Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

12 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва.

– У нас с отцом Александром сегодня последняя передача перед выходом на каникулы, будет большой перерыв. По этому поводу я решил огласить некий документ. Весь я его читать не буду, потому что это целая страница, а эфир в телевидении дорог, поэтому краткий реферат:

«Братья и сестры! Православные братья зовут на помощь. 26 июня в 15.00 состоится молебен “За Русь Святую! За веру православную!” (это название этой листовки). В июне исполняется ровно год, как объединенные антиправославные группы начали организованные ими протесты в парке “Торфянка” Лосиноостровского района по поводу строительства храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Вот уже год, как нашей молодой общине и настоятелю будущего храма – батюшке, отцу Олегу Шалимову, не дают построить храм, который мы долго ждали и на который много лет оформляли все необходимые документы. Каждое воскресенье мы приходим на площадку, читаем вместе с отцом Олегом акафист Казанской Божией Матери, а беснующаяся толпа за ограждением свистит в свистки, включает бранные песни, показывает нам неприличные жесты, матерится, проклинает. Эти люди в экстазе своей безнаказанности дошли до того, что 15 и 22 мая устроили настоящую травлю отца Олега: задержали его машину, плевали в него, обзывали священника.

Братья и сестры! Мы, жители Лосиноостровского района, община храма на “Торфянке”, сегодня обращаемся к вам и просим вашей поддержки. Помогите нам отстоять наш храм, помогите построить нашу церковь. Наших сил сегодня не хватает, и чиновники просто плюют на нас, предпочитая всего этого не замечать. Мы хотим прекратить этот беспредел, заставить местные власти считаться с православными. Наше смирение и послушание не повод кому-либо нас унижать и глумиться над нашими ценностями, нападать и оскорблять нашего батюшку.

Святейший Патриарх Кирилл и наш викарный епископ владыка Тихон благословляют наши воскресные молитвенные стояния. Многие наши старцы, включая подвижников Святой Горы, говорят нам стоять за храм и молиться до победного. За нас молятся во многих монастырях Святой Руси.

26 июня, в воскресенье, в 15.00 часов мы созываем большое молитвенное стояние. На коленях просим поддержать нас и приехать в парк “Торфянка”, по адресу: Осташковский проезд, владение 4, метро “Бабушкинская”; автобус 605. Сегодня судьба нашего храма зависит и от вашей поддержки. Спаси Христос! Все подробности тут, и дальше даются адреса. В Интернете можно это найти по таким заголовкам: «стояние на “Торфянке”, «за парк “Торфянка” с храмом». Телефон для связи: 89031603028».

Надеюсь, что москвичи, а может быть, и жители ближайшего Подмосковья откликнутся и приедут на этот молебен, чтобы показать, что православных людей в Москве не малая кучка маргиналов, а огромное-огромное собрание, именующееся Церковью. Спаси всех Господи!

– Вопрос телезрительницы из Краснодарского края: «Вчера у нас в большом, очень хорошем парке прошел праздник красок Холи. Это очень плохо, я знаю, но Вы хотя бы с большого экрана поясните, расскажете людям, что это такое. Были там и мамы, и детки, все очень довольные, счастливые. Я в Интернете прочитала об этом два дня назад, это просто ужас, и православному христианину нельзя туда идти».

– Я не понимаю даже, о чем речь.

– Телезрительница: «Расскажите, что означает этот праздник Холи».

– Я не знаю, что такое праздник Холи, первый раз слышу.

– Телезрительница: «Это индийский праздник, когда обсыпаются красками, в честь демоницы. Вы не знаете такого?»

– Нет, не специалист по индийским языческим праздникам.

– Телезрительница: «Но это же у нас в России, в Краснодарском крае».

– Так чего у нас в России только нет! У нас же народ совершенно, полностью потерял историческую память, потерял свою веру. Ну и что Вы хотите? Что начальство придумает или за что ему заплатят, то мы и увидим завтра же на улице. А что я могу объяснить? Какие-то новые фокусы, и я должен все знать? Да и знать не хочу, мне это совершенно неинтересно. Я вот борюсь за парк «Торфянка», потому что нам от нашего благочинного пришло это послание, чтобы мы его в храме прочитали. Я прочитал вчера на радио «Радонеж», а сегодня на нашем телеканале «Союз», потому что все-таки смотрит кое-кто.

– Вопрос: «О смирении много говорится, его часто используют как всем известное слово, как то, без чего нельзя спастись. Но мне так и непонятно, что же это за состояние для человека? Не могли бы Вы на нескольких примерах растолковать, что я должен испытывать или как мне нужно себя вести, чтобы достичь смирения?»

– У меня есть прекрасный пример, я его даже как-то в храме объяснял, и некоторым людям он запомнился. А я это слышал от одного батюшки. Досконально я не могу привести этот пример, но сам смысл дойдет, я думаю.

У некоторого человека был сосед. Он постучал к нему в дверь и говорит: «Слушай, ты не мог бы мне помочь перенести шкаф, потому что он большой и мешает?» Сосед говорит: «Хорошо, давай перенесем. Куда будем нести?» – «Я решил в другую комнату». С большим трудом они положили шкаф на бок, перевернули его на сто восемьдесят градусов, выволокли, потому что многие вещи мешали, их пришлось убрать. Вынесли шкаф в прихожую и хотели уже опять поставить на попа (извините за выражение), но он по своей высоте никак не разворачивался в этой комнате. После этого он говорит: «Давай тогда попробуем лежа перетащить в ту комнату, куда я его предназначал». Попытались его туда занести, а он не разворачивается: по длине мешает. Сосед весь вспотел, говорит: «Ну, что будем делать?» – «Не знаю, давай тогда назад». И с большим трудом они водрузили шкаф назад. Он соседа поблагодарил, извинился.

Через некоторое время снова стучит: «Сосед, прости, что я тебя беспокою, но он так мне мешает, давай мы его вынесем на улицу. Может быть, в лифт он влезет». Тот смиренно согласился, и они потащили шкаф к лифту. В лифт шкаф не вошел. Этаж двенадцатый. Они соорудили из простыней петли. Шкаф был хоть и пустой, но довольно тяжелый и большой по ширине и высоте. Шкаф довольно старинный, не говорилось, из какого он был материала, но в старину нередко использовалось древо дуба, значит, был очень тяжелый. И вот они с отдыхом на каждой площадке, на ремнях, которые соорудили из простыней, тащили шкаф. Пооббивали на углах в доме штукатурку, дотянули до входного фойе, и уже надо было выносить его на улицу. Дверь в фойе была стеклянная, они ее отодвинули, но она пошла назад, стукнула по углу шкафа, и стекло треснуло. Они что-то подложили под дверь, и все-таки им удалось вытащить шкаф. Оказалось, что контейнер с мусором стоял метрах в пятидесяти от их подъезда. Они потащили шкаф туда, поставили его рядом с контейнером. Сосед сердечно поблагодарил другого соседа, тот ответил: «Ничего-ничего, всегда рад помочь».

Вечером пришла с работы жена бывшего владельца шкафа и спрашивает: «А где шкаф?» Он говорит: «Он очень мешал, у нас и так комната небольшая. Я попросил соседа, и мы его вытащили на улицу». – «Ты же говорил, что перенесешь его в другую комнату?» – «Знаешь, он туда не вмещается, а разбирать его нельзя, это не современная мебель». – Где же он теперь?» – «Мы оттащили его на помойку». – «Немедленно назад! Это память от моего дедушки, я не хочу, чтобы этот шкаф пропадал, я с ним выросла, играла, пряталась от дедушки в этом шкафу. В общем, он мне так же дорог, как сам дедушка».

Что ж, он идет к соседу по лестничной клетке, говорит: «Прости, друг, пришла жена и говорит, чтобы я вернул шкаф обратно. Прошу тебя, давай еще немножко потрудимся». И сосед говорит: «Ну, давай, помогу». И пошли вместе назад, и уже в обратном направлении с первого этажа на двенадцатый принесли шкаф. Вот это называется смирение. Так что, если кто не знает, будьте любезны.

– Вопрос телезрительницы: «Мне сказали, что после причастия нельзя три дня мыться. Если это правда, то объясните, пожалуйста, почему?»

– Это серьезная догматическая ошибка. После причастия нельзя мытья тридцать три дня, а лучше триста тридцать три дня – это вершина благочестия. Поэтому на Афоне монахи вообще не моются. Запомнили? Запишите: триста тридцать три дня не мыться, ходить и вонять.

– А зубы чистить можно?

– Про зубы не спрашивали. Если спросят про зубы, я тоже что-нибудь отвечу.

– Телезрительница: «То есть мыться можно?»

– Не «то есть». Я все сказал.

– Телезрительница: «Спасибо большое».

– Вопрос: «Как достичь ненависти ко греху?»

– Для начала чисто теоретически, то есть постараться глубоко осознать, что тот грех, который мною владеет, неприятен Господу. А то, что неприятно Господу, должно быть неприятно и Его ученику, и это то, что мешает человеку стать учеником Христовым и получить от Христа спасение. Вот это усвоить и начинать подвизаться. Род сей (а каждый грех – это влияние, воздействие диавола на человека) изгоняется молитвою и постом. Человек должен все время молиться об избавлении от этого греха и всеми силами души от него воздерживаться. В зависимости от того, как глубоко грех поразил душу, на это придется потратить от месяца до двадцати пяти лет. И человек в процессе постоянной молитвы, воздержания от этого греха его возненавидит.

– То есть это процесс именно временной? Это не то, что человек что-то сделал, прочитал, исповедал его…

– Бывают чудеса, что Господь может убелить душу в одну секунду. Это бывает нечасто, но нельзя сказать, что это какой-то редчайший случай. Бывает у человека такой серьезный настрой, что он решается – и все.

– Да, иногда люди рассказывают, что так бросили, например, пить или курить...

– Да, у нас сосед по деревне бросил пить сразу. А пил так, что падал в снег и засыпал. И кончалось вообще уже ситуацией, когда он мог замерзнуть насмерть. Но самое поразительное не это, а то, что за некоторое время до смерти он так же бросил и курить, хотя курил с детства. А бросил курить, когда ему уже было немножко за восемьдесят. Я его спрашивал: «Как тебе удалось?» Он говорит: «Ты знаешь, последнее время что-то кашлять стал». И бросил. Так что я видел такую решительность на примере этого простого русского человека, очень трудолюбивого.

– Вопрос телезрительницы: «Почему я, простой грешный человек, в общем-то не делавшая ничего особо хорошего для людей, по многим показателям, может быть, хуже какой-то скотины, должна мечтать и стремиться к вечной жизни?»

– Никому Вы ничего не должны. Это совсем не обязательно. Просто одних людей привлекает вечная жизнь, а других – нет. Одни хотят быть лучше, чем скотина, другие хотят жить по-скотски, а третьи довольствуются тем, что они хуже скотины. Но хуже скотины быть довольно трудно, потому что скотина-то безгрешная. Хотя особенно домашних животных люди иногда ругают, когда они делают, как нам кажется, что-то не так. Мы ворчим на них или даже чем-нибудь в них запускаем, но на самом деле это, конечно, несправедливо, потому что нельзя животному объяснить, что можно, что нельзя. Так что Царство Небесное только для желающих, причем очень-очень.

– Но если человек осознает свою греховность и никчемность, на чем основана его надежда, что он достигнет в этой жизни?

– Так это совсем из другой оперы. Здесь человек не хочет. Нехотя нельзя войти в жизнь вечную.

– Мне показалось, что здесь как раз вопрос был: могу ли я надеяться?..

– Надеяться можно только на Бога.

– Но для Бога ничего хорошего не сделано.

– Так еще времени полно, еще вся ночь впереди.

– Можно начать и…

– Ну да.

– Я сейчас зачитаю один вопрос по этому поводу: «Я пообещала священнику на исповеди разорвать греховную связь, в которой живу, но не смогла этого сделать. Теперь не могу ходить в храм: стыдно перед батюшкой. Но и без церкви мне плохо. Подскажите, что делать».

– Я подсказываю: надо прийти к батюшке и сказать: «С первого захода у меня не получилось. Не подскажете ли чего?»

– То есть здесь нужно не бояться, не стыдиться?

– Ну как можно не стыдиться? Надо стыдиться и бояться и все равно идти. Представь себе (упаси Бог, конечно, но такое часто бывает): загорелся дом. Ты хочешь выйти, а перед тобой огонь столбом. Если ты будешь стоять ждать, погибнешь от того, что продукты горения тебя отравят. И как ни неприятно, идти в огонь придется, другого пути нет. Твой дом горит, ты знаешь расположение комнат, что надо идти так и так, закрываешь лицо руками – и бегом. Иначе сгоришь. Так же и здесь.

– Останешься на месте – погибнешь.

– Ну да. Не будет же человек говорить: «Я как-то стесняюсь, огонь все-таки…»

– Как бы мне косичку не подпалить…

– Или ресницы. Как же я буду без ресниц-то ходить?!

– Вопрос телезрителя: «Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) сказал: “У Бога все бывает вовремя для тех, кто умеет ждать”. Объясните, пожалуйста, смысл слов».

– Дело в том, что Господь – наш Отец. А отец знает, в каком возрасте для сынка купить самокат, в каком возрасте – велосипед, а в каком возрасте – мотороллер; сам лучше знает, хотя сын и ноет, и просит. Но если остальные родители действуют по принципу: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало» (потому что когда дитя плачет, отвлекает от матча «Россия – Англия», мешает жить, поэтому: «Ладно, вот тебе мопед, иди бейся насмерть»), то Отец Небесный не так: Он каждому человеку дает то, что ему желательно, в то время, когда это будет для человека наиболее приемлемо, безопасно и так далее.

– А если человек не просит, но что-то ему необходимо, Господь подает или ждет просьбу?

– Всем по-разному. Но очень часто подает, причем подает как-то с юмором, я бы даже сказал. Помню, я квартиру получил. Перед этим, как обычные люди, я пришел в отдел учета и распределения жилплощади, мне сказали там очень вежливо и приятно: «В ближайшие двадцать лет Вам ничего не светит». Я говорю: «Большое спасибо». И в этом же году, ко дню ангела, я получил ключи от новой квартиры. Я не буду рассказывать, как это все произошло, но просто было явное вмешательство, и я даже не просил. Я просил в отделе учета и распределения жилплощади. Все окружающие потом мне говорили, что, наверное, я слишком много денег занес туда и сюда. На самом деле – ничего. Вот так из однокомнатной квартиры – двухкомнатная, и никаких денег, даже ни одной шоколадки не отнес. «Придите за ордером». Так что так бывает. А чтобы я не сомневался – случилось именно в день ангела.

– Может быть, иногда излишняя настойчивость человека как раз и мешает подать ему просимое?

– Бывает все. Сколько есть людей, столько может быть различных вариантов.

– Вопрос телезрительницы: «У меня вопрос по поводу поста перед причастием. Я соблюдаю все многодневные посты и посты в среду и пятницу. Если причастие в воскресенье, следует ли поститься в субботу?»

– Вообще чтобы не смущать свою совесть, я думаю (это мое, грешного человека, мнение), что в субботу достаточно мяса не вкушать ради литургического поста. Если вы в среду и пятницу и все остальные посты поститесь, я считаю, что этого вполне достаточно при условии, если Вы причащаетесь раз в неделю. Если Вы причащаетесь раз в месяц, тогда в субботу надо поститься полноценно, так же как и в пятницу.

– А если еще реже человек причащается, например четыре раза в год?

– Тогда неделю надо поститься. Вообще это называется – говеть. Если человек причащается четыре раза в году, тогда нужно и на службы ходить по возможности ежедневно в течение этой недели, и поститься.

– Так раньше было: длинными постами причащались.

– Постами – да, это говение как бы вставлялось в пост. А если причащаться вне поста, тогда неделю очень важно попоститься для очищения души.

– Четыре раза в год каждым длинным постом причаститься, на Ваш взгляд, для современного человека достаточно или этого мало?

– Смотря где человек живет. Если человек живет от ближайшей церкви за тысячу семьсот километров, то это прекрасно. А если церковь видна у него с балкона, то это, конечно, никак нельзя назвать достаточным.

– Вопрос: «Святой апостол Иаков писал: “Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, и дастся ему”. О какой мудрости нужно просить у Бога, которой нам недостает, и что имел в виду святой апостол Иаков?»

– О любой мудрости, хоть о Соломоновой, хоть о мудрости преподобного Сергия или отца Иоанна Кронштадтского, которые в детстве не были мудры, но крепко молились Богу, чтобы Господь подал им великую мудрость: и пастырскую, и государственную.

– Но вот им Господь подал действительно удивительную мудрость! А нам, грешным, вообще можно надеяться?

– Всегда.

– Вопрос телезрительницы: «Я хотела бы узнать Ваше мнение по поводу программы “12 шагов” о лечении зависимости и созависимости. У меня сын наркоман, шестой месяц находится в реабилитационном центре».

– Я никогда ничего не читал про эту программу, но название такое слышал. Если ко мне приходят наркоманы, я с ними занимаюсь индивидуально, иногда отправляю к специалистам.

– Телезрительница: «А какого бы Вы посоветовали специалиста? Какой православный центр?»

– У нас в Даниловом монастыре живет такой человек, он сейчас, правда, в основном занимается с алкоголиками, но думаю, и по наркоманам даст дельные советы.

– Телезрительница: «Спасибо».

– Вопрос: «У меня умер муж. Через какое время я могу повторно выйти замуж?»

– Может женщина на следующий день замуж выходить, потому что у нас нет никаких возможностей запретить человеку делать то, что он хочет.

– А какие-то церковные ограничивающие правила на этот счет есть?

– Есть. Сорок дней – это обязательно, потому что это время посвящается молитве об усопшем. А приличия и народные обычаи говорят о том, что целый год человек должен носить траур.

– То есть в течение этого года тоже особая молитва об усопшем?

– Не особая: те же самые молитвы.

– Но это связано именно с загробной участью усопшего?

– Нет. Это связано с тем, что Господь сказал: «Кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». А тут смерть развела.

– Потерял жену – не ищи жены.

– И такие есть слова. Но Церковь оказывает снисхождение: позволяет человеку вступать во второй брак, в отдельных случаях – и в третий.

– Вопрос телезрительницы: «Отец Дмитрий и отец Александр! Спасибо вам за передачи, низкий вам поклон. Мы с нетерпением ждем передачи, они очень нам помогают по многим вопросам. Я хочу вам пожелать доброго отпуска и быстрого возвращения к нам. Ангела-хранителя вам!»

– Не могу, к сожалению, исполнить Вашу просьбу и обещать скорое возвращение. Могу только Вам обещать, что это время пролетит очень быстро, по крайней мере, для нас с отцом Александром.

– Вообще время летит с потрясающей скоростью.

– Только Рождество было, уже до Троицы дожили.

– Вопрос: «Человек, которому я во всем доверял, обманул меня. Потом просил прощения, но доверия ему больше нет. А ведь он покаялся. Как вернуть доверие к человеку?»

– Да никак. И вообще зачем это? Простить и забыть.

– А червячок-то точит в душе.

– Если человек покаялся, то ничего его и не точит. Предательство, человек забыл – это самые обычные вещи на земле. Что тут такого? Если сказал кому-то что-то по секрету – через неделю будет полмира знать; это закон. А если сказал женщине – то вообще через два дня, да еще со своими интерпретациями, причем с догадками. А другой человек уже воспринимает эти догадки как случившиеся факты, и пошло-поехало…

– Иногда в догадках уже и первоначальная информация теряется.

– И это бывает, что тут особенного? Если человек хочет что-то сохранить, он хранит это в своем сердце, не доверяя и бумаге. Если человек пишет дневник – успокойся, его обязательно прочтут: во-первых, тот человек, про которого ты знаешь, что ни в коем случае не хотел бы, чтобы он прочел; во-вторых, это обязательно станет достоянием людей, от которых ты это хотел бы сохранить.

– Хорошо еще, если не опубликуют.

– Сейчас-то с помощью Интернета вообще только вздохнешь – и уже эхом по земному шарику... А может, и до луны долетает, там лунатик сидит, улавливает.

– Вопрос телезрительницы: «В Евангелии есть такие слова, что двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. С другой стороны, мы знаем о двух разбойниках, висевших со Христом, один из которых покаялся, а второй нет. Есть ли связь между этими сюжетами?»

– Во-первых, есть связь между любыми людьми, потому что все человечество – это единый человеческий род. Вот сейчас мы говорили про секрет, который мы доверяем, – это касается и европейцев, и африканцев, и азиатов – всех; все люди таковы. Так же и здесь: что разбойника касается, то и того, кто на одном ложе лежит или на одном поле трудится.

– Господь предлагает каждому принести покаяние, но не каждый откликается на этот призыв.

– Он зовет к покаянию, потому что покаяние – первый шаг ко Христу.

– И вот у одного сердце откликается на этот зов…

– Ну да, этот отклик добровольный. Вроде люди в одинаковом положении. Также бывает, что в семье один ребеночек с охотой учится, а другой – ничего не хочет делать.

– У одного есть совесть, и он хоть и противится матери или отцу, но потом слушается.

– И так бывает. Все по-разному.

– И вот удивительно: в одной семье, в одних условиях такие разные дети. Такое ощущение, что Богом одному дано быть послушным, а другому нет.

– Но с другой стороны, то, что делает на пути к Богу непослушный, гораздо больше ценится.

– Ему труднее.

– Ему труднее, но это и дороже стоит. В ценообразование входит заложенный труд.

– Да. Иногда смотришь: человек – инвалид с детства, а через труд достиг действительно каких-то успехов в жизни.

– Чемпионами мира становятся инвалиды. Поди стань! Какая нужна воля, выдержка, какой нужен характер! Я бы каждому из них по две медали вешал. Или двойную, как в старину была монета, называлась «дублон». Не знаю, как она выглядит, но слово знаю точно – дублон. Вот такие надо им.

– Одну – за победу, а вторую – за характер, волю.

– Характер требуется каждому спортсмену. Без характера даже в шашки не выиграешь.

– Один не может насморк безропотно пережить, а другой всю жизнь болеет, да еще на такие высоты всходит!

– Один растет в суровых условиях, а другой – в разнеженно-расслабленных. И ясно, что тот, который рос в более суровых условиях, конечно, адаптируется к нашей жизни гораздо эффективнее. Если ребеночек один в семье, он вырастает маменькиным сынком и малоприспособленным к жизни. А если человек родился в многодетной семье, он конкурентоспособен, потому что все время с братьями выживает, завоевывает себе «место под солнцем», и у него вырабатывается характер.

– Вопрос телезрительницы: «Одно доброе слово ввело в рай разбойника, и одно слово недолжное лишило святого Моисея земли обетованной». Какое же слово сказал Моисей, что Господь не допустил его до земли обетованной?»

– Я начинаю мучительно вспоминать. Не помню.

– Моисей усомнился.

– Да, но какое слово он сказал?

– Слово не помню. Помню, что Господь ему за его сомнения воспрепятствовал.

– Какое слово, не помню. Домой приду, почитаю.

– Вопрос: «Я сделала аборт. Считаю себя очень грешной, искренне каюсь, хочу вымолить моего убитого ребеночка. Что мне для этого надо сделать?»

– Нужно вымолить себя. Что значит «вымолить ребеночка»? Это непонятная формула. Нужно вымаливать себя, потому что с человеком, который дошел до того, что убивает собственное дитя, происходит очень тяжелая духовная катастрофа.

– То есть не об убитом младенце надо молиться?

– О себе.

– А о нем как? И вообще нужно ли обращать молитвы к Богу о таких детях?

– Что мы просим? Вот младенец, вот он убит…

– Чтобы Господь его принял в Свои обители.

– Господь Сам знает, что Ему делать.

– Но сказано же: молитесь друг за друга.

– Например, Григорий Богослов говорит, что эти младенцы не могут увидеть Божественного света, потому что они не были крещены в образ Святой Троицы. Вот есть такое мнение одного крупнейшего православного богослова IV века.

– Но и сказать о том, что они где-то в месте мучений, тоже нельзя.

– Да. И он так и говорит, что они и мучиться не могут, потому что свое уже отмучились, потому что когда их убивали, им было очень больно.

– А женщине нужно каким-то образом свою жизнь выправлять?

– Да.

– Вопрос: «Грех ли иронизировать над другими или над самим собой?»

– Смотря какая мотивация.

– То есть что хочет человек: унизить или, наоборот, может быть, взбодрить, поддержать.

– Да. Или, например, можно с помощью иронии человека обличить, но это не будет так обидно, как назвать его, например: «Скотина ты бессовестная».

– Это обидно.

– Да. А сказать: «Ну что ты, как козлик, бодаешься?» – это вроде ирония и сравнение с козликом. Но все же не козел.

– Спасибо большое, батюшка, за передачу.

– Всего вам доброго, дорогие братья и сестры! Уходим на каникулы.

 

Ведущий протоиерей Александр Березовский
Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать