Беседы с батюшкой. Умение радоваться

13 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы об умении радоваться отвечает клирик Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры диакон Сергий Учанейшвили.

 —  Подходят к концу новогодние праздники. Осталось несколько дней до окончания святок, мы на пороге Нового года по юлианскому календарю, и многие из нас уже приступили к работе и трудам праведным.

В связи с этим хотелось бы поговорить о радости. Как ее сохранить? Что такое радость в христианском понимании? Что для нас в принципе значит это прекрасное ощущение: радость?

Сегодня мы поговорим об этом с нашим гостем  — отцом Сергием Учанейшвили, который является диаконом Александро­-Невской лавры, занимается молодежной работой при лавре и является помощником наместника Александро-Невской лавры по молодежной работе.

Отец Сергий, я знаю Вас не так давно, начиная с того эфира, который мы провели в конце прошлого года. И люди, посмотревшие этот эфир, благодарили за то, что мы пригласили такого веселого, жизнерадостного человека. Поэтому сегодня хотелось бы побеседовать с Вами именно о радости, о том, как Вы находите источники вдохновения и радости, и какие советы мы можем дать нашим телезрителям, чтобы, выполняя завет апостола Павла, человек мог радоваться в течение всего года.

Давайте начнем с Вашего опыта. Вы живете, служите, молитесь, Вы радуетесь. Где Вы находите эти источники радости и вдохновения?

 —  Вообще, источники радости и вдохновения всегда есть вокруг нас. И Господь устроил человеческую жизнь очень радостной. Я так понимаю, что все, что в нас есть, устроено Богом настолько мудро, что мы с вами не имеем права жить без радости и в унынии. Уныние считается одним из самых страшных грехов, и я думаю, что каждый из нас с вами ощущает, как на нас накатывает какое-то отчаяние, раздражение, уныние, маловерие. Но на самом деле этому есть хорошее противодействие  —  радость и любовь.

На одном из предметов, которые мы изучали в академии, нам говорили, что в организме человека более полутора тысяч гормонов отвечают за радость и только пять за горе. Соотношение, конечно, невероятное! Получается, что в триста раз больше веществ в организме отвечают за радость, чем за горе. А мы иногда умудряемся активизировать именно эти пять несчастных и ходить с удрученными лицами. На самом деле, конечно же, само устроение нашего организма помогает нам избежать многих серьезных проблем. Попробуйте вспомнить какие-то моменты своей жизни. Как правило, вспоминается все-таки радость. Наш организм, наш мозг стараются как-то завуалировать, заретушировать горе. Иногда мы даже смеемся над какими-то происходившими с нами тяжелыми событиями: когда нас кто-то поколотил или мы упали. В тот момент нам было не до смеха, а когда вспоминаем, то бывает даже смешно  — такая защитная реакция организма. Так мудро устроил нас Господь.

Вообще, в этот мир мы пришли для счастья и радости. Ведь к чему обычно стремится в жизни человек? К счастью. Кто-то говорит, что нужна реализация творческих талантов, кто-то о разных ипостасях. Но в конечном итоге, если все свести к конечному слову, то человек, конечно, стремится к счастью. Иначе, когда человек стремится к горю или чему-то плохому, то это, наверное, уже какая-то патология.

Господь действительно так устроил жизнь вокруг нас, чтобы мы жили в радости и счастье. Даже какие-то моменты удовольствия Господь заложил в наш организм. Был такой опыт. В одной палате на двух кроватях лежали больные с одинаковым диагнозом. И один все время унывал и копался в себе: «Почему именно со мной это произошло? Я такой несчастный, бедный». А другой радовался, вспоминал какие-то хорошие вещи и шутил. И было замечено, что человек, находившийся в радости, выздоравливал в полтора раза быстрее, чем человек, который удручался. То есть те гормоны, которые есть в нашем организме, помогают нам избежать стрессовых состояний, быстрее выздоравливать и пройти сложные жизненные обстоятельства.

Так что если вы вдруг ударились головой о какую-нибудь ветку или палку, то не вспоминайте всевозможные страшные слова из лексики уличных гопников, а лучше посмейтесь над самим собой, скажите: «Вот дурень, ударился головой, аж искры из глаз. Сейчас, наверное, шишка вылезет». И, наоборот, никакой шишки не будет и быстро пройдет та самая боль, которая у Вас есть. Рекомендуют, когда болит живот или зуб или вообще есть какая-то болезнь, больше думать о хорошем, смотреть, читать что-то позитивное и радостное и возгревать внутри эту радость.

Как устроен человек? У него есть мозг, сзади его находится гипофиз, выделяющий гормоны. Мозг посылает в гипофиз импульс, и тот выделяет те или иные гормоны, в том числе и для радости человеческой  — те самые эндорфины. Так вот чтобы они начали поступать в человека, он должен заставить себя хотя бы улыбаться. Заставляешь себя улыбаться  — пошел импульс в мозг. Мозг: а, идет какая-то радость… И он начинает поставлять эндорфины — и тебе становится правда радостно. Я уже лет пять не употребляю никаких спиртных напитков, и некоторые, приглашая меня в гости, удивляются. Они пьют вино, какие-то прочие напитки и говорят: «Отец Сергий, что-то мы пьем, Вы нет, а какой-то веселый». А зачем мне пить? Господь у меня в организме все уже устроил.

Удивительно, что мы сами виноваты во многих своих бедах, пристрастиях, привычках, потому что алкоголь снаружи человеку вообще не нужен: он вырабатывается внутри организма, есть внутренний алкоголь. И если мы начинаем с какого-то возраста, с юности употреблять его снаружи, внутри он перестает вырабатываться, поэтому мы вынуждены ходить в магазин и покупать всякие алкогольные напитки. Потому что алкоголь, в принципе, необходим организму, но в тех разумных дозах, которые он должен усвоить для определенных процессов. И мы становимся зависимыми. Радости человеку всегда хочется, а алкоголь  — источник искусственной радости извне. Потому что если внутри нет, то надо получить его извне. Но так как он есть внутри, надо этим дорожить. Потому что необходимое количество алкоголя, всяких опиатов (по человеческим меркам, это наркотические вещества) вырабатываются внутри самого организма.

Каждый, наверное, помнит, что когда Дух Святой сошел на апостолов в виде огненных языков, пришли иудеи посмотреть, что происходит. Выходят апостолы, и иудеи говорят: «Они напились сладкого вина». То есть сошествие Духа Святого на апостолов вызвало в них такие биохимические процессы, такую внутреннюю радость, что они выходили как пьяные от этой радости, от этого счастья. То есть зачем нам употреблять какие-то спиртосодержащие напитки или, не дай Бог, наркотики, никотин, когда все это вырабатывается в организме? В организме есть все, что нам необходимо. Господь все разумно устроил. Единственное, что этим надо правильно пользоваться и, опять же, не принимать этого снаружи.

Потому что если начинаешь принимать снаружи, получаются передозировки, организм перестает это вырабатывать, а восстанавливает очень долго. Допустим, если говорить о табаке, никотине, то когда человек бросает курить, его неделю, другую, а то и третью ломает, он стремится к этому, хочет. Потому что организм необходимый никотин не вырабатывает, снаружи не получает и нужно восстанавливать этот процесс. Ученые говорят, что восстановление идет где-то до двадцати одного дня, у некоторых быстрее, надо перетерпеть — и все восстанавливается. Остаются только привычки, не связанные непосредственно с биохимическими процессами в организме. Но и с этим можно бороться: бросить курить, пойти заниматься фитнесом и вдруг обнаружить, что у тебя бицепсы (или талия стала чуть худее, или ты стал подтянутее и красивее). Вот сейчас на Крещение мы по традиции пойдем с нашей «молодежкой» окунаться на Петропавловку, и что же? Обнажишь свое бренное тело  — и будет неприятно, что ты выглядишь не очень по-спортивному.

Человек вообще очень красивое существо. Восемнадцать лет я был хозяином тренажерного зала, мы занимались строительством тела. Зал посещали разные люди, и мне приходилось как-то корректировать их фигуру, составлять комплексы, для того чтобы они могли правильно делать упражнения. И я видел, как люди видоизменяются, как они становятся совершеннее, красивее, как им самим это становится приятно. А на фоне борьбы с вредными привычками очень хорошо одно замещать другим, потому что ничто не терпит пустоты. Если мы от чего-то отказались, но ничем это не заместили, то семь злейших туда придут и поселятся — и будет это еще хуже для нас, чем было в начале.

У нас, к сожалению, одна из самых курящих стран в мире. Те, кто обладает алкогольной зависимостью, может быть, не считают себя алкоголиками: «Мы культурно пьем: в выходные или по праздникам». А выходные у нас часто, а праздники еще чаще. Что уж говорить об этих днях от Нового года до Рождества и даже до старого Нового года, который мы сегодня будем отмечать? Конечно, многие, наверное, пострадали в эти выходные, пострадала их печень, весь организм от всяких возлияний. Думаю, было бы хорошо постепенно отказаться от этого. По крайней мере, не употреблять в присутствии детей.

Был такой печальный опыт, когда детей в садике попросили изобразить праздник. И основная масса знаете как его стала изображать? Они стали поднимать стаканчики, чокаться и что-то говорить. У себя в домах они увидели, что если праздник, то нарядно одеваются, убирают квартиру, накрывают на стол; на столе, кроме яств, стоят и бутылочки, и люди поднимают фужеры, чокаются и говорят какие-то слова. Для детей это уже какой-то определенный стереотип праздника. Когда они вырастут, то, наверное, будут продолжать праздновать точно так же. Поэтому хорошо, чтобы они с детства не видели таких примеров. Чтобы праздник для них был чем-то другим. Хотя в том, чтобы говорить хорошие слова, ничего плохого нет. Я сам грузин и не представляю себе застолье без каких-то добрых слов, тостов. Но ведь необязательно говорить тосты, поднимая исключительно спиртное. Сам момент чокания может быть с каким-то лимонадом, квасом, морсом. Давайте, по крайней мере, перейдем на эти замечательные традиционные для нас напитки, а все, что вредно, может быть, употреблять не будем.

Давайте использовать все те ресурсы, которые заложил в нас Господь, по назначению, и, поверьте мне, мы не только сэкономим, не только будем бороться с вредными привычками, но и обнаружим в себе огромный потенциал той радости, которую Господь в нас вселяет. Это я еще не говорил о радости молитвы, о радости Причастия, общения с Богом, с ближними. Просто о радости, которая физиологически заложена внутри нас Богом и которую мы лишь должны правильно и рационально использовать.

 — Это очень важный момент, поскольку мы сейчас выходим из праздничного периода. Не знаю, есть такой термин или нет, но в голову приходит «послепраздничная депрессия». Когда была такая отчаянная радость: мой сосед сверху просто прыгал и кричал: «Новый год! Новый год!» После этого у людей возникает состояние опустошенности, и как-то надо с этим справиться. Как раз найти источник внутренней радости, о чем Вы сейчас сказали, очень важно. А не искать радости в постоянных, скажем так, стимуляторах.

 — На самом деле для меня это одна из самых страшных тем. Я занимаюсь молодежью, и, к сожалению, получается так, что молодые люди, изначально получая неправильное представление о жизни, о самих себе, о радости, как и люди любого возраста, стремятся к радости. Но получив неправильные ориентиры, они, к сожалению, заходят совсем не туда, куда нужно, потому очень много пострадавших. Потом попробуй реабилитировать их, вытащить, упаси Бог, из наркотиков или алкоголя, который ничем не лучше табака. Так получилось, что за истекший год я потерял еще одного своего друга, который умер 7 мая от того, что много курил. Он хороший человек, компьютерщик, помогал делать все наши фестивальные фильмы, от Бога был человек, но с этой вредной привычкой. Я ему говорил: «Саша, бросай, бросай; это не дело». Он как-то всегда ухмылялся и уходил курить стыдливо. А потом  — рак, человек сгорел буквально на глазах, и 7 мая его не стало.

Сейчас, 19-го числа, будет очередной день рождения моего друга Виталия Верушкина, замечательнейшего человека, с огромным добрым сердцем, дом которого всегда был открыт, к нему все приходили. Кстати, эту гитару мне он подарил  — за тысячу долларов. Не каждый человек тебе такое подарит. Он привез ее из Швейцарии и подарил за песню «Александр Невский», которую я в свое время написал. И все приходили к нему не с пустыми руками, приносили что-то. Возникла алкогольная зависимость, и у него была операция: удалили селезенку, в сердце вставили кардиостимулятор. Мы ходили с Антоном Галицким сдавать кровь, чтобы как-то помочь ему при операции. И в итоге в прошлом году мне пришлось стоять над его гробом на Южном кладбище и говорить речь перед теми людьми, каждый из которых приходил к Виталику, приносил что-то и, по сути дела, вбивал гвоздик в его гроб. Мы все где-то виноваты перед этим великолепным человеком, написавшим «Венок сонетов». Это очень редкий жанр; за «Венок сонетов» он получил гран-при в Дубне на фестивале «Серебряный сад Псалтири». Но человека нет, алкоголь свел его в могилу. Что говорить, два таких человека за два года  — для меня это слишком большие потери.

А в пределах страны?.. Напомню, что я являюсь руководителем объединения молодежи, которое называется ЛОМ  — Лаврское объединение молодежи. К нам приезжал профессор Жданов, который занимается вопросами трезвости, руководит трезвенным движением. Он привел нам цифры за 2013 год: в России, помимо естественной убыли населения от старости, болезней и т.д., от вредных привычек умерло 1 300 000 человек. Когда я услышал, у меня даже мороз по коже прошел. Из них около 800 тысяч от алкоголя, около 400 тысяч от табака и около 100 тысяч от наркотиков (потому что они запрещены, иначе была бы другая цифра). Миллион триста тысяч человек  — это вычеркнуть за один год Казань, за другой  — Екатеринбург, в следующий год вычеркнуть Новгород, затем Новосибирск. Мы такие богатые, что можем себе это позволить?

Представьте себе, что нет войны, а мы теряем миллион триста от реальной войны этими вредными веществами, которые как бы должны стимулировать радость в нашем организме. А на самом деле приносят горе. Миллион триста тысяч семей познали утрату, горе; вместо этой радости, которую люди хотели обрести. Ведь это ужасно. Если кто-то скажет, что это не война, я скажу, что война. Я служил в армии, и, допустим, дивизия  — это около десяти тысяч человек. Делим миллион триста на десять тысяч, получается: 130 дивизий мы теряем за год. Это больше, чем в Афганистане, Чечне и всех локальных конфликтах вместе взятых, да еще в разы, за один год. Там люди хоть погибали за какую-то идею  — за Родину, Отечество. А здесь за что? За стакан вина, за сигарету, за дозу чего-то этакого? Это же безумие. Мы не должны себе этого позволять. Конечно, нашим врагам на радость, чтобы нас осталось только десять процентов и мы добывали бы газ, нефть и обслуживали все это, как мечтала Тэтчер и прочие западные идеологи. Но мы же должны сопротивляться этому. Разве мы безумны?

Как мне сказали, нет российских табачных компаний, все основные компании принадлежат Америке, Японии, Великобритании. То есть производятся на нашей территории, даже под нашими брендами «Ява», «Прима», продаются на нашем рынке, а денежки текут в Англию, Америку, Японию. Хорошо устроились: уничтожают по 400 тысяч в год за наши же деньги (мы одна из самых курящих стран), а денежки складывают себе. 89% пивных заводов принадлежат пивным компаниям и только 11%  — нашим. Могут называться «Клинское», «Яр — пиво», а в реальности хозяева  — иностранцы, и они за огромные деньги продают все это на нашем рынке, спаивают нашу молодежь, наших женщин, девочек, будущих матерей, и в конечном итоге деньги уплывают туда, а население убывает у нас. Прекрасно устроились!

Зачем воевать с русскими? Русских победить невозможно. Тысячелетняя история доказала: «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет», — сказал Александр Невский. С мечом к нам уже не идут: бессмысленно, больно на те же грабли наступать. Так они по-хитрому: вот вам табак, вот вам пиво, алкоголь. В любой магазин заходишь, что тебя первым встречает? Длиннющий ряд алкоголя, в советское время я даже не припомню такого изобилия. И дети, входя, первым делом видят алкоголь, и над каждой кассой висят разные сигареты. Все это не спрятано где-то в специальном отделе для умственно слабых людей, которые пришли заниматься самоубийством и за свои деньги покупать себе яд. Нет, они как раз на самом виду. Это же безумие: стремление к какой-то иллюзорной радости, которая в конечном итоге не радость, а смерть.

Конечно, я с ужасом думаю о том, каким образом нам из всего это вылезти и каким образом воспитать наших детей так, чтобы они от этого бежали как от огня, понимали, что в этой обертке что-то страшное. Ведь даже надпись «курение убивает» в черной траурной рамке на каждой пачке никого не останавливает. И ты все это приобретаешь за собственные деньги, ведь сейчас это все очень дорого стоит. Но это же никого не останавливает. Это же сумасшествие. А почему мы тогда не ставим в аптечку цианистый калий? Там написано: «Яд». И мы — ха-ха-ха, подумаешь! Раз — и яду себе. Мы же этого не делаем. А здесь явный яд  — алкоголь, никотин или, не дай Бог, спайсы, которые курят ребята. Явно, что все это вредно, убивает сотни тысяч, и тем не менее мы всего этого не боимся. Мы хотим этой радости, ее иллюзии. А ведь эта радость с похмельем, ломкой, со всеми последствиями и со смертью. В чем смысл, когда все внутри нас есть? Ты живи с Богом.

Знаете, я нахожу радость в молитве. Это несказанная радость. Кто-то говорит: «Я молиться не умею». Так как я «молодежник», то разработал краткий курс молитвы, потому что действительно многие не могут освоить целые правила. Некоторые сразу: «Ой, да я не могу, у меня времени не хватает». Так как я по своей специфике тренер, то понимаю, если пришел слабенький и сразу навалить на него штангу в сто килограммов, то он или умрет под ней, или не придет больше никогда на тренировку. Ему нужны маленькие гантельки, поотжиматься, поподтягиваться, пока он окрепнет. Потом уже давать нагрузку больше и больше. То же самое с молитвой. Если сразу придавить человека монашеским правилом, он умрет духовно, в том смысле, что скажет: «Нет, это не мое. Я к Причастию не пойду: не могу осилить правило к Причастию, трехдневный пост, службы... И не буду поэтому ходить». То есть он хочет идти на Причастие, но видит столько барьеров… Зачастую новоначальный, молодой человек не может их преодолеть.

Я придумал для них такой ликбез: систематизировал все молитвы, и оказалось, что их всего пять. Минимальное количество слов в молитве  — два, меньше ну не бывает, я уже пробовал: из одного слова не получается. Вы помните, ко Христу обратились апостолы: «Господи, научи нас молиться. Как Иоанн Креститель научил своих учеников». Потому что Христос никому не говорит: «Молитесь!» Он уединяется и молится. Ученики это видят и думают: «Сам молится, а мы-то что?» И просят: «Господи, научи нас молиться!» И тогда Господь говорит им очень интересную, ключевую фразу: «Когда молитесь, не молитесь многословно, как язычники, которые в многословии своем надеются быть услышанными». То есть когда мы многословно молимся, то сокращаем для Господа возможность участвовать в нашей жизни, потому что мы, твари Божии, даем Богу инструкцию. Мы, младенцы, у которых только зубы прорезаются, начинаем читать инструкцию академику сверхнаук, что Он для нас должен делать. Это же смешно! Мы Творцу всего и вся  — Богу начинаем говорить, что Он нам должен сделать, как золотая рыбка той бабке, которая от корыта дошла до владычицы морской.

Читать Богу инструкцию, конечно, безрассудно и смешно. Бог все знает, Он даже нам говорит: «Прежде чем попросите Меня, Я уже знаю, в чем вы нуждаетесь». Поэтому чем меньше слов мы употребляем, тем лучше. И для меня Господь открыл этот шлагбаум, что молиться нужно кратко. И я говорю ребятам: «Короче, чем два слова, я не могу вас научить молиться. Два слова  — это уже минимально и достаточно».

В пяти этих молитвах первое слово всегда «Господи» или «Боже», то есть обращение к Богу, чтобы Он обратил на тебя внимание. Как только ты сказал «Господи», тут же открывается этот «канал» и Господь на тебя взирает. Поэтому не надо упоминать имя Божие всуе: Он на тебя тут же отвлекается, а ты употребляешь Его имя как какое-то междометие. Поэтому говорим: «Господи». Господь обращает на нас внимание, и потом мы обращаемся к Нему одним словом, давая понять, что же мы от Него хотим.

Допустим, первая молитва: «Господи, благослови». Перед всем. Проснулся, можешь сказать: «Господи, благослови», — то есть этот день. И ты уже можешь жить этот день, занимаясь своими делами. «Господи, благослови мне прийти на эту передачу». «Господи, благослови мне пищу и питие». «Господи, благослови мне это дело». То есть перед любым делом ты просто говоришь: «Господи, благослови». Если перед каким-то делом ты не можешь сказать «Господи,  благослови», лучше не делай его. Например, «Господи, благослови мне сблудить»  — страшное дело. Или: «Господи, благослови мне оболгать этого человека»… Или украсть, или обругать кого-то. Об этом даже странно подумать, что это можно просить у Бога. Если ты не можешь перед чем-то сказать «Господи, благослови», то и не делай этого, тебе же будет лучше.

Вторая молитва  —  «Господи, благодарю». Закончился день, ты ложишься спать и говоришь: «Господи, благодарю тебя». Можно даже сказать за что: сегодня было то-то и то-то. У меня уже такая стандартная молитва: «Господи, благодарю тебя за все, что ты даровал мне во вся дни живота моего: от зачатия и до сего мгновения». Потому что от самого зачатия и до этого момента все дал мне Господь, и я за все это благодарен. За все плохое, что было мне уроком, и за все хорошее, что было благодатью и радостью для меня. Из этого всего и состоит наша жизнь и наш земной путь. Потому эту молитву надо всегда употреблять после того, как завершил то, на что получал благословение. В начале: «Господи, благослови мне этот день»; в конце: «Господи, благодарю Тебя за то, что в этот день было». «Господи, благослови мне эту пищу»  — «Господи, благодарю Тебя за то, что насытил». «Господи, благослови мне этот эфир». После эфира: «Господи, благодарю Тебя за то, что эфир благополучно прошел». И так далее.

Третья молитва  — это молитва в опасности: «Господи, спаси!» Это понятно и дураку: если машина пошла по гололеду юзом, ты не будешь говорить: «Господи, пожалуйста, пусть трение моих колес о поверхность асфальта будет такой, чтобы мы сейчас вырулили и не попали на встречную полосу под этот “КамАЗ”». Ты же будешь кричать: «Господи, спаси!» Правильно? Эту краткость даже объяснять не нужно. «Господи, спаси!»  — в опасности; и когда Господь спас  — молитва номер два: «Господи, благодарю Тебя».

Четвертая молитва  — когда не знаешь, как поступить. Молитва о вразумлении. Ты говоришь: «Господи, вразуми!» Я очень часто к ней прибегаю, потому что не такой уж я образованный человек, нет у меня трех дипломов разных вузов, чтобы на все отвечать. И когда мне задают какие-то вопросы, особенно наша молодежь любит задавать всякие вопросы, а ты не все знаешь, то: «Господи, вразуми». И когда начинаешь говорить, Господь как-то вразумляет и дает возможность ответить. Да и в жизненных обстоятельствах, когда у тебя четверо детей, жена, две внучки и всех надо содержать, работать и т.д., очень часто приходится прибегать к Господу и делать какой-то выбор с Его помощью. Можно, конечно, рассуждать и думать, а можно просто спросить у Бога: «Господи, вразуми, как мне поступить в данном случае». Иногда я даже использую жребий, как его использовали апостолы. Обязательно с молитвой: «Господи, вразуми меня, пожалуйста, как мне поступить в данном случае». Допустим, перекрести трижды монетку: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». «Ты же все можешь, Господи. Пускай орел будет вот это, а решка это». То есть ты уже сам сделал для себя какой-то выбор, и есть из чего выбирать, есть «да» и «нет».  И что выпало, то я обычно и делаю. И, как правило, Господь всегда управляет как нужно. Видимо, потому, что видит и веру нашу, и стремление узнать эту волю Божию и следовать ей.

Пятая молитва такая... Все очень хорошо знают этот жест, когда палец указывает в небо. Благодаря этой молитве даже разбойник, который всю жизнь делал всевозможные бесчинства и получил высшую меру наказания в Римской империи  — попал на крест, в последнее мгновенье своей жизни взял и через свое покаяние получил помилование и первым вошел в рай. Молитва покаяния самая главная в нашей жизни, потому что именно через покаяние, через самообвинение мы и можем спастись. То есть если мы сами себе являемся прокурорами, то все остальные автоматически становятся нам адвокатами.

А если мы себе адвокаты, то все начинают докапываться и становиться нам прокурорами: «А... ты говоришь... но мы-то знаем...» А если говоришь: «Я так виноват во всем: вот тут сделал, здесь согрешил... Господи, прости мя грешного. Люди, простите меня грешного». А они стоят и думают: да, мы тоже так согрешаем. «Чего ты так убиваешься, мы ведь тоже...» И другой скажет: «И я вроде как-то...» И они тебя уже и не обвиняют: что добивать лежачего; это только подлец, наверное, совершает.

Поэтому, конечно, самообвинение, самоукорение, покаяние возводит нас в Царство Небесное, и молитва «Господи, прости» является великим спасением в нашей жизни.

Итак, повторяем: «Господи, благослови», «Господи, благодарю», «Господи, спаси» в опасности, «Господи, вразуми», когда не знаешь, как поступить, и «Господи, прости», когда ты что-нибудь натворил. Конечно, если ты что-то натворил с людьми, принес какую-то неприятность и говоришь: «Господи, прости», — этого, наверное, недостаточно. Господь говорит: «Как вы прощаете друг другу, так и Я вас прощаю». И в молитве «Отче наш» мы это очень четко видим и подписываем себе смертный приговор. Потому что произносим: «И остави нам, Господи, долги наши, так же, как и мы оставляем должником нашим». А сами говорим: «Ни за что не прощу, никогда, ни в жизнь», —и сами себе подписываем смертный приговор. Господь не должен нас простить ни за что и никогда, потому что каждый день в молитве «Отче наш» мы просим, чтобы так же получали от Бога, как даем это людям.

 Поэтому, конечно, мы должны попросить прощения у всех наших ближних, и в уходящие часы и минуты этого года по юлианскому календарю было бы, наверное, самым правильным  позвонить тем, кого мы обидели, и сказать: «Друг, слушай, я тебе там денег должен, ты меня прости, я постараюсь отдать. Или: «Я тебя обидел, дорогая жена»… Или мама, или кто-то еще. «Простите меня, что я это натворил. Не хочу с этим грузом идти в следующий год своей жизни и чтобы вы тащили все это на себе. Простите меня, и если я смогу, позвольте мне как-то искупить этот грех»… И так далее. Думаю, основная масса людей, как бы тяжело им ни было, простят. Потому что быть каким-то суровым, неблагородным даже самому как-то неприятно. А быть великодушным и добрым все-таки приятно, и когда у тебя просят прощения, ты чувствуешь, что ты прав. Что уж там… Попросил человек прощения. Помните, когда у Христа спрашивают, до скольки раз прощать брата своего, до семи ли раз, Он говорит: «До семижды семи...»  То есть до бесконечного количества прощайте тех, кто у вас просит прощения, даже если он нагрешил несколько раз на дню и прощения попросил. Ну, прости его, тебе от этого самому будет лучше. Даже не для него, а для себя самого, для своей души, для спасения. И ты получишь от этого радость.

Я вам желаю, чтобы в уходящие часы и минуты этого года вы набрались смелости, а только сильные люди могут поступать так. Только сильный человек может просить прощения, может прощать и уступать. В семейной жизни (по себе знаю, тридцать пять лет мы живем с матушкой Натальей) это нам помогает: когда что-то натворишь  (а такое бывает)  — просить прощения безусловно. Прощать, когда тебе, может быть, сделали даже очень больно. Всякое в нашей жизни бывает, иногда люди делают очень больно. И когда попросили прощения, бывает очень тяжело за слово «прости» отпустить то, что тебя так тяжело ранило и, может быть, годами мучило. Но это надо сделать, надо найти в себе силы. И уступать тоже важно. Когда человек спорит, то в спорах никогда не рождается истина. Какая истина? В спорах люди пытаются друг другу что-то доказать, переходят на эмоции, доходят даже до оскорблений и расходятся в разные стороны со своими ощущениями: обиды или победы. Я думаю, что спор  — это не самое лучшее. Диалог  — да, может быть полемика в каких-то разумных пределах, чтобы понять что-то.

Наверное, приведу пример. Когда мы с моей матушкой Натальей только еще собирались пожениться, уже получили благословение от родителей, стали собирать деньги и так далее, были такие моменты. Матушка моя любит поспорить, и я люблю. Но обычно я спорю, когда на сто процентов уверен. И когда человек упирается до последнего, когда уже все доводы приведены, то начинается даже противостояние характеров. И после этого бывали моменты, что мы день или два не разговариваем или ходим набычившись. И тому, и другому от этого нехорошо, плохо на душе. Ходишь и ничего делать не можешь (ни работать, ничего), все думаешь об этом. Надо ведь иметь какую-то внутреннюю силу, чтобы взять и прервать все это, прийти попросить прощения, сделать какой-то шаг навстречу, ведь только сильный может это. Я считаю, что, конечно, мужчина должен быть сильнее, и просить прощения первым, и уступать. Если что, она потом поймет, посмотрит раз, другой, третий, а потом скажет: «Ну что спорить…» Если ты на споры не откликаешься, вроде и необходимости в спорах нет. Если уступаешь, то что тут интересного? Ведь хочется дожать кого-нибудь, а тут раз — и уступил. Ну и ладно. И в конечном итоге в обмен на все эти уступки и усилия воли ты получаешь мир, согласие в семье, любовь. Я очень люблю свой дом.

Радость в человеческой жизни может быть от чего угодно. От тяжелого труда может быть радость. От преодоления себя: что ты заставил себя получить это образование, когда каждая сессия кажется такой, что ты как будто на эшафот идешь и преподаватель будет тебе рубить голову. Но ты все равно карабкаешься, карабкаешься, после каждой сданной сессии ощущаешь радость и готов кричать, как ваш сосед, который прыгал и кричал в Новый год: «Ура! Сессия сдана! Я двигаюсь дальше!» И радость преодоления трудностей  — это самая сладкая радость. Когда ты большим трудом чего-то достиг. Когда тебе что-то просто свалилось на голову, это тоже радость, но она какая-то не такая. Например, дети разве ценят то, что им дают родители? Нет, это дано как бы априори. Ну, порадовались чуть-чуть — и все. А как они радуются, когда сами заработали! Серафима моя сейчас работает в KFC, и когда она приносит деньги, какая для нее радость! Когда деньги на подарки приобрела своим трудом! Как все это ценит! Радость от труда.

 — Отец Сергий, а какая радость от музыки! Мы-то с Вами знаем. Давайте порадуем наших телезрителей.

 — Не знаю, какая уж радость получится. Мои песни авторские, их никто не знает, кроме моих друзей. Я спою песню, которую  обычно в это время года пою. Мои песни из жизни и даже привязаны к конкретному времени. Сейчас время Рождественских святок, которое подходит к концу, скоро будет Крещение. Этому периоду у меня посвящена пара песен, одну из них я сейчас попробую спеть. Правда, я ее пел на телеканале «Союз» в рубрике «Музыка для души». Но не все же это видели.

Говорят, что если в начале спектакля на сцене висит ружье, к концу оно должно выстрелить. Будем считать, что не зря мы пригласили сюда нашу шестиструнную подругу.

(Звучит песня.)

 – Всему нашему разговору песня подводит итог. Мы с вами говорили о радости, и как радостно мы ее исполнили.

 – Знаете, я очень благодарен Богу за все, что было в моей жизни, за ту радость, которую Он мне дал от моего зачатия и до этого мгновения, потому что это огромное, великое чудо  — тот «фильм», в котором я главный герой, играю главную роль, и есть Режиссер  — очень тонкий, мудрый, умный, Который так красиво выстраивает всю эту жизнь. В ней есть какие-то трагические моменты, какие-то ошибки, есть момент прозрения и осознания чего-то. И в конечном итоге момент радости преодоления всего этого и радости сожительства, сотворчества вместе с Богом. Это, конечно, удивительные моменты.

Мы с вами счастливые люди, мы люди, избранные Богом. Помните, Сам Христос говорит: «Не вы Меня избрали, но Я вас». Любой человек, в сердце которого живет Бог, избран Самим Богом. Он избранный, и это великая радость. От этого отказываться никак нельзя из-за того, что есть какие-то правила, посты, каноны, подготовка к Причастию сложная. Все это ничто по сравнению с тем, что мы с вами получаем. Человек, чтобы получить небольшую зарплату, иногда целый месяц тяжело работает. А для того,чтобы получить благодать, Царство Небесное (то, что вообще никакими деньгами не измеряется), мы иногда ленимся совершить какой-то небольшой труд. Я думаю, что надо обратиться к хорошим, опытным духовникам, которые бы дали градацию: младенцам, беременным  — такую нагрузку, подготовку или молитвенное правило; молодежи  — другую. Молодежь тоже разная бывает: одни покрепче, другие совсем слабенькие. Иногда бывает, что дети даже сильнее, чем взрослые, некоторые из них перед Богом совсем как младенцы.

Главное, привести их к Богу, чтобы они ощутили не тяжесть и придавленность: «Ой, меня придавили правилами». Ведь Господь не зря осуждал книжников, говорил им: «Навьючили на людей такие правила, что те не могут понести  — бремена неудобоносимые», а сами перстом не хотят их подвинуть. Сейчас основная масса людей, приходящих в религию, ударяются в закон и становятся законниками, которых высмеивал Христос, а не теми людьми, которым, как апостолам, Господь говорит: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга. По тому узнают о вас (то есть о нас с вами, о христианах), что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собой». Мы это утрачиваем, и получается, что вместо любви  — закон. А закон нужен тем, кто его нарушает;  тем людям, которые закон не нарушают, он и не нужен.

 — Отец Сергий, у нас с Вами остается меньше минуты, давайте попрощаемся со зрителями.

 — Я надеюсь, что каждый из вас новый, 2017 год, хотя он и связан с революциями,  сокрушившими множество наших с вами надежд сто лет назад, невзирая ни на что, будет вместе с Богом преодолевать все сложности, которые будут в жизни. И будет обязательно, невзирая ни на что, радоваться и веселиться, потому что мзда наша многа на небесах.

Ведущий Михаил Проходцев

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать