Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

10 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии  телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. 

– Скоро заканчивается Великий пост, это поприще мы несем уже месяц. Хотелось бы поговорить с Вами о пятой седмице Великого поста. Она достаточно насыщенная: сегодня мы праздновали день памяти преподобного Иоанна Лествичника, впереди Мариино стояние,Великий канон Андрея Критского, Похвала Пресвятой Богородицы. Но обо всем по порядку. Расскажите об Иоанне Лествичнике, почему Церковь уделяет ему такое большое внимание?

– Он замечательный человек. Его мудрость признавали все монахи Синая, даже попросили его написать книгу, и это самая любимая книга русского монашества.

– «Лествица»?

– Да. В этой книге он описал путь к духовному совершенству по тридцати ступеням, как по лестнице(он взял это число по годам жизни Спасителя),и изложил опыт своей жизни, опыт тех подвижников, с которыми ему довелось встречаться, и пастырский опыт. Весьма выдающееся произведение. Духовное образование всегда чрезвычайно ценилось в Церкви, а учителей аскетической жизни за всю двухтысячелетнюю историю православия не так много. Одним из самых выдающихся является отец Иоанн Лествичник, поэтому к нему такое уважение, и одно воскресенье Великого поста Святая Церковь посвящает ему. На период Великого поста все христиане становятся монахами и черпают мудрость, опыт из замечательной книги «Лествица». Раньше в церквах обязательно ее читали. Сейчас каждый может иметь эту книгу дома, мы живем в роскошное время, а 150-200 лет назад грамотных людей было мало, книг – еще меньше, поэтому то, что читалось в церкви, собственно и было образованием. А сейчас многие умеют читать и писать, можно найти книгу в интернете и начать осваивать науку духовной жизни.

– Ведь «Лествицу»можно читать не только Великим постом?

– Конечно.

– Все-таки книга написана для монахов. А как мирянам можно применить в своей жизни опыт, описанный в «Лествице»?

– Принципиальной разницы между монахом и мирянином нет, потому что спасение –для всех. Евангелие написано для всех: для мужчин и женщин, для детей и стариков, для докторов технических наук и музыкантов – совершенно универсальная книга. Конечно, у монашества есть некоторая специфика подхода к духовной жизни, но она техническая. Монахи, как правило, собираются в монастырях, поддерживают друг друга, собираются в семьи, но это семьи другого устроения. Однако некоторое подобие тоже есть: игумен – как отец, помощники игумена по хозяйственной части, по церковному пению – как старшие дети, остальные – как младшие. Все в послушании, начиная от монахов разных званий и кончая послушниками и трудниками, которые совсем как дети (по возрасту Христову). Поэтому в этом смысле большой разницы нет.

– То есть в основу всего ставится послушание?

– Нет. Для монаха главное – молитва. Само по себе послушание вещь, конечно, замечательная, это необходимое, но недостаточное условие. Одним послушанием не спасешься, хотя приобретешь некоторые качества. Чтобы спастись, нужно стяжать благодать Святого Духа, спасает человека только она. Есть четыре источника благодати Божией: Священное Писание, церковные таинства, добрые христианские дела и молитва. Для монаха главное – любовь к молитве. Как говорил преподобный Серафим Саровский, «если монах не молится, то это не монах, а черная головешка»–имея в виду одеяние, потому что монахи (или, как говорили на Руси, чернецы) ходят в черных одеждах. И главное, что отличает монаха от мирянина, – это особенная любовь к молитве: и к келейной, и к общей братской.

– Но зачастую сталкиваешься с тем, что в обязанность христианину вменяется именно то, что он должен быть послушным. Действительно ли это так? Что такое послушание и как мы можем его применить в здоровом смысле этого слова, не как узурпацию или давление?

– Для чего необходимо послушание? Люди повреждены гордостью. Гордость изживается вырабатыванием противоположной добродетели – смирения. А путь к смирению идет как раз через послушание. Гордый человек, как правило, очень «умный» и сам знает, что делать. Для него невыносим совет ни от матери, ни от отца, ни от учителя, ни от игумена, для него это страдание. А если человек решает в своей жизни идти по пути послушания, то происходит борьба с гордостью. В результате, победив гордость по милости Божией, человек от нее освобождается и имеет возможность достичь соединения с благодатью Святого Духа, которая его и спасает. Бог гордым противится. Пока человек горд, он не может спастись, это совершенно исключено. А через добровольно принятое на себя послушание у него есть шанс победить гордость. И в монастырях этому уделяется очень большое внимание, потому что для монаха главная задача жизни (без поисков еще чего-то: благополучия, карьеры, как обычно у мирян) – спасение.

– Получается, им чуть-чуть попроще, чем мирским?

– Проще понять, а усвоить сердцем это совсем непросто, очень даже непросто. Потому что человеческое естество и наша падшая греховная природа восстает против этого. Как дети: «Почему я должен? Я сегодня уже ходил, пусть он идет…» или: «Сколько можно делать эти уроки? Скорей бы каникулы! Ура, не учимся!»

– В среду будет совершаться так называемое Мариино стояние, будет читаться канон Андрея Критского. Но этот канон мы читали на первой седмице поста, зачем мы слушаем его вновь и объединяем с житием Марии Египетской?

– Есть прекрасная молитва «Господи, помилуй», она иногда повторяется подряд сорок раз. Так и что? Если я на первой седмице ел гречневую кашу, кто мне запретит есть ее на третьей седмице? Если канон святого Андрея – одно из самых лучших покаянных произведений Церкви, почему бы не повторить его чтение? Я могу еще и дома почитать. Чтению канона посвящена специальная служба,и она очень хорошо накладывается на воспоминание о подвиге Марии Египетской. Конечно, в Церкви много канонов, но в такой развернутой форме и со ссылками на Священное Писание – только у Андрея Критского. Это церковный шедевр. Также и в музыке: какие-то произведения мы можем слышать в концертных залах часто, а какие-то – редко.

– Вопрос телезрительницы: «Почему Господь Иисус Христос и Божия Матерь вознеслись на небо с телами, а когда умирают обычные смертные люди, возносятся на небеса только их души? Как все это связать, ведь мир наверху бестелесный?»

– Вы сами сказали:обычные люди. Вот мы сегодня говорили об Иоанне Лествичнике – это необычный человек, особенный, можно сказать, гений монашеской жизни. А Матерь Божию Церковь вообще именует «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим», ставит Ее выше всех, потому что из людей, которые когда-либо рождались на земле, Она единственная сподобилась того, чтобы стать Матерью Самого Бога. Какую же Она имела духовную чистоту, что с Ней это произошло!

Господь, как Новый Адам, первым проложил дорогу в тот мир, который мы ожидаем.Чаем воскресения мертвых, и жизни будущаго века. А для Него все это уместилось в одну краткую человеческую жизнь. Наступит такое время, когда Господь придет уже не как сын Иосифа-плотника, а как Спаситель с сонмом ангелов, все люди воскреснут, земля изменится, и будет окончательный Суд. Праведные, с точки зрения учения Господня, пойдут в жизнь вечную, а неправедные, тоже с точки зрения Суда Господня, – в муку вечную. Хотя на самом деле суд идет в течение всей жизни человека, и каждый сам выбирает, что с ним будет. Если человек верует во Христа и хочет вести христоподражательную жизнь, он наследует то, что Господь ему уготовал. А если он живет противоположной жизнью, он сам отвергает Христа.

– Недаром на этой седмице будет Похвала Пресвятой Богородицы – уникальная служба, которая совершается один раз в год.

– Да. Замечательный Акафист, тоже совершенный по своей форме. В нем мы воспеваем Ту, Которая является образцом следования за Господом и безукоризненной святости.

– Совсем недавно было Благовещение Пресвятой Богородицы, и на службе можно было услышать много слов о Матери Божией, Которая вместила в Себя Невместимого.

Поговорим о Марии Египетской. Человек, который придет на службу, услышит ее житие. Мы не будем сейчас его пересказывать, но это действительно уникальный пример для нас всех. Скажите, в чем суть подвига святой Марии?

–Есть такая поговорка в народе: «Береги платье снову, а честь смолоду». Мария, как и многие ныне живущие представительницы лучшей половины человечества, втоптала свою жизнь, чистоту в неимоверную грязь –и тем не менее была призвана Богом, откликнулась на Его призыв и совершенно исправила свою жизнь, став всеми почитаемой подвижницей, образцом. Конец – делу венец. Она начала с такого образа жизни (не буду произносить ругательных слов), которому никак нельзя следовать. Хотя почему-то сейчас юные девы наперебой хотят окунуться в самую грязь, это считается «круто», как они говорят. Но это крутизна отвращения. В христианстве все наоборот: самый крутой тот, кто раздал все имение нуждающимся, тот, кто вместо того, чтобы прославиться какой-то гадостью, известен добрым нравом, хорошим поведением или замечательным отношением к родителям, к учебе, благодарностью к учителям, усердным трудом по содержанию чистоты в классе и так далее, то есть именно духовными качествами.

– Вопрос телезрителя: «Расскажите о простых и заказных записках. В храме многих хочется помянуть, но всех в записках не напишешь, а хочется, чтобы во время службы за всех вынули частичку».

– Можно за каждого вынуть частичку, а можно вынуть одну частичку за всех тех, кто пришел в храм и поминает своих живых и усопших родственников. Это совершенно равноценно. Представьте себе Храм Христа Спасителя, где собралось десять тысяч человек, и каждый подал две записки: получается двадцать тысяч записок. В храме Великой Софии в Константинополе, например, клир состоял из нескольких сот священников, правда, там записки никто не писал, в моде такого не было. Каждый прихожанин знал, что он священник Бога Вышнего, у него есть высшее достоинство: он христианин. И он мог участвовать,например, в выборах священства, обсуждать какие-то вещи, даже догматические, если у него хватало образования.

Если хочется помянуть всех, стой на службе и поминай. Если память слабая, можно завести книжечку-помянник. Или Вы думаете, что Ваша молитва будет менее достойна, чем молитва человека, который в своем священническом достоинстве носит дополнительные одежды? Совсем нет. Достоинство молитвы – в достоинстве христианской жизни человека. У нас Церковь –Единая Святая Соборная и Апостольская, мы всё делаем вместе. Если есть возможность помянуть каждого – слава Богу! Но эффективность этого хороша только в деревне, когда священник по почерку понимает, кто написал, и знает людей, о которых молятся. Молитва человека, который лично знает Маню, Ваню, Катю, упомянутых в записке, гораздо ближе к сердцу.

– И с практической точки зрения тяжело читать каждое имя, ведь записок подают очень много. Не всегда священник даже может их прочитать, и их читают пономари.

– Да, пономари читают. В монастырях вообще привлекают всех монахов, паломников. Я сам много раз читал записки, когда бывал в Печорах. Там каждому паломнику дают синодик, и, пока идет служба, он читает.

– Вопрос телезрительницы: «Есть такое мнение, что после Причастия нельзя плеваться, чистить зубы, полоскать рот. Правда ли это?»

– Не знаю, в церковных книгах об этом ничего не сказано. Но плеваться вообще дело не очень приличное. Когда человек плюется, это выглядит отвратительно.

– А если человек болеет и ему нужно это сделать?

– Нужно это сделать не при всем честном народе. Существует такой предмет, называется носовой платок, сейчас в изобилии продаются бумажные платочки.

– Порой люди задают такие вопросы, потому что есть некая благочестивая традиция сохранить в себе Причастие.

– Причастие сохраняется не этим. И потом, мало кому приходит в голову плеваться сразу после Причастия. Для этого в храме и существует специальное питье, которое пьют причастники.

– Люди даже стараются сжигать платочки, если вдруг сплюнули.

– На здоровье! Некоторые сжигают и вербочки, и яичную скорлупу от пасхальных яиц…

– В принципе, почему нет, если человек хочет.

– Объясню. Достаточно прочитать текст молитвы, которую читают священники над куличами, яйцами: это просто освящение еды и больше ничего.

– Вернемся к нашей теме. Преподобная Мария Египетская была крещена, как же она так пала?

–Господи, помилуй! У меня есть любимый список крещеных людей: Адольф Гитлер, Владимир Ульянов, Карл Маркс, Сосо Джугашвили, Лаврентий Берия, Серго Орджоникидзе, Феликс Дзержинский... Достаточно крещеных? Того, что человек крещен, еще недостаточно. Важно, был человек христианином или нет.

Я думаю, что Марию Египетскую крестили родители, потому что хотели, чтобы она была воспитана как христианка. Почему этого не случилось, не знаю, может быть, они рано умерли или не имели возможности ее воспитывать. А может, она была непослушной девочкой. Главное, когда Господь не допустил ей войти в храм, она совершенно правильно это поняла, прочувствовала сердцем и ужаснулась. И это говорит о том, что вера у нее сохранялась.

– Просто никак не проявлялась?

– Мы не знаем. По крайней мере, она предавалась греху с удовольствием и радостью–и ничего плохого в этом не видела. Как многие люди теперь говорят: «А что?»…

– То есть, зная, что Бог есть, что будет наказана, все равно предавалась греху?

– Обычно человек ни о каком наказании не думает. Человек молодой всегда думает, что жизнь бесконечна.

– Успею исправиться.

– Или так. Все мы разные. Недаром поется в антифоне:«От юности моея мнози борют мя страсти», потому что желания столь сильные, что человек не может сказать им «нет», потому что нет навыка послушания.

– Все равно мы возвращаемся к послушанию.

– Да. Если человек имеет навык послушания, жить ему гораздо легче. Ему и работать легче, да и любят его все: скромный, послушный человек. Об этом все начальники мечтают. Кому нужен подчиненный, который все время спорит и отстаивает свою правоту?

– А если он при этом дело делает?

– Какое-то время его будут терпеть, но потом все равно устанут. Может быть, будет реорганизация, сокращение штата в связи с кризисом, и он первый «полетит». Потому что людям нужно качество жизни, а в качество жизни входит покой, а не так: на работу как на каторгу. Хочется идти на работу как на праздник. А тут вспомнишь: «Ой, опять там этот!», и к обеду уже голова от него болит.

– Вопрос телезрительницы: «В этом году у нас с мужем 50-летие совместной жизни. Я постоянно хожу в храм в мужской монастырь, муж ходит редко. У нас двое детей. Дочь говорит: “Вам надо повенчаться, а то мы у вас незаконнорожденные”. Мне бы тоже хотелось, муж вроде бы не против, но и без энтузиазма. Что Вы скажете, как посоветуете?»

– Что тут советовать? У вас уже все решено, я не понимаю, почему вы тянете. Какие-то вы странные люди, я бы сказал. Муж не против, жена хочет, дочь говорит: «Сколько можно!..», а вы все тянете. Я вам посоветую написать и повесить над кроватью плакат «Какие-то мы странные люди» и внизу: «протоиерей Дмитрий Смирнов».

– Дочь говорит, что они незаконнорожденные. Разве после венчания дети станут законнорожденными?

– С точки зрения Церкви – да. Супруги ходят в храм, крещеные и верующие. Если бы какому-нибудь священнику пришло в голову у них спросить, венчаны ли они и они бы ответили: «Нет», то надо им сказать: «Придете причащаться после венчания». Потому что если человек не признает таинств Церкви, он не может быть христианином. Таинство Брака – это одно из важнейших таинств, а взрослые люди, прожив 50 лет вместе, полностью это игнорируют. Значит, надо «пошевелить» их. А как? У Церкви нет никаких рычагов, чтобы заставить.

– Увещевать.

– Дочка уже увещевает. А вот если им сказать: «Причащаться не будете. Мы вас отлучаем от Церкви, пока вы не придете в норму», тогда они зашевелятся.

Другое дело, когда жили два человека, один – комсомолец, другой– партработник, потом партработник покаялся. В 90-х годах десятки коммунистов приходили и говорили: «Батюшка, я раскаиваюсь, что состоял в партии».Кто-то был военным, кто-то – большим руководителем, и к вступлению в партию просто подталкивали. Я прекрасно помню это время, мне тоже предлагали вступить в партию. У нас парторг был замечательный человек, я до сих пор его помню, люблю, во время войны он был военным летчиком,просто героическая личность. На фронте он вступил в партию. Я ему говорю: «Хорошо, я вступлю в партию, а как я людям буду в глаза смотреть?» Он говорит: «Ты кощунствуешь». Я отвечаю: «Я не кощунствую, я – верующий человек, хожу в церковь. И я буду вступать в партию Ленина, Сталина? Это просто какой-то абсурд». Все успокоилось, и никто меня больше не трогал.

И вот один из этих людей вдруг уверовал в Бога, принял святое крещение, стал ходить в храм, даже вышел из партии, хотя этого не требовалось. Церковь никогда не требовала от человека выходить из партии. А жена, к примеру, так и остается комсомольским работником, то есть венчание для них невозможно. В этом случае пусть муж ходит в храм, причащается, никто ему слова не скажет. Разводиться в таком случае нам апостол не благословляет, потому что, может быть, жена неверующая спасется мужем верующим. Но в том случае, который описала телезрительница, надо сделать брак полноценным, или, как выразилась дочка, законным с точки зрения закона Божия. Тут все ясно.

– Вопрос телезрительницы: «Моя дочь встречается со старообрядцем, и он говорит, что, если они будут венчаться, она должна принять их веру. Я бы хотела узнать, если она уйдет к старообрядцам, что делать, она же православная?»

– Какая же она православная, если хочет уходить к старообрядцам.

– Телезрительница: «Она не хочет».

– Если не хочет, вопрос закрыт.

– Телезрительница: «Поняла, спасибо».

– Видимо, просто ей удобно ходить в эту Церковь.

– У нас очень серьезные экклезиологические расхождения со старообрядцами. А в христианском браке оба супруга должны строить домашнюю церковь. Как строить церковь с человеком другой конфессии? Конечно, старообрядцы – христиане, мы не спорим. Но мы спорим о присутствии благодати в их организации, потому что у всех дорогих нашему сердцу старообрядцев незаконные иерархи. Единственный законный для старообрядца путь – это прийти в единоверческую Церковь, где обряд старый, но иерархия получена от Православной Церкви.

– Вопрос телезрительницы: «Мой сын – наркоман. Как мне, матери, молиться?»

– Молиться нужно так: осенить себя крестным знамением, сказать: «Господи, помилуй» и сделать поклон.

– Телезрительница: «А кому молиться? Какие молитвы читать?»

– Я же Вам сказал, самая главная молитва в Церкви – «Господи, помилуй».

– Телезрительница: «А может быть, мне говорить: “Господи, помилуй раба Божьего Евгения”?»

– Вы думаете, что Бог не знает, как зовут Вашего сынка?

– Телезрительница: «Мне сказали, что нужно читать 150 раз “Богородице Дево, радуйся”».

– А если Вы будете читать 151, что-нибудь от этого изменится в лучшую сторону? Что лучше: 151 или 150?

– Телезрительница: «Понятно. Еще я читаю акафист Богородице перед иконой “Неупиваемая Чаша”. Если читать его постоянно, это поможет?»

– Это зависит от веры. Если человек твердо верует, что поможет, – обязательно поможет. Если человек сомневается, пусть он произносит молитву одного человека, у которого сыночек тоже был бесноватый: «Верую, Господи, помоги моему неверию».

– Телезрительница: «Верую».

– Если веруете, тогда поможет.

– Когда говорится о домашней церкви, о воспитании и спасении души, всегда назревает такой вопрос: как сохранить свою чистоту (если она сохранилась) или как не впасть в еще больший грех в современном мире, именно в мегаполисе Москве? Так тяжело порой не отвлекаться на внешнюю суету.

– А чем Москва отличается от Саратова или от деревни Взгляднево Сергиево-Посадского уезда? Ничем. Такие же люди ходят по улицам.

– Но в Москве больше ночных клубов, кафе…

– А Вы когда-нибудь бывали в ночном клубе?

– Очень давно.

– А я никогда не был. Я не знаю ни одного адреса ночного клуба–и хорошо себя чувствую. Мало ли какие есть заведения! Есть подпольные казино, например. Если захотите, то за два дня в Москве найдете подпольный игорный дом. Я уже не говорю о всяких других заведениях. Свинья всегда найдет себе грязную лужу, независимо от того, мегаполис это или микрополис. В чем тут удерживаться? Просто у каждого человека свои интересы. Кому Монтеня читать, а кому, как псу, возвращаться на свою блевотину.

– Порой альтернативы нет. Общаешься с молодежью, со сверстниками…

– Надо же знать, с кем общаться. Если твои знакомые наркоманы, и ты будешь наркоманом. А если ты общаешься с тем, кто ходит в Большой зал Консерватории слушать музыку, то и у тебя будет соответствующая компания. Если ты дружишь с христианами, это один круг общения, если дружишь с иеговистами, это другой круг общения. Человек сам выбирает, с кем ему быть в этой жизни и после того, как душа отойдет в мир иной. С кем ты здесь – с теми ты и там.

– Очень важные слова, отец Дмитрий. Просто многие этого не осознают. После эфира я поеду домой и буду проходить через толпы молодых людей. Я, конечно, к ним не пойду, но мне неприятно: как можно в достаточно поздний час быть там и тратить свое время?

– Мне очень радостно, что Вам это непонятно и неприятно. А им это и понятно, и приятно. И если тех ребят посадить к нам в студию, чтобы они послушали, о чем мы говорим, им будет скучно и неинтересно.

– Вопрос в том, как поменять интерес. Ждать, как Мария Египетская, пока Господь постучится в сердце?

– А как мы можем поменять интерес? Если они придут, будут спрашивать, мы всегда готовы к разговору. Я очень люблю, когда молодежь меня куда-то приглашает. Когда аудитория маленькая, человек тридцать, я им говорю: «Вы сами ко мне приезжайте, я выделю зал, и мы поговорим о чем хотите». А если аудитория большая – 300-800 человек, я готов приехать и ответить на все заданные вопросы. Очень приятно услышать, чем дышит молодежь, о чем говорит, что их заботит. В любом городе спрашивают примерно одно и то же, и понятно, какими думками живет молодежь. Но никто не задает вопрос: «Идти в ночной клуб или не идти?» Мне, например, предложили бы за большие деньги пойти на какую-нибудь дискотеку... Ну, это надо очень большие деньги предлагать!В нашем храме надо крышу перестилать, нужно несколько миллионов. Я бы мог на это потратить. Пойти, чтобы помучиться...

– Может, попроповедовать? Может, там вопросы зададут?

– Кто в таком шуме будет проповедовать? У меня была одна попытка, очень неудачная;потом газеты переврали мою мотивацию. Так что это бессмысленно. Интересы церковных людей диаметрально противоположны тому, что предлагает этот мир. С другой стороны, молодых жалко, потому что им будет очень трудно и с воспитанием детей (они не знают, чему учить), и с организацией своей семейной жизни. Вместо того чтобы этому учиться, они поглощают то, что не является качественным продуктом.

 

Ведущий: Сергей Платонов
Расшифровка:Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать