Беседы с батюшкой. День российской печати

13 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Евгений Попиченко, настоятель храма во имя Успения Пресвятой Богородицы, руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии, благочинный Рождественского церковного округа Екатеринбургской епархии. Передача из Екатеринбурга.

– 13 января отмечается День российской печати. Мы знаем, что одним из направлений деятельности социального отдела Екатеринбургской епархии и службы милосердия, которую Вы возглавляете, является журнал «Православный вестник». Поздравляем Вас как главного редактора этого журнала с профессиональным торжеством и хотим также поздравить отца Димитрия Байбакова, руководителя нашего телеканала, который был создателем и самым первым главным редактором этого журнала и по сей день остается главным редактором «Православной газеты» Екатеринбургской епархии, которой скоро исполнится 22 года. Сердечно поздравляю с этим праздником!

– Спасибо! Филипп Филиппович Преображенский однажды очень точно заметил: «Не читайте советских газет – от них дурное пищеварение», а других-то не было. «Вот никакие и не читайте», – продолжал он. Действительно, мы находимся в переизбытке информационного поля, десятки, тысячи новостей ежедневно внедряются в наше сознание, пытаются им завладеть, а на телевидении и радио, в интернет-ресурсах работают профессионалы, которые знают свое дело, получают за это хорошую зарплату, и они делают продукт так, что от него невозможно оторвать взгляд. Проходишь мимо комнаты с настроением дойти до кухни и застреваешь часа на три, чтобы посмотреть какой-то зацепивший тебя фильм или сюжет. А наша душа, по мысли Шерлока Холмса, – это не мусорный чердак, куда нужно собирать все что ни попадя, в нее нужно собирать только то, что необходимо, что полезно, что принесет свой добрый плод.

И поэтому нужно очень выборочно относиться к тому, что мы смотрим, слушаем, читаем, потому что у нас уникальное время: мы обладатели такого несметного сокровища, которым ни в какие века не обладали наши предки. У нас столько книг, начиная от Священного Писания, трудов апостолов, святых первых веков, вплоть до подвижников современного благочестия (исихастов, афонских старцев), и книг, которые надо обязательно прочитать! Их много, а времени у нас мало. То, что полезно, мы не успеем прочитать, мы читаем всякую дребедень, и от этого наша душа превращается в помойку. Поэтому старайтесь очень ограниченно впускать информацию в свое сердце. Ее ведь нужно как-то переваривать, а во многом ее нужно вычищать, потому что она является откровенной отравой.

На этом фоне небольшой звездочкой является издание «Православный вестник». Этот журнал родился около двадцати лет назад в Свято-Пантелеимоновском приходе, он был тогда еще приходским листочком формата А5, в котором отец Димитрий говорил о новостях и жизни прихода, и потихонечку, из года в год, вырос до очень интересного полноцветного журнала. Его делают не профессионалы, а очень хорошие любители (журналисты, фотографы, художники), которые любят свое дело. Штат «Вестника» около тридцати человек, и фактически все из них – добровольцы, у них нет замыленных журналистских штампов. Мы стараемся не брать перепечатанные материалы, все статьи – живые, это истории про интересных людей.

– Слоган журнала «Православный вестник» – «простой разговор о сложном, чтение легкое, но не пустое». Если говорить о таком периодическом издании, можно ли назвать какую-то его цель и миссию?

– Миссия вестника: говорить о людях, говорить с людьми. Изначально, когда мы стали собирать команду вокруг этого проекта, задача была такая: рассказывать о жизни людей, наших современников, которые выполняют свои обычные послушания на работе, дома и в то же время сохраняются как христиане, как верующие люди, мы говорим о пути человека к Богу, о преодолении трудностей. Декабрьский номер как раз и называется: «Жизнь – это преодоление трудностей», здесь собраны материалы про замечательных людей, которые живут с ежедневным подвигом. Читайте, это интересно.

– Хочу напомнить телезрителям, что на портале www.orthodox-magazin.ru систематически появляются свежие выпуски журнала «Православный вестник».

Вопрос телезрителя: «Есть такое высказывание, что СМИ бывают свободными и несвободными. Свободные бывают и хорошими, и плохими, а несвободные бывают только плохими, а сейчас они такие и есть и лучше их не читать. Что Вы думаете на этот счет?»

Наверное, речь идет о неких правилах выбора того, что читать хорошо и полезно, а что нет. Например, человек держит в руках определенное издание, он не знаком с его предысторией, не знает, кто является основным спонсором, кто его владелец. Как ему понять, стоит это читать или нет, на что обратить внимание?

– Как определить? СМИ – это информация, это рассказ о жизни, огромный ресурс, который должен служить на благо людям. Любое произведение должно приводить человека или к прославлению Бога, или к осознанию своих ошибок, покаянию и исправлению грехов, то есть оно должно приводить человека к работе над собой. Это не должно быть бессмысленной жвачкой, как многие фильмы и сериалы, – их смотришь или читаешь что-то подобное, а душа не насыщается, не удовлетворяется. Поэтому цель СМИ – питать людей здоровой пищей, душевной, духовной, и если этой цели издание пытается соответствовать, то как сказать, свободное оно или нет? В этом мире очень сложно быть независимыми СМИ.

– Вопрос телезрительницы из группы на сайте «ВКонтакте»: «Каково влияние литературы, преимущественно серебряного века, на сознание и душу человека? Что влияет на духовность современного человека?»

– Литература – это замечательный инструмент для пробуждения души к жизни. Жизнь души начинается тогда, когда человек задумывается, что он существо, устремленное к вечности, Богу. Любое прекрасное произведение создано во имя Бога, и оно должно побуждать к тому, чтобы в душе человека рождались духовные чувства, переживания, мысли. Многие произведения побуждают человека к этому, подталкивают его к внутреннему душевному росту, беспокойству, тревоге о том, что не все так, как порой мы видим в воскресный день, когда собирается абсолютное большинство людей в торгово-развлекательных центрах и всё сверкает, блестит, люди счастливые, ходят, улыбаются, развлекаются, а жизнь – сплошной шоколад.

Но на самом деле это фальшь, камуфляж, там нет жизни. Как новогодний салют – вспышки, ярко, красиво, очень дорого, но это деньги на ветер. Как шампанское, которое выстрелило, – пузырьки, голову вскружило, но это все настолько ненастоящее! Потому что все настоящие жизненные процессы происходят внутри, в сердце, которое обязательно должно болеть, беспокоиться, тревожиться. Человек обязательно должен переживать скорби, потому что только в скорбях его душа растет, а в таких развлекательных центрах к этому нет никакого побуждения, там одна сплошная дискотека. Если литературное произведение выводит человека из круга «вино, кино и домино» и ставит перед собой, перед смыслом жизни, перед страданиями, значит процесс воспитания идет, душа живет.

– В понедельник, в поздравительном выступлении перед детьми, Вы рассуждали на тему того, что мы привыкли дарить друг другу подарки на день рождения, и возникает логичный вопрос: что мы можем подарить Христу в день Его рождества? И подошли к такому ответу, что Христу нужно подарить наше сердце. Разъясните, пожалуйста, для наших зрителей, что Вы имели в виду.

– «Сыне, даждь Мне сердце свое», – обращается Господь через пророка к каждому человеку. Этот главный подарок для Бога у каждого из нас внутри: «Жертва Богу дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Господь не уничижит». Сердце устроено таким образом, что может найти радость, мир, полноту, гармонию только в Боге. В рождественские дни и святки, поздравляя наших друзей, родных, подопечных, нужно стараться об этом говорить. Даже в поздравлениях, которые рассылались через sms -сообщения, желаю, чтобы мы свое сердце принесли в дар Богу: сердце мирное, любящее, жертвенное, смиренное, кроткое.

Однажды, когда я это сказал, человек спросил: «Как можно сердце полностью отдать Богу? А где место для семьи, детей? Невозможно всецело погрузиться туда и больше ничего не любить». Есть такая поговорка: «По себе людей не судят», но на самом деле каждый судит только по себе. Послушай, о чем человек говорит, и поймешь, что у него болит: у кого что болит, тот о том и говорит. К сожалению, свое субъективное отношение к жизни мы переносим на Бога. Мы думаем, что Господь тоже такой же эгоистичный, завистливый, корыстный, заберет наше сердце, закроет в какой-нибудь сундучок и будет им пользоваться. Нет, Господь не такой, Он очень щедрый и многомилостивый. И если Он берет наше сердце, которое мы отдаем, то наполняет его Своим божеством, энергией, вечностью, любовью и дает возможность человеку с таким сердцем в сотни, тысячи раз сильнее, шире, глубже любить и родных, и близких и дальних, и счастливых и несчастных, и богатых и бедных. Поэтому никогда не жалейте своего сердца для Бога, Господь всегда вернет вам сторицей.

– Вопрос телезрительницы из Мурома: «Я в церкви постоянно: исповедуюсь,
причащаюсь. Окружающие люди – и близкие, и родные, и друзья – ждут от меня помощи, но ничего сами не хотят делать. Когда я приглашаю их ходить в церковь, предлагаю купить для них книги, то они отвечают отказом. Мне не жалко своих сил, но у меня их не хватает: ни душевных, ни физических. Как поступать в такой момент? Интересы у нас разные, но совсем от них отделяться нельзя, как говорит Господь. Вы говорите: «Сердце отдать до последней капли»… А потом я упаду, я одна».

– Так кому отдать сердце? У вас в Муроме замечательные святые, муромские чудотворцы Петр и Феврония, которые правильно распорядились своим сердцем. Сердце должно быть отдано только Богу. Конечно, невозможно всем подряд раздавать свое сердце, если действуешь своим ресурсом. Сначала нужно научиться собираться в Боге мыслями, чувствами. Это очень важный процесс. Царствие Божие внутрь нас есть, там находится то сокровище, которое Господь уподобил сокровищу на поле, и когда человек находит это поле, то все продает, приобретает его и находит это сокровище.

Вся наша жизнь должна привести нас к тому, чтобы мы заинтересовались не внешней жизнью, потому что кормить голодных, одевать нагих, поститься – это прекрасный инструмент для воспитания души, но это подготовительный процесс для того, чтобы человек осознал самую главную ценность: в глубине его сердца его ожидает Господь. Эта встреча обязательно должна произойти, человек обязательно должен заинтересоваться молитвой, потому что только внутренний молитвенный труд может привести человека к этой встрече. Это тот бур, который высверливает внутрь нашего сердца и открывает Царство Небесное. Это целое искусство, и когда человек находит это сокровище, то оно дает ему покой, мир, радость и полноту жизни. Ему тогда несложно делиться, потому что у Христа силы, энергия не заканчиваются, ради Христа и во имя Его человек бесконечно может делиться Христовой любовью, Его благодатью, но для этого нужно сначала углубиться в сердце. А людей лучше оставлять в покое, потому что насильно мил не будешь: о Боге напомнили, но убеждать, доказывать не нужно. Господь никогда этого не делал, Он показывал: «Хочешь идти за Мной – иди». Нам нужно показать христианскую жизнь так, чтобы люди понимали без слов, как сказано апостолом Павлом: «А те мужья, которые не покоряются слову, добрым житием своих жен без слов для Христа приобретаемы были». Явите миру свой добрый пример – и не понадобится никаких слов, люди за вами потянутся.

– Сейчас идут святки, важно в это время бывать на богослужениях, участвовать в таинствах, причащаться, но, так или иначе, у людей возникает вопрос, как это время лучше провести помимо богослужебной части. Ведь существуют и почти языческие способы проведения этого времени, не связанные с христианством: различные гадания, какие-то магические обряды, народные гуляния, которые преподносятся как нечто самое главное в этот период. Поделитесь с нами размышлениями о том, как лучше провести святки и что в них допустимо, а что нет.

– Мы не будем на полчаса уходить в разговоры о колдунах, гадалках и прочем, обратимся лучше к Христу. Напомню, что за обращение к гадалкам, колдунам и прочим антихристианским деятелям человек отпадает от Церкви по духовным законам на семь лет. Ему накладывалась такая покаянная епитимья, которая позволяла через этот труд над своей душой восстановить жизнь с Богом. Епитимья – это очень серьезное духовное упражнение, которое оживляет душу, потому что мы легкомысленно думаем, что человек согрешил, пришел к батюшке, исповедовался – и все ушло, как будто ничего и не было. А смертные грехи – это же тяжелейшие, глубокие раны, убивающие душу, и чтобы ее реанимировать, требуется труд и деятельное покаяние человека, а не просто так: батюшка что-то прочитал – и человек снова ожил. Дорожите своим присутствием в Церкви, тем, что в вас циркулирует жизнь Христова, не экспериментируйте над своей душой, это очень чревато.

Святки продолжатся еще несколько дней, рождественские каникулы уже закончены, и все добрые христиане провели их, как правило, с пользой для души. Это замечательное время для того, чтобы совершить паломничество. У меня много сотрудников и прихожан, которые спланировали эти две недели таким образом, чтобы посетить в течение нескольких дней или недели святые места: Валаам, Оптину, Чимеево, Муром, Белогорье. Очень важно не перед телевизором просидеть две недели, а провести их энергично: съездить к источникам обильной благодати Божией. Но, наполнившись благодатью, обязательно нужно ее дарить, и святки всегда были временем особого служения милосердия: в эти дни посещали и дарили радость Рождества тем людям, которые не могли прийти в храм по своей немощи, либо одиноким, брошенным, бездомным, детям-сиротам и детям-инвалидам. Неделя после Рождества и фактически до Крещения в Церкви всегда была особым временем для посещения людей убогих, которые на особой примете у Бога. Еще не поздно включиться в поздравления, войдя в службу добровольцев при православной службе милосердия.

Сегодня у меня с утра очень насыщенный день: поздравляли детей из детского приюта, потом студентов медицинского колледжа, потом сотрудников Министерства социальной защиты населения, потому что очень важно уделить внимание тем людям, которые непосредственно несут служение милосердия и заботы о нуждающихся, сказать им несколько добрых слов, так как от их настроя на год зависит их отношение к подопечным. Батюшки поздравляли и детишек из областной психиатрической больницы, и бездомных. Эти дни очень насыщенные и радостные, ведь «поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется».

Мы говорим о том, что надо углубляться внутрь. Сейчас у нас на книжных полках есть потрясающие произведения, которые говорят о важных моментах духовной жизни. Я бы посоветовал нашим телезрителям открыть для себя труды Николая Новикова. Это духовный писатель, который талантливо собирает искусство внутреннего делания (молитвы), внимательно и грамотно из многих трудов отцов выстраивает этот путь внутрь себя. Нам всем необходимо войти в себя, потому что мы все из себя вышедшие, где-то гуляем, блуждаем вне себя. А найти путь помогают книги Николая Новикова – почитайте. У него есть очень хороший труд о молитве Иисусовой, наиболее полноценный в современном мире.

Еще хочу сказать насчет епитимьи и отлучения от Церкви: незнание законов не освобождает от последствий их нарушения. Господь устроил человека по определенным законам, мы очень хорошо организованная система жизнедеятельности. Человек живет в этом мире – и живет по его законам. Например, есть закон земного притяжения, и человек при огромном желании полетать все-таки удерживается от полета с десятого этажа, потому что понимает, что законы физики непреложны, законы Божии вложены в природу нашего мира, поэтому мы себя удерживаем от пылкого желания полетать. Но есть точно такие же законы, которые Господь вложил в природу нашего человеческого естества, а мы всё экспериментируем, всё пытаемся жить своим умом. И очень часто люди пытаются найти любовь там, где ее совершенно нет.

Есть конкретная заповедь «не блуди» – это красные флажки. Выходя за них, человек попадает в радиоактивную зону, в абсолютно не приспособленную для жизни атмосферу, потому что грех блуда разрывает наши отношения с Богом и разрывает душу на мелкие части. Здесь даже не надо ничего объяснять: есть закон Божий. Есть закон, что мы пьем воду, но мы не способны переварить серную кислоту. Если человек попробует выпить стаканчик серной кислоты, он умрет в страшных мучениях. Считается иногда, что человек не знает об этих Божьих законах, на самом деле это не совсем так, потому что у нас внутри есть совесть, которая всегда говорит, что верно, а что нет. Связь с совестью терять не надо, потому что это наша иммунная система, она защищает душу и сердце от проникновения разрушительной радиации. Если у человека совесть бездействует, значит у него синдром приобретенного иммунодефицита, то есть его иммунитет настолько подорван, что он беззащитен перед самой простой инфекцией. Человек хочет пить, забегает на кухню, хватает стакан, а там вместо воды уксус (кто-то забыл его на столе) – человек не знал, вроде не виноват, но последствия нарушения физического закона неизбежно дадут свой результат. Поэтому не пейте «серную кислоту», старайтесь жить в мире с Богом.

– Вопрос телезрительницы из Ростова-на-Дону: «Почему люди не чувствуют благодарности к Господу? Я говорю за себя лично. В конце 1992 – начале 1993 года мой брат лежал в больнице чуть больше месяца с черепно-мозговой травмой, врачи говорили, что сознание будет восстанавливаться в течение года, его выписали в середине января, а он уже в марте пошел не работу. Вот я и спрашиваю: почему у нас нет благодарности к Господу за Его такие к нам благодеяния?»

Действительно, в нашей жизни бывают такие моменты, когда не поблагодарить, казалось бы, нельзя: иногда люди выходят целыми и невредимыми из страшнейших испытаний. Почему же мы как-то забываем об этом и не благодарим Бога?

– Во-первых, чтобы Бога благодарить, нужно в Него верить, не исключать Его из процессов нашей жизни. Большинство людей живут без Бога, живут с Ним параллельно, Он в их жизни не присутствует, поэтому как благодарить Того, Кто для тебя ничего не значит? Потому что если для тебя Бог является ценностью, то Он в центре твоей жизни и ты о Нем, конечно, помнишь. Вера – удел благодарных душ, это взаимный процесс: вера рождается в благодарной душе и вера побуждает человека благодарить Бога. Благодарность – это такое чувство, которое, конечно, нужно воспитывать. Это свойство души, которая приобретает навык благодарить.

Честертон говорил, что отношения с Богом начинаются не тогда, когда отец ведет ребенка в воскресную школу учить Закон Божий, а когда мать учит ребеночка благодарить за вкусно испеченный пирог. Благодарность нужно воспитывать с детства, и воспитывать своим волевым упражнением. Например, есть замечательная молитва святителя Иоанна Златоуста, с которой он умер: «Слава Богу за всё!» Нужно научиться постоянно ее повторять, особенно при нахождении в печали. Когда тоскливо на душе и все плохо, научитесь, преодолевая мрак и тоску, говорить: «Слава Богу за всё!» Пусть механически, пока без крепкой веры в это, но сами эти слова и личное обращение человека к Богу исцеляют наше сердце лучше всякой психотерапии. Это проверено на практике. У нас есть реальные инструменты приведения своей души в порядок, просто надо этим пользоваться. И постепенно, когда человек выработает в себе этот навык, в ответ на вопрос «Как у тебя дела?» от него можно будет услышать замечательные слова: «Слава Богу, плохо». Потому что даже если плохо – все равно слава Богу!

– Вопрос телезрительницы из Чебоксар: «У меня нет такого духовного отца, к которому я могла бы постоянно ходить и который давал бы мне духовные советы, но Вас я постоянно слушаю, мне очень нравится то, что Вы говорите, я придерживаюсь Ваших советов и читаю книги, которые Вы советуете. Можно ли мне считать Вас своим духовным отцом? И хотя между нами очень большое расстояние, считаю, что нет батюшки лучше Вас».

– Спасибо за добрые слова. Слава Богу, что благодаря телеканалу «Союз» получается доходить до людских душ и сердец, и слава Богу, что есть такая возможность. Буду искренне Вам благодарен, если время от времени будете вспоминать меня в молитвах, и если какие-то мои слова и советы как-то направят Вас в жизни, то это замечательно, этим смогу оправдаться на Суде. Но говорить проще, чем делать. Господь однажды сказал в Евангелии: «То, что они вам говорят, – исполняйте, но по делам их не поступайте». Как-то я загрустил на эту тему: далеко не все из того, что я говорю, сам могу делать, к сожалению, но я стараюсь. Один из святых сказал: «За ту пользу, которая дается людям от проповеди, Господь восполняет недостаток их деятельной жизни», поэтому слава Богу, если кому-то помогают мои слова, пусть так и будет.

– Есть ли критерий, по которому можно определить, какой человек является духовным отцом, а какой нет? Должна ли быть какая-то процедура просьбы и ее принятия? Или это просто тот батюшка, у которого человек регулярно исповедуется?

– Это очень серьезный вопрос. Духовник – дар Божий. Это сокровище, которое есть у нас в Церкви милостью Божией. И необязательно, чтобы он находился в шаговой доступности, потому что мы перестаем ценить то, что нам очень легко достается. Бывает так, что духовник очень далеко: например, на Валааме замечательные отцы, с которыми есть такая духовная связь, в какие-то моменты можно попросить их молитв, спросить совета. Духовника Господь дает в то время, когда созревает душа чада, потому что у Бога много хороших священников, но очень важно, чтобы произошел процесс зрелости души, чтобы ей был дан кормчий, пастырь, путеводитель. Поэтому в ту меру, в которую вызреет моя душа, Господь обязательно даст духовного наставника. Это высшая степень отношений священника и чада (хотя духовниками были и просто монашествующие, духовно опытные люди). Человек вопрошает, священник воспринимает его как свое чадо, молится за него, реально включен в процесс его жизни советами, молитвой, воспитанием, взращиванием. У нас в основном таких отношений не встречается, потому что мы еще пока слишком молоды – в том смысле, что наша Церковь после гонений прожила всего 25 лет и еще не воспитаны такие духовники, точнее – их не так много, этот процесс потихоньку идет. В основном священник – это исповедник, то есть это приходской батюшка, который несет очень непростое служение ежедневной исповеди, общения с людьми. Когда незнакомые люди приходят за благословением на какое-то дело, то его легко дать, но когда приходит духовное чадо и ты включен в ситуацию человека, то возникают уже другие отношения и другая степень ответственности за свое решение.

Но есть еще старцы – люди, наделенные особыми благодатными дарами, и прежде чем поехать к ним, человек должен много раз подумать, потому что то, что говорят старцы, нужно исполнять. Если ты спросил благословения, а потом его как-то «затер», потому что оно не сошлось с твоим желанием, то это придется переживать впоследствии большими скорбями. Блуждать по старцам не нужно, не следует искать батюшку или духовника, который просто санкционирует человеку его желания. Очень часто так бывает: один батюшка дал совет, а он не укладывается в нашу концепцию, идем к другому – тот тоже не то сказал, идем к третьему – благословил, значит он и есть настоящий старец, а на самом деле мы просто навязали ему свои прихоти. Ничего хорошего из этого не получается. И получили в итоге не то, что Божье, а то, что свое. Свои самодельные кресты очень тяжелые.

– Вопрос телезрительницы из Пензы: «У нас очень много сестер, которых Алексей Ильич Осипов привел к православию. Мы его считаем духовным учителем, но он же не священник, а преподаватель Духовной академии. Можно ли его считать духовным учителем?»

– Конечно, можно. Труды Алексея Ильича у многих людей и ум просветили, и мысли их направили, и до Церкви довели. Со временем, конечно, мы все равно должны переходить на чтение святых отцов, потому что чтение их трудов сродни молитвенному деланию: во время внимательного и благоговейного чтения святоотеческой литературы наш дух соединяется с духом святого подвижника и угодник Божий тянет нас за собой к Богу. Поэтому естественным этапом взросления является переход от публицистической, художественной или догматической православной литературы к аскетической: нам нужно учиться управлять собой.

– Поздравляем еще раз с Днем печати и желаем, чтобы труды по просвещению людей в христианской вере только укреплялись.

– Поздравляю с Днем печати своих сотрудников «Православного вестника» и информационной сферы. Вдохновения вам, ясности, трезвости! Никогда не забывайте говорить о Христе, чтобы имя Христово не вытеснялось из поздравлений с Рождеством, из нашей цели в жизни, потому что Им мы движемся, и существуем, и пребудем вовеки. С Рождеством Христовым!

 

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 7 мая 2024 г. Трансляции богослужений

    Божественная литургия 7 мая 2024 года

  • 6 мая 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Бейт-Джала пасхальная

  • 6 мая 2024 г. «Первосвятитель»

    Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Светлого Христова Воскресения по окончании богослужения в Храме Христа Спасителя

  • 6 мая 2024 г. Светлое Христово Воскресение

    Пасхальное поздравление воспитанников воскресной школы Свято-Троицкого собора города Моршанска

  • 6 мая 2024 г. Светлое Христово Воскресение

    Воскресная школа Крестовоздвиженского храма р.п. Сосновка Тамбовской области. Литературно-музыкальная композиция «Воскресение»

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать