Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

11 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва.

– Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Мы вас всех поздравляем с мясопустной седмицей – неделей, когда мы уже очень близко к Великому посту и уже по нашему уставу всю седмицу не вкушаем мяса. Так сказать, первый этап заговенья. И этот понедельник открывается днем памяти трех святителей, учителей Церкви: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого. Так что поздравляю вас с днем памяти этих гениев нашей Церкви, которым мы все обязаны и которых поминаем всегда на литургии.

– Первый вопрос как раз связан с сегодняшним воскресеньем: «Сегодняшнее воскресенье называют Неделей о Страшном Суде по евангельскому чтению, где Господь говорит о Втором Пришествии и о Суде над людьми. Господь говорит о добрых и злых поступках людей, но ничего не говорит о вере людей. Почему? Неужели главное поступок, а не вера?»

– Нет, конечно, главное – вера. Просто эта притча, которую Господь произнес и которую мы именуем так убедительно и красочно Страшным Судом для пущего запоминания, говорит о том, что для веры главное результат. И вера должна проявляться в жизни человека, потому что то, чего Господь от нас требует, противоположно обычному поведению грешного человека, которое нужно оставить. Лень или многопопечительность, жадность, которые мешают нам творить добрые дела, – это все мы должны по милости Божией преодолеть. Вера без дел мертва.

– А дела без веры имеют вес в глазах Божиих? Ведь немало людей, добрых от рождения, от воспитания...

– Нам известно, что это приятно для Господа, но все-таки без веры невозможно угодить Богу. То есть Господь их, конечно, замечает, но они не спасительны для человека, спасительны только дела веры.

Воспитан или от природы добр, то есть Господь человеку дал доброту, – какая ему на это благодать есть? Никакой. Другое дело, если бы он был злой, а из-за веры не дает себе делать зло и вопреки своей подлой натуре делает добро – вот это очень ценно перед Богом, это значит, его коснулась преображающая сила благодати Святого Духа. Это просто есть свидетельство того, что человек под влиянием христианской веры и благодати Святого Духа стал другим, он стал новой тварью. Это такое свидетельство. Поэтому Господь и ищет Себе таких свидетелей.

Человек может совершать добрые поступки из тщеславия. Создать фонд, собирать деньги, не вкладывая от себя ни рубля, даже живя с этого, потому что при организации фонда по закону вполне допустимо какую-то часть себе забирать на зарплату, на автомобиль, на 120-этажный дом с лифтами, на вертолетную площадку на крыше – на всё. И с этого всего благотворить, конференции всякие собирать в разных городах мира, греметь на радио, телевидении, в Интернете, газетах, журналах. И дела делать явно добрые, бесспорно. Но, к сожалению, это не приносит спасения, потому что не преображает душу человека.

– То есть только то дело, которое преображает человека, Богу угодно?

– Да, вот поэтому Господь и говорит: «Голоден был – и вы накормили Меня...» Кто-то там голоден, я ужинаю, и тут какие-то вопросы возникают... «Вчера приходи»...

Поэтому очень важно для нашего Спасителя именно это. И это Он говорит не для всех, а только для тех, кто в Него уверовал как в Сына Божия. Людям вне церкви это вообще непонятно.

– Вопрос телезрительницы: «Когда началась революция, большевики стали уничтожать мощи святых. А вот почему-то Ленин до сих пор не убран с центральной площади Москвы...»

(Далее диалог с телезрительницей.)

– Нет, обождите. Я за большевиков прошлых  и теперешних вообще не отвечаю. Почему вопрос ко мне? Вот я Вам благословляю: возьмите его сегодня и вытащите, на такси деньги дам.

– Нет, я хотела, чтобы как-то законно это было. Либо петицию какую-то подать...

– Пожалуйста, пишите петицию, собирайте народ... Какие вопросы? Дело в том, что по нашей Конституции, которую, к сожалению, никто не читает (можно так резко сказать), у нас в стране источником власти является народ. Так как весь народ (140 миллионов) не может управлять государством, нужны менеджеры,  действующие от имени народа, которым народ доверил. Народ их выбирает: одних, чтобы вырабатывали законы, а другие являются исполнительной властью начиная с президента – и так вся вертикаль. И мы должны им поручать: убрать это все безобразие с Красной площади. Но надо, чтобы наша исполнительная власть знала, что этого хотят не два человека (Вы и я), а миллионов пятнадцать. Тогда, глядишь, проведут плебисцит и увидят, что большинство за то, чтобы его оставить. Потому что у нас очень любят Ленина, Сталина, Дзержинского. Потому что тех, кто их недолюбливал, уже давно расстреляли, а дети их так были этим напуганы, что боятся до сих пор, поэтому нужно еще и большую пропаганду вести. Правда, это уже сдвигается, стали потихонечку говорить, обычно по ночам по телевизору рассказывают про дедушку Ленина, про его личную жизнь, про его беспричинную злобу к русскому народу. Кое до кого доносится, но обычно люди в это время спят.

– Очень жаль. Просто и хотелось показать, что они сами себе противоречат и сами не исполняют свои же «заветы» в кавычках, то есть мнимые.

– Это все понятно. Человек вообще противоречивое существо. Вот сейчас все ругают то, что произошло на Украине. Произошел переворот, люди захватили власть и провели выборы, в которых не участвовала большая часть народа Украины; то есть выборы нелегитимные, тем не менее те продолжают властвовать. Это неправильно, потому что переворот – это незаконно.

Но то же самое произошло и в России. Первый закон какой был? «Земля крестьянам». А крестьянин что получил? Ему даже паспорт не давали, он стал крепостным. А второй закон – о войне. Получили Гражданскую войну, а декрет был о мире. А третий закон, о котором вообще молчат, – об Учредительном собрании, а его на следующий день разогнали. То есть ни один из так называемых ленинских декретов не был выполнен, и большевики совершенно исказили их форму.

То есть противоречия есть всегда, это сплошь и рядом. Демагогия – сколько угодно. Возьмите любой том Ленина или какую-нибудь отдельную работу, допустим «Государство и революция», почитайте. И что произошло буквально в скором времени? Все наоборот тому, что он писал.

Поэтому что Вы удивляетесь противоречию? Так же и все поступают. И в Америке так же: демократия демократией, а попробуй пикни – тут же с работы уволят; и так далее. Все не так-то просто.

– Да, христианство всегда было гонимо.

– И начинаются гонения обычно в семье. Поэтому что тут удивляться? Но если Вам охота посвятить этому жизнь (ведь разные существуют проекты, люди устремляются к каким-то своим целям), Вы можете заняться этим – и пожалуйста.

– А можно ведь обратиться в приемную президента.

– Разумеется, можно. Но будут рассматривать только те прошения, за которыми стоят миллионы.

(Окончание диалога с телезрительницей.)

– Многие люди хотят перемен...

– А люди-то советские. А что такое советский человек? Чем он отличается, как в известном анекдоте, от англичанина? Англичанин, когда в его доме прохудилась крыша, лезет на нее по лестнице и чинит. А что делает советский человек? Он пишет письмо президенту: вот у меня то, у меня это, у меня давно не было ремонта... Совершенно другой менталитет. Как в песне поется, опять же советской: «Не надо думать – с нами тот, кто все за нас решит». Самое трудное на свете – это принимать решения. Народ совершенно отвык от того, чтобы принять на себя хоть какую-то ответственность.

– Отстранили людей.

– Да, но я же не обвиняю, это мой народ, и я его люблю.

– Так воспитали.

– Да, воспитание бывает хорошее, а бывает похуже.

– Следующий вопрос: «Меня часто посещают сомнения в вере. Скажите, это нормально или я что-то не понимаю?»

– Всякое бывает. И апостолов, как мы знаем, посещали сомнения в вере. И очень много Господь сделал такого, что служило укреплению веры. Святая Церковь рассматривает, например, воскрешение Лазаря; Господь это сделал, чтобы в дальнейшем было легче уверовать в воскресение Христово. То есть Господь заботился о том, чтобы Его ученики не сомневались. Хотя Жены Мироносицы, которых Господь сподобил видеть  Себя воскресшим первыми, пришли к апостолам – и те засомневались. Петр и Иоанн побежали проверять; Иоанн, не входя в гроб, уверовал, Петр еще нет. Все это процесс. Поэтому для падшего человеческого сознания неверие естественно. Вообще неверие – это, конечно, болезненная вещь в духовном плане. Неверие – это болезнь человечества. С этого началось грехопадение. Адаму и Еве Господь сказал, а они думают: «А прав ли Бог?» А мы теперь мучаемся.

– Вот Господь являл Своим ученикам для укрепления веры чудеса и знамения. А нам как укрепляться в вере?

– Мне один старец (Царство ему Небесное) сказал, что укрепление веры зависит от знания Евангелия, и советовал мне постоянно читать Евангелие. Действительно, не только укрепляет в вере, но и как-то просвещается то место, где у человека должен быть ум, и потом еще многое открывается. Читаешь в первый раз или четырехсотый – большая разница: открывается что-то такое, что ты никогда вроде и не видел, не замечал, только как-то так умом скользил, а тут вдруг приходит понимание годик на сороковой. Так что очень полезно такое упражнение.

– Вопрос телезрительницы из Тамбовской области: «Бытует мнение, что венчанные супруги, окончив свой жизненный путь, встречаются на небесах. А если один из супругов помилован, а другой нет, то как?»

– В шестнадцатый раз рассказываем: на небесах люди живут как ангелы небесные, не женятся, не разводятся, не дерутся, не рожают детей. Насчет встреч – это возможно. Я был свидетелем, когда такие встречи происходили около постели умирающих. Когда человек умирает, его часто выходят встречать его родственники. Среди них может оказаться и умерший супруг. А что бывает там – нам это не открыто. Поэтому не надо гадать. Может, встретимся, может, нет. Я только одно знаю твердо, что Господь Отец Небесный нас очень любит и ничего дурного нам не желает. И если мы угодим Ему в этой жизни, Он окажет нам милости и в вечности. А конкретно сказать, встретимся или не встретимся, – это такие сказки, которые люди придумывают, чтобы себя как-то утешить.

– Да, очень люди скорбят, когда прожили почти всю жизнь вместе и вот первым уходит кто-то из супругов, а второй просто безутешен. И хочется ему надеяться, что эта встреча состоится, что они опять соединятся.

– Но мы же не можем обманывать. В учении Церкви ничего этого нет, но известны слова из Евангелия. Когда фарисеи Его спрашивали, чья будет жена по закону левирата, Он их укорил: «Что же вы, не знаете таких простых вещей?»

– И вот человек вопрошает...

– Такой вопрос характеризует самого человека: он очень привязан к земной жизни.

– Да, к земным чувствам, которые здесь его наполняют.

– Да, и он хочет, чтобы именно это продолжалось. Но «аще не возненавидишь отца, мать, жену, детей, не можешь быть Моим учеником». Почему такие странные и резкие слова? Это как раз направлено против вот такого отношения к Богу. То есть человек больше заботится о том, как он будет в своей семье дальше: лук сеять или гречиху. И совершенно не думает, что там Господь наш Иисус Христос, его это мало интересует. Апостолов тоже, бывало, всякая ерунда интересовала: кто сядет справа, кто слева, но от Христа. А в этом вопросе нет Христа, в этом вопросе есть только смерть и как будет моя семья, мои дети, мой муж.

– Еще людей волнует вопрос: если я попаду в Царствие Небесное, а мои дети нет, как же я там буду радоваться?

– Это тоже из этой серии. Не волнуйся, не попадешь.

– То есть если тебя этот вопрос так волнует...

– Да, потому что главный вопрос должен быть – угодил ли я Богу, прожив жизнь? Господь доволен тем, как я прожил жизнь? По-христиански или нет? Вот это главное. Конечно, и отец, и мать, и детки играют в нашей жизни определенную роль (и немалую), но не главную. А главное в нашей жизни – взаимоотношения нас и Христа Бога нашего. Он – наш Создатель, наш Учитель, наш Искупитель. Вот это главное... Конечно, ты и с детьми должен по-христиански... Не так: «Ой, я на работе была членом профсоюза, дел было много, некогда было детьми заниматься, Вы уж сами должны понять, время было такое». А времена Юлиана Отступника были хорошие, что ли? Гонение на христиан. Но все равно христиане старались воспитать своих детей по-христиански. Прекрасная семья Григория Богослова, Василия Великого. Сколько святых одно семейство принесло! То есть: «Господь, Ты мне дал дитя, вот я возвращаю назад: воспитали хорошего, доброго, умного, образованного христианина».

– Такое ощущение, что тогда люди были как из другого теста.

– Нет, тесто то же, но вера была больше, было больше стремления, ревность была о Боге.

– А почему сейчас ревность о Боге поугасла?

– По приумножении беззаконий во многих охладевает любовь и друг к другу, и к Богу.

– То есть, несмотря на те жесточайшие гонения, беззаконий в обществе было меньше?

– Нам трудно оценить. Факт беззаконий присутствовал; беззаконий с точки зрения закона Божьего, конечно. Потому что так Римская империя славилась вообще изобретением закона.

– Римское право знаменитое...

– Да, человечество пользуется им до сих пор, и это замечательный инструмент. Но в то же время это законодательство было бесчеловечно. Как всегда, всякий закон дает преимущества, отстаивает интересы определенных кругов людей либо в открытой форме, либо в прикрытой демагогически. Как демократия. Взяли термин, но покажите мне пальцем, где вы видели власть народа, чтобы народ вообще чем-то управлял… Не знаю, как в Новгородской республике, может, какие-то отдельные вопросы и решали (вече так называемое). А так в целом богатые...

– …правят миром.

– Да.

– Вопрос телезрителя: «У меня вопрос по поводу антихриста. Всем известно, что он придет. Подскажите, придет ли он сам или по воле Божией?»

– Антихрист есть воплощенное зло. Бог не может творить зла, даже если бы захотел. Почему? Потому что это противно Его Божественной природе…Однажды пришел антихрист, например (не главный, а помельче), – Владимир Ильич (не к ночи будет помянут, но раз уж мы сегодня о нем говорили благодаря замечательной женщине, с которой начали диалог...) Он пришел не потому, что на то была воля Божия. Это была воля безбожия, и его самого, и всего нашего народа, и тех людей, которые ему дали деньги на революцию. Тогда революции не были оранжевые, синие, фиолетовые, розовые – они были кровавые. Он, как садист, очень любил расстреливать. Вот такого человека поставили, и он за деньги, которые ему дали, сумел благодаря своей энергии воплотить это в жизнь. Он царствовал недолго, примерно столько же, сколько будет царствовать и антихрист. Такие вопросы очень простые. Вы думали, что нашли такой вопрос, который поставит в тупик? Нет, на это давно есть ответы; еще в древние времена люди это прекрасно понимали.

– Еще Христос сказал Пилату: «Ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было тебе дано свыше».

– Да. А свыше бывает либо благословение, либо попущение.

– Да, Бог попустил прийти этой власти.

– Если б наш народ не хотел всю эту коммунистическую сволочь допускать до власти... Я имею в виду не только большевиков, меньшевики ничем не лучше. Эсеры тоже самые настоящие террористы. Там всей этой красной сволочи было разных сортов. И они представляли меньшинство, несколько десятков тысяч на всю 150-миллионную Российскую империю. Они же просто на дыбу вздернули весь народ! Никто этого не хотел, никто этого не понимал.

Вот фильм «Чапаев». Мужик спрашивает у Чапаева: «Ты за кого: за большевиков или за коммунистов?» А Василий Иванович и не знает; это очень яркий момент. «Я, – говорит, – за Интернационал». А что такое Интернационал? А Интернационал – это штаб мировой революции. Как он, простой мужик, может в этом вообще разбираться, не учившись: что такое Интернационал? Как можно быть за него? Он этого Интернационала сто лет не видал, просто знал такое красивое словцо.

Как у Платонова: что такое религия? это опиум народа и народный самогон... Что-то такое слышали, понравилось, ума нет, образования тоже, а ораторы (всякие Троцкие) приходят и начинают зажигать, воспалять публику. Или в Германии Гитлер: то же самое. И сейчас любого можно настроить, любую толпу. Ума нет, образования нет... Так же и с антихристом будет. Люди будут его жаждать, «ура» кричать.

– И Бог им попустит.

– А Бог потом попустит голод по всей земле. И люди придут к антихристу за едой. А антихрист же не может повелевать ни погодой, ничем. Ну, нет урожая, что ты будешь есть? Нефть пить? Ничего... Вот снежок сейчас засыпал матушку-Россию и к маю не растает. Мы же видим, это же очень все просто. Атмосферное давление, Вильфанд будет что-то мерить градусниками, снег замерять... Ну, замерил. Но снег лежит...

– Меньше не стало.

– Да, меньше не стало. Что кушать будем? А кто продаст? Хорошо, у нас зернишко накопили, в прошлом году был потрясающий урожай. У нас народ тренированный, может, и продержимся какое-то время. А следующий год? И так далее. Все в руках Божиих. Попустит Господь: «Ну все, хватит». Последний мальчонка где-то под Тамбовом в деревне вокруг церкви ходил, ходил, ходил, зашел и у батюшки спрашивает: «А что вы тут делаете?» – «Мы Богу молимся». – «А как? А кто такой Бог?..» И он окажется последним.

И зачем эта Земля нужна со своей демагогией? Всё, мир закрывается, занавес. В чем этот «занавес» будет заключаться? В землетрясениях, или как сказано в Писании (мы в субботу читали): силы небесные поколеблются. Это все-таки образы, они, конечно, такие космические… Как это будет происходить – если доживем, узнаем. Не дай Бог дожить до этого страшного времени, как святые отцы говорят. Но Господь попустит, и это будет. И люди сами этого будут хотеть. Они его выберут, они проголосуют. «Войн не будет, вот одно государство, один правитель, один закон для всех». Люди же так и мечтают. Им это все антихрист даст. Они будут «ура» кричать.

Уже всё кричали, всё отрепетировано, ноты написаны, осталось только дирижеру прийти. Сатана придет, за пульт встанет, взмахнет своей палочкой-жезлом – и полилась сатанинская музыка. Сатанинская музыка тоже готова: дым, длинные волосы, крики, всякие жесты – все готово. Так что я даже не знаю, что тут не понимать.

– Вопрос телезрительницы: «Есть люди разных вероисповеданий, и у всех есть такое учение, что надо жить по-доброму. И они, сами того не зная, выполняют заповеди христианства. Мне интересно, куда эти люди попадают после смерти: в рай или в ад?»

– Дело в том, что после смерти никто никуда не попадает. Это просто такое условное название, которое взято из Священного Писания, но это для того, чтобы человеку было удобнее понять. Например, человек хорошо окончил школу – он никуда не попадает. Но ему могут дать медаль (золотую или серебряную), и благодаря этой медали он может без экзаменов попасть в любой вуз, в какой захочет, – такая у него есть привилегия.

Так и человек, который творит правду Божию, угодил Господу, и Господь берет его к Себе. То есть берет туда, где Он Сам с ангелами пребывает. А тот, который не угодил, туда не попадает. Мы, люди, условно называем первое – раем, а второе – адом. Ад – это место, где нет Бога, потому что полно людей, которые не хотят ни Бога, ни христианства. Когда Христос придет, одни узнают Его, а другие отвергнут.

– Если человек угодил Богу, Бог берет его к Себе. А уж чем он угодил, как он угодил...

– Да, это очень многообразно. Рай вообще у нас в сердце, и не мы в него попадаем, а он в нас. Если у нас в сердце зависть, обида, осуждение, скверные слова, лень, то что у нас внутри? У нас внутри ад. Мы наследуем то, что у нас внутри. Не то что человека берут и переносят, как дерево пересаживают с одного места на другое. Нет, совсем не так. Человек в течение жизни сам в своем сердце либо выращивает прекрасный сад, где прекрасные растения, изумительные цветы добродетели, благоухания всяких прекрасных поступков, либо выращивает все отвратительное: грязные слова, хамство, грубость, злобу и так далее (значит, он выращивает в себе ад). Поэтому никто никуда не попадает, сам человек это взращивает в себе.

– Замечательно это показывает еще притча о добром самарянине: лежал человек израненный – он пришел, увидел и помог. Не стал спрашивать: а как ты веруешь, а какой ты национальности, а что с тобой вообще...

– «А как у тебя с пропиской?»

– «А где ты живешь?..» Просто помог.

– А это о чем говорит? Что у него доброе сердце; значит, у него в душе уже вырос рай. И денег на него (израненного) не пожалел... «А ты мне родич, что ли? Почему это я тебе должен?..» Он же не просил: «Все состояние свое мне отдай». Он вообще ничего не просил, лежал раненый. Самарянин смог помочь и сказал гостиннику: «Если ты издержишь больше, то я тебе еще дам, когда возвращусь». И гостинник не стал возражать, поверил. Вот какие отношения могут быть между людьми.

– И Господь говорит: «И ты поступай так же».

– Да, все очень просто.

– И будешь в раю.

– Конечно. Евангелие отвечает на все вопросы любого человека.

– Вопрос: «Как справляться с внезапными мгновенными приступами гнева? Осознание неправильности этих приступов приходит сразу после поступка, но ведь уже поздно. Хочу научиться с этим справляться вовремя. Может, есть какие упражнения, молитвы?»

– Есть, сколько угодно. Но самые простые такие. Первое упражнение: осенение себя крестным знамением с молитвой «Господи, помилуй». Второе упражнение тоже очень хорошее: добавление к крестному знамению и молитве «Господи, помилуй» земного поклона. А третье: выпить глоток или полстакана святой воды, которая непонятно зачем стоит у нас в доме, а ею надо пользоваться. Когда тебя обуревает, допустим, гнев, или досада, или осуждение, перекрестился, сделал земной поклон, выпил полстакана святой воды – и все уходит.

– Это если гнев живет. А вспышка – она же как молния...

– Нет, чтобы вспышка произошла, нужен горючий материал. Вот этими орудиями христианской аскетики мы этот материал опять приводим в состояние не горения, а покоя. Чтобы совсем исчезла наша гневливость, это подвиг, и только благодать Святого Духа может нас очистить от гнева совсем.

Открывает человек утром форточку – там идет термоядерная война. Если у него нет гнева, он закроет форточку и начнет спокойно принимать меры к тому, чтобы сохранить свое семейство. Потому что гнев не творит правды Божией. Когда человек в гневе, ум его помрачается.

– Люди это понимают, а поймать не могут.

– Нет, ошибки возможны, но надо задаться такой целью: молиться Богу хотя бы утром и вечером о том, чтобы Господь от этого избавил. Есть люди, у которых гневливость – главная страсть. Святые отцы рекомендуют именно против главной страсти направить все усилия. Потом, когда она будет благодатью тесниться, тогда можно уже и к другим перейти.

Ведущий: протоиерей Александр Березовский

Записали Елена Кузоро, Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы