Беседы с батюшкой. С Новым годом!

1 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает заведующий канцелярией Гатчинской епархии, настоятель храма Всех святых в Гатчине священник Александр Асонов. Передача из Санкт-Петербурга.

– Дорогие друзья, наша сегодняшняя тема звучит так: «Есть ли что-то новое под солнцем?» Батюшка, все поздравляют сегодня друг друга с Новым годом, и кажется, что новый год должен принести что-то новое. Но как Вы считаете (с точки зрения, может быть, библейской истории), что-то новое вообще происходит под солнцем?

– Если рассматривать библейское повествование, то под солнцем нет ничего нового, есть хорошо забытое старое. Помните притчу царя Соломона? «И это было прежде нас в веках, и оно повторится; род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки». И действительно, происходит технологическое развитие, изменяются какие-то условия существования человека, вообще мира, но в своей сути человек с его устремлениями и мир не меняются. То есть ничего нового нет, все то же самое. Те же радости, те же печали, так же человек приходит в этот мир, так же уходит из него. Естественно, изменились какие-то методы медицинских технологий в нашей жизни, но жизнь протекает в том же русле, что протекала и много-много веков до нас. Да, мы одеваемся чуть-чуть иначе, мы потребляем другую (в некоторой степени) пищу; может быть, более интенсивной стала наша жизнь в больших городах, в мегаполисах, что повлияло на человека в общем и целом, но вечные вопросы, касающиеся поиска смысла жизни, остаются теми же. «И нет ничего нового под солнцем». И те же интриги, и те же предательства, и та же самоотверженная любовь, и те же вопросы, касающиеся верности, преданности, – они те же самые.

Именно по этой причине многие произведения искусства, написанные в веках до нас либо в литературной форме, либо в художественной, остаются актуальными до сих пор. Потому что они касаются вопросов непреходящих. Поэтому – да, мы поздравляем друг друга с новым годом, с новолетием, но в нашей христианской традиции, конечно, основной праздник – это Рождество, которое наступит через несколько дней. И мы все вместе будем праздновать пришествие Господа нашего в этот мир в образе Младенца. Для нас это основной праздник. Но уж так заведено, что отсчет нового года ведется именно с 1 января, в соответствии с той календарной системой, которой пользуется практически весь мир, все мировое сообщество. И мы также празднуем новолетие в соответствии с этой традицией. Но не надо забывать, у нас пока еще Рождественский малый пост. Поэтому праздник праздником, но пост не теряет своей силы.

Вот уже через несколько дней, совсем скоро (я бы сказал, это совсем уже рядом) мы возрадуемся в наших храмах, в наших семьях, благодаря Господа за Его милость, за то, что Он пришел в этот мир в образе Младенца на руках Девы Марии. Великое чудо мы будем вспоминать в жизни нашей Церкви, великое чудо в жизни Церкви христианской и всего человечества, всего мироздания.

– Но все равно праздничное настроение присутствует в праздник Нового года…

– Несомненно, а как же иначе?

– Хоть и пост, но все равно есть какое-то чувство нового этапа, нового витка.

– Конечно, каждый человек ожидает в новом году каких-то событий, которые могут изменить его жизнь к лучшему. И это несомненно, мы так устроены, нам хочется, чтобы новый год принес нам что-то новое, поэтому все наши мысли, все наши внутренние переживания связаны с этим. Но это естественное устремление человека, поскольку это действительно для каждого из нас в отдельности; как для личности это новый этап, этап нашего взросления, хотя можно сказать и старения, потому что в результате мы, взрослея, уже и стареем постепенно. И узнаём что-то новое.

В жизни христианской каждый день является очень важным; не только новый год, а каждый день. Для нас важно начинать каждый день как нечто новое и знать, что этот день еще в этом году (неважно, это начало, середина или конец года) уже принесет нам что-то новое. Если мы именно таким образом будем смотреть на вещи, то и жизнь наша откроется для нас в новой перспективе. Ведь согласитесь, если человек с позитивом входит в новый день, то у него уже совершенно другой настрой, это очевидно. И он, скорее всего, проживет этот день иначе. Если он входит изначально в новый день с негативом, то, естественно, надо ожидать определенных переживаний, которые он, возможно, будет иметь в течение этого дня. Очень важно, какой настрой мы в жизни пытаемся в себе культивировать, как мы относимся к новому дню. Очень важно помнить, что каждый день – это уже радость. Мы видим сияние дня, Господь дал нам жизнь, дал возможность прожить еще один день.

Помните, как у Федора Михайловича Достоевского в произведении «Идиот» описывается событие из жизни одного человека, который был приговорен к смерти? Это известный эпизод, все знают, что Достоевский в данном случае описывает свои личные переживания, которые он также описал в письме к своему родному брату. И там этот человек отсчитывает свои последние секунды в жизни и распределяет эти оставшиеся минуты на какие-то определенные действия: где-то попрощаться мысленно с друзьями, где-то помолиться, еще что-то. И вот он стоит и последние минуты переживает, думая о том, что если бы ему дали еще хотя бы день, какая это была бы удивительная вечность – прожить еще один день. А ему осталось три минуты, он так рассчитал; перед ним несколько человек стоит, которых должны казнить. Ах, если б еще один день! А если б еще вся жизнь? Какая удивительная была бы возможность прожить все заново, иначе: ах, сколько бы он сделал, сколько бы он сказал нужных слов!

Мы очень часто не ценим то, что нам дано. Особенно жизнь. И это наше несчастье: в некоторой степени даром получили удивительную жизнь, в которой мы встречаем удивительных людей, посылаемых нам Господом. И мы часто не ценим это, а надо ценить. Почему я так об этом говорю? Потому что и мне свойственно не ценить, к сожалению. Я здесь каюсь. И как только замечаю в себе это, мне становится очень неприятно. Новый год мы должны ценить, но наипаче каждый день, каждую секунду и миллисекунду.

– Но, так или иначе, мы все ждем от наступившего года тех или иных новостей. И очень многие люди не представляют себе каждый новый день без выпуска новостей по центральным телеканалам. Это превращается в некую  иногда даже нездоровую манию. Как Вы к этому относитесь? Необходимо ли вообще знать все эти новости?

– Я думаю, что нам дан разум, я в этом уверен. «Хомо сапиенс эректус» – человек прямоходящий и разумный. Господь дал нам разум для того, чтобы мы могли делать правильные умозаключения. Не факт, что мы всегда их правильно делаем, но мы должны к этому стремиться. Не надо питаться всей информацией, так же как не надо потреблять всю пищу, что-то может быть отравой. Надо отслеживать, пропускать все сквозь сито своего сознания.

Мне кажется, что очень важно питаться побольше позитивной информацией (я об этом уже говорил), иметь позитивный настрой и поменьше негатива. «Условия жизни нашей и так слишком тяжелы. Зачем их усложнять?» – это строки, которые написал Иосиф Бродский в письме, обращенном к Брежневу. Они мне запомнились. Поэтому мы должны стремиться воспринимать новости, во-первых, всегда со спокойствием, а во-вторых, пропускать сквозь сито своего сознания и фильтровать.

Какие-то новости стоит и не принимать во внимание вообще. Лучше избегать. Потому что в наше время масс-медиа, к сожалению, очень редко лимитируют сами себя. Я не говорю о том, что должны быть какие-то специальные службы, которые корректируют деятельность масс-медиа. Конечно, было бы неплохо, если бы был какой-то специальный отдел, как в советское время, который следил за тем, какая информация подается обществу. Но и сами по себе работники, журналисты должны иметь какую-то особую свою мораль, если хотите, профессиональную этику. Сейчас, к сожалению, во многих случаях такое не происходит. И поэтому есть много, во-первых, фальшивой информации, то есть ложной, во-вторых, часто подается та информация, которая несет в себе изначальный негатив, попытку привлечь общество к тем или иным событиям. Это как история с Геростратом: «Как мне прославиться? Сожгу-ка я храм Артемиды». Масс-медиа пытается в наше время действовать такими же методами: для того чтобы привлечь к себе внимание и заработать рейтинг, надо сделать что-то (может быть, даже совсем негативное), лишь бы привлечь внимание – то, что могло бы броситься в глаза, вызвать рвотное состояние. И за счет этого многие журналисты, к сожалению, тратят свое время на не совсем позитивные вещи.

Поэтому нам следует фильтровать, естественно, информацию и пытаться слышать и видеть только те новости, которые несут в себе позитив. Мы должны быть в курсе событий, что происходит в мире, но для нас, христиан, важно помнить о том, что какие бы события в этом мире ни развивались, какие бы войны ни велись, наша задача – молиться за все человечество и за врагов наших, а не подвергать себя сердечному ожесточению, то есть не ожесточаться сердцем. Это наша первичная христианская задача. И молиться за то, чтобы было побольше мира во всем мире, о соединении всех христиан. Нам часто не хватает чувства христианского единства. Почему? Потому что настрой у нас иногда бывает не столько позитивный, сколько негативный, мы как будто заранее готовы воспринимать только что-то плохое.

– Подвоха ждем.

– Подвох. Мы хотим увидеть этот подвох, он кажется для нас более актуальным где-то на подсознании. Человек иногда ищет для себя такие вещи по причине своей греховности, первородного греха. Это наша природа.

– Все равно в течение года произойдут какие-то положительные события, произойдут какие-то отрицательные события, которые могут коснуться непосредственно каждого. И каким образом быть готовым принять все с благодарностью: и плохое, и хорошее?

– Мы призваны заранее настраивать себя на то, чтобы принимать все со смирением и благодарностью. Господь в Священном Писании неоднократно указывает на тот факт, что Он о нас заботится, и ангелы Его отчитываются перед Ним постоянно за наши судьбы, за наши жизни. Каждый волосок сочтен на голове каждого из нас. Мы должны об этом не забывать: Господь постоянно заботится. Если Он попускает каким-то неприятным событиям происходить в нашей жизни, мы должны благодарить и спрашивать у Господа не «за что», а «ради чего», «зачем». Значит, через это Господь хочет нам что-то открыть, нам надо через это пройти. Вот если мы будем с таким настроем подходить к новому году и к новому дню в нашей жизни, тогда нам будет легче жить и будет намного легче увидеть Божественное откровение в нашей жизни и понять, что Господь нам говорит, что Он нам открывает и для чего это попускает.

Во всем, что происходит с нами, есть смысл, нет ни одной бессмысленной вещи. Помните, как у Булгакова, в «Мастере и Маргарите»? Там один отрицательный персонаж, который некоторым читателям нравится, говорит: «Никому просто так никогда кирпич на голову не падает. Человек смертен, но самое важное – смертен внезапно». Нет ни одного события, которое происходит с нами просто так. Все имеет свои причины и свои следствия.

Если мы говорим о том, что верим в Христа распятого и воскресшего, как это говорил святой апостол Павел и все отцы Церкви, все апостолы, то тогда мы полностью доверяем Его руководству. Если мы говорим о том, что Христос посреди нас, а потом еще и утверждаем, что есть и будет, тогда либо мы полагаемся полностью на волю Божию и Его присутствие в нашей жизни, на то, что Он есть и будет среди нас, либо мы это только говорим, а на самом деле внутренне не разделяем этих слов, которые произносим. То есть нам надо положиться на Господа. И даже если в нашей жизни происходят совсем тяжелые вещи, которые вызывают у нас сильные переживания или слезы, нам следует с молитвой и смирением все принимать от Господа и просить, чтобы Он указал, ради чего. Это жизненный путь, на котором, естественно, будут и переживания, путь жизни здесь, в этом греховном мире.

Де-факто, как учит Святая Церковь, мы все поражены первородным грехом, мы все испытываем последствия этого первородного греха. Вследствие этого у нас случаются болезни, старение и смерть. Но в нашей жизни есть вера, надежда, любовь, которые порождает Господь силой Духа Своего Святого. И мы видим этот, образно выражаясь, маяк Его милосердия, свет, который указывает нам путь среди этих скал и подводных камней. И либо мы видим этот свет, этот маяк, либо мы только говорим, что он где-то есть, а на самом деле мы его не видим. То есть вера не должна быть мертвой, только словом, она должна быть живой, а для этого нужно иметь Божественное откровение, пережить его на личном опыте. Но для этого нужно устремление человеческой воли. Если человек не стремится, не стучится, не ищет истину, то тогда он блуждает в потемках.

Мне кажется, нам всем об этом важно помнить. Потому что оказаться в сумеречной зоне (духовной, в потемках) может каждый из нас. Апостолы говорят: «Бодрствуйте». Для нас очень важно духовно бодрствовать, быть духовно трезвыми, не дремать. Потому что первородный грех не прекращает своего действия, и достаточно только на секунду расслабиться, сделать шаг влево или вправо, и можно оказаться в сумеречной зоне духовной, то есть потерять правильное руководство. Но Господь все равно, если мы стремимся, наставит, направит и даст силы пройти все жизненные испытания. Более того, через эти испытания обрести еще большую жизненную мудрость, духовное укрепление и увидеть еще лучше смысл жизни и радость бытия.

– Хотелось бы задать вопрос о суевериях, которые связаны с каждым Новым годом, потому что индустрия потребления навязывает нам совершенно языческие традиции с почитанием в каждый год отдельного животного, связанного с восточным календарем. Как быть? Как не реагировать на все это и что с этими подарками делать?

– Спокойно реагировать. Потому что людям нравится об этом размышлять. В конце концов, с моей точки зрения, особого духовного вреда это не приносит – это раз. Во-вторых, мы мало что знаем о движении небесных светил и их влиянии на нашу жизнь и на судьбы человечества. Начнем с того, что накануне Рождества появилась звезда на небе, и волхвы пришли именно благодаря знанию того, что на небе появится новая звезда, они использовали все эти астрономические вещи, то, что мы сейчас называем астрологией. И рождественская звезда – это исторический факт. До сих пор много есть спекуляций на эту тему: что это было за светило, есть ли оно до сих пор на небе? Это вопросы, повисшие в воздухе. Звезда появилась, а потом что – погасла? Или она до сих пор сияет? И где? И что это было вообще? Вплоть до того, что «горячие» головы полагают, что это был какой-то неопознанный летающий объект, который возник в этот момент... Не буду углубляться в эту тему.

Мы не знаем, как влияют звезды по-настоящему, поэтому для христианина этот вопрос не является актуальным, потому что в его жизни присутствует Господь, Творец всего сущего, в том числе и этих светил. Для него самое главное – это взирать на Христа, за Ним следовать. Он может перевернуть жизнь человека полностью, какие бы ни были знаки Зодиака; у человека меняется и характер, и многое в жизни под действием Божественной благодати, этой Божественной силы: по-гречески – «харис», по-латыни – «грацио». Вот это оказывает влияние на личность, на человека, и происходят изменения, но тем не менее изначально даже есть и генетические, какие-то наследственные качества, о них нельзя забывать, их нельзя не иметь в виду.

У нас есть какие-то (возможно, в мистическом смысле этого слова) связи с потусторонним миром, но как это все происходит, мы не знаем. Но мы знаем, что в Боге имеем особую духовную защиту; также происходят изменения в жизни человека, которые часто можно назвать не иначе как чудом. То есть по логике астрологической или просто по банальной эрудиции, по такой светской логике человек должен был, например, пропасть, исчезнуть – все к этому шло, и вдруг он резко меняется, и не только он, а жизненные обстоятельства: он вдруг оказался в нужном месте, в нужное время и встретил нужных людей. По звездам предсказать это было сложно, они об этом не говорили, но это произошло.  Это чудо в жизни человека, человек меняется, личность становится другой.

Недаром в древности кто-то хорошо написал о христианах: «Эти люди живут в соответствии с законами мира сего и жизнью своей превосходят эти законы». Это интересный момент. Поэтому если рассуждать о всех этих предрассудках или суевериях, то они для нас, людей Церкви, неактуальны. Для нас актуально – живем ли мы по совести, стремимся ли исполнять заповеди Божии и делать то, к чему призывает нас Господь. То есть быть милосердными, сострадательными, добрыми. Основные качества – есть ли эти плоды Духа Святого в нашей жизни? Если их нет, мы должны задуматься: а что же мы делаем не так? В чем наше волесоизволение искажено? К чему мы стремимся? И виноваты в этом не звезды, легко все это на звезды свалить. Нет, мы имеем прямое отношение к нашим поступкам, мы принимаем в этом участие.

Нельзя забывать также, что есть многие мистические нюансы, о которых мы только можем предполагать, а зачастую и не знать вообще. Помните, как у Гамлета? «И в небе, и в земле, мой друг Горацио, сокрыто много больше, чем снилось нашим мудрецам». Это мы должны помнить. Поэтому я бы не сказал, что эти суеверия имеют для нас какой-то актуальный оттенок. Нет. Ну, любят это люди; ну, позвольте им. Они любят и зеленую елку.

Причем елка – это уже привычное явление во всем мире и в наших домах. Кстати, в советское время ее пытались запретить, и Вы знаете почему. Потому что это был элемент религиозного культа. Ведь елка – это то, что во времена Петра Великого постепенно стало проникать в нашу культуру, а в Германии это растение использовалось как символ райского древа жизни, потому что оно вечнозеленое. А игрушки на елке – это плоды Духа Святого. Так трактовали лютеране, жившие в германских землях. А на вершине елки не что иное, как звезда (не кремлевская, а рождественская). Это все была чисто религиозная символика, и в советское время пытались эту символику постепенно изъять из нашей жизни, удалить.

– Ну и конечно, елка была рождественская, а не новогодняя.

– Да, рождественская елка была. Но потом постепенно поняли, что все-таки люди нуждаются в том, чтобы было ощущение праздника, это хорошая традиция, ее стали подменять. Но сама по себе елка – древо вечнозеленое; возможно, где-то она использовалась в языческих культах когда-то, хвойная растительность тоже символ чего-то. Но просто мы придаем этому свои христианские, какие-то символичные характеристики. Вы хорошо сказали: действительно, елка была рождественской. Поэтому для нас важно праздновать Рождество, а не Новый год.

Вообще мы счастливые люди. Мы вот сейчас с вами Новый год отпраздновали радостно, а еще через несколько дней у нас будет второй праздник, новолетие церковное – Рождество. Это же здорово! Мы можем праздновать и Новый год в соответствии с мировой календарной системой, и церковный Новый год, а если предположить, что кто-то еще празднует и по традиции западнохристианской или по греческой, то празднует трижды.

Кстати, об этом тоже стоит сказать, наверное, что Рождество не все Православные Поместные Церкви празднуют одинаково. Из пятнадцати автокефальных Поместных Православных Церквей, среди которых Русская Православная Церковь – пятая по списку, если не ошибаюсь, только четыре Поместные Церкви празднуют по старому стилю, как мы. Я просто не уделял особого внимания этому вопросу, но это факт.

Допустим, в Финляндии наши братья и сестры (там есть Православная Автономная Церковь Константинопольского Патриархата) празднуют по новому стилю. Можно поехать сначала в Финляндию, отпраздновать там по новому стилю в православном храме…

– В этом году это уже неактуально.

– …вернуться сюда, отпраздновать Новый год… Я шучу. Но тем не менее мы должны понимать, что есть наши братья и сестры, православные христиане, которые празднуют по новому стилю.

– Я знаю, что случаются такие курьезные ситуации, когда наши паломники приезжают в Грецию с 6 на 7 января, думают, что сейчас застанут службу, а там уже все прошло 25 декабря.

– Да, там уже все это прошло, потому что новый стиль. И опять же вопрос: новый и старый стили нас разделяют? Нет. Мы находимся в полном каноническом общении. Это поместная традиция. То же самое, что в греческом храме, например, могут стоять скамейки, как в католических храмах. Вы приедете в Элладскую Церковь и, зайдя в храм, увидите скамейки. У нас их нет. Это разные поместные традиции, которые можно назвать одним хорошим богословским термином (мы его мало используем в нашей восточной традиции, его часто используют на Западе) – адиафора: то, что несущественно, традиция, не влияющая на догматические вопросы. Какого покроя должно быть облачение: греческого или московского? Главное, смысл этого облачения, какой историческо-духовный элемент то или иное облачение имеет в литургической жизни Церкви. Это тонкий такой момент.

Хорошо, что Вы эту тему затронули, потому что многие этого не знают. Мы иногда живем в нашей большой российской семье и не думаем о том, что происходит в другом православном мире. А там тоже есть свои определенные внутренние культурологические церковные традиции. 

– Хотелось бы задать Вам вопрос о таком садовом инструменте, как грабли. Как на них не наступать в Новом году? Потому что все мы совершаем ошибки, и, конечно, хочется их избежать.

– Самое главное, чтобы мы видели, какова наша ошибка, в чем мы ошибаемся. То есть мы должны произвести правильную диагностику причины нашего духовного заболевания, наших ошибок. Тогда нам будет проще избежать рецидива. До тех пор, пока мы не видим причин, нам сложно решать этот вопрос. Нужно понять причины. Тогда будет очевидно, чего следует избегать, от чего следует воздерживаться. Я думаю, это самое главное. Для того чтобы не повторить своих ошибок, надо понять причины. И вот уже с этими причинами иметь дело. С молитвой надо это делать обязательно. Без молитвы и помощи Божией мы очень часто не можем увидеть этих причин, они очень скрытые, они же психологически-пневматического уровня, то есть душевно-духовного и даже больше душевного.

Вследствие того, что в нас пребывает первородный грех, наша душа подвержена  хаотическим негативным влияниям. Мы их иногда не замечаем. Живем и думаем, что все в порядке, а уже ничего не в порядке, уже случился стресс, началась депрессия, которую в нашей традиции мы называем унынием. Это может привести к тому, что у нас появятся какие-то неврозы, не побоюсь этого слова, то есть сложности психосоматического характера, душевно-телесного. Недаром же есть такая хорошая поговорка: большинство болезней от нервов.

Давайте продолжим эту мысль. Виновато ли вино, что человек становится пьяницей? Это вопрос. То есть проблема в вине? Не уверен.

– Кто-то говорил, что даже истина есть (в вине).

– Проблема в наркотике? Не уверен. Понятно, что наркотик – это плохо, но проблема не в нем, она где-то рядом, но не в нем, не в химическом веществе. Это вещество без мозга, оно не может прийти и заставить вас принимать его. Значит, проблема в чем-то другом. В чем? В душе каждого человека. В системе ценностей, которые окружают того или иного человека, в жизненной ситуации того или иного человека – в этом проблема. Сто процентов. Господь определил: «Не то, что входит в уста человека, оскверняет его, а то, что исходит». Поймите меня правильно, я не говорю о том, что надо принимать наркотики и считать, что это нормально. Нет. Это плохо. Это сто процентов плохо. Но для того чтобы этого не было в нашей жизни, в нашем обществе, мы должны задуматься о причинах и понять, что они не в этом химическом веществе, а в тех моральных ценностях, которых мы придерживаемся.

– Или аморальных.

– Или аморальных ценностях. К чему лежит сердце наше? Как мы воспитываем своих детей? Что мы им передаем; и передаем ли вообще? И почему мы потом задаемся вопросом: мой ребенок оказался в дурном обществе – как это могло случиться? Но он же вырос, глядя на тебя, значит что-то было не так; он же воспринимал этот мир сквозь призму твоего отношения к этому миру и людям, которые тебя окружают. Значит, что-то было не так, где-то произошел надлом, он не просто так начал общаться с этими людьми, где-то что-то случилось. Да, это трагедия, но надо осознать, что она возникла не на голом месте, «не из сухой земли вырастает зло» – тоже слова из Священного Писания, очень хорошие. Должна быть почва.

Вам это, допустим, не нужно, Вы об этом не думаете, я тоже – слава Господу. Но есть люди, которые об этом думают и живут этим, живут в очень тяжелом мире. И упаси нас Господь вообще сталкиваться с ним, но он есть, очень много несчастных людей. Нам в новом году, в каждом новом дне надо молиться за тех, кого мы увидим в таких печальных обстоятельствах. Если Господь посылает нам людей, которые находятся в таком тяжелом состоянии, в зависимости от того или иного зла, мы должны за них молиться. Если Бог послал и открыл это, не надо ходить и убеждать их, что жизнь у них плохая и они плохие, они и без нас это знают. Зачем на падении и таком состоянии другого человека самоутверждаться? Это неправильно. Этот человек и так уже раздавлен, все его поведение в большей мере – попытка самозащиты. Может быть, даже агрессия, которую эти люди иногда несут в себе, связана с попыткой самозащиты, потому что они живут в тяжелом, безбожном мире и нормальных, добрых людей, может, вообще не видят. Но наша задача за них молиться прежде всего и своей жизнью являть, что есть искренность, есть другой мир, есть другая реальность.

Почему мы ошибаемся? Какие причины у нас и какие причины у них? Эти причины есть. Надо молиться о том, чтобы мы их видели и чтобы знали, как помочь другим людям. Но это сложный философский и, конечно, богословский вопрос. Вот если читать отцов Церкви, там об этом много. Особенно много об этом пишет блаженный Августин в бессмертном произведении «Исповедь». Он описывает все эти стадии духовного становления в своей жизни. Практически о том же рассуждает: и о падениях, и о взлетах, о том, как он заблуждался и что Господь все равно его любил и ждал.

Мы все находимся очень часто в состоянии своего внутреннего духовного заблуждения. Бывает такое. Поэтому апостолы и говорят: «Бодрствуйте, не расслабляйтесь, трезвитесь», в смысле духовно трезвитесь. И понятно, что «не упивайтесь вином, потому что от него есть блуд». Кстати, сейчас актуально это, наверное, первого числа.

– Не продолжайте, остановитесь, воздержитесь.

– Как говорится, плохо начатое похмелье приводит к запоям. Самое главное – это что в сердце человека. И даже многие замечали, наверное, если в сердце какие-то злые помыслы, переживания, то вино может стать ядом; если добрые, то это будет в радость. «Все есть яд, и все есть лекарство, но знание меры вещей позволяет нам постичь их истинную суть».

– Святые нам говорят о том, что с духовным ростом человек все меньше замечает за собой добрых дел и все больше замечает свои грехи и вообще свою греховность. Но все-таки сегодня, оглянувшись на прошлый год, стоит ли посмотреть, что доброго мы сделали и насколько мы изменились, чтобы в будущем году поставить себе цели?

– Конечно, стоит посмотреть, оглянуться и поблагодарить Господа за то, что Он сделал для нас в этом году: и за все радости, и за все печали. И действительно принять тот факт, что мы не стоим на месте, мы меняемся. Человек в любом случае меняется, взрослеет, стареет духовно, телесно, то есть в любом случае мы приобретаем новый жизненный опыт. Это большая редкость, когда человек опережает себя в развитии и заранее себя ведет, скажем так, в тридцать лет как в пятьдесят. Все равно у очень большого процента людей тридцать лет – это тридцать лет, сколько бы масок человек на себя ни надевал. Он может надеть любую солидную маску, но все равно останется тридцатилетним. Это неизбежно. Он в двадцать лет может выглядеть как в тридцать, но все равно останется двадцатилетним юношей. 

Есть, конечно, исключения, когда человек опережает себя по возрасту, но это исключения. Есть моменты, когда человек отстает, наоборот, в развитии, в сорок лет как тридцатилетний.

– Это чаще встречается.

– Это тоже бывает, опять же определенный процент. Но самое главное – не каков социальный формат личности; социально адаптирован или не адаптирован человек – не это важно, а что у него внутри, какое устремление, что он из себя представляет как личность. Неважно, есть ли у него красный диплом, или он умеет прекрасно писать статьи, рефераты, дипломы, или он великолепно умеет говорить проповеди с амвона; главное, что он из себя представляет как личность. Добрый он человек или не добрый? Это самое главное. Остальное – это жизненный опыт. И конечно, он с годами в основном приобретается. Время не обманешь. Оно будет идти постепенно, преподнося нам разные сюрпризы в жизни.

В этом новом году обязательно надо обернуться, посмотреть назад и подумать: а что я могу сделать вот сейчас, в этом новолетии. Даст Бог, проживем этот год, наступит следующий, в ближайшие годы как бы я мог послужить Христу? А значит, что доброе мог бы я сделать, самое главное в жизни? Ведь очевидно, что человек приходит не столько для того, чтобы просто родить детей, построить дом, приобрести побольше материального, – нет, человек приходит для того, чтобы обрести мир с Богом. В этот мир он приходит для того, чтобы найти истину, смысл своего бытия (даже не жизни, а бытия). Мы же приходим, ничего не зная об этом, только чувствуя где-то на мистическом уровне, как  должно быть. Но по-настоящему нам это не известно, мы постепенно постигаем такие вещи, это процесс. И это самое главное.

А смысл познается только через Божественное откровение, через общение с Богом, через этот диалог, через сопричастность к Божественному замыслу. В этом и открывается, что есть подлинное добро, подлинная мораль, истина. Ты находишь для себя ответ, который задавал Понтий Пилат Спасителю: «Что есть истина?» Каждый человек задает себе этот вопрос, а это вопрос философский. Мы ведь, по сути, не знаем, что есть подлинная истина. У нас есть юридическое право. А что такое юридическое право? Это те статуты, которые разработало человечество за много столетий, для того чтобы в обществе был более-менее какой-то порядок, чтобы мы с вами могли как-то строить свои взаимоотношения в правильном направлении. Но юридическое право (это вам скажет любой юрист) вопросами морали не занимается, оно занимается статьями закона. Есть преступление – будет наказание. Нет преступления – не будет наказания. Докажите, есть преступление или его нет, – и система отработана, это бездушная машина.

А вот что есть подлинная мораль? Каковы причины того или иного преступления? Недаром классики и многие писатели посвящают свои произведения, да и вообще уделяют много внимания вопросу подлинной морали и причины преступления. То есть мы, по сути своей, не знаем, что есть подлинная истина, мы не знаем, что есть истинное добро. По этой причине у нас даже есть такие поговорки, как «благими намерениями выложена дорога в ад». Почему такая поговорка? Это отдельная тема, о ней можно долго говорить.

Я не хочу сейчас, 1 января, мучить наших братьев и сестер такими философскими вопросами. Хочется чего-то более радостного, новогоднего: это новолетие, радость, празднование. Все-таки все равно празднование, все равно мы вот-вот будем праздновать Рождество.

– Какие добрые дела запланировать себе на год? Какие есть варианты?

– У каждого есть свое жизненное поле деятельности, на котором он может служить Богу. И каждый должен определиться сам, помолиться и спросить у Господа. Я не могу сейчас всем рекомендовать одно и то же. Я всегда говорил, буду говорить и говорю сейчас: все очень индивидуально. Да, есть какие-то определенные понятия: вера, надежда, любовь, милосердие, сострадание. Но это в общем и целом, это все на поверхности, это все очевидно.

А есть частные вопросы в жизни каждого из нас. Каждый должен определиться. Но, естественно, на почве добра, милосердия и умения прощать. Надо научиться прощать. До тех пор, пока мы вынашиваем в своем сердце обиду и злобу, нам сложно служить Христу, следовать за Христом. Наш, образно выражаясь, крест состоит в том, чтобы мы научились прощать, так же как Господь прощал нас и до сих пор прощает. Это очевидный факт.

Я думаю, нам каждый день надо учиться милосердствовать и прощать. Но как прощать? Не в том смысле, что нам кто-то сделал зло, а мы: «Ничего страшного, все в порядке, нормально». Нет, это ненормально, когда вам кто-то делает что-то злое. Вы должны человеку дать понять, что он не прав, но вы не должны стремиться ему мстить. И это уже прощение. Вы не требуете отмщения, потому что Господь сказал: «Суд Мне, Аз воздам». И это уже умение прощать, то есть не вынашивать в своем сердце зла. Во-вторых, если этот человек пришел к вам, попросил прощения, надо искренне сказать: «Прощаю, не злюсь». И забыть – вот и все. Но это очень часто труднее всего сделать. Потому что хочется возмездия.

– Хотелось бы от Вас услышать такой практический совет: конечно, не все смогли в полной мере воздержаться от праздника сегодня ночью; и как себя собрать, чтобы в эту неделю перед Рождеством снова приобрести постное настроение?

– А что Вы имеете в виду, когда говорите о постном настроении? Спаситель сказал: «Когда ты постишься, помажь голову елеем, выйди и предстань в добром настроении и радости перед людьми, чтобы они видели, что ты в радости постишься». Это нормально, ведь мы знаем, что такое пост. Можно соблюдать пост с радостью, необязательно со скорбью какой-то. Почему мы постоянно думаем о посте как о какой-то скорби? Нет. Пост – это, прежде всего, приуготовление к какому-то событию. У нас это событие – Рождество, воспоминания о том, что Господь пришел в этот мир, дабы спасти каждого из нас, и мы уже должны радоваться. Это нормально. Если хотите, то здесь ничего особого делать не надо, надо просто ожидать праздника Рождества в радости, в той, которую дарует нам Господь. Но не упиваться вином. Но это такие элементарные советы, о которых любой здравомыслящий человек должен помнить и без нашего с Вами соучастия. А потом у нас такая хорошая постная пища, что можно ее употреблять целый год, то есть поститься постоянно.

Самое главное во время поста – побольше молиться. Каждому следует уделять внимание своим духовным вопросам, не забывая о том, что первично, а что вторично. Вторичное – все внешнее, а первичное – все внутреннее, духовное. Где сердце наше? Пусть в новом году наше сердце будет привязано к добру, вере, надежде, любви, милосердию.

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать