Беседы с батюшкой. Монашеское призвание

11 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святого Димитрия Донского при Университете МВД РФ игумен Фома (Василенко).

– Сегодня тема нашей встречи – «Монашеское призвание». Очень многие люди, и в юности, и в любом другом возрасте (конечно, выйдя из детства), начинают задумываться о том, жениться им или принять монашество. Монашеское призвание – это такой вопрос, который встает перед многими верующими людьми. Почему люди об этом так часто задумываются? Это ведь очень тяжелый путь, непростой…

– Хорошо, что задумываются, плохо, если бы человек не задумывался и делал все без рассуждения, а потом пожинал плоды такого поведения. А задумываются все-таки те люди, которые заботятся о том, чтобы угодить Богу, заранее смотрят, как и в каком качестве провести свою жизнь так, чтобы исполнить волю и заповеди Божии: иметь семью или послужить Богу в монашеском образе, или остаться одиноким и просто служить ближним и Отечеству, как, например, святой праведный воин Федор Ушаков. Он не был женатым, не был монахом, но воевал и при этом был очень близок к монашескому образу жизни, был очень воздержанный и усердно молился.

– А не является ли такое долгое колебание признаком слабости человека? Он не может решиться ни на женитьбу, ни на монашество и в конце концов остается совсем не у дел. Или принять монашество никогда не поздно?

– Может быть так, что это является и признаком слабости человека, нерешительности. Как сказал преподобный Серафим Саровский, чем отличается грешный человек от святого: во-первых, наличием этой самой решимости жить без грехов, а дальше уже надо смотреть, какие у тебя силы. Я думаю, не так важно, как ты назовешься, а как именно будешь жить: свято или не свято, неважно, монах ты или мирянин, но насколько ты соответствуешь призванию Божьему, насколько исполняешь заповеди и как возрастает в тебе Христос – это важнее всего. А колебания, конечно, будут.

Если бы человек общался напрямую с Богом и принимал от Него указания, было бы хорошо, но сейчас человек сам не может этого делать в силу того, что по греховности своей отделяется о Бога и не имеет таких наставников, которые могли бы с уверенностью сказать, что это для тебя и больше ничем не занимайся. Хорошо, когда были такие наставники, люди верили им, и в результате все складывалось благополучно для этого человека, когда он имел веру к наставнику.

Но в наше время есть оскудение таких наставников и оскудение веры у человека, поэтому колебания говорят не только о слабости, а еще о том, что человек все-таки имеет рассуждение. А чтобы это рассуждение подвигало его в какую-то сторону, если мы говорим о принятии монашества, то человеку, конечно, необходима личная встреча со Христом, когда он проникнут чувством угождения Богу и поэтому его уже ничто больше не держит, он готов исполнять то, что в Церкви исполняется монашеским чином, лишь бы только находиться все время пред Богом.

Но это не говорит о том, что монахом быть легче. С одной стороны, монашеская жизнь, когда человек живет в монастыре, – это широкая дорога к спасению, шире, чем в миру. В миру труднее, потому что в семье нужно думать жене о муже, мужу о жене, о детях надо думать – сколько разных воль надо учитывать. А у монаха одна воля, он пришел на послушание в монастырь и исполняет волю монастырского начальства, так и спасается. В этом отношении у монаха дорога к спасению шире.

С другой стороны, как пишут, искушения в монастыре и искушения в миру можно сравнивать с нападением диких зверей (в монастыре) или нападением голубей (в миру). Из своего опыта могу сказать, что на самом деле в монастыре, с одной стороны, удобнее, с другой стороны, сложнее, потому что враг, который живет в человеке после грехопадения, пытается вытолкнуть из монастыря, чтобы человек пошел широким путем не в смысле спасения, а в смысле угождения плоти, привычкам ветхого человека.

– Здесь, видимо, очень важную роль играет смирение, потому что может быть очень сложно находиться в монастыре человеку, который не реализовал какие-то свои амбиции: например, он ходит на послушание чистить картошку, но при этом знает пятнадцать языков, в конце концов он уходит из монастыря. Может такое быть?

– Может такое быть, но в настоящее время такого нет, потому что человеку дают послушание соответственно его способностям. Например, у нас есть Отдел внешних церковных связей, там очень востребованы образованные люди, а монашествующим удобнее служить в Церкви, когда нет семьи и никаких попечений.

Хотя бывают другие случаи. Иоанн Дамаскин, например, был очень талантлив, а у него был такой суровый наставник, что запрещал ему заниматься творчеством, писать гимны. Этому наставнику даже делали замечание, чтобы он не был таким суровым, но, видно, это было попущение Божие для испытания. Потому что мы сейчас говорили о смирении, но невозможно без терпения сразу стать смиренным. Змея, чтобы сменить кожу, пролезает через камни, разные тесные щели, так и человеку нужно стащить с себя этого ветхого человека через долгое терпение, чтобы приобрести смирение. На послушании это очень удобно: отсекаешь свою волю, внутри все кипит, но ты понимаешь, что надо терпеть. Хорошо, когда еще и ум это подсказывает, ты соглашаешься с этим и повинуешься. Если свое «я» пытаешься выказывать, тогда оставался бы вне стен монастыря и жил там как угодно, по своей воле.

– А монашество помогает раскрыть таланты, которые в человеке, может быть, спят, а он о них даже и не знает, – не консервирует их?

– Само по себе монашество не может их открыть, а именно благодать Божия может раскрыть человека, его служение. Или бывает так, что человек принял монашество, образ жизни стал другим, у него появилось время и оказалось, что он сам не подозревал, что у него есть еще какие-то способности. Для этого, конечно, нужно молиться, усердно просить Бога, чтобы Он указал какими-то внешними обстоятельствами, к чему этот человек призван, для чего он создан Богом, какой план у Творца об этом конкретном человеке. Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что внешние обстоятельства жизни человека указывают на его призвание: монашество или мирская жизнь, а там уже каждый должен сам смотреть.

– Да, «много званых, но мало избранных», потому что христиан много, и задумываются тоже многие, но тут мы подходим к вопросу об избранничестве. Наверное, в первую очередь Господь человека избирает, а потом тот уже откликается на зов, или как это происходит?

– Бог призывает человека. Как святые отцы говорят, несмело стучится Господь в сердце человека, не навязывая Свою волю, но в то же время объявляя Себя, показывая, что есть лучшая, высшая жизнь. И стучит несмело, не претендуя на волю человека, чтобы не подмять ее насильно под Свою волю. Бог аккуратно, нежно напоминает человеку, и тот может отозваться, а может и не отозваться в зависимости от того, не огрубел ли его внутренний слух от грехов, слышит ли он. Бывает, что, как в Евангелии написано, огрубело сердце человека и он не слышит.

Насчет званых и избранных сказано шире, чем о монашестве и мирянах, скорее всего это о призвании ко спасению и о тех, кто не отозвался на это призвание. Неважно, где спасаться, в монашестве или в миру, хотя люди, которые достойно провели свою жизнь в монашестве, удостоятся от Бога сугубых наград. Преподобный Серафим Саровский говорил об этом, что если бы люди знали, какие награды Бог приготовил для монашествующих, то они бы согласились всю свою земную жизнь провести по шею в червях. А если бы люди знали, какие испытания ждут на монашеском пути, то они тоже призадумались бы.

С другой стороны, бывает, что Бог как-то приоткрывает, какой будет награда, как апостолу Павлу, который был восхищен в рай и не мог описать, что видел там, потому что не хватало у него знаний: «Не видело око человеческое, не слышало ухо человеческое, что Бог приготовил любящим Его». А кто любит Бога? Тот, кто исполняет Его волю. Не тот, кто говорит на каждом углу: «Я люблю Бога», без конца крестится, дыру себе на лбу пробивает крестным знамением, а кто исполняет волю Божию, которая заключена в заповедях. Часто именно в монастыре проявляется такая святая жизнь через послушание.

– Что касается призвания… Священное Писание показывает нам множество примеров призвания пророков, когда, например, пророк Иеремия сопротивлялся, но все-таки был призван. Как услышать монашеское призвание, как разглядеть? Может быть, по неотступности мысли об этом, которая преследует человека, или каким другим образом?

– Бывает и явное вмешательство Бога в жизнь человека. Например, недавно праздновалась память Казанской иконы Божией Матери. Божия Матерь явилась девочке Матроне не один раз, чтобы убедить людей. Это было нужно по любви Бога к русскому народу, и поэтому так настойчиво, неоднократно являлась Божия Матерь. Так же и здесь: если у Бога есть об этом человеке такой план, что он принесет пользу и себе, и ближним, став монашествующим, тогда будет какое-то откровение, или, как еще говорят, личное богоявление в жизни человека. В наши дни это не исключение, не надо думать, что это было когда-то, Бог тот же, это у нас появились другие возможности, в основном технические. Технических возможностей больше, потому что человек стал качественно хуже, ему нужно больше каких-то подпорок, духовных и материальных костылей, качество человека становится все ниже и ниже.

– Что касается самого призвания, его можно ждать годами, а можно принять какое-то решение. Я знаю таких молодых людей, которые колеблются в своем выборе и всё ждут: пусть будет что-то…

– Бог как-то через Свое слово вошел к человеку, и уже человеку нужно сделать шаг. Без этого шага ничего не будет. Колебаться можно всю жизнь, и нельзя везде подстелить соломку на всю жизнь, думать, что везде, где споткнусь, у меня соломка – и все будет хорошо. Риск, конечно, есть. Бывает, Бог испытывает человека для того, чтобы проверить и укрепить его, поднять на какой-то новый уровень духовной жизни, любви к Нему.

– Что касается призвания еще…Вот появляются такие люди, которые говорят человеку: «Знаешь, ты точно не монах», а он чувствует, что, может быть, они и правы, но у него другое ощущение. Может быть, ему об этом говорят даже женатые священники. Как ему прислушиваться к советам окружающих: родителей, знакомого священника, друзей, тех, кто входит в его ближний круг общения?

– Неважно, какое звание имеет человек, священник он или родитель, главное, какой образ жизни ведет этот человек: духовный, душевный или плотской. А как это проверить? Во-первых, это послушание Церкви, которая говорит, что надо заниматься своими делами, а есть дни, когда нужно все бросать и идти в церковь. Церковь говорит, как часто нужно причащаться, есть очень конкретные правила об этом. То есть нужно посмотреть на то, как человек сам живет.

Во-вторых, духовный человек никогда не будет говорить так категорично. Он может это преподать в форме мягкого совета, но никогда не будет настаивать на своей воле. Я такого не помню.

Бог, бывает, вмешивается в жизнь человека, хотя тоже это делает мягко, несмело, но с другой стороны, бывает, создает такие обстоятельства, что человек понимает: другого выхода нет. Но это бывает по какой-то необходимости, когда Бог видит, что без Его мощного вмешательства ничего не получится, поменяется весь Божий план, который поменяться не может, потому что он совершенный. Как Творец Бог знает, для чего Он все создал и что Его воля есть благо. И когда Бог видит, что кто-то конкретный угрожает этому плану, тогда Он, конечно, вмешается.

– А каким образом можно испытать себя юноше или взрослому человеку, чтобы как-то понять свою предрасположенность к монашеству?

– Во-первых, это послушание Церкви. Начинать нужно с малого: регулярно читать молитвенное правило утром и вечером, соблюдать установленные Церковью посты по ее уставу, регулярно посещать богослужения, регулярно исповедоваться и причащаться. Это уже будет такое испытание себя. А все остальное покажет естественный ход событий, все будет идти своим чередом, и потом человек увидит, что он не может находиться в этой среде, ему нужна другая среда, где он не будет все время вступать в конфликт с самим собой.

Почему монахи уходили из мира? Потому что так удобнее спастись: ты видишь себя и свою волю все время склоняешь к тому, чтобы поступать по воле Божией. А в миру это сложно, потому что сколько людей, столько и разных воль, но кто-то и оставался в миру, руководил людьми.

Я как-то читал высказывание святителя Иоанна Златоустого, который писал, что монах, который находится в пустыне, заботится о себе, а монах, который принял архиерейский сан и находится в городе, заботится о спасении многих. Но тут нельзя выбрасывать из текста ни одного слова: именно «заботится», не «ушел от людей», чтобы жить припеваючи в свое удовольствие. И тот, который остался, живет в миру не из-за того, чтобы получать какое-то наслаждение от жизни в городе, а именно несет свой крест, свое послушание, чтобы от него получили пользу те люди, которые вокруг него живут. При этом он тоже рискует, а без риска нет жизни.

– Возможно, тому монаху, который трудится в городе, часто хочется уйти в пустыню от всего этого.

– Монахи так и делают, ездят в отпуск в какие-нибудь монастыри, в пустыньки, чтобы побыть там в спокойствии.

– А что касается паломничества по святым местам, стоит ли паломничать по монастырям, оставаться там на какое-то время, трудиться, чтобы прийти к пониманию своего призвания – может быть, монашеского?

– Если такая конкретная цель, то да, можно поехать, убедиться, что такое реальная монашеская жизнь и книжная, сравнить их. Но еще нужно смотреть на то, чтобы паломничество не стало целью. Именно это движение с места на место, паломничество, советуется святыми отцами при унынии как некоторое разнообразие жизни, которое отгоняет уныние. Трудно человеку находиться в одном месте, трудно человеку исполнить заповедь о том, что Царствие Божие внутри его, ему хочется разнообразия. Но человеку, который идет твердо по этому пути, ищет Царствия Божия внутри себя, паломничество уже как бы и ни к чему.

Я как-то рассказывал про одного афонского монаха, что у него прекрасный вид из окна кельи. Там же очень красивая природа, а он заколотил окошко фанеркой. Его спросили, почему он так сделал, лишил себя удовольствия смотреть на эту природу, а он ответил: «Если бы вы знали, какое царство у меня внутри, вы бы тогда меня поняли». Он не нуждался во внешнем благолепии; точнее, ему было очень немного нужно из внешнего, потому что внутри у него все это раскрылось. Как написано в Евангелии, каждый человек призван найти это Царство Божие внутри себя. В этом и состоит монашество. Кто такой монах? «Монос» – значит уединенный, но не одинокий человек, которому скучно, монах не может скучать, потому что он беседует с Богом.

И опять же о призвании к монашеству: если у человека есть такая потребность, чувство, что ему нужно одиночество, чтобы все время молиться, общаться с Богом (человек молящийся чувствует в себе отклик, чувствует присутствие Божие), то какие-то внешние указания ему нужны постольку-поскольку, он понимает, что это Бог, когда правильно молится, не как-то искусственно, напоказ, а когда есть именно сокровенная молитва.

– Если человек, уже находясь в браке, понимает, что это не его путь, и думает о монашестве, как ему поступать? Уходить в монастырь или сохранить семью и отказаться от своих навязчивых мыслей?

– И в этом случае, и в любом другом, когда у нас возникает какое-то желание, нужно обращаться к Богу с молитвой о реализации того, что мы хотим, но при этом добавлять: «…но не как я хочу, Господи, а как Тебе угодно, пусть так и будет», то есть отсекать свою волю. Потому что как проверить помыслы? Бывает, якобы благие помыслы приходят от лукавого и уводят человека в погибель, поэтому нужно молиться, чтобы было так, как угодно Богу. Святые отцы говорят, чтобы проверить себя, прежде чем принять какое-то решение, нужно три года молиться, а не так сразу: сегодня подумал, а завтра уже побежал.

Нужно почаще читать историю Русской Церкви, жизнь святых, потому что многие святые попадали в такую ситуацию, потом молились, но Бог не давал им монашества. Например, Александр Невский принял постриг на смертном одре, святой благоверный великий князь Димитрий Донской тоже мечтал о монашестве, но не то чтобы он сомневался, колебался, как бы бросить жену и детей и уйти в монастырь, он чувствовал, что монашеское служение более высокое, желал его, но в то же время никоим образом это желание не влияло на то, чтобы управлять государством и своей семьей. А супруга приняла монашество после его кончины.

– Преподобного Серафима Вырицкого тоже изначально не благословили.

– Еще пример – архиепископ Лука Симферопольский.

– Человек сподобился монашеского пострига, а мы знаем, что монахи призваны к непрестанной молитве. Но если до этого человек не имел такого навыка умной молитвы, как ему научиться, если он намеренно идет к монашеству?

– Обычно человека испытывают, просто так не постригают. Постриг – это не просто взяли человека и поставили: «Ты будешь здесь монашествовать». Это логическое завершение духовного роста. Так должно быть. Тот, кто благословляет постриг и кто его осуществляет (игумен монастыря или архимандрит по благословению), обычно испытывают кандидата. А как он может доказать свою готовность? Видно, что он любит молитву, любит уединение ради общения с Богом. Это уже явный, видимый факт, то есть человека с улицы не возьмут и не постригут в монахи, хотя были и такие случаи. Но этот человек по-светски имел порядочность, исполнял заповеди, жил по совести. Если посмотреть историю Церкви, то были сановники, чиновники, которые принимали монашество и становились в конце концов архиереями, патриархами. Очень быстро это с ними происходило, но у них был ряд добродетелей, благодаря которым они уже в принципе были готовы.

– Что нужно читать человеку, который готовится к монашеству? Может быть, какие-то отдельные книги Священного Писания или целиком святых отцов?

– Если он готовится, тогда ему нужно почитать о жизни монашествующих, угодивших Богу: преподобных Антония Великого, Пахомия Великого, Сисоя Великого – всех преподобных отцов, если кандидат мужского пола; если женского пола, то нужно читать о преподобных женах. А Евангелие нужно читать все целиком, и вообще хорошо, когда человек (неважно, монашествующий или мирянин) каждый день прочитывает по главе Евангелия, просто монашествующим это удобнее делать. А чем еще он будет заниматься, если и этого не будет делать? Монах освобожден от семейных попечений, и если он не будет изучать Священное Писание, значит, он оказался не на своем месте, это какое-то недоразумение, нелепость.

– Такое бывает, что человек принимает монашество, а потом выясняется, что он ошибся…

– Скорее ошибся не он, а тот, кто принимал решение о его постриге, человек же не сам принимает такое решение, это не просто голову подставил – и подстригли в монашество. Бывает духовный совет, и этот вопрос не один игумен решает, он решается с братией. И хорошо, когда люди, которые принимают это решение, дают себе отчет и понимают, о чем идет речь, скажем так, разбираются в своем деле, духовные профессионалы.

– Что может в себя включать искус в монастырях в Русской Православной Церкви? Может быть, есть какое-то определенное правило? И сколько он может длиться? Есть ли какие-то рамки? Человек приходит в монастырь на послушание, сколько он будет его нести, прежде чем совершат постриг?

– Существуют возрастные рамки, они определены решением Русской Православной Церкви, что человек не может принимать монашество в юном возрасте. Как минимум он должен быть совершеннолетним, и то это будет исключением, а так у него должен быть опыт жизни, чтобы человек увидел, что еще есть помимо монашества. Хотя в истории Древней Церкви были такие случаи, что отец отдавал малолетнего сына в монастырь и там его воспитывали. Но я думаю, что сейчас это невозможно. Тогда было больше пустых мест, монастыри были действительно в пустынях, хотя, может быть, и сейчас такое существует, просто эти люди не открыты. А так должен быть определенный возраст, и время искуса решается духовным советом монастыря. На каком-то послушании смотрят на человека, насколько чиста его жизнь, насколько он привязан именно к церковному богослужению, не просто он какой-то специалист, который нужен монастырю.

Описывался такой случай: приехал некоторый архиерей в монастырь и спрашивает игумена: «Сколько у тебя монахов?» А тот ему начал перечислять, что у него столько-то пастухов и т.п., по видам послушаний. Архиерей говорит: «Ты меня не понял, я спрашиваю, сколько у тебя монахов, а не сколько у тебя таких специалистов». То есть монашеская жизнь без молитвы не мыслится.

Конечно, нужны послушания, потому что монастырь без труда не может, какой-никакой труд есть: в городе это труд в церкви (или надо печь просфоры, или следить за уборкой в храме, или готовить ризы для богослужений). Бывает, что монахи окормляют и детские дома. Все что угодно может быть, что не противоречит заповедям Божиим. Любое послушание может быть, хотя бывают какие-то рискованные, которыми лучше заниматься мирским людям, чем монахам. Но есть ситуации, когда приходится рисковать ради спасения других людей. Бывают такие исключения из правил. В общем, нужно иметь время и духовную рассудительность, чтобы принимать решение о готовности человека стать монахом.

– Может ли человек, который чувствует в себе, что монашество – это его путь, уже как-то выстраивать и свое питание соответствующим образом? Предположим, если он сам это решил. Или все-таки без благословения лучше ему этого не делать?

– Лучше, конечно, быть под наблюдением опытного человека. Духовного наставника найти трудно, как пишет Игнатий Брянчанинов, но есть старшие братья по духовному возрасту, которые идут по этому пути и имеют некоторый опыт, могут подсказать. Есть святоотеческие книги, в которых описывается положительный опыт, есть Священное Писание. И потом, у любого человека есть какое-никакое рассуждение, он должен рассуждать о том, как ему лучше ограничивать себя в пище, какая причина, какой мотив им руководит. Если он одинокий и чувствует борьбу с плотью, конечно, он должен себя ограничивать в сне, пище и питье. Сама по себе цель не есть мяса или ходить босиком не имеет никакого смысла.

– Есть опасность впасть в гордыню.

– Да, как говорил граф Лев Толстой преподобному Амвросию Оптинскому: «Вот я граф – и хожу босиком». А преподобный только улыбнулся на это и сказал: «Ну и что такого?»

– Вы говорите, что сейчас действительно есть дефицит духовных наставников, но мы знаем, что для каждого христианина важно, чтобы у него был духовный отец. И у каждого монаха есть духовный отец, которому он оказывает послушание, исповедуется. Вопрос: обязательно ли человеку, который решил, что он будет монахом, может быть, ехать куда-то далеко, искать старца, который будет его наставлять до принятия пострига, или можно пойти в соседний храм и избрать духовником священника, который там служит?

– Вопрос о духовничестве очень сложный. Во-первых, конечно, человеку нужно молиться Богу, чтобы Бог открыл, как устроить свое спасение, под чьим руководством. Как-то я читал историю, где епископ Василий (Родзянко) описывает случай из своей жизни. Он приехал в отпуск в Россию, ехал где-то по лесной дороге и увидел аварию: перевернутый мотоцикл, молодой мотоциклист сидит, схватившись за голову, и рядом погибший человек. Епископ остановился, подошел и говорит: «Я православный священник, может быть, нужна моя помощь?» Молодой человек сказал: «Да, мой отец был верующим человеком, у него даже был духовный отец, правда, он его никогда не видел, он только слушал его проповеди по радио и говорил, что это его духовный отец, что он так хорошо говорит и все его слова так ему подходят». Этим проповедником как раз и был епископ Василий. То есть в жизни они никогда не встречались, но он его руководил через радиопередачи. Бог так устроил их встречу, что епископ оказался рядом и проводил его в последний путь.

Видите, как нужно молиться, чтобы почувствовать внутри какой-то отзыв. Если душа совсем не очерствела, она почувствует пользу от какого-то духовного наставника. Но с этим, конечно, нужна осторожность, чтобы не попасть на человека, который поведет тебя не к спасению, а оставит возле себя для какой-то своей пользы.

– Хотелось бы еще поговорить о внутреннем складе человека. Бывает такой тип людей-домоседов, которые любят побыть одни, но не имеют серьезного молитвенного навыка. Если такой человек задумывается о монашестве: «Я все равно с миром мало соприкасаюсь, выхожу из дома только на почту и за продуктами», – может ли он быть монахом?

– Дело в том, что монастырь – это более высокая ступень, человек приходит туда, чтобы подняться выше. Не для того, чтобы на пенсии перекочевать в спокойное место, а подняться выше, это другое место духовного пребывания человека. Об этом нужно думать, а не о том, что раз уж я все равно одинокий, то пойду в монастырь. Это неправильно, какой в этом смысл?

Всегда нужно иметь целью пользу для своего спасения, прежде всего, потому что так говорит нам Бог: «Ищите прежде всего Царства Божьего», то есть спасения души, а все остальное, если идешь по правильному пути, может, Бог тебе благословит кому-то еще подсказать. Ведь для священника проповедь – это его обязанность. В первую очередь, как говорит Иоанн Кронштадтский, должна быть молитва, а потом проповедь, то есть нужно учить людей. Священник должен учить, потому что он сам вкусил этой жизни и понял, что это добро, это хорошо, значит, надо делиться с ближними, если у них есть такое желание. Трудно что-то посадить на камне. Если человек не вмещает этого и полон своих каких-то сумасбродных, безумных идей, то никакая проповедь ему не нужна.

– Если человек решил готовиться к монашеству, от чего ему следует отказаться в миру? Предположим, у такого молодого человека есть девушки в кругу его общения. Может ли он продолжать с ними общение, если решил, что хочет стать монахом? Или он должен уже ограничить свой круг общения?

– Пусть посмотрит, есть ли ему вред от этого. Если он есть, то надо уклоняться. Потому что, как написано в Евангелии, есть люди, которые от чрева матери оскоплены, то есть не имеют влечения к другому полу; есть те, которые от людей скопцы (им сделали какую-то операцию); а есть люди, которые ради Царствия Божия себя оскопили, то есть природа делает какие-то позывы в них, но человек не отзывается ради того, чтобы сохранить себя для Бога.

Для примера скажу, что святитель Николай Чудотворец с женщинами не разговаривал, даже не смотрел в их сторону, не из-за того, что он их ненавидел, просто он понимал, что это вредно для душевной чистоты, возникнут какие-то помыслы и чистоты ума не будет.

– А если люди живут культурной жизнью, посещают театры, филармонию, капеллу и т.п. и имеют определенную тягу к монашеству…

– Скорее всего, они перестанут посещать такие места. Или они уже как духовный кремень, что им это не вредит, но таких очень мало. Одному монаху поставили в укор: «Вы так церкви украшаете, столько средств в это вкладываете, и пение, и внешнее благолепие…», а он ответил: «У нас же нет никаких других развлечений, поэтому мы все силы сюда вкладываем».

У человека есть чувство осязания, обоняния, вкуса, зрения, и эти чувства требуют какой-то пищи: внешней красоты, красивого звука, запаха. В церкви все это есть, если, конечно, это делается как положено. Священник, который является настоятелем, должен за это отвечать, следить, чтобы ладан был хорошим, пение церковное было хорошим, вино для Причастия и мука для просфор чтобы были лучшего качества. В наше время трудно найти хороший ладан, везде химический, а настоящий делается на Афоне и его основа – это натуральная смола ливанского кедра. Сколько надо ливанских кедров на весь земной шар?

– Как такому человеку, который решил посвятить себя Богу и стать монахом, организовать свой досуг? Как правильно организовать свой отдых (повседневный, еженедельный, годовой)?

– Его желание стать монахом приведет его в келью, к аналою, на котором лежат книги, и он почувствует, что это лучше, чем театр, кино, филармония. И это же желание приведет его в церковь, чтобы послушать, а если есть способности, и поучаствовать в пении или чтении. Если это желание в нем не заглохло, оно и приведет его. Как сказал Христос: «Где Я, там будут те, которые Меня любят».

– Монах уходит из мира, но должен ли он быть закрыт от мира? Предположим, в общении с людьми должна ли быть дистанция?

– Если есть польза для людей (а польза – это спасение души и искание Царства Божьего) в общении между монашествующими и светскими людьми, тогда, конечно, он должен быть открытым. Если светские люди хотят иметь себе какого-то «свадебного генерала» в образе монашествующего в каких-то своих развлечениях, такого, конечно, нельзя допускать. Это будет вредно и монаху, и тем людям, потому что они укрепляются в своем нечестии и лишают себя сомнений в том, что они не правы, думая, что раз и монахи с ними, значит, можно, грубо говоря, веселиться, праздновать и не заботиться о своей душе.

– Каким должно быть отношение к алкоголю такого человека, думающего о монашестве? Наверное, ему следует начать воздерживаться?

– Иоанн Креститель никогда не употреблял вина, Иисус Христос употреблял, и Его обвиняли, что Он любит поесть и винопийца. Но Иоанн Креститель понимал, что это необходимо делать для его духовной жизни, Господь наш Иисус Христос понимал, что Его присутствие за столом с обычными людьми и употребление обычной пищи и вина тоже необходимы для этих людей. Он сидел с ними за столом не ради пищи, а ради этих людей, потому что в процессе ужина Христос не молчал, а учил их. Само Его присутствие облагораживало людей, влияло на них положительно, а злые языки всегда найдут к чему придраться. У Него не было мотива поесть и выпить вина, мотив был спасти этих людей. Поэтому Христос сидел с мытарями и грешниками, причем давал им возможность услышать слово и выбрать свой путь.

– Если человек решил монашествовать, то как должен измениться его внешний вид? Он должен как-то пересмотреть свой гардероб?

– Да, когда человек регулярно ходит в храм, исповедуется и причащается, он незаметно станет менять свой гардероб, станет скрывать свое тело, перестанет носить рваные джинсы. Вообще психологи говорят про рваные джинсы, что это признак отклонения в психике. Посмотрите на улице – они повсюду. Врачи говорят, что это ненормально, нормальному человеку драная одежда противна, а сейчас это модно.

Человек, который регулярно ходит в храм, молится, постится, причащается, исповедуется и у него созрело желание быть монашествующим, конечно, и одежду начнет себе подбирать построже, без вызова, а скромную, чтобы не выделяться, не кичиться, не показывать себя, а, наоборот, быть незаметным, никого не раздражать, потому что для такого человека важнее то, что внутри его. Он чувствует, что вот оно – Царствие Божие, и наслаждается им, а внешне он должен прикрыть себя. Что такое одежды? Это бинты на нашем греховном теле. Адам и Ева ходили обнаженные в раю, не чувствовали греховных плотских влечений друг к другу, но они духовно были здоровыми, а для человечества в нынешнем состоянии нужна одежда, чтобы прикрыть наготу. Разве бинты будешь как-то украшать? Назначение бинта – закрыть рану, так и мы закрываем одеждой рану своей греховности.

– Как в фильме «Бриллиантовая рука» была такая ирония, когда на бинт намотали множество украшений.

– Да.

– Что бы Вы хотели пожелать нашим телезрителям в рамках нашего сегодняшнего разговора о монашеском призвании? Тем, кто размышляет об этом, думает, собирается принять монашество…

– Во-первых, я пожелал бы решимости. Это похвальное желание, но если человек решился, надо приготовить себя к испытаниям и не отступать. И, конечно, хочу пожелать горячей молитвы, не рассеянной, чтобы человек все-таки проверил себя: «Господи, я хочу этого, но пусть будет не как я хочу, а как Тебе угодно…Ты меня создал, Ты знаешь, для чего Ты меня создал, открой мне это как-то. Может быть, мне надо быть президентом банка или главным врачом и таким образом послужить?» Но светская жизнь тоже должна быть со Христом. Как архиепископ Лука: вроде бы он хирург, но когда делал операцию, осенял тело больного крестным знамением.

Хочется пожелать решимости и молиться Богу, чтобы Он укрепил и открыл Свою волю. Аминь.

 

Ведущий Михаил Проходцев
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать