Беседы с батюшкой. Светлое Христово Воскресение

1 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала - беседа с настоятелем храма преподобной Евфросинии Московской в Котловке протоиереем Алексием Ладыгиным.

– Что же такое Пасха?

– Для каждого человека сегодня, в новозаветное время, она связана, конечно, со Светлым Христовым Воскресением. Понятие Пасхи идет с Ветхого Завета и означает исход еврейского народа из египетского плена, возвращение в землю обетованную, с которой связано обретение свободы. Конечно, все эти символы сегодня переходят и в новозаветное время, когда человек тоже исходит из плена врага рода человеческого, захватившего нас после грехопадения. Раньше была потеряна надежда на вечность, на спасение, закрыты были двери Царствия Небесного, теперь же человек обретает полную и подлинную свободу в воскресшем Господе нашем Иисусе Христе.

Эта свобода по-настоящему чувствуется только тогда, когда человек живет в полноту той духовной жизни, которую он обретает в святом православии. Много можно говорить об этом замечательных слов, но самыми впечатляющими для нас являются определенные жизненные примеры людей, живших в православии и обретших в нем эту свободу. Невозможно было поработить верующего человека и сделать его рабом обстоятельств, будь они социальные или политические.

Никогда верующий человек не испытывает некоего пленения. Если для него не создавались социальные условия, то, например, подвижники благочестия жили в пустыне и обретали там полную свободу, потому что ни от чего не были зависимы. И даже то малое, что они имели, давало им возможность чувствовать себя свободными и всегда быть со Христом. Если даже наступали изменения политического характера, то мы знаем, например, что святые новомученики и исповедники писали в своих одиночных камерах кровью на стене: «Со Христом мы и в тюрьме свободны». Эта подлинная свобода обретается во Христе, и дает ее не что иное, как Светлое Христово Воскресение, Пасха, которая действительно человека избавляет от рабства, пленения врага рода человеческого, освобождает от зависимостей, страстей, грехов, приносящих человеку немало расстройств, досаждающих в течение всей его жизни.

– Почему праздник Пасхи в православной традиции настолько важен? Например, на Западе больше почитают Рождество.

– Действительно, там больше почитают Рождество, потому что Запад живет понятиями земными. Наверное, успех западной, скажем так, христианской цивилизации – именно в материальном, потому что у них все обращено больше на земное. Конечно, можно увидеть пришествие Христа на землю через Его преображение из духовного в земное, через воплощение в человеческую плоть. Западу это близко и понятно. А святое православие больше пропитывает духовный аскетизм. Поэтому, конечно, нам ближе воскресение Христово, ведь человек, живущий во святом православии, понимает, что полноту жизни невозможно обрести на земле, да если еще будешь заземляться, окружать суетой свою жизнь, в том числе духовную. Ты уйдешь тогда от подлинного духовного возвышения.

Это очень хорошо просматривается в Священном Писании: сыны человеческие и сыны Божии отличались лишь тем, что первые больше возделывали эту землю, материально богатели, но зато полностью отходили от духовного наследия, полученного первыми людьми в раю. Анализируя впоследствии их жизнь, апостол Павел скажет: «Почему они отошли от истинного богопочитания? Потому что осуетились». Сыны Божии же, презирая земную жизнь, стараясь не заземляться в материальном богатстве, понимая, что все на земле временно, как раз достигали духовного богатства.

Ну а впоследствии, когда происходило это смешение, люди серьезно ушли от духовного наследия, полученного первыми людьми в раю. Поэтому святому православию всегда ближе то духовное, что Господь принес через основные моменты Своего с лужения. Какие это моменты? Конечно, это крестные страдания, воскресение. Если бы Христос не воскрес, как пишет апостол Павел, «тщетна была бы наша вера и напрасно наше упование». Только в Его смерти и Его воскресении мы обретаем настоящую, подлинную веру, которая дает человеку самое главное – вечность.

– Почему Бог именно так спасает нас – через воплощение в человеческом теле и страшную крестную смерть?

– Конечно, здесь содержится огромная мудрость, которую Господь дает нам познать через Свое служение. Никто не мог бы предположить, что Господь будет действовать именно таким путем. Даже враг рода человеческого не мог этого предположить, Господь его посрамил. Кто же мог подумать, что через смерть в человечество придет жизнь вечная? Даже враг рода человеческого, который всегда пугал человечество смертью, не мог. Через это («смертью да умреши») было искушение и первому человеку, когда дьявол говорил Адаму и Еве: вот, вы вкусили и не умерли, Бог вас обманывает… Смерть – это самое страшное. И конечно, необычно и просто невозможно было принять, что через это страшное можно дать жизнь человеку.

Все это связано с великим смирением. Ведь все всегда стремились к царствованию земному, к реализации своих сил, потребностей, гордыни. А здесь нужно смириться, смириться даже до смерти крестной. И Господь спасает человечество именно через Свою смерть, Своей смертью Он попирает всяческую смерть, дает человеку возможность обрести жизнь вечную. Но самое главное, человек понимает: земная жизнь – не то, к чему он должен стремиться, это юдоль плачевная. В этой жизни он должен идти за Христом и, взяв свой крест, пронести его. Почему необходимо это крестоношение? Потому что человек, не пройдя крестным путем, не приобретет необходимых свойств, которые откроют ему пределы Царствия Небесного. К тому же через добродетели – ключи, открывающие двери в Царствие Небесное.

– По церковному Преданию, Христос после Своей крестной смерти вывел из ада души умерших. Расскажите об этом, пожалуйста.

– Действительно, и на иконе Воскресения Христова изображается сошествие Христа во ад, потому что другого места не было в вечности. Двери Царствия Небесного были закрыты – от Адама и Евы до последнего ушедшего в вечность человека, жившего надеждой на пришествие Христово. Ведь Господь не оставил людей без утешения, Он оставил им обетование, что придет семя жены и сотрет главу змия. Люди ждали, когда же это семя упразднит грех и беззаконие; когда придет Тот, о Котором подробно пророчествовали ветхозаветные пророки – Давид, Исаия, Захария, Даниил и другие. Они говорили, что Христос придет на землю и победит смерть, выведет людей из ада. До пришествия Христа люди жили верой в Него, ждали этого времени, приближали его как могли своими трудами, подвигами, молитвой, страданиями, воспитанием лучших духовных свойств и качеств в поколениях. Конечно, они с надеждой ждали, и Господь в первую очередь пришел к тем, кто столько веков ждал Его пришествия. Конечно, они с радостью, благодарностью встретились со Христом. С их верой Господь выводит их из ада и дарует им жизнь вечную.

– Когда, согласно синаксарю Пасхи, воскрес Христос Спаситель?

– В народе всегда говорят очень просто, даже малообразованные бабушки: Христос в двенадцать часов родился, в двенадцать крестился, в двенадцать воскрес. Синаксарь как раз говорит, что Христос воскрес во время полуночи, то есть во время зарождения новых суток. А рождение новых суток – это всегда рождение нового времени, рождение для другой, иной жизни. Жизнь во Христе – совершенно другая жизнь, и мы это понимаем. Мы тоже всегда ждем нового дня, с вечера у нас ничего не получается, говорим: утро вечера мудренее. Мы ждем нового дня, чтобы измениться, приобщиться к новой, совершенно иной жизни. Конечно, каждая Пасха дает нам новый шанс на иную жизнь, чтобы мы воскресли для жизни со Христом. Действительно, ведь каждый год воскрешаются души многих людей, люди впервые входят в подвиг Великого поста, пересматривают свою жизнь, по-новому встречают Пасху с надеждой, что их жизнь теперь будет со Христом. Эта новая жизнь обновит их внутреннее состояние, их человеческие отношения, даст им удивительные новые дела – те, которые помогут открыть для многих людей, с которыми мы будем сталкиваться в жизни, нашего Господа.

– Что означает пасхальный крестный ход на ночном пасхальном богослужении?

– Пасхальный крестный ход, как и вообще крестный ход, выражает внутреннюю радость, шествие человека к Богу. Крестный ход – это всегда наше стремление выйти за пределы церковных стен и свидетельствовать миру о воскресшем Господе.

– А конкретно на пасхальном богослужении крестный ход что-то символизирует?

– Конечно, он символизирует восшествие всего человечества к Богу. Не случайно мы выходим с песнопениями, которые свидетельствуют о пришествии Христа в этот мир, Его служении, а входим в храм уже с гимном, свидетельствующим о воскресшем Господе.

– Когда священник стоит перед дверями храма, когда двери открываются…

– Это символ открытия Царствия Небесного. Все человечество шло к этому длинным путем, и двери Царствия Небесного открываются. Человек, входя в храм, символизирующий на земле Небесную Церковь, открывает двери Царствия Небесного.

– Почему Пасха называется Красной?

– Красный – значит красивый. Это центральный момент нашей жизни. Лучше этого дня не бывает в жизни.

– Как известно, первым воскресшего Христа встретили жены-мироносицы. Расскажите, пожалуйста, о Марии Магдалине.

– О Марии много повествований. Это жена, которую Господь исцелил, изгнав из нее семь бесов. Она помазала Господа миром, приготовила Его к погребению. Мы помним этот очень символичный эпизод, когда Господь присутствовал у Симона-фарисея и Иуда Искариот осудил ее и Господа за то, что она помазала Его дорогим миром. Иуда сказал, что лучше было бы продать это масло, а вырученные деньги раздать нищим. Как говорит Священное Писание, заботился он не о нищих, а о казне, потому что был вором и крал из казны.

Мария Магдалина же, после того как Господь изгнал из нее семь бесов, была верна Господу и всегда служила Ему, всегда была с теми женщинами, которых затем назовут женами-мироносицами. Господь относился к ней по-особенному за ее верность, за внутреннюю любовь к Нему. Мария Магдалина удостоилась первой видеть воскресшего Господа. Она пребывала в печали, когда не увидела тела Иисуса. В Священном Писании об этом есть подробный рассказ. Но самое главное то, что Мария Магдалина и после воскресения осталась верной Господу и все сделала для того, чтобы служить Ему. Не случайно она получила великое звание равноапостольной – равной апостолам в своем служении Господу, потому что после воскресения Господа она пошла во все веси, дошла до самого Рима, проповедуя о воскресшем Господе. Есть предание, что она проповедовала даже императору Тиберию. Когда она говорила о воскресении, он завтракал. Тиберий сказал, что воскрешение невозможно, это человеческая фантазия, такого никогда еще не было, это так же невозможно, как если бы яйца вдруг стали красными. В этот же момент на глазах императора по молитвам святой равноапостольной Марии Магдалины яйца покраснели. Это предание свидетельствует, что проповедь воскресения Христова – истинная правда, и мы этой правдой, истиной, радостью делимся в пасхальные дни.

– То есть традиция красить яйца пошла именно оттуда?

– Это одно из преданий. Есть и другое предание, о том, что крашеное яйцо – символ некоей тайны. Мы же не видим, как развивается цыпленок в яйце, только видим его, когда скорлупа вскрывается и он оттуда выходит. Также и не знаем мы, как произошло воскресение Христово. Мы только предполагаем. Последние научные открытия в изучении Плащаницы показывают, что был ярчайший свет, который озарил при воскресении саму пещеру, почему и отпечатался на Плащанице образ Христа Спасителя. Как Господь вышел, тоже нам неведомо. Но оба предания очень приятны, не лишают нас радости и внутреннего символизма.

– Почему же сложилась традиция кроме крашения яиц освящать куличи и пасхи? Откуда она пошла?

– Традиция эта очень древняя. Продукты, освящаемые в этот день, тоже имеют смысл. Куличи означают хлеб, хлеб – всегда жизнь, и это жизнь, которая дается человеку через вкушение Хлеба Жизни – нашего Господа. Ну а творожная пасха также дополняет торжество, которое мы духовно празднуем в дни Святой Пасхи.

– Все же хотелось бы немного подробнее остановиться на мироносицах. В нашей церкви ведь всем «заведуют» мужчины. Священниками становятся только лица мужского пола, и женщине остается лишь маленькая роль, например помогать по храму, но богослужения отправляют только мужчины. Почему так случилось, что именно женщины первые встретили Христа?

– Женщины встретили Христа, потому что они сохранили Ему верность. Мы видим, что женское служение в Церкви на самом деле очень велико. Ведь Церковь, как сказал покойный патриарх Алексий II, всегда сохраняет женские белые платочки. В советское, самое трудное время, конечно, многие мужчины пострадали за веру, многие священнослужители стали священномучениками… Женщине всегда делалась уступка, связанная с материнством, с ее особым хрупким внутренним устройством. Женщины своей верой, конечно, отстаивали Святую Православную Церковь. Это всегда было так, и сегодня мы видим, что женщины наполняют каждый приход (это 60–70 процентов прихожан), тем самым закладывая основу передачи веры. Ведь женщина воспитывает детей, через это передает веру, и вера жительствует на нашей земле.

Что касается служения (женщина не может быть священнослужителем), то здесь речь не об ущемлении, как сейчас говорят, прав, а об особом предназначении мужчины и женщины. Не будем говорить о равенстве, правах, ведь невозможно уравнять права женщины и мужчины, потому что сама природа распорядилась так, что мужчина не может рожать детей, а женщина может. У каждого свое предназначение. Если бы женщина все умела и могла, тогда не нужен был бы ей мужчина (и наоборот) и жизнь продолжалась бы без мужчин (или без женщин). Мужчина должен служить Богу, в поте лица зарабатывать хлеб свой, а женщина должна в муках рожать детей, как на то получила благословение от Господа после грехопадения. Так все и происходит. Женщина продолжает род человеческий. Она не может в полноте посвятить свою жизнь служению Господу, потому что все-таки она должна быть хранительницей домашнего очага, должна воспитывать детей. Мать вкладывает все лучшее в своих детей, воспитывает их, никто не сможет научить детей духовности лучше, чем их собственная мать.

– Даже скульптура на Мамаевом кургане называется Родина-мать…

– Понятие матери имеет огромное значение. Например, Булгаков видел основную причину революции в том, что на Руси сильно была развита матерная брань. А матерная брань – это поношение самого святого. Кто самый святой у нас в жизни? Мать, которая дала нам жизнь. Божия Матерь, Родина-мать и мать, произведшая нас на свет. Глубокие понятия связаны со словом «мать». Поэтому женское служение – особое служение, и Господь не случайно за ту часть служения, которую имеют женщины, возблагодарил их, потому что они свое служение пронесли достойно, без всякого страха ради иудейска.

– Поэтому и удостоились первыми увидеть Христа.

Перейдем к практическому вопросу. Почему Пасха постоянно празднуется в разные даты?

– Все зависит от весеннего равноденствия, стояния Солнца. Дата высчитывается по календарю. Такая традиция существует в Церкви, и она совершенно не напрягает нас, православных христиан. Именно такая привязка была и в ветхозаветной Церкви. Ничего страшного здесь нет. Например, евреи неделю назад тоже начали праздновать Пейсах, и сейчас празднуют, а мы по установлению Вселенских Соборов празднуем Пасху через неделю после еврейской, чтобы подчеркнуть значение нашей Пасхи, внутренний смысл ее, совершенно другой, чем у ветхозаветной пасхи. Они до сих пор празднуют выход из египетского плена, освобождение от египетского рабства и обретение свободы на земле обетованной. Мы же празднуем другую Пасху – избавление человечества от греха, проклятия и смерти и отверстие д ля каждого из нас Царствия Небесного.

– Сколько дней празднуется Пасха и почему?

– Сорок дней. Вернее, тридцать девять, на сороковой день празднуется Вознесение Господне. Это связано с тем, что в течение сорока дней после Своего воскресения Господь пребывал на земле со Своими учениками и напоминал им о том, что проповедовал, и в то же время укреплял их в вере. А на сороковой день Он пошел на гору Елеонскую с учениками и стал возноситься на небо. То есть Пасха – период особого присутствия воскресшего Господа с нами. Конечно, когда Он с нами, мы непрестанно радуемся, поем пасхальные гимны, наполняемся духовным, внутренним смыслом этого праздника, стараемся преобразиться, измениться. А потом уже вспоминаем дальнейшие события домостроительства Божиего. Ведь весь церковный год наполнен важными событиями служения Господа здесь, на земле, которое Он совершил ради нашего спасения.

Самое главное, что мы не просто вспоминаем эти события, – мы становимся их участниками. Каждый из нас переживает эти события. Кто-то переживает уже не первый год, но каждый год рождаются новые чувства. Кто-то переживает впервые, ведь многие в наше время даже в сознательном возрасте только начинают входить в церковную жизнь, и для них открывается удивительный мир земного служения нашего Господа, Его спасительный подвиг, некие Его тайны, которые мы познаем через праздники. И не просто познаем, а входим в них, становимся их участниками.

– Отмечу, что люди, называющие себя верующими православными, порой в своей жизни переживают моменты, когда начинают понимать несколько с другой стороны, во что они верят, а до этого не совсем понимали, во что веруют и как.

Сейчас в храмах открыты царские врата, перед ними стоит столик, а на нем артос. Что символизируют открытые царские врата и артос?

– Открытые царские врата означают открытые двери Царствия Небесного. Даже в народе есть предание: кто умирает на Пасху, тот сразу же, без мытарств, входит в Царствие Небесное.

– А это правда?

– Думаю, есть здесь какая-то правда, потому что милосердие Божие всегда является человеку, особенно тому, который верит в воскресшего Господа. Эти события предвосхищают человека, делают его недосягаемым для злой силы, которая хочет причинить ему вред. Верить в воскресшего Господа – значит победить все неверие этого мира, в том числе всякое зло, которое есть и в силах поднебесных. Очень хорошо как-то каялась одна женщина на исповеди. Она сложила руки крестом на своей груди и сказала: «Батюшка, я хоть грешница, но грешница Божия!» Здесь есть понимание, что «несть человек, иже жив будет и не согрешит», но есть человек, который сохран ил верность Господу и не сомневается в воскресении Христовом. Вот это победа над всяким грехом, всякой слабостью человеческой, потому что спасение – не от человека, а от Бога. Человекам невозможно, а Богу все возможно, как говорит нам Священное Писание. Поэтому это символ того, что Господь не просто пришел на землю, пострадал и воскрес, но в Своем воскресении победил смерть, открыл двери Царствия Небесного, некогда бывшие закрытыми из-за греха человеческого. У этих дверей были поставлены серафимы с огненными мечами, а сейчас все это упразднено, двери Царствия Божия открыты и каждый желающий, верующий в воскресшего Господа может смело туда входить.

Артос – освященный хлеб, символ Самого Христа, Который является Хлебом Жизни. Этот освященный хлеб отличается от евхаристического хлеба, но им мы соединяемся все во единого воскресшего Господа.

– Насколько я знаю, артос будут раздавать людям через неделю.

– Да, над ним в пасхальный день читается молитва на освящение, он кропится святой водой, затем читается молитва на раздробление артоса, а потом он раздается верующим. Многие хранят его, хотя, по преданию, он должен тут же вкушаться, не оставаться на долгое время. Но в советские годы появилась традиция сохранять артос. Не было храмов, и его даже давали людям перед смертью, чтобы им как-то соединиться с воскресшим Господом. Конечно, это символизм, артос никогда не заменит Святое Причастие, но особо освященный пасхальный хлеб все-таки соединяет человека с воскресшим Господом. Потому что всякое освящение дает возможность приобщиться той благодати, которая подается именно в этот день.

– Как правильно сейчас с ним поступать?

– Его надо съедать в ближайшее время, в течение сорока пасхальных дней. Вкушаем мы его всегда с благоговением, натощак, запивая святой крещенской водой.

– Часто люди задают вопрос, обязательно ли целоваться (христосоваться) на Пасху. Что означает это особое пасхальное приветствие?

– В этот день всегда лобызались, причем на Пасху лобызались в уста и так являли христианскую любовь к близким. Ведь лобызались не каким-то, простите, страстным поцелуем, а чисто христианским, символизирующим нашу христианскую любовь друг к другу, то, что мы во Христе братья и сестры и у нас один-единственный Небесный Отец. Чтобы мы посмотрели на другого не как на соседа, товарища, знакомого, а как на своего родного духовного брата или сестру.

– Совсем недавно все православные причащались в Чистый Четверг. Есть разные практики. Я слышал, что тот, кто исповедовался и причащался в Чистый Четверг, Великую Субботу, может без исповеди приступать к Причастию на протяжении всей Светлой седмицы. Так ли это?

– Я бы не спешил говорить, что он может причащаться без исповеди во время Светлой седмицы, хотя сегодняшние соборные постановления и практика позволяют это делать. Другое дело, тот, кто исповедовался в Великую Среду, Великий Четверг, может причаститься в Великую Субботу и Пасху, потому что наши силы и возможности ограниченны. Приходит огромное количество людей, и среди большого потока прихожан в эти дни есть люди, которые не успели исповедоваться за Великий пост, поэтому мы стараемся в Великие Четверг и Субботу и на Пасху уделить внимание этим людям. А те, кто часто исповедовался, может в эти дни приступать к Святому Причастию без исповеди.

Что касается Светлой седмицы, она очень радостная, дарит нам много утешения. Как правило, благословляется в эти дни причащаться без поста, читать очень короткое молитвенное правило. Ужин нужно стараться провести без мясной пищи, но все остальное можно вкушать. Исповедь в эти дни вполне возможна, потому что нет такого большого потока людей. Если совесть требует исповеди, лучше исповедоваться. В пасхальной радости мы порой забываемся, можем позволить себе что-то лишнее, может вылететь из уст крепкое словечко. Как говорит апостол Павел, каждый пусть испытывает свою совесть. Если считаешь себя достойным, подходи, а если считаешь, что нужно поисповедоваться, – исповедуйся. А лучше всегда не определять самому себе меру достоинства или недостоинства, а все-таки дать это сделать приходскому священнику или своему духовнику.

– Как в пасхальные дни поминать усопших?

– Особых молитвословий для поминания усопших в Пасхальную седмицу, до Радоницы, нет. После Радоницы уже начинаются литии, панихиды, заупокойные ектении. Их нет за литургией, но никто не отменяет проскомидию. За проскомидией на каждой литургии даже в пасхальный день есть просфора заздравная, есть заупокойная. Поэтому на проскомидию мы в любой день, и на Святую Пасху, и в течение всей Светлой седмицы, можем подавать записки об упокоении. Поэтому можно сказать, что наши почившие сродники всегда поминаются в алтаре, в любой день и любое время – праздничное или великопостное. В любой день приходите, подавайте записочки, и ваши почившие сродники будут поминаться в алтаре Господнем.

– Часто задают такой вопрос: правда ли, что на Пасху нужно обязательно сходить на кладбище?

– В период Светлой седмицы и на Пасху нет и никогда не было традиции ходить на кладбище. Этот обычай появился в советское время, когда религиозные чувства невозможно было выразить за пасхальным богослужением, потому что было мало храмов. Более того, у каждого храма были агенты определенных служб, которые вычисляли верующих людей. Если верующим оказывался кто-то из высокопоставленных лиц, или лиц, имевших отношение к партии, или молодежь, то их наказывали. Люди боялись ходить. Если они приходили на крестный ход, их близко не подпускали. Издалека посмотрят и уходят. Но никогда никому не запрещали ходить на кладбище, поэтому, чтобы выразить свои религиозные чувства, многие туда ходили. Священнослужители, верующие, монашествующие пели пасхальные гимны почившим сродникам, и люди могли хотя бы похристосоваться, была возможность хоть как-то почувствовать пасхальную радость.

Сейчас такой необходимости нет. Сейчас мы можем свои христианские чувства выражать не только в храме, но и приобщаться к богатым духовным ценностям, участвовать в церковных таинствах во время пасхального богослужения, потому что храмов достаточно. Было бы только желание. Поэтому нужно отходить от этой традиции. Ездить на кладбище надо уже на Радоницу. Конечно, на Радоницу не очень удобно: государство светское, многие работают. Некоторые ездят на кладбище на Красную горку. Ну хотя бы на Красную горку, но ни в коем случае не в пасхальный день. Пасхальный день должен быть полностью посвящен ночному или дневному богослужению и той пасхальной радости, которую мы можем разделить в кругу семьи или своих знакомых и близких.

– Как проводить пасхальные дни, в частности Светлую седмицу?

– Конечно, самое главное – посещение богослужений. Кто имеет такую возможность, сходите на литургию или на вечернее богослужение. Это очень красивое полное богослужение. Каждый день после литургии идет крестный ход, когда мы делимся со всем миром своей пасхальной радостью. Это тоже очень наполняет, радует и батюшек, и прихожан. Конечно же, не нужно заботиться только о том, чтобы было хорошо духовно. Телесно и физически тоже должно быть хорошо, потому что уже закончился пост, разрешена скоромная пища, надо поделиться пасхальной радостью со своими близкими. Это всегда было в традиции нашего народа – сходить похристосоваться с близкими, особенно навестить тех, кого давно не посещали, – родителей, дедушек, бабушек, тетушек, крестных родителей, знакомых, которых мы любим и которые любят нас. Конечно, за пасхальный период надо сделать какое-то доброе дело. Не возбраняется пойти к близким помыть полы, принести гостинец, вынести мусор, погладить белье, чтобы человек во всей полноте почувствовал, что мы христиане, что мы ради воскресшего Господа готовы поделиться не только своей духовной радостью, но и трудами во славу нашего Господа.

– На Рождество у нас принято колядовать. А на Пасху?

– Принято христосоваться, нести пасхальную радость. Вот берем два яичка, как всегда, и несем своим близким. «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!»

– Расскажите, пожалуйста, о традициях нашего народа, которыми он выражал эту радость. Может быть, были какие-то игры?

– Было много разных традиций, в разных местах свои. Конечно, были и игры. Например, даже в советское время, в моем детстве, была традиция катать яйца. Ставили два яйца на траву, и если мягкими мячиками (нужно было их направить; в городе на асфальте это, конечно, проще) ты попадал в эти два яйца, то забирал их себе. Такие были очень интересные детские пасхальные игры. Ну а взрослые собирались вместе, ходили в гости, делились пасхальной радостью, общались. Ведь сегодня одна из самых серьезных проблем даже в нашем первопрестольном городе с огромным количеством жителей – одиночество людей; люди перестают общаться, они постоянно в гаджетах, компьютере, телефоне. А ведь в общении заключается наша христианская сила, даже молитва – не что иное, как соборное или келейное общение с Господом. Господь наделил человека возможностью обладать словом, чтобы мы могли общаться. Не переписываться, а вживую общаться.

Поэтому пасхальная радость должна быть посвящена нашему общению. Не просто застолью, застольным излишествам, а общению с близкими. Ведь мы мало видимся со своими родными, близкими, друзьями. Не нужно вести праздных разговоров, а поговорить о воскресшем Господе. Может быть, поделиться какими-то чувствами, которые рождаются за пасхальным богослужением, своими переживаниями во время Великого поста. То есть поделиться тем, что укрепляет не только наши человеческие отношения, но, самое главное, – нашу веру, потому что она тоже требует внимания, некоей подпитки. Если мы сами ослабеваем, кто-то вдохновляет нас из наших близких, когда делится своим вдохновением, и наша вера укрепляется.

– Расскажите, пожалуйста, о молитвенном правиле, которое должен совершать каждый православный христианин в дни Святой Пасхи.

– Молитвенное правило очень короткое. У нас после Великого поста, когда мы старались сугубо молиться, читать полные утренние и вечерние правила, кто-то взял на себя правило и читал даже по кафизме, по главе Священного Писания. Как раз дается некое послабление даже в молитвенном правиле в Пасхальную седмицу (читаются только пасхальные часы утром и вечером). Этого достаточно, чтобы иметь домашнее келейное правило. Кто готовится к Причастию, читает еще Пасхальный канон, не только молитвы ко Святому Причащению. А если будешь за вечерним богослужением, когда поется Пасхальный канон, то, придя домой, читаешь только молитвы ко Причастию и пасхальные часы. Но они поются, они такие радостные, и если вся семья воцерковлена, то попеть десять минут пасхальные гимны – это такая радость, бодрость, утешение, что думаешь: почему так мало? Всего лишь неделя – и опять возвращается прежнее молитвенное правило. Хочется все сорок дней петь эти пасхальные гимны – не потому, что они коротенькие, а потому, что они очень радостные, бодрые, энергичные. Конечно, чувствуется и какая-то динамика твоего внутреннего духовного полета. Пасха такой и должна быть. Она наполняет всех серьезно, дает заряд на будущее время нашего духовного и жизненного несения креста.

– Помню, в семинарские годы, когда на второй седмице приходишь в столовую, – уже поют «Отче наш», а не «Христос воскресе!», и даже немножко грустно. Хотя у меня в семье принято петь «Христос воскресе!» до самого Вознесения.

– Домашняя традиция несколько произвольна. Келейное правило мы можем себе устанавливать так, как благословляют духовники, или немного так, как мы хотим, это не возбраняется. Конечно, общее соборное правило должно быть по Уставу. Как у нас в армии говорили, будешь жить по уставу, завоюешь честь и славу. А здесь апостол Павел говорит так: все в Церкви должно быть чинно и благообразно, по чину совершаемо. Дома можно ввести и такую традицию – чтение или пение пасхальных часов в течение сорока дней. Думаю, от этого не убудет, потому что если ты верующий человек, церковный, тебе захочется к этому правилу добавить еще и чтение Священного Писания, кто-то продолжит читать по кафизме, а кто-то возьмет на себя чтение акафиста, потому что время сейчас хоть и не совсем скорбное, но все равно нелегкое. У людей хватает своих печалей, переживаний, внутренней борьбы, поэтому человек все равно обретает силу только тогда, когда живет в тесном общении с Господом. А тесное общение возможно только через определенное молитвенное правило. Порой пять минут не хватает, чтобы поделиться с Господом этими переживаниями, которыми ты наполнен.

– Есть даже такая шутка: как ни зайду в храм, там поется «Христос воскресе!». Мы эту проблему немного затронули. Действительно, есть люди, которые приходят в храм только на Пасху…

– Есть такая проблема. У нас много таких людей. Мы вообще делим людей на прихожан и захожан. Наша сегодняшняя задача – благословениями по оглашению, по беседам с людьми, по дежурству в храмах больше людей перевести из разряда захожан в прихожан, чтобы они почувствовали не только красоту пения «Христос воскресе!», но и полноту других богослужений, которые совершаются в Церкви Христовой. Тогда они будут многое понимать.

В Великую Субботу мы в этот год раздали четыре тысячи буклетов, которые рассказывают о жизни нашего прихода. Вместе с ними раздавали книги, сувениры для тех, кто приходит, потому что нам важно поделиться литературой и послужить тем, кто приходит раз в год освятить куличи в Великую Субботу всей семьей. Ведь мало кто знает, что происходит на приходе, какая здесь жизнь, кроме богослужебной. У нас много различных послушаний: есть три приписных храма (17-я наркологическая больница, 64-я городская больница, храм при Институте теоретической и экспериментальной физики), воскресная школа, молодежный клуб, алтарнический класс, школа звонарей, различные кружки (Ветхого Завета, Нового Завета), народный хор, проходят молодежные встречи и так далее. Об этом мало кто из прихожан знает…

Еще у нас есть традиция посещать социальные объекты, службы соцпомощи, даем концерты в воскресных школах, больницах, социальных структурах, и городских, и районных. Мы издали такой буклет и поделились с людьми, хотя бы люди узнают, что жизнь в Церкви заключается не только в литургическом, но и в социальном, миссионерском служении, религиозном образовании. Для многих людей и сегодня это тайна. Мы поделились, рассказали, это замечательно. Поэтому сейчас используем время благостно, чтобы каждый узнал, что не только «Христос воскресе!» звучит в церкви, но есть и многое другое.

– Хотелось бы напоследок от Вас услышать какое-то наставление нашим телезрителям.

– Хочу всех поздравить с Пасхой Христовой. Христос воскресе! Воистину воскресе! Пусть радость Воскресения Христова посетит сердца каждого из нас. Один из великих святителей Церкви сказал так: если кто на Пасху не радуется, тот не христианин. Поэтому отбросим все наши земные печали, скорби, переживания, болезни и будем в этот день радоваться. Эта радость преобразит наше не только внутреннее, но и физическое состояние, изменит все то негативное, что окружает нас. С праздником, Христос воскресе!

– Воистину воскресе!

 

Ведущий Сергей Платонов
Расшифровка: Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове протоиерей Михаил Дудко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать