Православное учение о спасении

12 августа 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. Передача из Москвы.

- Здравствуйте. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Сергей Юргин. Сегодня у нас в гостях клирик храма в честь Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег Стеняев. Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

- Добрый день. Бог в помощь.

- Тема нашей сегодняшней передачи «Православное учение о спасении». Что произошло с человеком, что его приходится спасать?

- Это очень важный вопрос, потому что мы не сможем понять, что такое спасение, если не поймем, что же произошло с человеком, в результате чего он нуждается в спасении.

Православное понимание спасения - это восстановление человека в том достоинстве, в каком он был до грехопадения. Поэтому надо понять, что произошло в самом грехопадении.

Когда Бог творил мир, то Он сотворил его «весьма хорошо», как сказано в Писании. И человек, созданный Богом, был совершенный человек, которого Бог ввел в совершенный мир. Если бы в человеке на момент грехопадения было что-то отрицательное, тогда вина падала бы на Создателя человека. Но человек был создан «весьма хорошо».

И Бог помещает созданного человека в особом месте, это место называется рай - сад в Эдеме на Востоке. Рай не только понятие географическое, хотя мы можем установить, что это Месопотамия между Тигром и Евфратом. Но рай, как учат святые отцы, это, прежде всего, состояние особой близости первозданного человечества к своему Создателю. Созданные Богом люди пребывали в постоянстве отношений с Богом, о чем свидетельствует выражение «в прохладе дня», то есть Бог постоянно общался с людьми, и даже было определенное время - «прохлада дня».

Человек жил в раю, и в нем было два древа: древо жизни и древо познания добра и зла. Древо жизни позволяло людям, вкушая от этого древа, жить вечно. Но некоторые отцы пишут: Бог не создал человека вечным или смертным, но создал его свободным. Жить вечно или умереть зависело от человека. Ведь по поводу дерева познания добра и зла Бог сказал человеку: «В тот день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». То есть человек должен был избрать сам: жизнь через послушание Богу или смерть через ослушание. Одну заповедь Бог дал людям: не вкушать от древа познания добра и зла.

Чтобы понять, в чем заключалось грехопадение, надо понять, что реально представляло собой древо познания добра и зла и символизировало право или приоритет Бога решать вместо человека и за него, что такое добро и зло.

То есть до грехопадения люди понимали, что такое добро и зло, как Бог понимал, что есть добро и что есть зло. Зло существовало в лице падшего Божьего ангела Люцифера, который увлек за собою треть ангелов, ставших бесами, и некоторые восточные отцы писали, что Бог и создал людей, чтобы восполнить число падших ангелов.

Дьявол предложил человеку: вкусите от дерева познания добра и зла и будете, как боги. Сам дьявол возомнил себя равным Богу и предлагает человеку идти тем же путем. Будете, как боги, знающие добро и зло. То есть грехопадение заключается в том, что сорвав плод с этого древа, люди присвоили себе право самим решать, что такое добро и зло. Следовательно, спасение - это, прежде всего, выпадание из духовного видения разностей, что есть добро и что есть зло. И мы можем восстановить в своей жизни приоритеты Бога, если подчинимся Божьим заповедям, потому что Библия - книга, в которой рассказывается, что есть добро в глазах Бога - это повелительные заповеди: «почитай отца и мать», «помни праздничные дни» и что есть зло в глазах Бога - это запретительные заповеди: «не убивай», «не прелюбодействуй». Когда мы подчиняем свою жизнь закону Бога, мы восстанавливаем права и приоритеты Бога, поэтому в нашей ситуации подлинное древо познания добра и зла - это Священное Писание, книга, которая говорит нам о том, что в глазах Бога есть добро и что в глазах Бога есть зло.

Проблема, связанная с грехопадением, связана с тем, что произошло повреждение нашей природы. Человек исказил грехопадением свою природу так, что, во-первых, он стал смертным. Созданный для вечной жизни: в Боге и с Богом, он теперь оказался прахом, который должен возвратиться в прах. Когда Православная Церковь учит о спасении, она настаивает на том, что его надо воспринимать не только субъективно, с точки зрения спасения отдельно взятого человека, но и объективно, как восстановление человека и человечества в достоинстве, в котором человек был до грехопадения. Ведь даже имя первого человека Адам на древнееврейском языке означает «человек» в общем смысле.

Каждый из нас в своей жизни повторяет ситуации Адама. Если мы покоряем свое сознание воле Бога, Его заповедям, то мы восстанавливаем в своей жизни приоритеты Бога, Его права решать за нас, что такое добро и зло. Если мы нарушаем постановления Бога, то мы следуем тем путем, который предложил дьявол: будете, как боги, знающие добро и зло. Все зло, которое существует в мире, происходит от того, что у каждого свое автономное понимание добра и зла, которое не всегда не совпадает с другими автономными пониманиями. Один говорит, что это зло, а другой об этом же говорит, что это добро.

Пока мы все не восстановим приоритеты Бога, Его права в нашей жизни, пока не будем смотреть на зло и добро, как это определяет Бог, до этого момента хаос будет присутствовать в этом мире.

- Вопрос телезрителя из Екатеринбурга: Как спастись в миру, в крупном городе, где окружают страсти и пороки, соблазняют разные бесовские вещи?

В связи с этим я думаю о создании обособленных православных поселений вне города, где многодетные семьи будут своим трудом добывать хлеб свой, молиться и таким образом зарождать новое поколение, которое придет потом в политику, бизнес и монашество, чтобы возносить свои молитвы за Россию.

- Отвечая на Ваш вопрос, надо сказать, что каждый человек самодостаточен, если он верующий, участвует в Таинствах Церкви и старается подчинить свою жизнь и жизнь своей семьи заповедям Бога. Это совершенно очевидно.

С другой стороны, мы живем в мире, где самые разные люди, где на нас оказываются самые разные влияния, и в такой ситуации иногда бывает трудно контролировать себя и своих детей. Но Господь заповедал нам, что Он не пришел взять нас от мира, Он хочет, чтобы мы находились в этом мире, может быть, как овцы среди волков. Как сказано в Евангелии, свет во тьме светит, и тьма не может его объять. Господь хочет, чтобы мы были солью этого мира.

Назначение верующего человека в этом мире - осолять этот мир. Соль - вещество, которое все предохраняет от гниения. Так и христиане, если они находятся в миру, то их функция - остановить нравственное и моральное разложение своим примером. Как сказано в Нагорной проповеди: «Итак, да светит свет ваш пред людьми, с тем чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли бы Отца Небесного». Поэтому христианская семья должна в идеале являться примером для других семей, чтобы они задумались о том, что тоже могут изменить свой образ жизни.

Если говорить о монашеском служении, которое совершается в удалении от мира, то функционально монашество имеет другие цели - это молитва. Поверьте, что никакое уединение не может спасти человека от соблазна. Один монах сказал мне недавно такую монашескую шутку: «В келье лампада, а в душе - ламбада». Внешне человек может выглядеть духовно респектабельно, но что происходит в душе, можно лишь догадываться.

Не надо думать, что монашеский путь - легкий путь. Это самый короткий, но самый трудный путь в Царство Божие. Семейные люди тоже сподобляются от Бога особого благословения. Человек, который был взят от земли на небо живым,  Енох, был человек семейный, у него были дети. Глава Апостолов Петр имел тещу, следовательно, у него была жена, могли быть дети, и это никак не мешало им реализовать свою жизнь в соответствии с божественной волей.

Поселения православных людей, где будут воспитываться дети, с одной стороны, хорошо, если мы организуем какие-то временные конференции, когда семьи съезжаются вместе. Но будет ли у детей выработан инстинкт духовного самосохранения. Ведь рано или поздно им придется вернуться в мир, и очень важно научить человека выживать в миру.  Есть опасность, что такой уход от мира превратится в добровольное гетто, ведь гетто может окончиться и крематорием.

Поэтому вместо того чтобы удаляться от мира, мы должны оставлять этот мир, осознавать миссию в этом миру, как объективно евангелизационную. Семья - это малая церковь, как она  называется в Новом Завете, и может явить миру свидетельство о Христе в более объективном мире, нежели монах-отшельник, которого неизвестно поймут ли. А уединение не для всех. Как сказал Господь, кто может вместить, да вместит. И для других по-прежнему действует заповедь, данная людям еще для грехопадения: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю.

 

- Вопрос телезрительницы из Саранска: Мне 79 лет, я не выхожу из квартиры, но ко мне ходит батюшка исповедовать и причащать меня. В последний раз я пропустила некоторые грехи в своей записке, но я причащалась, надо ли мне вновь исповедовать заново или они простятся?

- Если грех не был исповедан, можно сделать это в другой раз. Решать сами причащаться нам или нет, мы не можем. Если священник допустил до причастия, никакого сомнения в том, что оно состоялось, быть не может. Если Вы не успели назвать какой-то грех, то назовите эти грехи при следующей встрече со священником, и он прочитает над Вами разрешительную молитву.

- Чем православное учение о спасении отличается от католического и протестантского?

- Протестантское понимание спасение - это своего рода амнистия от Бога. Но, как известно, амнистия ничего не меняет в душе уголовника. Это не значит, что он исправился, но он остается таким же, каким был, со всеми своими дурными наклонностями. Мартин Лютер писал, что человек всегда будет оставаться грешником, никаких  положительных изменений с ним происходить не будет, и он всегда должен искать источник спасения в своей субъективной, индивидуальной вере. Именно протестанты предложили в сотериологии такое понятие, как личное спасение, чего нет в исторических церковных структурах.

Если говорить о римо-католическом понимании спасения, то оно намного глубже, потому что католики стараются держаться и традиций святых отцов. Здесь ситуация несколько иная. Для них спасение - индульгенция не в частном, а самом широком понимании слова. Для них спасенный человек - человек воцерковленный, который живет по канонам Церкви, по тому, как им руководят в Церкви.

Чтобы понять отличие от них православной сотериологии,  надо прочитать текст Священного Писания, очень важный для православного понимания спасения - это Послание к Римлянам, 6 глава, 4-й стих. Здесь сказано: «Итак, мы погреблися с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Для нас спасение совершается не де-юре, а де-факто, когда человек начинает ходить в обновленной жизни.

Об этом пишет и апостол Иаков, когда он рассуждает о спасительной вере: вера без дел мертва есть. Он задается вопросом: покажи мне веру твою без дел, а я покажу тебе веру свою из дел моих. Речь идет о том, о чем говорил Господь: по плодам их узнаете их. Если человек религиозен в православном понимании, то результат его религиозности - это перемена в его образе жизни. Само слово покаяние, по-гречески «метанойя», означает перемену мышления. То есть человек спасается не потому, что ему дали бумагу с печатью или объявили амнистию, он спасается реально, де-факто, то есть видит, как меняется его жизнь.

Например, православные христиане, которые много лет посещают храмы, видят, как меняется отношение к греху. Если человек молодой, то он воспринимает грех даже как некое приключение, забаву. Но с годами, если этот человек регулярно исповедуется, причащается, он уже воспринимает грех как проблему. А когда он действительно достигает того, что называется воцерковление, то это уже беда, трагедия, катастрофа, то, что апостол Павел называл кораблекрушением в вере. Если у нас так меняется отношение к грехам - это значит, что меняемся мы сами.

Хотя Иоанн Дамаскин и другие отцы учат, что не бывает преложения природы: человек всегда будет оставаться человеком, Бог будет оставаться Богом, но по благодати есть преложение, пресуществление, когда, воцерковляясь, мы из состояния чад гнева прелагаемся в состояние чад Божиих. Ни один верующий, который регулярно пребывает в общении с Таинствами, молится, не может сказать о себе, что перемен не происходит. Меняется наше отношение к окружающим людям, к Таинствам Церкви, мы более вдумчиво начинаем воспринимать то, что когда-то могли воспринимать как некий ритуал, обряд, не придавая глубинного значения тому, с чем мы соприкасаемся в церкви.

 

- Наш телезритель задал вопрос о том, почему у некоторых христиан на протяжении многих лет не происходит никаких изменений в духовной жизни?

- Думаю, что это не так. Я не знаю ни одного христианина, который бы с годами не менял своего отношения к тому, что называется грехом. Человек более серьезно и более осторожно подходит к своим поступкам. У человека появляется качество, которое называется богобоязненность. Именно о страхе Божием сказано, что он есть начало премудрости.

Перемены иногда бывают столь радикальными, что я знаю людей, которые, находясь в состоянии греха, не могут спокойно уснуть, у них повышенное давление или, как это происходит со мной, у меня поднимается сахар. Но стоит мне исповедоваться, причаститься, как сахар приходит в норму. Как-то я спросил у одного старца, почему мое тело так реагирует на какие-то проблемы и так реагирует, когда я преодолеваю их церковными методами. Старец ответил, что это и означает, что мы меняемся.

Как хлеб и вино пресуществляются во время евхаристического канона в Тело и Кровь, так и жизнь христианина, который евхаристически реализует свою жизнь, меняется. Мы действительно по благодати, а не по природе прелагаемся и пресуществляемся. Если человек вспомнит, какие у него были молитвы десять-пятнадцать лет назад, и как он теперь молится, читает Священное Писание, он не может не увидеть разницы.

Недавно я говорил с человеком, который до пятидесяти лет ни разу не прочитал Библию, а теперь читает ее подряд и уже полностью прочитал три раза. Если же человек все это изучает в молодости, все это входит в его сердце, его сознание. Эти знания легко сохраняются в нем. Когда уже по прошествии многих лет человек начинает более интенсивно изучать Священное Писание и святых отцов, то, как в молодости, у него уже не получается. Но как говорится в такой ситуации: лучше поздно, чем никогда.

- С чего Вы посоветуете начать читать Библию?

 

- Когда мы читаем утренние молитвы, мы должны читать Апостол дня и Евангелие дня, в календаре указано, что читается в Церкви в этот день. Это должно быть в обязательном порядке, и для этого делаются указания в календаре.

С другой стороны, Библию надо прочитать целиком от начала до конца. Прежде всего, православный христианин должен начать с Нового Завета и прочитать четыре Евангелия, может быть, два, три, четыре раза. Потом человек читает Библию от начала до конца. И когда Вы пройдете через Ветхий Завет и опять вернетесь к Евангелию, многое из того, что Вы не поняли, читая раньше Евангелие, Вы начнете понимать. Потому что Ветхий Завет –  по словам апостола Павла, это водитель ко Христу.

Если Ветхий Завет говорит о том, что Бог хочет от нас, Новый Завет рассказывает о том, что Он сделал для нас. Поэтому мы не можем ограничиваться Новым Заветом, это была  бы тонкая разновидность монофизитства, мы должны изучать и закон Божий.

Например, сейчас в мире военные конфликты, и человек должен знать библейские законы ведения войны: кто призывается на военную службу, кто не призывается, как себя вести в условиях битвы. Это удивительные законы. Приведу несколько: в Пятикнижии сказано, что если ты ведешь осаду города, не вырубай плодоносящих деревьев, ведь дерево не человек и не может убежать от тебя.  Или сказано, что на войну можно брать человека, достигшего 21 года, чтобы он уже создал семью, жил с женой в том доме, который сам построил, рядом был виноградник, который он насадил, и у него родился ребенок. Но если он посадил виноградник, но еще ни разу не собрал урожай и не выпил с друзьями вино, как можно его  забрать на войну? Или он женился, но у него нет еще ребенка, как его можно забрать на войну? Он должен иметь продолжение своей жизни, состояться в этой жизни. То есть библейские законы могли бы умудрить начальников, как относиться к своим подчиненным.

Например, в казачьем войске всегда было отличие: если у казака была одна сережка в ухе, это означало, что он один сын у матери. Если две - это означало, что он единственный в роду. И когда атаман решал, кто идет в разведку, в бой, он всегда мог визуально оценить, кого надо беречь. Если он единственный в роду, то его отправят в бой в последнюю очередь.

В Библии есть ответы и на житейские вопросы: как засевать землю, как оставлять ее под парами, и все это учит нас жить в этом мире. Потому что воля Бога в том, чтобы мы состоялись как хорошие члены своей семьи, ибо в Библии сказано: кто о своих домашних не печется, тот хуже неверного. Мы должны состояться как граждане своей страны, выполняющие свой долг. И мы должны состояться как носители традиций. Этому нас учат и Ветхий, и Новый Завет.

Когда в первый раз читаете Библию, прочитайте ее целиком, под закладочку. Никаких вопросов не задавайте и не выписывайте. Будете читать второй раз, многие вопросы отсеются. Третий раз - запишите все вопросы, которые останутся, в специальную тетрадочку, придите к священнику, он ответит на эти вопросы.

 

- Вопрос телезрительницы: У нас с мужем был зарегистрирован юридический брак, и мы венчались. Затем по некоторым причинам юридический брак был расторгнут, но мы, как и прежде, проживаем вместе. Мой муж считает, что мы сожители. Прав ли он?

- Церковь настаивает на том, чтобы перед вступлением в брак церковный, сначала был заключен брак светский. Но это делается, для того чтобы защитить права каждой из сторон.

В действительности для нас брак – это, прежде всего, венчание. Если вы венчались, вы настоящая семья. Если по каким-то причинам вы прекратили светский брак, но это произошло де-юре, а де-факто вы продолжаете жить вместе, вы никакие не сожители, а настоящие муж и жена. Вас никто не развенчал, вопрос о том, по каким причинам был прекращен светский брак, вы можете решить с духовником.

- Насколько православное учение о спасении самобытно и не схоже с другими учениями?

- Оно настолько не схоже с другими учениями, что православие можно назвать самобытной религией.

В православном миропонимании спасение условно делится как бы на три этапа. Первый этап в деле спасения - это искупление. Этому этапу соответствует библейская добродетель - вера. Потому что сказано: приходящий к Богу должен веровать, что Бог есть. Этой ступени соответствует социальное положение, описанное в Библии - раб. Когда человек из мира приходит к Богу, он не надеется ни на какую награду, как и рабы, которые не получали никакую зарплату, но лишь надеялись на милость своих господ. Так и человек, который приходит в церковь с огромным грузом грехов, ищет примирения с Богом. Весь нео-протестантский мир в своей сотериологии остановился на этом уровне.

Вторая ступень - освящение или воцерковление. Сказано, что воля Божия есть освящение наше. Этой ступени соответствует описанное в Библии социальное положение - наемник. Когда человек воцерковляется, он реально видит, как начинает меняться его жизнь. Он молится утром и вечером, воцерковил свой брак, отдал детей в Воскресную школу, у него складываются другие отношения на работе. Он уже получает награду, как наемник. Он уже не просто верит, но может опираться на результаты своей веры с полной надеждой. Этой ступени соответствует библейская добродетель - надежда. Римо-католическая сотериология остановилась как раз где-то на этом уровне.

Третья ступень в деле спасения по-настоящему известна только православной сотериологии - это обожение. Обожение - та ступень, которой соответствует библейская добродетель любовь. Ты не просто веришь, не просто надеешься, ты любишь. А любовь - это сущностное свойство Бога. Бог есть любовь. Этой ступени соответствует уже не социальное положение, ты уже не раб, не наемник, но ты сын.

Только православная сотериология под спасением понимает обожение, то есть святость. Именно об этом говорил преподобный Серафим Саровский, что смысл жизни христианина - это стяжание благодати Духа Святаго. То, что называется воцерковлением, он считал условием жизни христианина - посты, молитвы, а главная цель - стяжание благодати Духа Святаго. Поэтому в православном понимании святой - это тот, кто освящается и переживает обожение.

Через Святые Таинства мы получаем возможность меняться. Когда мы читаем молитвы перед и после Причастия, надо обращать внимание на темы, содержащиеся в этих молитвах. Причастие - сила, которая попаляет терния наших прегрешений. Причастие - это благодать, которая может обожить нас, если внимательно почитать все каноны, молитвы. Своими силами человек не может достичь спасения в его православном понимании. Для нас спасение не просто бросить пить, курить, а нечто гораздо большее. Как мы уже сказали в начале передачи, это всецелое восстановление человека в том достоинстве, каком он был до грехопадения. Своими силами мы этого сделать не сможем, задача очень высока.

Как я часто говорю, можно быть хорошим мусульманином, потому что мусульмане подражают одному человеку, но человеку. Можно быть хорошим иудеем, поскольку иудеи тоже подражают каким-то людям. Но быть хорошим христианином не получится, потому что мы подражаем Богочеловеку. Более того, Христос говорил нам: будьте совершенны, как совершенен Отец Небесный.

Таким образом, в христианстве человек обречен на смирение, некий кеносис, то есть самоуничижение. И когда мы проявляем его, здесь благодать Божия касается нас. Как сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Когда апостола спросили, кто же может спастись, он ответил: человекам это невозможно. Но не Богу, именно Богу все возможно. «Сердце сокрушенно и смиренно Господь не уничижит». Поэтому первый шаг к спасению - осознание своей греховности, своей несостоятельности. Если мы делаем этот шаг, это означает, что может быть и следующий шаг и что возможно достижение цели, того, что называется обожением. Обожение – это такое состояние жизни, которое может возникнуть при самом последнем издыхании, но если мы переживем его, то это будет возвращением в рай сладости.

Христос сказал: яко без Меня не можете творить ничего. Что такое аскетизм в православии? Сергий Старогородский, Патриарх Московский и Всея Руси, в свое время написал книгу, которая называется «Православное учение о спасении», где он пишет, что аскетика не спасает человека, но приуготовляет его к тому, чтобы он мог легче принять дар спасения, который дается по благодати. То есть мы постимся, молимся, исполняем Божии заповеди, чтобы дар Божиего прощения пришел к нам не как результат наших усилий - человекам это невозможно - а как Божие благословение. Потому что в постах, молитвах, стремлении исполнить закон раскрывается та вера, о которой апостол Павел пишет, что в вере мы спасены.

Если человек заявляет о себе, что он верующий, но в его жизни ничего не меняется, он не молится регулярно, то сама вера такого человека ставится под сомнение. Надо со всей очевидностью сказать, что мы веруем так, как мы живем, и живем так, как мы веруем. Именно поэтому богослов в православном понимании - это не кандидат или доктор богословия, а человек, который молится, человек, жизнь которого меняется.

Очень важно понять истину, что религиозное откровение должно поменять нас, преложить, пресуществить по благодати из состояния чад гнева в состояние чад Божиих. Если это происходит, то есть если есть практическое применение наших знаний, это означает, что жизнь наша состоялась.

 

- Чуть раньше Вы сказали о страхе Божием. Как его правильно понимать?

- В Писании сказано: в любви нет страха. Потому что в любви очень много доверия. Но все-таки есть страх любви. Что это за страх? Это боязнь нарушить волю того, кого ты любишь. Посмотрите, как отец в первый раз берет в руки младенца, которого мама принесла домой. Он берет его с величайшим страхом, потому что любовь этого мужчины всецело сконцентрировалась на этом младенце.

Страх Божий – это когда мы боимся нарушить волю Того, Кого мы возлюбили. Пример такого страха - тот страх, который испытывал Исаак, когда Авраам приносил его в жертву на горе Мариам. Исаак испытывал страх, а потом Иаков клялся страхом отца своего Исаака. Что это за страх, которым можно было клясться? Истолкователи поясняют: Исаак в тот момент не боялся каменного жертвенного ножа, не боялся костра, он боялся, будучи связанным, хотя бы жестом или взглядом высказать несогласие с тем, что делал его отец Авраам. Поэтому экзегеты спорят, кто был на более высоком духовном уровне: Авраам ли, который приносил в жертву Исаака, или Исаак, который хотел стать жертвой, всецело подчиняясь отцу. Это пример того, какой страх любви мы должны иметь по отношению к Богу. Если мы возлюбили Бога всем сердцем своим, всем помышлением своим, всеми своими силами, то богобоязненность подталкивает нас к тому, чтобы мы трепетали, как бы не нарушить волю Того, Кого мы возлюбили.

- Недаром Исаак символизирует Спасителя.

- Да, Исаак символизирует именно Спасителя, а Авраам в этот момент символизирует Бога Отца, и их взаимоотношения - это всецелая покорность сына отцу, как Он сказал в Гефсимании: впрочем, не Моя, но Твоя воля да будет.

Так как Авраам является отцом всех верующих, эта ситуация - пример для всех верующих. Мы должны испытывать страх любви. О каком страхе говорится, что его нет в любви? Это паника, депрессия, отчаяние. Дурная мотивация, когда человек начинает исполнять Божий закон, чтобы не попасть в ад, или затем, чтобы непременно попасть в рай. У  него ничего не получится. Но если мотивация будет любовь в стремлении исполнить Божий закон, у  него получится. Потому Христос и говорит: любящий Меня исполнит заповеди. Любовь и есть тот механизм, который меняет нашу жизнь, преображает ее. Если есть любовь к Богу и ближнему, то эта любовь нас неизменно меняет.

- Вопрос телезрительницы из Калужской области: В 102-ом псалме я нахожу как бы провозвестие пути спасения в словах « Человек яко трава, дни его яко цвет сельный, тако отцветет». В принципе, Вы уже дали ответ на этот вопрос, когда привели фразу Серафима Саровского об обожении. Правильно ли понимать, что здесь предвозвестие спасения во Христе?

- Давид, действительно, был провозвестник истин о Христе, обладал пророческим даром, и в его псалмах мы находим много тем, где прообразовательно говорится о Христе. Кстати, на Голгофе Иисус Христос молился словами Псалтири. Произнося слова «Боже мой, Боже мой, почему Ты оставил Меня?», Он читал совершенно определенный псалом из Псалтири, научая и нас прибегать к этому источнику подлинной молитвы, к богодухновенной Псалтири, в которой мы тоже можем найти слова, которые смогут обогатить нашу молитвенную жизнь, принести нам радость.

Текст, который Вы вспомнили, напоминает, что жизнь земная скоропреходяща, и человек, который думает, что он поселился на земле, вскоре не обнаруживает этого места, потому что все переменчиво, быстро сменяется, и человек движется к тому моменту, когда произойдет его встреча с Богом. Собственно говоря, земная жизнь и дана нам для того, чтобы мы обрели дар спасения, ибо за порогом жизни уже ничто не сможет исправить человека. Земная жизнь - тот единственный момент, когда мы можем или спастись, или погибнуть.

Как пишет преподобный Ефрем Сирин: здесь слезы твои узрит Господь, здесь молитвы твои услышит Господь, там нет места для слез, для мольбы, для оправдания. Здесь - прощение, там - суд.

Поэтому когда мы говорим о православном учении о спасении, мы не говорим о чем-то праздном, но очень важном, о том, что должен знать каждый верующий, православный человек.

- Как наши добрые дела участвуют в нашем спасении?

- Я привел высказывание Сергия Старогородского, что аскеза только приуготовляет нашу душу к принятию Божьего спасения, которое изливается на нас даром, по благодати,  независимо от наших дел.

Но сама истина спасения меняет нас, и дела возникают, как плоды на зрелом древе, свидетельствуя о том, что мы имеем живую, а не мертвую веру.

- В Писании сказано, что вера без дел мертва. О каких конкретно делах идет речь?

- Мы должны исполнять Божии заповеди, евангельские заповеди, и если мы идем путем спасения, то благодать Божия будет всячески содействовать нам в этом. Хотя человек  не может исполнить все до конца, но Бог судит не только наши деяния, но и наши намерения.

- Может  ли православный человек сказать о себе: я спасен.

- Нет, не может. Потому что в Библии сказано, что мы в надежде спасены. Есть христианская надежда на спасение, и в Церкви есть все необходимые условия для спасения. Если мы живем церковной жизнью, у нас есть надежда, о которой сказано: а надежда не постыжает.

- Наша передача подходит к концу. Благодарю Вас за сегодняшнюю беседу. Что бы Вы хотели пожелать в завершение нашим телезрителям?

- Спаси вас всех Христос!

 

Ведущий: Сергей Юргин.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать