Беседы с батюшкой. Великий пост

1 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Евгений Попиченко, настоятель прихода во имя Успения Пресвятой Богородицы, руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии, благочинный Рождественского церковного округа Екатеринбургской епархии.

– Отец Евгений, добрый вечер! С началом Великого поста Вас!

– Добрый вечер, дорогие братья и сестры, рад всех видеть и искренне всех поздравляю с началом Великого поста.

– Тема программы у нас – Великий пост и все, что с этим связано. Тема очень многогранная, включает в себя и изменения богослужебной жизни, и то, как правильно настроиться на пост, как взаимодействовать с родными и близкими, если они, допустим, не постятся. Но хотелось бы начать программу с такого вопроса. Мы, христиане, поздравляем друг друга с началом поста. С чем, собственно, поздравляем?

– Мы с вами вышли на финишную прямую. Христианин живет другим календарем, Церковь живет своим особым календарем, особым ритмом, особым дыханием. Есть мирская жизнь, есть светский календарь, светские праздники, светские даты, события, а есть календарь церковный, который связан с ритмом нашей души и нашими взаимоотношениями с Богом. И, конечно, каждый христианин живет от воскресенья до воскресенья, от встречи со Христом до следующей встречи со Христом. Апогеем этого календаря является Пасха Христова, Воскресение («Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав»). В этом смысле Великий пост – это финишная прямая. Целый год мы этим ритмом жили, жили богослужебным календарем, от недели в неделю восходили, и сейчас мы собираем последние силы для рывка навстречу Христу воскресшему. Поэтому пост надо проходить не глядя себе под ноги, понуро разглядывая какую-то грязь под ногами, а глядеть вперед, на маяк, который у нас перед глазами, и решительно, мужественно, радостно идти навстречу Христу.

– Поздравляем вас, вы на финишной прямой, да?

– Да, поздравляем.

– Я думаю, все наши зрители замечают изменения в богослужениях Великого поста, даже символические, когда священники переоблачаются в воскресный день, предшествующий Великому посту, в черные одежды, и это как бы символически настраивает нас на этот путь. По вечерам первые четыре дня Великого поста читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, который является неким настроем на все дальнейшие седмицы Великого поста. Первая часть вопроса: как этот настрой не растерять? И вторая часть вопроса: как вообще настроиться? Потому что одно дело – отстоять чтение этого канона, а другое дело – проникнуться им и действительно настроиться на такой покаянный лад.

– Вчера разговаривал с одним молодым человеком, и он пожаловался на себя со скорбью, что теряет веру, теряет навыки церковной жизни. Это вообще большая проблема, как веру не потерять или как веру обрести. И в этом смысле мы помним слова святого Кирилла Иерусалимского, который говорит: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец». Церковь – это наша матушка, она нас питает, взращивает, бережет нас, печется о нас. И Церковь имеет просто потрясающий опыт воздействия на душу человека. Опыт и музыкального творчества, и богословский, и молитвенный, и мистический, даже запах играет роль. Когда человек приходит в храм, он понимает, что он в особом месте, это особое место присутствия Бога, здесь Христос, здесь Господь, здесь дом Божий. Облачение священников – это тоже воздействие на зрение человека. И все органы чувств, когда человек переступает церковный порог, начинают давать ему сигналы, что он оказался в особом месте, у Бога в гостях.

Еще Владимир Семенович Высоцкий говорил, что «купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал». Поэтому храм имеет своеобразную архитектуру, он отличается от всех других зданий, он имеет особое качество материала. Купола украшают интерьер храма, чтобы человек ощутил, что он зашел не просто в магазин или во дворец культуры, а оказался у Царя на приеме. И для того чтобы ощутить Бога, надо в каком-то смысле отключить свой рассудок. То есть надо перестать анализировать, оценивать и, самое важное, критиковать бабушек, батюшек, то или другое. Надо просто прийти в храм и быть в нем. Благодать – бытийна, передается через событие. Не через чтение каких-то текстов, даже не через слова проповеди, а когда человек погружается в атмосферу присутствия Бога. И в этом смысле надо просто быть в церкви, в ее ритме.

Очень важно сейчас внимательно относиться к церковному календарю. Мы сказали, что сейчас читается по вечерам, в первые четыре дня поста, Покаянный канон Андрея Критского. Это особый камертон, который звенит, чтобы мы услышали звук, вкус, призыв к покаянию и настроились на определенный лад. Никогда мы столько поклонов не делали, как в первые дни поста. Столько физических усилий! Но поклон – это не просто физкультура, фитнес, он имеет огромное значение: и покаянное, и телесное, и душевное. Есть целое богословие поклонов: например, у святителя Игнатия (Брянчанинова) есть целая беседа о земных поклонах, он разбирает смысл этого священнодействия, когда человек встает на колени.

И меняется весь ритм жизни человека. Чтобы почувствовать, нужно просто быть в церкви, нужно настроить свой жизненный календарь с церковным. Попробуйте, вырвите себя из мирского календаря. Это не значит, что как бы уйти в отгулы или в прогулы, просто все можно совместить. В храмах службы специально служатся с шести часов вечера, чтобы все работающие люди могли сориентироваться. Но даже если кто не успевает, то благодаря «Союзу» мы можем вместе с Патриархом помолиться Великим покаянным каноном, потому что богослужение и молитва совершаются Святейшим Патриархом в прямом эфире, есть и в записи.

Нужно настроиться и войти в церковную жизнь, стать церковным человеком по духу, не по форме. И вера от этого оживет, душа оживет, потому что Бога мы ощущаем, проживаем сердцем, сердечным чувством, не рассудочно. Пробуйте, экспериментируйте, не бойтесь, доверьтесь Церкви, лягте на эти волны церковной жизни, и они вас понесут навстречу Богу.

– Стоит, наверное, еще поговорить об изменении богослужебного ритма. Наверное, наши зрители заметили, что в будние дни литургия не служится полным чином, она совершается только в субботу и воскресный день, а в среду и пятницу совершается литургия Преждеосвященных Даров. Хотелось бы, чтобы Вы подробнее рассказали об этой службе. Одна из наших зрительниц в группе «ВКонтакте» пишет: «Расскажите, пожалуйста, подробнее про литургию Преждеосвященных Даров. Кто может за ней причащаться?»

– Дорогие мои друзья, сегодня среда, и в этот Великий пост мы совершили первую литургию Преждеосвященных Даров. В нашем храме, особенно в первую седмицу, мы стараемся служить не отходя от церковного Устава, и сегодняшнее утреннее богослужение заняло около шести часов. Нормальная постная служба, очень смирительная. После продолжительной молитвы, восьми кафизм из Псалтири, многочисленных земных и поясных поклонов выходишь со службы очень умиротворенным: не хочется ни лишних слов говорить, ни на кого-то ругаться, ни выяснять какие-то отношения. Душа очень успокоена.

Литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова, папы Римского – одна из трех литургий, которые сейчас сохранились в церковном богослужении. В субботу будет совершаться литургия святителя Иоанна Златоустого, которую мы чаще всего в храмах совершаем, она наиболее нам привычна. И в воскресные дни во время Великого поста будет совершаться литургия святителя Василия Великого, с некоторыми отличиями. Она чуть продолжительнее литургии Иоанна Златоустого, но ее структура, ход точно такие же. А вот литургия Преждеосвященных Даров абсолютно отличается от двух других тем, что на ней не совершается пресуществление. Служба совершается на Преждеосвященных Дарах, то есть Дары освящаются накануне в воскресный день и затем хранятся на престоле. А в среду, в пятницу и в какие-то другие праздничные дни по Уставу Церкви (например, на следующей неделе будет положена литургия в день памяти Иоанна Предтечи – 9 марта, в четверг) также будет совершаться литургия Преждеосвященных Даров.

Ее ход очень отличается: нет евхаристического канона, Херувимской песни, которые так привычны. Тем не менее ее состав очень молитвенный, трогательный, и обязательно нужно почувствовать эту литургию. Например, на следующей неделе, 8 марта, на среду выпадает выходной день. Пожалуйста, спланируйте день так, чтобы с утра сходить на службу помолиться. Литургия между воскресными днями совершается для тех людей, которые любят Христа и хотят быть с Ним в максимальном единстве через причастие Тела и Крови Христовых. Поэтому Церковь по любви к таким любящим Христа христианам установила в среду и пятницу совершение дополнительной литургии, на которой причащаются взрослые и детки с 6-7 лет, уже способные принимать твердую пищу в Причастии. Младенцев за литургией Преждеосвященных Даров не причащают, поэтому не расстраивайтесь, когда, допустим, по незнанию вы пришли с ребеночком на службу, а батюшка сказал, что сегодня не получится причастить. Младенцев до 5-6 лет причащают за литургией в субботу и воскресенье во время Великого поста.

– Литургия Преждеосвященных Даров в вашем храме длилась почти шесть часов. Как полюбить такие длинные богослужения, чтобы они были не в тягость, а в радость?

– Во-первых, нужно просить Бога, чтобы Господь научил любить молиться. Молитва – это труд. Наверное, самый непростой труд: умственный, сердечный. И на начальном этапе необходимо просто послушание и доверие, то есть нужно довериться Церкви. Как дети доверяют своим родителям, которые говорят, например, что кровать нужно заправлять за собой, потому что это полезно; не нравится, но все равно дети как-то покоряются, слушаются. Научиться трудолюбию – важнейший навык в духовной жизни и вообще в воспитании детей: делать качественно уроки, вовремя ложиться спать, убирать за собой игрушки. И когда человек начинает приходить в сознательный возраст, он также должен это качество (трудолюбие) сохранить.

Молитва обязательно должна сопровождаться трудолюбием. Человек понуждает себя к молитве, понимая, что без этого труда его сердце не сможет приобрести определенных качеств, которые помогут человеку быть с Богом. Собственно говоря, для этого мы и постимся. Помните слова пророка Давида о посте? «Постом смирял душу мою, и молитва в недра моя возвращалась». То есть вроде постится тело, а смиряется душа, потому что тело с душой связаны, и некоторые телесные процессы отражаются на душе; так же, как и душевные процессы влияют на наше тело. Душа заболевает страстями, а в теле возникают хронические болезни, мы их называем психосоматическими. Все серьезные хронические болезни своим корнем имеют повреждения души. А постом смиряешь душу...

 

Цель поста – вернуть душе чуткость, чтобы она услышала близость Бога, ощутила Его присутствие, захотела быть с Ним. Это нормальное состояние души христианина – быть с Богом. Наша проблема, что мы ходим на голове, мы перевернуты, у нас все расстроено, рассеяно, разболтано. В этом состоянии мы живем, ходим, семьи создаем. Но время Великого поста – это время реанимации, восстановления порядка, возвращения себя к норме. И в нормальном состоянии человеку хочется молиться, он любит молиться, потому что душа по своей природе христианка, она чувствует Бога, она к Нему стремится. Только болезни души, ее ненормальное состояние держат нас в унынии. Отсутствие желания молиться называется унынием. Это тяжелейшая болезнь души, когда человеку хочется заниматься чем угодно. «Ой, как я устал, а еще молитвенное правило читать»… И «только я лег – звонок; кто говорит?...» И сорок минут спокойненько, ровненько, с энергией, с желанием… Сразу свеженьким стал человек, какие-то вещи вспоминает, смеется, вроде только засыпал. Это признак, что душа унылая: молиться тяжело, а бездельничать легко. Но это нужно с трудом преодолевать, и постепенно появляется вкус.

Для меня очень радостно было всегда разгадывать богослужение. Как я научился любить церковную службу? Каждая служба – это история из жизни того или иного святого, это событие из церковной истории. Есть в теле богослужения, например, канон празднику – это краткое изложение жизни человека с какими-то его подвигами, чудесами. И вот стоишь и очень внимательно вдумываешься, вслушиваешься в каждое слово канона. Он состоит из тропарей – это краткая история, сформулированная очень красиво, поэтично, в несколько строк. По смыслу ты понимаешь – и как бисеринку нанизал на ниточку; следующий тропарь – следующая бисеринка. И по его окончании душа наполнена, потому что она соприкоснулась с Духом Святым, с конкретным святым человеком. И от этого получила для себя самую естественную и необходимую пищу. Душа ведь питается благодатью, без благодати она не живет полноценно. А молитва – это один из инструментов стяжания благодати Духа Святого.

– Телезрительница спрашивает: «Подскажите, пожалуйста, как взрастить в душе жажду к ежедневной усердной молитве дома? С маленьким ребенком не всегда получается полноценно помолиться с утра и вечером, к сожалению».

– Нужно ко Христу прилепиться, Он наш Учитель, в нас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе. Христос любил молиться. Даже когда Он очень уставал, Он уходил на гору, оставлял учеников и молился Своему Отцу Небесному. А для того чтобы стать ближе ко Христу, нужно слышать, как говорит Господь: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Лучшее научение – это соединение со Христом в таинстве Причастия. Жажда Духа Святого возникает от близости к Богу.

Кроме того, есть еще один очень важный момент, на который я обращаю ваше внимание. Сегодня один молодой человек сказал: «А зачем читать святых отцов? Я их не понимаю, мне они пока никак не даются, я вот читаю Льва Николаевича Толстого, вроде там у него какие-то понятные вещи, доступные, интересные». Чтение духовной литературы не столько интеллектуально нас развивает, мы читаем не для того, чтобы умничать, чтобы кому-то что-то пересказать, многозначительно сделать замечание или наставление. Мы за святых отцов зацепляемся как за паровозик, потому что любой подвижник, который пишет о своем опыте святости и приближения к Богу, как бы выходит нам навстречу, когда мы читаем его внимательно. Святитель Игнатий, например, говорит: «Внимательное чтение духовных книг само по себе является молитвой; душа переживает то же состояние, что и во время молитвы, при внимательном сердечном сочувствии тем словам, которые мы читаем у святых отцов». И это дает возможность поддерживать ревность в духовной жизни, этот огонь.

В лампадке есть огонек, фитилек, а есть масло. Чтение святых отцов пополняет лампадку этим маслом, которое горит и не дает огоньку погаснуть. Поэтому даже если мы что-то не понимаем рационально, интеллектуально, наше сердце чувствует благодать, которая сокрыта в том или ином труде святого отца, и этим восполняется недостаток интеллектуального понимания.

На время Великого поста мы с прихожанами решили почитать две книги. Первая –  святителя Феофана Затворника «Путь ко спасению», а вторая попроще, более повествовательная, историческая – «Беседы на Евангелие от Марка» святителя Василия Кинешемского. Для детей, для тех, кто еще в начале пути, очень рекомендую почитать Никифорова-Волгина «Дорожный посох». Это одна из моих любимых книг, буквально зачитана до дыр. Руководитель воскресной школы в этот раз подошел, говорит: «Батюшка, а что детям посоветовать читать в воскресной школе?» – «Конечно, читайте "Дорожный посох"». Потрясающая по чистоте, ясности книга, по веянию «хлада тонка» (Духа Святого), написанная священником. Воспоминания детства, потом какие-то церковные переживания; и третья часть – это проживание революционного переворота, как священник с дорожным посохом идет от села к селу, встречает разных людей.  Замечательная книга! Давайте напитаемся ею, и обязательно жажда молитвы появится при таком чтении.

– Наверное, прежде чем начинать и выбирать себе круг тех книг, которые человек хотел бы почитать Великим постом, было бы неплохо посоветоваться со своим духовником; он может определить степень воцерковленности человека и подсказать то, что в его конкретном случае будет полезнее.

– С духовником вообще хорошо не терять контакта, советоваться. Духовник своего рода фармацевт, работающий в аптеке и оперирующий разными лекарствами, которые он удобно и при каких-то соответствующих немощах может нам предложить.

– Еще одна важная тема, всегда возникающая у наших зрителей и вообще обсуждаемая, – пост для детей. Телезрительница пишет: «Батюшка, подскажите, пожалуйста, как определить строгость поста для детей?» И один из наших зрителей также спрашивает, как поститься спортсменам и детям, которые тоже постоянно тренируются.

– Пост – это же воздержание от греха в первую очередь. Нужно именно так понимать, что это не диета, мы занимаемся не фитнесом и не йогой. Пост – это не просто физические упражнения, которые человек делает, чтобы в ту или иную степень совершенства себя возвести. Пост – стремление к Богу. Цель поста – очистить свое сердце для того, чтобы в него вошел Господь. «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» – это, наверное, одна из важнейших молитв Великого поста. Конечно, кроме молитв преподобного Ефрема Сирина. И здесь каждый человек должен сам ответственно посмотреть, как он будет проводить пост. Снизить уровень потребления, конечно, обязательно нужно, потому что одна из важнейших задач поста, как говорил святитель Иоанн Златоуст, – уменьшить потребление разных благ, сравнить бюджет до поста и во время поста, вычесть одно из другого (предполагается, что в пост человек экономит на продуктах и вообще на развлечениях), а разницу отдать бедному человеку. Пост – не только физическое упражнение, это еще и обязательно упражнение в милосердии.

 

Поэтому родители с детьми сами должны обговорить их вариант поста. В первую очередь, конечно, нужно исключить то, что постоянно промывает наш мозг. Я бы очень советовал отключиться от телевидения, от развлечений на множестве телеканалов. Очень бы советовал отключиться от Интернета, кроме как для работы в нем. Интернет вообще должен быть для работы, а бесконечное блуждание по сайтам, форумам, лентам, социальным сетям крайне забивает наш ум, совесть, наше сердце. И с детьми, наверное, в первую очередь об этом надо поговорить. Исключить развлечения, а это время заполнить чтением книг. Если дети разучились читать, давайте будем вместе с ними читать. Возьмем Никифорова-Волгина и каждый вечер будем по полчасика вместе с детьми проводить, пока они засыпают, даже если им уже двенадцать-четырнадцать лет. Вообще постараться время, освободившееся от тех средств, которыми мы его постоянно убиваем и сливаем в пустоту, направить друг на друга: на семью, детей, взаимное общение, совместные игры. Наполним свои отношения жизнью, сделаем их живыми.

А с точки зрения разных инструкций, как поститься, надо с приходскими батюшками решать, со своими духовниками, потому что нет общих инструкций, у каждого есть свои нюансы: одно дело для спортсменов, другое дело для кормящих матерей, третье – для больных, четвертое – для младенцев. Готовых инструкций предлагать не буду, потому что пост – это творчество. Но каждый должен ощущать усилия, мы должны в каком-то смысле уставать от поста. То есть он должен приносить определенный плод труда над собой, над ограничением своих прихотей. Прихоти надо ограничить – это главный критерий, мне кажется.

– Когда встречают грустного человека и видят его грустное лицо, говорят: «Почему у тебя такое постное лицо?» Есть строки Евангелия от Матфея: «Когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое и явись постящимся не перед людьми, но перед Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой воздаст тебе явно». Что означают эти строки?

– Что не нужно ходить с постным лицом; пост – это время радости.

– Это означает, что ходить с постным лицом – это ходить с лицом радостным? Такая немного непонятная трактовка получается в народном выражении.

– Мы же все время переворачиваемся. Человек должен трудиться над своей душой, а мы все время жалуемся, все время находимся в позиции, чтобы нас пожалели. Для этого мы надеваем на себя определенную маску, угрюмничаем, чтобы кто-то заинтересовался: «А что такое, что случилось? О, ты, наверное, какую-то скорбь на себе несешь, наверное, у тебя какие-то трудности, проблемы. Чем тебе помочь?» То есть мы все время жалобим окружающих или делаем вид, что мы чем-то недовольны, не так день начался, не с той ноги встал, солнце не с той стороны светит, слишком жарко или, наоборот, снег пошел, – все время в претензии к Богу, к людям. А христианин должен быть солнышком, он же образ Божий, в нем же Господь отражается.

На самом деле это тоже своего рода критерий, как человек выглядит: угрюмничает или нет, старается внутри себя какие-то вещи «переквасить», преодолеть, потерпеть. Очень хорошее слово: «Надо потерпеть». Что-то не получается, возникло какое-то напряжение – ничего страшного, «ночь пройдет, наступит утро ясное». Все образуется, надо просто потерпеть и довериться Богу. Если Господь какие-то обстоятельства нам посылает, то все к лучшему. Запомните, дорогие мои, эту истину, этот закон: «Все, что ни происходит, – все к лучшему». Из любых тяжелейших обстоятельств всегда есть выход, и все, что происходит, содействует нашему спасению. Не сейчас; месяцев через пять-шесть, может, что-то изменится, надо потерпеть. Если что-то не ведет человека к спасению, это просто не произойдет в жизни, потому что Бог не даст свершиться тому, что ведет человека к погибели. Поэтому даже если какие-то трудности, если какие-то ошибки происходят, даже связанные с греховными падениями, из этого тоже может быть польза.

Например, один батюшка рассказывал, что когда он еще не был священником, а молодым человеком, он в первый раз поехал на исповедь в Тобольск и там ему посоветовали сходить к духовнику. Он ему открылся, исповедовался, и эта первая исповедь настолько дала ощутить благодать Божию, что он потом просто, как ангел, на крыльях летал. Настолько поразило это ощущение чистоты, легкости, святости! Прошел год, он снова что-то накопил и опять поехал в этот же монастырь, но того духовника не оказалось. И он пошел к другому, иеромонаху. А тот, в свою очередь, был как-то очень равнодушен, невнимателен, поторапливал: «Давай скорее»; не слушал, был занят чем-то своим. И у него прямо возникло ощущение такой тяжести, что хотелось убежать, и эта тяжесть была на сердце много-много лет. Но потом, когда он стал священником, он себе сказал: «Я никогда не буду на исповеди вести себя так, как в тот раз, который я пережил». То есть Господь попустил эту ситуацию прожить, чтобы в нем выработался иммунитет.

Так бывает, нам делают какую-то прививку, впрыскивают небольшое количество этих вирусов, для того чтобы организм к ним адаптировался и уже преодолел дальнейшее заражение инфекцией. Так и в жизни часто бывает: Господь попускает какие-то неприятные, болезненные вещи, но из этого вырабатывается иммунитет, терпение, душа крепнет. Душа не может развиваться без боли, человек обязательно должен болеть душой. Иногда необходимо болеть телом, потому что когда внешний наш человек тлеет, внутренний обновляется. Это тоже такой закон. Поэтому все, что ни делается, все к лучшему. Надо просто немного подождать и довериться Богу, Бог не ошибается, Он знает, чего Он хочет, надо просто понимать, что волос с головы человека не падает без воли Отца Небесного.

Еще один закон, дорогие мои. Господь говорит: «Очисти внутренние скляницы, тогда внешнее будет чисто». Важнейший закон, потому что когда происходит что-то неприятное, мы стараемся поменять внешние обстоятельства: сменить работу, переехать в другой город, школу сменить, людей пытаемся поменять. Но это не работает, потому что сначала нужно измениться внутри. В глубине сердца у нас происходят процессы, которые влияют на весь окружающий мир. Как у Адама: его состояние души влияло на рай. Когда в сердце был рай, – рай был вокруг, в сердце стал ад – и ад пришел сюда в виде скорбей, болезней, смерти и так далее. Поэтому вся наша работа должна быть направлена на внутреннее. «Очисти внутреннее»; а для этого нужно учиться терпению и смирению.

В часовом механизме, когда заводишь будильник на определенное время, шестереночки несколько часов тикают, идут, а потом все зубчики сходятся в какой-то одной точке – и появляется звонок, то есть происходит сигнал. В нашей жизни точно так же: жизнь идет, Господь нам дает обстоятельства, мы их проживаем. Если правильно проживаем, то эти шестереночки подходят к какому-то моменту, смирение копится по капельке, потом раз – и ситуация меняется, потому что смиренным Бог подает благодать.

– Вы рассказали историю про священника, попавшего на первую исповедь к духовнику, от которого хотелось просто летать, но вообще, наверное, тема прихода человека в церковь и тема того, как его там встречают, – это отдельный разговор. Но хотелось бы поговорить о том, что бы Вы могли посоветовать человеку, который впервые в своей жизни решил поститься в Великий пост.

– Посоветовал бы решимости, риска и авантюризма. Мой первый пост был примерно такой. Наверное, двадцать пять лет назад это было, сейчас у меня 25-й Великий пост. А тогда, лет в восемнадцать, я просто доверился Церкви и понял, что есть период подвига, который нужно жить так, как говорит Устав: понедельник, среда, пятница – сухоедение; вторник, четверг – без масла; суббота, воскресенье – с растительным маслом. И так настроился: умру, а буду поститься как положено. Это был, конечно, удивительный опыт: сухоедение, хлебушек с водой. Мама, конечно, очень переживала, говорила: «Что такое? Что ты с собой делаешь?» Приходил на учебу, сидел на занятиях в институте, урчал животом, от этого смирялся. Очень смиряет, когда что-то происходит, что тебя как бы немножко позорит. Но терпел.

Когда выходишь за собственный эгоизм (пост – это же возможность выйти за рамки заботы о себе любимом, то есть ты с собой борешься, ты себя пытаешься победить в каких-то элементарных вещах), Господь всегда за это дает особые подарки. И для меня подарком при окончании поста было обретение общины внутри церкви. То есть сначала я просто ходил на службу внешне, а на Пасху закончилась ночная литургия, и сотрудники прихода маленькими ручейками потекли в трапезную. Меня увлекли в этот поток, и я оказался за столом вместе со всеми (с батюшками, с певчими) за общей пасхальной трапезой. Я оказался внутри прихода, внутри общины, и это был потрясающий подарок, то есть я стал своим этим удивительным ангелоподобным людям. Поэтому решительно не надо бояться поста. Но, конечно, голову все-таки не нужно отключать, потому что нужно соизмерять пост и со своим физическим состоянием.

– В этом состоянии, когда есть эта решимость, стремление поститься, как не возгордиться, как выйти за пределы своего эгоизма, чтобы внутри не было ощущения: вот, я пощусь?

– Что я не такой, как прочие человецы, а вот он, грешник, мороженое ест, мясо... Надо экспериментировать, не бояться экспериментов, это творчество. Конечно, на пути бывают всякие засады, ямы, которые прикрыты, но никакой мастер не стал таковым не ошибаясь. Идем, делаем ошибки, падаем, снова встаем, и постепенно оттачивается мастерство. Нужно очень хотеть быть угодным Богу, очень хотеть встретить Христа. И это желание все будет корректировать. Конечно, нужно советоваться с батюшкой. И слава Богу, если есть священник, который за вами наблюдает; это важнейшая составляющая в духовной жизни. То есть не нужно быть самоделкиным, не нужно делать все самочинно, но и не нужно бояться этого пути. Дорогу всегда осилит идущий. Здесь решимость, некоторая доля авантюризма и риск.

– Телезрительница в сети «ВКонтакте» спрашивает: «Как определить тонкую грань между осуждением и рассуждением в той или иной ситуации с тем или иным человеком?»

– Читайте авву Дорофея, у него есть целая глава «О неосуждении». А понять можно, наверное, еще и таким образом, что рассуждение – это анализ, нам все равно необходимо анализировать те или иные ситуации, события, отношения людей к нам или нас к людям. А осуждение – это оценка, когда мы ярлычок навешиваем: «Этот такой, этот сякой». Нужно научиться говорить о ситуации, что вот так поступать нехорошо. Это рассуждение. А вот этот человек нехороший или лукавый, трусливый, лентяй – это осуждение, мы уже зафиксировали на нем какой-то штамп.

– Еще одна наша зрительница спрашивает: «А можно ли в Великий пост делать крупные покупки?» Видимо, на период Великого поста приходится покупка недвижимости, и она теперь в сомнениях, как поступить.

– «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Это критерий. Все можно делать, важны мотивы и то, обладает это мной или я управляю процессом. Я могу рассказать про свой опыт, у меня их было два.

– Великопостных покупок?

– Да. Первый опыт, когда пришло время менять машину, а большой семье необходима большая машина. Это было лет пять назад. И мысль о смене машины аккурат появилась в начале Великого поста. Я точно знал, чего я хочу, но я не знал, где и как это сделать, чтобы было приемлемо по цене. Я сейчас знаю, что значит «целенаправленно»: все силы ума, воли, каких-то связей  собираются в единый вектор; весь пост я был увлечен этой идеей, нашел людей, связался с ними, договорился. И, конечно, после Светлой седмицы у меня уже появилось то, что я хотел. Но пост был потерян, так как эта идея настолько увлекла, что не хватало внимания ни на молитву, ни на чтение. То есть с этой идеей ложишься, с этой идеей встаешь. Энергия вся собрана в одно, и цель достигается, но пост украден, я сам у себя его украл.

Второй эпизод: недавно была необходимость в Рождественский пост заниматься примерно тем же, что у нашей телезрительницы. Не было каких-то своих придумок, просто доверились Богу и спокойно делали так, как это разворачивалось. Вот где разница: когда ты сам, своим усилием, своей волей достигаешь каких-то результатов, Божье уходит; другое, когда ложишься на волны – и куда понесет. Конечно, ты делаешь усилия, но это тебя не связывает, не обладает тобой, ты свободно чувствуешь себя в этом процессе, доверяешь Богу. И Господь дает тебе то, что надо, и даже лучше, чем ты мог бы себе представить и ожидать. Поэтому можно делать все в рамках заповедей Божиих и Уголовного кодекса, но делать с доверием Богу, без фанатизма, ровно, помолившись и послушав, что Господь ответит. Услышали, сделали шаг, дальше смотрите. Но, конечно, ни в коем случае это не должно выбивать из ритма духовной церковной жизни.

– Как еще называют, чтобы это не было идеей фикс, которая человека каждую минуту занимает.

– Безусловно. Нужно учиться доверять Богу, Он знает лучше нас, какая нам нужна квартира, в каком районе, какой площади, за какую цену. Просто надо Ему доверить.

– Наши зрители написали много вопросов о пищевой составляющей поста: что есть, что не есть в разных ситуациях детям, спортсменам. Многодетная мама нам тоже написала. Но почему-то никто не написал про то, что пост – это время для добрых дел. Я думаю, наверное, стоит об этом напомнить.

– «Пища для чрева и чрево для пищи, но Бог уничтожит и то, и другое». Едим – ничего не теряем, не едим – ничего не приобретаем, пища нас к Богу не приближает. Это тоже нужно понять. Конечно, все эти телесные упражнения способствуют лучшему, но это не является целью. Пост – это не самоцель, это лишь средство для приведения души в порядок. И те из вас, кто эти первые три дня строго попостился, могут заметить, что душа изменилась, она стала более чуткой, более внимательной, стала немного ослабленной от влияния плоти, потому что когда человек преодолевает голод, как-то утончает свою плоть, он по-другому начинает видеть мир, становится более внимательным.

С другой стороны, из-за истонченной плоти начинает проявляться наше безобразие, которое в глубине души сокрыто, – теперь эта «образина» вылезает на поверхность: «Вот, посмотрите, полюбуйтесь, какой я». И пост – источник определенного раздражения, голодный желудок начинает гонять бесов, которые внутри сидят. Известно с евангельских времен, что пост и молитва – это оружие против этих сил. Тоже нужно все это как-то удерживать, видеть, замечать, каяться в этом.

А с другой стороны, главный принцип (мы про него не раз уже говорили) – не нужно людей есть, пост не должен быть в напряжение нашим родным и близким, от нашего поста никто не должен мучиться. Надо научиться жить так, чтобы это средство было на пользу не только нам, но и нашим ближним, чтобы мы для людей стали утешением, поддержкой, чтобы наша тишина души, которую мы приобретаем в храме, в молитве, в покаянии,  воздержании, передавалась людям.

И конечно, пост – это время для служения милосердия. То есть нужно обязательно подумать: а кому от того, что я пощусь, станет хорошо? Кто от этого приобретет пользу? Вообще, христианин не только в пост, не только в делах милосердия, во всем должен быть хорошим. Любое дело, которое мы совершаем, мы должны делать во славу Божию. Паисий Святогорец, даже когда чистил апельсины, делал это настолько хорошо, что это привлекало внимание, как здорово он это делает. И мы тоже любое дело должны делать качественно: вытираем ли пол, обед ли готовим, уроки ли делаем или письмо пишем… Все, что вы ни делаете, делайте во славу Божию, чтобы Бог прославлялся через ваши действия, чтобы любое дело было священнодействием. И тогда жизнь станет лучше.

– Благодарю Вас за то, что Вы сегодня пришли к нам в студию и дали нам такое наставление на Великий пост, посоветовали, что почитать, и, может быть, настроили нас на этот многодневный труд, подвиг, на эту финишную прямую к встрече Светлого Христова Воскресения.

– Дорогие мои друзья, пост – это прекрасное время, весна души, поэтому будем радоваться. Сегодня первое марта, календарная весна. И мы с вами уже находимся в периоде, когда у души есть возможность ожить, получить новые силы, новую радость. Не лишайте себя этой возможности. Постимся постом приятным.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы