Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

12 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает игумен Силуан (Туманов), председатель издательского совета Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в Парголово. Передача из Санкт-Петербурга. 

– Расскажите, пожалуйста, о Вашей новой должности в приписном храме святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

– Этот храм был открыт стараниями главного врача Городской многопрофильной больницы № 2 Игоря Стефановича Фигурина и моего предшественника архимандрита Нектария. Некоторое время храм проходил стадии оформления, на Пасху мы возобновили в нем богослужение, теперь он открыт каждый день. На прошедшей неделе был престольный праздник, мы совершили уставное богослужение, храм вместил в себя множество народа. После службы мы разместились во дворе храма, попили чай с печеньем и замечательно пообщались. Я считаю, что это доброе начинание, которое послужит сплочению общины. Священники сильно заняты, просто постоять и поговорить не всегда удается, а в такой обстановке у любого прихожанина есть свободный доступ к настоятелю.

– Вопрос телезрительницы: «Почему, говоря «как Бог на душу положит», имеют в виду небрежность?»

– «Как Бог на душу положит» означает смирение перед волей Божией (что Господь повелит, то и исполняем). Оттенок безалаберности – это проблема не самой фразы, а того, кто так ее воспринимает. Мы имеем дело с устойчивым сочетанием, в значение которого привыкли вкладывать негативный оттенок. «Как Бог на душу положит» – это жить так, чтобы слышать голос Божий, не шуметь внутри себя просьбами, отчаянием, жалобами на жизнь и прочей суетой, которая создает постоянный нервный фон. Это мешает увидеть, услышать, понять те знаки, которые Господь посылает нам через других, иной раз самых неожиданных людей. Сама по себе эта фраза очень осмысленна и красива.

– Вопрос телезрительницы: «Как с детства приучить детей к молитве, чтобы они в 10-16 лет не встали на дыбы, сказав, что не хотят ходить в храм?»

– Надо молиться вместе с детьми, какую-то часть утреннего и вечернего правила читать вместе, затем отправлять детей спать, а самому дочитывать до конца. Но главный принцип один, независимо от объема молитвенного правила: ребенок должен видеть, что то, к чему призывают родители, для самих родителей важно. Если отец и мать действительно любят молиться, этим показывают добрый пример ребенку. Но молитва не должна быть слепой, молитва – это то, что просветляет, просвещает разум, и в таком молитвенном состоянии человек видит нужды людей вокруг себя. Если ребенок устает от молитвы, не понимает, нужно уметь вовремя остановиться, чтобы не привить ребенку отвращение, как к чему-то нудному и противному. Нужно показывать личным примером увлеченность молитвой и ее важность. Дети долго молчат, но все замечают. Бывает, родители им говорят о важности молитвы, а сами молятся с ленцой или только тогда, когда дети их видят, думая, что в другое время они ничего не примечают.

Одного священника послали в село, он произнес на богослужении проникновенную проповедь о пользе молитвы и, уставший, думает: «Чего я буду читать это вечернее правило, я устал, завтра помолюсь». Собрался было уже ложиться спать, но подумал: «Нехорошо как-то получается: народу про молитву говорю, а сам-то…» Он встает на молитву и слышит скрип за окном: за ним наблюдал соседский мальчишка. Потом, когда священник спросил мальчика, что он делал у него под окнами вечером, тот ответил: «Батюшка, Вы сказали, что молиться надо, вот я и решил посмотреть, молитесь ли Вы сами».

Дети обязательно найдут тысячу способов увидеть нас в то время, когда нам кажется, что нас никто не видит. Если молитва есть в сердце родителей, если хождение в храм является потребностью души, то, несомненно, это будет передано и детям. Мы помним из житий преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского и других святых, как любовь к храму Божиему и молитве передавалась детям. Но важно не быть при молитве слепым к нуждам ближних, иначе она останется только нашей и не передастся окружающим как добрый пример.

– Вопрос телезрительницы: «Как подавать милостыню и не возгордиться? Делая это, считаешь себя особенным, это ощущение возникает и во время поста».

– Существует много разных способов. Можно укорять себя: «Что ты подала всего рубль? Могла же больше! Подала больше, а могла ведь еще. Деньгами откупилась от человека?» Если кому-то даете деньги, то говорите: «Во имя Христово». Нужно, чтобы в уме постоянно было понимание, что мы помогаем кому-то не для возвеличивания и прославления себя, не для собственной гордыни, а во славу Божию. В таком случае Господь будет предотвращать потуги на самолюбование.

Но однозначного рецепта не существует: дьявол найдет множество способов, чтобы пробиться через нашу духовную оборону и рассказать: «Какой же ты замечательный, этому оборванцу подал целый рубль и тем самым на веки вечные облагодетельствовал!» Нужно быть готовым после доброго дела или молитвы к вражиему искушению в мыслях – самолюбованию, самодовольству. Мы должны эти мысли принимать со смирением и отражать, думая: «Мы сделали то, что должны были сделать, и ничего больше этого».

– Не зря Господь говорит, что нужно, чтобы правая рука не знала, что делает левая.

– Да. Смысл именно в том, чтобы наша милостыня не была поводом для раздувания нашего эгоизма.

– Вопрос через группу ВКонтакте: «Как правильно молиться по четкам о здравии и об упокоении? Существует ли такая практика?»

– Существует, но сложно сказать, как молиться правильно или неправильно. Не существует никакого записанного правила молитвы по четкам о здравии и об упокоении. Четки существуют для того, чтобы отсчитывать положенное в день количество молитв, как правило, Иисусовых. Это сугубо монашеская принадлежность церковного быта, миряне ее используют по благословению духовного отца; это помогает в том, чтобы ум не отвлекался на счет, а был сконцентрирован на молитве. Такая молитва должна обязательно совершаться по благословению духовного отца и под его контролем. Мы знаем множество примеров, как количество молитв приводило к прелести и нехорошим духовным состояниям.

Читайте по десять Иисусовых молитв, а потом «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих» и имена тех людей, которых Вы хотите поминать за здравие. Потом еще раз повторите этот цикл. Можно читать сто Иисусовых молитв, а потом присовокупить молитву о здравии. Все зависит от того, какое количество Вы в принципе собираетесь читать.

– Принцип такой же, как при чтении Псалтири.

– Абсолютно верно. То же самое с чтением заупокойных молитв по четкам: десять или сто Иисусовых молитв и после этого молитва «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих». Главное, чтобы это не приводило к некоему самомнению: «Я молитвенник, молюсь за весь мир, за живых и за усопших, встал в ряд вместе с великими угодниками Божиими». Эти мысли будут отторгаться в сторону, но мы понимаем, что вред душе уже нанесен. На самом деле мы просто люди, которые милостью Божией допущены до молитвы, и это нужно воспринимать как некую привилегию, а не заслугу.

– Вопрос телезрителя: «Как стать верующим?»

– На такие вопросы хочется ответить чем-то максимально простым. Нужно видеть руку и волю Божию, не завидовать, не осуждать и с благодарением принимать все, что приходит в жизнь. Это основное состояние верующего человека, из него выходит правильная молитва со смирением и пониманием, что все от Бога. Также это состояние помогает правильно встретить искушения, испытания в этой жизни.

Вера не может быть без дел. Апостол Иаков писал: «Ты говоришь, что веруешь в Единого Бога, но помни, что и бесы веруют и трепещут. Вера без дел мертва». Чтобы стать верующим человеком, недостаточно просто исповедовать устами Бога, необходимо совершать дела веры: молитву, милостыню, пост, изменение своего отношения к жизни. Но не стоит думать, что наша вера заканчивается на молитве и посте. Дело веры – это то, что испытывается каждый день в нашей повседневной жизни. Например, в том, как мы общаемся с нашими ближними: наорали на кого-то, ответили грубостью на грубость и так далее. Это испытание нашей веры. Чтобы в этих ситуациях адекватно отвечать ближним, думайте, как бы ответил Христос, но для этого нужно читать Евангелие.

Быть верующим и не читать Священное Писание, конечно, можно, но это будет очень сложно в практическом плане. Нужно обязательно читать Евангелие, жития святых и помнить, что без участия в церковной жизни быть верующим невозможно. Бесы веруют и трепещут, а наше дело – верить, трепетать, но при этом делать что-то. Главное наше общее дело – литургия, собрание всех на общую молитву. Без литургии и Причастия человек может быть верующим только в исключительных случаях, как в житиях древних мучеников, которые и крещены толком не были, естественно, не ходили в храм, не держали посты и не венчались, но при этом мы им молимся, как святым.

Еще одно дело веры – своей жизнью и смертью засвидетельствовать верность Христу. Если смертью засвидетельствовать верность Господу непросто, то жизнью это сделать еще сложнее. Человек в течение жизни постоянно испытывает разные соблазны, искушения. Сегодня мы менее верующие, а завтра увидели чудеса Божии и стали религиозными, а потом опять все ослабляется. Волны духовной жизни нас постоянно качают, и очень важно держаться на духовном уровне, который не позволит упасть в бездну.

– Вопрос телезрительницы из Московской области: «В каких случаях необходимо брать благословение у батюшки перед чтением Псалтири? Если этого не сделать, чем это может грозить?»

– Если мы читаем Псалтирь за своих родственников (без разницы – за упокой или здравие), то благословение брать не надо. Оно берется в обязательном порядке, когда мы хотим молиться за других людей, посторонних, за которых, может быть, попросили молиться. Мы берем на себя подвиг чтения Псалтири с поминовением, это выходит за рамки нашего молитвенного долга по отношению к ближним. Естественно, на всякое увеличение молитвенного правила и изменение духовной жизни нужно брать благословение. Мы не можем решить за Бога, что произойдет или чего не произойдет, но практика показывает, что люди, читающие без благословения увеличенные молитвенные правила, надмеваются.

Слово «прелесть» в русском и церковнославянском языке имеет кардинально разное значение. В русском языке этим словом обозначается оттенок красоты, изящества, внешнего лоска. В церковнославянском «прелесть» – это тяжелое состояние духовного обольщения, некая болезнь, при которой человек считает, что достиг духовных высот, а на самом деле еще не поднялся даже на первую ступеньку духовной жизни. Чтение без благословения может привести к прелести, самомнению, тяжелым духовным повреждениям, которые могут ухудшить отношения с ближними, привести к болезням, потому что дух, душа и тело – единая триада и, как помним, все болезни от нервов. А мы бы еще уточнили: все болезни от грехов. Прелесть – это, несомненно, греховное состояние; поражая душу, оно может поразить и тело.

– Вопрос телезрителя: «Почему книга Апокалипсис обходится стороной?»

– Она не совсем обходится стороной. Существую определенные богослужебные ситуации, в которых она читается, в древности она использовалась чаще, чем в наши дни. Книга говорит языком, не несущим назидания. Наше богослужение, помимо мистического характера таинства приобщения нас к невидимой Божией благодати, в обязательном порядке имеет катехизический уклон. Богослужение составлялось веками отцами Церкви, чтобы сообщить молящимся в храме определенные догматические истины в том виде, в котором они могут быть поняты и приняты народом. Богослужение наполнено глубочайшими смыслами, красивой византийской поэзией. Изучение богослужения несет большую пользу душе и помогает многое понять не только в устройстве Церкви Божией, но и разобраться в личной жизни.

Книга Апокалипсис повествует о вещах и событиях, не несущих назидательного значения, и, вместо того чтобы направить человека в нужное русло, может сбить с толку, поэтому эта книга не используется за богослужением. После Иоанна Предтечи нет ни пророчества, ни ведения, нам не нужно знать свое будущее, потому что мы его уже знаем: с минуту на минуту грядет Второе Пришествие. У первых христиан это было острее, сейчас уже не так остро, но все христиане этого ждут.

На каждой литургии мы читаем пасхальный тропарь: «Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего». Истее – значит истиннее. Мы на каждой литургии жаждем, что Христос придет скоро и из этой жизни, как говорит апостол Павел, перейдем в жизнь вечную. Он жаждет этого, а мы сегодня себе строим маленькую уютную жизнь для того, чтобы как можно больше оттянуть момент перехода. Это не значит, что я всех призываю немедленно уходить от этой жизни. Господь всех нас здесь оставляет с какой-то определенной целью. Мы еще относительно молоды, но сколько наших сверстников уже покинуло эту землю, а мы пока здесь. Почему Господь оставил нас, узнаем потом, когда нам станет известно, выполнили ли мы наше предназначение или нет. Я думаю, что пока нам дана возможность молиться, служить в храме, реализовывать в жизни воспринятое Христово учение, надо это делать: это и есть наше предназначение.

– Вопрос через группу ВКонтакте: «Правда ли говорят, что если осуждаешь кого-то, то и его грех на тебя падает?»

– Такое мнение есть у отцов, мне его приходилось неоднократно встречать и даже на практике его можно заметить. Механизм очень простой: когда мы осуждаем, то волей-неволей оставляем свою душу без защиты, в нее проникают те же бесы и искушения, которые уже пленили человека, осуждаемого нами. Таким образом мы проигрываем свою душу, у нас происходит то же, что и у этого человека, а то и в еще более худшем варианте. На основании своей жизни и жизни моих знакомых я могу смело заявить, что этот духовный закон работает. Он касается самого разного, вплоть до того, что в юности посмотришь на толстого человека и подумаешь: «Как же можно столько есть?» А потом проходит несколько лет, и вдруг смотришь, что ты и сам теперь не образец изящества.

Церковь учит воспринимать недостатки ближних как некое предостережение нам. Господь показывает это не для того, чтобы мы посмеялись над людьми, а чтобы мы этого не допустили в собственной жизни. Если мы будем так смотреть на все недостатки, которые есть в окружающих нас людях, я думаю, это нам принесет огромную духовную пользу.

– Вопрос телезрительницы из Ленинградской области: «Я смотрю «Молитвенное правило» и вместе с батюшкой прочитываю вечерние молитвы. Нужно ли мне их перечитывать еще раз самостоятельно?»

– Вполне возможно ограничиться мысленным повторением за священником тех молитв, которые он читает. Можно дополнить вечернее правило тем, что перед отходом ко сну перекрестить постель и прочитать несколько молитв самостоятельно. Но если Вы выслушали молитвенное правило по телеканалу, то отдельно читать эти же молитвы нет никакого смысла. Благодаря телевидению Вы становитесь прихожанкой того храма, в котором это правило читается. Вы слушаете это вне храма, но являетесь участницей вечернего правила.

– Вопрос от телезрительницы: «На исповеди я назвала конкретный грех, часто вспоминаются эпизоды, связанные с этим грехом, от которых на душе не спокойно. Как быть, чтобы душа не боялась, что грех останется непрощенным? Насколько подробно нужно описывать ситуацию, которая беспокоит?»

– Вопрос абстрактный и относится к тонкой сфере пастырской деятельности, поэтому его нужно решать со священником, к которому ходите на исповедь. Бывают разные грехи и ситуации, и священнику будет проще дать какой-то совет. Категорически мы не вдаемся в подробности при описании блудных грехов. Опытные духовники нам советуют просто называть сам грех без подробностей, они уместны, когда речь идет об общении с ближними. Бывают такие ситуации, когда человек говорит: «У меня искушение с родителями». А потом выясняется, что человек сам постоянно шпыняет родителей придирками, недовольствами и начинаются склоки. Он сам этого не замечает, ему кажется, что он ведет себя достойно, а родители почему-то на него обижаются. В таких случаях подробности уместны, потому что они приводят к вскрытию ситуации.

– Вопрос телезрителя: «Как правильно осуждать самого себя?»

– Лучше никак. Не стоит осуждать и самого себя, потому что это может привести к тонкой форме самолюбования: «Господи, я невыразимо грешный, грешнее всех, а как замечательно я грешу!» Нужно вовремя остановиться, должна быть золотая середина, нужно не осуждать себя, а укорять, но без лишних эмоций, без истерик. Если мы чувствуем совестью, что сделали что-то не так, то говорим себе: «Да, ты поступил неправильно, думай, чем ты можешь это загладить. Если ничем, то хотя бы помолись, сделай добро людям». Не должно быть светского самобичевания, должно быть понимание того, что какой бы грех мы ни сделали, как тяжело бы ни пали, мы Христовы, с Богом, Он позвал нас в Церковь и еще терпит нас на этой земле. Нужно не отчаиваться, что бы ни было, как бы тяжело и стыдно ни было, мы должны подняться и жить дальше.

С таким настроением и упованием на милость Божию и нужно жить. Христианину прилично радостопечалие – постоянное состояние души, которое идет от слов апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5, 16-18). Такое состояние души – это золотая середина, в этом христианская жизнь и христианское самосознание. «Всегда радуйтесь» не значит, что мы должны хихикать все время. Радость должна быть от понимания того, что мы были брошены один на один с бушующим морем житейских страстей, а теперь мы не одни, а с Богом. Мы непрестанно молимся и за все благодарим именно поэтому. Христоцентричность жизни тоже приводит к правильному отношению к своей жизни.

Если мы концентрируемся только на своих ошибках, грехах, бесконечно их пережевываем, себя в них укоряем, тем самым мы внутренне отворачиваемся от Христа и весь наш ум только во грехе. Как мы можем в таком состоянии победить, изменить свою жизнь? Надо иметь мужество с грузом своих грехов жить дальше, и это гораздо тяжелее, чем оплакивать себя всю жизнь. С Богом это возможно, поэтому мы постоянно подчеркиваем, что во Христе мы не одиноки, у нас есть надежда дожить нашу жизнь без бесконечных ламентаций (жалоб) и плача.

Акцент нужно поставить не на самоосуждении, а на самоукорении с молитвой. Самоукорение должно быть деятельным. Если мы напортачили, нужно придумать, как это отработать: только тогда самоукорение приведет к чему-то полезному. Нам нужно срочно браться за свои головы, расставлять все по полочкам, и чтобы было всегда так: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите».

– Вопрос телезрительницы: «Можно ли мечтать православному человеку?»

– Никому нельзя запретить мечтать. Человек мечтает, независимо от того, разрешили ему это или нет. Сама по себе мечта не несет отрицательного момента. Хуже, когда в нашей жизни есть «эффект Бальзаминова». Есть фильм «Женитьба Бальзаминова», где главный герой только и делает, что мечтает: «Что бы было, если бы…» Вся жизнь проходит в бесплодном мечтании без всякой практики. Мечте надо уделять определенное место в своей жизни и явно не главное. Нужно помнить, что мечтательность во время молитвы – это грех и совершенно неправильное духовное состояние. Иное дело – планировать свою жизнь, перебирать варианты будущего. Но это плохо только в том случае, если мы отрываемся от реальной действительности и проводим свою жизнь только в этих планах. Есть ряд людей, которые живут исключительно мечтами выиграть миллион, найти деньги, но при этом вообще ничего не делают. Также мы знаем примеры, когда люди трудятся, но у них ничего нет.

Мы уповаем на Бога и понимаем, что все от Него: и бедность, и богатство, и счастье в личной жизни, и многое другое. Если Господь на это благословляет, то оно есть и оно крепкое. Если Господь не благословляет, то оно может на какое-то время прийти, внести сумбур в жизнь и бросить нас, как пушкинскую старуху с разбитым корытом. Нужно стараться, чтобы все мечты были на реальном основании, конструктивные, например, как устроить свою жизнь, чтобы она была богоугодна. Для христианина, я думаю, это была бы правильная мечта.

Мечта в глобальном смысле есть у каждого человека, например, мечта кем-то стать, чего-то добиться – это нормально, в этом нет ничего плохого. В Америке есть понятие «национальной мечты», она немного приземленного характера, но в этом нет ничего плохого самого по себе. Отрицательный компонент активируется, когда человек весь погружен в мечты либо они направлены на достижение земного благополучия, и в этом случае с христианской точки зрения нет ничего хорошего.

– Вопрос телезрительницы из Ставропольского края: «Как приучить себя к постоянному чтению утреннего и вечернего правила?»

– Правило – это разновидность богослужения. Наши утренние и вечерние молитвы стали нашим правилом относительно недавно – несколько столетий назад. Первоначально люди вычитывали полунощницу в качестве утренних молитв, а повечерие в качестве вечерних молитв. Изначально подразумевалось, что молитвой день начинается и завершается, и для молитвы выбирается разновидность храмового богослужебного текста. Мы начинаем день с того, что осеняем себя крестным знамением и читаем столько молитв, сколько нам необходимо, для того чтобы почувствовать, что мы благословились на день перед лицом всевидящего Бога. С утра у нас бывает очень мало времени в связи с работой, детьми, домашними хлопотами – времени на молитву остается очень мало.

Если мы читаем молитвы и ощущаем, что уста произносят слова, а внимание уже рассеивается, мысли направлены на иное, в таких ситуациях лучше лишить себя молитвы, закрыть молитвослов, прочитать только «Отче наш» и с самоукорением уйти. Если душа после этого страдает, значит, мы на правильном пути. Полное молитвенное правило, приведенное в молитвослове, – это некий образец, канон, который нам предлагается для нормальной молитвенной жизни, имеющей в распоряжении время. Если времени нет, ограничиваемся молитвой «Отче наш», а если время позволяет, добавляем молитвы из правила.

Самое главное – читать молитву так, как если бы вы стояли в храме. Смысл молитвы – благословить наступающий день и поблагодарить Бога в конце дня за то, что день прошел. Часто бывает, что, намереваясь прочесть одну молитву и лечь спать, человек вычитывает все правило. Нужно помнить, что это не некая нудная обязанность, а то, что закрывает день в некие благодатные рамки, от этого в течение дня может многое зависеть. В любом случае к молитве нужно относиться с максимальным вниманием. Для приучения себя к этому существует огромное количество технологий и практик, но давно замечено одно: чтобы делать, нужно просто делать. Нужно обязательно выделить время и посвятить его Богу, пусть больше или меньше, но нужно обязательно помолиться утром и вечером.

Лучше начать с малого, но со вниманием, избегая механического бездумного вычитывания. Есть мнение на этот счет о том, что человек может не понимать слов молитвы, читать рассеянно, но бесы слышат, пугаются и убегают. Но у нас не бесослужение, а богослужение. Если наш ум не напитывается молитвой, то мы не получаем никакой пользы. Вы думаете, бесы боятся нашей молитвы? Почему же тогда бес искушал Христа словами из Ветхого Завета? Бесы могут их цитировать. В годы безбожия профессора атеизма цитировали Евангелие и Псалтирь, не становясь от этого верующими.

Сами по себе слова не несут кардинальной пользы душе, обязательно к ним должно быть присоединено благоговение. Мы поставляем себя перед лицом невидимого Бога утром и вечером. Пусть это будет одно крестное знамение с короткой молитвой или же большое правило, но в любом случае это должно быть сопряжено с благоговением. Без него ни в коем случае нельзя читать молитвы. Если у нас не хватает времени вычитать все правило, нужно обязательно себя укорить и в следующий раз посмотреть, что мы можем сделать в течение дня, чтобы вечером помолиться подольше. Многое зависит от возраста, места работы, семейных обязательств человека; на каждый случай жизни существуют разные примеры правил. Одно и то же молитвенное правило может варьироваться в зависимости от условий жизни человека.

– Какое расписание в Вашем приписном храме в честь святителя Луки? Вы единственный там батюшка?

– Нет. Храм находится неподалеку от станции метро «Озерки» на улице Сикейроса между домами № 12 и № 14. Храм открыт каждый день, богослужения совершаются в выходные и праздники. Утром литургия в 10:00, в 18:00 – вечернее богослужение. Помимо меня там служит отец Игорь, недавно рукоположенный священник, талантливый батюшка, прекрасный проповедник и певец, учится в Общецерковной аспирантуре святых Кирилла и Мефодия. Также приезжают священники отец Константин и отец Сергий из нашего основного храма – замечательные священники. Я благодарю Бога за то, что мне очень повезло с клиром храма, в который меня направили, там золотые священнослужители. Мы рады всем, кто приходит к нам в храм. Дай Бог, сложится община и это поможет духовному росту наших прихожан.

– Как нам проводить Петров пост?

– В самый разгар Петрова поста отмечается День России, память преподобного Исаакия Далматского, сегодня мы служили в Исаакиевском соборе, праздновали день рождения Петра Великого. В голову пришла мысль о том, сколько людей в этом храме молилось до нас – в него нельзя заходить без трепета, это удивительная история России. Там бывали императоры, чиновники, обычные люди. Но кого-то мы помним, а кого-то нет, человеческая память утроена так, что мы запоминаем только то, что важно для нас. А у Бога такого нет, для Него мы все ценны и равны, все Им призваны ко спасению. Время поста существует для того, чтобы мы эту истину поняли. Наша задача – быть открытыми для спасения, понять, что же мы можем изменить в жизни для того, чтобы она стала более христоцентрична по сравнению с предыдущим периодом. Я думаю, что это вполне достижимая цель. Храмовое богослужение нам помогает, если мы стоим с открытыми глазами и ушами, слушая те тесты, которые нам предлагает Святая Церковь. Вместе с диетарной частью поста это приносит несомненную пользу человеку.

 

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Анна Солодникова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове протоиерей Михаил Дудко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать