Беседы с батюшкой. Новый год

1 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове протоиерей Андрей Алексеев.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Сегодня у нас в гостях настоятель храма святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове, кандидат богословия, кандидат исторических наук, председатель Комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ при Епархиальном совете города Москвы протоиерей Андрей Алексеев.

Здравствуйте, батюшка!

– Здравствуйте, дорогой Сережа, дорогие друзья! Сердечно приветствую вас всех и поздравляю с Новым годом!

– В нашей церковной среде не всегда принято... или даже, может быть, и принято, но у нас особенное празднование Нового года.

– Размышляя об этом событии как священник, который каждый год сталкивается с этими вопросами, хотел бы сразу поднять такую тему. Во-первых, обозначить самое главное: у нас впереди, безусловно, особое событие – день Рождества Христова, великий светлый праздник. У нас продолжается пост, причем с завтрашнего дня начинается строгий пост.

В течение многих лет служения у престола Божия и многих моих лет – мне 47 – я размышлял уже в церковном пространстве о том, каким образом нам, находящимся в сегодняшних условиях жизни и служения, правильно относиться к этому дню.

Это праздник из категории праздников добрых или недобрых? Я подчеркиваю, что пьянство, блуд, непотребство, объедение и так далее – эти грехи могут быть свойственны любому дню, не только этому событию. Хотя, к сожалению, нередко именно на подобные дни приходится такое необузданное празднование чего-то плотского. Но в любое время подобные страсти плохи.

Но давайте рассмотрим, каков этот день по своему содержанию? Он семейный. А у нас сегодня в отношении семьи большие проблемы. Он добрый.

– Шумный.

– Шуметь и сильно шуметь – плохо всегда. На день Ангела тоже можно так нашуметься… Я знаю случай, когда человека убили после празднования крестин.

Друзья мои, что мы хотим получить? На мой взгляд, сегодня огромное поле для миссионерской работы именно в дни, когда можно взять какой-то добрый праздник – подчеркиваю, добрый – и наполнить его еще лучшим содержанием.

– Несмотря на то, что пост.

– Несмотря на то, что пост. А что мешает христианину собраться с близкими людьми? Друзья мои, подчеркиваю, что те, кто дошел до высокой ступени духовной жизни, в этом, возможно, участвовать не будут. Я рассуждаю про большинство. Как с ними-то быть? Когда родственники еще не приблизились к посту. Когда близкие разделяют это событие и, в принципе, готовы услышать что-то хорошее, светлое, доброе, полезное. Как подготовиться к этому, как поступать, если находишься в такой ситуации? Может быть, не успели в этом году, так давайте продумаем на будущее, как наполнить этот день добрым содержанием  тем, у кого родственники еще в пути. Они будут собираться, будут готовить еду. Хорошо, давайте приготовим постный стол: можно сделать постную пиццу, овощные салаты; с рыбой, морепродуктами можно сделать что угодно, постные пироги с капустой, картошкой, грибами, постные торты. Помните, как прочитаешь у Лескова о посте – и хочется поститься. Потому что это культура. Давайте поставим всё это на стол. Не грех поднять бокал вина.

– Шампанского?

– Тут каждый сам решает для себя. Вопрос: сколько? И как себя вести при этом? Если заранее приготовить программу... А какая у нас программа? Новогодний благодарственный молебен Господу.

– А в этом году будет молебен, если это суббота?

– Это уже уставные особенности. Можно отслужить его вечером, можно утром после литургии. Здесь как уже благословит священноначалие, варианты есть разные. Вопрос в том, что потом, придя домой, если люди готовы это поддержать, помолиться, сесть за трапезу, благодаря Господа, вспомнить об уходящем годе и подумать о том, каким образом провести предстоящее лето, воздавая должное Творцу мира, порассуждать о планах на грядущий год.

И если люди предполагают какую-то культурную программу, ее важно организовать. Нужно подумать, о чем разговаривать за столом, придумать какие-то формы интеллектуального общения, где-то добавить что-то хорошее, доброе, может быть, и веселое, но соразмерное тому, что у нас пока все-таки идет пост. И такие варианты есть. Можно взять что-то историческое.

Дорогие мои, если мы рассуждаем о строгости поста, то многие ли соблюдают его как должно? А если все равно будут что-то смотреть, тогда, может быть, стоит подобрать что-то достойное, хорошее и красивое, оттолкнувшись от которого можно направиться к чему-то большему. Может быть, не сразу, но ведь это важно; и кто-то же должен об этом позаботиться.

Вот пришла женщина, она воцерковляется. И она занимается организацией светских мероприятий. Пока она еще плотно находится в миру, в Церкви делает только первые шаги.

– Батюшка, знаете, я задумалась: сейчас я не могу уйти со своей работы, и мне приходится участвовать в организации мероприятий, в том числе корпоративов. Как быть?

– Послушайте, конечно, в одночасье и все сразу невозможно, ведь Вам нужно кормить семью. Но можно подумать о том, как наполнить то, что Вы делаете, другим содержанием. Может быть, отчасти, хоть в малой степени, пока Вы двигаетесь к тому, чтобы поменять работу, если она связана с тем, что непотребно. Есть такое?

– Бывает.

– А может быть, стоит пересмотреть концепцию? Может быть, начать с того, что поразмышлять на будущее, как организовать этот праздник так, чтобы не было непотребства? Ведь есть люди, которые ценят высоту, и к Вам смогут обращаться клиенты, которые будут просить сделать все это красиво, содержательно, интересно.

Это, конечно, такое размышление вслух в отношении наполнения этого времени такими смыслами, которые для нас значимы и важны. Потому что на этом можно строить. Сегодня мы думаем о первом этаже, завтра – второй, третий, а не в одночасье решили подняться на самый высокий этаж и там задержаться навсегда. Скажу честно, когда я вижу в людях такие попытки, очень часто это заканчивается падением даже ниже первого этажа. Может быть, стоит потихонечку, поступательно развиваться, а не пытаться сделать все сразу, в одночасье, чтобы не свернуть себе шею, махнуть на все рукой и все бросить: и духовную жизнь, и хоть маленькую аскезу, и чтение духовной литературы и удивительной евангельской благой вести. Может быть, стоит начинать с малого, идти потихонечку…

Как писал святитель Василий Великий, возьми лучшее в мире языческом, посмотри, рассуди, что из того, что вокруг тебя, можно использовать, чтобы подумать о перспективе развития. Не в одночасье, а потихонечку привести человека к тому, что он начнет думать о чем-то большем. А потом, если сердце его откроется перед Богом, Господь его поведет.

И вообще надо прийти к тому, чтобы когда-то спокойно отнестись к этому событию. В принципе, и сейчас надо относиться спокойно. Просто у каждого своя мера, и здесь важно определиться, кто и что мы в этом мире. Мы христиане, мы соль этого мира. И тогда стоит помочь нашим близким подойти к чему-то большему, наполняя их жизнь на этом начальном этапе вхождения в церковную ограду тем, что их возвысит. Пусть этот путь начинается с совсем незначительного, но к большему приведет.

– Правильно ли я понял Вас, отец Андрей, что даже такой светский праздник, как Новый год, бывающий накануне Рождества, можно облечь в такую форму, которая станет основой для будущего вхождения?

– Именно так. И я замечаю, как в жизни многих людей такой постепенный, поступательный подход имеет продолжение. Люди приходят за советом, как провести это время с близкими: родственники пригласили за стол, может быть те, с кем человек живет в одной квартире. Отказаться? А может быть, стоит помочь организовать все это? Или выступить в качестве того, кто готов посодействовать и привнести ту маленькую высоту, на которую ты поднялся, туда, за этот праздничный стол, и помочь людям подойти к чему-то большему.

Ведь если начать вести борьбу там, где не нужно бороться, мы оттолкнем от себя многих людей. Дорогие, будем внимательны и аккуратны, нельзя в нашей жизни все перемешивать. Есть главные задачи. Еще раз подчеркиваю: мы с вами – соль этой земли.

У нас впереди важное событие, мы к нему еще должны подойти. Наш праздник еще через несколько шагов, но сейчас у наших близких событие, которое можно наполнить добрым содержанием, помочь этим людям собраться, увидеться, пообщаться.

Мы служили ночную литургию, и сейчас эта практика довольно распространенная. Знаете, такая спокойная, к Богу обращенная молитва в первый день новолетия собирает многих людей. И у нас почти полный храм.

– Как встретишь, так и проведешь…

– Да. Первый возглас: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и присно, и во веки веков! Аминь». Это же милость Божия, что люди приходят помолиться, причаститься, а потом прийти за семейный постный стол и что-то хорошее сказать друг другу, заранее готовя слова, какую-то программу, сценарий. Ведь можно получить много хорошего: для себя полезного и для близких приятного. Если мы изначально подойдем с пониманием того, что важно наполнить этот праздник верным содержанием.

– Мы говорили про стол, который Вы достаточно красочно расписали: и рыба, и морепродукты. Но ведь морепродукты – это изыски в нашей кулинарии, и рыба достаточно дорога, не все ее могут себе позволить. Об этом можно много говорить... Но не будет ли этот праздничный стол способствовать  объедению? И при этом еще включенный телевизор, по которому показывают традиционные новогодние фильмы Эльдара Рязанова и других. Не будет ли это неким перебором в нашей духовной жизни, или к этому надо относиться как-то по-другому?

– Скажу вот о чем: мы на каждом шагу что-то нарушаем. Ведь я рассуждаю о тех, кто в пути. Конечно, по большому счету не включать бы ничего, но многие ли готовы к этому? Мы не замкнулись на себе: какие мы хорошие, можем обойтись без этого и того уже не совершаем. А вот как быть с остальными? С большинством? Да, есть те компромиссы, на которые идти нельзя. Есть то снисхождение, которое недопустимо: можно главное расплескать, можно уйти от сути. Можно лишить себя и своих близких того праздника, к которому еще нужно подготовиться: пост идет, дорогие, и трезвиться необходимо.

Я рассуждаю о снисхождении, о том, что мы, не замыкаясь в некой резервации, не уходя в сторону от реальной жизни, понимаем, что сейчас для этих людей – а их большинство – необходимо что-то такое, что может их сподвигнуть  начать идти к тому Событию. И в следующем году уже не сделать чего-то такого, что в этом они совершали легко. Постепенно, потихонечку, как говорил преподобный Амвросий, но постоянно двигаться к этому.

Я обращал внимание, что даже когда совершаются какие-то нехорошие поступки на улице, в метро, где угодно, важно, как сказать об этом человеку. В каком духе находится тот, кто говорит, каким тоном обращается к совершающим некое беззаконие. Вот если помолишься и скажешь по-доброму, слышат ведь. Причем у меня были такие случаи... но скажешь по-доброму, и ведь слушают, да еще и вопросы задают. А если скажешь зло, то и получишь такое же. Это поле для просветительской работы, и оно очень широкое.

И здесь, не забывая о главном, помня о твоих основных задачах, важно этих людей вести от меньшего к большему. Не испугать их тем, что православие – это когда нельзя, ничего нельзя. Нет, друзья мои, это иное, это высота, до которой еще нужно дорасти. Но сейчас нужно определить для себя свою меру. Давай посмотрим и рассудим: может быть, стоит от чего-то отказаться из того и того, чтобы потом принести к яслям свой маленький дар. Хоть чуть-чуть от чего-то отказаться. А вот это и это, что ж, пока пусть будет так. Но на будущий год я еще что-то отсюда уберу. Одну маленькую толику, а остальное еще продолжу, но, может быть, в меньшей степени. Но ведь к этому надо подойти.

Или: нельзя! Нельзя! Это тоже нельзя! Положи. Не смотри. Не ходи. Неукрепленного человека, а тем более юного, вне всего этого находящегося, это может сильно оттолкнуть от самой радостной – потому что настоящей, истинной, Божьей – веры, от православия. Давайте будем стараться искать золотую середину, не впадая в какие-то крайности. Ведь всему свое время, каждому – свое. Ведь мы не облачаем младенца в великую схиму. Конечно, можно, но правильно ли это? Вот и весь сказ.

Еще раз подчеркну, что в любое время года, за любым праздником всякое невоздержание плохо и греховно. Речь идет о том, как использовать эту «площадку», чтобы кого-то привлечь к Церкви. Но и тот, кто это устраивает, должен сам быть на высоте, посмотреть, что у него в тарелке лежит, что налито в бокал и как он вышел из-за стола. По окончании всего этого ему за себя не стыдно? Программа, которую он готовил, достойная?

Это некоторые предложения. Конечно, кто-то к этому, может быть, не готов. Я рассуждаю о том, что вижу сам и чем занимаюсь в пастырской практике служения на приходе, где очень много молодежи, детей, молодых семей, семей воцерковляющихся и приходящих с вопросом «Как нам быть? У нас семья, близкие, как наполнить праздник содержанием?». И знаете, какие потом бывают рассказы о том, как прошел семейный вечер, как люди потом пришли в церковь! Как люди потом говорили:

– У нас были таки-и-и-е представления о Церкви… А оказывается, здесь есть что-то красивое, интересное, у нас такого праздника не было никогда. Мы ели, пили и гуляли, шли стреляли, потом снова пили и ели; и так несколько дней.

– Так есть разница?

– Оказывается, есть. Оказывается, можно иначе.

– А кто вас так научил? Христос? Слушайте, познакомьте меня с Ним, а?

– То есть главное, чтобы потом не было горького послевкусия: когда просыпаешься после перепития с неприятными ощущениями?

– Важно, чтобы человек понимал, что все мы сегодня находимся в пути. И для того, кто учится, необходимы какие-то ступени, какие-то костыли, определенные средства передвижения. Сегодня он еще не может бежать. Если предложить ему сразу сесть на скоростную машину, а он еще на велосипеде не ездил, то что он сделает? Поступательно, постепенно, ведь это еще младенцы в вере. Надо им дать что-то такое, что уже будет добрым, хорошим, но пока еще детским. Больших требований не предъявлять, но уже что-то поставить как важную задачу, как ответственный момент своего поведения, отношения к близкому, к тому, что смотрю, что вкладываю в сердце.

Сколько в эти дни непотребства на экране, откровенной пошлости и откровенно циничных представлений, низких шуток. Я не смотрю всего этого, но люди рассказывают. И они плюются, но и смотрят! Понимаете? А ведь можно иначе, но кто-то об этом должен сказать и предложить начинающему практиканту какую-то альтернативу. Вот это нельзя. Что можно?

– Хороший вопрос. Как предложить альтернативу тому, что сейчас на телевидении? Ведь каждая семья нашей страны провела Новый год за накрытым столом у экрана телевизора.

– Не каждая. Может быть, большинство, но не каждая.

– Не приучены мы к какой-то программе. Скажу про себя: мы сейчас очень редко собираемся с друзьями и даже не знаем, как общаться, потому что очень много всего. Мы просто начинаем играть в какую-то настольную игру, которых сейчас очень много, например та же «Монополия». Мы играем, и время проходит достаточно удачно. Но какие Вы могли бы привести примеры, как провести Новый год? Как, например, Вы провели?

– Я служил литургию, помолился, потом сказал пожелания прихожанам, поздравил их и проводил, потому что впереди была еще десятичасовая литургия и новогодний благодарственный молебен. У нас было так. А уже потом наша с вами вечерняя встреча. Нельзя говорить о моем примере, потому что я священник и это воскресный день. Я рассуждаю о тех мирянах, которые в этом мире живут и общаются с близкими, которые еще в пути.

– Но ведь священник тоже человек.

– Согласен, поэтому я и рассуждаю на эту тему. Многие приходят ко мне за советом и заранее готовят эту программу. А потом еще приходят посоветоваться, какой туда ввести персонаж – это может быть какая-то сказка – кого убрать, кого вставить. Какие произнести слова, какие стихи прочитать. И когда человек начинает об этом заботиться, у него потихонечку складывается представление о том, о чем он прежде так не мыслил. И у тех, кто потом будет сравнивать, возможно, будет послевкусие: оказывается, это было лучше.  А давайте-ка еще раз это сделаем в будущем. Еще расширим наш круг. Мы вот тех, тех не звали, давайте позовем, пусть они тоже посмотрят: оказывается, можно вот так.

Это начальный этап. То, что связано с нашим постепенным движением. И в то же время доброе слово всегда действует на человека. Когда мы рассуждаем с нашими близкими о чем-то хорошем, о том, что созидает, и в это вставляем самое ценное, что у нас есть – нашу веру, все преображается.

Например, каждому из сидящих за столом сказать слова благодарности Богу: за что ты благодаришь Бога в ушедшем году? Что хорошего было? И каждый встает и рассказывает маленькую историю… Это летопись.

Люди продумывают какую-то игру, но наполняют ее таким содержанием, когда можно подумать о каких-то нравственных категориях.

Ну ладно. Раз они смотрят телевизор, давайте дадим хороший фильм.

– Какой, например?

 – У нас был киноклуб, причем действовал в дни Рождественского поста, мы смотрели фильм «Монах и бес» и обсуждали эту тему. Более того, сейчас я получил от знакомых номер телефона режиссера этого фильма, хочу позвонить и пригласить его к нам на подворье и поговорить с ним. Этот фильм, безусловно, явление в современном кинематографе, но у нас есть и вопросы, и стоит поговорить, порассуждать. Можно посмотреть этот фильм, а можно поискать и другие. Подчеркиваю, что это для тех, кто смотрит телевизор, а тем, кто не смотрит, не надо. Кто-то отказался от художественного кино, а документальное еще смотрит, возьмите документальное. Давайте посмотрим что-то хорошее о монастыре или о каких-то чудесных явлениях в этом мире, можно какой-то добрый фильм про природу.

– Можно посмотреть свою домашнюю кинохронику, если семья ее ведет.

– А можно взять какую-то тему, связанную с войной, она популярна всегда, потому что вызывает в человеке доброе направление патриотических чувств. Вот как много разных возможностей.

Знаете, сейчас рассуждаю с Вами об этой теме, а уже с некой перспективой смотрю в ближайшее будущее. Ведь у нас с вами скоро, дорогие мои, Сретенский фестиваль творчества духовных школ города Москвы: 20 февраля на сцене Московского государственного академического музыкального детского театра имени Н. И. Сац. Уже седьмой год мы проводим это мероприятие.

– В двух я даже поучаствовал.

–  Вот как интересно, Сережа! Ведь это не только музыкальная программа, мы готовим спектакли, будут выступления творческих коллективов. Мы пускаем всех. 20 февраля, понедельник Масленичной недели, это уже скоро. Мы вас ждем! В 15-30 надо быть в театре, в 16-30 начало. Вход свободный, садитесь на свободные места. Будет полный зал, и будет интересно: на сцене будущие священники с программой и молодежь, юноши и девушки, пришедшие поговорить о Рождестве, о пришествии в мир  Христа, о том, как Божие слово можно облечь со сцены во что-то ценное и показать в спектакле то, что можно показать. Можно спеть добрые песни и уйти оттуда в состоянии радости, наполненности.

Это тоже некая связующая нить, и эти события тоже можно связать: одно стоит на своем уровне, а другое стоит выше. Но ведь это те же люди, которые участвуют и в одном, и в другом. И постепенно они будут идти от одного к чему-то большему. Или давайте все перечеркнем, и кто тогда подойдет к тому, что высоко? Единицы.

Знаете, я очень люблю перечитывать труды нашего выдающегося миссионера святителя Иннокентия Московского. Он пишет, как ходил к алеутам и как общался с ними. Он предлагает нам и сегодня задуматься: а в каком мире живем мы? Ведь наши собратья, не знающие элементарных вещей в христианской жизни, – вот они, перед нами. Кто им расскажет и когда расскажет? А тут хорошая возможность порассуждать. Вынимается маленькая записка, и надо о чем-то рассказать. Мы можем это разнообразить. Не просто поднялся, сказал слово и пригубил вина, а рассказал, что интересного было в твоей жизни в течение этого времени, за что ты благодарен Господу. Как ты относишься к тому, что Господь  тебе дал? Прошел год жизни – расскажи, поделись. Другой человек вынимает записку, у него: «Расскажи о том, о чем ты пока не готов благодарить Бога, но понимаешь, что это тоже произошло не просто так». Ведь мы должны учиться благодарить Бога и за скорби. Нам тяжело это понять, но ведь это некоторая ступенечка. Тот, кто продумал эту программу, вложил в нее все это.

А еще впереди праздник Рождества Христова. Вопрос: «Что это такое? Почему его празднуют? Что случилось?» Бог родился в этот мир. Как Он родился? Как мог родиться Тот, Кто не рожден? Он был всегда. Вот странно. Давайте порассуждаем. Вам попался такой вопрос, давайте порассуждаем. Почему Он пришел? Он Новый Адам. Почему Он Новый Адам? А кто такой ветхий Адам? Ах, он пал в раю и сам подняться не мог. Воля, ум, сердце изменились: дьявол вошел в жизнь человека. Смерть пришла. Грех пришел. И сам человек был не в состоянии победить. Поэтому рождается Спаситель, чтобы спасти, избавить нас от власти греха, смерти и дьявола. И к этому дню нужно готовиться. Вот и у нас за столом было то и то, а сегодня мы это не поставили. Почему? Потому что это время некоторого воздержания. Мы отказались сегодня от просмотра пошлых программ,  не пьянствуем за столом, знаем меру, а какую-то категорию напитков вообще не поставили на стол (может быть так). Зачем мы это сделали? Это что, тоже уже какое-то воздержание? Конечно. Это уже твое личное желание изменить некую программу своей жизни; ради чего и ради Кого? Это уже тоже некий пост для того, кто начинает свой путь. А таких большинство. И кто-то им помогает начать это воздержание.

Мы с вами могли бы сегодня совершить то или иное, а не делаем этого, потому что у нас время поста. А мы вообще этого не делаем, потому что это плохо в любое время. Потому что мы христиане.

Такие вот вопросы для разговора можно написать в записочках и порассуждать с людьми. И таких вопросов немало.

Ко мне приходят светские педагоги и советуются, какой спектакль им поставить на Новый год. Все равно ведь будет у детей какая-то сказка. Что нужно показать? Ведь если за этим не наблюдать, такие сказки будут, такие представления и такие елки, что будет и стыдно, и страшно. Но, слава Богу, есть те, кто старается наполнить все это добрым содержанием. И кому-то из них, может быть, стоит чуть-чуть подсказать,  тогда высота эта будет больше. Тогда радости этой будет больше, и будет ступенечка для еще чего-то более высокого, значимого, к чему сегодня человек пока не готов, но к чему должен быть призван. Кем? Нами. Христианами, солью этого мира.

– Сейчас я подумал о том, что православные к Новому году даже елку не наряжают, а наряжают ее только к Рождеству. Ведь до революции Рождество было на своем месте, 25 декабря. Вот я делаю для себя вывод из Ваших слов, что надо перебороть какие-то свои убеждения,  специально созвать друзей, несмотря на то что ты хотел провести этот Новый год в уединенном состоянии. Но позвал, накрыл стол, организовал, рассказал, а потом они придут  к тебе на Рождество и ты уже покажешь другую сторону.

– Можно так, но это не должно быть жестким правилом: «делай – не делай». Просто всему свое время, у кого-то естественно делать так, пусть он наряжает елку в одно время, а у кого-то по-другому, пусть он это делает по-своему. Дайте возможность людям не испугаться нас: «У-у-у... у них там знаете что? У них там община....» Мне, правда, доводилось такое слышать. А потом приходили и удивлялись:

– Ой, а мы боялись к вам прийти...

– А почему?

– Ну, как-то страшно было. Вы как-то так живете... А оказывается, у вас красиво.

– Ну да.

– И интересно.

– Ну конечно. А вы боялись. Почему боялись? Кто вас испугал?

Люди, которые сами только вчера вошли в церковную жизнь, решили, что теперь они полностью отказываются от всего, а внутренне они еще почти ни от чего не отказались. Это большая опасность. Мы все больны, и мы все большая семья.

И почему тут важна рассудительность? Чтобы своего не расплескать, но и чтобы у нас с вами была возможность не стать соблазном или ужасом для тех, кто находятся рядом с нами. И потом они будут о православии судить по нам: «Это вот эти унылые,  злые люди, которые так себя ведут?»

Как-то я был на одной передаче, куда пришли совершенно светские люди, и что я опять, в очередной раз, слышал от них?

– Батюшка, ну почему в храмах такие злые люди, такие злые бабушки? Почему нас, приходящих туда, может быть, нечасто, встречают жестко, сухо, злобно?

Вот что им сказать? Конечно, пытаешься найти нужные слова. Но, дорогие мои, мы ведь должны учиться искусству любви. Ведь это близкие нам люди, это наши родственники. Не нарушайте всё сами, но дайте возможность им, пришедшим в храм или находящимся на пути к храму, увидеть вас другими: жертвенными, готовыми свои силы положить, готовыми создать, пусть и маленький, праздник. Скажите:

– Мы сейчас выше подниматься не будем, не будем повышать градус того, что может быть повышено, давайте подождем: впереди у нас с вами Рождество. А этого мы пока делать не будем. Давайте танцевать не будем, а потанцуем на Рождество.

– Надо же. Слушай, я не готов.

– Не готов, ладно. А кто?

– Я, пожалуй, не буду.

Понимаете? Начинается процесс. И тому, кто это организует, готовы верить. За ним часто готовы идти, если он аккуратен, ненавязчив, учится быть добрым, отзывчивым, а не жестоким, резким, властным и осуждающим всех и вся.

Наверное, стоит задуматься над тем, как нам с вами, живя в этом мире, сохранить свое и, направляя себя к высоте, не истощить на это все, на то, может быть, маленькое, не столь значимое, но тоже нужное. И как этих людей, которые в пути, привлечь двигаться дальше? Дать им возможность в это время еще и над чем-то задуматься? Пригласить их на какую-то встречу и порассуждать о чем-то важном. И наряду с вопросами общего порядка вложить семена. Не на каждом шагу, а какой-то вопрос поднять среди прочих, а потом дальше пошли: вопрос тоже о чем-то хорошем, но не о церковном, может быть. А разве понятия доброты, честности, взаимопомощи не евангельские понятия? А кто является источником доброты, красоты и честности? Господь. Приведите через эти вопросы к пониманию источника – откуда все это? Мы желаем здоровья, счастья, радости, успехов. Откуда все это приходит? Кто дает человеку здоровье, радость, счастье? Тогда давайте в конце этой трапезы встанем вместе и Его поблагодарим. Вы не знаете – как? Я прочитаю благодарственную молитву. А еще мы вам сейчас споем «многая лета». Мы заранее подготовили это с моей женой (или со всей семьей).

– Давайте-ка, детки, споем все вместе нашим гостям «многая лета».

Послушайте, это что, плохо?

– Здорово! Очень хорошо.

– А вот через несколько дней, когда мы поговеем, мы так споем «многая лета»! Давайте еще раз соберемся. Сначала пойдем на службу, а потом вместе сядем за стол. И все уже будет как-то иначе: главное событие подошло. Но вы теперь будете вместе с нами, а раньше, возможно, вас не было возле нас. Или мы были в стороне от вас?

– Времени у нас остается не так много. И в завершение передачи вопрос к Вам как к кандидату исторических наук. Ровно сто лет назад люди тоже встречали Новый год, они ожидали чего-то хорошего, желали друг другу мира, здравия, тишины и пели друг другу «многая лета». На следующий год случилась трагедия. Этот 2017 год – столетие революции, страшной трагедии нашей страны – для нас знаковый. Что Вы ждете от наступившего 2017 года?

– Нашей готовности быть с Богом. Я не предполагал делать этого сегодня, и когда шел сюда, даже не думал об этом, но вспомнил одно свое стихотворение. Кстати, новогоднее:

В этой жизни скоротечной,

В блеске внешней суеты,

Важно не забыть для вечной жизни,

Кто мы: я и ты?

С кем мы в жизни той пребудем?

Что успеем, с чем придем?

Если Бога не забудем,

Если верим, любим, ждем,

Ценим каждое мгновенье

Как Его великий дар

И в духовном пробужденье,

Угасив страстей пожар,

Вспоминаем имя Божье

С благодарностью к Нему,

Так, сражаясь с дерзкой ложью,

Из сердец изгоним тьму.

Новый день пришел с восходом,

Тьма повержена в борьбе.

С новым счастьем!С новым годом!

 Слава, Господи, Тебе!
 

Дорогие братья и сестры, мы с вами вступили в этот год – 2017-й. Есть над чем задуматься, есть что вспомнить. Не знаю, как у вас, а у меня с приближением  этого года – хотя я и не жил в то время, но переживал по-своему эти события – такие ассоциации, такое состояние внутреннего глубокого потрясения причинами, приведшими к этой трагедии... Они в том, что человек остывал в вере.

Впереди у нас с вами величайшее событие – день Рождества Христова. И направляя сюда сердечную мысль, позвольте, дорогие, призвать вас подготовиться к этому дню с большим основанием. Сейчас прошли самые яркие мгновения новогодней ночи, с завтрашнего дня начинается строгий пост, который приведет нас к сочельнику и затем к рождественской ночи и тем яслям Богомладенца, куда мы тоже можем – я не говорю «должны» и «обязаны», это призыв – принести что-то. Надо посмотреть что: что я могу успеть сделать в эти оставшиеся дни поста, собираясь к Нему в гости на Его день рождения. Маленьким детям – послушания, внимания к родителям. Родителям снисходительности и мудрости. Людям в преклонном возрасте посмотреть: все ли я вспомнил, ничего не забыл из прежнего, из юности? Воздохнул к Господу о том, что когда-то было в моей жизни не так?

И вот с этим покаянным вздохом подойти к Тому, Кто наполнит нас величайшей радостью, потому что Он пришел не наказывать, а пришел нас спасать, поднимать от власти греха того, кто хочет подняться. И эти последние дни, сподвигающие нас задуматься, пусть станут для каждого человека, готового к этому движению, еще одной возможностью позвать Бога. Он всегда ожидает возле нашего сердца. И вновь вспоминаются слова многих святых: «Нужно Господа зачать в сердце, потом родить Его, а затем пройти вместе с Ним эту жизнь, для того чтобы родиться уже там, в вечности, и никогда с Ним не расставаться».

Поэтому, дорогие мои, на всех вас призываю Божие благословение. Дай Господи нам в наступившее лето и в эти предрождественские дни осознать, какой величайшей чести сподобил нас Господь: Он назвал нас детьми Своими, дал возможность войти в радость общения с Ним, послужить Ему, и здесь с Ним встретиться, и там быть всегда. И этот Его подвиг можно либо обесценить беспечностью своей жизни, либо войти в радость победы  и торжествовать вместе с Господом, преодолевая те наши страсти, побеждая те наши греховные привычки, которые нам, конечно, свойственны, но Он готов нам помочь их преодолеть, если будем стремиться к этому.

И последнее. Одного святого спросили:

– Какой день самый главный в жизни каждого человека?

– Сегодняшний, потому что все можно изменить.

Поэтому, дорогие, мира, радости грядущего светлого праздника. И еще раз желаю вам божественного внутреннего состояния встречи не земного, а Божьего. Если будете звать Господа в помощь, Он наполнит вас этой радостью и даст мир вашему сердцу.

Ведущий Сергей Платонов
Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы о полезных и вредных привычках в духовной жизни отвечает настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе (Московское подворье Оптиной пустыни) архимандрит Мелхиседек (Артюхин).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы