Беседы с батюшкой. Благоразумное отношение к информации. Часть 2

12 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния протоиерей Димитрий Беженарь.

– Здравствуйте, отец Димитрий! Благословите наших телезрителей.

– Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с праздником святого апостола Андрея Первозванного, который по великой милости Божией сподобился проповедовать в наших землях: по церковному Преданию мы знаем, что он дошел даже до Киевских гор, водрузил там крест и пророчествовал, что на этом месте воссияет благодать Божия и воздвигнет Господь множество церквей. Также из церковного Предания мы знаем, что святой апостол Андрей Первозванный дошел даже до Новгорода. Поэтому этот апостол близок к нам, он посеял семена веры на нашей земле, которые взошли, когда потрудились святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.  Поздравляем всех, у кого завтра день ангела, Божией вам помощи.

– Сегодня мы продолжаем нашу предыдущую тему – «Благоразумное отношение к информации». Мы говорили в прошлый раз, что современный человек живет в атмосфере «информационной загазованности», что нужно очень внимательно относиться к тому, что мы видим, слышим, читаем, узнаем. Сегодня хотелось бы поговорить подробнее о церковной информации, размещаемой в Сети. Очень много полезной информации, но очень много и той, что смущает верующих и соблазняет неверующих людей. Хотелось бы узнать Ваш взгляд на церковную информацию, размещаемую в Интернете.

– Совершенно согласен с Вами, Дионисий, что среди обилия информации, размещенной в Интернете, мало той, которая так или иначе является церковной, православной. Современные священники, так или иначе сотрудничающие со СМИ, священники-миссионеры говорят, что подавляющее большинство информации в Интернете, примерно 60-80 процентов (может быть, и больше), это информация душевредная или, по крайней мере, сомнительная. То есть там или пропаганда какой-то ереси (в открытой форме либо упакованная в якобы добрые мотивы), или раскольническая информация и буквально откровенные призывы уходить из Церкви, в которой якобы уже нет благодати, что Божия благодать будто бы ее покинула. Очень много спекуляций вокруг всевозможных чудес, видений и откровений. Причем иной раз откровения из настолько сомнительных источников, что даже неверующие, но мало-мальски мыслящие люди понимают, что это не что иное, как фальсификация.

Очень много спекуляций вокруг видений, откровений, порой создается такое впечатление, что люди, выкладывающие такую информацию, считают, что или святые угодники, или ангелы Божии, или их усопшие сродники банально и буднично являлись в наш мир. То показывают вензеля на паспорте, то какие-то новые российские документы. Такое впечатление, что наши усопшие сродники не имеют других проблем, кроме как бороться с российскими документами.

Вся эта спекуляция вокруг чудес, вся эта прелесть и тысячи просмотров под этими видеороликами и обращениями... Конечно, человеку православному, не безразличному к своей вечной участи, надо быть очень и очень осторожным с информацией. Далеко не все из размещенного в Сети и имеющего какую-то церковную окраску или терминологию таковым и является. Нужна осторожность, и в качестве ориентира надо всегда прислушиваться к словам духовно опытных наставников.

В наших беседах мы неоднократно обращали внимание на то, что у каждого христианина должен быть духовный отец. И с ним надо советоваться, полезно ли посмотреть тот или иной ролик или иную сенсационную информацию, осуждающую, порочащую ближних, надо обращаться за советом именно к церковно опытным людям.

– Знаю, что некоторые люди даже прикрываются авторитетом духовно опытных пастырей и выдают информацию, смущающую верующих, пороча имя известного пастыря.

– Как говорил преподобный Паисий Святогорец, если человек одержим какой-то грандиозной идеей, овладевшей его умом и сердцем, то, даже обращаясь к авторитетным старцам, какими были, например, блаженной памяти архимандрит Кирилл, архимандрит Наум, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), он хочет не узнать волю Божию о нем, о том, как ему жить, исправляться, каяться, бороться со своими страстями, а обращается с целью, чтобы получить у известного батюшки как бы одобряющую печать на идею, которая им уже овладела.

Мы знаем, как шли в 90-е годы к известному духовнику, насельнику Киево-Печерской лавры, ставшему в конце жизни насельником Китаевой пустыни, – схиархимандриту Феофилу (Россохе), известному старцу, исповеднику. Когда к нему пришла некая Ольга Асауляк, впоследствии основавшая деструктивную секту «Школа единого подвижничества», то действовала очень хитро. Она попросила сфотографировать ее, когда среди множества других людей брала благословение у старца. Старец шел в окружении многих людей, под руку его поддерживал келейник, и старец всех благословлял. И она тоже в платочке брала у него в этот момент благословение. Потом она поместила эту фотографию в начале своей книги с клеветнической надписью, что схиархимандрит Феофил якобы благословил ее на написание этих сомнительных трудов. Естественно, это смущает людей. Видите, как непорядочно, когда человек хочет прикрыть свою идею авторитетом известного старца, духовника.

Когда мы учились в духовной школе, то нередко встречались с такими людьми. Например, по лавре ходит какой-нибудь мужчина и с возбуждением говорит: «Уже всё, всё. Я только что был у батюшки Кирилла, спросил: “Батюшка, уже всё?”  А батюшка так серьезно на меня посмотрел и говорит: “Ваня, уже всё”. Я переспросил: “Батюшка, действительно всё?” А батюшка сказал: “Всё”. И после этого я понял, что теперь уже всё».

– Вопрос телезрительницы из города Москвы: «Сейчас все чаще и чаще слышишь, что православным необходимо избавляться от религиозной изоляции, что нам нужно больше учиться у католиков, протестантов – их миссионерству, социальному служению, что у них это на более высоком уровне. Что на это отвечать?»

– Благодарю Вас за вопрос. Помните, был такой телевизионный проект «Старые песни о главном»? С некоторой долей юмора можно говорить, как некоторые люди рассуждают о том, что мы якобы находимся в изоляции, что нам надо от нее избавляться, учиться у представителей других конфессий и религий. Это говорят те люди, которые по-настоящему православия, к сожалению, не знают. И что хуже всего, не хотят это православие поглубже изучить.

Я отвечу на Ваш вопрос в виде притчи. Представьте себе, что после долгой, продолжительной командировки Вы возвращаетесь домой, стоите на остановке и ждете автобус, который останавливается недалеко от дверей Вашего дома. Вы знаете, что дома Вас ждут родные и близкие. Ждут с нетерпением, молятся, переживают за Вас. Они давно не видели Вас, и все их мысли и чувства только о Вас: скорее бы Вы к ним вернулись. И вот Вы стоите на остановке, ждете своего автобуса, и подъезжает автобус под другим номером, который двигается по другому маршруту. Роскошный, двухэтажный автобус: мягкие сиденья, прохладительные напитки, перед каждым из пассажиров и кондиционер, и видео. Он останавливается, и водитель приглашает Вас войти и поехать с ними. Вы смотрите: автобус действительно намного лучше того, в котором Вам обычно приходится ездить: тесном, скрипучем, с расшатанной ходовой частью, где и пассажиры, бывает, друг друга толкают и огорчают. Тем более что и водитель говорит Вам с улыбкой: «Посмотри, сколько здесь прекрасных пассажиров. Если ты поедешь с нами, ты можешь многому у нас научиться: посмотри, сколько добрых, сострадательных людей». И вот у Вас дилемма. Если Вы сядете, то, может быть, действительно многому научитесь,  не спорим; может быть, получите некую пользу, расширится Ваш кругозор. Но автобус едет в другом направлении – Вы никогда не вернетесь домой. А Вас дома ждут. Как Вам правильно поступить?  Вот вопрос.

Разъясним эту аналогию. Дома нас ждут великие святые Русской земли: святой равноапостольный князь Владимир, равноапостольная Ольга, преподобные Антоний и Феодосий Печерские, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим, блаженная Ксения, благоверный князь Дмитрий Донской, святой праведный Иоанн Кронштадтский, царственные мученики, святой благоверный князь Александр Невский. Все они, великие святые Русской земли, ждут всех нас, чтобы мы, пройдя это поприще земной жизни, пришли туда, где находятся они. Они ждут нас с нетерпением, молятся за нас, переживают. А если мы сядем на автобус, который двигается в другом направлении (хотя, может быть, многому там научимся), мы рискуем так никогда и не вернуться домой.

О том же, что Православная Церковь якобы находится в изоляции, что нам надо многому учиться, говорят люди, которые и православия-то не знают. Разве преподобный Серафим Саровский был в изоляции? В Западную Европу он не ездил, храм Парижской Богоматери не посещал, к каким-то реликвиям там не прикладывался… И в то же время преподобный Серафим никогда не был в изоляции. Протоиерей Николай Гурьянов прослужил на острове Залит всю жизнь. Можем мы сказать, что он был в изоляции? Тысячи людей старались в любую погоду попасть к нему, чтобы получить ответ на интересующие их вопросы.

 А скольких молодых людей, в том числе католиков, протестантов, вообще анархистов, самых разных людей, одержимых всевозможными идеями, привел к Церкви святой Паисий Святогорец! Можем мы сказать, что он был в изоляции? Конечно, нет. Но он был верен Преданию. Или архимандрит Кирилл, духовник лавры? Даже те многие годы, когда он находился в болезни и, казалось бы, у людей не было возможности общаться с ним, он все равно не был в изоляции. Потому что сколько людей в Русской Православной Церкви, и не только в ней, молились за него и поддерживали с ним духовную связь…

Поэтому учиться можно тем, кто получше узнал православие и утвердился в своей вере. Такому человеку, может быть, полезно было бы что-то почитать, посмотреть. Поэтому тем, кто так говорит, я бы порекомендовал почитать «Письма о Западе» священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. Он описывает, как, будучи еще преподавателем Московских духовных школ, ездил по Западной Европе, посещал многие города, видел римо-католические храмы, разговаривал с духовенством. Будучи человеком богословски подкованным, он сделал рассудительные и грамотные выводы в этой книге.

– Спасибо, отец Дмитрий. Снова о внимательном отношении к информации, размещенной в Сети. Я знаю, что распространены видеоролики, казалось бы, даже в церковной информационной среде, где существуют ссылки на свидетельства из потустороннего мира. И эти ролики удивительно популярны, у них десятки тысяч просмотров. Как объяснить такое явление?

– На этот феномен в свое время обратил внимание иеромонах Серафим (Роуз), известный богослов и миссионер XX века. Говоря в своей книге «Душа после смерти» об обилии внетелесных опытов, которые участились в XX веке у самых разных людей, далеких вообще от какой бы то ни было религиозной традиции (люди выходят в астральную плоскость, общаются там с кем-то, к ним приходят какие-то духи, что-то открывают, вещают), отец Серафим делает очень грустный и в то же время справедливый вывод о том, что современные люди настолько удалились от Священного Писания, Предания и вообще от основ христианства, что с легкостью попадаются на уловки падших духов поднебесной, которые этими ложными чудесами и знамениями вводят людей в заблуждение. Отец Серафим там очень мудро говорит, что современного человека еще легче ввести в заблуждение: достаточно кому-то что-то увидеть или услышать. А уж если что-то несколько раз приснится, человек считает, что он чуть ли не пророк.

Заметьте еще одну печальную, но справедливую тенденцию, сколько сейчас пророков на душу населения. Недавно закончился Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, а за несколько месяцев до него даже я встретил нескольких людей, которые заранее пророчествовали, какие решения будут на этом Соборе. И все эти пророчества были, как правило, резко негативные: и то будет плохо, и это, и там предадут, и тут сдадут позиции. Сейчас, когда Собор прошел и мы можем познакомиться с документами, мы видим, сколько там действительно положительных решений, какая вдумчивая была работа. Например, в режиме онлайн проходила пресс-конференция, посвященная «екатеринбургским останкам», которую мог посмотреть любой желающий и послушать, какие приводились доводы. Там не было никакой тенденциозности, дали возможность озвучить свою точку зрения и экспертам, и самым разным историкам. Я тоже нашел время и посмотрел бо́льшую часть этой конференции. А за несколько месяцев до начала Собора мне встречались «пророки», которые говорили: вот точно, точно все будет сдано. Поэтому нам, дорогие друзья, надо быть очень и очень осторожными.

– Вопрос телезрительницы: «С большим смущением и огорчением я услышала от одного священника, что детям ничего не нужно запрещать, надо давать им все, что они просят, не надо тащить их в храм на Двенадцать страстных Евангелий, потому что это отбивает охоту молиться. Что Вы посоветуете в такой ситуации?»

– Утешьтесь, дорогая собеседница. Далеко не все священники могут дать такой совет. Не дерзая никого осуждать, я могу только предположить, что такой совет мог дать священник, у которого нет своих детей. Особенно многодетный отец никогда не даст такого совета, потому что сам жизненный опыт подсказывает, что так говорить ни в коем случае нельзя. Это, к сожалению, очень опасная педагогическая инновация, пришедшая к нам с Запада, и она даже имеет наименование – «недирективная педагогика», когда говорят, что ребенку ничего не надо запрещать, но надо все разрешать. Например, на Страстной седмице сами Вы идете на чтение Двенадцати страстных Евангелий в храм, а ребенок хочет на футбол или хоккей, так что же его тянуть в храм? Пусть идет на хоккей или футбол.

Не осуждайте того, кто так говорит, не смущайтесь и ничему не удивляйтесь. В наше время ничему нельзя удивляться. Еще апостол Павел в Послании к Тимофею говорил, что будут времена, когда всевозможные лжесловесники, для того чтобы прельстить верующих, будут говорить то, что приятно слуху. Конечно, это приятно слуху молодых людей, тем более это приятно слышать молодежи: никаких запретов, только делай то, что хочешь. Но я рекомендовал бы у человека, который Вам посоветует подобное, просто и спокойно спросить: а что мне делать дальше? когда остановиться? Дети растут, вместе с ними растут их страсти и запросы. Вначале ребенок действительно просит жевачку, конфеты, хоккей и футбол. Но он подрастает, и когда-нибудь он может сказать Вам, чтобы Вы шли на богослужение, а он пойдет переночевать к подруге. Неужели Вы всё будете разрешать? Или Вы просто просите помочь в чем-то Вашего сына или дочь, а они, уже в переходном возрасте, увлеклись зацепингом – очень опасным и деструктивным времяпрепровождением, которое приводит к тому, что ребенок может покалечиться или вообще погибнуть. Если ребенок привык, что Вы ему ничего не запрещаете, и скажет, что хочет подняться на высотное здание и сделать селфи прямо на краю, Вы ему это тоже должны разрешить?.. Спросите таких советчиков: «Когда мне остановиться? И что будет дальше?» Это было бы очень полезно.

Со своей стороны, наоборот, хочу сказать, что чем раньше мы приобщим детей к красоте богослужения  (может быть, ребенок и не все понимает, хотя в силу чистоты души дети порой понимают лучше, чем взрослые),  к пользе поста (естественно, в разумных пределах, соответственно возрасту ребенка и его силам), к радости молитвы (чтобы он понимал, что такое молитва, что Господь его слышит и ему поможет), тем сильнее будет духовный иммунитет у ребенка. И это поможет ему жить в нашем лживом и порой очень жестоком мире.

– Люди, размещающие подобную информацию, говорят, что они это делают от полноты сердца, от своей искренности, но всякая ли искренность угодна Богу?

– Насчет искренности большой вопрос. В частности, преподобный Паисий Святогорец говорил, что та искренность, которая порочит честь и достоинство ближнего, уже не искренность. Если мы, якобы с пользой для ближних, чтобы предостеречь их о чем-то, выставляем на посмешище и поругание их честь и достоинство либо выставляем какие-то нравственные падения ближних на всеобщее обозрение, то это уже далеко не искренность, а напоминает Иудин грех. Так делать ни в коем случае не следует.

Даже могу зачитать; преподобный Паисий во втором томе «Духовное пробуждение» говорит примерно на эту тему так: «Предание грехов огласке. Когда мы видим что-то плохое, покроем его и не будем о нем распространяться. Неправильно, когда нравственные падения становятся известны всем. Предположим, на дороге лежат нечистоты. Человек благоразумный, проходя мимо, возьмет и чем-нибудь их присыплет, чтобы они не вызывали у людей отвращения. Неразумный, наоборот, вместо того чтобы накрыть, расковыряет их и только усилит зловоние. Так и мы, без рассуждения предавая огласке грехи других, вызываем еще большее зло. Евангельское изречение повеждь Церкви (когда Господь говорит, что сначала надо обличить брата наедине, потом взять одного или двух свидетелей, а если не послушает, повеждь Церкви, то некоторые прикрываются этими словами) не означает, что все должно становиться  известным, потому что сегодня Церковь – это не все. Церковь – это верующие, живущие так, как хочет Христос, а не те, кто воюет против Церкви.

В первые годы христианства, когда исповедь совершалась перед всеми членами Церкви, слова Господа повеждь Церкви имели буквальный смысл. В наше же время, когда стало редкостью, чтобы вся семья исповедовалась у одного духовника, не дадим врагу запутать нас этим повеждь Церкви. Потому что, предавая огласке какое-нибудь, к примеру, нравственное прегрешение, мы оповещаем о нем враждующих с Церковью и даем им повод начать против нее войну, таким образом в слабых душах колеблется вера».

Сегодня мы говорим об Интернете, ясно, что туда может зайти любой человек и увидеть, как кто-то, якобы по простоте и искренности, выставил там информацию, порочащую священника, священноначалие и ближних. Конечно, это служит соблазном.

– Вопрос телезрителя: «Есть мнение, что несправедливости нет ни на земле, ни на небе, что Бог несправедлив. Если бы Он был справедлив, то все мы подлежали бы уничтожению за наши грехи. Может быть, и святые отцы ошибаются в этом вопросе? Есть ли что-нибудь в Священном Писании о справедливости?»

– Ваш вопрос очень глубокий, он требует даже отдельной темы. Что я могу напомнить? Божественное Откровение нам говорит, что Бог непостижим по Своей сущности и познаваем только в Своих энергиях. Сущность Божия непостижима и обращена к человеческому миру только Божиими свойствами. Как говорит святитель Василий Великий в своем слове против Евномия, а также Григорий Богослов и впоследствии преподобный Иоанн Дамаскин: свойства Божии (например, мы называем Бога Истиной, праведностью, называем Его справедливым, Всеведущим, Всемогущим) нам, тварным существам, приоткрывают какую-то Его грань. Но каждое из этих свойств, пишет святитель Василий Великий в своем слове против Евномия, не обозначает полностью всю сущность Божию, а лишь некую ее часть.

Мы знаем, что в Священном Писании Сам Господь наш Иисус Христос называет Бога праведным Судией. Но Бог не только Судия. Священное Писание называет Бога Творцом. Бог – Творец, но Он не только Творец. В Евангелии сказано, что Бог есть Дух; и в Первом послании евангелиста Иоанна Богослова – что Он есть Свет и нет в Нем никакой тьмы. Но Он не только Свет, Он выше всякого света и всякого понимания. Самое известное (и всем хорошо известное) свойство Бога: Бог есть любовь; любовь и праведность, милость и истина. То есть в Боге все эти свойства гармоничны. Мы можем называть эти свойства разными наименованиями, но в Боге они целостны и простоту Божественного естества ничуть не делают сложной, как пишет преподобный Иоанн Дамаскин. Естественно, справедливость в Боге есть, и эта справедливость одновременно есть и любовь.

 Вы говорите, на земле нет справедливости; это, пожалуй, так. Потому что как несправедливо и жестоко отнеслись неблагодарные люди к Самому Спасителю, пришедшему на землю! Они вместо благодарности, как говорится в песнопении, принесли «за манну желчь», руки, которые исцеляли и воскрешали мертвых, пригвоздили ко кресту и прободили копьем Его ребра. Поэтому естественно, что справедливости нет на земле, но это не значит, что ее нет вообще, потому что Бог есть истина, любовь и справедливость и праведный Судия.

– Такой простой и одновременно сложный вопрос: существуют ли какие-то конкретные правила, которые могут как-то урегулировать наше пользование Интернетом, сделать его более правильным и полезным? Например, я слышал такой совет, что перед тем как сесть к компьютеру и окунуться в Сеть, надо помолиться. Кажется, даже есть какая-то специальная молитва перед тем, как сесть к компьютеру. Может быть, есть еще какие-то правила? О чем надо помнить, когда мы соприкасаемся с Интернетом?

– Я бы вообще не советовал в Интернет окунаться, надо быть на некоторой дистанции от него.

– Это первое правило – не надо окунаться.

– Ни в коем случае не надо окунаться. Не сочтите за иронию, дорогие друзья, но я бы посоветовал распечатать на листе бумаги, заламинировать и поставить над своим ноутбуком слова из Священного Писания: «Всяк человек – ложь». Это помогает не сразу принимать за чистую монету все, что вы там увидите, услышите и прочитаете.

И, конечно, надо пользоваться Интернетом очень дозированно. Всегда задавайте себе вопрос: «Я сейчас открываю Интернет, что конкретно я хочу узнать?» И не идти по разным ссылкам, потому что много чего может всплыть, даже якобы благочестивого, полезного и сенсационного: завтра будет то, а послезавтра начнется это, – сказал такой-то старец. Сколько есть таких роликов, когда вы видите изображение даже какого-то известного старца, но когда щелкаете по нему, это изображение пропадает, появляется какой-то совсем другой дяденька и вещает вам совершенно иное. Это просто обыкновенное прикрытие.

– Или под фотографией старца может быть какое-то изречение, ему вовсе не принадлежащее.

– Да. Поэтому надо быть очень и очень осторожным. И вообще, если это возможно, сколько вы работаете с Интернетом, непрестанно молитесь про себя: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Или: «Боже, милостив буди мне грешному». Чтобы молитва по возможности была у вас постоянно, чтобы Интернет не затянул как болото.

– Может быть, ограничить свое пребывание в нем по времени?

– Само собой разумеется.

– Может быть, не садиться вечером, потому что это очень вредно?

– Потому что те, кто сядет вечером, выйдут из Интернета только утром. От многих опытных советников я слышал совет, чтобы никогда  не открывать Интернет с субботнего вечера и до воскресного, равно как и очень нежелательно смотреть телевизор. Ничего не произойдет, если вы не узнаете какие-то новости. Накануне богослужения воздержаться от Интернета – это тоже тренировка силы воли. «Посмотри скорей, там такая сенсационная информация!» – «Ничего. Готовлюсь к завтрашней службе – это самое главное для меня и моей души». Довлеет дневи злоба его, говорит Господь в Святом Евангелии.

Друзья, ловлю себя на мысли, что вы сейчас думаете: «Да, легко отцу Димитрию так говорить, а вот он сам может так?» Конечно, это непросто, но вся наша христианская жизнь должна быть борьбой с самим собой.

– Вопрос телезрительницы из города Череповца Вологодской области: «Один известный современный священник, миссионер отец Георгий Максимов в своем видеообращении сказал, что многомесячное противостояние против фильма «Матильда» было ошибочным шагом, потому что этим была создана рекламная кампания бездарному фильму. Разумней было бы вообще игнорировать его до самого выхода на экран и только после этого дать ему нашу оценку. Но я не совсем могу с этим согласиться. Батюшка, как Вы прокомментируете слова отца Георгия?»

– Отец Георгий Максимов, безусловно, очень умный и талантливый человек, автор очень многих интересных книг, добрый пастырь, ревностный миссионер. Многие книги, публикации по истории религии, по взаимоотношениям с исламом, неоязычеством и на другие самые разные актуальные темы с большим интересом читаю. И с интересом слушаю этого известного священника-миссионера.

Я не богослов, не писатель и не миссионер, а только учусь у других опытных священников, в том числе у отца Георгия, и могу поделиться своей точкой зрения. Я дважды очень внимательно посмотрел  его видеообращение и могу согласиться в целом, но не с выводами, которые делает уважаемый мною отец Георгий. Если Вам интересно, могу поделиться. Отец Георгий делает вывод, что было бы благоразумней не считать фильм «Матильда» вселенским злом, не объединяться всем православным и что эта многомесячная борьба, как говорит отец Георгий, создала рекламу, в общем-то, бездарному фильму. Сейчас кинокритики отплевываются, зрители после просмотра иногда смеются и говорят: из-за чего было столько шума? И он говорит, что было бы благоразумней дождаться, пока фильм выйдет на экраны, с треском провалится, критикуемый искусствоведами,  будет проигнорирован подавляющим большинством российских зрителей, и только после этого высказать свою точку зрению. При всем моем уважении к отцу Георгию с этим я согласиться не могу.

Скажу почему. Представьте себе, дорогие друзья, если, например, лично ваш отец (или дед) воевал на полях Великой Отечественной войны, проявлял чудеса героизма, получал ранения и опять возвращался в строй, дошел до Берлина, имел много ранений, много наград, действительно проявлял доблесть. Затем в мирное время помогал восстановлению страны, преуспел в науке или иной области знаний, создал семью, был прекрасным семьянином и скончался. Вы дорожите памятью о нем, вам дороги его письма с выцветшими чернилами, его фотографии, книги, подписанные им. Он дорог вам, вы знаете его таким, каким он был на самом деле. И вдруг какой-нибудь режиссер скажет: «Я хочу снять фильм про твоего героического деда, но для роли мы выбрали одного зарубежного порноактера. Почему? Потому что он более или менее похож на твоего деда, судя по фотографии». Как вы думаете, дорогие друзья, если такое произойдет, вы будете молча ждать, пока фильм выйдет на экраны, с треском провалится, в силу того что он бездарно снят, и только потом возвысите свой голос в защиту чести и достоинства близкого и дорогого для вас человека? Едва ли вы так сделаете. Наверное, как-то попытаетесь высказать свое огорчение, недоумение.

Поэтому я глубоко убежден, что вся эта многомесячная общественная дискуссия против фильма не была совершенно бесполезной. Конечно, во многом отец Георгий прав. Я слышал от многих других священников и сам убежден, что когда люди, решившие посмотреть фильм, идут на него (у каждого человека есть свобода выбора), то становиться у кинотеатров с какими-то транспарантами якобы в защиту царя-мученика Николая уже, конечно, неуместно. Не хочу ни в коем случае никого осуждать. Возможно, эти люди действовали искренне, но это уже крайность. Или когда православные в течение нескольких месяцев в любую встречу говорят только про «Матильду», когда столько ажиотажа и шума, то, конечно, бездарный, кощунственный фильм не стоит такого внимания общественности.

С другой стороны, полностью бесполезной общественная дискуссия не была. Приведу пример. Благодаря этому фильму была косвенная возможность обратить внимание православной общественности и людей неверующих, но благоразумных на лживую установку, существующую в современном обществе: о том, что пока ты не прочитал что-то, не посмотрел или не услышал, ты не имеешь права высказывать свое суждение. Иными словами, пока ты не съешь отраву, не имеешь права говорить, что это отрава. Или ты увидел где-то грязь: нет, ты сначала наступи,  потом будешь отмываться, стирать свою одежду, но пока не наступил, не имеешь права говорить, что это грязь. Это ложная установка не только по отношению к этому фильму, но и к любому кощунственному произведению: спектаклю, выставке, литературному произведению. Эту ложную установку надо было опровергнуть, и такая возможность была.

Второй момент. Я знаю одного священника, который предложил руководству двух общеобразовательных школ встретиться со старшеклассниками и поговорить не о кощунственном фильме  (он действительно того не стоит, я согласен с отцом Георгием), а о личности святого царя-мученика Николая, последнего российского императора, о времени его правления, о тех достижениях, которые были в сельском хозяйстве, о науке, образовании, многих других областях. О его личности, его семейной жизни, его подвиге и мученической кончине.  Собрали старшеклассников в актовом зале, этот батюшка поговорил с ними, видел их лица, как им это интересно, и была показана пятая серия документального фильма из серии «Династия Романовых» о последнем российском императоре. Также и в другой школе.

Была возможность для благоразумной дискуссии. Притом и в одной, и в другой школе старшеклассники потом подходили, благодарили батюшку, задавали вопросы. Подходили и педагоги. Было видно, как это интересно. Ведь далеко не всегда можно заинтересовать руководство школы темой, а тут была благоприятная возможность. Хотя еще раз повторю, что о фильме и его вымышленном сюжете не было сказано ни слова, просто говорили о личности святого царя Николая.

В прошлой нашей передаче 30 октября я уже подробно говорил на тему, чем принципиально отличается протест верующих людей. Чтобы мне не повторяться, вы можете посмотреть ответ, который тогда прозвучал.

Так что отца Георгия я очень уважаю, но в этих нюансах согласиться с ним не могу.

– Отец Димитрий, Вы хотели зачитать отрывок из книги по нашей сегодняшней теме.

– Хотел зачитать совет преподобного Паисия Святогорца о том, как нам необходимо действовать, чтобы все наши дела были угодны Богу: «В истинном  благоугождении ближнему заключается и благоугождение Христу. Вот на что нужно обратить внимание: как сделать благоугождение ближнему чистым, то есть как  удалить из него человекоугодие, для того чтобы и это человеческое приношение (то есть благоугождение ближнему) пошло ко Христу. Если кто-то старается якобы по-православному упорядочить церковные проблемы, а подлинная цель его в том, чтобы получше “упорядочиться” самому  (то есть он имеет в виду свою личную выгоду), то как такой человек благословится Богом? Надо, насколько возможно, сделать свою жизнь такой, чтобы сблизиться с Богом. Надо всегда обличать себя и стараться исполнять Божию волю. Исполняя Божию волю, человек состоит с Богом в родстве, и тогда, не прося у Бога, он принимает, непрерывно берет воду из родника.

Святой Дух не бывает в одном месте таким, а в другом — другим, Он Един и имеет множество дарований. Он не есть дух смущения, но Дух любви, мира. Когда духовные люди нападают друг на друга, это значит, что они находятся под воздействием многих других духов, не имеющих никакого отношения к Духу Святому. Раньше Святой Дух просвещал и подсказывал. Великое дело! Сегодня Он не находит предпосылок для того, чтобы снизойти».

То есть сейчас, как пишет далее преподобный Паисий, настоящее вавилонское столпотворение. Когда духовные люди друг друга в Интернете обличают, приводят тысячи цитат из святых отцов (как правило, вырванных из контекста) для обличения своего же собрата, у которого другая точка зрения, то, к сожалению, это не что иное, как вавилонское столпотворение.

– Вопрос телезрительницы из Московской области: «Однажды я услышала мнение, что если человек часто благодарит Бога, то это тоже признак и показатель большой гордыни. При этом даже приводились ссылки на святых отцов. Такое толкование меня смутило. Или, может быть, я что-то не так поняла? Объясните, пожалуйста».

– Святых отцов Церкви действительно надо читать очень вдумчиво и понимать, что те или иные наставления всегда имеют какую-то конкретную цель: наставление того или иного аввы к своим ученикам или духовным чадам в проповеди. Или, как у святителя Иоанна Златоуста, обращение к своей пастве по конкретной ситуации. Среди проповедей раннего служения у него есть замечательная беседа о статуях, когда император Феодосий грозил наказать город Антиохию за разрушение и всех казнить. То есть любую проповедь, любое наставление надо рассматривать очень вдумчиво, не вырывая из контекста.

Я первый раз слышу, чтобы в том, что человек благодарит Бога, проявлялась его гордость. Вы, наверное, тоже не слышали такого, Дионисий. Наверное, это полет чьей-то фантазии. Наоборот, гордость проявляется в том, что человек себя ставит в центр мироздания, хочет, чтобы его прославляли, замечали его таланты, дарования, труды, какие-то его подвиги, мнимые или истинные. А благодарность Богу – это как раз проявление смирения и богоугождения. Вспомним 17-ю главу Евангелия от Луки, когда Господь исцеляет десять прокаженных. Он говорит им: «Идите покажитесь священникам». Они пошли исполнить слово Спасителя и увидели, что очистились. И девять из них от радости и внезапно снизошедшего на них счастья, наверное, сразу пошли по домам; только один из них, бывший самарянином, вернулся, пал к ногам Христа и благодарил Его. И, указывая на него, Спаситель говорит: «Не десять ли очистилось? Где же девять?» То есть почему никто из них не вернулся воздать славу Богу, кроме этого иноплеменника? Господь даже ставит нам его в пример – человека, благодарного Богу. Поэтому благодарность Богу – это признак живой веры и смирения, а отнюдь не гордыни.

Возможно такое неправильное понимание, если мы толкуем молитву фарисея из евангельской притчи о мытаре и фарисее. В ней мытарь прославляет себя, но начинает он как бы с благодарности Богу. Он говорит: «Благодарю Тебя, Господи». Но дальше не благодарит Бога за то, что Он его создал, терпит, дал столько дарований, а говорит: благодарю Тебя, Господи, за то, что я не таков, как прочие человецы – грешники, прелюбодеи, такие и такие… и как сей мытарь. То есть делать из этих слов вывод, что благодарность Богу – это признак гордыни, очень поспешно.

– К сожалению, время нашей передачи подходит к концу. Может быть, подвести какой-то короткий итог?

– В качестве итога, дорогие друзья, из второго тома «Духовное пробуждение» сочинений преподобного Паисия Святогорца я зачитаю еще одно короткое наставление, чтобы оно укрепляло вашу веру и согревало ваши души: «Если ты хочешь помочь Церкви, то старайся лучше исправить себя самого, а не других. Если ты исправишь самого себя, то сразу же исправится частичка Церкви. И понятно, что если бы так поступали все, то Церковь была бы приведена в полный порядок. Но люди сегодня занимаются всем чем угодно, кроме самих себя, потому что заниматься другими легко, а для того, чтобы заниматься самим собой, нужен труд.

Если мы займемся самоисправлением и, полагаясь преимущественно на Божественную помощь, обратимся более ко внутренней деятельности, чем ко внешней, то мы поможем другим больше и результативнее».

То есть человек, который больше ведет внутреннюю работу, результативнее помогает другим.

«Кроме того, мы сумеем стяжать и внутреннюю тишину, которая будет тихо помогать тем душам, с которыми мы встретимся, потому что внутреннее духовное состояние выдает душевную добродетель и изменяет души других».

Как говорит преподобный Серафим, тот, кто стяжал дух мирен, помогает другим без слов, без проповедей, без каких-либо конференций и резолюций. Преподобный Серафим не говорил слова «резолюций», он сказал по сути.

«Когда кто-то отдается внешней деятельности, не достигнув еще очищенного внутреннего духовного состояния, то он может вести какую-то духовную борьбу, но иметь при этом и расстройство, терзание, ему будет не хватать доверия Богу, и он часто будет терять мир. Если он не делает добрым самого себя, то не может сказать и того, что его интерес об общем благе является чистым».

Знаете, как порой говорят: я не за себя, ничего личного, я за благо Церкви, за спасение страны.

«Освободившись от своего ветхого человека и от всего мирского, он будет иметь уже  Божественную благодать. Так что и у него самого на душе будет покой, и он будет в состоянии помочь человеку любого склада».

Преподобный Паисий говорит, что человек, стяжавший внутренний мир и покой, поможет любому.

«Но если он не имеет благодати Божией, то не может ни совладать с самим собой, ни помочь другим так, чтобы результат был угоден Богу. Сначала сам он должен погрузиться в благодать, и лишь потом его силы, уже освященные, могут быть использованы для спасения других».

Так говорит преподобный Паисий Святогорец в главе четвертой «О том, что действовать подобает с благоразумием и любовью». Очень рекомендую вам, дорогие друзья, прочитать, что дальше говорит здесь преподобный Паисий.

– Большое спасибо, отец Димитрий, за беседу.

– В заключение хочу подарить Вам, Дионисий, замечательную книгу, которая называется «У Троицы окрыленные». Автор – архимандрит Тихон (Агриков), один из старцев Троице-Сергиевой обители. Эту книгу можно уподобить Троицкому патерику XX века. Автор пишет о подвижниках, с которыми проходил свое пастырское и монашеское поприще.

Ведущий Денис Береснев

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы