Беседы с батюшкой. Крест в Церкви

13 августа 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках протоиерей Александр Абрамов.

– Здравствуйте, отец Александр! Благословите наших телезрителей.

– Мы встречаемся в августе, когда Святая Церковь празднует среди многих памятных дат и день Происхождения Честных Древ Креста Господня, и совершенно естественным будет пожелать: силою Честнаго и Животворящего Креста, Господи Иисусе Христе, нас просвети, помоги и убереги.

– Что объединяет праздник Происхождения Честных Древ, праздник Воздвижения Креста и Крестопоклонную неделю?

– Вы назвали важнейшие дни, которые особенным образом посвящены в Церкви памяти Креста. Мы, конечно, поминаем Крест, обращаемся к нему каждый день, и некоторые дни церковной недели, постные дни, так или иначе, посвящены памяти страданий Спасителя, немыслимых вне Креста. Среда и пятница – это такие дни на неделе, но есть еще и особые дни, когда мы празднуем исторические события, связанные, например, с нахождением Креста Господня, с тем, когда царица Елена обретает в Иерусалиме Крест после распятия Спасителя и после длительного времени забвения произошедших в Святом городе событий.

Крестопоклонная неделя знаменует середину Великого поста, и до Пасхи примерно столько же времени, сколько от начала Великого поста; это такой экватор. И здесь Церковь никакой другой знак, никакой другой символ не ставит, а именно Крест, чтобы им нас подготовить к Пасхе. Но и укрепить. И вот это удивительно: как может быть укрепление в орудии смерти? И об этом, я думаю, мы сегодня еще поговорим.

И второй праздник начинающегося церковного года... Церковный год заканчивается, как мы знаем, в августе; последний двунадесятый праздник августа, уходящего церковного года – Успение Пресвятой Богородицы, а начнется двунадесятым праздником Рождества Богородицы. И сразу, через несколько дней после Рождества Божией Матери, мы будем отмечать Воздвижение Креста Господня. Очень важно, что это существеннейшие моменты церковного года, Крест становится поводом к молитвенному размышлению христианина и к его, как это ни странно звучит, ободрению.

– Каков смысл православного креста как символа?

– Крест – это ведь самый простой графический знак: вертикальная черта, перечеркнутая горизонтальной чертой. Для тех, кто распинал, это было очень удобное и очень дешевое орудие страсти: прибить горизонтальную полочку к вертикальному столбу, и вот человек на протяжении многих часов, а то и до суток сгибается под тяжестью собственного тела, прибитый ко кресту. Не выдерживает сердце, а сукровица наполняет легкие, и дыхание затруднено. Даже здесь, кстати, Евангелие обнаруживает правдивость. Когда Он умер, один из воинов подошел и пробил Ему ребра, «и абие изыде кровь и вода», то есть немедленно вышла кровь и вода – сукровица, говоря современным медицинским языком. Потому что невыносимо для легких  находиться под таким давлением веса человека, тянущего вниз. Мучительная, долгая, дешевая, незатратная, предельно унизительная казнь. Имеется в виду ведь еще и то, что все казнимые вешались обнаженными, а одежда их делилась между исполнителями наказания. «Разделиша ризы Моя себе и об одежде Моей метали жребий»… Кому что достанется. Мы же не можем себе представить, что виселица, например, или пистолет, или электрический стул станут символом веры в Воскресение, в жизнь вечную, а Крест становится. Благодаря тому, что на нем был Христос. И Крест пуст.

В каждом православном храме есть изображение креста, нет такого храма, где бы этого не было. Мы носим на теле изображение креста, но, подходя к каждому кресту, видим на нем, что Христа Живого там нет, на нем есть рисунок Христа. Но Христос сошел с Креста, был снят с него по распятии и кончине и воскрес. И вот тот факт, что Крест пуст, означает для нас веру в воскресение, в правдивость Спасителя. Воскресение Христово стало фактом, а значит, стала фактом действительность нашей убежденности в возможность и нашего личного спасения, и нашего личного воскресения. Поэтому Крест есть посрамление дьяволу.

Одно из церковных песнопений говорит: «Дьявол принял Того, Кто мертв, и изблевал Его», потому что не мог принять саму жизнь, заглотил ту наживку, которая его самого уничтожила. И вот этот простой знак есть наша клятва в верности Христу. Наша голова склонена, потому что мы понимаем: нет той жертвы, на которую Христос не пошел бы ради человечества, и ни один из нас не достоин этой жертвы, но она принесена, и благодарное сердце трепещет перед Богом, Который на такое оказался способен. Я понимаю неуместность слова «способен» по отношению к Богу, для Бога нет ничего невозможного, но желание Божие отдать Себя, безгрешного и ни в чем не запятнанного, ради совершенно сумрачного, умирающего и гибнущего человечества поразительно. Тем более что это распространяется не на исторический Иерусалим и грешников, бывших до того только, но и на каждого из нас, на нас с Вами, беседующих здесь и сейчас.

– Я слышал, что крест еще указывает, как должна быть выстроена жизнь христианина: вертикаль указывает на устремление к Богу, горизонталь креста указывает на земные дела. Если горизонталь превышает вертикаль, то крест становится как бы неправильным, он должен сохранять свои пропорции.

– Ну, это такая морализаторская концепция. Разные люди из мира искусства очень любили к подобным образам прибегать. По-моему, скульптор Эрнст Неизвестный, сравнительно недавно скончавшийся, говорил: «Всякая творческая жизнь – это перекрестье между творческим желанием, ростом, между возможностью; у каждого вот так». Его спросили: «А кто в Вашем перекрестье, в его центре?» – «Это я». И для нас, христиан, в перекрестье, в общем прицеле, всегда в прицеле – Спаситель. Наводит оружие дьявол, целится в Христа, но, даже попав, сам того не понимая, сам того не зная, оказывается разоруженным, потерявшим и проигравшим. Но только это не игра, это жизнь и смерть, в которой верующие во Христа обретают жизнь, а дьявол – кончину и упразднение.

– То есть Крест похож на прицел, Христос находится под прицелом с открытыми руками.

– Высоцкий пел: «На меня направлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси. Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси». Это слова Пастернака.

– Каков смысл крестного знамения и в чем принципиальное, смысловое отличие православного крестного знамения от католического?

– Начну со второго Вашего вопроса. Ясно, что мы крестимся справа налево, а католики крестятся слева направо, при этом мы крестимся трехперстно, католики – двумя сложенными рядом пальцами. Согласно некоторым точкам зрения, жест крестного знамения справа налево есть жест закрытия; когда человек крестится вот таким образом, как крестимся мы, он скрывает тайну своей души как нечто интимное, доверяя  это только Богу. Жест слева направо (и мы знаем это по одежде, когда расстегиваем, например, пуговицы) – это жест раскрытия, раздевания. Так, например, считал Бердяев, что католическое крестное знамение есть желание поведать все вовне и быть очень открытым к обществу. Я не очень верю в такие соображения, они мне кажутся несколько надуманными. Принципиальной разницы в крестном знамении что у нас, что у католиков в этом смысле нет. И они, и мы исповедуем свою принадлежность  Христу. И мы, крестясь, говорим: «Мы Христовы»; они, крестясь, говорят, что они Христовы.

Мне пришлось много лет служить за границей. Америка, где я служил, – страна религиозная, но бывают очень и очень трогательные моменты, когда, например, в день так называемой пепельной среды (у католиков это время Великого поста) все те, кто считает себя принадлежащим к католической христианской общине, приходят в храмы, им помазывают лоб углем из кадила, и они на протяжении всего дня ходят по городу со знаком креста. Выглядит это, признаться, очень трогательно, люди не стесняются показать там, где они работают, что они христиане, в самых многонациональных и многокультурных коллективах.

Когда мы крестимся или носим нательный крест, мы говорим, что будем стараться соблюдать заповеди, и себе в напоминание держим этот крест, никогда не снимая. Евангелие нам говорит: «Если вы постесняетесь исповедовать Меня перед людьми, Я не исповедую вас перед Отцом Небесным». Значит, верно и обратное: если мы не боимся перекреститься, например, у храмов, проходя мимо, если мы носим крест и детям своим его надеваем.

Нередко мамочки начинающие говорят: «Ну, мы крестик на ночь будем ребеночку снимать, ведь он может задохнуться». Не может. Полуторатысячелетняя (имеется в виду зафиксированная четко и ясно) история Церкви не знает таких примеров. Не надо бояться. Мне очень нравится, когда я стою около какого-нибудь храма, наблюдаю, проходит молодая мама с коляской, остановится, перекрестится; идет какой-нибудь панк-парень, думаешь: «Ну вот, что он сейчас сделает?» А он – бейсболку снимет, перекрестится. Это уже какой-то знак того, что доброе семя посеяно, надо двигаться дальше.

– Какие Вам известны случаи, свидетельствующие о силе креста, о силе крестного знамения?

– На Пасху  мы совершаем так называемое пасхальное зачало во всех богослужениях: «Да воскреснет Бог, и расточатся враги его; яко исчезает дым, да исчезнут, так и да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся». И священник в начале этого богослужения, как и перед началом любого всенощного бдения, совершает кадилом знамение креста, тем самым утверждается несомненно, что крест способен разогнать, уничтожить, отразить всякую злобную силу. Я не хотел бы говорить о крестах вообще, для этого достаточно открыть хотя бы Википедию или посмотреть множественные жития святых о чудодейственном участии креста в жизни тех или иных людей. Но для нас все-таки свидетельства агиографические, житийные отдалены, мы их читаем благоговейно, однако они не имеют прямого отношения к нам здесь и сейчас.

Мы как-то взялись вести  летопись того, что происходит в храме, где я настоятельствую, у чудотворного Кийского Креста патриарха Никона. И я попросил тех людей, которые когда-либо получали помощь, написать нам об этом: может быть, какие-то воспоминания или просто записочку, сказав, что случилось. И я немало знаю свидетельств. Но тема ведь очень интимная, не хочется говорить о живых людях и об их переживаниях, могу только сказать, что случаи помощи, исцеления, решения каких-то домашних проблем, казавшихся неразрешимыми конфликтов велики. Если для людей IV века было важно из похода вернуться домой живым или чтобы не отравили на государственной службе при очередном перевороте, то сейчас наши потребности, с одной стороны, вроде бы скромнее, а с другой стороны, те же самые. Идешь в армию служить – вернуться живым и здравым:  родители приходят, и дети возвращаются. Чтобы болезни прошли, порой кажущиеся неисцелимыми,– и проходят. Может быть, с виду это все: «Ну и что? Это ведь врачи помогли». Да, конечно, врачи помогли, и слава Богу, что так, но вначале стояло обращение к Спасителю через молитву Животворящему Древу Креста.

Всякий раз, когда мы обращаемся ко Кресту, мы не обращаемся к дереву, мы не обращаемся к предмету. В акафисте Кресту, который написал Святейший патриарх Сергий, по-видимому, в очень тяжелое время, когда он был местоблюстителем Русской Церкви (сам говорил: «У меня четыре епископа: один в Бресте, другой во Владивостоке»), рефреном не слова: «Радуйся, Кресте Господень», а слова: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Всякий раз, думая о Кресте и поклоняясь ему, мы поклоняемся Спасителю Воскресшему и нас прощающему.

– Расскажите подробнее о Кийском Кресте патриарха Никона, который находится в вашем храме.

– Об этом Кресте можно часами говорить. Меня поражает, как немного, к сожалению, люди об этой святыне знают. Между тем эта святыня огромного, исполинского значения не только для Москвы, но и для всей нашей Церкви, я бы рискнул сказать: для всей полноты православия. Крест Христов имел форму, известную ученым как тау-крест. Он выглядел не так, как крест, который мы носим на веревочке на шее. Тау-крест – это крест в форме буквы «Т», с полагающимися перекладинами, нам известными, завершающийся навершием. Вот на этом навершии была табличка, какая вина у того или иного приговоренного. И мы знаем, что у Спасителя было написано: «Иисус Христос, Царь Иудейский», или «ИНЦИ», как чаще всего пишут сейчас на крестах. Этот тау-крест патриарх Никон в 1656 году заказывает в Палестине из кипариса, он по размеру точно воспроизводит Крест Христов. Можно себе представить его габариты: 3 метра 10 сантиметров в высоту и 1 метр 92 сантиметра в ширину.

Мы с Вами видим в студии изображение, как Симон Киринейский несет на Голгофу Крест Христов. Это тоже тау-крест, он точно изображен в греческой традиции. Вообще, как правило, точно изображаются эти кресты, но представьте себе, сколько может весить крест размером 3 метра на почти 2 метра. Его здоровый человек, Симон Киринеянин, который был свободен и не претерпевал мучений, с огромным трудом нес. А что Спаситель, Который к этому моменту подвергся аресту, бичеванию, пыткам, весь окровавленный? Он не мог нести физически этот тяжелейший Крест.

Патриарх Никон заказал такой Крест из Палестины в воспоминание Крестных Страданий Спасителя и в него водрузил почти все имеющиеся тогда в Москве мощи святых угодников Божиих (их было около трех сотен). Кроме того, в этот Крест были также помещены святыни из Палестины, в том числе более совершенно нигде не встречающиеся. Например: частица стола (или, как тогда говорили, трапезы), за которым Авраам принимал, угощал Святую Троицу. Мы с вами знаем изображение стола, на котором ангелы собираются вокруг этого престола, там какое-то угощение… Вот такая святыня была найдена. Или, например, частица камня, на котором молился Спаситель в пустыне. В подвесе находились частицы кожи апостолов Петра и Павла, Крови Христовой и подлинного Древа Креста Господня. Этот подвес утрачен.

Крест предназначался для того, чтобы оказаться на Белом море, в одном из самых северных русских монастырей, основанном самим же Никоном, – это Кийостровский монастырь, Крестный, или Ставрос. Вот этот Крест Спасителя, установленный там, должен был стать таким духовным маяком, знаком того, что и самая заброшенная, самая дальняя земля Богом просвещена, защищена. И это такой русский пограничный духовный пункт, очень далеко от столицы, он под охраной церковной, под охраной благодати Божией. Этот Крест туда отправили с почестями в 1657 году, сопровождали его и почетный эскорт драгун, и пушки. Уже тогда, в середине XVII века, Крест начал чудотворить. Это в районе Онеги, на Белом море, туда и сейчас нелегко добраться от крупнейшего ближайшего города Архангельска. От Архангельска, по-моему, чуть больше ста километров, а добираться четыре с лишним часа, а то и пять – дорога неважнецкая.

И тогда дорога была очень плохой. Делали многочисленные остановки: например, в Вологде, в других крупных северных городах. И везде по пути шествия срубали копии – деревянные копии в тот же размер, что и Крест, прикладывали их, и они сами становились объектом поклонения, и от них также исходили чудотворения. Одна из таких копий находится поныне в городе Онега, где в Троицком соборе служит замечательный священник, отец Александр Коптев, настоятель Онежского собора. Там память о Кийском Кресте сохраняется, и копия является очень важной святыней этого собора. Чудесный священник и замечательный приход.

Крест находился в Кийской обители до Крымской войны середины XIX века, англичане тогда активно пытались бороться за побережье Архангельска и Беломорска, атаковали в том числе и Кий-остров. Чтобы избежать угрозы Кресту, его эвакуировали, и тогда были потеряны некоторые мощи. А затем пришла советская власть, монастырь упраздняется в начале XX годов, Крест перевозят в антирелигиозный музей и на Соловки (он был покрыт листовым золотом, часть золота безвозвратно утрачена), пишут разного рода оскорбительные статьи в тамошних газетах. «Что это, – говорят, – за такой Божественный универмаг, содержащий в себе частицы людей, которые никогда не существовали?» Но мы с вами знаем, что людей, которые это говорили и писали, сама судьба расставила по местам. Незавидна их участь. Так, например, в Москве из числа тех, кто организовывал ограбления храмов под видом изъятия церковных ценностей для помощи голодающим, никто не умер своей смертью. Скорпионы друг друга поедали. То же самое было и с Соловками. Сколько людей, начинавших там кровавую вахту, и бывших сотрудников ОГПУ там же или в других местах окончили свои дни.

В 90-е годы с Божьей помощью, чудесным образом и при помощи другого священника, которого не могу сейчас не упомянуть, протоиерея Георгия Мартынова, ныне служащего в Храме Христа Спасителя в Москве, положившего очень много сил, для того чтобы о Кресте рассказывать и чтобы его вызволить, бывшего руководящего сотрудника музейной сферы, а потом ставшего батюшкой,  Крест был изъят из музейных фондов и возвращен в Церковь. И с 1991 года Крест находится в храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, где я являюсь настоятелем. Храм маленький, Крест огромный; мы считаем, что храм стал как бы футляром для великой святыни. С годами больше людей стали о Кресте узнавать. Но все равно, на мой взгляд, недопустимо мало знают. Однако на праздник Происхождения Честных Древ, 14 августа, если не вся православная Москва, то пол-Москвы бывает у Кийского Креста. Мы вместе молимся, выносим также и напрестольный Крест для поклонения, в котором содержатся частицы Ризы Спасителя и Ризы Божией Матери. Очень надеюсь на то, что люди об этом Кресте, о таком зримом знаке покровительства Христова нашему городу, нашей стране и нашей Церкви, будут больше и больше узнавать, потому что где, как не под сенью Креста, о себе поплакать, о чем-то важном попросить, постоять, пообщаться со Христом, распятым там и воскреснувшим, а значит, и тебя с Собой совоскрешающим…

– Расскажите, пожалуйста, об обетных крестах. Что это такое?

– Патриарх Никон в 1639 году, когда еще не был патриархом, а просто иеромонахом Никоном, будучи, надо сказать, своевольным монахом, не ужился на острове Анзер на Соловках со своим духовным отцом, прославленным впоследствии среди святых, и убежал с Соловков, стал искать другого места для приложения своих иноческих подвигов. И вот он попал в кораблекрушение. Я думаю, не в последнюю очередь это кораблекрушение было связано с тем, чтобы патриарха Никона убедить в пользе послушания. Нельзя сказать, что это ему сильно пошло в помощь и научение, потому что патриарх Никон был, конечно, очень своевольным иерархом, но он выжил и был выброшен на Кий-остров. Остров малюсенький, меньше километра в длину, меньше полукилометра в ширину, но очень красивый, примерно в 10-15 километрах от города Онега в Онежской губе. Но это совершенно не помешало бы ему утонуть, если бы не было воли Божией. Белое море очень холодное, и оно, наверное, выше четырех градусов не бывает даже летом.

Его выбросило, и он в память о своем чудесном спасении установил памятный, или обетный, крест, он обещал здесь со временем или часовню построить, или храм. Но у Никона был огромный размах, он сразу задумал построить монастырь. В память этого своего обещания и в благодарность он установил деревянный крест. Когда он стал  новгородским митрополитом, а потом патриархом, то все время хлопотал у государя Алексея Михайловича, чтобы с Кий-островом что-то сделать. И наконец получил разрешение на строительство монастыря и лично это строительство курировал. Вот так обетные кресты возникают по лицу всея земли.

– То есть это был первый обет?

– Нет, их было очень много. Я рассказываю о механизме того, как возникают такие кресты. На Соловках огромное количество обетных крестов, вы идете по лесу и видите: то здесь, то там стоит крест. Это не погосты, часто люди думают, что если крест в лесу, значит, здесь было какое-нибудь заброшенное кладбище. Так, например, в Каргопольской земле много таких кладбищ уже давно ушли в землю, а кресты стоят. На Соловках не так. Монахи получали какую-то помощь Божию. Даже если шел один человек, у него какой-то молитвенный разговор с Богом происходит, что-то очень важное он услышал для себя, он запоминает место, ставит крест. Только он и Бог знают, что именно здесь было.

А бывали и какие-то совершенно ясные ситуации: братия вышла на лодке ловить рыбу, сильный ветер подул, спаслись – на берегу поставили крест. Удивительно, что последний обетный крест на Соловках братией был поставлен на острове Анзер, которому впоследствии суждено было стать всероссийской Голгофой. Даже гора там именуется Голгофой, там был штрафной изолятор в советское время. И знаменитая береза там сейчас стоит, выросшая уже в наше время в форме креста. Нельзя было ставить в советское время никакие поминовения, и береза в форме креста выросла на Голгофе, знаменуя наш плач по убиенным там новомученикам. Так вот, последний обетный крест братия монастыря смогла поставить свободно и не в лагере 25 октября 1917 года. Они не знали, что в этот день произошла революция, тогда коммуникации не были так развиты.

– Удивительно. Расскажите про традицию поклонных крестов.

– Поклонные кресты – это кресты, возводимые в честь тех или иных памятных событий, перед которыми, например, в дальнейшем совершается богослужение.  Например, крест по случаю победы  в том или ином сражении. Например, битва на Шипке, русско-турецкая война, мы помогаем славянским братьям, и число жертв при том или ином сражении очень большое. Кто-то обнаружен, кто-то не обнаружен. Бывало ведь и так, что человека могло разорвать просто на куски, и не находят, кто это. И ставится поклонный крест в память о всех здесь погибших или в память о победе, и из года в год совершается, например, панихида о всех здесь живот свой положивших. Такие поклонные кресты, как правило, связаны с местами боевых действий.

Бывают поклонные кресты, возведенные на месте, где жил или совершал подвиги тот или иной угодник Божий. В Радонеже мы с вами знаем современный крест, отмечающий место, где преподобный Сергий проживал. В основе лежит не музейный принцип, что именно здесь находился дом, где жил со своими благочестивыми родителями будущий преподобный Сергий Радонежский. Но эта земля освящена его присутствием, и естественным для нас становится установить здесь крест. Потому что каждый из этих угодников Божиих совершал свое крестоношение, прославлял Христа через свой собственный крест, который приносился к подножию огромного Креста Христова.

– Многие высокие награды имеют форму креста: Андреевский крест, Георгиевский крест, орден Мужества. Видимо, не случайно именно форма креста выбрана для этих наград?

– Если я не ошибаюсь, и орден «За заслуги перед Отечеством» сейчас имеет форму креста, она взята за основу. Это совершенно естественно, потому что эти ордена действовали и в Российской империи (она, конечно, была православной страной). И главным знаком православного миросозерцания, всем понятным и не нуждающимся в каком-то дополнительном толковании, был крест. Естественно, коль скоро эти награды носили имена христианских угодников Божиих (святого Андрея Первозванного, святого великомученика Георгия Победоносца, святой Анны), то, как правило, было изображение этих святых на фоне креста, сближающего их со Спасителем. На ордене Андрея Первозванного Андреевский косой крест, в форме современной буквы «Х», на котором был распят апостол. Кстати, это высшая государственная награда и в Российской империи, и в современной Российской Федерации. В современной Российской Федерации число награжденных орденом Андрея Первозванного после восстановления этой награды не превосходит двух десятков человек.

– И опять же крест?

– Крест, конечно. Интересен вопрос: как быть с теми, кто, например, не принадлежал к христианской традиции и удостаивался этого ордена? Я как-то специально интересовался этой темой. Четкого и окончательного ответа, насколько я понимаю, нет. Если та или иная награда, будучи в основе своей не военной, доставалась человеку военнослужащему, то туда прибавлялись мечи. Насколько я понимаю, старались иноверцев к такого рода наградам не представлять. Были отдельные награды и для национальных окраин империи. Например, свои награды для Польши, где люди не были православными чаще всего. Что касается вопроса о том, как награждали мусульман, я затрудняюсь сказать, но насколько  помню науку о наградах, специальных наград в форме полумесяца в списке государственных наград Российской империи не было. Хотя здесь могу ошибаться.

– Каков смысл крестов, устанавливаемых на могилах?

– «Господи, сотвори им вечную память». Мы на панихиде в любом поминальном богослужении просим: «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (такому-то) и сотвори ему вечную память». Крест – знак вечной памяти, утверждение, что усопший был христианином, и просьба к Господу не забыть его, помянуть в Своем Царствии. Прошла Великая Отечественная война… И люди, которые с нее вернулись, но вскоре умерли, как правило, были еще до революции рождены или почти сразу после революции, и большинство из них были крещеные. И не вытравилась еще некая церковность; во всяком случае, приверженность обычаю в этих семьях. Потому очень часты такие обелиски со звездой, которые ставил военкомат, например, а к ним потом бабушки как-то приделывали самодельный крест, приклеивали или даже рисовали. Такое сплошь и рядом было.

Когда сейчас, например, воинские мемориалы делают, приходишь на новые кладбища, смотришь, вроде стела стоит, есть какие-то романтические слова и малюсенький крестик. Мне кажется, это не очень правильно, крест абсолютно лаконичный и все говорящий о человеке символ, может быть значительно больше, чем фотографическое изображение, и так далее. Понятно желание людей, часто далеких от Церкви, всякую крупицу памяти сохранить, но в том и дело, что крест вбирает в себя все. И в некотором смысле дата смерти лишь для человеческой памяти. Достаточно дату рождения упомянуть, я бы так вот сказал, потому что продолжается их жизнь у Бога, у Которого живы все.

– Что значит крестоношение как образ жизни?

– Это очень болезненная на самом деле тема, потому что вокруг нее начинает ломаться очень-очень много копий. Некоторые люди совершенно на голубом глазу говорят: «Ну, я вот этот крест несу, это мой подвиг». Мне хочется всегда несколько снизить пафос и вспомнить фильм «Покровские ворота», где супруга Хоботова говорит: «Нет уж, милочка, это мой крест, и нести его буду я». Такими словами, как крестоношение, не разбрасываются, это очень интимная, очень потайная жизнь сердца, ведомая только самому человеку и Богу. Поэтому в первую очередь крестоношение – это не паранойя и не кликушество. Как только человек начинает заговаривать о своем кресте, значит, он ничего не знает о духовной жизни.

Люди десятилетиями несут крест какой-то семейной боли... Есть люди, я знаю, которые десятилетиями ухаживают за сумасшедшей матерью, ни один человек не знает, кроме духовника, что мать сумасшедшая и что она устраивает из-за своей болезни каждодневные скандалы, а человек должен работать, выглядеть мирным, спокойным, ни на кого не накричать. А приходя домой, он видит одно и то же, он должен за ней ухаживать, и для него нет вопроса: должен он или не должен, крестоношение это или нет. Он бы даже обиделся, если бы ему сказали: «Ух, какой Вы крест несете!» Это его долг, внутренне осознаваемый как долг. Вот это подлинная история.

А иногда человек говорит: «Я помяну тебя в своих молитвах». – «О, лучше не надо, мы знаем цену Вашим молитвам». Человек молящийся никогда не скажет: моя молитва. Как человек, занимающийся творчеством, никогда не скажет: мое творчество. Он скажет: «Я что-то там сыграл, что-то написал». Он оставит другим на суд решать, творчество это или нет. Так и здесь, это очень потайная сфера отношений Бога и человека. То, что люди часто принимают за крестоношение, является иногда не совсем комфортными бытовыми условиями… Или вот болит нога. Если нога болит и ты считаешь, что это уже тяжелейшее бремя, то вот сюда посмотри, вот на это изображение…

Наша миссия (христиан) – быть Симоном Киринеяном, которому досталось помочь нести Крест. Он же не создал Крест Христов, он не нес этот Крест от момента пыток; последний кусок жизненного пути Христа он помогал Ему этот Крест нести. Вот наша задача – попробовать перефокусировать нашу собственную ситуацию. Мы как смотрим? Есть я, есть мои проблемы, некоторые из них я возвожу в ранг Креста и неимоверной тяжести. И есть Христос, Который где-то вовне, но было бы очень хорошо, если бы Он откликнулся на мой зов и помог мне нести мой крест. Всё вокруг моего «я». И нам надо иначе отцентровать эту ситуацию. Все то, что во мне есть хорошего, есть итог сотворчества меня и Бога. Но Ты, Господи, в меня очень много вложил, очень многое мне дал, потому постараюсь Тебе помочь нести Твой Крест через мое соблюдение заповедей, через то, что я вот эту малую свою дорожку пройду прямо и достойно. И тогда не будет разговоров о моей тяжести. Мою тяжесть берет на себя Христос, поэтому и сгибается под тяжестью собственного Креста.

– Спасибо Вам за беседу, благословите наших телезрителей.

– Дорогие друзья, братья и сестры, давайте будем трезвенно относиться к собственной жизни, где можно не ныть – там не ныть, но всюду помогать Христу, находя Его в обстоятельствах нашей жизни. Он не где-то в Иерусалиме сейчас, Он рядом с нами. Поможем Ему, облегчим Его ношу и от Него укрепимся. Помощи Божией вам!

Ведущий Денис Береснев

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать