Беседы с батюшкой. Святыни Храма Христа Спасителя

11 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Епархиального суда города Москвы, ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Здравствуйте, батюшка, благословите наших телезрителей.

– Добрый вечер, дорогие друзья, Божие благословение всем вам. Надеюсь, что сегодняшний вечер, который вы проведете перед экраном телевизора, будет интересным.

Прежде всего мне бы хотелось поздравить вас с сегодняшним праздником – Усекновение главы Иоанна Крестителя. Вообще странные люди эти православные христиане… Пророку отсекли голову, а мы называем это праздником, поем, почитаем «честныя твоея главы усекновение». Наверное, так думают многие неверующие, далекие от Церкви, от веры люди. Но смысл этого праздника можно понять в других словах церковного песнопения, словах тропаря, посвященного этому празднику. Там говорится: «Благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию». То есть Иоанн Предтеча, Креститель, был послан не только для того, чтобы возвестить о грядущем Мессии, уже пришедшем Мессии своим современникам, которые жили в то время вместе с ним, уготовить путь, который ведет к Богу, но и, как оказалось, его мученическая кончина тоже была неслучайной.

Действительно, окончив свою жизнь перед крестными страданиями Спасителя, перед Его воскресением, Иоанн Предтеча был послан в ту область, где находились все умершие – не только праведники, но и грешники. Как мы знаем, до воскресения Христова не было различия. И вот он был послан в эту темную область, для того чтобы возвестить уже пожившим на земле, долгое время находившимся, томившимся в этой области, радостную весть о том, что пришел Мессия и им осталось недолго находиться в этой темной области. Мы знаем, евангелист говорит о том, что после распятия Господа нашего Иисуса Христа многие телеса умерших восстали и явились многим. Древняя икона Воскресения Христова как раз говорит о том, что Господь, сойдя во ад, извлек оттуда и наших прародителей Адама и Еву, и тех праведников, которые ждали этого момента. Таков смысл сегодняшнего праздника, и я еще раз поздравляю вас с ним.

– Спасибо за Ваши слова!

Сегодня мы говорим о святынях Храма Христа Спасителя. Как много и часто наши телезрители и вообще граждане всего мира, приезжая в Москву, обязательно посещают этот величественный Храм, и мы, соотечественники, с такой радостью взираем на него! В этот день мы встретились не случайно: сегодня празднуется 869-я годовщина города Москвы, нашей столицы. Прежде чем мы поговорим о святынях, хотелось бы услышать историю (может быть, кратко) этого великого Храма – главного храма нашей страны.

– Наверное, многие знают о том, что Храм Христа Спасителя был задуман императором Александром I как памятник в благодарность за избавление нашего Отечества от нашествия наполеоновских войск. Не случайно, когда Храм Христа Спасителя уже был построен, он был освящен в честь Рождества Христова. А именно в день Рождества Христова, 25 декабря по старому стилю, последний наполеоновский солдат покинул пределы России, то есть Россия была освобождена от неприятеля. В честь этого замечательного события – избавления России от неприятеля, в честь великого праздника Рождества Христова и был освящен этот храм. Конечно, этот замысел императора Александра I удалось осуществить не сразу. Наверное, многие знают, что сначала предполагалось построить этот храм на Воробьевых горах. Был принят проект архитектора Витберга. Но место оказалось неудачным, другие события сопутствовали этому строительству, и строительство было прекращено.

Уже брат императора Александра I император Николай I сам лично объезжал Москву, выбирал место для строительства этого храма. Выбор его пал на то место, где находился древний Алексеевский женский монастырь. Он был основан в XVI веке. К тому времени постройки уже обветшали, требовался значительный ремонт, реконструкция, и было принято решение перенести этот монастырь в другое место, построить новые здания, новый храм, а на этом месте воздвигнуть храм-памятник. Уже был выбран проект этого нового храма, принадлежащий архитектору Тону, который в то время уже построил в Москве Большой Кремлевский дворец. Он был известным архитектором и выиграл конкурс на строительство этого замечательного храма. В 1832 году император Николай I со свитой и с московским духовенством, которое возглавлял митрополит Филарет, совершил закладку этого храма, и началось строительство. Продолжалось оно очень долго. Кстати, эта закладная доска сохранилась после взрыва Храма Христа Спасителя, и сейчас она находится в нашем музее, который располагается в музейной галерее (она идет вокруг нижней Преображенской церкви). Желающие могут посмотреть эту подлинную закладную доску, которую закладывал император Николай I и святитель Филарет, митрополит Московский.

В 1881 году предполагалось освятить этот храм в присутствии императора Александра II, но, к сожалению, из-за трагических событий марта 1881 года (император был смертельно ранен) освящение храма отложили на два года. Храм был освящен в 1883 году, после коронации нового императора Александра III. С этого момента храм стал кафедральным храмом московских митрополитов. Там проходили торжественные богослужения (естественно, и будничные богослужения). В 1912 году у стен храма император Николай II принимал парад русских войск в день, когда праздновалось столетие окончания войны 1812 года.

Но, к сожалению, история этого храма была недолгой. В 1931 году он, как известно, был взорван. Взорван не сразу, потребовалось очень много взрывчатки, было несколько попыток его взорвать. Но все-таки он был уничтожен, и на этом месте предполагалось построить грандиозный Дворец Советов – новый храм новой религии, который должен был быть в четыре раза больше Храма Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя имеет высоту 104 метра – это было самое высокое сооружение в Москве. Вообще существовал такой порядок, что в Москве здания не должны были быть выше колокольни Ивана Великого. Это было единственное отступление – когда Храм Христа Спасителя соорудили выше, чем колокольню Ивана Великого.

А Дворец Советов должен был быть в четыре раза выше – 400 метров, и на вершине этого дворца предполагалось поставить стометровую фигуру Ленина, одна рука которого должна была быть длиной десять метров. Даже для того, чтобы создать узел прикрепления руки к туловищу, был создан отдельный проектный институт, который так и назывался – Институт руки. Но, как мы знаем, эта мечта советского правительства не осуществилась: помешала Великая Отечественная война. К тому времени уже было заложено одно бетонное кольцо в основание Дворца Советов, завезены какие-то металлические конструкции. Но с началом войны строительство прекратилось, металлические конструкции употребили на оборонные нужды.

После окончания войны к этой идее уже не стали возвращаться, потому что надо было восстанавливать разрушенное хозяйство. До начала шестидесятых годов на этом месте в самом центре Москвы находился котлован. В это время готовились к приезду американского президента Эйзенхауэра, Москву приводили в порядок, и Хрущеву предложили сделать на этом месте плавательный бассейн. Многие, наверное, его помнят, а многие и купались; люди приходят и приносят покаяние, говоря, что они купались на этом месте и даже не знали, что раньше здесь стоял храм.

Бассейн тоже просуществовал недолго – до начала девяностых годов, когда он пришел в полную негодность. В то время возникли дебаты, что делать на этом месте – то ли восстанавливать храм, то ли делать какие-то другие сооружения; были символические макеты, предложения как-то это зафиксировать… Но к тому времени уже было принято решение, общественное мнение поднялось в защиту того, чтобы восстановить этот храм. В 1994 году президентом Ельциным был подписан указ об особом отношении к памятникам культуры и истории, где первым пунктом говорилось о воссоздании Храма Христа Спасителя. С 1995 по 2000 год на строительной площадке происходило воссоздание Храма Христа Спасителя. В 2000 году он был освящен и стал кафедральным собором Патриарха Московского и всея Руси. С этого момента идет история его современной жизни.

– Думаю, нужно еще упомянуть Юрия Алексеевича Гагарина, который еще тогда, в советское время, в шестидесятые годы, на одном из съездов комсомола заявил, что этот храм необходимо восстановить как памятник доблести и славы русского народа. Конечно же, это предложение осталось незамеченным, но слава Богу, что храм мы видим сейчас.

– В то время действительно было сложно себе представить, чтобы этот призыв нашел какой-то отклик. Но, видимо, всему свое время, и я думаю, что не случайно все-таки этот Дворец Советов не был построен. Потому что, думаю, если бы даже хотя бы один этаж этого дворца удалось построить, то вряд ли можно было бы говорить о воссоздании Храма Христа Спасителя. Я просто уверен в том, что действительно Господь сохранил это место для того, чтобы храм возродился на нем. То, с какой быстротой этот храм был воссоздан, тоже говорит о том, что помощь Божия осуществлялась на протяжении всех пяти лет воссоздания.

– У нас есть первый звонок от телезрителя: «Меня зовут Александр. В последнее время у меня одни невезения. Я родился 5 октября, а 9 октября праздник Сергия Радонежского. Хотел бы принять крещение с именем Сергий. Возможно ли это?»

(Далее диалог между телезрителем и о. Михаилом.)

– Конечно, возможно, а в чем проблема-то?

– Некоторые говорят, что просто надо второй раз перекреститься…

– Нет, подождите, а Вы уже крещеный?

– Да, крещеный.

– Ну а зачем тогда перекрещиваться?

– Я как-то был в Дивееве, спрашивал у монаха, монах мне сказал, что можно такой обряд сделать.

– Нет, очевидно, монах что-то не понял или, может быть, он не знал. Наречение имени никак не связано с Таинством крещения. Если Вам не нравится… И потом, я уловил какую-то Вашу мысль, Вы начали с того, что Вам не везет.

– Да, одно невезение!

– И Вам хотелось бы поменять имя в связи с этим?

– Да-да!

– Ну, это какой-то предрассудок, суеверие. А Вы в честь кого крещены вообще?

– Крещен Александром.

– А в честь кого?

– Хотел бы в честь Сергия Радонежского.

– Нет, Александром в честь кого крещены?

– Ну так же, Александром.

– Святых с именем Александр очень много.

– Мать меня так крестила.

– Послушайте, так, может быть, Вам не везет как раз потому, что Вы даже не знаете, в честь кого крещены, в честь какого Александра, не знаете жизнеописание этого святого, Вы никогда к нему не обращались в своих молитвах?

– Читаю молитвы святителю Николе Чудотворцу…

– Вообще, Вы знаете, если Вы человек крещеный, то, наверное, у Вас должен быть приход, куда Вы ходите постоянно.

– Да, в двух шагах приход святой Матроны.

– Вот, очевидно, в этом приходе должен быть священник, как мы говорим, духовный отец, духовник.

– Да-да.

– Эти вопросы, конечно, лучше решать не по телевизору, не в прямом эфире, а именно с духовником. А если поменять имя, это делается очень просто. Но опять-таки, дело не в имени. Если Вы хотите поменять не только имя, но и своего небесного покровителя… Ведь дело не только в имени. Если Вам нравится больше преподобный Сергий, если Вы больше его почитаете, достаточно, подойдя к Таинству исповеди и к Таинству Причащения, назвать себя этим именем, и будет считаться, что Вы поменяли имя на Сергия в честь именно преподобного Сергия Радонежского. Пожалуйста, почитайте его, тем более есть его мощи, есть возможность приехать в Троице-Сергиеву лавру, чтобы помолиться у мощей.

– Давно хочется это сделать, тянет к Сергию Радонежскому.

– Это делается очень просто, но второй раз креститься ради этого совершенно не нужно.

(Окончание диалога с телезрителем.)

– Я позволю поправить: память 8 октября, чтобы, не дай Бог, ему позже не приехать…

– Да, просто у человека какое-то смятение. Эти духовные вопросы все-таки нужно решать с духовником. У каждого православного христианина должен быть какой-то духовный наставник из священников опытных, умных и здравых, которые могли бы действительно серьезные духовные вопросы разрешить и помочь этому человеку, успокоить его в каких-то своих исканиях.

– В нашем, так сказать, гимне – Символе веры – сказано: исповедую едино крещение.

– Единокрещение, да.

– То есть креститься второй раз как минимум неканонично.

Давайте вернемся к нашей теме. Какие святыни того храма, который был до взрыва, сохранились сейчас, где они нашли себе место, вернулись ли они на свое прежнее место?

– Действительно, когда возникла мысль и начались работы по воссозданию Храма Христа Спасителя, хотелось не только воссоздать стены, скульптуру, но и вернуть на это место святыни, бывшие в этом храме. Было принято решение начать розыск по музеям, архивам, чтобы найти святыни из Храма Христа Спасителя. Оказалось, их не так много, потому что, очевидно, была такая ненависть к храму, что хотели просто стереть с лица земли не только сам храм, но и всякое воспоминание о нем. Было уничтожено практически все. К счастью (я тоже думаю, что Господь каким-то чудесным образом ее сохранил), сохранилась храмовая икона художника Сорокина, написанная на цинковой плите, – «Нерукотворный образ Спасителя», который находился в киоте правого клироса храма. Перед этой иконой служились молебны, люди молились.

Интересна история, как сохранилась икона. Когда началось воссоздание храма, на Волхонке (может быть, кто-то из москвичей помнит) был сделан небольшой музей из строительных вагончиков с видом на строительную площадку, чтобы интересующиеся люди могли прийти и посмотреть, как происходит строительство. И вот как только оно началось, некая женщина принесла сверток, в котором как раз и находилась эта храмовая икона Нерукотворного образа. Женщина рассказала историю. Она оказалась родственницей митрополита Александра Введенского, который был последним настоятелем этого храма (храм перед его разрушением был у обновленцев).

И вот когда уже было принято решение о разрушении, как рассказывала эта женщина, Луначарский пригласил к себе Александра Введенского и предложил, если тот хочет, взять что-то на память о храме. И он взял эту икону. Но поскольку, я уже сказал, люди боялись хранить эти святыни, потому что Храм Христа Спасителя действительно пытались уничтожить до основания, эту икону они запаковали и положили в какой-то далекий угол и со временем о ней забыли. И так произошло, что как только началось воссоздание храма, совершенно независимо от этого потомки Александра Введенского решили навести порядок в каком-то своем чулане – и наткнулись на икону. Естественно, это произвело огромное впечатление на них, и они принесли ее сюда. Сначала икона находилась в музее, а потом, естественно, когда храм был воссоздан, заняла место. К сожалению, не свое, потому что наши проектировщики немного промахнулись с размерами киота. Размеры оказались меньше. Но нашли другое решение: эта икона находится в нашем нижнем Преображенском храме, специально для нее сделали киот. Там у нас как раз совершаются ежедневные богослужения, и, как и раньше, перед этим образом совершаются молебные пения, люди молятся и почитают этот образ.

Кроме того, сохранились (я считаю, тоже чудесным образом) шесть полотен художника Верещагина. Они сохранились в Ленинграде, теперешнем Петербурге, в Музее истории религии. Они были свернуты в рулоны, лежали где-то в запасниках, про них тоже как-то забыли. И вот когда стали искать подлинные вещи из храма, обнаружили эти полотна. Понадобилась небольшая реставрация, и когда храм уже был построен, они снова встали на те места, где и находились до его разрушения.

Это что касается святынь. Еще сохранилось кресло на горнем месте, на котором во время чтения Апостола (как обычно это происходит) сидел патриарх Тихон, когда совершал свои богослужения. Нашли кресло тоже в Петербурге, в Троицком соборе Александро-Невской лавры. После небольшой реставрации оно снова заняло свое место на горнем месте в Храме Христа Спасителя.

К сожалению, больше пока никаких святынь, никаких элементов интерьера храма не сохранилось, кроме (наверное, многие знают) барельефов, которые сейчас находятся в Донском монастыре. Барельефы были сделаны даже не из мрамора, а из протопоповского камня, который по своей структуре гораздо мягче, и уже в дореволюционное время эти барельефы начали портиться, приходилось их реставрировать. Поэтому и было принято решение во время воссоздания храма делать эти барельефы не из мрамора, а из бронзы – собственно, как и предполагал архитектор Тон, но в его время на это не хватило денег. К счастью, когда воссоздали храм, он был воссоздан в точности по представлению архитектора Тона.

– В храме очень много святынь. Одна из них – это мощи святителя Филарета Московского. Он занимает там законное место, ведь он участвовал в организации начала стройки этого храма. Какую святыню Вы бы назвали главной в вашем храме?

– Это, несомненно, частицы ризы Господней.

– Расскажите, пожалуйста, как она у вас появилась.

– Когда освящали Храм Христа Спасителя, покойный Святейший патриарх Алексий II обратился в музей Московского Кремля, для того чтобы на это время, хотя бы на один день, на время освящения, выдали ковчег с ризой Господней, которая является величайшей святыней всего христианского мира и величайшей святыней нашего города, нашей Церкви. Разрешение было дано, и когда освящали храм и обходили вокруг него с крестным ходом, со святыми мощами, то частицу ризы Господней тоже обносили вокруг. Была мысль, желание оставить ее насовсем.

Были долгие переговоры, потому что известно, что музейщики очень неохотно расстаются со своими экспонатами. Для них это был просто экспонат, для нас – величайшая святыня. И вот в конце концов в свой первый президентский срок президент Владимир Владимирович Путин, когда закончился Архиерейский собор в Кремле, передал ковчег с частицей ризы Господней Святейшему патриарху Алексию в присутствии всего сонма архиереев нашей Церкви. С этого момента эта святыня стала находиться в Храме Христа Спасителя. Правда, исторический ковчег, сделанный при святителе Филарете, митрополите Московском, музей просил вернуть, поэтому для храма была сделана копия ковчега. Нам, собственно говоря, не важно, в чем находится наша святыня, хотя копия была сделана в точности такой, как и подлинный ковчег. И вот с этого момента святыня стала находиться в храме.

Существовал и до сих пор существует праздник Положения ризы Господней в Москве – 23 июля. До революции это было действительно замечательное событие, которое привлекало к себе множество верующих; паломники собирались в Москву со всей России, потому что всего один раз в год именно в этот праздник риза выносилась для поклонения народу. А так она постоянно находилась в патриаршей ризнице. Но поскольку времена трудные, люди хотят иметь какое-то духовное подкрепление, сначала мы выносили эту ризу только по субботам и воскресеньям, потом, испросив благословения у Святейшего Патриарха, мы сделали специальный аналой, куда положили эту великую святыню на постоянное пребывание. Как мы думали, весть об этом разнесется по всей Великой Руси, хлынут паломники со всех концов России и из-за рубежа. Мы же знаем, какие очереди собираются у святынь, которые привозят с Афона.

Но, к сожалению, время показало, что эта святыня не произвела абсолютно никакого воздействия на умы, настроения и души наших верующих. Да, приходили те, кто знал, наши постоянные прихожане постоянно прикладывались, были люди, которые случайно узнавали. Хотя и на нашем сайте было сказано о пребывании этой святыни. Видя такое отношение, Святейший Патриарх Кирилл распорядился эту святыню убрать в алтарь, что и было сделано. Сейчас она находится в алтаре. Но, видимо, люди поняли, чего лишились. К сожалению, бывает так: что имеем, не храним, а потерявши – плачем. Люди стали обращаться к нам с просьбами вернуть святыню для поклонения. Испросив благословения у Святейшего Патриарха, мы решили (и об этом сказано везде – и на сайте, и в расписаниях) ежемесячно, в конце месяца, в субботу выносить ризу для поклонения, она стоит целый день. В воскресенье после литургии мы также даем возможность людям приложиться к этой святыне, а потом на месяц снова убираем ее в алтарь.

Но опять-таки, казалось бы, риза Господня… Я думаю, что либо люди у нас не читают Евангелие, либо читают, но никак не сопоставляют, не применяют его к своей жизни. Ведь эта риза, о которой говорится в Евангелии: когда женщина долгое время страдала кровотечением, апостол Марк очень хорошо говорит о том, что она обошла многих врачей, почти все свое состояние употребила на лечение, но пришла еще в худшее состояние. Я думаю, что такая ситуация знакома многим из наших соотечественников, современников. И тогда она решается на отчаянный шаг – подойти и даже не попросить об исцелении, а просто прикоснуться к краю ризы. И когда Господь, как описывает евангелист, почувствовал это прикосновение, Он обратился к этой женщине, спросив, зачем она это сделала. Конечно, Он знал, зачем она это сделала, но хотел услышать объяснение от нее. Она сказала: «Я подумала, что получу исцеление, только прикоснувшись». Господь ответил ей: «Вера твоя спасла тебя, буди цела от раны твоей». Как пишет евангелист, она тотчас получила исцеление. Вот это же не единичный случай. Сила-то присутствует и до сих пор, только веры у наших верующих, наверное, все-таки поменьше, поэтому и такое отношение к этой святыне.

Кстати, мы с интересом ожидали, что же будет 23 июля. Все знают, что это праздник, что выносится риза. Было очень мало народу, но, что интересно, приехали паломники из Польши! Не из российских городов, а из Польши. Вот в Польше знают, что у нас есть эта великая святыня, а наши люди, к сожалению, то ли остаются в неведении, то ли как-то равнодушны… Не знаю почему. Но может быть, сейчас люди узнают. Как я уже сказал, в конце каждого месяца и, естественно, 23 июля мы выносим ризу для поклонения.

Другая святыня не меньшего значения – частица ризы Пресвятой Богородицы, которая также пришла к нам из кремлевских музеев. Было целое действо, в срок президентства теперешнего премьер-министра Медведева были переданы несколько святынь из тех же кремлевских музеев из патриаршей ризницы. Это частица ризы Пресвятой Богородицы, мощи Марии Египетской, частицы мощей князя Владимира, которые путешествовали от Владивостока до наших западных пределов в год тысячелетия князя Владимира. Также есть частицы мощей апостола Андрея Первозванного. Все это можно узнать, зайдя на наш сайт. Там есть и описание, и фотографии, и место, где собраны все эти святыни. Те, кто знает, особенно в субботу и воскресенье после литургии выстраиваются в очередь, прикладываются к этим святыням.

Но отношение к ризе Господней меня все-таки удивляет. Я надеюсь, что люди как-то поймут, что мы имеем, что у нас есть, и нас будут привлекать не только заморские святыни. Конечно, это все равно святыни, общецерковные святыни, но ведь и у нас тоже немало таких мощей, икон, которые действительно прославлены. Но они не сами по себе источают чудо даже неверующим людям, а прежде всего, конечно, все это происходит по вере того, кто к ним обращается.

– Надеемся, что после сегодняшней передачи люди будут относиться к этому не как к объекту, с которым можно сфотографироваться на память, а как к святыне, которой можно поклониться.

– Я надеюсь.

– Продолжим разговор о святынях. В храме есть две Смоленские иконы Божией Матери. Расскажите, пожалуйста, о них.

– Одна икона находится в нижнем храме. Это большая икона XVI века, тоже пришла к нам. Глядя на историю нашего храма, я убеждаюсь, что все происходит не случайно, а Господь действительно как-то приводит эти святыни. Большая икона имела трагическую судьбу. Ее хотели вывезти за границу. Она большая, вывозить ее было сложно, и ее распилили на четыре части. Но что-то не заладилось, и она лежала распиленная, ее долго не могли вывезти, до тех пор пока один из реставраторов не выкупил ее. Он отреставрировал ее, привел в полный порядок, и поскольку такую большую икону поместить куда-то трудно, в домашних условиях она не могла храниться, не во всякий храм ее можно было передать из-за ее размеров, он предложил поставить ее у нас в храме. Как раз к тому времени был освящен нижний храм Преображения Господня, мы выбрали место, специально сделали для этой иконы киот, и она теперь находится в Преображенском храме. Можно прийти, увидеть ее, помолиться и приложиться, прикоснуться к этой святыне.

А другая икона – Смоленская Устюженская – была вывезена за границу, появилась где-то на аукционе. Сначала она была украдена из города Устюжны, находилась в бывшем соборе (теперь это музей), из музея ее выкрали, переправили за границу. Она меньшего размера. И вот какие-то благодетели, состоятельные люди, выкупили ее. Президент Владимир Владимирович Путин в свое первое президентство передал эту икону Святейшему патриарху Алексию, который благословил разместить ее в Храме Христа Спасителя с одним условием. Когда обнаружилось, что икона вернулась в Россию, в Москву, то стали обращаться с просьбой вернуть ее опять в Устюжну. Но Святейший патриарх сказал: мы не будем ее удерживать, вернем с условием, когда музей снова станет собором, когда храм передадут Церкви, когда приготовят это место. Так же, как это произошло с Тихвинской иконой Божией Матери. Только после того, как монастырь передали Церкви, сделали место, где она находилась, Тихвинская икона Божией Матери вернулась на свое место. Предположили, что так же будет со Смоленской Устюженской иконой, но, к сожалению, этот храм до сих пор остается музеем, а икона находится в нашем Храме Христа Спасителя.

– Есть еще икона одного из новомучеников – Александра Хотовицкого. Это один из ключарей Храма Христа Спасителя. Расскажите, пожалуйста, о ней и об этом святом.

– Это был последний перед захватом Храма Христа Спасителя обновленцами. Он был ключарем храма в послереволюционное время. Конечно, на его долю выпало очень много испытаний. Когда он отвечал за состояние ризницы, сохранность храмовых святынь, когда было отказано в государственном финансировании, храмоподдержании, поддержании жизнедеятельности храма, он организовал братство Храма Христа Спасителя, члены которого какими-то своими средствами помогали выживать в тех сложных условиях. Но когда храм был захвачен обновленцами, новомученика Александра перевели в другой московский храм – Ризоположения. Там его возвели в сан протопресвитера.

Он служил там до своей трагической кончины. Александр Хотовицкий был расстрелян в 1931 году, уже после разрушения Храма Христа Спасителя. Место его упокоения неизвестно, но исторические сведения говорят о том, что он был расстрелян вместе с другими верующими православными людьми и похоронен в братской могиле недалеко от Ризоположенского храма – там, где сейчас крематорий. Он был причислен к лику святых, и теперь у нас два особо почитаемых святителя, можно сказать, мучеников нового времени – святитель Тихон, патриарх Московский (имя которого как раз впервые прозвучало в Храме Христа Спасителя, когда старец Зосимовой пустыни Алексий вынул бумажку с именем Тихон, и таким образом жребием Святейший патриарх Тихон стал предстоятелем нашей Церкви; думаю, он тоже мученически закончил свой земной подвиг, земной путь), и протопресвитер Александр Хотовицкий, который был расстрелян и причислен к лику святых.

– Еще есть святыня, которая вызывает нескрываемое удивление. Это напрестольное Евангелие. Как я понимаю, его можно увидеть несколько раз в год, его выносят два протодиакона.

– Да, на Рождество и на Пасху.

– Расскажите о нем, сколько оно весит?

– Оно весит около тридцати килограммов. Действительно, это уникальное Евангелие времени императрицы Елизаветы Петровны. Это Евангелие пришло к нам после кончины митрополита Питирима. Оно принадлежало ему, он отдал его на реставрацию. После кончины, когда отреставрировали это Евангелие и думали, куда его передать (в музей или нет), поскольку храм большой и Евангелие большое, нашли место здесь. Святейший патриарх Алексий благословил, чтобы оно было у нас. Конечно, для каких-то праздничных служб невозможно его часто употреблять, потому что оно действительно очень тяжелое, но на пасхальной и рождественской вечернях его выносят, Святейший Патриарх читает его в царских вратах.

– Вы уже упомянули о братстве Храма Христа Спасителя. Сейчас существует фонд Храма Христа Спасителя. Расскажите о его деятельности и роли в жизни храма.

– Фонд Храма Христа Спасителя образовался на этапе воссоздания храма. Он тогда назывался фондом воссоздания Храма Христа Спасителя и аккумулировал в себе средства, поступавшие от частных лиц, от организаций. Эти средства он направлял на воссоздание храма. Когда храм был построен, он не был передан (и до сих пор не передан Церкви), а является городским имуществом, городским объектом, и город следит за его состоянием, помогает эксплуатировать этот храм. Фонд решили оставить, и через него город управляет этим имуществом, перечисляет необходимые средства, которые, конечно, недостаточны для полного осуществления эксплуатации. Фонд Храма Христа Спасителя еще занимается коммерческой деятельностью, которая укладывается в рамки допустимых церковных представлений.

Одним из таких направлений является как раз руководство Залом церковных Соборов. Он был спроектирован и построен для того, чтобы здесь, на этом месте, на церковные соборы, мероприятия могли собраться до полутора тысяч человек. В этом возникла необходимость. Когда храмы стали умножаться, духовенство увеличивалось, негде было провести какие-то собрания, в частности епархиальные собрания или церковные соборы. Для этого был построен зал.

Но он используется не только для церковных мероприятий: в нем проходят и городские, и светские мероприятия, концерты, детские концерты, которые приобщают детей к классической музыке. На время рождественских и новогодних каникул там проходят елки, которые, кстати, пользуются очень большой популярностью, потому что там не просто зайчишки и волки бегают по сцене. Все-таки мы стараемся как-то участвовать в создании сценария этих представлений, чтобы тема и направление именно рождественских представлений были связаны с темой Рождества Христова – через сказочные сюжеты, средства театрального языка, чтобы до детей и их родителей, приходящих в Зал церковных Соборов, довести смысл праздника пришествия в мир Спасителя.

Конечно, печаль вызывает то, что светские мероприятия, которые проходят в Зале церковных Соборов, объявляются мероприятиями, совершающимися в Храме Христа Спасителя. Поэтому у человека, который об этом не знает и читает объявление, а сейчас уже начали продавать билеты на рождественские представления, где пишется «билеты на елку в Храм Христа Спасителя», – конечно, это может вызвать отторжение от того места, где совершаются Божественная литургия, богослужения. Но я хочу сказать, чтобы не смущались и не попадались на эту уловку. Все-таки эти спектакли, концерты, конечно, проходят не в Храме Христа Спасителя (это вообще невозможно!), а именно в светском зале.

– Спаси Господи, батюшка, за эту беседу, наше время почти вышло.

Пожалуйста, скажите напутствие нашим телезрителям, и будем прощаться.

– Я уже сказал о том, что верующие люди, хотя и читают Евангелие, но как-то не применяют его к себе. Так вот, мне бы хотелось, чтобы Евангелие было все-таки настольной книгой для верующего человека, чтобы каждый раз, обращаясь к страницам этой священной книги – не только Евангелия, но и апостольских посланий, мы находили для себя ответы на все вопросы – прежде всего духовной жизни, которые как раз там и содержатся. Чтобы мы не думали, что это написано для тех людей, а применяли для своей жизни то, что будем там читать. Помощи Божией хотелось бы пожелать каждому из вас в этом духовном делании.

 

Ведущий Сергей Платонов
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Николай Святченко. Тема беседы: «Что на надо знать о удовольствии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Трансляции богослужений

    Всенощное бдение 20 апреля 2024 года

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать