осознать себя творением Божиим. Когда человек осознает себя творением Божиим, тогда его душа стремится в дом Отца своего. А дом Отца нашего – это дом Божий. Поэтому надо молиться за наших близких, за мужчин в том числе, чтобы Господь умягчил их сердца и дал всем нам видеть присутствие Божие в нашей жизни.

Как еще можно помочь мужчине преодолеть этот барьер?

– Есть разные ситуации и разные мужчины. Если это муж, то, может быть, вначале нужно попросить сопроводить Вас в поездке к какой-нибудь святыне. Но не мотивируя тем, что это святыня: «хочу поехать помолиться»… А так: «поедем посетим интересное место, связанное с историей». Познавательных экскурсий сейчас очень много. Казалось бы, проехались по Золотому кольцу, а на самом деле это была паломническая поездка по святым местам.

Можно съездить в паломническую поездку в Псково-Печерский монастырь, посмотреть на духовную жизнь, которую братия там ведет. Начинаются встречи с людьми. Если специально к батюшке муж не идет, то, может быть, будет какая-то случайная встреча со священником в монастыре, западет в душу какое-то сказанное доброе слово. Никогда не надо настаивать.

Но, конечно, надо молиться за своих близких, чтобы Господь открыл их сердце. Вифлеемская звезда, которая в свое время указала волхвам путь к пещере Богомладенца Христа, является и для нас такой же путеводной звездой, и не только для мужчин, но и для многих-многих женщин.

Еще один вопрос: «Каковы причины недовольства, осуждения и раздражительности и какие есть способы с ними справиться?»

– Нет терпения, смирения, глубокой веры в своем сердце, любви, непринятие воли Божией – все появляется от этого. Только когда у нас будет крепкая вера, любовь к Богу, терпение, смирение и кротость, тогда не будет осуждения. Вера, надежда, любовь – вот краеугольные камни. И когда в нашем уме будет Премудрость Божия София, тогда многое другое – раздражительность, гнев – будет уходить из нашей жизни на второй план. Каждый наш поступок должен быть логичным, должен приносить пользу для нашей души, для нашего тела, для наших близких.

А через раздражительность, гнев, памятозлобие мы только разрушаем себя. Мы не меняем ничего к лучшему вокруг нас. Неумение прощать не ведет к какому-то положительному результату в нашей жизни – ни для нас, ни для тех людей, на которых мы обижены, которые, может быть, реально сделали что-то плохое для нас. Но когда мы прощаем, мы сами освобождаемся от всего этого. Мы вверяем себя в руки Божии – и тогда получаем радость, что эта тягота, эти оковы спали с нас и мы можем быть совершенно свободными. И получаем в этот момент огромную радость общения с Богом. Вот к этому надо стремиться, этого надо искать в своей жизни.

Спасибо большое, отец Алексий, за беседу. Благословите наших телезрителей.

– Во-первых, хотел бы поздравить вас с Обрезанием Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, потому что сегодня мы с вами встречаемся здесь, в студии, после всенощного бдения. И с днем памяти святителя Василия Великого, которую мы начали праздновать уже сегодня, с вечернего богослужения.

Завтра 14 января, как в народе его чаще называют, старый Новый год. Дорогие мои, хочу вас поздравить с новолетием, пожелать всем крепости, душевных сил, чтобы новый год благостью Божией, которую Господь нам посылает, дал нам возможность не сделать на духовном пути два шага назад, а продвинуться хотя бы на полшажка вперед. Научиться видеть волю Божию, видеть те великие благодеяния Божии, которые Он нам посылает, уметь за это благодарить Бога. И, как учил один батюшка, каждое утро молиться: «Дай нам Бог мудрости не делать глупости!» Благословение Божие да пребудет со всеми вами во все дни предстоящего года, дорогие мои.

Ведущий Денис Береснев

Записала Татьяна Муравьева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы