Беседы с батюшкой. Чтение духовной литературы Великим постом

12 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Игорь Петров, клирик храмов Вознесения Господня и Георгия Победоносца города Рыбинска.

– Сегодня тема нашей передачи – «Чтение духовной литературы Великим постом». Прежде чем говорить об этом, давайте обсудим непосредственно Великий пост и подготовку к нему. В чем заключается необходимость поста для человека?

– Как положено любому православному человеку, мы имеем определенную методику, которая предписана нам Матерью Церковью. Прекрасно это выражено словами отца нашего Нила Сорского. В его житии говорится, что этот великий святой, прозорливец, один из образованнейших людей нашей Церкви, никогда не отвечал на тот или иной вопрос, пока не находил подтверждение тому в Священном Писании или Священном Предании. И это не просто некоторое рабство букве закона, это то, о чем говорят отцы: чтобы ум наш плавал в Священном Писании, чтобы мы были причастны духу Матери Церкви и старались в этом духе действовать, в нем творить. И высказывать те или иные суждения соответственно духу Церкви – духу и букве.

– То есть чтение духовной литературы Великим постом – это тоже выполнение этого предписания?

– Конечно, первая и самая главная заповедь говорит нам возлюбить Господа Бога своего всем сердцем своим, всею душою своею, всею крепостию своею, всем разумением своим. То есть по умолчанию из этой заповеди мы даже в чисто буквальном смысле видим, что не все в нашем сердце, нашей душе, нашем разуме посвящено Богу. Уже здесь, в этой главной, базовой, основной заповеди, как говорит нам Господь наш, находится все. И пост находится здесь, вся духовная жизнь христианина – в первой, самой главной заповеди. То есть мы должны научиться воздерживаться от всего того, что мешает нам любить Бога. Мы читаем у святителя Василия Великого, что если бы праматерь наша Ева не согрешила, то мы и не имели бы нужды в посте. Но в нас живет зло, живет первородный грех. У апостола Павла читаем в известном его Первом послании к Коринфянам: «Умом моим нахожу удовольствие в законе Божьем, но в членах моих действует иной закон, противный закону ума моего. Доброе, которое хочу, не делаю; злое, которое не хочу, делаю».

Наша задача – видеть, когда мы делаем зло, когда добро; стараться воздерживаться от зла. То есть пост – естественный комплекс, который затрагивает все стороны человеческой души. И души, и тела. Не могу не сказать прекрасную мысль святителя Феофана Затворника, книги которого тоже являются настольными у каждого церковного человека. Святитель говорит, что до грехопадения, если толковать одно из посланий апостола Павла, человеческий дух управлял душой, а душа управляла телом. После грехопадения, увы, все стало иначе. Человеческое тело стало навязывать свои чувственные желания душе, а душа стала не совсем положительно влиять на дух, угнетать его по сути дела.

– То есть пост призван восстановить изначальный правильный порядок?

– Восстановить правильную иерархию. Приснопоминаемый святитель Феофан как раз говорит о том, что тело есть седалище страстей. Страсти эти не только телесные, но и душевные прежде всего, и очень часто страсти действуют через наше тело. Отнюдь не все, что мы чувствуем, желаем, хотим, угодно Богу. Поэтому мы должны иметь дар рассуждения и воздерживаться от того, что мы не считаем Божьим. Одни из признаков жизни по духу, как апостол Павел нам говорит в известном Послании к Галатам, – кротость, мир, долготерпение, вера, воздержание. То есть мы должны уметь управлять своими желаниями, чтобы не они управляли нами. Чтобы закон греховный, который живет в нашей плоти, все-таки как-то подавлялся усилием воли. Чтобы мы старались, по крайней мере, сделать что-то, что от нас зависит.

– Когда мы готовились к передаче, Вы сказали, что в духовной литературе слово «тело» имеет не одно значение. То есть это не только непосредственно наша телесная оболочка… Скажите, пожалуйста, поточнее.

– Есть термин «плоть» в Послании апостола Павла. В греческом языке «тело» и «плоть» –разные слова. Плоть – «саркс» – здесь имеется в виду не просто телесная природа человека, а некая совокупность греховных навыков и страстей, живущих в нас, опять-таки действующих в основном через тело, конечно. С другой стороны, есть понятие «сома» – тело; здесь также все двояко. С одной стороны, наше тело есть храм Духа Святого, как мы читаем в Священном Писании, с другой – седалище страстей. С одной стороны, мы образ и подобие Божие, с другой – всяк человек ложь, читаем мы. Вот и наше тело, с одной стороны, свято. По словам митрополита Антония Сурожского, тело наше настолько свято, настолько является великим творением и даром Божиим, что оно стало способно вместить Бога, вместить воплощение Христа. Но с другой стороны – оно содержит в себе грех, последствия грехопадения, первородный грех. Назначение поста – как раз покаяние прежде всего, то есть изменение тех греховных навыков, которые в нас есть, постоянная борьба с самим собой, со своей греховной природой; именно с плотью, а не с телом. Владыка Антоний Сурожский как раз говорит, что назначение поста – не удручать тело, не мучить его.

– Вы сказали, что пост – это система, то есть здесь нужен системный подход. Что значит поститься телом, а что значит – душой?

– Я думаю, здесь мы должны посмотреть, что говорит об этом Священное Писание. Это очень хороший вопрос, я бы хотел как раз взять достаточно известный отрывок из Книги Исаии: 58-я глава, стихи с 3-го по 12-й.

Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения.

То есть, поскольку мы состоим из духа, души и тела, Церковь предписывает, что пост должен как раз касаться всех сторон нашей человеческой природы.

– То есть крайнее изнурение тела неугодно Богу?

– Конечно. Церкви глубоко чужд эзотерический подход, монофизитство такое, что человеческое тело является греховным, что нужен только дух, что тело не ценно. Но мы видим, что Господь воплотился, в Символе веры читаем: воплотился Христос, принял на Себя человеческую природу. Христос есть совершенный Бог и совершенный Человек, в Нем неслитно и нераздельно присутствует природа Бога и природа человека. Поэтому человеческое тело и велико, несомненно: оно смогло принять в себя, как мы цитировали владыку митрополита Антония Сурожского, такой величайший дар, как образ Божий. Человеческое тело, конечно, свято. И мы должны к нему относиться именно как к жертвеннику, как к такому, по словам отцов Церкви, естественному монастырю, в котором должны возносить хвалу и славу Господу.

– Может быть, еще есть какая-то цитата, которая эту мысль иллюстрирует?

– Хочу привести замечательные слова отца нашего Ефрема Сирина вообще о посте. Мы читаем постом его замечательную молитву: «Господи и Владыко живота моего…» Несомненно, чтение этой молитвы подразумевает, что мы должны понимать ее смысл. А смысл молитвы можно понимать только тогда, когда мы действительно причастны святоотеческой традиции и понимаем тот язык, на котором эта замечательная молитва произнесена. Я имею в виду термины, которые там используются.

Хотелось бы поговорить именно о трудах преподобного Ефрема, проиллюстрировать их. Вообще есть удивительные отцы Церкви, которые являются замечательными учителями покаяния. Все православные отцы пишут о покаянии, но принято считать, что одним из величайших отцов, певцов покаяния является отец наш Ефрем Сирианин. Поэтому жалко, когда наши православные люди знают только одну его молитву. У него есть прекрасные проповеди о покаянии, на все церковные праздники интереснейшие статьи, беседы, которые затрагивают буквально все стороны жизни христианина. Именно в духе покаяния. Очень интересны толкования на Священное Писание. Вот я сегодня хотел несколько отрывочков показать.

«Узда для страстей – пост, а умерщвление страстей – молитва с милостыней».

 Узда для страстей – пост. То есть это некое удерживающее средство – вот назначение поста:  именно и в пище, и в мыслях. Но мы должны понимать, как говорит нам преподобный, что умерщвление страстей, то есть окончательная, кардинальная борьба с ними – это, конечно, молитва и милостыня ближнему. Естественно, про молитву мы понимаем, Евангелие мы читаем. Когда ученики не могли исцелить бесноватого мальчика, они обратились к Господу, спросили Его потом, почему они не могли его исцелить. Господь сказал, исцелив отрока, что род сей изгоняется только постом и молитвой. Это как раз то, о чем мы говорим. Человек есть дух, душа и тело. Поэтому мы должны учиться поститься.

К слову, вспоминается прекрасная цитата  Исихия Иерусалимского, великого отца Церкви, книги которого тоже очень любимы многими православными людьми. Он был учеником святителя Григория Великого, Богослова. По-моему, в 93-м пункте своих творений он говорит, что мы не можем выполнять Господни заповеди, творить Божью волю, если сначала не сотворим их посреди утробы своей, то есть в сердце своем. То есть все поступки мы должны совершать в сердце, поэтому должны научиться поститься прежде всего умом и сердцем своим. Этого требует от нас Господь, говоря о том, что является грехом: «В Ветхом Завете написано: не убий, не прелюбодействуй. А Я вам говорю, что всякий смотрящий с вожделением уже прелюбодействовал в сердце своем». То есть аскетическая традиция, касающаяся не только монашествующих, но и всех христиан, говорит как раз о внутреннем состоянии. В чем Господь постоянно обличает книжников, фарисеев? Они живую веру в Живого Бога свели к каким-то сухим, поверхностным, формальным, как говорит митрополит Антоний Сурожский, приказам. Бог не дает нам приказы. Он ожидает, чтобы наше сердце было таким, что для нас было бы естественным выполнение именно заповедей любви к ближнему.

– Вопрос телезрителя: «Известно, что после грехопадения человек стал болеть, умирал и истлевал. Это назвали первородным грехом. Но эти вещи от человека не зависят, в чем же тогда его грех? Он же не может этим управлять».

– Во-первых, болезни – это не первородный грех, а следствие первородного греха. Потом, Господь никогда от нас априори не требует невозможного. Бог Благ и Человеколюбец, поэтому Он никогда по определению не требует от человека того, что тот не может сделать. В Первом послании к Коринфянам мы читаем, что для верующего человека не бывает безысходных, безвыходных ситуаций. Есть принцип соработничества. То есть мы должны делать то, что зависит от нас. Отцы говорят: молись, а к берегу гребись. Царствие Небесное силою берется, говорит нам Господь. Опять же, что говорит Священное Писание? Нам Церковь четко и ясно говорит: обращаемся к Священному Писанию, Священному Преданию. Не просто отец Игорь что-то такое вещает от себя. Мы транслируем опыт Церкви, к этому мы призваны. Церковь нам об этом говорит. Делай, трудись, а Бог сделает то, что зависит от Него.

У апостола Иакова читаем: приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам. Прикладывай усилие, делай, что от тебя зависит, изучай учение Церкви для начала. Макарий Египетский нам говорит, что Богу угодно, чтобы «человек сначала понял; поняв, возлюбил и предначал волею...» Поэтому это начало нам нужно научиться правильно понимать. Во-первых, суть проблемы; во-вторых, постараться узнать, что Церковь говорит по тому или иному вопросу, который нас интересует прежде всего. Я,  опять же, говорю не от себя, а транслирую то, чему учит нас Святая Церковь.

Основной принцип духовной жизни – соработничество («синергия» по-гречески). Человек делает то, что зависит от него; Бог, видя труды человека, несомненно, содействует ему в этом. Эта мысль отражена буквально во всем – в святоотеческом Предании, в Священном Писании. Можно сказать, здесь консенсус патрум: все святые отцы об этом говорят. Макарий Египетский очень ярко говорит, что Бог, видя наши труды, никогда не оставит нас без Своей помощи. Это основа нашей веры, поэтому мы не пассивные безличные рабы в какой-то обстановке, когда не можем ничего сделать, но чада Божии: мы обладаем образом и подобием Божиим, нам дарована свобода. И Господь прямо об этом говорит еще в Книге Второзаконие, в 30-й главе. Смысл примерно такой: «Я тебе сегодня предложил путь жизни и путь смерти. Выбери жизнь, чтобы жить, ходи путями Господа Бога твоего – и будешь жить». Поэтому от нас зависит, что мы выбираем – путь жизни или путь смерти. Или мы живем по своему хотению, или стараемся не слушаться закона греховного, стараемся испытывать духов, вникать в себя и в учение, занимаясь им постоянно, стараемся учиться жить по духу, к чему призывает нас опять-таки буква и Дух Священного Писания. Перечитайте апостола Павла, его замечательное Послание к Римлянам, а также Послание к Галатам, где об этом очень ярко, прекрасно написано. Вообще мы плохо знаем послания апостола Павла, к сожалению. Там очень много об этом говорится. Прекрасное, к слову говоря, толкование святителя Феофана Затворника на послания апостола Павла. Эта тема очень важна для нас, поэтому будем стараться посвящать время Великого поста изучению учения Церкви прежде всего.

– То есть изначальная необходимость поста заключается в том, что человек греховен по своей сути и пост ему необходим. Сознание своей греховности является точкой отсчета для поста. Но пост может быть постом душевным и постом телесным. То есть ограничение тела, воздержание тела – это узда, а молитва и милостыня – это умерщвление тех самых страстей, которые хранятся в человеке.

 Еще хотелось бы спросить у Вас: в чем заключается цель и средство поста, каково их соотношение в посте?

– Святоотеческое Предание устами Максима Исповедника, преподобного отца нашего, говорит о том, что пост – это как бы возвращение человека в свое естественное состояние. Имеется в виду то состояние, которое было у Адама в раю до грехопадения, когда дух управлял душой, душа управляла телом. Будем помнить о том, что мы, увы, падшие существа, у которых искажены и мысли, и чувства, и желания, и стремления, и ощущения – и плотские, и душевные, и сердечные… Вообще слово «пост» в святоотеческих преданиях уподобляется посту военнослужащего. Когда военнослужащий находится на посту, это особое время: он должен быть особенно внимательным, у него большой перечень обязанностей часового. Кто служил в Вооруженных силах, знает. Пост для христианина есть особое время, когда он старается пройти какой-то новый этап своей жизни, старается в очередной раз побольше подчинить свою плоть, которая является седалищем страстей, именно духу. Чтобы понимать, что есть воля Божия, и стараться заставлять свое тело ее выполнять. Не умерщвляя его, а именно порабощая. Распяли плоть со страстьми и похотьми – читаем мы у апостола Павла.

Опять-таки все коренится в смысле нашей жизни, в том, зачем мы живем. Для того чтобы познавать Бога и служить Ему, мы призваны из небытия в бытие. Поэтому пост есть также и средство. Владыка Игнатий (Брянчанинов), о ком мы тоже часто вспоминаем, приводим его цитаты, говорит нам, находясь в единстве с буквой и духом Священного Предания, что не человек для поста, а пост для человека. То есть пост – средство, чтобы управлять, подчинять свое тело именно разумному, бороться с греховными навыками. Первая, базовая страсть,  которая в нас присутствует, – это чревоугодие, как известно. Поэтому нужно учиться бороться с чревоугодием, сластолюбием. Разумно.

– Вопрос телезрительницы: «Мой отец умер тридцать лет назад, и буквально вчера я выяснила, что он был некрещеный. До этого я заказывала и панихиды, и ставила свечки за всех своих родственников, не только за него. Даже не предполагала, что он был некрещеный. Что сейчас можно сделать полезного, чтобы ему помочь? И еще вопрос. Мы армяне, но крещены в Православной Церкви, а у меня есть родственник, крещенный в Армянской Церкви. Мне говорят, что в нашей Православной Церкви заказывать панихиды тоже неправильно. Мне обязательно за этих родственников ходить в Армянскую Церковь? Или можно в Православной Церкви заказывать панихиды, ставить свечки?»

– Решая любой вопрос, мы должны учиться понимать то, чему учит нас Церковь. Мы в этой ситуации знаем, как молиться за некрещеных людей. Да, мы знаем о том, что церковно молиться мы можем только за членов Церкви. То есть подавать записки на проскомидию, на литургию, заказывать панихиды, отпевание мы можем только за людей, которые являются членами Церкви. Не просто крещеными. Читаем у Кирилла Иерусалимского: иногда и вода остается водою; ты омыл свое тело, а душу не омыл. То есть многие люди крещены, но не воцерковлены и, по сути, верующими не являются. Можем ли мы за них заказывать поминовение на проскомидии? Нет. То есть только за тех, которые причащаются, исповедуются, являются полными членами Церкви. Не потому, что Церковь не любит этих людей. Любит. И, поверьте мне, Господь Бог любит никак не меньше некрещеных людей. Если Вы любите и помните своего папу, то, несомненно, его любит и помнит Господь Бог. И значительно больше, чем Вы. Несопоставимо больше. Такое вот утешение для нас. Господь к каждому из нас относится так, как если бы ты был у Него один. Это очень важно помнить. Поэтому Ваша задача – молиться за отца. Вы можете молиться за него в храме, своими словами, в сердце своем, воцерковляясь, познавая православную веру, делая добрые дела в его память. Это очень хорошая, живая ситуация. Можете также Псалтирь за него читать, можете и должны молиться за него. Может быть, даже вымаливать, мы не знаем всех сложностей нашей непростой жизни. Поэтому утешением, повторяю, является то, что Бог любит Вашего близкого человека несопоставимо больше, чем Вы.

Что касается братского армянского народа,  действительно, сегодня армянская диаспора стала в России еще больше, многочисленнее. Люди живут в России, трудятся. Действительно, существует некая дилемма – с одной стороны, есть армяне, которые крещены в Православной Церкви. Но мы знаем, что для нас важна прежде всего не национальная или культурная принадлежность человека, а именно его воцерковленность. Он может быть любой национальности, но если является православным, мы можем и должны за него молиться церковно. Если он является членом Церкви. Что касается Армянской Апостольской Церкви, это древняя Восточная Церковь, очень любимая нами, но нас разделяет то, что армяне, скажем так, не признают один из Вселенских Соборов. То есть присутствует достаточно существенное догматическое различие, которое нам мешает вместе читать Символ веры, например. Мы любим наших армянских братьев, готовы всемерно с ними общаться. И мне приходилось крестить армян неоднократно, общаться с ними, дружить, отпевать. Но за людей, которые крещены в Армянской Апостольской Церкви, церковно молиться в Православной Церкви мы не можем. И Вам, православному человеку, не стоит, руководствуясь национальной культурной принадлежностью, идти в Армянскую Церковь и там подавать записки. Вы православный человек. Армянская древняя Апостольская Церковь, любимая и уважаемая нами, не совсем является православной. То есть это некое догматическое различие, которое нам не позволяет сделать то, что мы хотели бы. Не нужно пытаться быть милостивей, чем Церковь, чем Господь Бог. Молитесь за этих людей своими словами, читайте Псалтирь. Если кто-то из Ваших близких, родных людей крещен в Армянской Церкви, они могут заказывать записки и поминовения у себя в церкви.

– Что можно сказать о взвешенности поста?

– Это очень важная тема, тема евангельская. В любой жизненной ситуации Господь нам говорит: мы должны сначала, как человек, который строит башню, рассчитать фундамент, а потом строить ее. Должно сначала рассчитать свои силы, когда идешь на войну с соперником; не стоит ли пойти примириться с ним? Так и постом. У очень многих отцов Церкви присутствует дифференцированное отношение к посту. В Церкви, с одной стороны, есть общие требования, с другой – понятие икономии, когда Церковь нисходит к немощам людей (допустим, человек больной, пожилой, женщина в положении). Естественно, Церковь пост в пище смягчает. Потом, мы должны помнить: святые отцы вообще всегда постились. Имеется в виду вся их жизнь; не только пост четыре раза в год, как это мы соблюдаем.

Понятно, пост должен быть по силам. Не человек для поста, как замечательно говорит владыка Игнатий, а пост для человека. Это средство. Если под словом «пост» подразумеваем диету как часть общего поста, конечно, здесь возможны послабления. Но ни один отец Церкви не говорит, что больному человеку, постясь, не нужно молиться, не нужно заниматься богомыслием. Все отцы подчеркивают обязательность, естественность именно этого важного компонента, важной составляющей. Ум должен быть в Боге, мы должны стараться больше читать. Если Церковь нисходит к нашим немощам, то сообразно ситуации мы должны постараться Господу угодить в другом. Такое правило. Об этом говорится много. Опять же, у Ефрема Сирина: «Эта цель подвига непосредственно вытекает из догмата о воскресении мертвых. Именно знание о вечном достоинстве тела (видите, о достоинстве тела; это наша сегодняшняя тема) заставляет человека спешить приготовить его к божественному делу: пред великими праздниками тщательно чистят и убирают дом. Кто верует, что тело его воскреснет, тот заботится очистить его от осквернения» («Добротолюбие», т. 2, стр. 487). Замечательный текст… «Постом радуется Христос Господь наш, если только постимся с любовью, надеждою и верою». Это про умеренность. Еще отрывок хочу непременно прочитать: «У кого в сердце есть лживость, ненависть и осуждение, тот пусть очистит прежде душу свою и тогда уже приходит, и постится, и молится» (преподобный Ефрем Сирин).

Всё мы должны делать разумно. Много замечательных цитат у святителя Иоанна Златоуста. «Ты постишься – удержи язык твой от зла и уста твои от лести и коварства. Этого достаточно тебе для спасения». Или вот: «Непостящийся может получить извинение, ссылаясь на немощь телесную, но не исправившемуся в грехах нельзя получить оправдание. Когда постишься, то думай не об изнурении от поста, но о легкости, происходящей от этого изнурения». Я думаю, каждый человек, имеющий опыт поста, знает ту дивную легкость, которая бывает в конце Великого поста. «Воздержание от пищи приятно для того, чтобы ослабить силу плоти, этого коня сделать нам покорным».

Кстати, заговорили про коня, и я вспомнил прекрасную цитату  святителя Феофана Затворника. Владыка очень трезвые высказывания говорил простым языком, характерным для него, его замечательных книг: «Смотрите здоровье не расстройте. Не покормишь лошадку – не повезет». «Меньше есть да меньше спать – всегда хорошо, но все надо в меру. Неумеренный пост пагубен. Только пустую молву возбуждает вне и чирей тщеславия внутри. Не думайте, что, говоря так, я вас откормить хочу, – пишет в одном из писем святитель. – Совсем нет. Хочу направить на умеренный пост, который держал бы вас в смиренных чувствах. Главное – смирение». К слову говоря, хочу привести одну из своих любимейших цитат Лествичника насчет того, как тщеславие паразитирует. «Всем без различия сияет солнце: а тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу – и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх» («Лествица». Слово 22 «О многообразном тщеславии»).

Видите, наша испорченность ухитряется гордиться буквально всем, буквально из всего делать повод для гордыни. Поэтому цель поста, конечно, – смирение. Вообще это величайшая благодетель христианская. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Кто такой нищий духом? Это не человек больной, с ограниченным интеллектом. Нет, конечно. Наоборот, это человек очень богатый духовно, но именно будучи духовно очень богатым, человек может увидеть свою зависимость от Бога и свое недостоинство. И чем ближе мы к Богу, тем лучше это ощущаем. Апостол Павел, величайший столп Церкви, говорит о себе: среди грешников я самый первый. Разве апостол Павел просто так это говорил, стилизовался под смирение? Вряд ли мы можем такое допустить. Это было действительно так: человек, достигший третьего неба, вкусил глаголов неизреченных, что позволило ему увидеть это. Или Нил Сорский, преподобный, прозорливец, образованнейший человек, святой, чтимый при жизни руководителем нашего государства того времени (то есть он был очень значимый человек), говорит, что в наше время за неимением духоносных наставников основным источником духовного разумения христиан будет чтение Священного Писания и Священного Предания. Он ли не духоносный наставник?! Вот так он пишет. Кого он винил? Прежде всего себя.

Владыка Игнатий (Брянчанинов) его цитирует. Говоря о книгах, нельзя не вспомнить первый том аскетических опытов святителя. Есть прекраснейшая статья о чтении святых отцов, где владыка учит нас трезвому отношению: очень многие вещи, которые у святых отцов написаны, многим из нас не под силу. Поэтому все должно делаться церковно, мы должны все делать по совету, советуясь с Церковью. Не просто вот я прочитал две-три книжки и теперь с плотью и кровью советоваться не буду, а с Феофаном Затворником буду советоваться. Понятно, что это некий инфантилизм, неофитство. Нужно жить в совете, иметь собеседниками людей, которые любят Священное Писание, читают святоотеческие книги,  советоваться со старшими в Церкви. То есть вести себя церковно (все в Церкви делается церковно), быть церковными людьми.

– Вопрос телезрительницы: «Почему изменилось утреннее и вечернее правило? Когда по телевизору идет правило, перестали читать молитву ко Пресвятой Богородице и исповедание грехов».

Я советую Вам этот вопрос направить на сайт.

– Телезрительница: «Я пожилой человек, у меня, к сожалению, нет таких возможностей».

– Мы ответим. Что здесь важно? Мы рассуждаем в контексте Священного Писания, Священного Предания. Пост – особое время покаяния, исповедания грехов, и нам, конечно, нужно молиться Божией Матери. Как же мы можем не молиться Той, через Которую, благодаря послушанию Которой мы получили спасение? Через Нее пришел в мир Христос Спаситель. Она стояла у креста, оружие прошло Ей сердце… Сложно переоценить роль Божией Матери, Матери всех нас. Поэтому, конечно же, в правиле не запрещается чтение молитв Божией Матери. Думаю, это какое-то недоразумение, Вы что-то неправильно поняли скорее всего. Смысл поста в покаянии. Поэтому исповедание грехов – это обязательная вещь. Вот акафисты мы постом стараемся не читать, и то это не является жестким запретом. Что такое пост? Особое время покаяния. И мы должны, конечно, читать покаянные тексты, покаянные молитвы, каяться в грехах.

– Каково должно быть верное намерение человека, который входит в пост? Можно ведь поститься телом, но душой не измениться, не приблизиться к Богу. Как нужно сформулировать свое намерение верно, чтобы пост пошел на пользу?

– Давайте почитаем, что нам отцы говорят об этом. Думаю, многие любят и знают отца нашего Исаака Сирина. Вот хотелось бы прочитать: «Ум не покоряется, если не покорится ему тело. Царство ума есть распятие тела». Ум не покорится, если не покорится ему тело. Конечно, какая главная цель? Покорение ума. Допустим, мы читаем беседу преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым. Преподобный цитирует там отца нашего Исаака Сирина, который очень четко говорит, что цель поста – стяжание Духа Святого. Вообще цель нашей жизни – стяжание Духа Святого. Вот цель, все остальное – средство. Таким средством является пост, который затрагивает, несомненно, все стороны жизни человека. А тело является седалищем страстей, как говорит нам святитель Феофан. Или еще: «Тело распинается в воздержании, чтобы помочь благочестию души победить злую волю, тянущую человека вниз. Поэтому мы должны учиться управлять нашим телом, чтобы не тело управляло нами. Не вкушая постом (кто может), по благословению, скоромную пищу, мы таким образом утесняем свою плоть и стараемся ее подчинить, помня о том, что мы говорили о посте: это особое время, подобное тому, когда военнослужащий находится на посту, он имеет особые обязанности перед Богом, царем и Отечеством. Поэтому должен себя блюсти.

«Когда желаешь приблизиться сердцем своим к Богу, докажи Ему прежде любовь свою телесными трудами. В них полагается начало жития» – пожалуйста, преподобный святой Исаак Сирин также нам об этом говорит.

– Какая связь между постом и здоровьем человека? Может ли быть забота о здоровье чрезмерной? Может ли пост помешать человеку или сказаться на его здоровье?

– Отцы говорят как раз о том, что пост содействует здоровью. Но пост разумный. То есть не нужно бежать дистанцию в километр как стометровку. Нужно рассчитывать свои силы, говорит нам об этом Евангелие, говорят святые отцы. Очень хорошо об этом сказано у отца Иоанна Кассиана Римлянина: «И потому, поелику он состоит не в одном мужестве духа, а соразмеряется и с силою тела, то касательно этого мы приняли такое определение, преданное нам, что различны должны быть время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тел или по возрасту и полу; но у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа. Ибо не для всех возможно соблюдать пост по неделям; некоторые не могут быть без принятия пищи более трех или двух дней, а иным по болезни или старости трудно пробыть без пищи до заката солнечного; не для всех одинаково питательны овощи, или зелие, или сухой хлеб. Иному для насыщения нужно два фунта, а другой чувствует тягость, если съест фунт или полфунта; но все воздержники имеют одну цель, чтобы, принимая пищу по мере способности, не вдаться в пресыщение. Ибо не только качество пищи, но и количество расслабляет душу, возжигая в ней, как и в утучненной плоти, вредоносный, греховный огонь».

Такой вот прекрасный текст. Думаю, он ответил нам в какой-то степени. Или вот еще  пресвитер Илия, или святой Илья Екдик («Добротолюбие», т. 3, стр. 472; то самое «Добротолюбие», которое мы имеем благодаря трудам святителя Феофана Затворника, возлюбленного нашего отца): «Подвизающемуся необходимо знать, когда и какими яствами следует питать тело как врага и когда следует утешать его и подкреплять как друга изнемогшего». Видите, владыка Феофан говорит подобную вещь, что лошадку нужно кормить, но иногда нужно, у другого отца церкви сказано, бить свою плоть разнеженную, как сбежавшего и упившегося вином раба. Нужно подчинить свое тело. Не мучить его, как владыка Антоний, митрополит Сурожский отмечает очень верно и трезво, но  подчинить, распять, как говорит апостол Павел.

– Но не уничтожить.

– Конечно. Монофизитство нам чуждо. Плоть человеческая свята, падение испортило ее, она стала седалищем греха, с одной стороны. С другой стороны, она не утратила способность воспринимать благодать Духа Святого. Я хочу, кстати говоря, почитать замечательнейшие тексты митрополита Антония Сурожского как раз о теле человека. Это второй том, изданный издательством «Практика», прекрасные беседы владыки; там есть большой раздел, который полностью соответствует, что называется, consensus patrum, то есть абсолютно все отцы говорят о святости человеческого тела. Это очень важно помнить. То есть никакого презрения к человеческому телу, сектантского, эзотерического, в православии нет и быть не может.

– Благодарю Вас за такую интересную беседу. Думаю, наши телезрители смогут много почерпнуть полезного из того, что Вы сегодня приготовили для них. Я знаю, что еще одна цитата у Вас приготовлена, Григория Нисского. Для заключения как раз она подойдет.

– Да, говоря о посте, о чтении духовной литературы, хочу вам посоветовать книги святителя Григория Нисского, особенно прекрасное толкование на заповеди блаженств, очень интересный текст, и толкования на Книгу Екклесиаста. Такой отрывок интересный: «Пост узаконен для чистоты души; если же он оскверняется иного рода намерениями и действиями, то для чего напрасно тратим воду, которую пьем? Для чего возделывать эту несмываемую и чрезмерную грязь? Что пользы от телесного поста, если нечист ум? Ибо никакой нет пользы, если колесница прочна и упряжь в порядке, а возница не в своем уме. Что пользы в корабле, хорошо устроенном, если кормчий будет пьян? Пост — основание добродетели». Наверное, это то, о чем говорится здесь. То есть мы должны учиться постом прежде всего смирению, послушанию, видению своих грехов. Апостол Павел говорит: вникай в себя и в учения, занимайся сим постоянно. Это для нас снимет множество проблем. Мы так устроены. «Гнозис» – древний христианский термин, который означает опыт общения с Богом.

Но этот опыт во многом зависит от нашей догматической грамотности. То есть познание включает в себя и рацио. Невежда не может быть благочестив, читаем мы в святоотеческом Предании. Есть прекрасная речь святителя Филарета Московского в день перенесения мощей святителя Алексия Московского. Смысл примерно такой: если ты не знаешь своей веры и не заботишься о ее углублении, то я не знаю, кто ты и что с тобой будет. Не для тебя приходил Христос, не для тебя проповедовали апостолы. Это очень важная вещь. Тяжкий грех (не побоюсь сказать, это ко всем нам относится) – лень и нежелание трудиться в познании своей веры.

В заключение последняя цитата отца нашего Нила Синайского, где примерно такая мысль: если ты истинно молишься, то ты богослов; если ты богослов, то истинно молишься. То есть благочестие и знание основ веры необходимы для всех. Не все называются богословами у нас в Церкви, говорит святитель Филарет Московский, но каждый обязан знать основы своей веры, Священного Писания, Священного Предания – и касательно любых сторон нашей жизни, прежде всего поста.

Ведущий Денис Береснев

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле города Москвы протоиерей Иоанн Кудрявцев. Тема беседы: «Смысл Рождественского поста».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы