Беседы с батюшкой. Живая встреча с воскресшим Христом

12 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святого Спиридона Тримифунтского на территории предприятия ООО «НеваРеактив» священник Константин Морозов.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Наша сегодняшняя тема звучит так: «Живая встреча с воскресшим Христом». Мы встретили снова Светлое Христово Воскресение. Но, так или иначе, а Христос воскрес уже две тысячи лет назад. И Его живое присутствие в Церкви все это время продолжается. Скажите, как это присутствие можно ощутить?

– Об этом говорили уже очень многие: и владыка Антоний Сурожский, вспоминая о своем призвании, и отец Александр Мень, отмечая, что любой человек становится верующим тогда, когда он встречает воскресшего Христа. И, может быть, если человек будет сыном священника, у него не будет вставать каких-то вопросов о том, надо  поститься или нет, почему занавески во время поста с белых сменяются на черные. Но так вопрос ставиться не будет. В первую очередь у человека должна получиться эта встреча и живая вера.

Это то, о чем говорит владыка Антоний: когда он был двенадцатилетним, у него была беседа со священником, который пришел к ним в волейбольную команду. Эта беседа его и раздражила, и взволновала, и он взял у матери Евангелие и стал читать. Владыка Антоний описывает свой опыт, говорит, что между второй и третьей главой он почувствовал присутствие живого Христа в комнате, где читал Евангелие. Он подумал, что если это так (конечно, он Его не видел, но внутренне реально ощущал), то все, что написано в Евангелии, – правда. И вот с этого началось обращение будущего владыки Антония.

Всегда верующий человек – это тот, кто увидел воскресшего Христа и воспринял Его  сердцем. Не случайно Священное Писание нам говорит, что никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым. Действительно, каждый из нас получает дар веры благодаря Духу Святому, благодаря тому, что Господь ему встречается воскресшим.

– Это ощущение встречи может быть несколько абстрактно? Или это ощущение реально?

– Это очень реальное ощущение должно быть, чтобы человек действительно стал верующим. Потому что человек накладывает на себя столько тех или иных ограничений, в том числе постных, что если бы это не было реальностью его жизни, реальностью его бытия, то, конечно же, было бы непонятно, зачем вообще человек, допустим, в семь утра встает и идет в храм. Или лишает себя вкусной скоромной пищи. Зачем человек тогда делает для себя такие ограничения, если для него это не является реальностью? Но если мы говорим о том, что это реальность его жизни, реальность его бытия, реальность его ощущений, тогда мы понимаем, что все это он делает потому, что это для него реально, точно так же, как мы видим друг друга.

– Зачем же тогда мы всей Церковью снова встречаем Светлое Христово Воскресение, если все-таки эта наша встреча уже однажды произошла? Мы же не можем ее повторить?

– Каждый год, от Пасхи к Пасхе, мы проживаем евангельские события. И для нас Воскресение Христово – это возвращение к тому первому дню, когда человек стал верующим, когда почувствовал и увидел Христа. Не случайно Христос после Своего воскресения говорит ученикам о том, чтобы они шли в Галилею, где они Его встретят. Потому что Галилея – это то место, где они впервые встретили Господа, своего Учителя. Возвращение в Галилею означало для апостолов возвращение в те первые дни общения со Христом, которое было у них при жизни Спасителя. И там они встретили воскресшего Христа. Точно так же и мы каждый год в Пасху возвращаемся к той первой встрече со Христом, которая у каждого произошла по-разному, но которая у каждого была реальной.

– В Евангелии мы встречаем множество слов Спасителя, в которых Он говорит о том, что, помогая нашим ближним, мы помогаем непосредственно Ему Самому.  Можем ли мы сказать, что это действительная встреча со Христом, когда мы встречаемся с нуждающимися? Или это все-таки какая-то гипербола?

– Конечно, это реальная встреча со Христом. Я бы сказал, что в первую очередь вообще человек ищет для себя понятие истины, что есть истина. Это определяет, наверное, жизнь каждого человека – искание истины, ее обретение, иначе жизнь становится бессмысленной. А Христос о Себе сказал, что Он есть путь, истина и жизнь. Следовательно, это обязанность христианина – постигать истину во Христе. А далее Христос скажет: истина сделала вас свободными. И действительно, во Христе мы видим эту подлинную свободу, в том числе и когда помогаем нашим близким и родным. Это могут быть необязательно какие-то далекие люди, но мы всегда ощущаем близость Христа, когда чувствуем близких и помогаем им в их трудных ситуациях.

И этот Страшный Суд... Хотя в Евангелии вообще нет упоминания о том, что Суд Христов может быть страшным. Такого нет, это средневековый термин. Но когда Господь говорит о Суде, Он говорит о том, что судиться будет человек по тому, оказал он милость в своей жизни или не оказал. И вот это чувство милости как раз и является моментом встречи человека и Бога. Где есть милость и любовь, всегда возможно чудо. Ветхий Завет говорит: «…суд без милости не оказавшему милости, ибо милость превозносится над судом». А в Новом Завете мы видим реализацию того, как в действительности милость Божия, адресованная каждому человеку, превознеслась над судом.

И на Страстной седмице мы видели, что Бог сделал для нас. Ведь, по сути, все религии говорят о том, что человек должен делать для Бога. И только Евангелие и христианство говорят о том, что Бог сделал для человека. Я думаю, это самое важное отличие христианства от всех других религий. Потому что оно концентрирует внимание верующего не на том, что он должен сделать для Бога, а на том, что Бог сделал для него. Следовательно, раз Бог это сделал для тебя, неужели ты будешь неблагодарным? Неужели ты не постараешься  для Бога, Который так возлюбил тебя, что умер на Кресте ради тебя, даровал тебе жизнь вечную благодаря Своему Воскресению?

Есть такая история, когда одного молодого человека кто-то поздравил с Пасхой и сказал: «Христос воскресе!» А он, не будучи очень осведомлен, но будучи деликатным человеком, сказал: «И вам того же». Я думаю, эта фраза имеет смысл, потому что в действительности благодаря Воскресению Христову и нам даровано наше личное воскресение. Поэтому, поздравляя друг друга с Пасхой, мы, конечно, поздравляем друг друга с тем, что и мы воскреснем, и мы во Христе Иисусе, что и мы чаем воскресения мертвых. А следовательно, ожидаем его больше всего. И здесь стоит задуматься именно над тем, действительно ли я ожидаю воскресения мертвых? Ведь, по сути, я так много ожидаю, жду в своей жизни! И я не могу сказать, что на первом месте у меня ожидание воскресения мертвых. И вот Пасха Христова – это как раз момент того, чтобы нас еще раз сподвигнуть на ощущение, что Воскресение Христово говорит нам о воскресении мертвых и что мы должны ожидать этого воскресения, как ожидали Пасху эти сорок дней.

– Мы часто ездим в паломнические поездки, посещаем те или иные святыни. И, допустим, прикладываясь к раке благоверного князя Александра Невского, мы чувствуем его близость. И близость святых для нас является чем-то очень очевидным. А вот близость воскресшего Христа как будто и не кажется очевидной…

– Я думаю, она кажется очевидной, когда человек живет подлинной духовной жизнью, потому что очевидность воскресшего Христа свидетельствуется Церковью через Евхаристию. И чем чаще человек прибегает к таинству Святого Причастия, тем для него реальнее и реальнее становится это ощущение Христа в Теле и Крови Его. Действительно, иногда бывает некий перекос в том, что люди делают больший акцент на посещении монастырей, на прикладывании к святым мощам, почитании тех или иных святых, но не на том, как часто они причащаются и как часто присутствуют в храме на литургии. Это, конечно, неправильно. Человек должен причащаться не реже раза в неделю – это точно, если он действительно верующий, практикующий христианин; или не реже раза в месяц. Ведь вообще духовная жизнь невозможна без дисциплины и некоей последовательности. Если человек приходит причаститься только на Пасху, то можно сказать, что он не живет духовной жизнью. Или если человек причащается два-три раза в год, потому что он вдруг боится, что ему это будет в суд или осуждение, то он тоже не живет духовной жизнью, ведь он не воспринимает Евхаристию как дар. Мы видим в Пасхе Христовой, что это дар, а дар никогда нельзя заслужить, он дается просто так.

Не случайно мы и Христа называем Спасителем, ведь спасают человека не потому, что он хорош или плох, а потому, что он находится в той или иной сложной ситуации: тонет или находится в здании, объятом пожаром. И никакие его заслуги не говорят о том, надо  его спасти или нет. Спасатель не разбирает его заслуг, он просто его спасает. Точно так же и Христос не разбирает наших грехов или наших добродетелей, Он пришел в мир, чтобы спасти нас, и мы должны воспринимать это как дар. Как человек, которого вытащили из огня или воды, воспринимает свое спасение как определенный дар, абсолютно ничем не заслуженный, ничем не обоснованный. А мы почему-то всегда воспринимаем Евхаристию как некую заслуженную для себя форму духовной жизни, когда мы прочли те или иные каноны, исповедовались и, безусловно, теперь достойны причаститься. Вот эта форма того, что мы часто теряем ощущение Христа как дара, конечно, влечет к тому, что люди редко подходят к самому основному таинству Причастия.

– Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Я хотела бы задать батюшке вопрос по поводу спасения близкого человека. Как мне привести к вере моего любимого супруга? Он сам когда-то работал спасателем, крестился поздно, в сорок лет. Сейчас произошел переломный момент в его жизни, но переступить порог храма он не может. Что должно произойти? Как мне действовать? Я понимаю, что через любовь должна, но не хватает моих физических и духовных сил».

– Вы уже сами отчасти ответили на свой вопрос. Взрослого человека, если он сам не готов, в храм никто не может привести. Я бы, наверное, привел пример многих святых, в том числе и матери блаженного Августина, святой Моники, у которой муж был язычником. Она молилась о нем, несмотря на его крутой нрав, на то, что он часто ей изменял, жил по-язычески. Но она, будучи христианкой, вымаливала своего мужа, и на смертном одре он принял Святое Крещение.

Дом всегда устраивается через женщину. И если женщина мудрая, то мужчина это видит и понимает, какие жертвы приносит жена ради него. И, конечно, ответит на те усилия, которые Вы прилагаете к его воцерковлению. Возникает вопрос: раз он крестился в сорок лет, то это крещение было разве неосознанным для него? Или он крестился потому, что просто попал в ту или иную трудную ситуацию в своей жизни? Тогда понятно, что крещение было некой формой: «А вдруг поможет». Или еще что-то... Эта неправильная форма крещения приводит дальше к такому поведению, что человеку трудно переступить порог храма в последующем. Следовательно, Ваша задача сейчас молиться о нем, чтобы он видел Вашу благочестивую жизнь. Не случайно сказано: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы, видя ваши добрые дела, они прославили Отца вашего Небесного». Вот чтобы Ваш супруг видел Ваши добрые дела. Тогда он прославит и Отца нашего Небесного.

– Вы вспомнили блаженного Августина, его «Исповедь». А каждый из верных православных христиан, когда приходит на исповедь, слышит такие слова: «Се, чадо, Христос невидимо предстоит». Можем ли мы считать, что каждая наша исповедь – это реальная встреча со Христом?

– Да, конечно. Чем, по сути, является исповедь? Об этом как раз очень хорошо сказал блаженный Августин, что исповедь – это момент, когда я ставлю полностью всего себя под вопрос: свою личность, свою жизнь, свои убеждения, свое существование… И обретаю смысл этого существования вместе со Христом. Этому посвящен весь его труд «Исповедь», где он описывает свою жизнь, когда говорит о том, что у нас есть всего два измерения: настоящее-будущее и настоящее-настоящее. Потому что, по сути, для христианина нет прошлого. Прошлое закрыто для него моментом его крещения. Кстати, и крещение точно так же прообразует собой Воскресение Христово. Как Христос умер и воскрес, так и крещение мыслится, что ветхий, греховный, тленный человек умирает, а новый, небесный, рожденный для вечности во Христе рождается. Там повторяется чтение этого крещального Апостола: как Христос умер и воскрес, так и мы так же умерли для греховной жизни и родились для жизни вечной. И купель отсюда мыслится непосредственно как гроб, куда сходит человек, умирая в водах крещения и воскресая как новый.

– Вопрос телезрительницы из Сарова: «У нас в приходском храме батюшка не разрешает причащаться чаще, чем через две-три недели, а на Светлой седмице или в святые дни между Рождеством и Крещением вообще говорит, что незачем, в пост причащались – и хватит. Не скажу, что меня это все время обижает, но больно от этого. Мне всегда хочется, я готовлюсь, но батюшка заворачивает: "Ты недавно причащалась, уходи". Поэтому я даже не знаю, как быть: или смириться с этим, или еще что?»

– Разделяю с Вами Вашу озадаченность этим вопросом. Конечно, священник поступает неправильно. И часто у нас такие перегибы есть из-за недостатка образования у духовенства, особенно связанного с Причастием и его осмыслением. Вы можете обратиться для разъяснения и в Ваше епархиальное управление, чтобы Вам дали ответ, как часто Вы имеете возможность причащаться и можете ли причащаться на Светлой седмице.

Здесь никаких ограничений нет. Думаю, это общая практика, идущая из первых веков, что христиане причащаются на Светлой седмице, причем раньше они причащались на Светлой седмице вообще каждый день. Точно так же для нас святки – это святые дни. Конечно, если у Вас есть желание и возможность, Вы чувствуете силы и радость пасхальную или рождественскую, Вас никто не может отлучить от любви Божией. Помните евангельскую фразу: «Кто же может отлучить нас от любви Божией? Ни смерть, ни теснота – вообще ничто не способно нас отлучить от любви Божией». Поэтому здесь, конечно, священник превышает свои пастырские полномочия, не допуская к причастию, и это очень прискорбно, что до сих пор недопущение к причастию на Светлой седмице вообще существует у нас в Церкви.

– Тем более что есть официальный документ нашего священноначалия.

– Да, у нас был такой документ «Об участии верных в Евхаристии», поэтому можно на него сослаться и задать вопрос по этой абсолютно необоснованной практике данного священника.

– Вы уже вспомнили владыку Антония и его встречу со Христом, когда он открыл страницы Святого Евангелия. Но каждый из нас открывает страницы Святого Евангелия. И можем ли мы, задавая мысленно какой-то вопрос ко Христу, искать ответ, читая Священное Писание?

– Я думаю, да. Об этом еще святые отцы говорили, что когда мы молимся – мы беседуем с Богом; когда читаем Священное Писание – Бог беседует с нами. Если мы хотим постоянно пребывать в общении с Богом, то, конечно, нам стоит читать Священное Писание. Причем очень хорошая практика у тех христиан, которые читают Священное Писание каждый день, регулярно погружаясь как в Ветхий, так и в Новый Завет. Есть сейчас в крупных городах такие книжечки, которые расписывают чтение всей Библии на целый год. И за год человек может прочитать все Священное Писание, следуя этим графикам, которые можно купить в церковных магазинах. Либо можно пользоваться тем, что предлагает нам богослужебный календарь: те чтения, которые он предлагает на день. И этими чтениями воспользоваться. Таким образом, мы прочтем с вами за целый год весь Новый Завет, кроме Книги Откровения. Эта книга особая и не совсем простая для чтения. Но по своему опыту я всегда замечаю: когда мне либо плохо, либо я на что-то раздражен, я открываю Священное Писание, и как-то все спокойнее становится, и настроение лучше. Это такое, можно сказать, волшебное свойство Священного Писания, что оно тебя приводит в спокойное состояние.

– Некоторые строки Священного Писания иногда так трогают! Особенно когда это связано с той или иной ситуацией. И кажется, вот я получил ответ. А потом жизненная история показывает, что это был не ответ, а какое-то самовнушение. Как быть в таких случаях? Считать ли это каким-то своим заблуждением, прелестью? Или все-таки Христос пытался что-то нам сказать?

– Здесь всегда очень по-разному надо воспринимать. Потому что у каждого свой религиозный опыт и свое общение со Христом. Владыка Антоний вспоминает, что когда-то он читал пророка Исаию; там было написано: «Накорми голодного». Он говорит, что читал его между приемом пациентов и прочел эти строки абсолютно не так. Для него это «накорми голодного» прозвучало каким-то совсем иным образом. Он понял, что свою жизнь должен посвятить тем, кто к нему приходит. И говорит, что когда прочел заново, понял, что у Исайи вообще таких слов нет.  Это послужило к тому, что он принимает монашество и такой образ жизни. И мы видим, какую жизнь он прожил, основываясь на строках, которых у пророка Исайи вообще нет. Но вот – это открытие через Священное Писание.

– Вопрос телезрительницы из города Волчанск: «Когда у нас построили новый храм, я пришла на исповедь к батюшке первый раз, у меня были слезы, такое было раскаяние, на меня нашла такая Божия благодать, мне было так хорошо! А потом она исчезла. Есть изречение Оптинских старцев; по их мнению, Господь дает благодать, а потом она исчезает. И сейчас я иду таким путем к Господу, и нужно заработать, чтобы вновь пришла эта Божия благодать. Но за те три дня, когда она была, я так Господу благодарна! Я сейчас хочу как-то совершенствоваться, идти дальше и дальше. Я знаю, что это такое. И вот как не веровать? Конечно, верую, что Господь есть. Потому что это и была встреча с Господом, да?»

– Конечно. Всегда есть некий момент, об этом описано в духовной литературе, что первые годы (год-два или полтора) человек живет некоей призывающей благодатью, ему радостно, ему все нравится. А потом эта благодать потихонечку уходит, и человек должен сам уже идти своими шагами ко Христу. Это подобно тому, как мы водим ребенка, пока он не может ходить самостоятельно: поддерживаем его. А потом потихонечку родители отдаляют руки от него, и он начинает делать сам первые шаги. Вот эти шаги, конечно, не очень устойчивы, не очень прочны и даются с трудом, но если их не будет, то не будет и того, что человек пойдет. И вот Христос нам показывает, что значит ходить, когда нас держат в этой призывающей благодати. А потом, когда Он ее отнимает, говорит: «Теперь ты можешь идти сам». И мы пытаемся сами идти так, как научил нас Христос.

– Спаси Господи.

– Я говорил о блаженном Августине и о том, что у него есть два измерения времени. Для меня это был очень важный момент того, что нет прошлого. Потому что прошлое закрыто Христом, оно Им отрезано, и каждый день воспринимается как новая жизнь; эта встреча со Христом обновляется каждый день. Это настоящее и будущее, потому что нам обещано Царствие Божие. Это то, что у нас уже сейчас есть, в чем мы находимся, и то, что нас еще ожидает. Поэтому – настоящее и будущее. И вот это в исповеди очень характерно видно.

Действительно, человек, подходя к исповеди, встречает Христа... А ведь, по сути, мы понимаем, что в первые века христианства исповедь не была такой частой, как сейчас. Никто не исповедовался перед причастием так, как сейчас, а исповедовались один раз за всю жизнь или два-три раза, когда были какие-то тяжкие согрешения. И исповедь происходила перед всей общиной, прощала вся община. А после того как Константин Великий делает христианство государственной религией, понятно, что так, перед всеми, публично не могли каяться многие входящие в Церковь, в том числе занимающие высокие положения. И исповедь становится частной, а священник тогда выступает не как Христос, не в роли Христа, а в роли этой церковной общины на исповеди, которая свидетельствует о том, что она принимает данного грешника обратно в Церковь Христову. И мы видим это осуществление воскресшего Христа в Церкви Христовой.

У меня как-то был случай, когда я отдыхал в Белоруссии. За соседним столом сидели две пожилые пары. Я был не в подряснике, а в гражданской одежде, и они каждый обед, завтрак и ужин садились и говорили, какая церковь плохая, попы мироеды, верующие ничего не понимают. И когда ты слушаешь это день, два, три, то потихонечку как бы начинаешь себя накручивать. На пятый день я не выдержал, повернулся к ним и сказал: «Вы знаете, вы могли бы сказать, что Советский Союз рухнет тридцать лет назад?» Они замолчали, не ожидая, видимо, моего вопроса. Я говорю: «Он рухнул за три дня. Я думаю, что ни вы не могли бы об этом сказать, ни кто-либо на Западе, что так произойдет. А Церковь Христова, несмотря на все то, что вы говорите, две тысячи лет живет. И еще будет жить. А почему? А потому, что дело рук Божиих всегда будет жить». Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий. Поэтому это яркий Промысл Божий, что Церковь, несмотря на все проблемы, которые возникают, живет и будет жить. Потому что Главой ее является Христос. И это такое самое яркое свидетельство о Воскресении Христовом.

У нас бывает еще очень большой перекос в Пасхе, когда мы большое внимание уделяем Благодатному огню, еще каким-то чудесам. Потому что христиане превращаются в каких-то огнепоклонников, ждут этого Благодатного огня зачастую больше, чем Воскресения Христова. И это, конечно, очень яркий перекос в праздновании Пасхи, когда все внимание человек устремляет не на сам смысл Пасхи, не на сам праздник, не на Христа, а на какие-то явные материальные чудеса типа схождения Благодатного огня. И бывает очень тяжело, когда после какого-то времени жизни, если человек выстраивал свою веру только на таких внешних ее проявлениях, приходит разочарование.

Была очень хорошая статья у нашего профессора Санкт-Петербургской духовной семинарии Николая Дмитриевича Успенского о Благодатном огне, он говорил там и о традициях Благодатного огня, в том числе о его почитании. И говорил, что изначально традиция восходила к некоему символу, что от Гроба Господня происходит свет во всем мире. Этот свет, происходящий от Гроба Господня, должен освятить весь мир. В принципе, это некий символ Благодатного огня, и тогда мы понимаем, в чем же смысл этого огня. Но если мы не задумываемся об этом, а просто воспринимаем как некое материальное явление, чудо такого материального порядка, то это ни к чему не влечет.

– Но у нас кроме Пасхи ежегодной есть еще и пасха еженедельная. Как Вы считаете, что объединяет обычный воскресный день и день Воскресения Христова?

– Мы видим, что не случайно Фомина неделя называется антипасхой. «Анти» – это не значит «против», это означает «вместо Пасхи». Поэтому воскресенье, конечно, всегда воспринимается нами как малая пасха, потому что мы действительно празднуем в воскресный день Воскресение Христово, в храмах на центральном аналое находится икона Воскресения Христова. И для нас это определенное начало: христианин воспринимает каждый день как новый и каждую неделю как новую, у него нет прошлого, есть только настоящее и будущее. Этот момент ощущения Пасхи каждый воскресный день дает нам возможность не растерять радость, которую мы получаем в праздновании Пасхи каждый год.

– Расскажите немного о словах, которые произносятся за литургией (и, к сожалению, в нашей традиции миряне их не слышат): «Христос посреди нас».

– Да, они заменяются в пасхальное время на «Христос воскресе!». И в этом моменте происходит такое единство во время Символа веры. Сейчас, в наше время, в немногих храмах священники все-таки поворачиваются к верующим и говорят: «Христос посреди нас», а народ приученный отвечает: «Есть и будет». А если этого нет, то священники внутри, между собой (если служат несколько священников) на Символе веры подходят и говорят друг другу (один по старшинству): «Христос посреди нас». И помладше отвечает: «Есть и будет». Это то, что Христос сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там  Я посреди них. И этим свидетельствует, что между людьми есть любовь.

Потому что Христос говорил, что если ты имеешь что-то на брата твоего, то оставь дар твой и иди примирись с братом твоим. И коль есть это единство во Христе, то возможно и совершение таинства Евхаристии. Поэтому самым основным и единственным критерием недостойного причастия является то, если мы с кем-то находимся в ссоре и не примирились или не попытались примириться (не всегда бывает возможность примириться); или не попросили прощения у кого-то, даже если тот не готов нас простить. Вот это и может явиться единственной причиной недостойного причастия. Христос посреди нас есть и будет. А Христос есть Любовь; значит, между людьми должна присутствовать любовь, чтобы совершилась Тайная Вечеря.

– В таинстве Причащения мы встречаемся с Самим Христом, принимаем Его в себя, но так редко мы чувствуем какое-то действительно реальное изменение в нашей жизни. Значит ли это, что Христос как бы прошел сквозь нас? Или просто изменения не так разительны, не так стремительны?

– Христос не волшебник, а Причастие не волшебная пилюля: мы причастились – и тут же все по-другому произошло. Слово «причастие» коренится в том, что я верю во Христа и  готов следовать за Ним. Следовательно, я и причащаюсь Тела и Крови Христовых. И отсюда, если это так, то, конечно, в моей жизни произойдут изменения, потому что я готов в свою жизнь впустить Христа, Который поможет мне изменить те или иные мои дурные наклонности. Но такое механическое восприятие  (я просто причастился – и у меня с сегодняшнего дня все будет хорошо), конечно, неправильно. Причастие есть момент встречи со Христом и готовности человека следовать Христу.

– Я сталкивался с такой позицией мирян, которые начинают часто причащаться, но они по большому счету не знают, как себя применить. То есть они встречаются со Христом в таинстве Евхаристии еженедельно (а может быть, и чаще), но как бы получается, что таланты зарываются в землю, может быть?

– Это все от общины зависит. Я думаю, что в каждом храме, если община сильная, то человек себя, так или иначе, сможет применить. Его заметят, да и он сам готов будет чем-то помочь храму. У нас храм святителя Спиридона небольшой, но всегда женщины сами остаются после службы, наводят чистоту, порядок, убираются. Им уже говорить не надо, что в храме нужно прибраться, они сами все делают, сами все знают и так далее. То есть если дашь людям возможность реализовываться и помогать в чем-то храму, и они почувствуют, что храм – это некая поддержка и в обыденной жизни от воскресенья к воскресенью. Потому что они созваниваются между собой, спрашивают, кто заболел, чем кому помочь; если кто-то заболел, приезжают к нему. Это все они делают сами, без какой-то указки священника, потому что внутри есть такая живая семья. И здесь, конечно, реализуется вот эта живая вера во Христа.

– Как Вы считаете, для мирянина встреча со священником является в некоем роде встречей со Христом?

– Смотря какой священник. Иногда является, а иногда может такой священник попасться, что может и не явиться. Все зависит от духовного опыта священника, с которым встречается мирянин.

– Но если говорить о благословении священника, кто его дает?

– Благословение священника важно, оно преподается священником, то есть дается Христом через благодать священства. Я имею в виду, что, наверное, личностная встреча со Христом все-таки действительно происходит через людей. Но это должна пройти не одна встреча, чтобы человек вдруг понял: вот это мой священник, я понимаю, что он такой молитвенный, у него есть духовный опыт, чтобы я за ним следовал. Но это не с первой встречи. Бывают, конечно, такие моменты. Можно привести в пример владыку Антония, который, придя в храм Трехсвятительского подворья, увидев в глазах священника сияние вечной жизни, попросил его быть духовным отцом для него. Но такое бывает очень редко.

– Благословите нас на прощание. Может быть, еще скажете несколько слов в честь праздника?

– Воскресший Христос да пребудет со всеми вами, помощи вам Божией, любви! И пусть пасхальная радость будет как можно дольше в ваших сердцах!

Ведущий Михаил Кудрявцев, дьякон

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать