Беседы с батюшкой. Апостольское служение, необходимость нести людям свет веры Христовой

13 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Евгений Попиченко, настоятель прихода во имя Успения Пресвятой Богородицы, руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии, благочинный Рождественского церковного округа Екатеринбургской епархии.

– Наша Церковь 13 июля совершает память двенадцати святых апостолов, ближайших учеников Христа. Мне бы хотелось начать наш разговор о значимости их жизни для нас. Казалось бы, они жили две тысячи лет тому назад, а за это время очень многое изменилось, мы тоже стали другими, так чему же мы можем поучиться у святых апостолов?

– На самом деле мало что изменилось: как две тысячи лет тому назад апостолы проповедовали в языческой атмосфере, так и мы сейчас живем в стране прогрессирующего язычества. Если посмотреть на то, какие книги, передачи сейчас популярны, что интересует людей, то это все связано с оккультизмом, магией, предсказаниями, с разными способами тайного познания мира. Так что сознание у современных людей мало чем отличается от сознания жителей Коринфа, Эфеса или Салоник двухтысячелетней давности. В голове у наших современников «винегрет» из всяких фобий, мифов и стереотипов. Понятно, что такое «кривое» сознание рождает кривую жизнь.

Поэтому апостольское служение сегодня так же востребовано и очень важно, как и две тысячи лет тому назад. Оно является одной из самых главных задач в жизни христиан. Я не говорю, что это цель церковной иерархии священноначалия, потому что большинство людей чаще всего воспринимают ее так: батюшка – епископ – патриарх. Спросишь у них, являются ли они крещеными людьми, и услышишь в ответ удивленное «да». А ведь если ты крещен, то и ты являешься частью Церкви. В нашей стране сто миллионов людей являются Церковью, но при этом всегда возникает большой вопрос: сто миллионов крещеных людей, а у нас ежегодно совершается несколько миллионов абортов, мы бьем показатели по курению, мату, коррупции, туберкулезу... Можно бесконечно загибать пальцы, перечисляя то, где мы «преуспели» и находимся впереди планеты всей по нехристианскому поведению и образу жизни. Это все рождается как правило веры. Ложная, кривая вера рождает образ не кротости, а страстности, поэтому проповедь о Христе сегодня крайне востребована.

Каждый год 9 Мая и накануне этого дня я наблюдаю одну и ту же картину на протяжении трех лет. Я являюсь настоятелем храма в микрорайоне ВИЗ, где проживает 100 — 120 тысяч человек, что примерно сопоставимо с городом Эфес того времени. В ста метрах от храма находится площадь, где в честь Дня Победы проводятся мероприятия районного масштаба. Здесь присутствуют официальные лица, администрация, директора школ, депутаты, школьники, звучит музыка... Но еще ни разу Церковь в моем лице сюда не пригласили. В этом году я не вытерпел, пошел, взял гвоздичку и встал рядом с народом. Я чувствовал себя будто стеклянным: люди смотрели через меня и не видели, что за забором в шаговой доступности стоит храм, будто бы Церковь и не присутствует в жизни народа и никакого вклада в День Победы она не сделала.

Такая характеристика праздника меня весьма беспокоит: очень многие люди слышат колокольный звон и не слышат его, видят храм и не видят его, то есть живут в каком-то мире, в котором для Христа и Его Церкви пока нет места. А как говорится, свято место пусто не бывает: где нет Христа, там находится другой господин. Именно поэтому память этих удивительных святых людей, лучших из тех, кто когда-либо появлялся на свет, очень важна. Нам нужно чтить и помнить святых апостолов – самых ближайших учеников Христа, которых Он лично выбирал. Христос Сам создал первый православный приход, состоящий из двенадцати учеников, чьи имена мы хорошо знаем, – это Петр, Андрей, Матфей, Симон и другие. А поскольку Он лично выбирал их, то нам важно подумать о том, по каким качествам Господь выбирает Себе учеников. Ведь каждый из нас призван быть учеником Христа, мы все должны быть в каком-то смысле Его апостолами, свидетелями, проповедниками жизни во Христе.


Например, посмотрим на такой эпизод, когда Господь зовет к Себе Филиппа. Когда Он говорит ему: «Иди ко Мне!», то Филипп сразу же понимает, что перед ним Тот самый Мессия, о Котором писали пророки. Он зовет своего друга Нафанаила и говорит ему: «Мы обрели Мессию, о Котором говорили пророки. Это Иисус из Назарета». Услышав название этого городка, о котором шла дурная слава, Нафанаил спрашивает: «Может ли что доброе быть от Назарета?» Филипп, понимая, что здесь бессильны слова и лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, отвечает своему другу: «Приди и посмотри!» Нафанаил идет, и Христос, видя его, говорит о нем: «Вот воистину израильтянин». И дальше следует очень важный для Бога критерий – «в нем же нет льсти (то есть лукавства)». Господь выбирает учеников именно по этому свойству: отсутствию двойного дна, фальши. Если человек говорит «да», то это значит «да», а когда произносит «нет», то это означает «нет». Какая простота и ясность души у этих людей! Из этих учеников Господь делает Себе помощников, первых апостолов.

Другое важное для нас качество, о котором нужно сказать, когда Христос призывает к Себе, можно увидеть в следующем эпизоде. Он стоит на берегу, Его теснит толпа. Тогда Господь входит в лодку, которая принадлежала Симону Петру, и учит с нее народ. Я сегодня вспоминал вместе с сотрудниками этот эпизод и задал им вопрос: «Кто может вспомнить и сказать, чему учил тогда Христос народ?» Все напряглись, стали вспоминать Нагорную проповедь, но так и не смогли вспомнить. Но это и правильно, потому что апостол Лука не пишет того, чему учил Христос. Он говорит, что после проповеди Господь сказал Симону и тем, кто был с ним: «Отойдите на глубину и закиньте сети».

Они поступили по слову и поймали столько рыбы, что сети начали рваться. Тогда, позвав своих друзей Иоанна и Иакова Зеведеевых, они начали грузить улов в лодки, которые стали тонуть от такого обилия рыбы. Петр, видя это, ужаснулся, припал к ногам Иисуса и сказал: «Господи, выйди от меня, ибо я человек грешный». Господь ответил ему: «Иди за Мной, и Я сделаю тебя ловцом человеков». Когда будущие ученики Христа вышли на берег и вытащили лодки, Он сказал им: «Следуйте за Мной!», и они, оставив все, без раздумий последовали за Ним. Удивительное послушание! Нет бы им взять и сказать: «Подожди, Наставниче! Нам тут нужно рыбку продать... Ведь на эти деньги можно столько больниц построить, храмов воздвигнуть, стольким нищим помочь!» Но они оставляют все на берегу и идут за Христом. Это удивительные качества, которыми обладают апостолы: послушание и способность слышать слово Божие, знать Божественную волю. Безусловно, это очень важно и необходимо и в наши дни: слышать волю Божию. Но мы должны быть не только слушателями, но и ее исполнителями.

Каждый крещеный человек на самом деле является Божиим учеником, на которого надеется Господь. Он желает, чтобы мы были Его присутствием в этом мире, Его устами, руками, сердцем и состраданием, потому что у Бога нет иных рук, кроме тех, что есть у Его учеников. Для этого Он и создал Свою Церковь, собрал учеников и дал им заповедь: «Идите, проповедуйте Евангелие всякой твари. Кто веру имеет и крестится, тот спасен будет, а кто не будет ее иметь, тот будет осужден». Так, потихоньку стала расти Церковь: апостолы пошли во все концы вселенной и благовестили всему миру. Люди, услышав слово о Христе, поражались той силе, с какой апостолы говорили, удивлялись их вере и становились христианами. Хотя каждый из учеников Христа знал, чем это рано или поздно закончится.

Новости распространялись быстро: вначале долетела весть о первом мученике Стефане, которого побили камнями, затем апостолы один за другим уходили в вечность, принимая мученическую смерть. Но это никого не пугало. Апостол Павел говорит: «Жизнь для меня – Христос, а смерть – приобретение этой жизни. И хоть я хотел бы разлучиться от этого тела и быть со Христом, но оставаться в теле почитаю полезным для вас». И Господь его хранил.

Вчера во время службы мы читали послание, в котором апостол Павел рассказывает о том, что ему пришлось пережить за годы своего служения: пять раз его избивали палками, трижды побивали палицами, три раза он пережил кораблекрушение, испытал множество различных бед и скорбей, несколько раз был заключен в тюрьму. Было даже такое, когда некоторые иудеи зарекались есть и пить до тех пор, пока не убьют апостола. А однажды, когда Павел после кораблекрушения сошел на берег и набрал хвороста, чтобы развести костер, ему в руку впилась ядовитая змея ехидна. Увидев это, жители острова решили, что перед ними великий грешник, если суд Божий не оставляет его в живых и после кораблекрушения. Павел же стряхнул ехидну в огонь и продолжал сидеть как ни в чем не бывало. Прошло время, и люди стали смотреть на него с удивлением: после укуса ядовитой змеи он остался жив, а раз так, значит – он бог, которому нужно поклониться. Апостол Павел сказал им: «Братия, мы не боги. Мы пришли к вам возвестить об истинном Боге».

Сорок тысяч километров прошел апостол Павел, ища спасения души. Сколько же он потрудился!

Перед нами потрясающий пример жизни этих удивительных людей – Петра, Павла, других апостолов. Он должен настроить нас на то, что все мы призваны быть присутствием Бога в этом мире: христиане – это свидетели, проводники благой вести о Христе. Поэтому я желаю всем доброго служения, быть настоящими христианами, а не только внешне казаться таковыми, просто называясь ими.

– В течение первых дней этой недели мы вместе со зрителями читали краткие жития двенадцати апостолов. Интересно было узнать, что апостол Павел был ярым гонителем христиан до тех пор, пока Господь не призвал его чудесным образом к Себе на служение. А еще нужно сказать, что одиннадцать апостолов закончили мученически свою жизнь.

– Иоанн Богослов хоть и почил в старости, но на его долю выпали и заключение, и всевозможные злоключения. Его неоднократно хотели убить. Так что апостол Иоанн тоже испил полную чашу скорби, которую ему судил Господь.

– Вы рассказали несколько историй из жизнеописаний святых апостолов, евангельских событий, связанных с ними. Скажите, а среди двенадцати учеников Христа есть ли те, кто Вам ближе всего, кто особенно сильно запал в душу?

– Можно бесконечно долго говорить про апостолов Петра и Павла. Обычно в день праздника вспоминаются эпизоды из их жизни. Конечно, это потрясающие люди, очень глубокие и в то же время простые.

Это апостол Петр – один из самых ревностных учеников Христа. Это апостол Иоанн Богослов, которого невозможно не любить, потому что он апостол любви. Многое из того, что мы знаем о Боге, нам открывает именно он. Из его уст мы слышим: «Бог есть Любовь» и «Чадца, да любите друг друга…» Проповедь любви принадлежит апостолу Иоанну Богослову.

Когда апостола Петра спросили о последнем желании перед смертью, он ответил: «Я хотел бы быть распятым на кресте, но не так, как мой Учитель, – я этого не достоин, а вниз головой». И это было исполнено. Нам известно про его потрясающее покаяние. Один из самых любимых эпизодов, связанных с ним, это рыбная ловля на Тивериадском озере. Это 10-е евангельское чтение, которое читается в субботу вечером накануне воскресного дня. Апостол Петр говорит другим ученикам: «Иду рыбу ловить», и они тоже решили идти вместе с ним. Всю ночь они трудились, но так ничего и не поймали. Забрезжил рассвет, и на берегу стал Иисус, Который спросил их: «Дети, есть ли у вас что снедно?» Апостолы сказали ему в ответ, что они ничего не поймали. Тогда Господь говорит им: «Забросьте сети ваши справа и обрящете».

Ученики забросили сети и уже не смогли вытащить их от множества пойманной рыбы. Иоанн сказал Петру: «Господь здесь!» Петр же в эти дни неимоверно страдал. Ведь он же отрекся от Христа, предал Его, смалодушничал, испугавшись женщин, сказавших ему: «Ты один из учеников Его!» Трижды отрекся он от своего Учителя и, вышедши со двора, горько плакал. Он жил эти дни в страшном состоянии потери любимого Бога, но в нем жила и надежда. Петр не отчаялся, потому рядом с ним оказались другие ученики Христа, которые его поддержали, от которых он не закрылся.

И вот доходит весть о том, что Господь воскрес, и для Петра это ожидание томительно, он не знает, как произойдет эта встреча. Поэтому когда Иоанн сказал ему о том, что Христос здесь, Петр бросился в воду, препоясавшись полотенцем, поскольку был наг, и быстрее поплыл к берегу. Остальные апостолы доплыли до берега на лодке. И вот Господь снова спрашивает их: «Есть ли что снедно?» «Нет», – отвечают Ему. И тогда Он просит, чтобы они вытащили сеть и принесли рыбу. Ученики вытаскивают сеть и обнаруживают, что поймали 153 рыбы. И вот уже лежит печеная рыба, хлеб, и Господь говорит им: «Придите, обедайте!» Он не обвиняет, не упрекает. Он говорит: «Детки, идите покушайте!» Удивительная, потрясающая любовь Христа! Царь вселенной оставляет заботу о всех светилах, о космосе для того, чтобы со Своими учениками поесть на берегу рыбки!

А потом Христос спрашивает Петра: «Симоне Ионин, любиши ли Мя больше, чем они?» Трижды задает ему один и тот же вопрос, так что Петр огорчился, лишь немного позже осознав, что он трижды отрекся от своего Учителя, потому и Господь его трижды спрашивает. Так восстанавливается Петр в своем апостольском звании. Он отвечает Христу: «Да, Господи! Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя!» Христос говорит ему, что придет время, когда Петра свяжут и поведут туда, куда он не хочет. «Воздежет он свои руцы» и будет распят на кресте.

Именно поэтому Евангелие от Иоанна, эпизоды, связанные с прощением Петра, для меня особенно любимы. Да и вообще мне дороги события, в которых речь идет о прощении. Например, случай с женщиной, взятой в прелюбодеянии. Здесь видна потрясающая глубина любви Бога к человеку, встреча с Ним. Но это отдельная тема для другой передачи.

– Во многом апостольское служение – это донесение до людей светлой Христовой истины. Одна из наших телезрительниц в социальной сети «ВКонтакте» спрашивает: «Каким образом можно донести свет евангельской проповеди и служения тем людям, которые считают, что православная вера – это слепая вера?»

– Свет веры всегда доносится изнутри. В последние несколько дней Господь дал мне возможность встретиться с людьми, которых беспокоил один и тот же вопрос о духовно-нравственном состоянии представителей Московской Патриархии, епископов, Патриарха. Люди приводили истории, которые они где-то прочитали, и их всех беспокоило: «Как же так? А где же святость?» Ты понимаешь: как тут человеку что-то скажешь? Ведь вера и встреча с Богом бывает не столько, как говорил Паскаль, от увеличения числа доказательств существования Бога, а от уменьшения грехов.

То есть чтобы найти путь к Богу, к тому, чтобы стать присутствием, проводником Господа в этом мире, нужно уменьшить свою сопротивляемость, греховность, потому что так уж устроено наше зрение. Да и лукавый очень хитрый: он забрасывает человека разными новостями, информацией для того, чтобы отвлечь от самого главного – от того, что происходит в моем собственном глазе. Сказано ведь: «Что ты видишь сучец в глазе брата своего?» Какое дело тебе до глаза своего брата, если в твоем глазе бревно уже ни в какие ворота не влазит?! «Лицемер! Вынь вначале бревно из глаза своего!» То есть разберись сперва со своим здоровьем, а уж потом дело дойдет до здоровья Патриарха и епископов. Достигни вначале чего-нибудь сам – «Врачу, исцелися сам!» Это же очень удобно: найти какие-то причины для того, чтобы всем и самому себе объяснять, что я не живу духовной жизнью потому, что... – и дальше список разных цитат из всевозможных новостийных блогов.

Удивительным образом устроено наше зрение: если я смотрю прямо себе на руку, то я уже не вижу Вас, а если я гляжу на Вас, то мне не видно руки, потому что мой взгляд расфокусирован. Вы знаете, бывает так: смотришь на икону Пресвятой Богородицы, которая находится за стеклом, и если поменяешь свой угол зрения, ракурс, то увидишь свое отражение, проходящих за твоей спиной людей. Но тогда ты не увидишь образа Божией Матери. Точно так же происходит и в духовной жизни: если мы смотрим за своим состоянием, то нам нет никакого дела до состояния окружающего мира. И напротив, если я пытаюсь разглядеть сучки в глазах ближних, то со своим бревном ничего не сделаю. В этом-то и заключается проблема. Так что это ложь, когда говорят, что православие – слепая вера. Нет, оно всегда зрячее. Апостол Павел говорит: «Я знаю, в Кого я уверовал! Я Его вижу! Я стремлюсь к Нему!» Нет более разумной, ясной веры, чем православие. Слепоты здесь нет, это миф.

– Вчера мы отмечали день первоверховных апостолов Петра и Павла, а еще в этот день почитается память святого Паисия Святогорца. Я знаю, что Вы не так давно побывали на Горе Афон и были на могиле старца. Не могли бы Вы рассказать подробнее о своем путешествии?

– Милостью Божией мне удалось побывать в этом святом месте. Афон – это концентрация Божественной благодати, поскольку там тысячелетиями совершается молитва, там присутствует лично Пресвятая Богородица, там собрано много великих святынь, первых икон Божией Матери, частиц мощей великих святых – великомученика Пантелеимона, Георгия Победоносца. Конечно, самое главное, что там до сих пор совершается подвиг богообщения, молитвы, исихии – тишины души. Мы стремимся туда для того, чтобы побыть в месте особого присутствия Бога. Афон уникален тем, что здесь можно полностью довериться Господу. Мы приезжаем сюда с какими-то планами, нам хочется побывать там-то и там-то, и Божия Матерь берет нас и говорит: «Успокойтесь! Я знаю, куда вам нужно!»

Тебе надо попытаться довериться – лечь на волны и плыть туда, куда ведет течение. Это очень замечательный опыт доверия Богу, Его промыслительной заботы о каждом мгновении в нашей жизни. Безусловно, на самом деле Господь и здесь точно так же присутствует, но тут слишком много шума, который глушит обращение Бога к нам: это и Интернет, и музыка, и реклама, и шелест шин, и много-много еще чего нам мешает. На Афоне, например, нет женщин, и это тоже одно из удивительных переживаний, потому что «немощнейшие наши сосуды – жены» часто создают много суеты, беспокойства, их мучают многие вопросы, они бывают слишком эмоциональны. А на Афоне собираются особые мужчины – люди, ищущие Духа Святого, Божией благодати, и у них здесь своя цель, а не просто приехать «потусить», «порешать бизнес-проекты». Им важно найти Бога. Такая концентрация людей, ориентированных на Христа, создает особую атмосферу.

У нас, конечно же, была своя миссия. Некоторое время назад для нашего собора Успения Пресвятой Богородицы мы попросили в Свято- Пантелеимоновом монастыре написать икону «Скоропослушницы», одну из самых близких, дорогих и любимых образов Божией Матери. Икону написали, и мы отправились за ней в командировку. И так получилось, что, взяв образ в Свято-Пантелеимоновской обители, мы в тот же день доставили его в монастырь Дохиар, где изначально была явлена эта икона.

История ее появления такова. Это была фреска, которая находилась на стене между трапезной и храмом. Монах Нил, который нес послушание в трапезной, часто проходил мимо иконы с зажженной лучиной и коптил ею лик Божией Матери. И вот однажды Пресвятая Дева сказала ему: «Не делай так больше, Нил! Не ходи больше здесь с лучиной и не копти образ. Это ведь неправильно, нужно с благоговением к нему относиться!» Но Нил будто не слышал слов Божией Матери. И когда он в очередной раз проходил мимо иконы, Она вновь обратилась к нему, и инок тут же потерял зрение. Ослепнув, он сразу же осознал свое поведение и раскаялся. Он взмолился к Божией Матери и тут же получил исцеление. Поэтому сам образ стали называть «Скоропослушницей» – скорой на ответ к нашим просьбам.

И вот мы привезли свою икону и поставили ее перед тем первым образом. Четыре дня друг напротив друга стояли эти два потрясающие образа, и только потом мы увезли свою икону на материк и передали ее специалистам, которые уже потом отправят ее к нам, в собор Успения Божией Матери.

Икону, конечно, созидают не столько иконописцы, сколько те, кто перед ней молится. Поэтому, дорогие друзья, я всех вас приглашаю в наш собор помолиться перед иконой. Верим, Божия Матерь скоро услышит наши прошения.

– Наверное, стоит отметить, что новости о прибытии этой иконы в собор появятся на сайте храма www.sobor-uspenie.ru, и те, у кого есть такая возможность, смогут поклониться ей. А почему именно «Скоропослушница»? С этим связана какая-то личная история?

– Это личная история любви... Любви к одному из нескольких образов Божией Матери. Есть Иверская, «Скоропослушница». Я точно знаю, какую следующую икону мы будем писать, если даст Господь, – образ «Отрады и Утешения». Это потрясающая икона, которая хранится в монастыре Ватопед, одной из наиболее сильных обителей, где игуменом является старец Ефрем, где собрана братия, стремящаяся к спасению.

История этой иконы такая же потрясающая, как и у «Скоропослушницы». Образ находился на стене храма. Ватопед не всегда пребывал в таком духовном расцвете, как сейчас. Было время, когда монахи, что называется, расслабились, и Господь решил этот монастырь наказать через разорение обители разбойниками. Притаившись у входа в монастырь, они ждали, когда откроются ворота и они смогут туда ворваться. Один старец, проходя на службу мимо иконы, вдруг услышал голос Божией Матери, сказавшей ему: «Не открывайте сегодня ворота! Там разбойники!» Инок поднял глаза и увидел, что икона ожила: Пречистая хочет предупредить его, а Младенец строго говорит Своей Матери: «Не делай этого! Они достойны своего наказания!» И Своей ручкой пытается закрыть Ей уста. Но Пресвятая Дева, убирая Своей десницей Его ручку (Бога и Спасителя!), еще раз предупреждает монаха. Так, любовь Божией Матери, милость Ее к человеческому роду превосходят справедливый и законный суд Божий. В таком состоянии эта икона застыла. Впоследствии этот образ был вырублен из стены и помещен в киот.

Когда я вошел в левый придел храма, где находится этот образ, и увидел эту икону, то был потрясен: она ведь настолько живая, что и сейчас сказать не могу. Произошла моя встреча с Матушкой Пресвятой Богородицей. И пока мы были в Ватопеде, во время богослужений я стоял напротив этой иконы и молился за все, что было в моей памяти. Поэтому мне так хочется, чтобы образ «Отрады и Утешения» был в нашем Успенском соборе.

– Посещение святых мест всегда меняет человека, дает ему пищу для размышлений. Скажите, а какие еще у Вас были открытия во время этого паломничества, миссии, с которой Вы отправились?

– Утешение от Божией Матери. Одно из дел, которое часто пытаются совершить паломники, это подняться на гору и помолиться на вершине. Там рядом с храмом Преображения стоит церковь Всесвятой Панагии. После первого моего посещения владыка благословил меня быть настоятелем храма Панагии, то есть Всесвятой Божией Матери, в Успенском соборе в Екатеринбурге.

В этот раз мы взошли на гору, помолились, отслужили литургию. Мы не взяли с собой каких-то больших припасов, понадеявшись, что нам хватит и четырех батончиков «Марс», чем, конечно же, позабавили других паломников. После спуска с горы нам нужно было пройти около 20 километров, и, пройдя три часа пути, мы сильно утомились. И вот видим, что напротив источника стоит скамеечка, а на ней лежит шоколадка и пачка съестных припасов. Это было настолько поразительно! У нас не было еды, но Божия Матерь позаботилась даже о такой мелочи, как эта: Она кого-то надоумила, и так совпало, что мы получили великое утешение. Вроде бы это пустяк, но это осознание того, что и волосок с головы человека не падает без воли Отца Небесного, что и волосы все сочтены на главе, что Господь бесконечно о нас заботится. Просто в это нужно верить и искать прежде всего Царствия Небесного и правды его, и все остальное приложится.

– У нас есть возможность совершить небольшое фотопаломничество по Афону. Я попрошу нашего режиссера показать фотографии, а Вас – немного прокомментировать то, что мы видим.

– На первой фотографии – Карули. Крайняя точка, что находится на правом побережье Афонского полуострова. Кельи здесь располагаются в скалах, и монахи, которые в них живут, ведут аскетический образ жизни.

На следующей фотографии облако словно шапкой покрывает Афон. Принято считать, что если на вершине горы находится облако, то Сама Божия Матерь находится там. Так что у нас в этот раз не получилось взойти на гору. Нас уберегла Пречистая – наверху был ураганный ветер и сильный туман. Мы не рискнули подниматься туда и тем самым сохранили себя от лишних опасностей и ненужных искушений.

На третьем снимке мы видим скит святой Анны и монахов. В центре фотографии афонский инок Давид. Он держит в руках небольшую икону преподобномученика Ардалиона, настоятеля храма Успения в Екатеринбурге. В скиту находятся мощи святой праведной Анны – матери Пресвятой Богородицы. Ей молятся о чадах. Отсюда начинается восхождение на гору.

Следующая фотография – молитва в храме Панагии. Здесь совершаются службы для паломников перед их восхождением на вершину горы. Здесь на снимке запечатлено начало Божественной литургии.

А вот здесь на фотографии мы видим крест. Отсюда можно увидеть весь полуостров. Это примерно треть пути от восхождения. Мне очень нравится это место! Просто потрясающая красота!

На этой фотографии мы видим могилу старца Паисия Святогорца в Салониках. Последние годы он прожил здесь, окормляя женский монастырь. Тут и покоятся его останки.

– Вот так, с помощью современных средств техники, мы смогли с вами окунуться в атмосферу монашеского быта Святой Горы.

Хотелось бы поговорить с Вами еще на одну очень важную тему, особенно актуальную для Екатеринбурга. 17 июля мы отметим день памяти святых царственных страстотерпцев. Для нашего города Царские дни – особое время: это и малый крестный ход 16 июля, и Божественная литургия в ночь с 16 на 17 июля, и Царский крестный ход после нее. Мы систематически рассказываем об этом нашим телезрителям и призываем их посетить наши мероприятия, но хочется поговорить подробнее. Помните ли Вы те времена, когда Храма-на-Крови еще не было, а молебны на месте разрушенного Ипатьевского дома, где погибла царская семья, уже служили?

– Милостью Божией я еще помню то время. Правда, тогда служились не молебны, а панихиды – заупокойные богослужения по почившим убиенным императору, его благочестивой супруге и чадам. Не было уже тогда Ипатьевского дома, а Храм-на-Крови еще не был построен, но народная тропа сюда не зарастала. Люди просили у Бога о том, чтобы святые царственные страстотерпцы у Божиего престола походатайствовали о нас.

Прошло несколько лет, и мы видим великое чудо: стоит прекрасный храм, совершается многотысячный крестный ход, сюда со всех концов земли приезжают люди, которые любят царскую семью и хотят почтить их память, немного потрудившись в молитве и покаянии.

Чтобы почувствовать, узнать другого человека, нам нужно войти с ним в общение, потому что откровение происходит от взаимного доверия. Чтобы понять красоту, глубину, мощь святых страстотерпцев – великих русских святых, нужно побыть с ними в молитвенном общении и на месте их расстрела, и там, где пытались уничтожить их святые останки, в монастыре, который находится в урочище Ганина Яма. У царственных страстотерпцев многому можно научиться, и прежде всего большой, светлой и чистой любви, потому что царская семья – потрясающий пример настоящей семьи, любви и верности.

Можно многому у них научиться, прочитав их дневниковые записи, переписку, посмотрев на то, как воспитывались дети. Николай и Александра воспитали пять святых детей! Это настоящий талант. В современных семьях чаще всего недовольны своими детьми: все время высказывают претензии, возмущаются и жалуются. Понятно, что все это очень далеко от святости, но нужно начать молиться святым страстотерпцам, просить их, и они смогут нам в этом помочь. Они научат нас любить и свою семью, и свою Родину. Николай Александрович говорил, доказав потом свои слова на деле: «Ради блага России я готов принести любую жертву, чего бы мне это ни стоило».

Святые страстотерпцы могут научить нас мужеству, потому что нам сложно себе даже представить, что претерпевал царь, находясь в заключении, как переживал ежедневно он за своих детей. Представьте, у императора четыре очень красивых, чистых, ясных дочери, а их охраняют рабоче-крестьянские большевики, которые не отличаются особой нравственностью. Один из палачей царской семьи потом говорил: «Мы никогда не расскажем, а вы никогда не узнаете того, что мы с ними сделали». Да, мы знаем, что их расстреляли, но на самом деле это же не было казнью последнего Романова, здесь было убийство и самодержавия, и православной семьи. Это было ритуальным, символичным действом.

Можно научиться у детей из царской семьи отношению к родителям, но для этого нужно войти с ними в молитвенное общение. Покаянный крестный ход – это один из таких способов, ведь мы не просто идем по улицам Екатеринбурга, а молимся на всем протяжении нашего пути. Зачем это нужно? А зачем вообще нужны такие нагрузки, как крестные ходы, восхождения на Афон, посты или паломнические поездки? Вы знаете, самое трудное в духовной жизни – это постоянный, монотонный труд, выполняемый изо дня в день. Монахи, к примеру, его несут: утром и вечером – молитвы, днем – послушание, и так каждый день из года в год. Это требует колоссальных духовных усилий прежде всего в борьбе с унынием. У нас этого не хватает. Мы не можем даже немного потерпеть, и в этом смысле все мы «бегуны на короткие дистанции», когда монахов можно по аналогии назвать «марафонцами», преодолевающими многокилометровый пожизненный марафон. У нас такого нет, но есть жажда покаяния, стремление тоже быть там, где и Господь, и потому мы совершаем такие кратковременные усилия, как крестный ход, который длится четыре часа. Нужно пройти с митрополитом, священниками, христианами этот путь, помолиться сердцем, помолиться ножками. Эти усилия по преодолению своей немощи в крови у русского человека.

Я вспоминал недавно, как мы стояли у Пояса Пресвятой Богородицы. Люди десятки часов стояли к святыне лишь для того, чтобы на секунду приложиться к ней и пройти. Только русский человек на это способен – ни в одной другой стране никто бы не стал стоять не то что 24 часа, а даже и полчаса. Так что утруждать себя в ноябре стоянием на морозе может лишь наш человек, это характерно для русского благочестия. То же самое можно сказать и в отношении крестных ходов, купания в источниках и другого. У русского человека есть стремление к подвигу, готовность встать и совершить нечто такое, выходящее из ряда вон, не принятое в общем течении жизни. Поэтому не отказывайте себе, дорогие мои, в удовольствии пройтись крестным ходом, помолиться святым царственным страстотерпцам за себя, свою семью, за нашу Родину и наших детей.

– Вы уже говорили о том, что хорошо было бы познакомиться со святыми царственными страстотерпцами, читая их жизнеописания, а чему еще следует уделить внимание в эти дни? Скажите, как лучше расставить свои приоритеты? Ведь совершается много служб как в Екатеринбурге, так и в Алапаевске, проходит несколько крестных ходов. Как человеку определить ту меру подвига, которую он может на себя взять?

– В первую очередь важно не потерять благоговения и покаянного настроя. Необходимо взвесить свои силы и разумно ко всему подходить. Не надо брать на себя тот вес, который мы не сможем понести. Самое центральное событие – это литургия в ночь с 16 на 17 июля. Это выходные дни, и потому ожидается большое количество гостей, которые приедут сюда для того, чтобы разделить с нами радость прославления святых царственных страстотерпцев. Участие в молитве, в общем деле, причастие Тела и Крови Христовых – это главное событие, к которому нужно подготовиться. По возможности нужно побывать на всенощном бдении – это можно сделать либо у себя в приходском храме, либо в Храме-на-Крови. А дальше уже – «аще кто хощет», кто может, тот «отвергнись себя, возьми крест и следуй за Мною», как говорит Господь, то есть кто хочет, кто имеет ревность о Духе Святом, пусть примет участие в крестном ходе после литургии.

Все нужно делать по силам: если есть возможность пройти двадцать километров в течение пяти часов, то нужно идти. Хотя крестный ход будет организован максимально удобно, и если человек вдруг почувствует себя плохо, то ему помогут добровольцы из службы «Милосердие», сестры милосердия, батюшки будут поддерживать уставших. Постараемся пройти. Важно не терять за всеми этими физическими упражнениями своего внутреннего настроя. Нужно помнить, что это Покаянный крестный ход, и потому надо сосредоточиться не на том, что происходит вне, не на общей политической ситуации, не на святости или несвятости отдельных священнослужителей, а на самом себе, необходимо подумать над тем, что скоро я предстану перед Богом и мне нужно будет дать Ему ответ о том, как я прожил, что я сделал со своей душой. Эту возможность немного изменить себя важно не потерять.

– Хочу напомнить нашим телезрителям, что подробное расписание Царских дней можно посмотреть на главном сайте Екатеринбургской епархии и на сайте храма Успения Пресвятой Богородицы.

 

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Записала Евгения Осипцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать