Беседы с батюшкой. О пасхальной радости и посещении Святой Земли

11 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает председатель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, настоятель храма в честь святого праведного Симеона Верхотурского иерей Андрей Щукин.

– Продолжается Светлая седмица. Вообще период празднования Пасхи – сорок дней. Для нецерковных людей бывает открытием, когда им говорят «Христос воскресе!» в четверг или пятницу Светлой седмицы. На их лицах можно прочитать недоумение: «Что, до сих пор?» Не случалось ли Вам сталкиваться с таким?

– Конечно, это встречается в нашем обществе, но удивительнее, наверное, когда вопрос по поводу празднования Пасхи задают уже на третьей-четвертой неделе после Пасхи. «Все еще Пасха?» – «Да. У нас все еще Пасха».

Вообще Пасха в церковном календаре – это Праздник праздников, он не вписан в число великих, или двунадесятых, праздников, а выходит за их границы. И отблеск этого пасхального света, пасхального торжества продолжается каждое воскресенье, которое является малой Пасхой. Для христиан это воспоминание того самого главного, первого события, когда Христос воскрес из мертвых и святые апостолы в трепете и ужасе увидели воскресшего Христа и лицезрели эту тайну лицом к лицу. Но Господь, как мы помним, сказал о том, что блаженны не видевшие, но уверовавшие. Поэтому для христиан созерцание Воскресения Христова каждую Пасху – неотъемлемая часть духовной жизни. Можно сказать, что у каждого своя маленькая, внутренняя Пасха, когда общее торжество доходит до глубины твоего сердца, твоей души и отзывается личным чувством, добрыми делами, добрыми намерениями. Потому что Пасха рождает в человеке  (и это заметно не только в христианах, но и в людях, которые, может быть, впервые сталкиваются с Пасхой) очень глубокие переживания, способные сподвигнуть человека на доброе дело, на движение к Богу, на заботу о ближнем, на подвиг веры, надежды.

Пасхальное торжество, продолжающееся сорок дней, до праздника Вознесения, – это особая часть жизни христианина в церковный год, когда он не только участвует в воспоминании Светлого Христова Воскресения, но и каждую неделю лицезреет, вспоминает тех людей, в жизни которых каким-то особым образом отразилась Пасха. Например, в жизни апостола Фомы, который вспоминается в первое воскресенье после Пасхи. Затем это Жены Мироносицы, праведный Иосиф, праведный Никодим, самарянка, которая впоследствии тоже становится равноапостольной. Вспоминаются евангельские события, например, о расслабленном. То есть это время, которое действительно окрашено победой Христа над смертью, грехом, над дьяволом, торжеством любви над ненавистью, злобой, нашей повседневностью. В это время об этом нам говорит даже природа: все оживает, весна берет верх над зимой; так сказать, над зимой нашего сердца. Господь каждый год утешает нас этим праздником, этим воспоминанием.

Пасха – живая: тот, кто принимает участие в пасхальных торжествах, принимает участие в церковной жизни, ощущает, что Пасха продолжается через века и столетия в жизни последующих христиан. Пасха ведет Церковь Христову к вечности, к тому состоянию, когда Бог будет, как говорит Священное Писание, во всем. Для нас, сегодняшних христиан, Пасха – это, конечно, зов Божий. Господь прощает грехи. Спустя сорок дней после Воскресения Христа, когда уже произошло сошествие Святого Духа на апостолов, встает и обращается к тем людям, которые распинали Христа, участвовали в этих печальных событиях, свершившихся в Иерусалиме, и говорит: «Господь Иисус Христос, Которого вы распяли, прощает вам ваши грехи и призывает идти за Собой. Простим друг другу прегрешения и пойдем за Христом, за Его святыми заповедями, святыми таинствами – за Причастием. Пойдем для того, чтобы тоже быть победителями смерти, победителями греха, чтобы пасхальное торжество было частью нашей жизни».

Миссия Церкви – это нести пасхальное торжество в каждое сердце, каждый дом, в каждый народ, чтобы отблеск пасхального торжества коснулся каждого человека – постившегося и не постившегося, как говорит святитель Иоанн Златоуст в своем пасхальном слове каждый год во время пасхального торжества. Пусть Пасха войдет в жизнь каждого человека и изменит его, потому что только любовью Христовой, любовью Божьей можно что-то изменить в этой жизни (и в своей, и в жизни окружающих людей). Никакими человеческими усилиями невозможно решить никакие проблемы нашей жизни. Бог, входящий в нашу жизнь, Бог воскресший, Бог Победитель смерти, греха и дьявола, действительно может научить нас, как нам действовать. Церковь Христова жива Пасхой. Церковь Христова жива воскресшим Христом, Который посреди нас. Евангельские слова оживают вновь, когда празднуется Христова Пасха. Христианин вновь перечитывает Евангелие от Иоанна, очень глубокое, где очень много диалогов, которые Иисус Христос ведет со Своими апостолами, а вместе с ними говорит и с нами.

Церковь действительно очень трепетно и очень радостно переживает это время, переживает его очень деятельно. Церковь вновь и вновь воспоминает о том, что мы получили от Бога такой подарок, который невозможно «побороть» никакими человеческими грехами, который всегда будет спасать человека во все минуты его жизни, если сам человек обратится к этому пасхальному благовестию, примет его в свою жизнь, соделает его частью своей жизни, причастится этому пасхальному благовестию и будет иметь часть со Христом, как говорит Господь.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Почти две тысячи лет тому назад Христос принял смерть за наши грехи, воскрес. Тогда жило определенное количество людей, сейчас их на порядок больше, грехов у них тоже на порядок больше. Мы празднуем Воскресение Христово как память о тех временах, то есть Он воскрес за нас и на будущее? Или же этот процесс каждый год у нас повторяется? Грехи никуда не ушли. И мы как бы снова распинаем Христа своими грехами – и Он снова воскресает? Как Вы считаете?»

– Интересный вопрос, который, наверное, связан с нашим переживанием евангельских событий. Закончилась Страстная седмица, когда мы перед Пасхой стоим у Креста, читаем Евангелие в воспоминание Страстей Христовых, когда  сокрушаемся о том, что из-за наших грехов Бог восходит на Крест. Мы только прикасаемся к тайне человеческого спасения, к тому, как его устраивает Бог. Нам нельзя пребывать в состоянии уныния. Христос не учил Своих учеников страшиться и бояться. Когда Он говорил о Своих Страстях, Он добавлял: «И в третий день воскресну».

Человеческий разум очень сложно воспринимает какие-то действия Божии, потому что мы ориентированы на себя, мы думаем о себе – и когда прикасаемся к тайне Креста, к тайне Гроба Господня, и когда прикасаемся к Светлому Христову Воскресению, когда лицезрим его и участвуем в нем. А Церковь напоминает христианину, что мы не просто вспоминаем какие-то евангельские события. Нет. Пофантазируем: если бы мы оказались в том времени, мы бы нашли себя среди тех людей, которые как были со Христом, так и осуждали Христа.

Бог не меряет так, как меряем мы. Невозможно вымерить количество грехов людей, которые жили тогда, с количеством грехов, живущих сейчас. Людей сейчас действительно намного больше, но Бог может собрать нас всех, как птица собирает своих птенцов, обнять нас всех. Для Него это нетрудно, будь нас или несколько миллионов, или несколько миллиардов. Нам это понять сложно. Нам бы обнять ближнего своего, что для нас бывает очень сложно. Поэтому, зная нас, Господь обращается к нам с заповедью: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». «Да любите друг друга» – имеется в виду не тот человек, которого мы не видим, а тот, кто находится рядом с нами.

Для Бога и время отсутствует, потому что Он Творец этого времени. Как неважны и пространство, и количество людей. Если мы приходим в храм и всматриваемся в икону Светлого Христова Воскресения, что лежит на аналое, мы видим, что Христос приходит в ад и выводит оттуда людей. Икона Воскресения Христова говорит нам не собственно о событии Воскресения, а о том событии, которое предшествует телесному воскресению Христа. Христос спускается в ад и выводит оттуда тех, кто за Ним идет, кто не отказывается от Его предложенной руки. И там нет подписей: «Этот человек согрешил на 25 процентов больше или меньше, чем остальные», но он способен услышать Христа.

Церковное Предание говорит нам о том, что первым в рай вместе со Христом входит разбойник. «Ныне будешь со Мной в раю», – говорит Господь. Он не был «хорошим» разбойником, Он был благоразумным разбойником, но это не означает, что он совершал грехи в «умеренном» количестве.

Уверен, что люди с того самого времени в духовном смысле не меняются, потому что мы созданы одной творческой рукой, Господь создал нас. И в духовном состоянии сейчас люди такие же, как и две тысячи лет назад. Может быть, мы научились что-то делать лучше, жить более комфортно, строить на порядок больше зданий, но в духовном смысле мы точно такие же, как те жители Иерусалима, которые приходили на Пасху каждый год. И были такие жители Иерусалима, которые не заметили  тех событий, что были связаны со Христом: «А, что там! Каких-то разбойников ведут на казнь. Нам-то что до этого!» И они уходили и не смотрели на это зрелище. Были люди, которые смотрели и старались не участвовать в этих событиях. Некоторые осуждали, судили, рассуждали. Мне кажется, если в нашем обществе чему и научились, то это хорошо сплетничать. Потому что иногда люди рассуждают обо всем, и для них уже абсолютно неважно само событие, им интересен сам процесс осуждения, рассуждения, сплетен. И тогда тоже были такие люди, которые собирались обязательно поговорить: «Давайте поговорим, поразмышляем».

В конце концов Христос является двум апостолам, которые идут и разговаривают между собой о событиях, которые только что видели. Но Он их вразумляет, а через них вразумляет и всех нас о том, как стоит относиться к каким-то событиям не только в жизни общества, но и в нашей личной жизни. Потом же апостолы действительно скорбели внутренне, духовно: они встретились со Христом и не узнали Его. Сколько раз в жизни людей происходит такое же, когда они встречаются со Христом и не узнают Его. В интересной книге Никоса Казандзакиса «Христа распинают вновь» есть такой эпизод. Был монах, который хотел посетить Гроб Господень. Тогда надо было насобирать средств для посещения святых мест в Иерусалиме и вообще в Палестине, а это было очень долгое, дорогостоящее и небезопасное путешествие. И вот он долго-долго копил денежки, насобирал, взял благословение у игумена, чтобы отправиться в паломничество на Святую Землю. Собрался, вышел и вдруг через небольшое время встречает нищего, собирающего подаяние, который обращается к этому монаху и спрашивает:

– Куда ты идешь?

– Я накопил денег и иду в Святую Землю, чтобы три раза поклониться Гробу Господню, исполнить свою мечту.

А нищий ему говорит:

– Дай мне эти деньги. У меня жена и много детей, и нам нечего есть. А ты вместо того, чтобы ходить в Святую Землю, обойди трижды вокруг меня, встань на колени и помолись – и будет тебе что хочешь.

И монах вытаскивает деньги, отдает этому нищему, а потом вдруг понимает смысл этого духовного события в своей жизни. Спустя какое-то время, уже возвратившись в монастырь, он долго размышлял о случившемся, рассуждал со своим духовным отцом: «Что это было?» И потом понял: это был Христос. Господь его вразумил.

Для каждого христианина Пасха, Христово Воскресение и все святые места – это то, когда ты трудишься ради Бога и ради ближнего. Это твой храм. Это твой монастырь. Это твой приход. Это те заботы, которые на тебя возложил Господь Бог. И Сам Господь со всеми святыми приходит в жизнь человека тогда, когда дверь его души открыта для Христа. Ведь Господь говорит нам об этом в Евангелии: «Вот Я приду к тебе и сотворю у тебя трапезу», – и это самое главное. Христос действительно посреди нас. Не зря последние слова Евангелия от Матфея: «Аз есмь с вами во все дни до скончания века». Вот это и есть смысл, суть Пасхи Христовой: «Я от вас более никогда не буду отнят».

– Вопрос телезрительницы в группе социальной сети «ВКонтакте»: «Вчера настоятель нашего собора сказал прихожанам:  “Никакой исповеди на этой неделе быть не должно: грехов нет, Господь их победил. Неужели вы в это не верите?” Может быть, я неточно передаю его слова, но понятно, о чем он говорил. Причащаюсь на этой неделе, но от себя не уйдешь: остается все же раздражение на людей, осуждение, которые проявляются каждый день. Невозможно себя переделать, и как-то напрягает, что ты так причащаешься и после этого так грешишь. А чтобы только радоваться, наверное, надо вообще не думать о своем поведении и себя простить за все. Так выходит? Как быть?»

– Это для христианина, который ходит в храм Божий, исповедуется и причащается довольно часто (или, скажем так, постоянно). То есть Великий пост начинается для христианина исповедью и Причастием, он приступает ко Святому Причастию во время поста. Затем идет Страстная седмица, во время которой человек готовится встретить Светлое Христово Воскресение. А с момента пасхального торжества церковная традиция состоит именно в том, что христианин подготавливается к Причастию молитвой, воздерживаясь утром от вкушения пищи и пития, подходит ко Святой Чаше, оставляя исповедь на потом. Есть в нашей душе страсти, страстные привычки, которые продолжаются в нашей жизни и с которыми мы всегда должны бороться. Потому что состояние покаяния – это не состояние исповеди. Покаяние – это процесс. Исповедь – это конкретное действие, которое имеет начало и конец. А покаяние – это то, к чему мы призваны всегда. Призваны к тому, чтобы отказаться от греха и выбрать волю Божию о нас, которая очень просто и емко изложена в заповедях Божьих, преподается нам в учении о добродетелях – заповедях блаженств. Мы призваны быть счастливыми, блаженными, и в Пасхе эта радость действительно даруется каждому христианину.

Если же человек во время Великого поста не исповедовался, не причащался, то, конечно, в этом случае Причастие на Светлой седмице, каждодневное, без исповеди, думаю, будет абсолютно не полезно. Потому что в духовной жизни человека все должно быть на своем месте: есть время, когда мы постимся, открываем для себя много покаянных молитв, а есть время радости. Вот к этой радости нас призвал Господь Бог. Радость эта неотъемлема ото всех, но к церковным таинствам человек должен подходить с рассуждением. В этом человеку на приходе помогает священнослужитель, который преподает благословение на Святое Причастие. А если он видит, что человек хочет без покаяния, без трудов, закопав свой талант в землю, не дав ему никакого движения, никаких ростков, протиснуться ко Святой Чаше, думаю, он может остановить этого человека и сказать вразумительное слово о том, что это может повредить ему. Ведь, к сожалению, есть люди, которые готовы приходить в храм только на Пасху; ближе к Пасхе приходит очень много людей, и некоторые скрываются за спинами других, подходя к Святой Чаше без подготовки. Священнослужители часто обращаются с амвона с просьбой к людям, приходящим ко Причастию, требовательно относиться к своей духовной жизни и призывают их готовиться ко Святому Причастию.

– Великим постом мы все переживали страдания Христа, также совершались удивительные службы под названием «пассии», во время которых вспоминаются страдания Спасителя. Особенно, наверное, они ощущаются на Святой Земле, в том месте, где непосредственно происходили эти священные исторические события. На минувшей неделе в составе делегации Екатеринбургской епархии Вам довелось побывать на Святой Земле в Иерусалиме. Насколько эта поездка духовно Вас подкрепила?

– По благословению нашего владыки, Высокопреосвященнейшего Кирилла, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского, священнослужителям дозволяется иногда возможность побывать на Святой Земле в те дни, когда совершается воспоминание Страстей Христовых и Светлого Христова Воскресения. Это необычное событие в жизни любого человека. С одной стороны, к этому невозможно каким-то образом подготовиться, потому что это бывает очень трепетно и внезапно. Но святыни Иерусалима не оставляют равнодушным ни одного человека – конечно, когда христианин знает евангельские события, когда для него святыни Святой Земли, святыни Иерусалима, Вифлеема и прочих мест не просто святыни, имеющие некий мировой статус, а его личные святыни; когда Голгофа для него – это место, где он хотел бы быть со Христом. Как и гора Елеон, и Гора Блаженств, где бы он хотел слышать голос Христа. Все это действительно очень трепетно. Вспоминаются слова Христа, сказанные апостолам: «Многие хотели бы видеть те события, которые видите вы. – События, как я понимаю, происходившие как до Воскресения, так и после. – Блаженны ваши очи, видевшие это».

Думаю, что сейчас Святая Земля стала для многих ближе. Сейчас есть возможность посетить ее практически каждому человеку, и уже не требуется долго копить на эту поездку. Но как бы ни было, тот момент, который связан с нынешними событиями празднования Пасхи на Святой Земле, – это особое время: это и схождение Благодатного огня, и все службы, совершающиеся на самих этих местах. Это очень спасительно для человека, потому что иногда мы должны оторваться от нашей повседневности и прикасаться к святыням, приходя в те самые исторические места, молясь там. Очень важно, чтобы человек не стал просто туристом, прохожим. Многие люди возвращаются со Святой Земли и говорят: «Нас ничего не тронуло». Может быть, надо было молиться в этих местах? Когда человек припадает в них к Богу с молитвой, Господь дает возможность буквально встрепенуться, оторваться от нашей повседневности, суеты, вновь ощутить для себя важность того, без чего невозможна ни человеческая земная жизнь, ни вечная жизнь – спасение человека.

Наверное, главное – это почувствовать близость исторических событий к себе и посмотреть историческое место, где Христос произносил Свою проповедь, обращенную к людям, жившим в этой местности. Не зря в Евангелии есть такой момент, относящийся к входу Господа в Иерусалим, – люди пытались запретить детям восклицать Христу: «Осанна, Сыне Давидов! Благословен грядущий во имя Господне!» И Христос говорит: «Если вы запретите им, камни будут говорить всем о том, что происходит сейчас». Мне кажется, что Иерусалим очень многое теряет, потому что становится другим, «камней» Иерусалима осталось не так много,  и люди, в том числе русские православные, пытаются сохранить святые исторические места. Сохраняются они в монастырях, действует Русская духовная миссия. Много было сделано в XIX веке архимандритом Антонином (Капустиным). В прошлом году как раз вспоминалась его деятельность по созданию Палестинского общества по сохранению святых мест. Все эти камни говорят нам о том, что Христос никуда не исчезает, Он действует в этом мире и Его слово по-прежнему обращено ко всем: к нынешней пестрой толпе, обществу, которое живет как в Палестине, Израиле, так и по всему миру. Евангельское слово обращено ко всем – независимо от  лиц, званий, чинов, национальности и так далее. Наверное, увидеть и почувствовать это, приезжая в Иерусалим, очень важно.

Конечно, там очень много суеты, хлопот житейских. Но ты заходишь в христианские храмы, припадаешь к святыням: Гробу Господню, к каким-то священным реликвиям, оставшимся с тех времен и бережно сохраняемым, которые могут буквально исчезнуть из-за того, что люди выбирают не святыню, а комфорт. Разрушение святынь – это то, что мы пережили в России в XX веке. Мы потеряли огромное количество храмов не потому, что на нас было какое-то варварское нашествие, но мы сами сначала воздвигали эти храмы и потом сами же их уничтожали. Мне кажется, поездка на Святую Землю, эти вечные святыни христианского мира, эти камни, которые говорят нам о Христе, об апостолах, о первых христианских мучениках, о Женах Мироносицах, обо всех событиях, так или иначе связанных с евангельской историей, с апостольской миссией, – все это должно напоминать нам, какой дар дал нам Господь. В том числе и русскому народу, который может потерять христианскую православную культуру из-за своего небрежного отношения к наследию, полученному нами от предков.

Я думаю, что нам надо очень внимательно посмотреть на свою жизнь здесь, в России, вновь открыть для себя свои святыни. Потому что мы забываем о своих святынях, забываем о своих храмах, о тех людях, которые душу свою вложили в свой народ, в строительство этих храмов, чтобы передавать вечное евангельское слово, оживотворяющее сердце человека, из поколения в поколение. А мы должны передавать его последующим поколениям, чтобы была жива Земля Русская и чтобы у нас была возможность наследовать Царствие Божие.

– Вопрос телезрительницы из Белгорода: «У нас с мамой вышел небольшой спор. Она говорит, что на Красную горку надо обязательно идти на могилку, класть на нее яички, конфеты и так далее. Я же говорю, что идти надо только на Радоницу. Пожалуйста, объясните, как правильно делать, потому что не хочется сделать что-то неприятное своим близким усопшим.

И второй вопрос – правда ли, что до Вознесения наши усопшие как бы ходят по земле? И когда мы придем к ним на Радоницу, они нас увидят, обнимут и так далее? Что до Вознесения они свободны: Господь в честь такой радости отпустил всех на свободу. Объясните, пожалуйста, чтобы было более понятно».

– Вопрос связан с поминовением усопших, которое приходится на вторник второй седмицы после Пасхи. Церковью установлено это поминовение, дабы нам насладиться пасхальным торжеством. Церковь не забывает своих усопших, но относится к этому очень разумно. В первое воскресенье после Пасхи мы еще не идем на кладбище и еще не совершаем поминовение усопших.

Я понимаю, почему возник этот вопрос. Наверняка он связан с тем, что многие люди не могут во вторник, то есть на рабочей неделе, прийти в храм и помолиться об усопших и на кладбище убрать могилку. Некоторые делают это как бы заранее, но это не церковная традиция. Церковная традиция все-таки связана с днем, в который полагается поминать усопших после Светлой Пасхи. Я знаю много людей, которые очень трепетно относятся к этому обычаю, достаточно распространенному у нас в России, и стараются в этот вторник особо не нагружать своих сотрудников, отпуская их с работы утром или во второй половине дня, чтобы они съездили на кладбище, прибрали могилку и помолились о своих усопших. Думаю, что эти люди поступают очень разумно и снисходительно по отношению к своим ближним. Это традиция. Раньше, в Российской империи, всю Светлую седмицу до Радоницы люди не работали, у них было время, для того чтобы и насладиться Пасхой, и помянуть усопших в те дни, когда Церковь начинает вновь открыто поминать усопших.

Господь положил определенную преграду между нашим миром и миром усопших. Наверное, нам не стоит фантазировать о том, как проводят свою жизнь наши усопшие, потому что на самом деле нам это неизвестно. Но мы знаем, что они находятся в ожидании воскресения мертвых, как мы и произносим это каждый день за Божественной литургией, читая Символ веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Этим жива душа христианина, вне зависимости от того, жив он или умер. Потому что это открыто нам Богом – это есть откровение.

Думаю, важна теплая, сердечная молитва об усопших, чтобы, встретившись с ними после того, когда мы перейдем эту границу смерти и жизни, возрадоваться. И чтобы они возрадовались, увидев нас, и сказали: «Ты закончил мое дело, которое я начал. Ты совершил обо мне память любви, и Господь не забыл эту память любовную и избавил меня от многих бед. Зато я радуюсь, потому что ты сделал это доброе дело на земле, покрыл и множество своих грехов». То, что нам открыто, – это то, что мы должны совершать дело любви ради наших ближних. Ведь со смертью наше общение не прекращается – оно изменяется. И Господь приемлет нашу любовь об усопших в молитвах, каком-то поминовении, каких-то добрых делах за этого человека. Приемлет, потому что мы этим свидетельствуем: у Бога никто не мертв, все живы. Для нас это поминовение – тоже Пасха. И наши усопшие, несомненно, там, в вечности, принимают участие в Пасхе Христовой. Мы не знаем как, но для нас это сейчас не важно. Для нас важно то, что мы делаем здесь, на земле, ради Господа Бога, ради ближних, ради спасения своей собственной души.

– Отец Андрей, благодарю Вас за то, что пришли сегодня в нашу студию. Мы поговорили и о Пасхе, и о Светлой седмице, и о том, как Вам довелось побывать на Святой Земле, а наши зрители имели возможность посмотреть некоторые фотографии реки Иордан, Храма Гроба Господня и познакомиться с паломнической группой от Екатеринбургской епархии. Спасибо Вам за этот разговор.

– Благодарю Вас. Христос воскресе!

– Воистину воскресе Христос!

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы