Беседы с батюшкой. Праздник Сретения Господня

11 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святого Димитрия Донского при Университете МВД РФ игумен Фома (Василенко).

– Давайте для начала вспомним, что такое праздник Сретения Господня, его исторический сюжет и основной смысл.

–  Напомним и себе  (это приятно вспоминать), и другим, кто, может быть, в первый раз услышал, о том, что произошло в этот день. Сретение Господне – это встреча, встреча Господа.  Встретили Его в Иерусалимском Храме праведный старец Симеон, прозванный потом Церковью Богоприимцем, и пророчица Анна Фануилова. Они встретили младенца Иисуса у Храма, и при этом праведный Симеон Духом Святым изрек пророческие слова о себе и народе израильском. Движимый Духом, он узнал, что в этом младенце Господь, воплотившийся Бог, пришедший на землю. Интересно отметить, что до этого момента, по церковному преданию,  Симеон прожил почти 370 лет. Он был одним из семидесяти двух старцев, в свое время переводивших Священное Писание на греческий язык по просьбе одного из царей, решившего собрать у себя в библиотеке все лучшие произведения письменности. Когда старец Симеон переводил отрывок из пророчества Исаии, где было написано «се, Дева во чреве приимет и родит Сына», он остановился в нерешительности над словом «Дева» и подумал: как Дева может родить? Надо написать «женщина». И уже взял инструмент, чтобы исправить это слово в Писании, как явился Ангел Господень, который удержал его руку и сказал пророческие слова, что Симеон не умрет, пока своими глазами не увидит это событие сбывшимся. И вот Симеон, как повествует предание, «насытился днями», то есть устал жить. Он был один из немногих праведных людей, и ему трудно было жить в развращенном обществе. И вот он дождался встречи с Господом, взял на руки Младенца, благословил Его и произнес слова, которые мы теперь слышим за богослужением каждый вечер: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».

Мы видим, кто достоин встретить Господа – тот, кто жизнь провел в терпеливом ожидании, кто жил праведно, изучал Священное Писание и не только сам изучал, но и трудился над тем, чтобы передать его потомкам. Ведь в то время не было таких полиграфических возможностей, как сейчас, все переписывалось от руки. Это очень дорого стоило – переписать, перевести с древнего языка на более современный и на язык другого народа. Это было очень сложно. Старец Симеон был достоин встречи с Господом, взять Его во плоти на свои руки.

Второй человек, который при этом присутствовал, – женщина, по иконописным изображениям вдова 84 лет, которая от девства своего оставшись одна, жила при храме: трудилась, исполняла при храме те работы, которые могут исполнять женщины.  Если мы внимательно порассуждаем о ней женщине, то увидим, что Евангелие указывает: вступив в брак девицей (сохранив до него целомудрие), она совсем недолго живет в браке, остается молодой вдовой, однако не вступает в другой брак, а решает посвятить себя Богу. Мы знаем, что она прослужила при храме около 60 лет, а учитывая, что в то время девочки на Востоке вступали в брак около 15 лет, понимаем, что в браке она прожила совсем немного. Ей было 84 года, когда она встретила Господа, и получается, что она 60 лет служила при Иерусалимском Храме.  И видно служила она так, что была достойна встретить самого Христа во плоти.

– Если «сретение» означает встречу, уместно поговорить о встрече Господа с человеком и человека с Господом. Может быть, Вы поделитесь собственным опытом этой встречи, сретения Господа в своей жизни?

– Я уже неоднократно рассказывал, и хотя, мягко говоря, не очень скромно – рассказывать о себе, но делаю это ради других: не надо скрывать то, что может послужить на пользу другим людям.

Свою жизнь в советское время я проводил без высшей цели. Как-то мне пришла мысль, что нужно покреститься. Я уже был взрослым человеком, отслужившим в армии. Помню, как после крещения священник сказал: «Детей мы причастим сейчас (тогда крестили много, одновременно и взрослых, и детей), а взрослым нужно подготовиться: прийти на исповедь». Я подумал про себя: вот еще, зачем это, исповедь какая-то, буду я еще какому-то чужому человеку что-то рассказывать о себе. Наверное, это лишнее, достаточно того, что имею законное право носить на себе нательный крестик. Прошло несколько лет, жизнь свою я так и не переменил, а это очень важно. Прежде всего не крестик надо надевать, а переменить образ мыслей, образ жизни, надо иметь горячее желание именно святой жизни. Тогда я не задумывался, что так надо жить. У меня была цель – надеть на себя крестик и все. Но получилось так, что в душе назрела необходимость, и я все-таки прибежал в храм на исповедь. Потому что благодать Божия, которая мне была дана при крещении, хоть я к этому и не был готов, восстала против моей жизни, последовавшей после крещения. И эта семя благодати все-таки вступило в конфликт с моими действиями. Я прибежал на исповедь и жизнь начал уже по-другому: стал ко всему относиться серьезно, многое узнавать, записался в библиотеку. Узнал в местной газете, что для желающих принять таинство Крещения проводят согласительные беседы.  Я подумал про себя: надо же, я крестился, а прошел мимо бесед, пойду сейчас послушаю. Пошел – и там я услышал то, чего нигде никогда не слышал: ни в школе, ни в училище, ни в семье, ни в армии – нигде. Для меня это было откровением. Это меня потрясло. Я понял, что надо жить по-другому, и стал жить по-другому, стал причащаться.

И однажды в моей жизни было Богоявление – личная моя встреча со Христом. Не знаю, сколько это продолжалось по времени, но в пределах одной ночи. Апостол Павел говорит: «Не знаю, в теле я был, не в теле». Я могу сказать: спал я или не спал, не знаю, но было какое-то изменение, и было присутствие Христа. Я увидел Его икону и голос, который мне говорил: «Все эти временные внешние неудачи – ерунда, потому что теперь ты будешь со Мной». Такого утешения я не испытывал в жизни больше никогда. Внешние обстоятельства не изменились, а внутреннее отношение к ним, тот свет, который во мне загорелся с этого момента, и по сей день просвещает, согревает меня и дает надежду на будущее утешение.

Поэтому я в конце концов я сделал свой выбор – лучше быть последним человеком в Церкви, исполнять самую незначительную работу, но быть со Христом и иметь надежду, что потом останешься с Ним навечно, чем быть кем-то значимым без Христа, вне Церкви. Для меня уже не существовало сомнений, и я однозначно понял: вот мой выбор. И по сей день я так и живу. Прошло 20 лет, в 1996 году я первый раз исповедался, причастился, а в 1997 году стал священником. Вот такой у меня был личный опыт. Конечно, я хотел бы, чтобы такой личный опыт был у каждого человека. Чтобы узнавать не через книги и не не через мои слова, а именно через личный опыт. Чтобы Царствие Божие приблизилось к каждому человеку, и человек смог принять Его внутри себя, чтобы оно раскрылось в каждом человеке.

– Слава Богу, что эта встреча произошла в Вашей жизни!

– Да, слава Богу! Конечно, это не моя заслуга, это любовь Божия. Он любит каждого человека, к каждому стремится, аккуратно стучится в сердце каждого. У меня произошло так, а у другого, может, произойдет как-то по-другому. У каждого по-своему, ведь все мы разные.

– Всегда очень радостно, когда происходит эта встреча. Поскольку Вы служите в священном сане уже с 1997 года, может быть, у Вас есть какие-то примеры, когда на Ваших глазах, в Вашем пасторском опыте, происходила такая встреча человека с Богом?

– Не только мой пастырский опыт, но так как я стал изучать больше литературы, то узнал о книге митрополита Антония Сурожского  «Встреча». Мне очень близки его личные переживания. Владыка Антоний описывает, как у него, тогда тоже молодого человека, произошла эта встреча. Я не буду ее пересказывать, а просто, отвечая на Ваш вопрос, скажу, что и в моей практике люди неоднократно рассказывали мне с разными деталями, но очень схожее с моим опытом. Я понимал их, а они понимали меня. Мы радовались, сопереживали друг другу. И таких примеров много.

– 15 февраля по новому стилю не только праздник Сретения Господня, но еще и всемирный день православной молодежи, который наша Церковь не только молитвенно отмечает, но и устраивает для молодежи крестные ходы, праздничные молебны, различные мероприятия. В Санкт-Петербурге такой праздник пройдет 21 февраля, с богослужением, крестным ходом, затем с молебном в Александро-Невской лавре. На крестный ход, как правило, приходят молодые люди, которые уже обрели Бога в своем сердце. Кто-то приходит неслучайно, а другой думает: «Дай схожу в первый раз». А кто-то, возможно, наблюдает со стороны за крестным ходом на улице. Что бы Вы посоветовали тем людям, в частности молодым, которые еще не нашли этот живительный источник, еще не приобщились к нему, а только ищут этой встречи с Богом?

– Я бы посоветовал им доверять голосу совести, быть внимательными к себе: бывает, в такие моменты возникают правильные мысли. В нашем греховном состоянии всем мыслям доверять не нужно, наоборот, в падшем состоянии нужно быть осторожным с их принятием. А вот в такие моменты Господь явно обращается к человеку и что-то предлагает. В этот момент человеку нужно отозваться, быть решительным и отбросить сомнения. Бывает, что держат сомнения, как меня в свое время: да буду я еще приходить исповедоваться! Это же было неправильно. Вспоминаю, когда я первый раз постился Великим постом, батюшка за богослужением говорит: завтра начинается Великий пост. Кто боится, что не выдержит, подойдите и возьмите благословение.  А у меня были такого рода сомнения, я стою и думаю: да какое благословение мне поможет! Ничего мне не поможет. Потом решил подойти – за послушание. Правда, такого слова я тогда еще не знал, но подошел, попросил благословения и сказал, что боюсь не выдержать Поста. Хотите верьте, хотите  нет, он перекрестил меня  обычным священническим благословением, сказал: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» – и все: я даже не заметил, как Пост прошел. Чудо! Вот Господь и укреплял меня такими маленькими чудесами. И молодым людям тоже хочется посоветовать отбросить сомнения. Мы все время перед выбором – туда или сюда, вверх или вниз, добродетель выбрать или какой-то грешок... Хотелось бы посоветовать прежде всего разобраться с сомнениями, быть порешительнее. Что такое православие и что такое человек, решивший креститься? Прежде всего человек сделал выбор стать другим. Каким? Святым. Прежде всего нужна эта решимость. А как можно быть святым человеком? Наверное, можно спасаться в келье (в чем я сомневаюсь), но проще начать ходить в церковь, это лучше всего. Мне непонятно, как крещеные люди могут говорить, что ходить в храм необязательно. Просто не могу этого понять. Я такой же человек: не воспитан с детства в православной вере, запас благочестия по наследству мне не достался, это все происходило уже в сознательном возрасте.

– Замечательно, что Вы заговорили о том, что молодежи сегодня нужна решительность. Когда молодой человек приходит в церковь, это особенно необходимо, потому что поначалу испытывается давление, а потом может ощущаться подъем духовных сил.

– И это естественно. Посмотрите на природу. Река несет мимо нас мусор, гниль проносит. А можно посмотреть, как рыба идет на нерест, какие пороги и водопады она преодолевает, минуя медведей, которые пытаются ее выловить... Эта рыба идет, чтобы дать продолжение жизни. А гниль река несет вниз. Так и наша христианская жизнь – она против течения, против всей гнилости и сора. Поэтому человеку и трудно первое время.

Я вспоминаю себя. Когда я стоял в храме, то отходил подальше от окошка. Окна в храме были на уровне человеческого роста, и если бы кто-то проходил по улице, то мог бы меня заметить. И мне помысл внушал, что сейчас меня увидят мои знакомые, узнают, что я хожу в храм, и будут смеяться! Я отходил подальше от окна, я настолько был рабом этого всего! А кто раб? Тот, кто делает какой-то грех. А кто свободен? Кто живет с Богом. Хотя Бог и накладывает на человека бремя, но оно же приносит человеку благодать, на самом деле оно приносит свободу. Но ее можно получить, лишь войдя через узкие двери.

Нужно сбросить все привычки; как змея, которая, чтобы освободить свою новую шкуру, вынуждена во время линьки пролазить между сучков, камней, она выворачивается из своей старой шкуры. Так же и человеку первое время нужно бороться с помыслами, привычками, да и не только первое время. У кого-то это может продолжаться всю жизнь, пока душа не выйдет из тела.

– Вопрос телезрительницы из Саранска: «Как правильно читать Псалтирь о здравии?»

– Псалтирь о здравии читать так же, как и об упокоении, на каждой «Славе» нужно вставлять молитву. Если бы была в руках книга, я бы показал. Нужно вставлять молитву, а можно и нет, просто внимательно читать. В Псалтири все написано, по окончании каждой кафизмы есть молитва, и по окончании всей Псалтири тоже есть общая молитва. Если внимательно читать, то она все охватывает, не только о здравии и упокоении. Эта книга написана людьми, которые мудрее нас, поэтому нужно внимательно читать, это самое главное.

– К тому же Псалтирь была одной из самых употребляемых книг на Руси и остается ей по сей день. Через чтение Псалтири тоже можно открыть свое сердце для Бога.

– Через чтение Псалтири люди на Руси раньше грамоте учились.

– Часто бывает так, что человек не слышит Бога, Который всегда неустанно стучит в его сердце, или не хочет Его услышать. Как помочь тому, кто не хочет услышать, чтобы он все же отозвался? А если не слышишь сам, то как открыть сердце для Господа, Который хочет войти к нам в сердце и пребывать с нами?

– Трудно научить этому другого человека. А вот помолиться за него усердно мы всегда можем, в этом выборе мы свободны. Если все же давать человеку какой-то совет, то нужно к этому иметь способности. Обязательно нужно делать это с любовью, без заносчивости, без превозношения, иначе вместо того, чтобы рану залечить, можно человеку еще больше язв нанести. Ну и конечно, если человек сам задается таким вопросом, если он хочет увидеть, услышать, встретить Господа, то ему нужно читать.

Преподобный Антоний Великий пишет о том, что, прежде всего, человеку нужно не считать себя чем-либо. Но вот как этому научиться? Когда я прочитал это высказывание, то начал его обдумывать и поймал себя на том, что когда я думаю о себе как о пустом месте, то при этом у меня возникает мысль, что я нахожусь на правильном пути. То есть я внутренне уже начинаю себя хвалить, что я молодец. А как это проверить, каким прибором? Только Бог знает, что у человека внутри, и один Бог не ошибается. Или же Бог может открыть это какому-то святому человеку, но где же сейчас найти такого учителя? В книгах. Когда читаешь, принимай это как горькое лекарство. Сразу, может быть, и не поймешь, а принял – и потом внимательно смотри за собой и за обстоятельствами. Бог посылает внешние обстоятельства, которые формируют наш внутренний мир.

Преподобный Максим Исповедник говорит, что самое главное для человека – это терпение, это всеоружие Божие, помогающее все преодолеть. Вот мы приходим в храм, поставим свечку, чтобы у нас что-то не случилось, чтобы комфортик наш не нарушился, чтобы кошелек не потерялся, чтобы машину не поцарапали, чтобы дети не болели. Мы не просим: «Господи, я ставлю свечку, чтобы у меня Царствие Божие было в душе, а я для этого готов на все!» Никто так не говорит. А нужно себя переделать, иначе все время будет самообман. Будешь пользоваться церковными обрядами, а радоваться этому будут противоположные силы.

Нужно поступать как благоразумный разбойник: ведь он пожалел о том, что сделал. Каждому человеку нужно прежде всего пожалеть о том, что он сделал не так перед Богом. Совесть об этом все время подсказывает, а человек имеет выбор: или принять то, что совесть ему говорит, и согласиться с ней, внутренне переболеть этим, или жестко дать совести отпор, и начать себя оправдывать, что перед Богом мерзость. Вот такой выбор есть.

Когда человек хочет, чтобы Бог с ним вошел в полноту, соединился с ним, нужно сначала разрушить то, что о себе думаешь и представляешь. Помните фильм «Аватар»? Надо сначала разрушить свое безумие, которое нагородилось внутри. А Бог помогает, Он посылает такие молоточки в сердце, и через внешние обстоятельства человек сокрушается: слово какое-то ему скажут, посмотрит кто-то не так, или заболеет кто, или карьера сломается, или банки не отдадут деньги – все, что угодно может быть, на что человек рассчитывал и построил башню, думая, что мысленно он уже вознесся на небеса на этой башне.

– Звонок от телезрительницы Светланы: «Батюшка Фома, хочу высказать огромную благодарность Вам от всей моей семьи за Ваши мудрые советы и наставления, которые помогли мне и моей семье сделать правильный выбор, прийти к вере. Конечно, мы слабые, и все делаем по силе, но очень Вам благодарны. Большое спасибо от моего супруга Антония, моих детей, одного из которых, самого младшего, Иоанна, Вы крестили. Вопрос мой таков. Скоро грядет Великий пост, супруга моего Вы сумели правильно настроить, он пост соблюдает, а у меня не всегда получается. Дайте, пожалуйста, совет, как правильно подготовиться к посту, как вести себя, может быть, какие-то молитвы следует читать ежедневно для духовной помощи»?

– Во-первых, на каждый подвиг (а пост – это подвиг) нужно брать благословение у священников. Необязательно искать для этого какого-то суперсвященника; как я помню, были такие нездоровые течения: «А этот священник какой, прозорливый? Если непрозорливый, то зачем к нему ходить?» Иереи могут быть разными по своим личным качествам, а вот через самого обычного священнослужителя Бог может дать свою благодать. Поэтому нужно взять благословение на пост. Во-вторых, пост должен быть разумным. Это не просто диета, это вспомогательное средство для избавления от других страстей. Какие это страсти? Гнев, зависть, гордость, тщеславие, уныние, печаль, тоска. Бывает, что пост, наоборот, помогает какой-то страсти, и она становится больше. Пост всегда должен быть разумным, он не должен быть самоцелью.

– Сегодня нас окружает очень много шума. Говорят о мультиклиповом типе сознания, то есть перед человеком постоянно сменяется картинка, и без этого ему уже тяжело воспринимать информацию. Мы очень редко бываем в тишине, которая так необходима, чтобы услышать Бога и встретиться с Ним. Скажите, как нам, современным людям, сегодня в своих городах, со своими рутинными делами и проблемами научиться соблюдать тишину в своей жизни, чтобы прислушаться, настроиться, и в этой тишине услышать голос Божий, который обращается к нам всегда, непременно и неустанно?

– Во-первых, самому избегать таких мест, которые лишают нас тишины. И Господь поможет. Видя искреннее человеческое намерение, Бог обязательно устроит внешние обстоятельства на пользу человеку. Бывает, что человеку не все полезно. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что пустынник помогает себе одному, ему, конечно, в пустыне хорошо. А вот монах-епископ, который живет в городе, спасает многих. Хотя пустыннические молитвы, конечно, велики перед Богом.

Тут нужно смотреть на Христа, Его учеников. В основном Господь был с людьми для их пользы, но уходил в уединенное место и молился. Тем самым Он показал нам пример, что нужно находить уединение. Это бывает ночью. Есть, конечно, люди, для которых день и ночь перемешались, но вообще при желании можно найти уединенные места. Можно поехать в монастырь во время отпуска, можно выехать за город, в конце концов, надеть наушники, но ничего при этом не слушать, а взять четки, и это будет как заглушка. Можно просто дома где-нибудь закрыться, как в монашеской келье. Тут дело в том, чего ты сам для себя хочешь, не для кого-то. Что ты сам ищешь, то и найдешь. Если хочешь кому-то что-то показать, то и награда такая же будет. А если стараешься именно для того, чтобы Богу угодить, то нужно рассуждать.

Можно, конечно, сбежать куда-нибудь, а можно подражать Христу и апостолам. Ведь из учеников Господа никто не убегал, апостол Павел писал, что он «каждый день в муках рождения». Священнику понятно, что такое «в муках рождения»: нужно постоянно людям повторять одно и то же. Люди меняются, а я – нет. Ко мне приходят разные люди, а я им должен говорить одни и те же истины, и тут нужно много терпения. Здесь нужно смотреть, что ты можешь сделать и что полезней. Преподобному Арсению Великому, например, был глас: «Бегай людей и спасешься». Он уехал в пустыню, и все, никого не видел. Но он до этого был царским вельможей, и поэтому из одного, многолюдного места Бог перевел его в другое, противоположное. Значит, ему так было спасительно, полезно. А кому-то по-другому будет полезно. Было бы желание, Бог все устроит.

– Сейчас очень сложно представить себе, как эти подвижники благочестия, отцы-пустынники несли свой подвиг. Даже если остаться в тишине совсем ненадолго, выключить мобильный телефон, не включать телевизор, просто сесть на стул, или лечь на кровать, или прийти в пустой храм и встать перед образом Спасителя или Богородицы, человеку очень трудно соблюдать эту тишину.

– В Соловецком архипелаге, например, есть скиты. Там есть остров Анзер, где подвизался будущий патриарх Тихон. Там девственная природа, кельи. Есть, конечно, и сам устроенный скит, где живут братья, их совсем немного, человек двадцать, а на берегу моря есть бревенчатая изба-келья. Выходишь из этой кельи: вот Белое море, вот деревья, руки человека нет здесь, все сотворено рукой Божьей. В таких местах, конечно, удобней, хоть там и не полная тишина: прибой шумит, деревья шумят....

Кстати, я вспомнил про древних монахов-подвижников, что как-то они поселились в одном месте, где шумел от ветра камыш. И вот старший монах встал однажды и говорит: «Невозможно нам здесь оставаться, уходим в другое место». Вот насколько люди ценили тишину, ничто их не отвлекало от созерцания Бога, от беседы с Ним, от молитвы, ничто не развлекало. Казалось бы, шум камыша – это же природа, творенье Божье играет. Но они к этому относились очень критически.

Про одного афонского старца вспоминаю, что у него был прекрасный вид из окна, а он фанеркой окно заложил. Ему говорят: «Отец, у тебя такой вид прекрасный, природа!» А он отвечает: «Если бы вы знали, какой прекрасный мир внутри меня, вы бы меня поняли». Но это надо много трудиться, и это Божественная благодать уже так обогащает человека.

– Праздник Сретения стоит на пороге Великого поста, потому что после праздника начинаются подготовительные недели, и в евангельских чтениях этих седмиц мы слышим о встрече человека с Богом и о встрече Бога с человеком. Что бы Вы могли посоветовать нашим телезрителям накануне этого праздника и накануне подготовительных недель Великого поста? Совсем скоро мы вступим во время особого духовного подвига для каждого христианина, чтобы достойно встретить Пасху Христову. Ну а перед этим нам нужно подготовиться.

– Совет у нас в Евангелии написан. Просто надо повторить его за Христом, за Иоанном Крестителем. Они сказали: «Покайтесь, приблизилось Царство Небесное, Царствие Божие». Оно возле нас, оно рядом со всеми, но оно не окажется внутри нас, пока мы не исправимся. Чтобы исправиться, нужно иметь в этом потребность, а потребность в исправлении у человека возникает, когда он понимает, что сделал что-то не так, и начинает сожалеть о том, что произошло с ним, и начинает трудиться, чтобы все сделать по-другому, оплакивает свой грех, бывает, слезами, а может, без внешних слез, но слезами внутренними. И тогда уже Бог обязательно встретится с этим человеком.

Во время подготовки к посту мы уже слышим в храме: «Покаяния отверзи ми двери, Живодавче». Все в руках Божиих, мы только можем склониться перед Ним в мольбе. Помните, как пророк Моисей молча молился, но Бог ему сказал: «Что ты вопиешь ко Мне?» Настолько мощной была его молитва, хотя ее никто не слышал, кроме Бога. Вот и у нас должна быть такая внутренняя сила, не нужно внешне кричать на весь храм и бить себя в грудь, чтобы что-то кому-то показать. Это должен знать только я, а увидит это Бог. Он обязательно это увидит, потому что Он знает мое или ваше сердце лучше, чем хозяин этого сердца. Точнее, Он и есть хозяин, ведь Он и сотворил его, знает, как оно устроено, и видит лучше всяких приборов.

Если человек привыкнет держать себя в страхе пред Богом, в страхе разумном, чтобы не оскорбить Бога, не оскорбить самого себя унижением Божественного замысла через какой-то поступок, мысль, слово, чувство, если такое упражнение проводить постоянно, то Бог обязательно будет с человеком. Человек станет вместилищем Бога, или человек станет частью Бога. Слова «счастье» и «причастие» – однокоренные, я часто рассуждаю об этом. Часть целого. Чтобы стать частью целого, надо как-то с этим целым соединиться. А как? Грехи – это стена, которая отделяет человека от Бога. Надо ее сломать, покаяться, разрушить эту привычку. Может быть, сразу не получится, и будут оглядки назад или сомнения. Может быть, привычка будет тянуть. Даже апостол Павел говорит: «То, что хочу делать, не делаю, потому что закон греха действует во мне».

– Спасибо Вам за эту беседу, особенно за слова: «Покаяния двери отверзи мне». Эти слова как раз о том, чтобы нам всем открыть сердце навстречу Богу, излить Ему свою душу, чтобы Он в нее вошел и наполнил ее своей благодатью.

Ведущий Михаил Проходцев

Записала Татьяна Башилова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать