Беседы с батюшкой. Вера, крещение и спасение

25 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала - архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

– Наша сегодняшняя тема звучит так: «Вера, крещение и спасение». Прежде чем мы перейдем к основной теме, хочется задать Вам один вопрос: почему священник благословляет и почему нужно брать у священника благословение? У нас по традиции передача начинается со слов: «Благословите наших телезрителей».

– Апостол сказал, что меньшее всегда благословляется большим, и священник, как носитель благодати Духа Святого, имеет предназначение от Бога подавать людям благословение Божие. И в Ветхом Завете священник всегда благословлял людей на добрые дела, и особенно в Новом Завете священник именем Божиим, именем Господа нашего Иисуса Христа преподает людям имясловное благословение на доброе дело. Поэтому священнику целуют руку не из-за того, что она держалась за какую-то святыню, хотя и из-за этого тоже, но главное, что в благословляющем жесте начертаны первые буквы имени Иисус Христос. Мы целуем имясловие Божие, поэтому благословение, которое преподается священником, имеет для людей важное значение в духовном смысле.

– Многие говорят: как я буду брать у этого священника благословение, если он такой, такой и такой?

– Священник может быть абсолютно разным по своему человеческому естеству, но по своему священническому достоинству он остается носителем благодати Духа Святого. Если человек не хочет подходить к священнику, то, наверное, такому человеку надо поработать над своей гордыней, потому что мы должны получать благословение Божие от носителя Божией благодати.

– Давайте перейдем по порядку к нашей основной теме. Что такое вера?

– Апостол сказал, когда обращался к христианам из евреев, что вера есть «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом», то есть вера – это ожидание, знание того, что что-то произойдет обязательно, поэтому для каждого православного человека вера занимает особое место в жизни. Вера – это дар Божий, без веры человек чахнет, теряется в нашем житейском море, поэтому мы должны просить у Бога веру, мы должны знать, что Бог есть, и просить у Него это свойство, это качество человеческой души – веру. Поэтому когда человек имеет веру, ему и живется проще, спокойнее и благословеннее.

– Что такое крещение и почему святое Таинство крещения становится, по сути, началом всей нашей духовной жизни, жизни со Христом?

– Крещение в нашей жизни имеет важное значение. Таинство крещения установлено Самим Господом Иисусом Христом, потому что мы крестимся не Иоанновым крещением, не ветхозаветным крещением, само понятие крещения – это «омывание» своей натуры. Если иудеи пребывали в особых местах, где можно было оскверниться, опорочиться, то был такой обряд омовения – мицвот, они производили его над собой и своими близкими и таким образом омывались от скверны и до вечера, по закону Моисея, были в нечистоте. После того как начинался вечер, они уже очищались.

Также мы знаем, что существовало Иоанново крещение, которое предзнаменовало пришествие Мессии, то есть он подготавливал людей через этот более расширенный обряд мицвот к принятию Мессии, и затем этот обряд прошел Сам Господь Иисус Христос. Позже уже апостолы, когда проповедовали имя Господа нашего Иисуса Христа, также проводили этот обряд омовения, но в нем обязательно было присутствие имени Господа нашего Иисуса Христа.

Сегодня крещение считается полноценным, когда человек погружается в воду, омываясь три раза во имя Отца (аминь), и Сына, (аминь), и Святого Духа (аминь). Тогда крещение считается полноценным и является православным исповеданием веры в Царство Небесное и в спасение.

– Вопрос одиннадцатилетней телезрительницы: «Люди должны быть благодарны Богу за счастье, помощь, например. А не будет человек как фарисей? Ведь он тоже благодарил Бога. Как поступить в этой ситуации, ведь благодарить Бога нужно всегда? Как не стать похожим на фарисея?»

– Очень приятно, что такие вопросы ставят дети, они задают насущные вопросы, и эти вопросы чистые, не надуманные. Господь говорит: «Всегда нужно быть благодарными», об этом сказано в Священном Писании. «За все благодарите», – говорит апостол. И благодарность наша должна быть сердечной, чистой, и, прежде всего, критерием чистоты является то, что ты делаешь это не напоказ, а таким образом, чтобы люди, которые смотрят на тебя, не замечали твоего эмоционального состояния. Но твоя благодарность должна быть сердечной, чистой, человек должен закрыться в комнате, поблагодарить, помолиться. Если благодарят человека за какое-то благодеяние, помянуть его, сходить в церковь, подать за него записочку, поставить свечку. А если хочется отблагодарить Бога, то, конечно, это нужно сделать закрывшись в комнате, чтобы не было многоглаголания, чтобы Господь, видящий, что ты творишь тайно, воздал тебе явно.

– У нас был еще один звонок, он сорвался, но суть вопроса в следующем: «У человека случилось несчастье, например он разбил машину, и он начинает роптать, негодовать, как такое случилось, начинает прокручивать в голове возможные варианты событий, которые помогли бы ему этого избежать. Как ему справиться с этим несчастьем в его жизни?»

– Люди, которые имеют машину, сталкиваются с такой проблемой очень часто: она может оказаться сломанной или может произойти авария. Прежде всего здесь надо вернуться к этому детскому вопросу и за все поблагодарить Господа, принять это как неизбежное, оно уже случилось, хоть рви волосы на голове, хоть посыпай голову пеплом, но самое главное – принять то, что уже сложилось, попросить у Господа, чтобы Он укрепил тебя в состоянии мира, благополучия и поддержал тебя. То есть послать Богу такой мысленный посыл и сказать: «Господи, случилось горе, Ты знаешь, что случилось, помоги мне все это перенести, правильно понять и вынести из этого жизненный урок. Если есть Твоя святая воля, пусть эта проблема уйдет, помоги мне ее перенести».

– Когда случаются какие-то несчастья, даже говорят, что Господь посещает в эти моменты.

– Да, бывает, Господь посещает таким вот очень заметным образом.

– Хочется привести евангельские слова: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден буден» (Мк. 16, 16). Зачем нужно креститься?

– В Евангелии поставлен вопрос и сразу дан ответ: для того, чтобы спастись. Надо определиться с термином: что такое спасение? Когда человек побывает в каком-нибудь водоеме, море, когда испытает на своем опыте состояние, которое приближается к тому, что он может утонуть, он прекрасно понимает, что такое спасение. Но это видимое, физическое спасение, и оно очень важно для человека, однако также есть спасение духовное, когда человек должен знать о своей душе и о ее состоянии после смерти.

К сожалению, в годы лихолетья нам пытались стереть сознание того, что есть загробная жизнь, что есть Бог, что есть определенная дорога, которая ведет к Богу, и что по этой дороге необходимо правильно пройти. И человек, называемый спасенным на страницах Священного Писания, – это тот человек, который проходит этот путь, марафон, как говорит апостол Павел, и получает венец радости и наслаждения вместе с Богом. В дальнейшем, после того как умрет, такой человек воскреснет в Боге и будет радоваться вместе с Богом, то есть получит полноту своего бытия.

– Я думаю, все же нужно объяснить: когда принимается крещение в Церкви, когда таинство совершилось, нельзя сказать, что этим человек спасен.

– Конечно, крещен – это еще не значит спасен, но не всегда. Дело в том, что бывает крещение водой, а бывает крещение Духом, когда человек «уходит» на больничной койке, не успевают его окрестить, но человек при этом говорит: «Верую, Господи, что Ты Господь и мой Спаситель». Как Вы думаете, такой человек спасется?

– Думаю, да.

– Да, это крещение Духом. Есть еще один удивительный факт крещения – крещение кровью. Когда человек некрещеный оказывается в такой «мясорубке», где кровь человеческая льется ручьем, то, будучи на грани жизни и смерти, он говорит: «Господи, верую в Тебя как Спасителя», – и умирает. Такой человек спасется? Думаю, спасется.

Крещение водой происходит, когда человек соответствующим образом подготавливается, определенным образом изучает путь к спасению. Такой человек спасется по милости Божией, если будет соблюдать Божии заповеди, если будет иметь веру и упование на милосердие Божие. И апостол призывает нас именно к такому разумному пути и разумному выбору путей спасения, чтобы человек знал, Кто есть Христос, что такое Царствие Небесное, что такое жизнь во Христе, от чего ему придется отказаться и что ему будет необходимо делать потом, чтобы называться христианином, православным человеком, что ему необходимо и каким образом жить какой-то определенный промежуток времени, чтобы прийти к спасению. Может человек упасть? Может. Может человек не встать? Может. И задача каждого православного человека – помогать тем людям, которые падают, подавать им руку, восстанавливать их, приводить к Христу и идти дальше.

– Очень часто многие сектанты и представители других конфессий осуждают нас в том, что мы крестим в младенчестве. Многие так и говорят: «Почему мы должны крестить ребенка маленьким, ущемляя его волю, свободу? Пусть он вырастет и сам выберет себе веру; если захочет, то крестится осознанно».

– Тогда пусть они своих детей до совершеннолетия не водят в свои собрания, а то получается, что они своих детишек берут за ручку и ведут на свои собрания, закладывают в них определенную информацию, проводят им так называемое «духовное крещение» и выращивают их в теплицах протестантского восприятия мира. У них такая практика, такой опыт жизни, и, конечно же, когда у нас есть свой опыт духовной жизни, они пытаются подсечь его, убрав фундамент, и делают это абсолютно наглым образом, неожиданно, бессовестно. Потому что если Церковь крестит младенцев, то неужели это выдумка Церкви? Значит, такие протестанты занимаются выборочным деланием: находят какие-то слова и строки в Священном Писании и «подсовывают под нос» людям неграмотным, которые не имеют общего представления о духе Священного Писания.

Но Церковь ведь не такая, она имеет двухтысячелетнюю историю, которую получила от Самого Господа Иисуса Христа, от самих апостолов. Мы еще имеем и Ветхий Завет, когда были предпосылки к тому, что крещение – это духовное обрезание и посвящение своей жизни Богу, обещание Ему чистой и непорочной жизни. И когда человека обрезали на восьмой день, то мы знаем, что это духовное обрезание, когда «обрезается» сердце человека, это есть посвящение такого человека Богу. Поэтому мы ни в коем случае не можем сказать, что это выдумка Церкви. Нужно ли крестить младенцев? Это делать необходимо, и чем раньше, тем лучше. И хорошо бы вспомнить, что у Церкви есть свой опыт, своя система спасения человеческой души.

Когда протестанты видят священника или человека, который настроен на православную волну, они такого не трогают, они ищут человека расслабленного, которому можно о чем-то рассказать, а в чем-то подвергнуть сомнению его мысли и взгляды. Они бывают очень тонкими психологами. Есть даже школы психологии, которые созданы для того, чтобы воздействовать на человека и выбирать из общества верных более слабых людей и через них показывать для примера, что это люди слабые, неуверенные, а если это так, значит – они стоят не на твердом пути, а значит то, что вы делаете, – всё неправильно. Поэтому ответ один: младенцев крестить нужно.

– А почему нужно их крестить?

– Мы читаем Священное Писание, Деяния святых апостолов и прекрасно помним, что когда Петр приходил в дома людей, которых призывал Господь, то он крестил и взрослых людей, и весь дом их, а в доме были рабы, новорожденные дети, дети подросткового возраста, то есть было несколько поколений людей, и всех он крестил во имя Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому здесь есть явный признак того, что крестятся все, и младенцы в том числе. Мы еще должны знать, что Господь повелел обрезывать детей на восьмой день.

– Совсем недавно мы жили в атеистическом обществе, поэтому сейчас люди несут детей в церковь и относятся к этому как к какому-то красивому обряду, редко кто задумывается о том, что действительно происходит. Конечно, сейчас священники стараются как-то объяснять, это их обязанность – подготовить людей, но скажите: как правильно подойти к крещению младенца? Как нужно готовиться, к кому обратиться, что для этого нужно?

– Здесь очень большая благодарность нашему Святейшему Патриарху Кириллу, который в резолюции по городу Москве и своим патриаршим благословением, как епископ города Москвы, предписывает не менее двух раз людям, которые собираются стать крестными ребенка, посещать катехизаторские курсы, где рассматриваются вопросы возможности крещения, правильный подход к крещению и все вопросы, которые касаются этого таинства. Люди, которые приходят в храм, действительно беседуют со священником в течение часа, двух или трех, и причем не один раз. Священник, как опытный духовник, беседует с такими людьми и дает свое заключение: выписывается определенный формуляр, с которым человек может креститься либо в этом храме, стать крестным для ребенка, либо в любом другом храме Русской Православной Церкви. Поэтому этот вопрос поставлен на самом высоком уровне, и действительно, здесь видится осознанный подход к этому делу.

– Вопрос телезрителя из Белгородской области: «Почему именно Таинство крещения (такое, как проводится сейчас) не было проведено с апостолами и тем более с Богородицей? Получается, что апостолы не знали правильного Таинства крещения, а Церковь у нас Апостольская. И кто первый провел это современное Таинство крещения? С кого оно пошло?»

– Вопрос на самом деле очень простой. Дело в том, что когда апостолы крестили, то полнота таинства уже была заложена в их крещениях. Есть такие древнехристианские источники, как Дидахе, и в самих апостольских посланиях очень много говорится о крещении; крещение, если изучать традицию того времени, было как бы на устах. Надо читать не только то, что написано прямо в тексте Священного Писания, но и толкования святых отцов: Иоанна Златоуста, Василия Великого, великих отцов, объясняющих суть дела, которое было присуще этому таинству.

Погружение в воду во имя Господа Иисуса Христа, во имя Единого Бога заложено в самом первом веке зарождения христианства. Христианство возникло в Антиохийской Церкви, но не просто так, люди должны были креститься крещением Господа нашего Иисуса Христа, поэтому уже тогда это было заложено.

Миропомазание – это когда епископ, в современной Церкви Святейший Патриарх нашей Церкви, производит Таинство мироосвящения, освящает миро и раздает его. Там есть примесь мира от самих апостолов, которые передали это масло как видимый носитель благодати апостольства своим ученикам и служителям, то есть епископам. А сами апостолы возлагали руки, помазывали благодатью Духа Святого своими руками, и сам епископ тоже может помазать человека благодатью Духа Святого через свои руки. Но для того, чтобы это таинство было унифицированным, чтобы не возникало вопросов, кого какой епископ помазал, чтобы не примешивался человеческий фактор, обязательно, даже когда крестят епископы, они используют святое миро. Сами апостолы передали миро, и Церковь как хранительница апостольской благодати помазывает этим святым миром.

Насчет того, крестилась ли Богородица: мы говорили о духовном крещении, о крещении кровью. Конечно, крестилась. Богородица выносила Христа в Своем чреве, Она омывалась Его кровью, когда Его снимали с креста и закутывали в плащаницу, когда Она омывала слезами Его ноги. Не крестилась ли в это время Богородица? Конечно же, крестилась.

Что такое крещение? Когда люди задают этот вопрос, они, наверное, не совсем понимают, что это такое. Это обещание Богу чистого и непорочного жития ради спасения, ради Царствия Небесного. Неужели Богородица не посвятила этому Свою жизнь? Она называется Приснодевой, Пренепорочной, поэтому Она, конечно, крестилась. И ученики Спасителя, конечно, крестились, они обещали это Богу своей жизнью, Господь помазал их Своей благодатью, окропил их Своей кровью, поэтому здесь даже не должно возникать вопросов «как» и «что». Таинственная сторона крещения присутствует с самых первых веков христианства, а внешняя сторона может меняться: в разных местах, в разных храмах делают по-разному, но это не уводит нас от главной сути вопроса.

– Скажите, может ли человек потерять благодать, которую он получает при крещении?

– Благодать – это такая духовная субстанция, которую невозможно измерить, пощупать, ее можно ощутить духовно своим сердцем. Если ты идешь против Бога, если делаешь то, о чем апостол говорит, «оскверняешь свое тело, свою душу», то в таком сосуде Дух Божий не присутствует.

– Такая ситуация: человек крестился в неосознанном возрасте, вырос в не совсем верующей семье, потом ушел в другую религию, например в ислам, и в конце концов приходит к убеждению, что истина в православии, хочет вернуться. Что делают с такими людьми в церковной практике?

– Такого человека присоединяют к Церкви через покаяние, еще возможно присоединение через возобновление миропомазания по чину патриарха Константинопольского, который есть в Большом Требнике. Здесь через покаяние, через беседу, осознание этих ошибок присоединяют человека к Церкви. Бывают разные практики, но суть одна и та же: либо епископ возлагает свои руки и не помазывает миром, а есть такое, что и через миропомазание или через покаяние. Потому что благодать, которую человек получает при крещении, остается, ее невозможно отрезать или избавиться от нее, это духовная субстанция, а Бог есть Дух, Он дышит там, где хочет. Если человек проходит через такой жизненный опыт, то мы не знаем, какой путь ему приготовил Господь, и не знаем, как Господь воспримет этого человека, но думаем, что если Господь ведет этого человека, то он раб Божий и мы должны такого человека поддержать и обнадежить, показав ему, что он сделал правильно, вернувшись в лоно Православной Церкви.

– Один из собеседников нашей передачи высказал такую интересную мысль, что крещение – это как проездной билет, который дается тебе, но успеешь ли ты на поезд в Царство Небесное – это уже зависит от тебя.

– Это сравнение можно применить с некоторой натяжкой. А как же человек, который умирает и проходит крещение Духом, без «проездного билета»? Если у человека есть определенный жизненный путь, который надо пройти, то, конечно, крещение – это входной билет в Царство Небесное.

– Сегодня Церковь празднует память святых Феодора Варяга и сына его Иоанна. Как мы знаем, это первые русские святые, они пострадали в конце X века в городе Киеве. Говорят, они были первыми русскими гражданами Царства Небесного. Расскажите, пожалуйста, об их подвиге. Русь еще была не крещена, но уже тогда появлялись семена православия на этой земле. В чем заключался подвиг этих двух русских святых, живших еще в языческой Руси?

– Действительно, они уникальные свидетели Царства Небесного, жившие в языческой среде. Они погибли от рук язычников, которые хотели принести варяга Иоанна в жертву. Происхождение слова «варяг» очень обширное, это были и воины, которые несли службу у византийского императора, также их называли поморами, но эти святые были русскими по духу, любили землю Русскую и исповедовали Христа. Они жили в обществе, соблюдали его законы, но по большому счету знали, что они иной веры, чем язычники, однако они не исповедовали ее пространным способом.

Их вера, знание о Царстве Небесном открылись тогда, когда пришлось поставить все точки над i, когда язычники пришли для того, чтобы забрать Иоанна в жертву языческим богам, после того как князь Владимир успешно вернулся из похода и было необходимо «потешить публику», принести людей бездушным идолам. Это происходило по-разному: их могли просто заколоть или использовать в какой-то игре, где обязательно был смертельный исход. Люди, которые участвовали в этих игрищах, умирали, и их кровь возливалась на этих бездушных истуканов.

Исповедание веры прекрасно звучало из уст Феодора, отца Иоанна, который сказал: «Что это у вас за боги такие? Бог один, и Ему не нужно пролития человеческой крови. А кто ваши идолы? Это суть деревянные истуканы, которые завтра сгниют и превратятся в ничто». Мы видим здесь прекрасное исповедание веры и твердое знание, что есть Единый Бог, эти исповедники знали о Царствии Небесном и делились этим секретом с окружающими их людьми. Мы видим здесь исповедническую кончину, когда люди знали, куда идут.

Попробуйте сейчас человека, который, может быть, называет себя православным или христианином, прижать к стенке и помучить за Христа. Я и сам не знаю, как себя поведу, если такое случится, но буду просить Бога, чтобы только укрепил, чтобы не отвернуться от Него, не отказаться. А эти люди знали, у них было видение дороги в Царство Небесное. Мы помним, что у дома, в котором они жили (в современном понимании они занимались бизнесом, платили налоги, были полноценными гражданами Русского государства), подкосили столбы, на которых была галерея, туда упали отец и сын и обломки этого деревянного строения.

Их достали из-под этих обломков полуживыми и убили за Христа, они не отказались от своей веры. И мы видим, насколько промыслительно все было: это было первое семя, брошенное в то место, где потом возникла Десятинная Церковь в Киеве. В начале XX века там были раскопки; был обнаружен нетронутый фундамент дома этих первых мучеников, который является видимым и ясным свидетельством их горячей, истовой веры в Господа нашего Иисуса Христа.

– Вопрос телезрителя: «Человек ходит в один приход, исповедуется у одного и того же батюшки, и когда с ним случилось настоящее горе, этот человек приходит к батюшке и начинает ему изливать свое горе. Батюшка выслушал, разводит руками и говорит: «Что я могу поделать? Молись». И всё. Это как – акт милосердия или что?

Я понимаю это так, что меня просто оттолкнули, более того, я пошел в другую церковь с тем же самым вопросом и перед Причастием на исповеди задал его, там тоже сравнительно молодые батюшки. Было абсолютно то же самое: разводят руками и говорят: «Что я могу поделать?» Пошел в третью церковь – то же самое. Меня интересует такой вопрос: батюшки вообще проходят какой-то курс милосердия, сострадания? Это разве правильно?»

– Встречный вопрос: а что за горе? Чтобы иметь представление. Просто горе разное бывает. Кто-то кошечку потерял, а кто-то близкого человека – это тоже два разных горя.

– Телезритель: «На всю страну рассказывать это очень сложно, у меня вся семья живая, но она меня бросила, и приходится выживать…»

– Понятно. Вопрос действительно острый, который требует определенного подхода к человеку. Я помолюсь о Вас, о Вашей душе и попрошу милосердного Господа о Вас. И попрошу всех православных христиан, которые смотрят нашу передачу, помолиться об этом человеке, который нуждается, прежде всего, в наших молитвах. Хочу заверить Вас, что священники проходили такой курс, и они говорят Вам словами апостола: «За все благодарите Господа, за хорошее и за плохое, а паче всего пребывайте в молитве, в обращении и ожидании чуда от Бога».

Конечно, мы услышали часть проблемы человека. Я думаю, что если это связано с жилищными проблемами, если человека, может быть, выгоняют, то в каждой епархии, митрополии и в Патриархии есть социальные службы, и я уверен, что такой человек обязательно добьется правды. Господь обязательно обратит Свои добрые очи в Вашу сторону, и у Вас все решится. Мы помолимся о Вас, пусть Господь Вас укрепляет, благословляет и пребывает всегда с Вами.

– Продолжим нашу тему. Мы говорили о том, что люди безмолвно приняли мученическую кончину, пострадали за Христа. Я так понимаю, что они не были проповедниками в том смысле, что не выходили и не говорили о Боге во всеуслышание…

– В то время не говорили.

– Понятно, это была тогда языческая страна, но мы знаем, что и бабушка князя Владимира, равноапостольная княгиня Ольга, память которой была вчера, тоже была христианкой. И христианская религия не была гонимой в том смысле, что мы знаем о первых веках христианства.

– Дело не в том, была ли вера гонимой. Надо было знать правила приношения людей в жертву: ими могли стать и язычники, и люди другой веры, на кого выпадал жребий. Жребий можно кинуть по-разному, и получится так, что все происходит совсем не по жребию, а по запланированному сценарию. И здесь, в житии этих святых угодников Божиих, первых русских мучеников, просматривается именно этот коррупционный сценарий: интересным образом жребий выпадал на христиан, когда происходило целенаправленное уничтожение людей, которые исповедуют другую веру, не участвуют в их игрищах, сборищах и в их образе жизни.

Здесь это было запланировано, поэтому нельзя сказать, что они не знали о том, что Феодор и Иоанн были христианами. Знали, Христос им очень сильно мешал, и мешал их образ жизни, когда они не напивались вином, не пребывали в блуде, не приносили человеческие жертвы, не делали то, что противно Небу и Господу Иисусу Христу, Его Святейшему Отцу и Духу Святому. Они этого не делали, и это оскорбляло дьявола, который всегда хочет, чтобы у Бога было меньше праведных душ.

– Вопрос телезрительницы из Орла: «Хотела бы задать вопрос по депрессии. Принимаю антидепрессанты – не помогает. Что делать? Подскажите, пожалуйста, я знаю, что вы доктор».

– Прежде всего Вам необходимо разобраться со своим врачом, который назначил Вам антидепрессанты, чтобы Вы знали: когда человек пропивает определенный курс антидепрессантов, если они правильно подобраны, они начинают действовать на третий месяц после того, как человек начал их принимать. То есть это время, когда в головном мозге происходит функциональная перенастройка, вырабатываются или блокируются определенные вещества, и должно пройти какое-то время, чтобы нейроны в головном мозге привыкли к этой перенастройке.

И потом, когда человек принимает антидепрессанты, у него может быть побочное действие этих препаратов – усиление депрессии. Когда человек видит, что происходит усиление депрессии, он должен держать себя в руках, потому что некоторым хочется умереть, покончив жизнь самоубийством. Антидепрессанты назначаются, чтобы человеку помочь, а у некоторых происходит усиление этого эффекта, поэтому в этот определенный период человек должен держать себя в руках и сказать себе: «Я пью таблетки, может быть такой эффект, мне может быть плохо». Близкие тоже должны быть ознакомлены с этим эффектом и напоминать человеку в таких случаях, что это побочный эффект, после которого будет улучшение. Поэтому если ему плохо, он может рассказать об этом близким, поделиться с ними.

А самым лучшим антидепрессантом является чистая, сердечная молитва. Причем здесь необходимо выбрать удобную для себя позу: постой или полежи на кровати, но сделай это – открой свое сердце Богу, возьми Священное Писание на том языке, который тебе понятен. Если не знаешь церковнославянского языка и начнешь тараторить, головной мозг быстро отторгнет этот язык, возьми Писание в современном переводе и старайся увидеть те образы, которые запечатлены и скрыты в нем. Если есть Интернет, найди православные фильмы и отвлеки свой мозг от проблем, смотри фильмы, христианские мультики, смотри то, что говорит тебе о Боге и о той силе, с которой ты не можешь тягаться. Ты можешь тягаться с собой и близкими, а с Богом такого не получится, к Нему можно только стремиться и надеяться на то, что Он поможет, поэтому перенастройте свой духовный лад и быт в сторону Бога, и Он Вам обязательно поможет, а мы обязательно о Вас помолимся. Пусть Господь Вас укрепляет!

– Я закончу свой вопрос. По сути, времена были апостольские, и княгиня Ольга получила от Церкви статус равноапостольной, потому что тогда несли свет Христа людям. Сейчас тоже достаточно сложное время, об этом всегда и везде говорится. Есть ли сейчас место апостольскому служению в нашем обществе?

– Есть. Наш Святейший Патриарх Кирилл несет равноапостольское служение, когда на границе нашей страны, в таких масштабах говорится о Христе: в тех местах, в которых о Христе, может быть, слышали, но не знали толком. Увеличение епархий делает служение епископа ближе к народу – не апостольское ли это служение? Епископ – это преемник апостольской благодати, и когда человек становится ближе к народу, к быту людей, когда люди начинают понимать и принимать Церковь – не апостольское ли это служение? А сам епископ, который трудится на ниве своего служения, – не апостол ли он в своей епархии, в своей церкви, которую он окормляет?

Человек, который возвещает о Христе и Царстве Небесном на приходе, священник, – не несет ли он апостольское служение? А человек, который занимается катехизаторской работой, – не несет ли он печать апостольского служения?

– Даже мирянин?

– Даже мирянин, который просвещен, крещен. Мы видим, что апостольское служение живо, действенно, и конечно, все идет сверху, какой курс задал Патриарх. Заметьте, что при других патриархах такого объема и такого масштаба не было.

– Напоследок хотелось бы услышать какой-то итог, вывод из всей нашей беседы.

– Вывод нашей беседы таков: каждый человек должен иметь чистую веру, упование и надежду на Господа как на личного Спасителя. Каждый человек должен креститься, и это крещение должно продолжаться в жизни человека, потому что он все время должен обещать и исполнять слова своего обещания: быть в Боге и стремиться к Царствию Небесному, он должен исповедовать Христа, все время следовать за Ним и призывать к этому всех остальных. Призываю на всех вас Божие благословение; чтобы имя Христово всегда было запечатлено в ваших сердцах и умах.

 

Ведущий Сергей Платонов
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать