Беседы с батюшкой. Аборты

1 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря архимандрит Александр (Глоба). 

– Сегодня тема нашей передачи – аборты. Почему аборты – это убийство?

– Дело в том, что само понятие аборта подразумевает определенную процедуру, манипуляцию, когда специалист медицинского профиля внедряется в Богом данную жизнь, которую человек при помощи своих физических, человеческих качеств может образовать. Когда образуется зародыш, развивается плод. Когда проходит определенное время внутриутробного развития человека, образуется полноценный человеческий организм, который готов появиться на свет. И вот Бог сделал так, чтобы этот процесс имел определенные временные рамки. Человек не вправе вмешиваться в Промысл Божий.

Каким образом он не может вмешиваться? Прежде всего, человеку непозволительно прерывать этот процесс образовавшейся жизни. Потому что когда мы рассматриваем человека в контексте его становления, развития, то мы, естественно, говорим о человеке сложившемся, привыкли говорить о человеке, который прошел определенную школу. Но  когда он только образовался, когда Бог благословил две клетки отца и матери соединиться, это время, чтобы из этих клеток начал развиваться человеческий организм. И человеческая рука, человеческий ум имеют настолько сильное богопротивное влечение, что пытаются вмешаться в этот процесс, убить человека, находящегося на стадии развития, формирования. Но личность, которая закладывается при соединении клеток отца и матери, когда образуется полноценный жизнеспособный зародыш, уже образовалась; образовалась отдельная душа, которая имеет право на жизнь.

– Насколько я знаю, сердце ребенка в утробе начинает биться уже через восемнадцать дней.

– Дело в том, что если мы будем рассматривать человека по органам и системам, то, наверное, придем к очень разным выводам и к ничего не значащему спору. Потому что даже в еврейской Торе не признают [ребенка] до сорока дней… Даже судейская система: если женщина до сорока дней «выкинет»… То есть там есть определенные промежутки времени, когда еще можно не считать плод человеком. Это в корне ошибочное заявление, суждение, потому что когда две жизнеспособные клетки отца и матери соединились, образовалась новая плоть, это уже жизнеспособный организм, когда новообразованная клетка начинает делиться на два, на четыре, в таком прогрессивном порядке образовывая человеческое тело.

Если рассматривать, когда образуется мозг, сердце, видимые признаки человеческого зародыша, – это всего лишь говорит о его онтогенезе, внутриутробном развитии, и это совершенно естественный процесс. Но мы, христиане, смотрим более глубоко. Мы смотрим и на духовные причины зарождения жизни человека, и на нравственные позиции, отстаиваем эти позиции; пропагандируем миру наше несогласие, когда человек вмешивается в Богом созданный процесс рождения человека, его внутриутробного формирования. Поэтому когда говорят о том, что сердце бьется через несколько недель, значит, это уже жизнеспособный плод. Неужели если бы сердце образовывалось немного позже, то до этого момента нельзя было судить о жизнеспособности плода? Нет, это ошибочное суждение.

Человек сталкивается с некоей новизной. Человек, который родился, является как бы штатной единицей, которую можно посчитать, на которую можно затратить деньги. Когда государство закладывает бюджет, оно учитывает его по душам, которые уже есть, а не по тем, которые родятся. Поэтому это социальная проблема, социальное, гражданское, экономическое, политическое явление. Потому само понятие аборта сожаление вызывает только у людей, ведущих духовный образ жизни, которые знакомы с нравственными посылами Господа нашего Иисуса Христа и Священного Писания. А оно говорит нам, что это богомерзкое действие, величайший грех, убийство. И если мы видим это и молчим, пытаемся скрыть под различными предлогами, одеждами, выгораживаем этот грех, то совершаем преступление перед Богом. Задача Церкви, пастырей – сделать эту проблему актуальной, заставить общество переосмыслить отношение к этому явлению и сделать правильные выводы, чтобы такого не происходило.

– Какое мировоззрение является основой для решения сделать аборт?

– В основном мировоззрение бездуховного, гедонистичного человека, который привык все время получать удовольствие, блага от жизни, то, что ему приятно, душевно для него. Но о духовном такой человек не думает. Такой человек строит для себя эфемерные проблемы, с которыми он, может быть, столкнется; сам для себя придумывает неразрешимые задачи, которые придется решать. Все это неправильная постановка вопроса, цели и ориентиров жизни такого человека, такой девушки; семьи, которая заставляет девушку сделать аборт, неправильная позиция молодого человека, мужа, который боится серьезно развивать отношения со своей подругой, женой и призывает ее к совершению этого богопротивного действия.

– То есть это уход от серьезной, ответственной жизни?

– Да, это уход от проблем вообще. Дьявол закрывает глаза, ум человеку – помыслами, мыслями, различными посулами через Интернет, через близких людей, через телевидение, средства массовой информации. Помыслами, что в принципе аборт – неплохо, что от этого не умирают, что проблемы, которые связаны с рождением ребенка, можно на какое-то время отсрочить, отложить и не сталкиваться с ними. Поэтому когда Церковь смотрит на задачи, стоящие перед обществом, семьей, перед определенной женщиной, которая столкнулась с проблемой вынашивания ребенка, она должна  оказать помощь не только словом, но и делом.

– Как можно убедить девушку или семью не делать аборт?

– Прежде всего необходимо встретиться с такими людьми и понять, какую позицию они представляют или излагают. Очень часто бывает трудно переубедить, особенно поколение советского мышления, Советского Союза, когда людям просто вбили в голову такой образ жизни советского человека, что свою жизнь надо нормировать, в том числе – сколько детей должно быть в семье (один, может быть, два, но не больше, трое совсем много). Надо убивать этот ход мыслей. Его просто надо убивать и закапывать, разрушать и ломать в корне, потому что это основной хребет, который имеют очень многие пожилые женщины и женщины среднего возраста, соприкоснувшиеся с советской ментальностью.

Люди очень часто соприкасались с такими вопросами и получали легкий ответ на работе: сходи в больницу, тебе все быстренько сделают, процедура бесплатная, по медицинским показаниям, никому не говори, пусть это будет маленьким секретом. Таким образом, люди губили свое тело, потому что каждый аборт дает очень сильный рикошет по организму женщины, которая отказывается от вынашивания своего ребенка, делая аборт. А также дает очень сильные проблемы в духовном плане.

В некоторых иностранных христианских рассказах приводилась история одной женщины, которая очень много раз делала аборты. У нее родился один сын, но он был настолько увлечен своей работой, профессией, жизнью, что к старости не мог уделять матери достаточно внимания. Женщина, которая хотела налить себе стакан воды, падает, причиняет себе травму и начинает взывать к небу. Ей открывается явление: у тебя должно было быть восемь детей, двое или трое должны были за тобой ухаживать. Но ты сама отказалась от них, сама убила их в себе. Сейчас у тебя такая жизнь, которую ты сама для себя избрала.

Конечно, эта история не может использоваться как притча в Православной Церкви, потому что на самом деле это ужасная история; но как отрезвляющее средство она бывает полезна для того, чтобы об этом услышали многие люди, не задумывающиеся о последствиях. Беседа пастыря, духовника с такой семьей, такой женщиной, конечно же, носит, прежде всего, превентивный, предупредительный характер: действие, которое хочет совершить девушка, греховно, губительно, не спасительно. Если в этом замешана вся семья, которая отговаривает девушку родить, то грех ложится на всех. Даже на врача, который будет совершать это деяние. Надо об этом подумать.

Благодаря Святейшему Патриарху Кириллу есть особенный документ Русской Православной Церкви – «Основы социальной концепции», в котором заложена определенная мысль, выражено пастырское отношение к этому явлению и предупреждение Церкви всем тем, кто сталкивается с этой проблемой. Церковь говорит, что это грех, что ни под каким предлогом нельзя соглашаться на произведение аборта, думать, что есть какие-то социальные причины, которые вынуждают произвести аборт. Мы должны об этом говорить прямо, говорить правду и не бояться никаких последствий.

Понятно, что мы будем иметь сопротивление определенного лобби и определенных политических кругов и, естественно, различных сил, которые не хотят, чтобы Церковь говорила прямо, имела бы прямое отношение к народу. Конечно, будем встречать сопротивление. Что говорить, сопротивление будут оказывать женщины, которые знают, что можно гулять, вести распущенный образ жизни, иметь не совсем высокий уровень гражданской ответственности со своей стороны. Что хочу, то и ворочу. А Церковь призывает все-таки, чтобы общество имело определенный уровень и этапы развития. Поэтому если Господь дает нам время прислушиваться к голосу Церкви через средства массовой информации, различные православные передачи, публичные обращения священников к пастве, к слышанию слова Святейшего Патриарха и митрополитов, епископов, архиепископов, то это время благоприятно для того, чтобы духовный уровень общества имел тенденцию к повышению.

– Какие еще могут быть ощутимые меры против абортов? Кроме обличения этого греха?

– Дело в том, что самая ощутимая мера – когда ты нашел с человеком контакт, нашел его основные мотивы, позиции, которые излагает этот человек. Можно с женщиной поговорить просто так. Она тебе, допустим, в больнице скажет: батюшка, я подумала, я не буду этого делать. Батюшка уходит, она говорит: слава Богу, что ушел; медсестра, когда у меня процедура? Потому что само явление аборта, то есть убийства, называется процедурой.

– Завуалированно.

– Да. Операция. Просто аборты разные бывают; в зависимости от недель беременности аборты бывают ранние, поздние. Выкидыши – это самопроизвольные аборты. Они бывают разные. Поэтому необходимо найти живой контакт, живую связь с этой девушкой. Лучше, когда ты найдешь этот контакт, возьмешь ее за руку и уведешь из больницы.

Но, к сожалению, не всегда так получается, потому что, во-первых, должна быть развита сеть альтернативы. Что мы можем этой женщине предложить? Мы должны предложить, во-первых, социальную защищенность, независимость от тех людей, которые могут на нее повлиять сделать аборт. Должны предоставить ей квадратные метры, чтобы она могла себя чувствовать в определенном домашнем уюте. Пусть это будет девять-десять квадратных метров (это социальный минимум), но чтобы она знала, что эти метры есть, что они гарантируются. Потом, чтобы такая женщина знала, что когда она родит, ее не выкинут на улицу, не заберут ребенка, что она будет пристроена или ей будут как-то помогать в дальнейшем ребенка воспитывать. Это должен быть, если хотите, социальный конвейер доброй души.

Невозможно сразу переубедить человека, потому что человек, который сталкивался с житейскими трудностями, знает, что какой-то этап он, конечно, может перешагнуть, ему могут помочь. А что делать дальше? Конечно, стоит большая задача воспитать пастырей с усиленной психологической подготовкой, чтобы пастырь мог вселить надежду; чтобы молитва Церкви была направлена на то, чтобы пастыри, которые обращаются к таким людям, посредством молитвы всей Церкви имели определенный дух убеждения, дух дара молитвы. Чтобы люди, которые нуждаются в такой помощи, видели, что это действительно человек, который может помочь. Просто говорить, просто поднимать эту проблему, ставить правильные акценты – это не самое главное. Самое главное – практически показать, как работает эта система.

В Русской Православной Церкви существует и Отдел по социальному служению. Я знаю, что там есть эта программа, уже отрабатывались пилотные проекты, она работает. Даже есть телефоны. Храмы Москвы имеют телефон службы доверия, чтобы женщина, если она обращается с этой проблемой, имела прямую, непосредственную связь, где ей могут оказать качественную духовническую поддержку и поддержку на определенном этапе жизненного пути. Мы озвучили, что в нашей Церкви это работает, все это у нас есть, но самое главное – найти живой ответ, контакт с тем человеком, который хочет сделать такое богомерзкое действие.

– Какие есть уловки, доводы в защиту абортов и как их опровергнуть?

– Самые главные уловки – не прокормить столько ртов. Как будто это котята с открытыми ртами или птички. Потом – жилищные условия, маленькая зарплата.

– Что можно сказать в противовес?

– Надо изменить потребительское отношение человека вообще к своей жизни. Если человек мыслит такими категориями, его очень сложно бывает переубедить. Надо повысить уровень его нравственной самооценки, духовной самооценки; такого человека необходимо привести к Богу, надо ему дотронуться до Божественной благодати, которая изменяет человеческое сердце, человеческое естество изнутри. Просто так священник может говорить… Женщины – очень красивые и хорошие актрисы. У них гормоны настроены таким образом, что они могут вести свою жизнь как актрисы, лицедейки. Так в них заложено Богом, потому что жить на этой земле женщинам проще, они легче выживают, чем мужчины, они более гибкие, более способны принять слово. Но сердце не всегда способно удержать это слово. Поэтому они могут сказать одно, а сделать совершенно другое. Здесь пастырь должен достучаться до самого сердца, а когда достучался, не позволять двери, которую он открыл, закрыться. Он должен «поставить ногу» и делать свое пастырское дело. Все это должно быть по-серьезному, чтобы вызывать у человека прямой ответ. Допустим, пришел ты на проповедь к десяти; если хотя бы одну отвел от аборта – это уже очень большое дело.

– Известны ли Вам подобные случаи?

– Очень много известно. И ко мне обращались несколько раз, допустим, студенты. Сейчас это хорошая пара, они хорошо живут,  у них родилась девочка. У них была проблема: они надели на себя очки и начали для себя создавать определенные проблемы, нерешаемые задачи…

– …которых на самом деле не было?

– Да. Начали придумывать, что родители будут против, что приедет брат, убьет ее, что с той стороны приедет мать, голову открутит парню… Пришлось мягко «соединиться» – сначала в телефонном разговоре, через группу «ВКонтакте» (она может играть как положительную роль, так и отрицательную). Все кончилось хорошо, они повенчались, сейчас живут. А самое главное, что родители и с той стороны, и с другой были рады. То есть человек часто себя накручивает, говорит себе, что будут проблемы. Конечно, это ложный стыд, низкая самооценка, низкое правовое сознание, низкая духовность. Все это пластами лежит на человеке и давит на него.

Поэтому очень важное, главное в этой ситуации – эти пласты один за другим с пастырской любовью поснимать, познакомить человека с миром, показать, что он не так ужасен, как ему кажется. И конечно же, больше читать, потому что в основном очень часто люди, которые прибегают к аборту, подбивают на это других людей; самое главное – иметь информацию об этом. Не все так плохо – все прекрасно и хорошо. Открывается жизнь человека во всех ее красках. Поэтому человека надо знакомить с этим, надо убеждать, показывать, что жизнь только начинается, все прекрасное только впереди.

– Какова роль мужчины, потенциального отца, в ситуации, когда встает вопрос об аборте; какова его ответственность?

– Бывают разные линии поведения мужчин – от стремительной настойчивости до стремительного отказа. Дело в том, что когда мужчина и женщина живут вместе, надо знать глубину их социальных отношений, духовых, нравственных. Если все это строится только для того, чтобы получать удовольствие, конечно же, будет один ответ: еще рано, у нас ничего нет, машину еще не купили, квартиру не дали, бабушка еще не умерла… И таких отказов, причин со стороны мужчины очень много. Бывают самые нелепые. Например: «Я не знаю, как мне жить. Я должен быть полигамным». Говорит, это природой заложено, что он альфа-самец. Таким образом, он должен иметь определенную свободу от всякого рода и вида посягательств.

О чем это говорит? Прежде всего – о бездуховности. Человек любит жить страстями, он сластолюбец, горделивец. Очень часто такие люди имеют посредственное отношение к Церкви: заходят, свечку поставят, подумают, чтобы здоровье было, в кошельке монета не кончалась и самые примитивные бытовые потребности были удовлетворены. Но чтобы иметь такую любовь к ребенку, к своей жене – здесь отпечаток накладывает само воспитание. Как сызмальства воспитывали родители, видел ли он это отношение у близких, окружающих его. Если такой человек воспитывался в эгоистичном мини-обществе, в семье, естественно, ему ничего не надо. Он сам; ему давай самое лучшее; он должен жить по тем законам, которые сам придумал.

Естественно, здесь работа для пастырей очень обширная, потому что с такими людьми необходимо беседовать, им необходимо прививать слово Божие. Им необходимо просто ломать хребет их неверия – путем убеждения, показа своей пастырской силы, силы слова, убеждения, молитвы. И конечно же, просить благодати Духа Святого, при беседе с такими людьми просить у Бога, чтобы Дух Святой особым образом врезался в сердца таких людей и изменял их сердце, их сознание, чтобы они становились новыми людьми, чтобы Царство Божие имело бы славу о имени Христовом, чтобы труд, который проделывает наша Святая Церковь и ее служители, был не напрасным.

– Само явление абортов не говорит ли о том, что в обществе крайне недостаточно любви? И само решение сделать аборт не говорит ли о том, что человек на самом деле глубоко обделен любовью и глубоко несчастен?

– Вы затронули самые основные причины этого явления. Естественно, это первопричина – оскудение любви. Но люди у нас очень часто не понимают, что такое любовь. Они думают, любовь – это красивые голливудские фильмы с дорогими машинами, большими бриллиантами, сумками денег, что хочешь – купил, что хочешь – продал; завладел тем, что тебе хочется; всегда какие-то несбыточные надежды и мечты… А любовь – это труд, это страдания, это забота, способность жить ради другого человека. Вот что такое любовь. И когда людям открываешь глаза на настоящую любовь, они говорят: нет, такая любовь нам…

– …неудобна.

– Да. Нам бы другую любовь, которой можно попользоваться, а потом в другом месте еще раз попользоваться. И так постоянно. Поэтому людям надо прививать правильные нравственные, духовные ориентиры, цели. Все это опять-таки закладывается с детства. Поэтому Святая Русская Церковь добивается, чтобы слово Божие, слово о Боге появлялось в школах. Вы видите, какое сопротивление сейчас испытывает Церковь. Учителя, которые не хотят преподавать, подбивают родителей, чтобы они отказывались, якобы детям не хватает времени на то, чтобы освоить эти предметы. Сами не хотят читать книжки. Старая учительница, которая всю жизнь говорила о Ленине, о Сталине, о заслугах Советской Родины, что она сейчас будет говорить о Боге?

И мне очень часто приходилось сталкиваться с такими людьми, которые в принципе, может быть, и хотели бы рассказать что-то о Боге, но это у них так неловко получалось, насколько их знание было сопряжено с копейкой, которую они получают за дополнительные часы, что того ответа, который хотела бы получить Святая Церковь, когда мы предлагаем в школах курс по знанию веры, она очень часто не получает. Плюс это сопротивление, нежелание узнавать о Боге, о Его Промысле, вообще о цели жизни человека. А это надо еще в садиках прививать, еще когда женщина ходит в положении, чтобы домашняя молитва, домашнее тепло, забота родных и окружающих оказывали духовное действие уже на этом этапе. И Бог так хочет. Священное Писание (наверное, у каждого дома оно есть) просто пропитано духом правильной жизни в Боге. Только надо иметь желание и определенный дух, для того чтобы семена, которые имеет Писание, прорастали в нашем сердце и давали богатый духовный урожай.

– Если взглянуть шире, какие социальные последствия может повлечь за собой аборт?

– Дело в том, что социальные последствия мы испытываем уже сейчас. Это демографические ямы, пробелы, демографические проблемы государства. По большому счету, аборт – это государственная проблема, потому что человек должен смотреть не на одну единицу, не на одного человека, не на номер в тетради, сколько женщин сделало аборты, а на масштаб всей страны. Представляете, сколько женщин в год делают аборты? Миллионы. По всей нашей стране. Господь дает изобилие государству. Бог дает такой посыл благодати Духа Святого. Это происходит по различным причинам – в хороших семьях, не очень хороших. Во всяком случае, то благословение Божие, когда женщина может зачать и родить ребенка, девочку или мальчика, которые вырастут в женщин и мужчин, Господь дает, дает эту силу и благодать. Но потом Господь смотрит, что происходит дальше. Если человек относится  к Божиему дару с нелюбовью, не принимает его, – в Священном Писании приводятся очень страшные строки: Господь отворачивает Свой лик от такого народа, отвращается от него.

– От народа в целом.

– От народа. Поэтому Церковь бьет во все колокола, потому что мы знаем об этом. Мы последняя линия. Церковь начинает об этом говорить, Святейший Патриарх ставит эту проблему ребром на обсуждениях, различных совещаниях, выступает в Государственной думе; уделяют внимание митрополиты в своих митрополиях… Знаю, что владыка Марк в Рязанской митрополии проводит пилотный проект, чтобы аборты вышли из системы обязательного медицинского страхования. Это тоже определенный шаг. Понятно, что в один день все невозможно будет сделать. Конечно, очень страшные последствия…

Перепрограммировать медиков, перепрограммировать людей, которые привыкли жить мирскими ценностями, воспитанных на потребительских нормах существования, трудно. Их будет очень трудно переубедить. Они будут привносить вред, всячески открывать лазейки в законе, подпольные места, чтобы человек грешил. Думаю, это работа лукавого, потому что лукавый действует через таких людей. Россия – благословенная страна, а через лукавых людей можно вызвать такое состояние, что Бог отвернется. Мы знаем: нечестивые люди сеяли хорошие поля. А потом Господь сказал народу израильскому: идите, Я вам приготовил хорошие поля, хорошие пастбища, идите и заберите, это все ваше. Почему Он так говорил? Аборты, человеческая жизнь – ничто; это общество стало настолько цивилизованным, что человеческая жизнь была выхолощена. Допустим, жила какая-то небольшая группа людей, а все остальные были никто, как мусор, как песок. Поэтому Господь говорит: они не знают Моего имени, не живут по Моим законам, Я обращаюсь – они не слышат, сердца их закрыты, жиром заросли, уши их глухие, они Бога не знают… Посмотрите Ветхий Завет, он очень хорошо показывает.

А что нам говорит Священное Писание по отношению к сынам Измаила? Что это будет бич для поколений. Если люди будут нарушать Божии установления, Божии уставы, то бич этот будет всегда над нами, над теми, кто как бы говорит, что исповедует Христа, но своим сердцем не живет во Христе. Бич будет над нами, сыны Измаила. Поэтому мы должны иметь духовный иммунитет. Мы должны иметь свое христианское православное самосознание, должны жить по Божиим уставам, чтобы не испытать Божиего гнева на себе. А Божий гнев начинается именно с таких явлений, когда мы начинаем убивать себе подобных, причем в самих себе. Утроба матери должна быть пещерой радости, где воспитывается, возгревается, бьется сердечко младенца. А утроба становится гробом. Представьте себе.

– Ужасно.

– Это ужасно. Если посмотреть духовно, слезы льются, можно даже испытать физические страдания, только подумав о том, что происходит внутри человека. А когда знаешь, какими способами все это происходит… Вы даже не представляете, это настолько страшное явление! Конечно, мне приходилось видеть и инструменты, у нас был курс акушерства и гинекологии, мы это изучали. Другое дело, что мы не делали. Я даже имел какое-то внутреннее стремление быть полезным обществу, быть врачом-гинекологом, акушером. А когда узнал, что они сталкиваются с такими проблемами, с ужасными приемами, когда их заставляют делать аборты… когда у клиники, где ты работаешь, стоит план, сколько абортов сделать, сколько денег в казну принести, сколько принести в казну клиники…

И жизнь ребенка сколько стоит, знаете по расценкам? В таких клиниках – до 15 тысяч. Где со всем подходом до 25–30 тысяч. Для людей, которые там… для них это фантики, которые они кинули… Но какой они вред приносят сами себе! Это ужасно. Есть места, где можно и за 500 рублей сделать, за тысячу. Поэтому мы с вами должны знать, что не цена самое главное, не то, в каких условиях это делать. Допустим, существуют криминальные аборты, когда аборт совершен вне стен лечебного заведения, где-то в подвале, в комнате и может иметь какие-то последствия – стало женщине хуже, еще что-то. И это выведено из системы, где должна оказываться такая медицинская помощь. То есть аборт – это медицинская помощь, представляете себе?

Мы должны задуматься, как нам жить и существовать с теми нормами, которые нам пытаются навязать. Нам пытаются навязать, что можно согласиться с убийством себе подобных. Как? Я не понимаю. Или навязать мнение, что ребенок находится внутри утробы и ничего не чувствует. Кто сказал? Ведь душа-то чувствует. Соединились две клетки – уже душа, личность, она все чувствует, все видит, все понимает. И здесь мы сталкиваемся с такой проблемой, что это в христианском контексте – убийство. А Иоанн Златоуст говорил, что аборт хуже, чем убийство.

– Какие же есть выходы из этой проблемы?

– Выходы из этой проблемы – прежде всего полное христианское осознание, гражданское осознание, что существует такая проблема, как аборт. Мы должны понимать, что это явление греховное, преступное; должны всячески рассказывать, учить, проповедовать, что это в православном обществе недопустимо. И вообще в обществе, которое называет себя демократическим, человеческим, аборт недопустим. Мы должны распространять этот посыл, убеждать людей. А также помогать людям, которые сталкиваются с такой проблемой (а они, к сожалению, будут сталкиваться с ней и в дальнейшем). Это, конечно, развертывание сети оказания православной эффективной помощи женщинам, нуждающимся в поддержке, находящимся в таком состоянии. Здесь особый упор мы должны делать на молитву, на молитву нашего Предстоятеля, архиереев, чтобы Господь даровал нам разум, мир, способность давать такое слово, которое услышат люди и будут делать соответствующие выводы.

Ведущий Денис Береснев

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать