Беседы с батюшкой. Осенняя хандра: как ее избежать?

1 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Евгений Попиченко, настоятель прихода во имя Успения Пресвятой Богородицы, руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии, благочинный Рождественского церковного округа Екатеринбургской епархии.

– Для наших зрителей Вы человек не новый, постоянный гость теперь, слава Богу, нашей студии «Бесед с батюшкой» – наш «союзник»: долгое время были ведущим программы «Церковный календарь»… На календаре уже 1 ноября, и, несмотря на то, что в официальном календаре это все еще осень, на то, что в Екатеринбурге к этому дню растаял весь снег, так или иначе ноябрь – тот месяц, который мы, уральцы, ощущаем как наступление зимы. Но все-таки мы живем в окружающей природе, все кругом начинает засыпать, и мы тоже постепенно начинаем засыпать, чуть ли не впадать в зимнюю спячку и, как говорят, в хандру. Как побороться с этим состоянием?

– Не знаю, как… Я сам впадаю в хандру. Евангелие читать. На самом деле это не уход от ответа, это реальный совет: надо читать слово Божие, потому что в нем, в Евангелии, сконцентрирована энергия жизни. Христос – Путь, Истина и Жизнь. И Он никогда не хандрил: хандра – это состояние расслабленности души (отчасти от расслабленности тела, конечно). Но Господь однажды сказал: бодрствуйте и молитесь, дух бодр, плоть немощна. Весь человеческий организм очень гармонично устроен. Тело должно оживотворяться душой, то есть душа дает жизнь телу, душа оживотворяется духом, то есть высшей частью души, которая дана только человеку – у животных этой части нет, их душа озабочена только сохранением жизни тела и обеспечением жизнедеятельности. А у человека душа, кроме заботы о теле, должна заботиться о своих отношениях с Богом. А дух человеческий оживотворяется Святым Духом.

Получается такая перспектива: человек в связи с Богом наполняется энергией, эта энергия входит в душу, дает силы душе, психике человека, и дальше эта энергия оживотворяет тело. Если у человека не нарушена эта связь, не заблокирована, то вопросов хандры и расслабленности у него не возникает. То есть у него бодрый дух все время организует правильную жизнь и души, и тела. Об этом человек в первую очередь и должен заботиться, когда по каким-то причинам ощущает сбой в своем психофизическом организме.

Понятно, осень, отсутствие витаминов, меньше витамина D, солнышка и так далее. Конечно, какие-то элементарные вещи, которые поддерживают нашу жизнь, нужно в своем быту исполнять. Одно из замечательных средств против уныния – это режим питания, сна. От недосыпа у человека возникают раздражительность, печаль, уныние. Поэтому важно спать вовремя, не пересиживать за телевизором, интернетом до двух-трех часов ночи, потом четырехчасовой сон – и на работу. Взрослый человек должен спать не менее семи часов. Это необходимость для нашей правильной жизни.

Конечно, должен быть правильно выстроен духовный режим: душа выправляется на молитвенном правиле – утренним правилом мы настраиваемся на грядущий день, на вечернем снимаем с души напряженность от ошибок и грехов прожитого дня и настраиваемся на сон грядущий. Обязательно духовное чтение – молитва не питается как бы сама по себе, изнутри. Молитве нужна пища от Духа Святого. Эта пища дается в чтении святоотеческой литературы. Конечно, обязательно слово Божие. Его нужно читать, вникать, размышлять, запоминать. Это особый источник Божественной благодати. Если в двух словах.

– Церковь в любом случае дает радость и духовную поддержку и даже помогает бороться с унынием. Но, наверное, каждый вспоминает ощущение, когда он только пришел в храм, как будто бы его туда вносят на крыльях, состояние одухотворенности, состояние неофита, как называют человека, который только что пришел в храм и начал воцерковляться. Постепенно это чувство притупляется, переходит в иное состояние. Уже нет такой остроты чувств (мы все – люди чувственные, привыкли к состоянию какого-то непосредственного ощущения), нет радости и ощущения, что посещение храма, богослужения – это какой-то душевный праздник. Как радость сохранить и удержать в своем сердце?

– Вновь возвращаемся к тому, что душа – это сосуд, который должен быть наполнен Божественной благодатью. Если сосуд опустел, благодать ушла, значит, нужно смотреть, где пробоина, врачевать покаянием и вновь наполнять через церковную жизнь Божественной благодатью. В этом смысле невозможно жить бодренно, крепко, настроенно, устойчиво без Церкви.

Я вновь хочу обратить на это внимание наших телезрителей. Есть огромное число людей, с которыми постоянно сталкиваешься, пребывающих в страшнейшем заблуждении, что у них с Богом свои отношения, у них «Бог внутри», люди говорят: «внутри» – в душе. Церковь им не нужна. Можно, конечно, внутри себя много что делать – можно, наверное, хлеб поесть как бы внутри, в душе. Можно в душе сходить за зарплатой, например, – замечательное дело: можно себе в душе получить зарплату в два раза больше. Пришел, получил двойную зарплату – и тебе хорошо, и предприятию хорошо: ты же в душе получил…

Что за глупость – «в душе»? Отношения с Богом требуют конкретности, выражения и душевно, и телесно, и духовно. Вера без дел мертва – мертвая вера и дает состояние уныния, печали, безрадостности, безысходности, а живая вера все время стремится соединить человека с Источником благодати. Это сообщение не дает человеку никогда унывать, жалеть себя, руки опускать, духом падать. Но живая вера требует выражения, конкретных действий – как любовь требует конкретных действий: невозможно юношу, девушку любить в душе; может, конечно, он так себе и может об этом мечтать, но думаю, что девушке это не понравится: девушке важны и добрые слова, и цветы, и конфеты, и руку подать, когда из транспорта выходит. Это все конкретные, практические действия. И Богу так же важно, быть с нами в общении, чтобы наша вера выражалась. Поэтому, конечно, когда душа потеряет наполнение, нужно найти место, пробоину, уврачевать и восполнить благодатью, энергией, силу души.

Еще момент. Душа проходит определенные этапы развития. Благодать действует на человека по-разному. Есть благодать призывающая, которая зовет человека, и Господь как бы авансом открывает некоторые состояния, которые человек приобретает в общении с Богом. Состояние неофитства – это призывающая благодать. Период этот может длиться 5–7 лет, но обычно где-то 3 года. Затем большая часть жизни – это просвещающая благодать, которая открывает человеку его состояние, его немощи, болезни. И тут начинается ежедневный, постоянный труд. И самая важная добродетель – это постоянство. Постоянство в молитве, в целеустремленности, в исполнении заповедей Божиих. Этот труд, который Бог от нас ждет, чтобы человек приобрел опыт личной жизни в борьбе со страстями. Не только чтобы Господь все время за него что-то делал, а чтобы человек приобрел нужду в Боге.

А чтобы мы вознуждались в Боге, необходимо свою немощь осознать: человек должен упасть, почувствовать свою слабость, беспомощность без Бога. Для этого человека нужно предоставить самому себе, дать возможность ему узнать себя, свои мощности, немощи, слабости, достоинства. «Познав себя, познаешь Бога», – говорят отцы. И это основная задача духовной жизни. Чтобы познать себя, нужно нагрузку какую-то взять, что ты можешь, нужно в гору идти, чтобы испытать свои возможности. И когда человек встречает самого себя, он понимает, что он ноль без палочки: сам ничего не может – он видит свои немощи и начинает звать Бога: Господи, спаси мя, погибаю! Если хочешь, можешь меня очистить!

– Тема познания самого себя очень глубокая, в рамках ее нужно понимать, что не только это комплексный подход церковный. Может быть, психологическая помощь требуется человеку в какой-то конкретной ситуации? Иногда человек может просто не понимать, что с ним происходит и почему, не может выстроить причинно-следственную связь происходящих событий и своего поведения. Тогда возникает вопрос, как в себе разобраться.

– Как сказал один знакомый психотерапевт, счастье – это просто правильно подобранный курс препаратов.

– Или сеансов…

– Наверное, о теме познания себя можно поговорить в таком ключе. Я задам вам, дорогие мои зрители, вопрос. Сформулируйте для себя пять жизненных ценностей. Что для вас больше всего в жизни важно? Возьмем небольшую паузу, недолго думая, навскидку – несколько, то, что ценно для вас, важно, значимо, без чего ваша жизнь теряет смысл, силу, радость, настрой. Про настрой тоже чуть попозже поговорим. Сформулировали? Хорошо. Есть ли среди всех этих ценностей – трех, пяти – такая ценность, как «я сам»? Я для себя являюсь ценностью в этой шкале? Бог, семья, друзья, работа, увлечения, люди, родственники, дети… Я, как ценность, присутствую?

Задавая этот вопрос разным людям, я прихожу к выводу, что мы очень часто себя вообще не оцениваем и не воспринимаем как ценность. То есть все наши устремления как бы вне нас, за пределами. Но ведь есть заповедь Божья: возлюби ближнего, как самого себя – предполагается, что мы самого себя тоже умеем любить: мы понимаем, что мы хотим, нашу цель, наше желание, наши радости, успехи. Очень часто бывает, что мы как бы живем не своей жизнью – живем жизнью других, заботимся о людях, все туда устремлены. Но кто я, что я? Зачем я? Эти вопросы очень важны: можно прожить виртуальной жизнью, в иллюзии, что я что-то такое делаю, но с самим собой так и не встретиться – прожить жизнь и не встретить внутри себя самого себя.

Эти вопросы наиважнейшие – кто я, что я хочу. Мы часто живем, как в беличьем колесе, – просто куда-то бежим, жизнь нас так вкручивает, и возможность остановиться, подумать, передохнуть, просто посмотреть со стороны на свою жизнь у человека часто не бывает. Это очень опасно: можно всю жизнь пробежать впустую, не понять… Именно для этого очень важно выходить из этой беготни, причем не просто в отпуск, не просто в другое колесико, более красивое, яркое, которое где-то на берегу моря стоит, ты там тоже прокрутился две недели и вновь вернулся в свое большое, родное колесо. Выйти в тишину, в атмосферу, где можно просто побыть в тишине один на один с самим собой и с Богом. Для этого очень важно хотя бы раз в год, хотя бы на недельку не просто с экскурсией, бегом, а на недельку приехать в особое место, где люди живут в познании самих себя, где вся атмосфера настроена на то, чтобы человеку встретиться с самим собой (я, конечно, говорю про монастыри, про великие святыни, про места, где сконцентрирована атмосфера присутствия Божией благодати), и ты в эту атмосферу попадаешь, благодать начинает тебя пронизывать. Знаете, иногда бывает, после службы приходишь, а на службе, когда кадишь, аромат ладана проникает в одежду, и дома дети начинают принюхиваться и говорить: «Как от тебя церковью пахнет!». Душа человека тоже начинает пропитываться собранной, сконцентрированной в этом месте энергией.

Но, кроме того, любое святое место является еще и рентгеном, который высвечивает, просвечивает тебя, обличает твои немощи. Конечно, к этому тоже нужно быть готовым, что поездка на святое место – это не просто радость, постоянный восторг. Нет, это труд, это работа: тебе Господь открывает твое состояние, и тоже нужно быть к этому готовым, нужно иметь мужество увидеть себя в отражении, что там не лик праведного человека, а образ грешника. Это столкновение с собой настоящим бывает непростым, тяжелым. Потом необходимо с этим дальше что-то делать: не просто затереть, перевернуть страницу и вернуться в свое колесо – а начать серьезную работу: сделав выводы, проанализировав, поставив задачи, вернуться в свою повседневную жизнь и, уже не забывая об этом опыте, оглядываясь на него, по-другому проживать ее.

– Чтобы себя самого оценить, нужно, чтобы был критерий оценки: с чем ты себя можешь сравнить, что оказывается для тебя ориентиром. В современном обществе светский ориентир, который пропагандируется и с экранов телевизоров, и в журналах, газетах, – успешный молодой человек (об успехе тоже очень интересная тема), человек высококвалифицированный, с хорошей высокооплачиваемой работой, который ездит на хорошем автомобиле, живет в крупном мегаполисе в большой квартире…

– Может себе позволить два раза в год выехать за границу…

– Два раза в год, а то и каждую неделю куда-то выезжать, и так далее. Это окружает нас повсюду: газеты, журналы, социальные сети, где люди не привыкли делиться какими-то неудачами, падениями – это же все обложка, и создается некое ощущение, что эти ценности где-то там. Происходит сдвиг. Как не потеряться в этом сдвиге, к чему надо в итоге стремиться и где находить правильные критерии, по которым себя нужно оценить?

– Да вы все уже сказали: обложка, фантик, мираж, иллюзия – фальшивые ценности, фальшивая жизнь… Успех не в том, как ты поднимаешься по карьерной лестнице, а в том, в каком состоянии находится твоя душа, насколько она развивается согласно замыслу Божьему, насколько выстроена взаимосвязь, о которой мы говорили в самом начале. Можно же пробежать всю жизнь, куда-то стремясь, но душа останется недоразвитой, неуспешной, неспелой, невызревшей. Мы живем в очень интенсивном мире, который все время наш мозг пытается промыть, указать разные миражи: беги туда, беги сюда. А у человека все равно время и силы ограниченны... Поэтому читайте Священное Писание, читайте Евангелие: точно не пробежите мимо истинных ценностей.

– Следующий вопрос, который я себе написал, касался того, что важно в этом состоянии не поддаться суете и научиться вычленять главное, но Вы уже ответили на него.

– Один батюшка, пожилой и опытный, на экзамене у семинаристов, будущих пастырей, задал им такой вопрос: «Скажите мне, что для священника самое главное?». Будущие священники стали отвечать: совершение богослужения, дела милосердия, проповедь. Он говорит: «Да, это все важно, но самое главное для священника (а я думаю, что и для каждого человека) – это хорошее настроение». Так ответил батюшка – опытный, убеленный сединами старец. Настроение не в смысле какого-то легкомысленного настроя, беззаботности, а как внутренний настрой, который необходим радиоприемнику, чтобы принимать сигналы радиостанции. Наша душа должна быть настроена, сонастроена с Богом, чтобы слышать Его призывы, понимать Его волю. Вот этот настрой – основная задача.

Думаю, что успешность выражается именно в том, насколько у человека душа со-настроена с волей Отца Небесного, насколько для человека это важно, насколько эти отношения являются ценностью номер один, насколько мы заточены на то, чтобы, прежде всего, искать Царствия Божьего и правды его. Если у человека это в приоритете, то все остальное – и карьера, и здоровье, и семья, и отдых – все приложится, все станет на свое место. Но об этом нигде не говорится. Говорится, что успешность – это деньги, слава, высокое положение. Но все, что высоко у людей, мерзость есть пред Богом. Сколько угодно историй, когда люди, достигшие высокого положения в обществе, с нравственной точки зрения являются совершенно отвратительными чудовищами, они абсолютно несчастные в своих семьях, несчастны сами с собою. Потому что ни власть, ни деньги, ни слава не дают человеку хорошего настроения.

– Сразу вспоминается песня «Хорошего вам настроения».

– Да, вы держитесь.

– Наша зрительница Надежда спрашивает: «Как распознать в себе талант – или он есть не у каждого человека? Если он есть, как его не зарыть?» (Я выбрал этот вопрос, так как он соотносится с темой самого себя и места, на которое ставит самого себя в графе ценностей человек, то, чем он занимается и как себя оценивает.)

– Таланты есть у каждого человека, абсолютно бесталанных людей не существует, люди все Богом одарены. Наверное, в первую очередь мы можем говорить о таланте веры. Конечно, вопрос о каких-то житейских талантах (петь, читать, стихи запоминать), но Господь все-таки говорит о таланте веры. Людей не одаренных в этом смысле не существует: кто-то имеет десять талантов (Евфимий Великий, Антоний Великий – да, они могли духовную жизнь строить один на один с Богом; Моисей-пророк, царь Давид), у кого-то пять талантов – им необходима помощь, поддержка, наставничество, но они готовы трудиться и приносить плоды. Но тот, кто получил меньше всего талантов, оказался нерадивым, ленивым рабом, пошел и закопал. Конечно, нам обязательно нужно умножать таланты веры.

А как понять, какие у тебя таланты с точки зрения житейского опыта? Для этого нужно советоваться в первую очередь с Богом. Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою, – говорит царь Божий Давид в псалмах: «Господи, открой мне тот путь, по которому оптимальнее всего дойти до встречи с Тобой». В этом должны быть наши реализованные таланты: не просто дом построить, сына воспитать, дерево посадить – это все хорошо, но мы должны пройти земной путь и, во-первых, прославить Бога, во-вторых, послужить людям, принести им пользу. Поэтому здесь тоже важно ориентироваться, чем я могу принести пользу людям – не просто свою карьеру сделать, найти комфортное место под солнцем (именно такая мотивация часто бывает при выборе профессии: найти эффективную, экономически выгодную профессию, ее освоить и потом получать дивиденды). Да нет. Надо исходить из того, по-серьезному, по-настоящему, где я могу максимально, своими интересами послужить людям, отдать себя на служение людям. Мне кажется, святитель Лука Войно-Ясенецкий, у него…

– …Я тоже вспоминаю, что он очень любил рисовать, поступал в художественную…

– …У него был жизненный момент… И он любил что-то делать для себя. В момент выбора он все-таки взвесил: не ради себя, а ради людей, и стал замечательным хирургом, многих людей спас от преждевременной смерти.

– В его воспоминаниях есть запись, что его умения рисовать, художественные способности очень были ему на руку и когда он начал заниматься хирургической деятельностью, когда начали проходить анатомию и подобные предметы…

Наша зрительница Марина Голикова «ВКонтакте» спрашивает: «Принимаю противоопухолевый гормональный препарат, у него есть побочные эффекты – очень частая депрессия и тревожное состояние. У меня этот побочный эффект появляется. Раньше я исповедовала уныние, а надо ли исповедовать, если это побочный эффект от препарата? Врач назначил антидепрессанты, как вообще к этому относиться? Вообще у меня настрой – слава Богу за все!»

– Замечательный настрой – «слава Богу за все»! Во-первых, конечно, надо терпеть: если это последствия терапии, значит, Господь, попуская это, надеется, что у нас хватит терпения, в преодолении болезни наше терпение будет оттачиваться. А терпение неизбежно приведет к драгоценнейшему сокровищу, которое есть смирение. Смирение обязательно привлечет Божью благодать.

Относиться к антидепрессантам нужно спокойно, поскольку надо доверять врачам, стараться жить в гармонии с курсом терапии. Если хватает внутренних сил сопротивляться, терпеть, надо терпеть, если все-таки уныние поддавливает и врач рекомендует, то смириться и на какой-то период... Но потом от этого надо будет отвыкать и все равно требовать волевых усилий. Все это надо взвешивать, но если есть необходимость, то конечно. И всегда – слава Богу за все.

– Если спросить, как дела, у человека, не посещающего церковь, с которым у вас нет близких отношений, например вы просто коллеги по работе или когда-то учились вместе и не имеете дружеской связи, то обычный ответ – «нормально». А если спросить, как дела, у церковного человека, то он ответит: «Слава Богу». Эта фраза – некий способ сказать не то что «отвяжись», но показывает, что у человека нет желания делиться тем, как дела, как жизнь?

– Есть товарищи, которые на вопрос «как дела?» будут два часа рассказывать всю свою жизнь. Ты думаешь, что по правилам этикета поздороваешься, спросишь, как дела, и пойдешь дальше, а он тебе – бах! – расскажет всю свою жизнь за последние 20 лет.

– Это тоже неправильно. Лишь бы слова «слава Богу» не были таким автоматическим действием, не благодарением Бога, а как бы умолчанием.

– Человек, конечно, должен отвечать за свои слова и быть всегда предельно внимательным к тому, что говорит. Особенно употребление слова Божия не должно быть в нарушение третьей заповеди. Чтобы этот грех не довлел над нами, надо всегда произносить имя Бога как молитву – «слава Богу!»: это должны быть не просто формальные слова, но они всегда должны произноситься с сердечным участием.

По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), это лучшее лекарство от уныния, депрессии. Когда на душе тоскливо, тяжело, надо повторять, пусть сначала, как говорит святитель, даже механически, эту молитву – «Слава Богу за все!», и постепенно ум начинает согреваться этими словами благодарения Богу, сердце начинает реагировать, и приходит успокоение. Поэтому лучше всяких антидепрессантов молитва «Слава Богу за все!». И в какой-то момент у человека наверняка возникнет такая благодарность Богу, что на вопрос «Как у тебя дела?» он ответит: «Слава Богу, плохо». Спросивший, конечно, будет в шоке от такого ответа. Это ведь тоже определенное настроение, когда у человека нет отчаяния, несмотря на то что действительно плохо: слава Богу за скорбь и за радость.

– Слава Богу, что храм, переданный Екатеринбургской епархии в разрушенном, удручающем состоянии, перестроенный, поскольку в нем долгое время располагался хлебозавод, и на фоне эскиза которого мы сегодня беседуем, постепенно восстанавливается – общими усилиями ведутся работы по восстановлению этого святого места. Не так давно в Екатеринбург привозили мощи святого великомученика Димитрия Солунского, приезжала греческая делегация из Элладской Православной Церкви, которая в том числе побывала у нас на телеканале с экскурсией и совершала богослужения; насколько я знаю, она еще побывала и в соборе Успения Пресвятой Богородицы, и Вы пригласили гостей помолиться и в этом восстанавливаемом храме.

– Я всегда приглашаю всех гостей помолиться: храмы восстанавливаются не деньгами, они строятся молитвами – это важнейший принцип, который должен быть понят всеми, кто приходит и приезжает в храм. Молитвы к Божией Матери, конечно, меняют процессы. Поэтому мы попросили греческую делегацию помолиться, они помолились, спели тропарь Успения на греческом языке.

– Кстати, пользуясь случаем, хочу рассказать, что на нашем канале запущен проект под названием «Союзники», созданный по типу «Мобильного репортера» на светских телеканалах: пользователи «Вацапа», «Телеграма» и «Инстаграма» имеют возможность отправить нам небольшие видеозарисовки, снятые на телефон, о местах, где они побывали, может быть, в паломнических поездках, или в тех в храмах, куда они ходят, какие-то истории из жизни православного человека. Поэтому, друзья, присоединяйтесь к проекту, присылайте свои материалы, которые мы время от времени будем показывать в нашем эфире.

– У меня есть такой видеоматериал на телефоне. Неделю назад милостью Божией мы были на Горе Афон, удалось взойти на вершину и в храме Богоматери «Панагия» совершить Божественную литургию. Причем если раскрутить хронологию немного назад, то после того, как я впервые совершил путешествие по святым местам Афона и побывал в этом храме, ровно через полгода получил благословение стать настоятелем собора Успения Пресвятой Богородицы. И при восхождении на вершину к храму Преображения была снята небольшая, буквально на минуту, видеозарисовка на уровне облаков на вершине Афона. Особенно это важно для жен, которым Афон по воле Божией недоступен, и посмотреть эти кадры, сделанные внутри, думаю, им было бы очень полезно и интересно. В следующий раз будем готовиться.

– Не так давно мы показывали ролики священника, близкого нам и нашим телезрителям, – отца Анатолия Куликова, на долю которого тоже выпало непростое время строительства храма святителя Луки (Войно-Ясенецкого), о нем мы тоже говорили чуть раньше. Отец Анатолий рассказывает, как идет строительство, как живет приход, как он служит, и в одном из роликов он говорит такую хорошую мысль: мы строим храмы не для Бога, а в первую очередь для себя. Согласны?

– Даже не знаю, как об этом помыслить: Бог, конечно, живет не в рукотворенных храмах, а с другой стороны, «купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал». Богу важно, чтобы люди спасались, – а спасаются люди в храмах Божиих. Поэтому, наверное, есть смысл в том, что храмы в первую очередь нужны нам; но и Богу тоже важно, чтобы в этом месте происходила встреча человека с Богом.

Возвращаясь к храму Успения Пресвятой Богородицы. Если посмотреть на общий план, то на сегодня строительство колокольни находится в таком состоянии: построена уже четвертая ее часть. Поэтому не оставляйте, дорогие, своими молитвами и, если есть возможность, помогайте этому строительству! До холодов надо обязательно закрыть фундамент со всех сторон – со стороны алтаря и северного портика. С южной, восточной и западной сторон фундамент уже закрыт, осталось немного. И мы входим в зиму с кирпичной кладкой колокольни и восстановлением алтарной части. Для того чтобы ритм не сбивался, необходима сумма в один миллион рублей в неделю, то есть четыре в месяц.

– У нас есть несколько фотографий – не знаю, насколько они соответствуют тому, что сейчас на месте будущей колокольни, но, по крайней мере, на них отец Евгений закладывает камушек со Святой Горы в фундамент колокольни. Попросим показать.

– Да, был такой эпизод (на мне подаренная каска – сотрудники не перестают выражать свою заботу. Белые каски у руководителей, оранжевые – у рядовых строителей, это я тоже выучил). Здесь как раз закладывается камень с вершины Афона в основание колокольни. Получается, это нулевой цикл, подвальное помещение, над которым сейчас метров на восемь подняты стены колокольни.

– Будем надеяться, что, рассказывая нашим телезрителям, как идет это строительство, мы в конце концов выдадим фотографию, где в готовом храме будет совершаться богослужение.

– Завтра состоится встреча с генеральным директором «ВИЗ-Стали», где будет рассказано, как идет процесс восстановления собора, и предложено поучаствовать в этом процессе.

– Вопросы от наших телезрителей в социальной сети «ВКонтакте». Телезрительница спрашивает: «Мы с мужем в браке два года, есть ребенок. Дело в том, что я человек верующий и изначально хотела повенчаться, но инициатива только моя, муж, несмотря на то что крещеный, в церковь не ходит. Даже если мы идем вместе, предпочитает подождать меня на улице. Скажите, как ему объяснить, зачем ходить в храм, для чего вообще нужно молиться и верить, и нужно ли нам венчаться, если муж не видит в этом смысла?»

– Как объяснить? От сердца к сердцу. Сердце нужно наполнить Божественной благодатью, которая должна обязательно проявиться в жизни через взгляд, через любовь, заботу, через самоотверженность. Те мужья, которые не покоряются слову, добрым житием своих жен, без слов для Христа приобретаемы были, говорит святой апостол. Это принцип, алгоритм – доброе житие жены.

Как только мы войдем в эту стадию, муж без всяких слов пойдет за своей супругой в храм. И после того как он войдет в церковь, приобретет опыт церковной жизни, дойдет до осознанной Исповеди, Причастия, можно будет уже по его инициативе подходить под венец к алтарю. Раньше, мне кажется, это будет нечестно и неправильно: такое событие, как благодать Венчания, должно быть осмысленно, осознанно, прожито, подготовлено, а не быть как театральное представление. Поэтому помоги вам Господи освоить это доброе житие. И все получится.

– Мы отмечали День народного единства. Во многих городах проходили крестные ходы. Так же в этот день – 4 ноября – мы отмечаем память Казанской иконы Божией Матери. Чему посвящен этот праздник и что в действительности обозначает народное единство, есть ли оно у нас?

– В первую очередь, мы празднуем день памяти Казанской иконы Пресвятой Богородицы, которая явилась символом единения народа в момент Смуты, разрозненности в нашем Отечестве. Ключевым моментом соединения стала помощь Божией Матери через Казанскую икону, которую несли в народном ополчении к Москве, чтобы освободить ее от интервенции поляков. Этот день на протяжении нескольких сотен лет – общенациональный праздник. Несколько лет назад мы вновь вернулись к нему указом президента, когда этот день вновь стал государственным Днем народного единства.

Единство – это наша цель, то, к чему мы должны прийти. Единство веры, единство любви к своему Отечеству, единство добросовестного труда – это цели. Конечно, пока нельзя сказать, что мы едины. Даже элементарно: когда Владыка митрополит приглашает на крестный ход, то далеко не каждый крещеный житель Екатеринбурга и представители администрации откликаются на этот призыв, хотя это государственный, национальный праздник, и даже с точки зрения каких-то политических преференций собираются несколько тысяч людей прийти поздравить, сказать какие-то добрые слова. Пока как-то не получается.

Тем не менее в этом году Владыка митрополит Кирилл вновь приглашает всех крещеных, православных, верующих, любящих Божию Матерь на богослужение, которое пройдет в кафедральном Троицком соборе, а затем традиционно по центральным улицам нашего города пройдет крестный ход, как свидетельство нашей веры, символ единства с нашим архипастырем, единства друг с другом. Это замечательная возможность отметить этот день, который, кстати, будет выходным, праздничным днем. Не отказывайте себе в возможности порадоваться, приходите всей семьей: с детишками, с бабушками и дедушками, приходите к народному единству.

– Остается только добавить призыв: да будем же мы все едины! Спасибо, отец Евгений, за беседу. Мы обсудили много разных тем, рассказали, как идут приходские дела… Напомню всем, что подробную информацию, как помочь и в том числе посмотреть выпуски передачи «Благая часть» и приходские новости, можно на сайте sobor-uspenie.ru или в группе собора в социальной сети «ВКонтакте».

– Дорогие мои, хорошего вам настроения – настроя, сонастроя с Богом, самим собой, своими родными и близкими. Никогда не унывайте: главная новость самая жизнеутверждающая – «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав»! Новость, которая всегда – если к ней возвращаться – дает силы. Нужно просто научиться правильно думать. Надо освободиться от злых, недобрых, тяжелых помыслов. Конечно, это искусство, определенный навык и труд, но, если долго мучиться, обязательно получится. Нужно создать внутри себя фабрику добрых помыслов. Для этого полезно почитать книжечку «Полианна», она научит, как во всем в своей жизни видеть волю Божию, радоваться и всегда помнить: слава Богу за все!

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записали М. Попова и К. Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать