Беседы с батюшкой. Миссионерская работа в России и за рубежом

12 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечают заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви Заграницей протоиерей Андрей Соммер и председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии протоиерей Константин Головатский.

– Тема нашей сегодняшней передачи – «Миссионерская работа в России и за рубежом». Отец Андрей, я уже выразил свою радость и признательность, выражаю ее еще и еще раз, что Вы сегодня имеете возможность, прибыв из США, рассказать нашим телезрителям о том, как живет православная молодежь в Америке, и о Вашем визите в Россию с теми молодыми людьми, которые сегодня с Вами сюда прибыли. Пожалуйста, расскажите, как  Вы проводите сейчас это время в России, в Петербурге, что уже произошло, что, может быть, еще произойдет. Ваши впечатления?

– Всегда большая радость приехать в Россию. И, конечно, в Петербург; это не в первый раз. Приехал я, чтобы привезти, во-первых, мощи святой новомученицы княгини Елизаветы и ее помощницы – послушницы инокини Варвары. Я привез ее десницу из нашего Знаменского собора, где она хранится с 1981 года; там велось и прославление святых новомучеников за рубежом. И, сопровождая мощи, со мной приехали молодые люди из разных приходов  Восточно-Американской епархии, молодежный хор нашей молодежной ассоциации князя Владимира. Они представляют разные приходы и разные сословия эмиграции. Есть те, которые уже являются третьим поколением эмиграции, есть с нами и из первой эмиграции, есть те, которые первый раз вообще попали в Россию именно благодаря этой поездке, и для них это, конечно, имеет особое значение, так же как и для меня.

Этот год является особым. Мы вспоминаем столетие трагедии России, русской революции и столетие начала подвига святых новомучеников. С этой целью мощи были привезены в Петербург, где, можно сказать, все началось. И с целью подкрепить веру петербуржцев и как-то отметить духовное значение последствий этого всего и значение подвига новомучеников. Наш молодежный хор пел здесь уже в разных соборах: и в лавре, и в Федоровском соборе, где будут мощи. И, конечно, это дает особую возможность подкрепления веры не только петербуржцам, но и молодежи, которая приехала со мной. Таким образом они могут держать особую связь со своей исторической Родиной. Конечно, мы приехали из Америки; это страна, где мы живем, но мы себя считаем не просто какими-то американцами, а русскими зарубежниками, мы живем русским духом нашей православной веры. В этом есть разница.

– Я так понимаю, что этот визит стал возможен в сотрудничестве с Отделом по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии. Так, отец Константин?

– Да.

– И это сотрудничество родилось наверняка не сегодня. Можно несколько слов о том, как вы наладили это взаимодействие, как стало возможным ребятам из США побывать в России и, я так понял, российской молодежи побывать в США?

– Молодежь всегда живет общением, ей это очень интересно, для развития молодых это очень важно; тем более интересно общение с такими ребятами, которые живут, может быть, в каких-то других условиях. Побывать в другой стране очень интересно, поэтому группы молодежи из Петербурга уже неоднократно бывали на молодежных съездах и мероприятиях, которые проводятся за границей, в том числе их проводит Синодальный отдел Зарубежной Церкви. И к нам, соответственно, тоже достаточно часто приезжают группы паломников, гости из Америки, Европы и так далее. Конечно, наша задача – оказать гостеприимство, как-то принять эту молодежь, всех тех, кто к нам приезжает. Может быть, постараться создать такие условия, чтобы они могли осуществить свои планы, с которыми они едут в Россию и, как отец Андрей сказал, на свою историческую Родину.

Поэтому и в этот раз тоже постарались организовать программу содействия пребыванию этого молодежного хора здесь, в Санкт-Петербурге. Она включила в себя и большой молодежный молебен, который при стечении большого количества людей состоялся в Александро-Невской лавре у мощей, у десницы преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Тем более действительно это юбилейный год, и собрался большой хор. Получилось так, что объединились ребята, которые поют на приходах у нас, в Санкт-Петербурге (это наш православный молодежный хор Санкт-Петербурга), и наши гости из Америки. И таким совместным пением были озвучены стены нашей прославленной обители, сердца нашего Санкт-Петербурга – Александро-Невской лавры. Это произвело на ребят большое духовное впечатление, они потом общались после молебна, была возможность познакомиться, что-то обсудить, обменяться  контактами, чтобы продолжить общение в дальнейшем.

Кроме этого, у нас в программе совместная поездка в Тихвинский мужской монастырь и посещение детского дома, там наш молодежный отдел уже неоднократно оказывал некоторую поддержку детям. Это коррекционный детский дом. Туда также приедет группа наших гостей и привезет свои пожертвования, окажет посильную помощь детям. Вместе с тем, конечно, состоится экскурсия по Тихвинскому монастырю и молебен перед Тихвинской иконой Пресвятой Богородицы. Хор  принимает участие во всех богослужениях, которые в эти дни проходят у нас. Осталось богослужение с участием владыки митрополита и в Александро-Невской лавре. Вот такая насыщенная программа.

А центром этого пребывания, который может заинтересовать молодежь как с одной стороны, так и с другой, стала конференция «Судьбы России и Церкви за прошедшее столетие», посвященная именно юбилею этих трагических событий, которые мы в этом году вспоминаем. И в рамках этой конференции как раз возможно такое полноценное общение ребят, не просто в качестве личных контактов, но на темы, волнующие нас всех  как представителей нашего народа.

– Спасибо, отец Константин, за Ваш ответ. Отец Андрей, скажите, пожалуйста, это не первое Ваше пребывание в России, и наверняка, приезжая сюда, на историческую Родину, и Вы, и те ребята, которые с Вами приезжают, как-то переживаете эту встречу с Россией. Поделитесь, пожалуйста, Вашими впечатлениями, переживаниями от этой встречи.

– Действительно, как раз с подписанием акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью открылись всякие возможности, и можно сказать, что этот год является особым годом, это десятилетие примирения. В истории Церкви было очень много разделений, но очень редко примирения, и слава Богу, что есть такая особая возможность нам сейчас духовно быть вместе. За это время у нас были разные молодежные совместные проекты; более тысячи молодых людей принимали участие в этих совместных проектах и программах за эти десять лет.

Конечно, самая главная цель всего этого – подкрепление нашей православной веры, и молодежь, которая приезжает сюда, в Россию,  как бы объединяется со своей исторической Родиной и видит, и молится, и причащается в храмах, и имеет возможность подкрепить свою веру. На Западе мы живем как бы в своей микросфере. Православие в меньшинстве в плане вероисповедания, особенно в Америке, и когда мы видим полные храмы здесь, в России, видим, что молодежь принимает активное участие в жизни Церкви, то это тоже подкрепляет веру нашей молодежи. А у нашей молодежи как бы двойной состав жизни: они ходят в светские школы, работают, но также стараются сохранить в разных условиях искушений и западного влияния  православную веру, русские традиции и любовь к Богу.

– Да, это действительно чрезвычайно важно и интересно. Наверняка ребята, попадая в Россию, немало удивляются тому, что здесь можно, например, встретить полный храм молодежи, как это наверняка было в Александро-Невской лавре на молитве.

– Действительно. И попасть на патриаршую службу или митрополичью – это, конечно, впечатляет молодежь. Общение с православной молодежью очень важно, это подкрепляет их веру. Впечатления у них хорошие, радостные, из-за этого мы стараемся развивать как можно больше совместные проекты и приглашаем молодежь из России в Америку, в Европу, чтобы принять участие в наших программах тоже.

О. К.: Я так думаю, что важно посещение святынь нашего города, в Александро-Невской лавре. Это же действительно очень важно помолиться у мощей святого благоверного князя Александра Невского, у иконы Божией Матери «Скоропослушница», история которой непосредственно связана с жизнью великой княгини Елизаветы, помолиться блаженной Ксении, Иоанну Кронштадтскому. Эти святые были прославлены в Зарубежной Церкви раньше, чем здесь, в России, и они очень давно почитаются, их очень любят и знают. Возможность здесь оказаться и помолиться – по-моему, это прекрасно для ребят, это чувствуется по ним, по их отношению.

О. А.: Мы живем, можно сказать, заочно в России. В наших богослужениях мы знаем и изучаем жизнь святого праведного Иоанна Кронштадтского, святой блаженной Ксении, а приехать и именно увидеть место, где они жили, молились, совершали подвиг, – это просто как бы закрепляет все стороны нашей веры, мы не только в богослужениях знаем этих святых, а именно посетили то место, где они жили. Очень важно это объединять, это как паломническая поездка.

– Это очень важное свидетельство, поскольку вы, находясь географически далеко от этих святынь, к ним тем не менее стремитесь и стараетесь их  узнать,  чтобы они были близки вашему сердцу. Потому что бывает такое, что человек, проживая в Санкт-Петербурге много лет или всю жизнь, понятия не имеет, где находятся мощи Александра Невского и находятся ли они где-то вообще; где Смоленское кладбище, где можно помолиться блаженной Ксеньюшке. Поэтому спасибо Вам за это свидетельство, очень ценно это услышать.

Отец Константин, скажите, наша молодежь Санкт-Петербургской епархии бывала же в США… То есть им доводилось узнать, открыть для себя православие Русской Зарубежной Церкви, как-то прикоснуться к нему, почувствовать его?

– Да, конечно, поступали приглашения, когда проводились  съезды православной молодежи. Они регулярно проводятся, организуются – как епархиальные съезды, так и Синодальный отдел организует  большие молодежные съезды, только туда приезжает молодежь иногда со всего мира: из Европы, России. Молодые встречаются, общаются, там интересная программа. То есть это интересный, уже достаточно многолетний опыт работы. Конечно, молодежь у нас этим заинтересовывается, тем более что многие молодые люди путешествуют,  у них есть такая мечта – побывать в Америке, но если они туда приезжают, то видят именно определенную сторону. Можно попасть на Манхэттен и увидеть там каменные джунгли, что-то такое отталкивающее, то, что может быть неприятно человеку, там можно и заскучать, в каком-то состоянии находиться, не вполне для себя приятном. Но если человек приезжает туда с определенной целью и находит единомышленников, то, наверное, это взгляд с другой стороны. И у нас действительно есть ребята, но их не так много. Все-таки это не так просто найти такие возможности, но, конечно, эти контакты нужны, потому что русский мир не ограничивается только Россией и Ближним Зарубежьем. У нас есть люди, которые себя вполне осознанно, определенно соотносят с православием, с Россией во всем мире. Это очень хорошо, если мы будем такие возможности иметь, общаться и как-то взаимно обогащаться и друг друга поддерживать. Такая солидарность – это главная цель.

– Еще очень важно заметить: по крайней мере, соприкасаясь хоть каким-то образом с русскими общинами, которые живут за рубежом (естественно, и в Соединенных Штатах), удивительно видеть сплоченность этих людей и верность России, верность традиции, желание это передать от родителей к детям. И духовенство, конечно, здесь очень много способствует тому, чтобы это передавалось. Скажите, пожалуйста, как передается в семьях на ваших приходах русский язык и какие-то культурные традиции?

– В больших приходах и в больших городах в Америке еще в 50-х годах были основаны такие приходские школы. Здесь (в России) приходская школа – это то, где детям преподается Закон Божий, а у нас приходские школы  даже на уровне гимназии, где ребята изучают не только православный Закон Божий, но и русский язык, русскую литературу, русскую историю и географию, музыку, пение, славянский язык. Все это преподается на уровне гимназии, дети начинают знакомиться с этим уже в яслях и заканчивают в возрасте шестнадцати-семнадцти лет. Это ведется параллельно с учебой в светской школе, где преподавание на английском языке. Я, например, вырос в приходе, где была приходская русская школа, и два раза в неделю по вечерам я ходил в нее двенадцать лет. Целые поколения прошли через такие школы в Сан-Франциско,  Нью-Йорке,  Чикаго. Это приходские школы, которые воспитывали молодежь, и слава Богу, что за рубежом есть те, кто живет этим. И, конечно, дома родители нам просто запрещали говорить по-английски, это было целое преступление: дома мы могли говорить только по-русски. Но, к сожалению, из поколения в поколение подобное  уже все труднее проявить, тем не менее эти приходские школы существуют, и мы таким образом привлекаем тех, кто недавно приехал в Америку. Также ведутся уроки Закона Божьего, которые их привлекают к Церкви.

– Слава Богу, что это происходит и традиция передается, потому что, конечно, иной раз можно услышать от своих сверстников, что они уже теряют тот язык, который нам преподавали в школе.  Он очень насыщается какими-то сленговыми выражениями; уже не поймешь даже, о чем идет речь.

О. К.: Я представил себе ситуацию, если у нас кто-то будет запрещать ребенку дома говорить на английском.

– Наоборот поощряется.

О. А.: Сейчас ведется целая борьба, потому что немножко сложнее с теми, которые недавно приехали из России в Америку. Сейчас у эмигрантов другие цели в отличие от тех, которые в 50-х годах или еще раньше приехали в Америку.

– Спасибо.

О. К.: Я так думаю, именно Церковь, православие позволяют людям сохранить связь с Россией, сохранить язык. Может быть, это та самая основа, от которой нужно отталкиваться.

– А богослужения проходят на церковнославянском или же на английском тоже?

– По-разному. У нас, например, в Синодальном соборе все исключительно по-славянски, но одновременно также в часовне раз в неделю иеромонах ведет службы на английском, отдельно от собора. И на приходах Русской Зарубежной Церкви бывает по-разному. Есть приходы, которые добавляют немножко английского языка; есть приходы, которые исключительно служат по-славянски; и есть приходы, которые только по-английски служат. Но в основном все наши приходы служат на славянском.

– Слава Богу. Отец Константин, Вы, может быть, как-то собираете отзывы нашей православной молодежи Санкт-Петербургской епархии о таких встречах,  контактах? Может быть, дружба завязывается какая-то между людьми?..

– ... и любовь.

– Даже любовь?

О. А.: Да, были, например, венчания как последствия этих разных программ, которые познакомили зарубежную молодежь с российской – и наоборот.

О. К.: Отзывы, конечно, положительные в основном. Это совершенно определенно, потому что когда человек приезжает, он встречает единомышленников. Хотя в стране, куда он ехал, все по-другому… Очень хорошо, если человек знает английский язык, потому что у нас не запрещают по-английски говорить, наоборот, всячески поддерживают. Но все равно это другая культура и другое отношение к жизни, и когда человек встречает единомышленников именно по вере – это очень вдохновляет ребят, они еще стремятся приехать и поддерживать контакты, переписываются. Благо, что сейчас есть Интернет и различные возможности поддерживать общение. Думаю, с течением времени и развитием технологий эти возможности общения будут развиваться, и это очень хорошо – такая положительная тенденция нашего взаимодействия, общения. Конечно, это нужно.

По поводу языка: важен перевод богослужений на английский язык для тех, кто не знает славянского, или для тех русских, которые забыли язык.  А что касается нашей молодежи в России, которая и русский язык часто не понимает, если говорим о духовных предметах, здесь задача более глубокая. Она касается именно того, чтобы человек как-то для себя смог воспринять христианство, веру наших отцов, чтобы это стало ему близким, чтобы от тех современных смыслов, которыми сейчас живут молодые, они могли отойти и понять для себя истины нашей веры. Это, наверное, важно. И вопрос – как это донести?

– Да, это действительно очень важная повестка в нынешнем году. Наверное, любой ищущий, думающий человек не сможет обойти это стороной, не задуматься о тех событиях, которые произошли сто лет назад. И, наверное, невозможно размышлять о них в отрыве от духовной составляющей, потому что совершенно очевидно, что в любом учебнике, любой статье хотя бы вскользь будет упомянуто о том, что происходило с Церковью. В рамках этого такой вопрос Вам, отец Андрей: как вы будете проводить этот год, размышляя над этими событиями? Вы об этом уже упоминали, но, может быть, скажете более емко о том десятилетии, которое прошло с момента воссоединения и начала канонического общения Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей.

– Действительно, это особый год: столетие трагедии русской революции, столетие начала подвига святых новомучеников и десятилетие примирения Русской Православной Церкви. Это должны быть важные события в жизни любого русского человека. И историки, конечно, могут спорить еще сто лет о причине этой трагедии, потому что до сих пор не все согласны в том, почему и как это произошло. Но можно сказать, что самое главное сейчас – передать молодежи важное значение того, чтобы любить Бога. Можно сказать, в этом и была вся проблема: люди перестали любить Бога. Если мы сможем передать нашей молодежи важность этого, иметь сострадательность к другому человеку (не просто его отталкивать, а именно желать ему помочь), тогда, может быть, история и не будет повторяться. Потому что, как мы знаем, в разных событиях нашего мира иногда трагедии повторяются. И здесь важно не просто указать причину русской революции, а подкрепить веру в Бога в молодежи, чтобы они поняли, что без Бога мы ничего не можем сделать, без Бога счастья не может быть. Если молодежь осознает это все, примет, тогда есть особая возможность не повторить трагедии.

О. К.: Мне кажется, что для каждого человека (в том числе и для молодого) очень важно для себя найти ответ на те вопросы, на которые есть множество разных мнений, тем более в нашем обществе. Есть разные позиции, они высказываются в СМИ и в различных учебниках и исследованиях, но важно человеку самому определиться, найти какое-то для себя понимание, осмысление. Поэтому, с одной стороны, об этом нужно, мне кажется, рассуждать и говорить, нужно общаться, потому что благодаря общению какие-то правильные позиции на ощупь находятся.

А с другой стороны, я могу сказать, что для меня позиция в отношении революции, всех этих событий определилась еще в студенческие годы, когда я как-то в православии уже более твердо определился, что православие для меня – это именно  мое мировоззрение и взгляд на жизнь. А если ты верующий, то имеешь определенный взгляд и на историю, причем совершенно конкретный. Поэтому действительно мы вспоминаем, что это трагедия для России, а как иначе может быть? Это трагедия нашей Церкви, столько новомучеников, страдальцев кровь пролили! Безбожная власть как умопомрачение, которое наступило на десятилетия… Конечно, это очень непростой поворот истории для России, но это и урок.

– В этих обстоятельствах, конечно, очень важный жест и очень важное событие –  прибытие мощей преподобномученицы великой княгини Елизаветы в Петербург. Потому что Вы говорили о том, что нужно уметь любить, прощать, и как раз княгиня Елизавета – яркий тому пример: ее жизнь и ее мученическая кончина.  Когда видишь ее образ, всегда хочется обратиться к ней и попросить: «Научи меня прощать и помоги тем, кто на меня держит зло, простить». Наверняка это очень ярко отозвалось в сердцах тех людей, которые туда пришли.

О. А.: Это очень важное событие, что мощи были привезены в Петербург, они имеют особое духовное значение для прощения своих обидчиков. Княгиня пошла в тюрьму, простила убийцу своего мужа, как бы примирилась с ним и даже немного сочувствовала ему, принесла ему Библию, чтобы он как-то вразумился. И это особый урок. Если молодежь может как бы немного воспринять особый пример святой Елизаветы, то это, конечно, является важной целью и причиной прибытия мощей сюда, в Петербург.

О. К.: Для молодежи очень важен пример в том, чтобы сохранить верность Богу, свою веру до конца – вопреки этим испытаниям. А святые ведь показывают, что действительно есть смысл в том, почему человек страдает, почему готов своей жизни не пожалеть. И этот пример совсем рядом, это совсем недавно было. Поэтому когда люди смотрят фотографию великой княгини Елизаветы, они сразу зримо представляют, что человек вот так прожил свою жизнь. Это, конечно, очень хороший пример. Наверное, каждый, кто приходит к мощам, это вспоминает. Очень важно, что во многих СМИ, даже светских, сейчас осветили прибытие мощей в Санкт-Петербург и подчеркнули в том числе и тот факт, что такая великая княгиня вообще была в России, потому что многие люди, может, и не знают об этом, а таким образом могут о человеке больше узнать.

– Да, действительно, на центральных каналах как-то на удивление очень правильно осветили это событие, у вас была возможность познакомиться.

О. А.: Я согласен, что сказали не просто об этом событии (о прибытии мощей), а именно подчеркнули факт его значения. Это очень хорошо…

О. К.: ...когда без искажений. Нужно, чтобы все-таки был определенный объективный взгляд, а не различные оригинальные мнения, которых и так очень много (и каждый стремится придумать что-то свое).

– Соглашусь.

 О.К.: Что касается княгини Елизаветы и вообще страданий новомучеников, конечно, понятно, что и в России, и за рубежом очень много было людей, которые в этих исторических обстоятельствах все равно остались христианами, сохранили солидарность и милосердие, дар любви, свою веру и поддерживали всегда друг друга. У нас сейчас события связаны и с Днем Победы в Великой Отечественной войне, то есть такая солидарность и на духовном уровне у нас всегда оставалась и остается, мы так думаем.

– Да, так и есть. Причем удивительно, что некоторые мои сверстники и ребята помоложе, с которыми доводится общаться (люди не церковные,  но тем не менее  весьма неглупые), размышляют о том, как же эти люди, новомученики и исповедники (та же княгиня Елизавета), могли так собой жертвовать, как они могли прощать. Их же убивали, истребляли,  почему они внешне не отреклись, а внутренне сохранили веру? Я говорю: «Это же невозможно». Как вы думаете? Это же невозможно было, не мог человек просто так сказать: «Нет, я не христианин, это не моя земля и не мои братья».

 О.К.: Вы знаете, все ведь могло быть. И были на самом деле в истории за последние сто лет отречения от веры и так далее. Просто это люди, которые удивительной нравственной чистоты и такой высоты духа, вот об этом свидетельствовали, что эти испытания таким образом восприняли и такое отношение к ним сохранили.

– И поэтому этот подвиг так непросто осмыслить многим.

 О.А.: Одна из задач привезти мощи сюда, чтобы просто дать людям возможность задуматься: как это было и почему, кто она такая? Потому что, может быть, в школах не подчеркивают значение подвига царской семьи, а здесь, когда видишь косточки тех, кто пожертвовал своей жизнью ради Христа, в крайнем случае хотя бы можно задуматься, если вообще не поменять свой образ жизни.

 О.К.: Я думаю, когда человек соприкасается с конкретными историями личностей новомучеников и страдальцев за веру в XX веке, то у него формируется объективный, правильный взгляд на эти исторические события. Может, это как раз ключ к тому, чтобы больше изучать историю, лучше ее знать.

– Да, такой год, когда трудно не задуматься, не начать какое-то чтение, и, конечно, дай Бог, чтобы пришло осмысление, размышление, молитва, чтобы диалог между людьми не прошел мимо них, а стал для них действительно конструктивным и меняющим их сознание таким образом. Хотелось бы вас спросить о планах на будущее. Может быть, есть какие-то совместные планы и будет их реализация в скором будущем?

О.А.: Пока у нас нет ничего конкретного, чтобы представить, но будем продолжать в таком же духе совместные планы, проекты. Конечно, многое объединяет нас, это и  зарубежные молодежные съезды, куда молодежь со всего мира приезжает, общается целую неделю на какую-то определенную тему, посещая богослужения и слушая лекции, вырабатывая разные совместные программы. Это, конечно, особая возможность объединиться. И вот такие встречи будем продолжать, уже более тысячи молодых людей общались в разных программах за последнее десятилетие. Но придется отметить факт, что такие программы без финансовой поддержки очень трудно реализовать, и Церковь не всегда может на себя взять всю ответственность, приходится искать разные средства, чтобы осуществить такие программы.

– Напоследок можно  нашим телезрителям адресовать от вас доброе пожелание.

О.А.: Я благодарю Вас, что пригласили выступить и немного рассказать о наших целях, и хочу подчеркнуть: надеюсь, для ваших телезрителей это будет особая возможность задуматься о своей жизни, о ее смысле и о том, как важно любить Бога.

О.К.: Я хотел бы пожелать нашим уважаемым телезрителям в радости провести оставшиеся пасхальные дни и, может быть, постараться что-то сделать для молодежи, чтобы они были ближе к Церкви, постараться помочь тем проектам, которые Церковь осуществляет, привлекая молодежь в наши храмы. Может быть, оказать какое-то содействие, а может быть, и самим включиться и что-то доброе сделать, потому что все мы, в общем-то, в Церкви, посещаем православные храмы, но приходим не только лично для себя, а чтобы еще как-то послужить своим ближним. А молодежь – это, может быть, в первую очередь те, о ком мы должны сейчас позаботиться.

– Молодые люди могут позаботиться друг о друге именно так, о чем мы говорили: те, кто что-то открыл для себя, познакомился с преподобномученицей Елизаветой, могут рассказать об этом своим друзьям, рассказать о своем переживании этой встречи. И человек, может быть, впервые задумается о том, кто такие новомученики.

О.К.: Часто это и происходит.

– Благодарю вас, отцы, за то, что вы нашли возможность сегодня прийти на нашу встречу в телеэфире. Очень много интересного довелось сегодня от вас услышать. Спасибо вам за это общение.

Ведущий Михаил Проходцев

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать