Беседы с батюшкой. Дела милосердия и Великий пост

12 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Олег Скоморох, настоятель храма св. вмц. Екатерины в пос. Динамо Павловска, глава Отдела по тюремному служению Санкт-Петербургской епархии. Передача из Санкт-Петербурга.

— Как вы считаете, чего от нас ждет Господь в Великом посту?

— Господь ждет от всех христиан того же, что мы должны делать и в обычной жизни. Время поста выделено Церковью, как благоприятное время, чтобы мы уделили время духовной жизни, попытались выявить греховные привычки, страсти, дурные наклонности, в них раскаяться, побороться с ними и исправиться. Приготовительные недели к Великому посту очень подробно настраивали всех верующих в ходе богослужения и в евангельских чтениях на то, что нам всем предстоит делать. И первое, что я бы отметил — покаяние. Это первое, к чему Господь призывал всех окружающих: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Мы понимаем, что покаяние — начало и дверь спасения. Именно к покаянию мы призываемся Церковью во все дни Великого поста. Покаяние должно сопровождаться воздержанием. Пост не диета, но воздержание, духовный инструмент, через который мы могли бы увидеть свои страсти и побороться с ними.

Когда мы говорим об увеличении молитвенного правила, различного рода духовных деланий: чтение Священного Писания, коленопреклоненные молитвы, более частое приготовление к Таинствам Исповеди и Причастия, мы должны помнить, что Господь призывает нас к деятельному покаянию, чтобы мы ставили перед собой задачу — работать над грехами, и чтобы могли потрудиться над собой так, чтобы это было полезно не только для нас, но и для окружающих нас людей.

В Неделю о Страшном Суде мы слышали Евангелие, где, в очередной раз обратившись к описанию Страшного Суда, услышали призыв Господа о помощи ближним: накормить голодных, приютить бездомных, посетить болящих или в темнице заключенных, одеть нагих. Таким образом послужив ближнему, мы должны послужить Самому Христу, сделав очень важное дело для спасения своей души. Приоритеты расставлены Священным Писанием. Мы должны стараться соединять таинственную часть своей духовной жизни, молитвенную и приготовление к покаянию. Покаяние должно быть деятельным, чтобы исправляться самим и творить добрые дела, потому что: «вера без дел мертва».

— История и время меняются. Какие дела милосердия сейчас наиболее актуальны?

— Несмотря на развитие цивилизации и технический прогресс, все равно остаются люди, которые жаждут, страдают, болеют, умирают, находятся в очень стесненных обстоятельствах. За развитием цивилизации и технического прогресса мы не всегда способны это заметить. Сейчас много говорят о том, что большое количество людей уходит жить в виртуальном мире. Гораздо труднее заметить в виртуальном мире человека нуждающегося, которому нужна помощь. Помощь может быть разной: материальная, гуманитарная или сочувствие, можно выслушать такого человека, навестить. Для одинокого человека это очень ценно. Речь не идет всегда о материальных затратах, но об оказании внимания, сочувствия, соучастия в том или ином затруднительном положении другого. Не думаю, что призыв Спасителя потерял каким-то образом актуальность, конечно нет!

— Ваш профиль — тюремное служение. Есть ли реальная необходимость в милосердии по отношению к заключенным?

— Безусловно, да. Речь идет не только о том, кем мы считаем заключенных, потому что, к сожалению, для большинства обывателей, тех людей, которые никогда не соприкасались напрямую с тюрьмой, родственниками осужденных, жертвами преступлений, заключенные — ужасные люди. Внешние люди далеки и не желают приближаться, для того чтобы постараться осмыслить и понять, что происходит с человеком, который попадает в тюрьму. Многие свое понимание о тюрьме и осужденных строят по кинофильмам, новостям по телевидению и в интернете, которые негативным потоком выливаются в наше сознание. Формируется определенное отношение к осужденным, которого в истории Святой Руси не было. Человек, совершавший раньше преступление, был преступником, убийцей, разбойником до тех пор, пока его не поймают и не посадят в тюрьму. Сразу после его ареста он переходил в категорию людей несчастных, которым нужно было подавать милостыню, о которых нужно было заботиться и сожалеть им. Такое чувство сострадания само по себе играло очень большую роль.

Осужденный человек, даже в том случае, когда отбывает наказание за реальное преступление, как правило, винит кого-то другого. Как и большинство людей, во всех неприятностях мы стараемся найти причину вовне, снять с себя вину. У преступников точно так же: кто-то всегда виноват, какие-то обстоятельства сложились, что-то подтолкнуло, кто-то спровоцировал. Такое состояние напитывает человека чувством несправедливости, жаждой мести по отношению к тому, кто послужил настоящим виновником совершенного преступления. Немилосердное отношение к ним только утверждает осужденных в таком жестокосердии. К сожалению, у нас достаточно высокий процент рецидива, но это отдельный разговор.

Когда осужденные освобождаются, они встречаются с тем, что общество их отторгает и смотрит на них как на людей с клеймом. В советское время человеку приходилось нести бремя изгнанника, было трудно полноценно адаптироваться. Сейчас законодательство предусматривает возможности погашения судимости, выезда заграницу, получения образования. Но тем не менее мы говорим о том, что такое отторжение обществом осужденного, клеймение его безусловно ожесточает сердце человека, который наталкивается на то, что его никто не ждет, не любит, не хочет понять, тем более, поддержать. Все эти надуманные обиды приводят к тому, что человек вновь совершает преступление и возвращается в тот мир, который ему понятен. Это все очень печально. В результате многократно совершаются преступления против обычных невиновных граждан. Это замкнутый круг общего жестокосердия, непонимания, взаимного отрицания. Это неверное поведение. Милосердное отношение друг к другу может помочь разорвать этот замкнутый порочный круг.

— Роль священника в тюрьме в целом понятна: он несет весть Евангелия для тех, кто о Христе не слышал, и окормляет тех, кто уже с Ним встретился. Но роль мирянина не совсем ясна. Господь заповедал посещать только христиан в темнице?

— Вы задаете два разных вопроса. Христос заповедал посещать не только христиан, потому что, когда Господь говорил: «В темнице был, и вы пришли ко Мне», Он не говорил, что надо посещать именно учеников. Когда посылал апостолов для проповеди иудеям, конкретно говорил: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите». Но по отношению к служению, напротив, в притчах о помощи ближним мы видим и слышим о том, как Господь призывает к милосердному отношению друг к другу, независимо от того, является ли этот человек христианином или нет.

Мы прекрасно знаем, что в первые века христиане посещали своих единоверцев исключительно по той причине, что Римская империя преследовала их несколько столетий. Когда наступила эпоха императора Константина Великого, и гонения прекратились, исторические свидетельства говорят о том, что все тюрьмы опустели, так как христиан там было большинство. Христиане посещали своих единоверцев, чтобы их поддержать, помочь, утешить. Гонения повторились в XX веке в России. Сейчас мы поднимаем все больше и больше дел, связанных с канонизацией святых и все больше узнаем, что христиане проповедовали о своей вере в местах лишения свободы, поддерживали друг друга, проносили свой мученический и исповеднический венец до конца.

В другое время Церковь помогала узникам независимо от их вероисповедания. В этом заключен очень важный миссионерский аспект. Закончились гонения, но Церковь продолжала посещать узников. Это право посещения узников закреплено в церковно-исторических документах и законодательных актах эпохи V—VII вв. Миссионерское, диаконическое служение Церкви в полной мере проявлялось и в тюремном служении в том числе. Помощь мирян в делах милосердия в местах лишения свободы в сегодняшней ситуации, когда доступ священнослужителей в режимные учреждения достаточно ограничен, а тем более, в условиях следственных изоляторов, может быть существенной. Священник тратит время на совершение богослужений, исповеди, крещения. Это все требует очень большого количества времени. При этом очень много нуждающихся просто в общении, чтобы с ними поговорили, ответили на простые вопросы о вере, Церкви, христианской жизни. Миряне, которые имеют хотя бы какую-то степень церковного образования, могут существенно помочь. Даже простое сопровождение священника тоже полезно. Пока священник исповедует, мирянин может поговорить, прочитать молитвенное правило, петь, провести огласительные беседы перед крещением. Это реальная помощь, которую может оказать мирянин.

Тюремное служение развивается на протяжении последних 25 лет. Начало пастырского окормления — с 1989 года. Четверть века — достаточно серьезный срок. Мы стали понимать, что совершение богослужений не единственное, что может делать священнослужитель. Раньше священник на законном основании мог войти, организовать встречу, построить храм, организовать общинную жизнь. Теперь, когда все это есть, мы думаем о том, как расширить свое служение, сделать его более охватывающим, развить индивидуальное общение с желающими этого, с представителями и сотрудниками правоохранительной системы, родственниками осужденных, которые нуждаются в поддержке, бывшими осужденными.

Безусловно, мы учитываем и тот опыт, который имеем сами за минувшие 25 лет, и на опыт зарубежных стран, имеющих столетия непрерывного служения. Для мирян очень большое поле деятельности. Есть проекты, во время которых миряне помогали в совершении богослужении, потом создавали целые направления деятельности образовательного и социального характера. Таким образом открывались благотворительные организации, фонды, которые развивали целые направления миссионнерской и диаконической деятельности. Потом они являлись самостоятельными единицами на поле тюремного служения.

— Вопрос телезрительницы: «В народе бытует поговорка: „Добрыми делами выстлан путь в ад“. Правда ли это?».

— Мне бы сейчас не хотелось углубляться именно в анализ этой поговорки, но я могу точно сказать, что это не имеет отношения к делам милосердия. Там говорится: «Благими намерениями выложена дорога в ад». Одно из толкований: человек может только намереваться делать добрые дела и успокаиваться, надеясь, что он завтра или послезавтра начнет делать добро. Успокоенный своими намерениями, он будет продолжать жить греховной жизнью. С другой стороны, мы знаем другую поговорку: «Хотелось как лучше, а получилось как всегда». Побуждения человека не всегда сопровождаются разумностью, целесообразностью, элементарным умением сделать то, что он намеревается. Добрые пожелания и усилия, благочестивые порывы могут в каком-то случае принести вред. Надо быть духовно трезвым, внимательным к тому, что ты делаешь и как. Хорошо бы иметь наставника, духовного руководителя в тех добрых делах, которые ты собираешься совершить.

Стоит человек нуждающийся, но он просит милостыню в таком месте, которое вызывает подозрение, например у метро, где много злачных мест. От него тянет алкоголем. Тут для многих большой вопрос — подавать или нет. Человек собирает средства не на хлеб насущный, а на водку. Это один из вопросов, которые задают люди. Мы знаем слова Евангелия: «Просящему у тебя дай», но понимаем, что милостыня превратится в очередную дозу алкоголя или наркотиков, человек продлит свою страсть или станет ближе к физической смерти. Таких вопросов очень много. Что здесь будет актом милосердия, сострадания, а что будет формальным исполнением заповеди? Есть простая рекомендация: выяснить, в чем человек нуждается. Может быть, действительно стоит купить ему хлеба и воды, чтобы подкрепить силы, но не помогать в развитии его страсти. Я хотел проиллюстрировать этот вопрос: буквальное исполнение заповеди и оказание милостыни может подвигнуть человека к печальному состоянию. Все нужно делать с головой, рассуждением, пониманием того, что ты делаешь.

— Считаете ли Вы, что служение в тюрьмах является исполнением заповеди о любви к врагам, так как многие вернутся обратно в преступную деятельность?

— Да, можно сказать, что это исполнение заповеди о любви к врагам, в том случае, если мы всех осужденных будем считать своими врагами. Другое дело, если мы с вами будем рассматривать какой-то отдельно взятый случай, когда насилие совершается внутри семьи. Отец семейства совершает насилие в семье, ведя асоциальный образ жизни, и попадает за решетку. Он может винить членов своей семьи в том, что его жизненная ситуация привела его в тюрьму. Безусловно, в таком случае родственники с ужасом ждут освобождения того человека, который неминуемо должен вернуться в семью, и ничего хорошего их не ждет. В таких ситуациях мы стараемся помогать, если родственники обращаются к тюремным священникам и просят сделать хоть что-нибудь. Настолько иногда бывает отчаянное положение, что люди понимают: домой возвращается тиран, человек, который уже многократно получал срок лишения свободы за пристрастие к наркотикам, алкоголю. Они прекрасно понимают, что страсть вернется, потому что такие преступления совершались неоднократно. И они говорят: «Пожалуйста, помогите! Деньте его куда-нибудь-либо спрячьте нас!» Мы знаем, что помочь можно на том этапе, когда человек готовится к освобождению. За полгода до этого, ему пытаются спрогнозировать будущее место жилья, работы. Понятно, что эти прогнозы часто не сбываются — и человек возвращается в неблагополучную среду. Одними внушениями осужденному трудно донести что-то кардинальное, чтобы он ментально изменился, тем более, если это человек неверующий и ему безразлично все, что говорит священник с позиции веры, христианской нравственности и благочестивой жизни. Такие тяжелейшие случаи бывают, из них и состоит тюремное служение. Индивидуальное общение с тем кругом людей, которые так или иначе включены в тюремную систему, имеют к ней какое-то отношение — это очень важная работа, потому что она относится непосредственно к конкретному человеку, делом которого необходимо заниматься. Его должен кто-то выслушать, войти в положение, потому что осужденных в учреждении порядка 1000 человек. Христианская община составляет от 30 до 50 человек, с ними достаточно удобно работать, потому что эти люди осознанно приходят в храм, хотят изменить свою жизнь, готовы на многое, для того чтобы привести себя в порядок. Но остальная масса осужденных, чьи родственники обращаются за помощью, неверующие и не тянутся в этому, тогда процесс помощи им и их семьям очень индивидуальный и трудоемкий. Подготовка квалифицированных мирян, которые имели бы опыт тюремного служения, конечно, могла бы очень серьезно помочь.

Мы молимся за своих врагов, надеемся на то, что Господь чудесным образом изменит этого человека или каким-то образом сможет помочь тем людям, у которых нет другой надежды, кроме как на помощь от Господа. Так бывает достаточно часто, когда человеку некуда больше обратиться и неоткуда ждать помощи, он обращается к молитве. «Сила Божия в немощи совершается». Тюремное служение чрезвычайно сложное; весь этот мир настолько специфичен, что мы говорим о людях, находящихся в чрезвычайных обстоятельствах: как люди на войне или те, кто рискуют жизнью, работая в чрезвычайных ситуациях: пожарах, наводнениях, землетрясениях. Человек, находящийся в такой ситуации, по особому себя ведет и ощущает. Всем потом нужна реабилитация, психологическая разгрузка, чтобы привести себя в порядок. Тюрьма — это экстремальная ситуация для человека, который там находится. И здесь для мирян очень большое поле для деятельности, но, чтобы не «наломать дров», а именно во благо использовать возможности, которые дает Господь, нужно четкое духовное руководство и определенная подготовка. Люди к этому служению приходят единицами. Если они чувствуют, что это полезно, душеспасительно, может принести много пользы для тех, кто трудится и принимает этот труд, они остаются в нем на годы. Мы таким мирянам очень благодарны и понимаем, что огромное количество программ развития, которые мы еще даже не начинали развивать, ждет своего усердного труженика: «жатвы много, а делателей мало». Это касается и нашего служения.

— Телезрителям, которые прониклись Вашим призывом, следует обратиться в тюремный отдел епархии?

— У нас существует Отдел Санкт-Петербургской епархии по тюремному служению. В других епархиях тоже есть такие отделы, и мы прекрасно друг с другом общаемся. Если человек, живущий в Санкт-Петербурге, будет иметь желание заниматься с осужденными женщинами, есть изолятор в центре Петербурга, а колония находится в поселке Саблино. Нужно понять, что именно человек хочет делать. Можно вместе со священником посещать места лишения свободы, можно способствовать этому, оказывая гуманитарную помощь через переписку или сбор посылки тем осужденным, которые обращаются с многочисленными просьбами, можно, не выходя из дома, участвовать в организационной деятельности и координации всего этого движения.

Есть яркий пример, который мне очень многое открыл. В Москве была конференция по работе с ВИЧ-инфицированными. Было интересное обучение, где приводили в пример одну из диаконических организаций, в которой работает огромное количество волонтеров. Водитель делает свою работу в рабочее время, а после тратит час времени, чтобы подвести пожилого человека в поликлинику или отвезти волонтера с лекарствами из одного пункта в другой. Человек, который знает компьютер, тратит личное время для того, чтобы координировать деятельность через Интернет. В волонтерском движении можно применять свою профессию, не обязательно соприкасаясь с той системой, куда, может быть, подходить страшно. Это можно делать с рабочего места или даже не выходя из дома.

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать