Беседы с батюшкой. Страстная седмица

12 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Евгений Попиченко, настоятель прихода во имя Успения Пресвятой Богородицы, руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии, благочинный Рождественского церковного округа Екатеринбургской епархии.

– Батюшка, здравствуйте! Благословите.

– Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Пусть Бог благословит сегодняшнюю встречу на пользу всем нам.

– Продолжается Страстная седмица, люди продолжают сопереживать страданиям Христа, уже прошли три великих дня. Давайте поговорим о том, что уже состоялось, о чем мы можем поговорить постфактум.

– «Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш». Каждый день Страстной седмицы великий по той значимости событий, которые в нем проходят. И благодаря тому, что Церковь  явление вне времени и пространства, каждый год Господь вновь берет Крест и идет на Голгофу. И каждый человек оказывается в этой ситуации, в том, что произошло две тысячи лет назад при Понтии Пилате. Благодаря тому, что мы в Церкви, что это богочеловеческий, мистический организм, не только телесный, но и духовный, мы каждый год входим в эти события. Вера – это не теоретическое знание каких-то постулатов, не просто знание Закона Божьего и заповедей Божиих, вера – это со-бытие, совместное бытие со Христом, это жизнь в личном общении с Богом. И благодаря тому, что мы в Церкви, мы все время можем в это событие входить, проживать его со Христом. Мы уже прожили первые три дня. А началось все ликованием, праздником, когда в храмах на Вербное воскресенье собралось народу столько, сколько обычно собирается на Пасху.

– Больше...

– Да, больше. Люди приходят с вербами, вайями. Сейчас, благодаря  быстрой доставке цветов, можно и пальмовые ветви успеть организовать. Приходят, ликуют, радуются, встречают: «Осанна, благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» А Господь печален: Он знает, что будет происходить в эти дни в Иерусалиме. Сейчас так громко кричат: «Осанна! Благословен Грядущий Царь!» – в надежде, что войдет этот Пророк, Чудотворец, воскресивший Лазаря, отверзший очи слепому, сядет на престоле и объединит всех, освободит от оккупантов римлян и даст власть над всем миром. И постепенно, изо дня в день  Страстной недели этот ажиотаж спадает, люди понимают: что-то Он какой-то не такой Царь и входит не так, как принято, – кротко восседает на осленке, рядом с Ним ученики, не похожие на новое мировое правительство, просто рыбаки, простые ребята, которых Христос собрал. И эти ожидания не оправдываются.

Проходит несколько дней, и та же толпа начинает совсем по-другому себя вести. Толпа никогда не может являть голос Божий, хоть и говорится: «глас народа – глас Божий». На самом деле нет, это все очень легко организовать, легко состроить эту композицию, когда народные массы сначала встречают, а потом раз – и перестановочка, нужные люди в толпе начинают громко кричать, и толпа кричит совершенно иные слова: «Кровь Его на нас и на чадах наших». Интересно, когда одна русская бабушка читала эту историю своему внуку, она на этих словах остановилась и обратилась к Богу: «Слава Богу, что не на Русской земле это произошло, а то какой бы позор был на весь мир». Да, потому что мы такие же, мы точно так же легко поднимаемся с восторгом «Осанна!», а потом так же легко отказываемся от Бога, от веры, от царя. Поэтому Господь печален, Он входит в Иерусалим, и «потрясеся Иерусалим». Господь вошел в храм и провел день в Иерусалиме.

На следующий день, в Великий Понедельник, мы вспоминаем историю, когда Господь с учениками идет в Вифанию и, взалкав по дороге, видит смоковницу. Надеясь получить от нее плоды и ими укрепиться, Господь подходит, но не находит плодов и говорит слова, которые прекращают жизнь этому дереву: «Да не вкусит никто от тебя плода вовек». И ученики потом на этом по-разному зафиксировались. Кто-то пишет, что смоковница сразу же мгновенно иссохла от корня, кто-то пишет, что на следующий день подошли и указывают: «Учитель, смотри, смоковница засохла». Господь, как мудрый учитель, всегда использует наглядные пособия. Для закрепления материала важно один раз увидеть, чем сто раз услышать. Часто бывало: Господь говорил, а ученики даже не запоминали, что Он говорит, а потом какое-то событие – например, улов рыбы – и все об этом помнят: столько поймали, что в лодку не могли уместить.

Так и здесь: Господь совершил определенные действия, и ученики зафиксировали, они запомнили те слова, которые Он сказал после: «Имейте веру Божию, если с верой скажете горе сей и не усомнитесь: передвигнись в море, – то будет вам по слову вашему». А бесплодная смоковница напоминает нам о нас, потому что «всякое дерево, не приносящее плода, срубают и метают в огонь». Господь ожидает от нас плодов.

И об этом Он будет говорить со Своими учениками. В Великий Вторник мы вспоминаем несколько историй, когда Господь говорит притчу о талантах, что очень важно не просто получить какие-то одаренности от Бога, а важно их развить во славу Божию, на пользу людям и для спасения своей души, важно эти таланты приумножить. Человек, который просто сохранил талант, закопал его, был наказан.

Потом Господь говорит историю о десяти девах. Тоже очень важный образ, притча (пять мудрых дев, пять юродивых). Он рассказывает ее, акцентируя внимание учеников на том, чтобы они бдели и молились, потому что дух бодр, плоть немощна и не знаем, в какой час Господь придет. Это очень удивительная притча. Очень глубокий смысл про выгорание.

Сейчас модно говорить про выгорание души, сердца, синдром тоски, уныния, истощения, сердечной недостаточности. Слово очень популярно: выгорание в профессиональном смысле, эмоциональное выгорание, семейное выгорание (люди выгорели – и семья разрушилась). Эта история очень хорошо показывает, что нужно делать, чтобы не выгорать: нужно запасать елей, то есть масло, которое символизирует благодать Духа Святого. Сосуд – это наша душа, если в ней по капельке мы соберем, стяжем благодать Духа Святого, то, когда Жених придет, наша душа сможет гореть огнем неугасимым.

И последняя история. Господь ученикам и нам напоминает, что придет господин, соберет все народы, как пастырь собирает, и отделит одних от других, овец от козлов, и поставит одних ошуюю, других одесную, и каждого спросит: «Я был голоден, наг, болен, был в темнице, как ты среагировал на это Мое состояние?» И кто-то скажет: «Господи, когда мы Тебя видели?» А кто-то скажет: «Господи, мы вроде Тебя и не видели таким, вот если бы видели, мы, конечно, Тебе послужили бы». И Господь говорит золотую формулу: «То, что вы сделали братьям Моим меньшим, то, что вы сделали по отношению к человеку, то сделали лично Мне». Это важно помнить, потому что и доброе слово, сказанное человеку, Бог на Себя принимает, и злое слово, сказанное человеку, Бог воспринимает лично. Это событие Великого Вторника.

Великая Среда –  «яже во многие грехи впадшия... мироносицы взявши чин»: вспоминается женщина по имени Мария, которая пришла и возлила миро (драгоценное масло) на ноги Спасителя и отерла их волосами головы своей, женщина, которая возлюбила много. Господь на ее примере показал удивительный принцип жизни: «Кто много любит, тому много прощено будет, кто мало любит, тому мало прощается». И женщина свидетельствует о своей любви тем, что она вошла в дом фарисея, пренебрегла какими-то человеческими понятиями, потому что не могла удержать свое сердце, которое стремилось ко Христу. И один из учеников, видя сию растрату, начал очень грамотно рассуждать...

– Прагматично...

– Да, мы называем это демагогией. Он говорит: «К чему трата сия? Не лучше ли продать это миро и дать нищим?»

– Оно же дорогое…

– Очень дорогое. Да, можно посмотреть в «Дьюти-фри», небольшие флакончики стоят несколько сот евро – немалые средства.

– Это в наше время. Какая же цена тогда была?

– «Не лучше ли продать и дать нищим?» Сейчас тоже часто звучат такие выражения: «Зачем строить храм? Не лучше ли построить хоспис, больницу, то или другое?» И Господь пресек такой разговор: «Нищих вы всегда имеете между собой, а Меня не всегда имеете...» Поэтому всегда важно правильно ориентироваться: Богу Богово, а кесарю кесарево. Важно разбираться с приоритетами. Он защитил женщину: она правильно сделала, потому что сделала то, что угодно Богу. И когда люди возмущаются, почему строят очередной храм, можно так же сказать. Можно вспомнить, во-первых, кто возмущался тогда. Имя стало нарицательным. И вспомнить: Господь указал, что это демагогия.

Очень часто мы прикрываем какие-то свои интересы правильными словами. Но люди-то точно не о бедных заботятся и не о больных, просто у них свои интересы, просто они не хотят, чтобы был Божий храм, поэтому разные предлоги находят. Но «всегда имеете с собой и больных, и нищих, а Бога не всегда». Потому что если выступать против храма Божьего, то можно Бога потерять, это такое активное, сознательное богоборчество. А когда потеряешь Бога, «без Бога не до порога», там и больницы не нужны, и хосписы, потому что Бог – Врач, без Него ничего не будет. И вот это событие вспоминается: Иуда после этого вышел из этого дома и пошел своей дорогой искать фарисеев, для того чтобы с ними совершить определенный договор, пошел и продал: «Что вы мне дадите, чтобы я вам Его предал?» Те обрадовались, что нашли среди учеников того, который смог их замысел воплотить, и обещали дать ему тридцать сребреников. С того момента Иуда искал, как бы предать Христа, а мы с этого дня всякую среду вспоминаем Иудино предательство и сострадаем Христу через строгий пост.

Первые три дня Страстной седмицы мы совершали в последний раз в этом Великом посту литургию Преждеосвященных Даров. Это замечательная, прекрасная, удивительная служба, в которой есть свой вкус, своя красота поста и мелодия. И всегда немного грустно, потому что ты же не знаешь, доживешь до следующей Преждеосвященной или Господь долготерпение Свое закончит в отношении тебя. В последний раз сегодня читалась молитва Ефрема Сирина. Также мы по уставу ее отлагаем до следующей Святой Четыредесятницы. И тоже немного грустно, что мы положили последние поклоны и теперь до Пятидесятницы по уставу Церкви не полагаем в храмах земных поклонов, кроме поклонов у святой плащаницы, и будем ждать исполнения этого устава, потому что в Церкви все глубоко и премудро устроено. Ты воздерживаешься от земных поклонов, когда хочешь преклонить колени, но подчиняешься Церкви и ждешь, когда придет веяние Духа Святого. И в зеленую траву, которой будут украшены храмы, преклоним колени и будем читать молитву ко Пресвятой Троице.

– Завтра уже Великий Четверг, затем Пятница (Пяток), Суббота, Воскресенье... Давайте еще об этом поговорим, чтобы восстановить хронологический порядок.

– Всякий человек, когда понимает, что его жизнь подходит к концу, пытается завещать, оставить некоторый завет своим родным и близким, своим ученикам. И вот Господь, зная, что уже все свершилось, что сатана вложил в сердце Иуды желание предать, явил делом то, что Он возлюбил Своих учеников. Он оставляет нам два завета, два завещания. О первом завещании Он сказал: «Я дал вам пример: как Я поступал, чтобы так и вы поступали». На Вечере, сняв верхнюю одежду, препоясался полотенцем и стал омывать ноги Своим ученикам, выполняя работу самого последнего раба – омывать грязные ноги. Петр даже возмутился: «Господи, Тебе ли омывать ноги? Это я должен Тебе мыть ноги».

А Господь ему говорит: «То, что Я делаю, ты сейчас не разумеешь (ученики очень много не разумели из того, что Господь делал, не понимали), но потом уразумеешь». Петр отвечает: «Не омоешь ног моих вовек». Господь говорит: «Не омою, значит – не имеешь части со Мной». И Петр восклицает: «Нет, Господи! Тогда и руки, и голову, и всего меня умой». – «Чистому достаточно омыть только ноги – и чист… но не все»,  ибо знал того, кто Его предаст. Господь омыл ноги в том числе и Иуде, и Петр, будучи горячим, воскликнул: «Господи, я с Тобой готов и на смерть, и в темницу, я душу свою за Тебя положу». Слишком уверен был Петр, на себя надеялся. Но Господь ему говорит со скорбью: «Душу положишь? Сегодня петел дважды не возгласит, трикраты отвержешися Мене». Так говорили и все ученики.

Когда Господь возлег на Вечере, Он пояснил тот образ, то действие, которое запечатлелось в сознании учеников; они не поняли, возмутились, это вызвало эмоции. Он сказал: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно, потому что Я и есть ваш Учитель и Господь. Но если Я, ваш Господь, омыл вам ноги, то и вы должны так же поступать друг с другом». Это первое важнейшее завещание, цель всей нашей духовной жизни: научиться омывать ноги, научиться служить друг другу со смирением, потому что это самое главное, это та искомая величина, которую мы должны найти в посте, в молитве, поклонах, терпении, в перенесении скорбей и жизненных обстоятельств.

«Воздаяние, – говорит Симеон Новый Богослов, – дается не добродетели и не труду ради нее, а приобретаемому в результате этого труда смирению». Когда человек смиряется по сути, то его жизнь выправляется. Недавно размышлял: часто такие истории происходят, когда женщины в храме рассказывают о том, как у них не очень хорошо дома, муж или пьет, или бьет, или «в компьютере играет», «в телевизоре сидит».

– Последнее время это вообще очень распространенная вещь.

– Муж по-разному, скажем так, саботирует семейную жизнь, но основная причина всех этих ситуаций – то, что женщина, по сути, не смиряется. Даже, может быть, она имеет форму благочестия, говорит какие-то слова определенным тоном, но возникает какая-то ситуация – и она словно несгибаемый железный стержень: «Будет так, как я сказала, – и все». И мужики, те, кто покрепче, пытаются как-то женщин «наклонить», «свернуть», кто помягче – уходят в засаду, еще помягче – начинают себя разрушать, уничтожать алкоголем, потому что бесконечно воевать с этой железной леди абсолютно невозможно.

И когда женщина смиряется, я наблюдаю в храме разные истории... Например, есть семьи, где женщина первой пришла в храм. И вот если она правильно себя ведет, если ее благочестие не демонстративное, образцово-показательное, когда «надо к батюшке, надо молиться, поститься», а когда какая-то тихая, кроткая надежность, не «выпендрежная», то и мужичок потихонечку... как одна прихожанка недавно сказала: «Раньше мой все на диване лежал, а теперь Евангелие читает. Что такое произошло?» А произошло как раз то, что когда женщина смиряется, занимает, по сути, Богом ей указанное место, то и мужчина выправляет свое даже какое-то непутевое состояние.

 Господь нам дал пример, чтобы и мы так поступали, научились омывать ноги своим детям, мужу, родителям, подчиненным на работе, начальнику, при этом не угождая человеку, не человекоугодничая. Потому что иногда по смирению можно и сковородкой по лбу дать: со смирением, чтобы человека спасти. Надеюсь, в буквальном смысле наши телезрительницы сейчас не будут это воспринимать. Но когда, например, человек тонет, нельзя броситься ему на шею и спасать его, потому что он в этом шоковом состоянии утопит. Поэтому первое, что нужно сделать, – отправить человека в нокаут «таким хуком справа», а потом потихонечку за волосы его вытащить. Так бывает и в жизни: вдруг какие-то обстоятельства, когда человек «тонет», – и со смирением нужно как-то среагировать. Это не значит быть ковриком под ногами, хотя, конечно, это очень полезно. Смирение ищет угождения Богу, не человеку. И вот Господь дал нам этот пример, это первое завещание.

Второе – когда в конце Вечери Господь взял хлеб, благословил, преломил и сказал: «Примите, ядите, это Новый Завет, Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов». Чашу с вином благословил и говорит: «Новый Завет в Моей Крови, Которая за вас изливается во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание, ибо когда будете совершать, то будете Мою смерть возвещать до тех пор, пока Я приду. Если не будете есть Плоти Моей и пить Крови Моей, то жизни Моей в себе иметь не будете».

Поэтому Великий Четверг – это великий праздник наравне с двунадесятыми, день установления Евхаристии, ее совершения, в которую через мистическую жизнь Церкви мы входим каждую литургию. Мы не повторяем то, что совершил Христос, Он совершил это единожды, а Церковь нас каждый раз просто вводит на Тайную Вечерю. Поэтому всякий раз перед причастием мы читаем молитвы: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

 И завтра в храмах соберутся на Тайной Вечере верные ученики Христа. Можно будет посчитать число причастников завтра в Русской Православной Церкви и из этого сделать вывод: сколько на сегодняшний день в Церкви верных учеников. Конечно, за исключением тех, кто по каким-то профессиональным вопросам не может оставить работу. Хотя, с другой стороны, вспоминая ответ Христа: «Нищих всегда имеете, а Меня не всегда имеете», тоже заранее можно побеспокоиться, взять без содержания четверг, пятницу – самые важные дни, о которых Господь молил Своих учеников: «Побдите со Мной несколько часов, побудьте...» Несколько часов в году побудьте рядом, потому что Мне тяжело, плохо, Мне нужна ваша поддержка, ваша помощь. Можно взять отпуск без содержания (никто с голоду не умрет), чтобы быть со Христом, если человек любит Христа. «Кто любит Христа, тот причащается», – говорит Иннокентий Московский. Кто не причащается, тот просто не любит Христа – вот и все.

Завтра мы будем у Чаши на Тайной Вечере, со Христом, с апостолами, со всей Церковью. И это важнейшее в нашей жизни таинство, которое является самым дорогим сокровищем. На самом деле все в жизни неважно: должность, финансовое благополучие, место жительства. Это, конечно, какое-то значение имеет, но не главное, а главное, чтобы не лишиться возможности участвовать в Божественной литургии. Это самое драгоценное, что Господь нам даровал. И как нам нужно это ценить, как нужно это полюбить! В одной из молитв на соборовании есть такие слова, когда священник от себя молится: «недостойного меня сподобил видеть лице святого возношения и наслаждатися Божественной литургией, и находиться там, куда приникнути святые ангелы желают», то есть во святая святых – в алтаре. Насколько это великая милость! И вот как бы нам с вами напитаться этой уже пасхальной радостью Причастия.

А вечером в Великий Четверг мы соберемся в храмах, чтобы поддержать Христа, потому что самое трогательное богослужение, самое скорбное, самое трагичное совершается именно в четверг вечером, на утрени на Великий Пяток, когда будут читаться двенадцать Страстных Евангелий. В нашем городе по благословению владыки служба будет совершаться в шесть часов вечера, для того чтобы все работающие могли успеть побыть со Христом. Господь об этом просил, взяв трех самых близких учеников (Петра, Иакова и Иоанна), чтобы они Его поддержали в Гефсимании, попросил их бдеть. Когда дорогой человек о чем-то просит, ведь так важно это выполнить. Сам отошел чуть поодаль, на «ввержение камня», и молился к Отцу: «Отче Мой, пронеси Чашу сию мимо Меня».

Потому что смерть для Христа была очень страшна. Для нас она привычна, мы как бы свыкаемся с этим с самого детства, мы знаем, что мы смертны, что умрем, видим, как люди умирают, а Христос – Он сама Жизнь, Он источник жизни, в нем смерть не имеет ничего, поэтому это воспринятие последствий греха на Себя – страшнейшая мука. И Христос боялся этого по-человечески так, что пот его был как капли крови. То есть настолько сильным было Его эмоциональное и физическое напряжение, что сосуды под кожей лопались и кровь, смешиваясь с потом, через капилляры вытекала и капала на землю. Евангелист Лука это фиксирует. Он врач и знает, что такие физические состояния максимального напряжения возможны.

Дважды Христос возвращался к ученикам, будил их и говорил: «Вы спите, почиваете? Побудьте немного со Мной, Мне это важно». Уходит, снова молится – они снова засыпают, потому что очи их отяготели от уныния. И в третий раз Господь приходит, говорит: «Хватит, вставайте, приблизился предающий Меня». В это время приходит Иуда со священниками, первосвященниками, воинами, народом со светильниками, подходит ко Христу и говорит: «Радуйся, равви», – и целует в ланиту.

Христа арестовывают, ведут сначала к Анне, который был тестем Каиафе, потом к Каиафе, потом к Пилату, потом к Ироду. И начинается вот это беззаконие, о котором Пилат говорил: «Я не нахожу в Нем никакой вины, давайте отпущу Его, Он не виноват… Ладно, если вы хотите, давайте я Его накажу». Он уже идет как бы на нарушение закона, невинного готов наказать, лишь бы сохранить Ему жизнь. Наказывает, выводит к толпе. Христос окровавленный, в терновом венце, и Пилат на Него показывает и говорит: «Се человек». То есть: «Какой это Бог, какой Сын Божий? Это же человек, смотрите...»

А разъяренная толпа, как дикие звери, когда чувствуют запах крови, начинают громко вопиять, наущенные иудеями, первосвященниками: «Распни, распни Его!» «Царя ли вашего распну?» – спрашивает Пилат. «Нет у нас царя, кроме кесаря», – говорит избранный народ, который когда-то был создан Богом из чресл Авраама, избран, пронес в себе веру во Единого Бога и тут отрекается от своего Бога: «Нет у нас царя, кроме кесаря». И находят-таки к сердцу Пилата подход. Иудеи знают, как грамотно выстроить речь: «Если ты Его отпустишь, ты не друг кесарю». Знают болевые точки правителя, на что нужно надавить, чтобы провести свою линию. И Пилат ломается: «Кровь Его на вас». Умывает руки: «Не виновен я в крови праведника...» Интересно, а кто виновен? Как это невиновен, если ты невинного человека отдаешь на распятие? Дальше слова, которые мы уже вспоминали. И отдает им Христа: «Да распнется».

Ведут Христа на Голгофу, Он очень истощен гефсиманской молитвой и ночью, проведенной в претории, среди воинов, которые издевались над ним, били тростью по голове, играли в разные «зековские», тюремные игры, били со спины: «Угадай, кто Тебя ударил?» Христос очень истощен, хотя Он физически сильный Человек, но Он не смог нести крест. Воины выхватили из толпы Симона Киринейского, который помог Христу нести крест. Мне кажется, каждый из нас в эти дни или поддерживает Его, помогает Христу своей жизнью, своим сердцем, своим молчанием уст, терпением, или, наоборот, отягощает Ему Его крестоношение. И из-за нас еще Христос расстраивается и терзается в эти дни, из-за наших грехов.

А на Голгофе происходит самое трагичное событие, о котором в одном из церковных песнопений сказано, что Господь обращается к людям и говорит: «Люди мои, что сотворил вам? Почему вы Меня распяли? Я питал вас манной, а вы за это дали Мне желчь, за воду из камня напоили Меня оцтом, за многие благодеяния ко кресту Меня пригвоздили. Что сотворил Я вам?» И померкло солнце, Христос воскликнул: «Свершилось! Отче Мой, в руце Твои предаю дух Мой». И, сказав сие слово, истше. Раздрася церковная завеса, земля потряслась, солнце померкло, а сотник, который наблюдал это, воскликнул: «Воистину Человек Сей был Божий Сын!» И все уходящие с этого зрелища били себя в перси и восклицали, проживая эту трагедию.

Поскольку следующий день был суббота, великий праздник, то необходимо было снять с крестов распятых. Было три креста: в центре Христос, одесную, ошуюю – два разбойника. Много можно сказать и про благоразумного разбойника, тоже потрясающая история… Возвращаемся к Великой Субботе. Это день покоя, день, когда Господь во гробе. Важно в этот день быть в храме, это преблагословенная суббота, это потрясающей красоты и глубины богослужение, когда уже заря Пасхи, когда воскресный прокимен, когда апостольское чтение и Евангелие уже говорят о том, что Христос – Победитель смерти. И потом, через несколько часов, мы наверняка услышим эту самую прекрасную весть: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». И начнется ликование, победа, победа жизни над смертью: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскресе Христос – и ни един во гробе». И затем сорок дней Пасхи.

Особенно активно мы будем праздновать Пасху всю Светлую седмицу, поэтому так важно добраться до Пасхи и насыщаться этой небесной пищей, этой радостью всю Светлую неделю. Не просто в страстях побыть, мы спасаемся Воскресением, в Его Воскресении надежда нашей жизни, поэтому нужно быть в полноте Воскресения. А у нас какой-то перегиб: на Страстной мы еще мобилизуемся, в храмах собираемся, а на Светлой там уже один-два человека. Нет, апогей всей победы – это Пасха и Светлая неделя. И нам нужно каждый день быть у Причастия, каждый день быть у Чаши, насыщаться этим пиром, потому что для нас Господь его совершил.

– Спасибо большое за этот рассказ, за то, что нашли время и пришли к нам в гости. У нас есть еще немного времени поговорить о том, что не только пасхальные события будут растягиваться на все сорок дней, но и праздники, фестивали, концерты. И очень хорошая повсеместная традиция – многотысячные крестные ходы по разным городам и весям нашей страны. В том числе в Екатеринбурге буквально через несколько дней будет такой крестный ход.

– Да, дорогие братья и сестры, пасхальный крестный ход – это всегда свидетельство победы Христа над смертью, это всегда возможность выразить свою любовь ко Христу, к Церкви, к богослужению. Крестный ход – это особого рода и особой силы молитва. Поэтому екатеринбуржцам и жителям окрестных городов и весей необходимо в 16.00 часов 16 апреля собраться в кафедральном Свято-Троицком соборе, во главе с нашим дорогим митрополитом Кириллом помолиться за пасхальной вечерней службой, поздравить владыку и все свое родное духовенство, которое соберется в этот час. И помолиться за наш город Екатерины, за всех: и бедных, и несчастных, и заблудших, и ожесточенных, и «слепых», которые не чувствуют того, что происходит, не проживают это бытие, живут вне этого события, занимаются чем угодно, но не встречей Христа-Жизнодавца. И в этот день нужно всем пройтись крестным ходом. Особенность крестного хода в этом году в том, что будет много-много детей. Владыка обратился к разным детско-юношеским организациям, а точнее – они выступили с предложением поучаствовать в этом пасхальном шествии. И это прекрасная возможность и самим себе подарить радость Пасхи. Не обкрадывайте себя, дорогие мои, будьте с нами в эти часы.

– Спасибо Вам большое за рассказ о крестном ходе. Вы упомянули, что там будет большое количество детей, присоединяются различные детско-юношеские организации, воскресные школы. Это тоже некий ответный ход молодежных движений на призыв владыки ко всем жителям региона о том, чтобы мы как-то посмотрели друг на друга, вышли и увидели, что мы не одни, мы вместе, мы можем многое сделать.

Этот призыв очень интересный, он опубликован в областной газете, я процитирую буквально несколько строчек. «Если вы любите свой дом, – объединитесь с соседями, очистите свой двор от весенней грязи, посадите цветы. Если вам дорога память предков, то на Радоницу посетите могилки, украсьте их и помолитесь за родные вам бессмертные души. А если вы любите Россию, – приходите Девятого мая на парад, участвуйте в акции «Бессмертный полк». Если вы христианин, с верой приходите в храм в Вербное воскресенье, приходите на крестный ход...» Такие простые и понятные каждому человеку слова.

– Это самоопределение, кто ты есть. Кто ты есть в эти дни? Где ты, с кем ты и зачем ты? Самый важный вопрос: зачем ты живешь, если в жизни нет Христа? Все теряет смысл. Зачем жить? Это просто пустое копчение воздуха, это бессмысленная, потраченная впустую жизнь. Без Христа нет жизни, есть биологическое существование, когда человек сориентирован на выполнение функций своего животного естества. Христос дает смысл, красоту, радость, любовь, вечность, бессмертие.

Искренне желаю всем найти Христа, прожить жизнь по-настоящему, не фальшиво, не лукаво, не лицемерно, прожить с полнотой каждую встречу, каждое дело, каждое слово, каждое действие, прожить так, как проживали жизнь новомученики и исповедники Церкви Русской, память которых мы совершаем в этом году. Как они по-настоящему общались друг с другом, с людьми, как они терпели, находили силы не предавать, не отрекаться, сохранять верность, мужество, стойкость! Потому что если с нами Бог, то кто против нас? Если человек опирается на Христа, кто может его подвигнуть? Он неподвижный, как камень, как скала. Ищите Христа и обрящете покой душам вашим.

Ведущий Тимофей Обухов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать