Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– 13 января отмечается День российской печати. Мы знаем, что одним из направлений деятельности социального отдела Екатеринбургской епархии и службы милосердия, которую Вы возглавляете, является журнал «Православный вестник». Поздравляем Вас как главного редактора этого журнала с профессиональным торжеством и хотим также поздравить отца Димитрия Байбакова, руководителя нашего телеканала, который был создателем и самым первым главным редактором этого журнала и по сей день остается главным редактором «Православной газеты» Екатеринбургской епархии, которой скоро исполнится 22 года. Сердечно поздравляю с этим праздником!
– Спасибо! Филипп Филиппович Преображенский однажды очень точно заметил: «Не читайте советских газет – от них дурное пищеварение», а других-то не было. «Вот никакие и не читайте», – продолжал он. Действительно, мы находимся в переизбытке информационного поля, десятки, тысячи новостей ежедневно внедряются в наше сознание, пытаются им завладеть, а на телевидении и радио, в интернет-ресурсах работают профессионалы, которые знают свое дело, получают за это хорошую зарплату, и они делают продукт так, что от него невозможно оторвать взгляд. Проходишь мимо комнаты с настроением дойти до кухни и застреваешь часа на три, чтобы посмотреть какой-то зацепивший тебя фильм или сюжет. А наша душа, по мысли Шерлока Холмса, – это не мусорный чердак, куда нужно собирать все что ни попадя, в нее нужно собирать только то, что необходимо, что полезно, что принесет свой добрый плод.
И поэтому нужно очень выборочно относиться к тому, что мы смотрим, слушаем, читаем, потому что у нас уникальное время: мы обладатели такого несметного сокровища, которым ни в какие века не обладали наши предки. У нас столько книг, начиная от Священного Писания, трудов апостолов, святых первых веков, вплоть до подвижников современного благочестия (исихастов, афонских старцев), и книг, которые надо обязательно прочитать! Их много, а времени у нас мало. То, что полезно, мы не успеем прочитать, мы читаем всякую дребедень, и от этого наша душа превращается в помойку. Поэтому старайтесь очень ограниченно впускать информацию в свое сердце. Ее ведь нужно как-то переваривать, а во многом ее нужно вычищать, потому что она является откровенной отравой.
На этом фоне небольшой звездочкой является издание «Православный вестник». Этот журнал родился около двадцати лет назад в Свято-Пантелеимоновском приходе, он был тогда еще приходским листочком формата А5, в котором отец Димитрий говорил о новостях и жизни прихода, и потихонечку, из года в год, вырос до очень интересного полноцветного журнала. Его делают не профессионалы, а очень хорошие любители (журналисты, фотографы, художники), которые любят свое дело. Штат «Вестника» около тридцати человек, и фактически все из них – добровольцы, у них нет замыленных журналистских штампов. Мы стараемся не брать перепечатанные материалы, все статьи – живые, это истории про интересных людей.
– Слоган журнала «Православный вестник» – «простой разговор о сложном, чтение легкое, но не пустое». Если говорить о таком периодическом издании, можно ли назвать какую-то его цель и миссию?
– Миссия вестника: говорить о людях, говорить с людьми. Изначально, когда мы стали собирать команду вокруг этого проекта, задача была такая: рассказывать о жизни людей, наших современников, которые выполняют свои обычные послушания на работе, дома и в то же время сохраняются как христиане, как верующие люди, мы говорим о пути человека к Богу, о преодолении трудностей. Декабрьский номер как раз и называется: «Жизнь – это преодоление трудностей», здесь собраны материалы про замечательных людей, которые живут с ежедневным подвигом. Читайте, это интересно.
– Хочу напомнить телезрителям, что на портале www.orthodox-magazin.ru систематически появляются свежие выпуски журнала «Православный вестник».
Вопрос телезрителя: «Есть такое высказывание, что СМИ бывают свободными и несвободными. Свободные бывают и хорошими, и плохими, а несвободные бывают только плохими, а сейчас они такие и есть и лучше их не читать. Что Вы думаете на этот счет?»
Наверное, речь идет о неких правилах выбора того, что читать хорошо и полезно, а что нет. Например, человек держит в руках определенное издание, он не знаком с его предысторией, не знает, кто является основным спонсором, кто его владелец. Как ему понять, стоит это читать или нет, на что обратить внимание?
– Как определить? СМИ – это информация, это рассказ о жизни, огромный ресурс, который должен служить на благо людям. Любое произведение должно приводить человека или к прославлению Бога, или к осознанию своих ошибок, покаянию и исправлению грехов, то есть оно должно приводить человека к работе над собой. Это не должно быть бессмысленной жвачкой, как многие фильмы и сериалы, – их смотришь или читаешь что-то подобное, а душа не насыщается, не удовлетворяется. Поэтому цель СМИ – питать людей здоровой пищей, душевной, духовной, и если этой цели издание пытается соответствовать, то как сказать, свободное оно или нет? В этом мире очень сложно быть независимыми СМИ.
– Вопрос телезрительницы из группы на сайте «ВКонтакте»: «Каково влияние литературы, преимущественно серебряного века, на сознание и душу человека? Что влияет на духовность современного человека?»
– Литература – это замечательный инструмент для пробуждения души к жизни. Жизнь души начинается тогда, когда человек задумывается, что он существо, устремленное к вечности, Богу. Любое прекрасное произведение создано во имя Бога, и оно должно побуждать к тому, чтобы в душе человека рождались духовные чувства, переживания, мысли. Многие произведения побуждают человека к этому, подталкивают его к внутреннему душевному росту, беспокойству, тревоге о том, что не все так, как порой мы видим в воскресный день, когда собирается абсолютное большинство людей в торгово-развлекательных центрах и всё сверкает, блестит, люди счастливые, ходят, улыбаются, развлекаются, а жизнь – сплошной шоколад.
Но на самом деле это фальшь, камуфляж, там нет жизни. Как новогодний салют – вспышки, ярко, красиво, очень дорого, но это деньги на ветер. Как шампанское, которое выстрелило, – пузырьки, голову вскружило, но это все настолько ненастоящее! Потому что все настоящие жизненные процессы происходят внутри, в сердце, которое обязательно должно болеть, беспокоиться, тревожиться. Человек обязательно должен переживать скорби, потому что только в скорбях его душа растет, а в таких развлекательных центрах к этому нет никакого побуждения, там одна сплошная дискотека. Если литературное произведение выводит человека из круга «вино, кино и домино» и ставит перед собой, перед смыслом жизни, перед страданиями, значит процесс воспитания идет, душа живет.
– В понедельник, в поздравительном выступлении перед детьми, Вы рассуждали на тему того, что мы привыкли дарить друг другу подарки на день рождения, и возникает логичный вопрос: что мы можем подарить Христу в день Его рождества? И подошли к такому ответу, что Христу нужно подарить наше сердце. Разъясните, пожалуйста, для наших зрителей, что Вы имели в виду.
– «Сыне, даждь Мне сердце свое», – обращается Господь через пророка к каждому человеку. Этот главный подарок для Бога у каждого из нас внутри: «Жертва Богу дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Господь не уничижит». Сердце устроено таким образом, что может найти радость, мир, полноту, гармонию только в Боге. В рождественские дни и святки, поздравляя наших друзей, родных, подопечных, нужно стараться об этом говорить. Даже в поздравлениях, которые рассылались через sms -сообщения, желаю, чтобы мы свое сердце принесли в дар Богу: сердце мирное, любящее, жертвенное, смиренное, кроткое.
Однажды, когда я это сказал, человек спросил: «Как можно сердце полностью отдать Богу? А где место для семьи, детей? Невозможно всецело погрузиться туда и больше ничего не любить». Есть такая поговорка: «По себе людей не судят», но на самом деле каждый судит только по себе. Послушай, о чем человек говорит, и поймешь, что у него болит: у кого что болит, тот о том и говорит. К сожалению, свое субъективное отношение к жизни мы переносим на Бога. Мы думаем, что Господь тоже такой же эгоистичный, завистливый, корыстный, заберет наше сердце, закроет в какой-нибудь сундучок и будет им пользоваться. Нет, Господь не такой, Он очень щедрый и многомилостивый. И если Он берет наше сердце, которое мы отдаем, то наполняет его Своим божеством, энергией, вечностью, любовью и дает возможность человеку с таким сердцем в сотни, тысячи раз сильнее, шире, глубже любить и родных, и близких и дальних, и счастливых и несчастных, и богатых и бедных. Поэтому никогда не жалейте своего сердца для Бога, Господь всегда вернет вам сторицей.
– Вопрос телезрительницы из Мурома: «Я в церкви постоянно: исповедуюсь,
причащаюсь. Окружающие люди – и близкие, и родные, и друзья – ждут от меня помощи, но ничего сами не хотят делать. Когда я приглашаю их ходить в церковь, предлагаю купить для них книги, то они отвечают отказом. Мне не жалко своих сил, но у меня их не хватает: ни душевных, ни физических. Как поступать в такой момент? Интересы у нас разные, но совсем от них отделяться нельзя, как говорит Господь. Вы говорите: «Сердце отдать до последней капли»… А потом я упаду, я одна».
– Так кому отдать сердце? У вас в Муроме замечательные святые, муромские чудотворцы Петр и Феврония, которые правильно распорядились своим сердцем. Сердце должно быть отдано только Богу. Конечно, невозможно всем подряд раздавать свое сердце, если действуешь своим ресурсом. Сначала нужно научиться собираться в Боге мыслями, чувствами. Это очень важный процесс. Царствие Божие внутрь нас есть, там находится то сокровище, которое Господь уподобил сокровищу на поле, и когда человек находит это поле, то все продает, приобретает его и находит это сокровище.
Вся наша жизнь должна привести нас к тому, чтобы мы заинтересовались не внешней жизнью, потому что кормить голодных, одевать нагих, поститься – это прекрасный инструмент для воспитания души, но это подготовительный процесс для того, чтобы человек осознал самую главную ценность: в глубине его сердца его ожидает Господь. Эта встреча обязательно должна произойти, человек обязательно должен заинтересоваться молитвой, потому что только внутренний молитвенный труд может привести человека к этой встрече. Это тот бур, который высверливает внутрь нашего сердца и открывает Царство Небесное. Это целое искусство, и когда человек находит это сокровище, то оно дает ему покой, мир, радость и полноту жизни. Ему тогда несложно делиться, потому что у Христа силы, энергия не заканчиваются, ради Христа и во имя Его человек бесконечно может делиться Христовой любовью, Его благодатью, но для этого нужно сначала углубиться в сердце. А людей лучше оставлять в покое, потому что насильно мил не будешь: о Боге напомнили, но убеждать, доказывать не нужно. Господь никогда этого не делал, Он показывал: «Хочешь идти за Мной – иди». Нам нужно показать христианскую жизнь так, чтобы люди понимали без слов, как сказано апостолом Павлом: «А те мужья, которые не покоряются слову, добрым житием своих жен без слов для Христа приобретаемы были». Явите миру свой добрый пример – и не понадобится никаких слов, люди за вами потянутся.
– Сейчас идут святки, важно в это время бывать на богослужениях, участвовать в таинствах, причащаться, но, так или иначе, у людей возникает вопрос, как это время лучше провести помимо богослужебной части. Ведь существуют и почти языческие способы проведения этого времени, не связанные с христианством: различные гадания, какие-то магические обряды, народные гуляния, которые преподносятся как нечто самое главное в этот период. Поделитесь с нами размышлениями о том, как лучше провести святки и что в них допустимо, а что нет.
– Мы не будем на полчаса уходить в разговоры о колдунах, гадалках и прочем, обратимся лучше к Христу. Напомню, что за обращение к гадалкам, колдунам и прочим антихристианским деятелям человек отпадает от Церкви по духовным законам на семь лет. Ему накладывалась такая покаянная епитимья, которая позволяла через этот труд над своей душой восстановить жизнь с Богом. Епитимья – это очень серьезное духовное упражнение, которое оживляет душу, потому что мы легкомысленно думаем, что человек согрешил, пришел к батюшке, исповедовался – и все ушло, как будто ничего и не было. А смертные грехи – это же тяжелейшие, глубокие раны, убивающие душу, и чтобы ее реанимировать, требуется труд и деятельное покаяние человека, а не просто так: батюшка что-то прочитал – и человек снова ожил. Дорожите своим присутствием в Церкви, тем, что в вас циркулирует жизнь Христова, не экспериментируйте над своей душой, это очень чревато.
Святки продолжатся еще несколько дней, рождественские каникулы уже закончены, и все добрые христиане провели их, как правило, с пользой для души. Это замечательное время для того, чтобы совершить паломничество. У меня много сотрудников и прихожан, которые спланировали эти две недели таким образом, чтобы посетить в течение нескольких дней или недели святые места: Валаам, Оптину, Чимеево, Муром, Белогорье. Очень важно не перед телевизором просидеть две недели, а провести их энергично: съездить к источникам обильной благодати Божией. Но, наполнившись благодатью, обязательно нужно ее дарить, и святки всегда были временем особого служения милосердия: в эти дни посещали и дарили радость Рождества тем людям, которые не могли прийти в храм по своей немощи, либо одиноким, брошенным, бездомным, детям-сиротам и детям-инвалидам. Неделя после Рождества и фактически до Крещения в Церкви всегда была особым временем для посещения людей убогих, которые на особой примете у Бога. Еще не поздно включиться в поздравления, войдя в службу добровольцев при православной службе милосердия.
Сегодня у меня с утра очень насыщенный день: поздравляли детей из детского приюта, потом студентов медицинского колледжа, потом сотрудников Министерства социальной защиты населения, потому что очень важно уделить внимание тем людям, которые непосредственно несут служение милосердия и заботы о нуждающихся, сказать им несколько добрых слов, так как от их настроя на год зависит их отношение к подопечным. Батюшки поздравляли и детишек из областной психиатрической больницы, и бездомных. Эти дни очень насыщенные и радостные, ведь «поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется».
Мы говорим о том, что надо углубляться внутрь. Сейчас у нас на книжных полках есть потрясающие произведения, которые говорят о важных моментах духовной жизни. Я бы посоветовал нашим телезрителям открыть для себя труды Николая Новикова. Это духовный писатель, который талантливо собирает искусство внутреннего делания (молитвы), внимательно и грамотно из многих трудов отцов выстраивает этот путь внутрь себя. Нам всем необходимо войти в себя, потому что мы все из себя вышедшие, где-то гуляем, блуждаем вне себя. А найти путь помогают книги Николая Новикова – почитайте. У него есть очень хороший труд о молитве Иисусовой, наиболее полноценный в современном мире.
Еще хочу сказать насчет епитимьи и отлучения от Церкви: незнание законов не освобождает от последствий их нарушения. Господь устроил человека по определенным законам, мы очень хорошо организованная система жизнедеятельности. Человек живет в этом мире – и живет по его законам. Например, есть закон земного притяжения, и человек при огромном желании полетать все-таки удерживается от полета с десятого этажа, потому что понимает, что законы физики непреложны, законы Божии вложены в природу нашего мира, поэтому мы себя удерживаем от пылкого желания полетать. Но есть точно такие же законы, которые Господь вложил в природу нашего человеческого естества, а мы всё экспериментируем, всё пытаемся жить своим умом. И очень часто люди пытаются найти любовь там, где ее совершенно нет.
Есть конкретная заповедь «не блуди» – это красные флажки. Выходя за них, человек попадает в радиоактивную зону, в абсолютно не приспособленную для жизни атмосферу, потому что грех блуда разрывает наши отношения с Богом и разрывает душу на мелкие части. Здесь даже не надо ничего объяснять: есть закон Божий. Есть закон, что мы пьем воду, но мы не способны переварить серную кислоту. Если человек попробует выпить стаканчик серной кислоты, он умрет в страшных мучениях. Считается иногда, что человек не знает об этих Божьих законах, на самом деле это не совсем так, потому что у нас внутри есть совесть, которая всегда говорит, что верно, а что нет. Связь с совестью терять не надо, потому что это наша иммунная система, она защищает душу и сердце от проникновения разрушительной радиации. Если у человека совесть бездействует, значит у него синдром приобретенного иммунодефицита, то есть его иммунитет настолько подорван, что он беззащитен перед самой простой инфекцией. Человек хочет пить, забегает на кухню, хватает стакан, а там вместо воды уксус (кто-то забыл его на столе) – человек не знал, вроде не виноват, но последствия нарушения физического закона неизбежно дадут свой результат. Поэтому не пейте «серную кислоту», старайтесь жить в мире с Богом.
– Вопрос телезрительницы из Ростова-на-Дону: «Почему люди не чувствуют благодарности к Господу? Я говорю за себя лично. В конце 1992 – начале 1993 года мой брат лежал в больнице чуть больше месяца с черепно-мозговой травмой, врачи говорили, что сознание будет восстанавливаться в течение года, его выписали в середине января, а он уже в марте пошел не работу. Вот я и спрашиваю: почему у нас нет благодарности к Господу за Его такие к нам благодеяния?»
Действительно, в нашей жизни бывают такие моменты, когда не поблагодарить, казалось бы, нельзя: иногда люди выходят целыми и невредимыми из страшнейших испытаний. Почему же мы как-то забываем об этом и не благодарим Бога?
– Во-первых, чтобы Бога благодарить, нужно в Него верить, не исключать Его из процессов нашей жизни. Большинство людей живут без Бога, живут с Ним параллельно, Он в их жизни не присутствует, поэтому как благодарить Того, Кто для тебя ничего не значит? Потому что если для тебя Бог является ценностью, то Он в центре твоей жизни и ты о Нем, конечно, помнишь. Вера – удел благодарных душ, это взаимный процесс: вера рождается в благодарной душе и вера побуждает человека благодарить Бога. Благодарность – это такое чувство, которое, конечно, нужно воспитывать. Это свойство души, которая приобретает навык благодарить.
Честертон говорил, что отношения с Богом начинаются не тогда, когда отец ведет ребенка в воскресную школу учить Закон Божий, а когда мать учит ребеночка благодарить за вкусно испеченный пирог. Благодарность нужно воспитывать с детства, и воспитывать своим волевым упражнением. Например, есть замечательная молитва святителя Иоанна Златоуста, с которой он умер: «Слава Богу за всё!» Нужно научиться постоянно ее повторять, особенно при нахождении в печали. Когда тоскливо на душе и все плохо, научитесь, преодолевая мрак и тоску, говорить: «Слава Богу за всё!» Пусть механически, пока без крепкой веры в это, но сами эти слова и личное обращение человека к Богу исцеляют наше сердце лучше всякой психотерапии. Это проверено на практике. У нас есть реальные инструменты приведения своей души в порядок, просто надо этим пользоваться. И постепенно, когда человек выработает в себе этот навык, в ответ на вопрос «Как у тебя дела?» от него можно будет услышать замечательные слова: «Слава Богу, плохо». Потому что даже если плохо – все равно слава Богу!
– Вопрос телезрительницы из Чебоксар: «У меня нет такого духовного отца, к которому я могла бы постоянно ходить и который давал бы мне духовные советы, но Вас я постоянно слушаю, мне очень нравится то, что Вы говорите, я придерживаюсь Ваших советов и читаю книги, которые Вы советуете. Можно ли мне считать Вас своим духовным отцом? И хотя между нами очень большое расстояние, считаю, что нет батюшки лучше Вас».
– Спасибо за добрые слова. Слава Богу, что благодаря телеканалу «Союз» получается доходить до людских душ и сердец, и слава Богу, что есть такая возможность. Буду искренне Вам благодарен, если время от времени будете вспоминать меня в молитвах, и если какие-то мои слова и советы как-то направят Вас в жизни, то это замечательно, этим смогу оправдаться на Суде. Но говорить проще, чем делать. Господь однажды сказал в Евангелии: «То, что они вам говорят, – исполняйте, но по делам их не поступайте». Как-то я загрустил на эту тему: далеко не все из того, что я говорю, сам могу делать, к сожалению, но я стараюсь. Один из святых сказал: «За ту пользу, которая дается людям от проповеди, Господь восполняет недостаток их деятельной жизни», поэтому слава Богу, если кому-то помогают мои слова, пусть так и будет.
– Есть ли критерий, по которому можно определить, какой человек является духовным отцом, а какой нет? Должна ли быть какая-то процедура просьбы и ее принятия? Или это просто тот батюшка, у которого человек регулярно исповедуется?
– Это очень серьезный вопрос. Духовник – дар Божий. Это сокровище, которое есть у нас в Церкви милостью Божией. И необязательно, чтобы он находился в шаговой доступности, потому что мы перестаем ценить то, что нам очень легко достается. Бывает так, что духовник очень далеко: например, на Валааме замечательные отцы, с которыми есть такая духовная связь, в какие-то моменты можно попросить их молитв, спросить совета. Духовника Господь дает в то время, когда созревает душа чада, потому что у Бога много хороших священников, но очень важно, чтобы произошел процесс зрелости души, чтобы ей был дан кормчий, пастырь, путеводитель. Поэтому в ту меру, в которую вызреет моя душа, Господь обязательно даст духовного наставника. Это высшая степень отношений священника и чада (хотя духовниками были и просто монашествующие, духовно опытные люди). Человек вопрошает, священник воспринимает его как свое чадо, молится за него, реально включен в процесс его жизни советами, молитвой, воспитанием, взращиванием. У нас в основном таких отношений не встречается, потому что мы еще пока слишком молоды – в том смысле, что наша Церковь после гонений прожила всего 25 лет и еще не воспитаны такие духовники, точнее – их не так много, этот процесс потихоньку идет. В основном священник – это исповедник, то есть это приходской батюшка, который несет очень непростое служение ежедневной исповеди, общения с людьми. Когда незнакомые люди приходят за благословением на какое-то дело, то его легко дать, но когда приходит духовное чадо и ты включен в ситуацию человека, то возникают уже другие отношения и другая степень ответственности за свое решение.
Но есть еще старцы – люди, наделенные особыми благодатными дарами, и прежде чем поехать к ним, человек должен много раз подумать, потому что то, что говорят старцы, нужно исполнять. Если ты спросил благословения, а потом его как-то «затер», потому что оно не сошлось с твоим желанием, то это придется переживать впоследствии большими скорбями. Блуждать по старцам не нужно, не следует искать батюшку или духовника, который просто санкционирует человеку его желания. Очень часто так бывает: один батюшка дал совет, а он не укладывается в нашу концепцию, идем к другому – тот тоже не то сказал, идем к третьему – благословил, значит он и есть настоящий старец, а на самом деле мы просто навязали ему свои прихоти. Ничего хорошего из этого не получается. И получили в итоге не то, что Божье, а то, что свое. Свои самодельные кресты очень тяжелые.
– Вопрос телезрительницы из Пензы: «У нас очень много сестер, которых Алексей Ильич Осипов привел к православию. Мы его считаем духовным учителем, но он же не священник, а преподаватель Духовной академии. Можно ли его считать духовным учителем?»
– Конечно, можно. Труды Алексея Ильича у многих людей и ум просветили, и мысли их направили, и до Церкви довели. Со временем, конечно, мы все равно должны переходить на чтение святых отцов, потому что чтение их трудов сродни молитвенному деланию: во время внимательного и благоговейного чтения святоотеческой литературы наш дух соединяется с духом святого подвижника и угодник Божий тянет нас за собой к Богу. Поэтому естественным этапом взросления является переход от публицистической, художественной или догматической православной литературы к аскетической: нам нужно учиться управлять собой.
– Поздравляем еще раз с Днем печати и желаем, чтобы труды по просвещению людей в христианской вере только укреплялись.
– Поздравляю с Днем печати своих сотрудников «Православного вестника» и информационной сферы. Вдохновения вам, ясности, трезвости! Никогда не забывайте говорить о Христе, чтобы имя Христово не вытеснялось из поздравлений с Рождеством, из нашей цели в жизни, потому что Им мы движемся, и существуем, и пребудем вовеки. С Рождеством Христовым!
Ведущий Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 7 мая 2024 года
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Бейт-Джала пасхальная
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Светлого Христова Воскресения по окончании богослужения в Храме Христа Спасителя
Пасхальное поздравление воспитанников воскресной школы Свято-Троицкого собора города Моршанска
Воскресная школа Крестовоздвиженского храма р.п. Сосновка Тамбовской области. Литературно-музыкальная композиция «Воскресение»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!