Успенский пост

13 августа 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает иерей Иоанн (Никулин), настоятель прихода собора святой великомученицы Екатерины, г. Екатеринбурга. Передача из Екатеринбурга. Эфир 13 августа 2014 года.

 

- Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". В студии Тимофей Обухов.

Сегодня у нас в гостях иерей Иоанн Никулин, настоятель прихода собора во имя святой великомученицы Екатерины г. Екатеринбурга.

Здравствуйте, отец Иоанн. Благословите наших телезрителей.

 

- Благословение Божие да будет со всеми вами, дорогие телезрители.

 

- Тема нашей сегодняшней передачи "Успенский пост", который начнется завтра.

Хотелось бы начать с того, что такое пост, для чего он нужен, когда появились посты.

 

- В жизни христианина, можно сказать, посты круглый год: Великий пост, Петров, Успенский, Рождественский, каждые среда и пятница, еще какие-то однодневные посты. Возникает вопрос: зачем так много?

Пост - очень важное делание для христианина, и в нем первостепенное значение имеет не диета, касающаяся продуктового набора, а скорее тренировка. Как говорит апостол Павел, все бегут, чтобы получить награду, и каждый спортсмен, чтобы иметь возможность для бега должен тренироваться. Для христианина такая тренировка необходима.

Человек, как мы знаем, состоит из тела и бессмертной души, и эти части тесно связаны между собой, так что одна зависит от другой. Пост - это делание как бессмертной души, так и нашего физического тела. В пост мы больше молимся, больше читаем Евангелие, святых отцов и соблюдаем пост физический, ограничивая себя в пище. Конечно, в пост мы ограничиваем себя в разных развлечениях.

Но пост неодинаков для каждого человека, это вещь индивидуальная. Для каждого человека мера поста своя, и она определяется внутренним духовным состоянием человека и наличием определенного духовного подвига человека.

Потому что в жизни христианина для совершенствования необходимо заставлять себя что-то делать. Пост помогает нам заставлять себя молиться, настраивать на молитву, потому что мы тренируем свою христианскую волю, и эта тренировка очень необходима.

Один знакомый священник рассказывал мне про алкоголика, который пил круглый год, но в Великий пост, начиная с Чистого понедельника и до Пасхи, он  не брал в рот ни грамма. И это для него был действительно подвиг, потому что для алкоголика не принимать алкоголя в течение целых сорока дней - это настоящий подвиг. Поэтому, когда я ограничиваю себя в соответствии с уставом Церкви, это требует от меня меньших жертв, чем от него. Поэтому каждый человек должен внутри себя выбрать ограничивать себя или жить по-прежнему, лишь меняя набор блюд.

Пост необходим христианину. Без поста мы бы духовно расслаблялись и постоянно деградировали, а пост нас собирает. Вместе с тем в посту тоже надо иметь приоритеты. Великий пост - это главный пост в году, а остальные, по сути, подражания ему. Поэтому для тех, кто не соблюдает постов, начинать надо, прежде всего, с Великого поста.

Приоритеты должны существовать и в посте. Потому что очень часто мы делаем второстепенное и совершенно не делаем главное. Порой люди соблюдают посты, но не приходят в церковь и не причащаются, либо приходят в церковь, но не считают нужным причаститься даже раз в году. Это тоже, мне кажется, неправильно, потому что пост - лишь средство для христианского движения к Богу, постепенного восхождения от силы в силу, а не конечный результат,  иначе христианин останавливается, перестаёт развиваться внутри себя.

 

- Батюшка, Вы упомянули о четырех постах, кроме того среда и пятница, не много ли для человека ограничений, духовных подвигов?

 

- С одной стороны, много, но с другой, для человека, который воспитан в этой традиции, который является глубоко воцерковленным христианином, и этого оказывается мало. Очень часто ко мне подходят прихожане и говорят:

- Страшно виновата, батюшка, капельку маслица скушала.

Поэтому наши прихожане порой так часто постятся, что я даже удивляюсь этому. Но у каждого своя мера, и здесь нет каких-то универсальных правил. Поэтому главное - постепенно входить в делание поста, чтобы каждый раз был какой-то подвиг. Чтобы в каждый новый пост было какое-то усилие и работа над собой, а не просто соблюдение некой диеты, которой придается исключительное значение. К сожалению, фарисейство в нашей жизни тоже присутствует.

 

- Вопрос телезрителя из Белгорода: Может быть, главное все же не в соблюдении каких-то конкретных дней, а чтобы человек старался каждый день хотя бы жить по совести, тогда и посты приложатся. Благоразумный разбойник, наверное, ни постов не соблюдал, не причащался, но попал в рай. Можно ведь и причащаться каждый день, и никуда не попасть.

 

- Спасибо за уместный вопрос. Действительно, если мы будем лишь внешне исполнять посты, внешне исповедоваться и причащаться, не отдавая своего сердца Христу, не воспринимая Евангелия всем своим сердцем, то, конечно, все это будет, как медь звенящая и кимвал звучащий, как те фарисеи, о которых Христос говорит в Евангелии.

Конечно же, христианин призван жить по Евангелию и каждую секунду своей жизни находиться в определенной духовной трезвости. То есть все время быть внимательным к себе. Если он будет все время внимательным к себе, он будет и меньше согрешать, поскольку будет все время задумываться над тем, что говорит, что делает, куда смотрит и так далее. Конечно, для христианина пост в каком-то смысле идет круглый год. Но вместе с тем нельзя и перегибать палку. Как говорится в притче, рассказанной одним египетским подвижником охотнику: если сильно натянуть тетиву лука, то она лопнет, а если слабо, стрела не полетит, поэтому я и монахам своей обители при строгости поста делаю какие-то послабления. Поэтому пост на Пасху невозможен, поскольку это время радости. Это не значит, что христианин должен расслабиться, духовная трезвость должна быть всегда, но некая радость, и физическая в том числе, должна присутствовать, иначе рано или поздно человек сломается, как этот лук.

 

- Вы упомянули о строгости. Что значит строгий или не строгий пост. Об Успенском посте говорят, что он такой же строгий, как и Великий.

 

- Есть еще понятие литургического поста, то есть пост богослужебный. Каждый пост предполагает наличие определенных богослужений. Например, в Великом посту практически оставляется служение Божественной литургии на буднях, служится только Литургия Преждеосвященных Даров в среду и пятницу, в остальные дни она не совершается. Потому что Божественная литургия несовместима с Великим постом.

Пост для монахов - это часто полное невкушение пищи, ведь устав наших постов формировался в монастырях. Хотя и говорят, что Успенский пост такой же строгий, как Великий, это не совсем корректно. В некотором смысле он вне конкуренции, потому что там мы готовим себя к встрече с воскресшим Христом, к встрече Пасхи, а Пасха - это Праздник праздников и центр всего христианского богослужебного года.

Успенский пост можно назвать строгим относительно других постов. Это, может быть, связано не только с тем, что он единственный богородичный пост, но и с тем, что он довольно короткий: всего две недели. Две недели поститься чуть строже гораздо легче, чем в посту Рождественском, который длиннее, но в каком-то смысле менее строгий с точки зрения устава. Но любой пост - наше духовное делание, и сравнивать их "строгость" не совсем правильно, поскольку мы все равно должны замечать за собой внутреннюю работу. Нам чего-то хочется, но мы себя ограничиваем, и чем чаще мы себя ограничиваем, особенно в том, в чем нет необходимости для его жизни, тем легче христианину идти за Христом: делать добрые дела, молиться и так далее. Это делание, по сути, должно быть ежедневно, но чтобы лук не сломался, существует время поста и время, когда его нет.

 

- Вопрос телезрительницы из Великого Новгорода: Через несколько дней мы уезжаем на отдых, стоит ли нам поститься три ближайших дня и причаститься в воскресение?

Второй вопрос связан с тем, что в Великий пост я постилась и три раза причащалась, и все три раза после причастия я болела. Поэтому я даже боюсь теперь причащаться, и не знаю, что делать.

 

- Такой вопрос лучше решать со священником, придя в храм, потому что для каждого человека у священника  найдется свой ответ, и универсального ответа здесь нет. Как мы знаем, обычно в путешествии допускаются некоторые послабления в посту, связанные не с тем, что нам тяжело и мы трудимся, хотя раньше путешествие было тяжелым трудом, и человеку требовалось поддерживать себя. Сейчас в путешествии мы встречаемся с другой проблемой: часто у нас нет возможности выбрать между постным и не постным. В этой ситуации  нужно слушать свою совесть и размышлять, правильно ли я поступаю. То есть Вы не должны придумывать себе оправданий, если есть возможность выбора. Если пост нарушен, лучше сказать об этом священнику на исповеди, но если Вы делаете это от необходимости, думаю, большого греха в этом нет. Если вкусил мяса или молока, это не означает, что ты тут же стал нечистым, и нужно бежать на исповедь. Но если мы это делаем намеренно, для угождения себе - это, конечно, грех.

Причаститься, конечно, стоит, потому что и болеем мы чаще всего из-за того, что мы не только грешим, но и, к сожалению, довольно редко причащаемся.

 

- Подобный вопрос поступил к нам и от телезрительницы из Волгоградской области: она часто болеет, поэтому посты не соблюдает, в связи с чем спрашивает, не потому ли она и болеет, что не соблюдает посты? Может ли здесь быть такая прямая связь?

 

- Почему болеет человек, и для чего ему посылаются эти скорби, известно только Богу. Вместе с тем, если Господь посылает их, наверное, человеку стоит задуматься над своей жизнью, над тем, для чего он живет, что его ожидает в будущем. Если человек задумается об этом, если он искренне верует в Бога, конечно, нехорошо, если у него есть возможность соблюдать посты, но он не соблюдает их. Мы знаем, что есть люди больные, которые освобождаются от физического поста. У людей могут быть болезни, когда им необходимо вкушать молочное. Таким людям надо помнить, что пост не ограничивается тем, чтобы не вкушать чего-то. Ведь ограничивать себя можно тем, чтобы, скажем, не смотреть телевизор.

Знаю одного священника, к которому пришла одна бабушка и сказала, что врач рекомендовал ей есть мясо. И священник сказал: хорошо, но отваривай его без соли и употребляй как лекарство. Естественно, это не очень вкусно, и есть его приходится через силу, действительно, как мы принимаем лекарство. Понятно, не надо придумывать способы специально делать невкусно, но надо учитывать такой момент, чтобы не было услаждения. Если прописали молочное: едим кефир без сахара, а не вкусный йогурт.

 

- Вопрос телезрителя из Оренбургской области: Мужчине, оставшемуся в одиночестве, трудно бороться с плотскими желаниями. Как лучше бороться?

 

- Мне кажется, что в такой ситуации лучше всего постоянно ходить на исповедь к одному и тому же священнику. Иногда у нас ищут особо опытных духовников, старцев. Может быть, с одной стороны, это и хорошо, но с другой, оказывается в ущербе духовная жизнь, и в некотором смысле иногда лучше пойти не к самому опытному священнику, но ходить к нему постоянно и постоянно исповедовать свои грехи, постоянно вести работу над собой. Регулярная и стабильная исповедь - раз в одну-две недели - даст очень хорошие результаты.

Мне сложно посоветовать что-то конкретное, потому что лечащий врач должен наблюдать своего пациента, выписывать ему какие-то лекарства, смотреть, как они действуют или не действуют. Поэтому священник, как врач, наблюдает, как это действует, как человек реагирует на эти "духовные лекарства". Кроме того, никакой телефонный звонок не может заменить личное общение, поэтому я советую начать Вам регулярную духовную жизнь. Совершать регулярную молитву утром и вечером, пусть это будут самые краткие молитвы, но молиться во что бы то ни стало. Также начать регулярную исповедь, и если священник Вас допустит, регулярное причастие. Регулярная религиозная жизнь - лучшее лекарство от всех наших жизненных трудностей.

 

- Что дает пост современному человеку, жизнь которого интересна, полна различных возможностей. Неужели в посте есть что-то, чего нет в нашей повседневной жизни?

 

- Здесь можно говорить о многом, даже если говорить лишь о физическом посте, как ограничении себя в пище. Вообще, в каком-то смысле это уникальная вещь, потому что человек оказывается в ситуации, когда у него все есть. Я еще помню то время, когда банан был такой редкостью, что его делили на четыре части, когда он появлялся в доме. Наша жизнь настолько изменилась за последние двадцать лет, что многие вещи, которые раньше были почти недоступными, теперь стали доступны почти все. Так или иначе, почти все сейчас едят досыта. Тех, кто недоедает, наверное,  не так уж много в России.

Для человека, живущего в ситуации, когда у него все есть, такой пост полезен еще и сточки зрения того, что он научает человека ценить то, что у него есть. У нас есть вкусовое изобилие, и нам нужно все новое и новое, а пост заставляет человека многое переосмысливать и напоминает христианину, что он не должен идти за своими страстями, а должен научиться управлять ими и обуздывать.

 

- Что может подтолкнуть молодого человека, который что-то знает о молитве, хочет ходить в храм, с почтением относится к священнослужителям, но никак не может понять, зачем необходим пост?

 

- Я уже начал говорить о двусоставности человека, но существуют разные понятия человеческой природы -  дихотомия и трихотомия, то есть дух, душа, тело. Эту человеческую природу можно сравнить с переливающимися сосудами, которые связаны между собой. Если в одном сосуде мы будем давление повышать, а в двух других нет, то жидкость, которая находится в них, выльется наружу. Если будет повышать давление в них, но не будем повышать его в третьем, опять-таки эффекта повышения давления не произойдет. Для того чтобы давление повысить, надо повышать его одновременно и равномерно в трех сосудах.

Так и в жизни христианина: физический пост помогает человеку внутренне собраться для душевного и духовного поста. Без поста очень трудно молиться. Даже физически утром трудно встать, если вечером много съесть. Если ты ограничил себя и не съел даже то, что можешь съесть, это уже помогает в молитве. Пост в каком-то смысле восстанавливает первоначальную иерархию духа, души и тела, когда дух управляет телом, а не тело духом.

Все мы призваны восстановить в себе то подобие, которым наделил человека Бог. Все стремимся, чтобы стать тем Адамом, которого сотворил Бог в раю. Адам пал, но Христос пришел, для того чтобы все вернуть. Христа часто называют именно вторым Адамом, Человеком с большой буквы. И мы стремимся к тому, чтобы восстановить эту иерархию. Без ее восстановления христианину будет невозможно.

Великим подвижникам удалось настолько восстановить в себе эту иерархию, что их тело требовало минимума, и вместе с тем их возможности были гораздо больше.

 

- Вопрос телезрителя о природе Церкви: что она больше - община святых или школа грешников?

 

- Конечно, Церковь - общество святых, и когда священник произносит "Святая святым" - это не пустые слова. Каждый человек, который является подлинным членом Церкви, призван к святости, и умирая в мире с Церковью, он потенциально святой. Наша молитва об умерших - это не просто вымаливание грешников, но и молитва к ним, мы поем "со святыми упокой, Христе Боже, раба Твоего". Прежде чем канонизировали того или святого, им сначала молились, служили панихиды. Например, такое почитание было у многих новомучеников, которые впоследствии были прославлены.

Когда хоронят верующего человека - это в прямом смысле торжество церковной жизни. Вместе с тем, когда священник произносит слова "святая святым", народ отвечает "Един Свят, Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца". То есть мы говорим, что, с одной стороны, мы призваны к святости, но вместе с тем "не здоровые требуют врача, но больные", вместе с тем мы осознаем себя людьми грешными.

Как в молитве перед Святым Причастием "Верую, Господи, и исповедую" мы признаем себя последними грешниками, и вместе с тем, соединяясь со Христом, становясь частью Тела Христова - насколько это высоко и священно - через это мы становимся призванными к святости. Эта антиномия тоже свойство христианской святости.

Один из великих подвижников, находясь на смертном одре, просил Господа не забирать его, потому что он даже не успел начать каяться, хотя он уже был известным подвижником, при жизни почитаемым святым, имел множество учеников. Но сам он полагал, что еще не начинал каяться. Поэтому чем глубже человек проникается христианской верой, тем большим грешником он осознает себя. Это смирение - свойство христианской святости, поэтому одно - продолжение другого. Святость ведет к осознанию грешности.

 

- Священномученик Киприан Карфагенский писал, что "Дева - это цвет церковного отростка, высокое украшение благодати духовной, природа веселая, чистая и неповрежденная, создание хвалы и чести, образ Божий, соответствующий святости божественной. Это светозарнейшая часть стада христова, ими радуется, в них обильно красуется Славное Чадородие Мати Церкви".

 

- Вопрос нашей телезрительницы: стоит ли современной женщине в современных условиях пытаться подражать Пресвятой Богородице? И как это сделать?

 

- Конечно, стоит. Приведенную цитату Киприана Карфагенского нельзя вырывать из контекста. Прежде всего, она обращена к тем девам, которые служили при храме. Были целые корпорации монашествующих, сестричества, которые несли свое служение при храмах, заботясь о самом храме, и служа ближним. Они организовывали больницы, приюты, оказывали иную помощь. Эти слова, прежде всего, обращены к этим, как бы мы назвали их теперь, сестрам милосердия, которые свою жизнь посвящали служению ближнему.

Эти слова святителя Киприана не потеряли свою актуальность, поскольку каждая женщина призвана не только быть матерью, но и дарить то тепло, которым обладает женская половина человечества, и которого, к сожалению, нет у мужской половины. Это уникальные свойства женской души. В этом мире очень не хватает любви, милосердия, сострадания, заботы, которую могут проявить только женщины.

Поэтому этот гимн и стремление к материнству, не только физическому, но вообще несению материнского чувства. Некоторые женщины воспринимают каждого человека, как своего ребенка, вне зависимости от того, есть ли у нее собственные дети. Она накормит, напоит, подумает о таких мелочах, проявит такую заботу, что бывает удивительно. Поэтому женское служение очень важно, и мне кажется, жизнь общества деградировала бы и стала чем-то ужасным без женского сострадания, милосердия и материнского отношения ко всему.

 

- Успенский пост заканчивается праздником Успения. До V века этот день не отмечался как церковный праздник. Почему?

 

- Церковные праздники складывались постепенно. Даже Великий пост не был сразу сорокадневным. Это связано с тем, что церковная традиция развивалась постепенно. Некоторые праздники появились относительно недавно, потому что праздники нужны, прежде всего, нам, чтобы мы восходили от силы в силу, находили себе повод посвятить этот день Богу.

Думаю, что традиция празднования Успения к V веку стала повсеместной, но возникла гораздо раньше и, скорее всего, существовала поместно. Связано это с тем, что в этот период происходит значительное развитие христианского богослужения, и в частности календарного круга. Появляются и многие другие праздники, они получают широкое распространение, им пишутся службы.

Вместе с тем, не надо думать, что Пресвятую Деву не почитали до этого, конечно, почитали, просто были другие формы почитания. Как Великий пост первоначально начинался с трех дней поста, но эти три дня люди совсем не вкушали пищу. Затем он увеличился до недели и так далее, происходило развитие.

 

- Провокационный вопрос, который я все же осмелюсь Вам задать: почему иерархи Церкви выглядят так, будто они не соблюдают посты?

 

- Я не знаю, какие иерархи выглядят так, будто они не соблюдают посты, а какие выглядят, будто они соблюдают посты, но, например, один мой друг, который недавно стал батюшкой, за три месяца своего священнического служения сбросил 12 килограмм.

Все батюшки разные, я знаю многих, которые полные из-за состояния своего здоровья. Понятно, что и среди священников не все люди идеальны, священники - такие же люди, которые живут на земле, и кто-то из них тоже любит покушать. Однако думаю, что у большинства из них полнота имеет причину именно от болезней.

 

- Батюшка, что дают посты лично Вам?

 

- Священнику обычно тяжело в посту, поскольку наши прихожане, к сожалению, живут так, словно целый год ничего не надо делать и только в посту прийти исповедоваться и причаститься. Особенно в Великий пост бывает очень много исповедников и причастников, поэтому священнику приходится много времени быть в храме, и физическая нагрузка очень большая. Пост для священника – это пост вдвойне, потому что ему приходится поститься не только, как всякому христианину, но возрастает нагрузка в богослужебной жизни.

Пост - это всегда повод собраться и что-то сделаться. Например, взяться за перечитывание какой-то книги и вообще уделять больше внимания своей внутренней жизни, в частности чтению Священного Писания. Такое стремление всегда есть. Пост стал переживаться по-новому, когда появилась семья. В семинарии всегда готовилась постная пища, поэтому не приходилось задумываться. Теперь, поскольку дома есть маленький ребенок, который, естественно, не постится, дома есть не постная пища, приходится бывать в гостях, где не всегда есть постная пища, поэтому часто приходится выбирать, заставлять себя поститься, что тоже идет на пользу.

 

- Как лично Вы относитесь к решению Собора Украинской Православной Церкви о выборе местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия?

 

- Я с большой радостью воспринял эту сегодняшнюю новость. Честно говоря, я очень переживал за эти выборы, поскольку они проходили в очень непростое время: к сожалению, последние 25 лет на Украине не очень спокойно. Вместе с тем, выборы показали единство Украинской Церкви, и, конечно, мы очень ради видеть в качестве предстоятеля Украинской Церкви такого достойнейшего архипастыря, как митрополит Онуфрий. Он и выпускник Московских духовных семинарии и академии, кандидат богословия, часть жизни посвятивший Троице-Сергиевой Лавры, будучи ее насельником, что тоже немаловажно, поскольку в советские годы это был один из немногих центров монашества и центр духовной жизни.

Митрополит Онуфрий очень достойный и очень скромный человек, более двадцати лет он занимал Черновицкую кафедру, и сам он уроженец Западной Украины, что делает его достойнейшим кандидатом и в национальном смысле. Поэтому эту новость я воспринял с очень большой радостью. Как достойный воин Христов он будет предстоятельствовать в Украинской Церкви и в том числе своим личным примером вести паству ко Христу.

 

- Вопрос телезрительницы: Мы берем благословение у батюшки на то или другое, а если захочется сделать поклоны днем или ночью, не будет ли грехом делать это без благословения. И наоборот: когда берешь благословение, а по немощи, нерадению не всегда выполняешь?

 

- Да, к сожалению, у нас в православной среде есть такой обычай - буквально на все брать благословение. К сожалению, это злоупотребление благословением, потому что христианин должен иметь свою голову и в каких-то мелочах быть способным определять, что ему делать, а что нет.

Конечно, в духовной жизни очень важно ходить к одному священнику, и у одного священника спрашивать те или иные советы, и можно говорить о своих молитвенных подвигах, чтобы священник, зная наше духовное состояние, мог смотреть, чтобы мы не впали в прелесть или наоборот духовно не расслабились. Но вместе с тем, если нам захотелось ночью положить поклон, прочитать акафист - это хорошо, и ради этого не стоит беспокоить священника вопросом. Многие в трудной жизненной ситуации любят молиться ночью, и для этого не требуется священнического благословения. Если мы возьмем за правило каждый вечер читать какие-то большие молитвословия, тогда, конечно, лучше поверять свою жизнь со священником, к которому ходишь на исповедь, для того чтобы не взять слишком большой подвиг, а потом не справиться с ним. В таких случаях нужно советоваться со священником.

Иногда бывает в жизни такое состояние, когда что-то в его жизни произошло такое, что человек ничего не может делать, кроме молитвы, и единственное утешение - молитва. В этот момент нужно молиться, не  надо думать о том, благословили ли мне это, а нужно просто открыть свое сердце Богу.

 

- Большое спасибо за ответы, батюшка. Прошу Вас в завершение сказать нашим телезрителям несколько наставлений на предстоящий пост.

 

- Дорогие телезрители, желаю всем провести пост хотя бы с маленьким-маленьким усилием, хотя бы с маленьким-маленьким для себя достижением. Это достижение должно быть не только в физическом посте, но и в том, чтобы посмотреть на свою  духовную жизнь, постараться в пост сдержать где-то свой гнев, где-то свое раздражение, свои обиды, для того чтобы наш физический пост не был бесполезен, но принес пользу. Конечно, надо уделять внимание чтению: Евангелия, Апостольских Посланий и Деяний, какой-то святоотеческой литературы, пусть не сложной, чтобы пусть немного, но чтобы это было. Храни всех вас Господь.

 

Ведущий: Тимофей Обухов.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать