Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

10 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы. 

 

– День Победы – удивительный праздник, всенародное торжество.

– Все Дни Победы я праздновал. Впервые отпраздновал 20-летие, последние 10 лет ходил на парады, а в обязательном порядке только 2 года. Этот год необыкновенный по атмосфере, которая возникла в стране, народе. Подходя к монастырю, я увидел приятную молодежь, катающуюся на роликовых коньках, и почувствовал, как «облака» победы летают среди них. Это всегда радостный праздник, парад оказывает мощнейшее воздействие, особенно когда это наблюдаешь воочию, но в этот раз было что-то особенное. Видишь знакомые лица: генералов и очень многих ветеранов. Мой тесть всегда присутствует на параде, ему будет 90 лет. Действительно, нечто положительное происходит в нашем народе, дай Бог не обмануться.

– Внешнее давление на нашу страну, наоборот, преследовало цель расколоть людей, вызвать недовольство властью.

– Каждый человек по гордости считает себя мерилом всех вещей. Когда останавливается прирост экономики, когда жизненный уровень снижается на 0,2 %, там (на Западе) возникает паника. У нас же народ по-другому к этому относится, и получается прямо противоположная реакция.

– Часто видно в детях, насколько они разные: один посмелее, другой поумнее, третий трусоват и так далее. Видно, что стартовая позиция у каждого человека разная. Как Господь выбирает, почему одному дается много и он действительно и мужественен, и смел, и честен, а другому многого не хватает по сравнению с первым?

– Господь это устраивает, чтобы одни смирялись, а другие совершали дела любви. Апостол Павел говорит: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать». Богатый помогает бедному, а бедный кланяется в ножки и благодарит – и оба спасаются. Один спасается, жертвуя для бедного, а другой смирением. Почему революция – сатанинское дело?

– Она всех уравнивает.

– Нет, потому что «отнять и раздать». В итоге насилие, зло, убийство, разлом страны и всегда гражданская война в результате революции. А у нас в определенной части общества слово «революция» звучит так, будто это нечто прекрасное. Это самое что ни на есть отвратительное из того, что может происходить в обществе.

– Считается, что самый тяжкий грех – это церковный раскол. А революция – это тот же раскол.

– Да. В древние времена расколы кончались убийством. Сейчас это чревато отъятием храмов, побоями, в отдельных случаях бывают и убийства. То, для чего Господь создал Церковь, попирается людьми, которые исповедуют себя крещеными. Это парадокс и омерзительнейшая форма фарисейства. Всё выхолащивается; под знамением, на котором изображен Христос, творят беззакония, противные Ему. В каждой войне есть священные моменты: люди гибнут за правое дело, совершают подвиги самоотречения, жертвы жизнью, здоровьем, имуществом. Наш народ глубоко это почувствовал, но вряд ли осознал, потому что у нас везде «знамя» Окуджавы: «Ах, война, что ж ты сделала, подлая». В войне есть подлость, но она есть и в другом: в торговле, парфюмерной промышленности, финансовых институтах, юриспруденции – подлость везде. Но война вызывает в нас и священные чувства. Наступил уже второй день после празднования Дня Победы, но это ощущение не уходит из сердца, хотя и на параде я не был, смотрел по телевизору.

– Справедливо говорят, что победа в этой войне – победа русского духа. Что такое русский дух в Вашем понимании?

– Это самопожертвование вселенского масштаба. Ни один народ такого не показал.

– Те страны, которые Гитлер захватил перед нападением на Россию, не проявили такой святости.

– Они и против нас поучаствовали. Особенно «приятно», что среди них были болгары, которых русские освободили от 600-летнего турецкого владычества. Забыть этого они не могли, потому что вся Болгария в памятниках русскому воинству, которые поставили не они. Русский человек не сгибается, причем он начинает восставать в совершенно непредвиденную часть этой жизни. В первые годы войны оказалось более 3 миллионов в плену, не говоря об убитых. Но люди всё превозмогли, и это дает большую надежду.

– Вопрос телезрителя: «В притче о брачном пире Господь говорит: «Званые не были достойны». Можно ли, на Ваш взгляд, провести параллель с приглашением и последующим отказом лидеров западных государств на юбилей Победы?

– Нет, конечно. Эти персонажи слишком мелкие. Если бы Вы купили 15 хомячков и предложили овсяной каши, а они отвернулись бы и убежали к себе в клетку, было бы это иллюстрацией к притче? Конечно, нет! О достоинстве или недостоинстве даже речи быть не может, потому что к этой войне имеют причастность только те старики в медалях, которых мы встречам на улице и на которых мы можем с восторгом и благодарностью взирать. Как Куклачев занимается кошками и они выполняют трюки, так и эти персонажи: делят Россию на зоны их влияния и выясняют, кто что себе «отхватит». Нет ни ума, ни исторической памяти. Представьте, что мышата в шапито решили завалить слона. Мелкие гадости они делать могут.

Индия, Китай и Россия здесь – это больше полмира. Чем китаец или индус хуже европейца? Можно ответить: «Европа христианская». Она была когда-то таковой, там уже все выхолощено. Коммунизм – это западная технология; им когда-то отравили беззащитную Россию. Она выжила, но остались некоторые осложнения. Европа в лице своих выборных лидеров давно отказалась от христианства, и современному европейцу бесполезно, например, объяснять, почему нельзя глумиться над Мухаммедом. У них в голове отсутствует христианство, любовь к другой половине мира. Не были христианами ни Наполеон, ни Гитлер. А о том, что творится в Англии с XVI века, вообще не хочется говорить.

Нужно понимать, что все так называемые «западные лидеры» не личности и не лидеры вовсе. За них голосует очень малая часть населения, они не всенародно избранные. Европейцы умные и давно уже уяснили, что такое демократия, как говорил Черчилль. Все давно понимают, что выборы для дураков, политическими технологиями занимаются люди, которые ни в чем не преуспели. Это, как говорится, «мелочь пузатая». А в Евангелии разговор совершенно о другом – о духовном. В этих существах ничего духовного нет, есть только материальные интересы. Это такая пошлейшая вещь, что тот, кто этим озабочен, не может угодить Богу, потому что нельзя одновременно угодить Господу и мамоне. Такая аналогия может прийти, но она слишком возвышает этих временных персонажей нашей европейской истории.

– В Библии сказано: «Несть власть, аще не от Бога. Сущие же власти от Бога учинены суть». Как правильно понимать эту фразу в контексте нашего времени?

– Буквально. Сам принцип власти – это Божественное установление, оно необходимо. В противном случае люди уничтожат друг друга.

– Государственная власть?

– Любая. Даже власть билетера в кинотеатре, помощницы воспитателя в детском саду, директора школы. Он может «надуваться», но реально власти никакой не имеет, он самое забитое существо на свете, которое боится лишиться места, поэтому готов любые гадости делать детям, лишь бы начальство было довольно, потому что из их рук он получает корм. Но если маленьких детей оставить одних на неделю, то спустя это время соберешь горку трупов: они будут кричать, не есть, не спать, кидаться чем попало. Принцип власти удерживает детей от этого. Все люди перед Богом равны по своим возможностям, но наделение властью дает человеку полномочия, и благодаря этому существует порядок.

Революция – это безвластие. Некоторые говорят: «Вот он подлизывается к Путину». Не к Путину, а принципу государственной власти. Мы приезжаем во Францию и можем даже не заметить президента в упор и не пойти к нему на завтрак, если он нас пригласит, ничего ценного для нас там нет. Но он наделен властью, может отдать приказ полиции, жандармерии. В Париже шикарная жандармерия, они ездят на огромных лошадях. Кони французских жандармов – одно из сильнейших впечатлений моей жизни. Но парадокс: наш офицер носит свою форму с гордостью, а во Франции ему запрещается появляться на улице в мундире.

– Получается, что власть разрушает государственность, терроризирует народ. И эта власть от Бога?

– Вся власть от Бога, но каждый отдельный человек может быть не от Бога, например Адольф Гитлер. Он пришел к власти абсолютно демократическим путем, его выбрал себе на шею немецкий народ. Потом, правда, было несколько акций узурпации. Все беды для Германии и Европы принес он – законно выбранный канцлер. Должны быть механизмы, которые при ошибке народа позволяли бы осуществить перевыборы. Для этого есть процедура импичмента. Конечно, самый быстрый способ – монархический: страна выбирает царя, он правит столько, сколько пожелает, а потом подготавливает себе наследника. Народ может избрать преемника или выбрать другого царя - незачем каждый раз устраивать выборы, обманывать. Существует соответствующая процедура на случай, если царь выжил из ума, заболел или устарел. Хотя мы видим по нашим ветеранам, которым по 90 лет: голова на месте, в полном порядке, работает как часы, а Зельдин так вообще еще танцует и поет для всего народа, дай Бог доброго здоровья. Это единственный такой артист во всем мире, народу нравится, его никто не собирается увольнять и отправлять на пенсию. Многие кричат: «Путин надоел!» А Зельдин не надоел? В выборах должны участвовать не школьники и домохозяйки (это вообще должно быть исключено), а умнейшие и образованнейшие люди в народе.

– Вопрос телезрителя: «Медленно воцерковляюсь, полный паралич воли. Что делать в этом случае?»

– Ничего. Так и лежать.

– Пока пролежни не начнутся?

– Да, на душе. Если человек озабочен таким состоянием, то должен шевелиться. Дикуль был колясочником, а стал физически сильным человеком, поднимал автомобили всем болезням назло. Юрий Власов, оставив штангу, стал болеть, потом нашел в себе волю, вернулся в зрелом возрасте к штанге и восстановил себя. Если нет воли, то я ничего не сделаю. Если сердечко слабенькое, можно поставить кардиостимулятор, но для воли таких средств нет.

– Вопрос телезрительницы: «Было 70 лет советской власти, в это время было много безбожников. Куда пошли их души после смерти?»

– Понятия не имею, это не моя забота. Я с Вами говорю, выдыхаю воздух, а вместе с ним и множество микробов. Куда они пошли? Надеюсь, не на отца Александра.

– Вопрос телезрительницы: «Отец Димитрий, в одной из Ваших передач прозвучало, что мы очень хитрый народ и часто обманываем работодателей. Как прожить без обмана, если государство ставит нас своими законами в безвыходную ситуацию?»

– Хитростью. Еще в школе мне нравилась поговорка: «Государство делает вид, что нам платит, а мы делаем вид, что работаем». Это привело к стагнации экономики. У нас сейчас один юг России собирает урожая в несколько раз больше, чем раньше весь Советский Союз, потому что появился на земле хозяин. Раньше государство было озабочено тем, чтобы крестьянину привить чувство хозяина, а это все равно, что человеку, сидящему в клетке, прививать чувство свободы. Русский мужик не дурак, нужно, чтобы все было по-честному.

– Вопрос телезрителя: «Как отличить человеческую слабость и болезнь от обыкновенной лености? Что об этом говорит Церковь, святые отцы?»

– Дерево судят по плодам. Лень есть лень, немощь есть немощь. Лень – это тоже немощь. Не в этом надо видеть проблему для своей жизни, а стремиться к преодолению и лени, и немощи.

– Если человек утвердится, что в нем не лень, а немощь, то успокоится.

– Каждый человек перед Господом стоит или падает, каждый выбирает себе такую жизнь, которую хочет. Один хочет быть ленивым, другой немощным. Это одно и то же.

– Хочу трудиться, а сил нет.

– Не трудись. Господь будет все равно спасать болезнями и горестями. Не хочешь трудиться – будешь хворать и скорбеть. Не бывает так, чтобы ты был ленивый, и чтобы ничего не болело, и чтобы тебя не обокрали и так далее.

– Вопрос телезрительницы: «Почему воскресший Господь не разрешил прикасаться к Себе Марии Магдалине, а женам-мироносицам позволил ухватиться за Свои ноги?»

– Не знаю. Когда Мария Магдалина драгоценным миром омыла Ему ноги и волосами своими отерла, то тогда Христос не был в воскресшем теле.

– Разные евангелисты по-разному описывают.

– Да. Случилось одно и то же событие. В одном случае Он Марии позволяет, а в другом нет. Разница в том, что в первом случае Господь был до воскресения, во плоти, в которой мы все пребываем, а во втором случае Он был в теле воскресшим и сказал: «Не прикасайся ко мне». Разница этих двух событий только в состоянии тела Спасителя. Господь исходит всегда из пользы для человека, и, если Он запретил, значит, ей это было неполезно.

– Фоме Христос говорит: «Подай руку твою и вложи в ребра Мои». Разные люди – разный подход.

– Господь всегда видит состояние души человека.

– Вопрос телезрительницы из города Екатеринбурга: «Святитель Иоанн Златоуст сказал: «Самое ужасное время для христиан – это отсутствие гонений». Как Вы это можете объяснить?»

– Я такого у святителя Иоанна Златоуста не встречал. Отсутствие гонений – это не ужасное время. Наша Вселенная и мы устроены по принципу дыхания «вдох-выдох»: мир-война, болезненные роды-появление ребеночка на свет, жизнь-смерть, весна-осень. Это полезно для человека. Западная цивилизация строится по безбожному методу, когда человек нацелен только на удовольствия, а христианская цивилизация строится на служении ближнему. Господь человеку посылает испытания, когда ему приходится, например, откапывать из завалов людей после землетрясения, наводнения или восстанавливать последствия военных действий. Это очень полезно для человека, потому что он проявляет милосердие, бескорыстие – очень важные качества для души. Государство – это чиновничий аппарат, и, когда оно берет на себя все функции, люди отвыкают от милосердия. В этом случае такое время страшное.

– Все гонения предполагают терпение – основу всех христианских добродетелей. Если этого не будет, все разленятся, станут немощными.

– Вопрос телезрителя: «Во время войны гитлеровские власти открывали на территории, захваченной ими, православные церкви. Во время Литургии мы молимся за власти и воинства. А за какие власти и воинство молились в этих церквях? Насколько сопоставимы те вещи, которые творил коммунистический строй на территории России, и то, что делали фашисты?»

– В разное время происходили разные вещи. Период открытого гонения на Церковь и время коллективизации – это схожие по ужасу вещи. Как чекист чекисту рознь, так и коммунист коммунисту и фашист фашисту рознь. Мои прихожане, уже покойные, о некоторых фашистах, которые останавливались у них в домах, вспоминали с большой любовью, потому что они их кормили и жалели. Из людей, которые оказались в немецкой армии, далеко не все были садисты.

– Вопрос телезрительницы: «Я прочитала книгу Ивана Шмелева «Лето Господне». Там описывается, как проходил Великий пост, рассказывается, что говели одну неделю, потом исповедовались и причащались. А у нас 40 дней соблюдают пост. Я чего-то не понимаю?»

– Говеньем называется подготовка человека к Причастию. В говенье входит не только пост, но и ежедневное посещение человеком богослужений (утром и вечером), чтение духовной литературы, канонов, молитв, творение милостыни.

– Вопрос телезрительницы: «Последние два года у меня горести: умерли сестра и мама, я разошлась с мужем. Я прочитала, что Господь посылает скорби, чтобы человек пришел к Нему. Для чего мне это дано? Я очень переживаю эти смерти, сестра была молодая, все произошло внезапно. Я не ропщу, но не понимаю, почему мне это все дается».

– Почему Вам, а не мне? Во вторник мы с братьями пойдем на могилу к отцу, 30 лет назад он умер. Я уже 30 лет сирота: отец, мать, крестная, дядя, тетя умерли. Почему у всех родные умирают, даже дети?

– Почему это в течение двух лет случилось?

– А если бы в течение трёх, то что-нибудь изменилось бы?

– Это было бы немного легче. Не успеваешь отойти от всего.

– Это так кажется. А от чего отходить? Человек перешел от этой жизни в другую – это самая естественная вещь.

– Человек заболел раком, были тяжкие боли, обезболивающие средства не было возможности достать. Не вынося острых болей, покончил собой. Почему Господь попустил ему такой конец, ведь можно было как-то иначе решить ситуацию?

– Можно, если бы человек веровал в Бога. Люди не только молитвой, которая может избавить от боли, но верой своей могут совершить чудо. Например, некоторые мученики исцелялись в течение одной ночи, это было зафиксировано их мучителями. Для безбожника единственный выход – покончить с собой. Только не надо ждать, а кончать с собой, как только ты осознал, что жив, потому что для безбожника жизнь бессмысленна. Зачем жить, если ты все равно умрешь, что б ты ни делал?

В Европе эвтаназия процветает, потому что нет смысла жизни. Когда у тебя еще ничего не болит, ты можешь попить винца, покурить марихуаны, позаниматься извращениями. А когда ты болен, то звонишь, приезжает доктор и ставит укол: два раза ногами дернул – и в крематорий, потому что никто тебя даже хоронить не будет. В некоторых странах даже половины урн не забирают, их утилизируют, а теплом от сгорания тела отапливают дома – не пропадать же добру. Жизнь нацелена на другое.

– В вопросе чувствуется обида на Бога, который попустил этому случиться.

– Человек в Бога не веровал, не молился, не исповедовался, не причащался, а виноват Бог. Мы Донбасс разбомбили, а виноват во всем Путин.

– Вопрос телезрителя: «В России есть монеты от копейки до пятидесяти, на обратной стороне которых изображен святой Георгий Победоносец. Все эти монеты, как правило, валяются под ногами, люди их топчут. Почему Церковь попускает такое?»

– Я Вам поручаю от имени Церкви все монеты собрать, наклеить на дощечку гербом наружу, оформить в рамку – и будет у Вас икона с множеством изображений. С сегодняшнего дня я Вас обязываю от имени Высшего Церковного Совета все монеты собирать, чтобы Вы не обвиняли Церковь. Вам такое послушание, потому что Вы крещеный человек, являетесь законным представителем РПЦ. Вперед – и с песнями!

 

Ведущий: Александр Березовский

Расшифровка: Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать