Беседы с батюшкой. Духовная жизнь современного человека: послания апостола Павла

24 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Игорь Петров, клирик Вознесенско-Георгиевского прихода города Рыбинска. 

– Сегодня мы продолжаем нашу тему: «Духовная жизнь современного человека». И наша передача посвящена посланиям апостола Павла. Я знаю, что Вы хотели бы начать нашу передачу с цитаты, которую специально приготовили для начала.

– Да, очень интересная цитата, это из трудов митрополита Антония Сурожского вообще о чтении Священного Писания, но я думаю, что это имеет самое прямое отношение к нашей теме: «Святой Серафим Саровский говорит о том, как следует подходить к чтению Священного Писания. Он говорит, что Священное Писание надо читать на коленях, не обязательно физически став на колени, но с чувством благоговения, как если бы мы пали на колени перед Живым Богом, Который сейчас обратится к нам со Своим словом. Святой Иоанн Златоуст говорит, что книги Евангелий можно касаться не иначе, как вымыв руки. Опять-таки, он не обязательно имеет в виду только физический акт омовения рук, потому что его можно совершить с полной внутренней беспечностью. Этой книги следует касаться как святыни».

И далее у владыки митрополита мы читаем другие замечательные слова: «Сказанное в начале о том, каково должно быть наше отношение ко Христу, когда мы читаем Евангелие, можно также отнести к церковным молитвам и к молитвам, составленным святыми, утренним молитвам, вечерним молитвам, вечерне, утрени, любым другим богослужебным последованиям. Мы должны прибегать к ним ради того, чтобы войти в мысль тех, кто больше нас, научиться от них, с какими чувствами следует приближаться к Богу, научиться от них, какие расположения ума и сердца, и воли, и всего существа мы должны приносить Богу, чтобы Он мог использовать нас как музыкальный инструмент, правильно настроенные струны которого производят все более богатую мелодию красоты и святости». Это второй том трудов владыки митрополита, часть третья, раздел называется «Евангелие в жизни: подвижничество, мистический опыт».

– Замечательная цитата.

– Замечательные слова, конечно, которые говорят нам о том, как мы действительно должны брать в руки Священное Писание. Дерзну продолжить мысль владыки митрополита, когда он говорит о том, что нужно внутренне стоять на коленях, читая Евангелие, или не иначе, как вымыв руки, как говорит святитель Иоанн Златоуст. Хочется вспомнить кровоточивую женщину в Евангелии, которая прикоснулась к воскрилиям одежд Спасителя и получила исцеление. Господь почувствовал это. Можно сказать, что каждый раз, вымыв духовные руки, беря Священное Писание, мы должны помнить о том, что Христос знает, что мы читаем Евангелие, что Господь всякое мгновение ближе к нам, чем мы сами к себе, и тем более знает, когда мы читаем Евангелие. Дерзну продолжить эту мысль: когда мы читаем Послание апостола Павла, давайте будем молиться, будем помнить о том, что и апостол Павел, несомненно, знает, что мы берем в руки его замечательные послания, которые по сути своей являются лучшим толкованием на Евангелия Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

– Тема нашей передачи – «Духовная жизнь современного человека». Современный человек  живет в очень спешном ритме, и порой (это не секрет) людям приходится молиться на ходу, в транспорте. Возможно ли в таких условиях соблюсти те слова митрополита Антония, которые сейчас мы прочитали? Возможно ли читать вечернее или утреннее правило, как раз преклонив колени, вымыв руки, но в условиях современного мегаполиса?

– Спускаясь в московское метро, часто можно увидеть людей, особенно рано утром, которые едут на работу и читают утреннее правило или по смартфону, или имея в руках молитвослов. Это очень приятно всегда видеть. Несомненно, мы должны учиться этому, это очень важно, что Бог везде ближе к нам, чем мы сами к себе. Так и в метро, и всюду, где бы мы ни находились, Господь ближе к нам, чем мы сами к себе. И прекрасны слова апостола Павла, который говорит нам о том, что видимое временно, а невидимое вечно.  Поэтому, с одной стороны, мы живем среди видимого временного, с другой стороны, невидимое вечное присутствует, и оно более подлинно существует, если так можно выразиться.

Пребывая в этих мыслях и чувствах, где бы мы ни находились, мы должны помнить, что мы надзираемы, что Господь смотрит на нас, видит наши чувства, мысли, желания, а не только наши поступки. Я дерзну сказать, что нужно любить Иисусову молитву и читать ее и вообще следовать прекрасным словам апостола Павла о непрестанной молитве (см.: 1 Фес. 5, 17). Метро особенно вынуждает нас к этому; где большое скопление людей, это все достаточно утомляет, когда мы позволяем себе находиться вовне. Поэтому нам нужно войти в себя, в своего внутреннего человека, как приснопоминаемый апостол Павел нам говорит, как говорят святые отцы: святитель Феофан Затворник или митрополит Антоний Сурожский (о том, чтобы войти в свою глубину и стать пред лицем Божиим).

Непрестанно молитесь – прекрасные по своей сути слова. И можно сказать, что это толкование отчасти и на первую и самую главную заповедь о любви к Господу Богу всем сердцем своим, всею душою своею, всею крепостию своею. Если возьмем, допустим, «Добротолюбие», то, пожалуй, не больше ли всего там ссылок на Священное Писание, именно на послания апостола Павла? То есть буквально все сферы нашей духовной жизни очень ярко освещены в посланиях возлюбленного апостола. Хотелось бы пожелать нашим зрителям полюбить апостола Павла. Это такая яркая, огненная личность, один из столпов Церкви, который сочетал в себе блестящую образованность и огненный дух проповедника, неравнодушного человека. Я очень люблю апостола Павла. Господь дал мне такую благодать, совершенно не заслуженную мною. И очень хочу пожелать нашим прихожанам, нашим православным братьям и сестрам, чтобы апостол Павел занимал должное место в нашей духовной жизни; его тексты замечательны.

– Вы сказали, что апостол Павел коснулся практически всех сфер духовной жизни человека. Давайте по порядку попробуем осветить эти сферы, как о них говорит апостол Павел.

– Да, Вы мне задали вопрос про мегаполис, мы немножечко ушли от этой темы, хочу к ней вернуться. Несколько прекрасных цитат.

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму делать непотребства (Рим. 1, 28). И мы с вами, находясь в метро, в общественном транспорте, в общественных местах, должны заботиться иметь Бога в разуме. То есть нас окружает не просто какая-то реальность, а прежде всего Господь Бог, Который ближе к нам, чем мы сами к себе. И мы должны учиться этому. Когда мы стараемся войти в себя и встать пред лицем Божиим, то тогда нам легче не увязать в ситуациях, легче управлять собой, своим потоком сознания, не быть буквально высасываемыми какой-то суетой, которая нас окружает, а вот именно быть прежде всего пред лицом Божиим и таким образом сохранять трезвость мысли.

Или другой прекрасный отрывок апостола Павла на эту же тему: О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы сыны света и сыны дня: мы не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться (1 Фес. 5, 1–6).

Прекрасные слова: бодрствовать и трезвиться. Поэтому понятен здесь контекст. Но и мы с вами должны помнить всегда четыре вещи, как говорит нам святитель Тихон Задонский: смерть, суд, ад и рай. И когда мы ставим себя в присутствие Божие (а мы должны всегда это делать), то фактически явление пред лицо Божие – это тоже всегда суд. И далее: Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы бодрствуем ли, или спим жили вместе с Ним (1 Фес. 5, 8–10). Вот такие прекрасные слова.

– Когда мы готовились к передаче, Вы еще говорили о важности тишины в духовной жизни. Не могли бы Вы об этом поподробнее рассказать?

– В Нагорной проповеди мы читаем (Евангелие от Матфея, 5-я глава) заповеди блаженств, столь любимые, которые всегда должны находиться в центре нашего сознания. В частности, говорится Господом, блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. И мы знаем, что основой духовной жизни является то, о чем мы неоднократно говорили: войти в себя и стать пред лицом Божиим. Как можно чаще в течение дня мы должны пытаться это делать, действительно находить время и возможность концентрироваться на присутствии Божием, выделяя, допустим, в час, может быть, минуту или две (как позволяет нам ситуация), убирая все мысли, чувства, желания из своего сознания.

Часто мы пребываем в некоем кружении, что-то нам предстоит сделать, есть какие-то обрывки воспоминаний и ассоциаций, и мы от этого очень устаем. И вот очень важно в течение дня выбирать время, чтобы был Бог и я; Господь присутствует, Господь зрит. И в течение часа хотя бы несколько минут находить, чтобы пред лицом Божиим присутствовать и чтобы ничто нас от Бога не отвлекало: никакие мысли, никакие чувства, никакие ассоциации. Это очень важное духовное упражнение. Поэтому понятие «исихазм» относится не только к пустынникам, но и к нам, людям мирским. Пусть мы и вкушаем, что называется, крохи, но вот эта практика тишины (исихия, безмолвие) относится ко всем нам.

К слову говоря, один из греческих прообразов слова «мистика» означает в буквальном смысле «закрыть рот», «замолчать». И вот мы должны свой внутренний рот почаще закрывать. Мы часто разговариваем с собой, порой внутри какие-то постоянные диалоги, воспоминания, кружение чувств, как у апостола Павла читаем: плотской наш человек истлевает в обольстительных похотях. То есть постоянно это кружение в нас присутствует, и мы, конечно, устаем прежде всего от себя, а уже потом от каких-то других вещей.

Поэтому, находясь порой среди шума, в метро, очень важно учиться непрестанно молиться, входить в себя, и очень важна практика краткой молитвы, когда человек постоянно читает краткую молитву, учится этому. А как иначе можно научиться непрестанно молиться? У святителя Григория Паламы мы читаем, что эти слова относятся ко всем христианам, несомненно, не только к великим подвижникам, пустынникам, святым отцам, а к каждому из нас. И практика краткой молитвы единственно возможная, когда мы находимся в людных местах, в метро, в общественном транспорте.

Очень важно научиться управлять потоком своего сознания, чтобы не нами управляли, а чтобы мы управляли, чтобы мы не просто пассивно рефлексировали на какие-то внешние раздражители, чем часто страдают мирские люди, а чтобы учились управлять своим сознанием, знать, куда мы направлены, на что направлены наши мысли, чувства. Вот таким образом правильно наводить резкость своего ума, если так можно выразиться. Мы можем и должны это делать.

И вот апостол Павел призывает нас бодрствовать и трезвиться. То есть имеется в виду не то, что нам запрещается спать, – нет, конечно, мы нуждаемся в отдыхе, но очень важно учиться контролировать свои мысли, чувства, желания. Как опять же мы находим у приснопоминаемого апостола Павла: духом умерщвлять дела плотские. Усилием воли, когда мы видим, что отнюдь не все мысли, чувства и желания от нас и являются благими. Они могут быть и бесовским искушением. Или, может быть, наш плотской человек истлевает в обольстительных похотях. Но мы это должны увидеть, должны учиться жить по духу, как читаем у апостола Павла в Послании к Галатам (известная 5-я глава). Мы действительно должны учиться управлять собой. Когда мы видим, что находимся не в самом лучшем духовном состоянии, то должны, конечно, максимально воздержаться в этот момент от скоропалительных решений, от выяснения отношений с кем-то в состоянии гнева, аффекта – это всегда будет ошибкой. Как говорят отцы: много раз жалел, когда говорил, и ни разу, когда промолчал.

И вот о хождении по духу известнейший, прекраснейший текст – 5-я глава Послания к Галатам: Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя». Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти (Гал. 5, 14–16). То есть под плотью имеется в виду именно плотской человек и наше страстное начало, которое в нас живет. ...Ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют (Гал. 5, 17–21). То есть мы должны видеть свое душевное состояние, чувствовать, что мы что-то делаем в гневе. Или, как читаем у приснопоминаемого апостола Павла, ничего не делать по любопрению и тщеславию. Очень часто мы этого не видим, не понимаем; не умеем жить как духовные люди, к сожалению.

– Что значит любопрение?

– Это склонность к спорам. Очень часто мы видим, когда люди не умеют и не хотят другого человека ни слышать, ни слушать...

– Ни уступать.

– Да. И вообще не склонны слушать кого-то. Очень часто мы слушаем других людей только для того, чтобы самим что-то сказать. Это очень характерная вещь, об этом очень хорошо написано у митрополита Антония Сурожского. И вот продолжу мысль: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (идет Петровский пост). На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать (Гал. 5, 22–26).

То есть напрямую наше духовное состояние определяется любовью к ближним. Это общая мысль, она очень ярко выражена и у апостола-евангелиста Иоанна Богослова в Первом послании, где апостол говорит нам: «Что ты, лицемер, говоришь, что любишь Бога? Как ты можешь любить Бога, Которого не видишь, если не любишь брата своего, которого видишь?» И далее читаем у апостола Павла: Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным (Гал. 6, 1).  Дух кротости. Какие прекрасные слова! Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Очень много таких вот аспектов духовной жизни, о которых, наверное, никто так не говорил, как апостол Павел (кроме Господа, конечно).

– Вы сказали «дух кротости». Что такое кротость?

– Мы знаем, что Евангелие было написано на греческом языке, и греческое слово, означающее «кротость», в буквальном смысле имеет такое значение: умение вьючного животного ходить в упряжке. То есть кротость –  умение подчиняться, умение управлять собой, ничего не делать по любопрению и тщеславию, любить ближнего своего. И, естественно, когда мы кого-то любим, мы с таким человеком общаемся мягко, просто, по-доброму. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю, читаем в заповеди блаженств в Евангелии. И апостол Павел, будучи человеком с очень непростой жизнью, не ожесточился.

Есть такая небольшая подборка про кротость у апостола Павла. Например: …убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым (2 Кор. 10, 1). Или: Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости (1 Тим. 6, 11). Или: Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом (Флп. 4, 5–6). Или: …никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими и оказывать всякую кротость ко всем человекам. Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга (Тит. 3, 2).

– Апостол Павел говорит, что убеждает духом кротости, что кротость, казалось бы, не наступательное качество, но оно таки убеждает и является силой. То есть кротость – это сила.

– Не зря Господь сказал, что кроткие наследуют землю. Сегодня, конечно, мы видим и различные ток-шоу по телевидению, и социальные сети часто наполнены  очень ожесточенной, озлобленной полемикой, когда люди не хотят слышать другого человека, не уважают человеческое достоинство в нем, то есть ведут себя не по-христиански. То есть мы понимаем, что христианство для нас – это не национально-музейное гетто, как часто СМИ представляют православное христианство, когда кто-то  в прорубь ныряет, кто-то еще что-то делает, освящает вербочки. Это все хорошо и замечательно. Но христианство – это целостное мировоззрение, это любовь к Богу, это отношение к жизни, отношение к человеку.

То есть когда ближний для нас не просто некая условная единица, а каждый человек есть икона Христа, и с благоговением и кротостью мы к нему должны относиться. Как мы целуем икону, с благоговением и трепетом относясь к ней. А каждый человек есть икона Христа («эйкон» – «образ» по-гречески). И мы должны учиться в каждом человеке видеть образ Божий и к этому стремиться. Поэтому кротость – это одно из проявлений такого трезвого духовного состояния, когда мы способны слушать, слышать, уважать человеческое достоинство.

У митрополита Антония Сурожского есть очень много интересных текстов как раз именно о достоинстве человека, о том, что Бог уважает человека. Такие удивительные и прекрасные слова. И в Евангелии мы читаем, что солнце всходит над всеми людьми: злыми и добрыми; что Господь любит всех людей. И мы должны, любя Бога, стараться видеть Бога в каждом нашем ближнем. Повторяю, очень ярко об этом написано у апостола Павла.

– Что говорит апостол Павел о любви к Христу?

– Да, очень важная тема, которая часто почему-то у нас уходит на второй план. Мы очень мало думаем, мало печемся о том, чтобы любить Христа. Я как священник, общаясь с большим количеством людей, исповедуя, могу констатировать такой печальный факт, что люди часто совершенно не задумываются об этом. То есть мало кто на исповеди вообще кается в том, что мало любит Христа, что мало Ему благодарен, что вообще об этом даже не думает. И, конечно, о любви ко Христу опять-таки очень мало кто говорит так, как апостол Павел. Я приготовил ряд цитат, наверное, вам известных.

Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение (Флп. 1, 21). И далее апостол Павел развивает свою мысль: Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас. (Флп. 1, 22–24). Такой вот замечательный текст.

– Как человеку обрести любовь ко Христу, если он не чувствует ее, если кается в этом?

– Мы знаем, что мы научаемся любить ближнего, когда мы что-то для него стараемся делать. Ведь принято считать, что мы любим тех людей, которые сделали нам что-то хорошее. Несомненно, отчасти это так, но часто мы, будучи неблагодарны и злы, как мы читаем в Священном Писании, забываем благодарить и любить своих благодетелей. И ко Христу мы часто относимся потребительски и без благодарности. Мы часто любим не тех, кто нам сделал добро, а тех, кому мы сделали добро. Это очень характерная вещь. Дело веры и труд любви, говорит апостол Павел.

Научиться любить Христа мы можем, когда будем максимально развивать опыт общения с Ним. Это, конечно, молитвенное чтение Священного Писания: встав на колени, вымыв руки своей души, помня о том, что Христос знает об этом. Больше думать о присутствии Христа в течение дня, все делать во имя Господа нашего Иисуса Христа. У апостола Павла есть прекрасные слова об этом: чтобы мы жили вместе с Ним – едим ли, пьем ли, бодрствуем ли. Поэтому будем, во-первых, помнить всегда о присутствии Христа. «Отныне Я с вами до скончания века», – сказал Господь, возносясь. И будем стараться любить Христа в своем ближнем, помнить о Нем и служить, конечно, прежде всего.

Смысл нашей жизни – познание Бога и служение Ему. Надо помнить о том, что мы не свои (как у апостола Павла читаем, что мы куплены дорогой ценой; причем греческое слово «выкуп» означает цену раба), что Господь выкупил нас Своей кровью. Можно сказать так, что отчасти мы, конечно, принадлежим себе, никто не отрицает наше личностное начало, но мы его обретаем в большей степени, если служим Христу и понимаем, что жизнь каждого из нас должна быть миссией, должна быть присутствием Господа нашего Иисуса Христа. У митрополита Антония Сурожского очень много об этом говорится.

И я нашел очень хорошую цитату: …потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы бодрствуем ли, или спим жили вместе с Ним (1 Фес. 5, 9–10). То есть буквально все сферы нашей жизни очень ярко, эмоционально, глубоко описаны в этом послании.

– Что говорит апостол Павел о любви к ближнему?

– Да, прекрасные тексты. Конечно, это кротость, о которой мы говорили. Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. (Флп. 2, 1–4).

– Может быть, есть еще какие-то цитаты о любви к ближнему?

– Да, и вот конец предыдущей цитаты: Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп. 2, 5). Вот такой прекрасный текст.

Есть замечательная цитата апостола Павла из Первого послания к Коринфянам – гимн любви, один из самых известных отрывков из апостольских посланий: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор. 13, 1–13).

Вот такие замечательные слова, поэтому будем оставлять младенческое, оставлять то, что нам мешает любить Бога, ближнего, оставлять свой эгоизм, эгоцентризм, когда мы полностью сконцентрированы в себе на своих желаниях; будем учиться искать пользы ближнего, как мы читаем, и именно в этом находить самое большое утешение. Блаженнее отдавать, нежели принимать, как читаем в Священном Писании.

Вот еще прекрасный отрывок: Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью, в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве — постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. (Это очень характерная способность сочувствовать другому человеку.) Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками (Рим. 12, 10–17).

Вспоминаются замечательные слова митрополита Антония Сурожского. Он говорит о том, что мы должны быть так послушны воле Божией, как хирургическая перчатка. Она гибкая, эластичная, и на руке хирурга она хорошо служит ему. И вот мы тоже должны быть такими в присутствии Бога; такая страшная обязанность на нас. Вот такие удивительные слова говорит митрополит Антоний. Очень часто мы не радуемся с радующимися, а бывает, что в нашем сознании вдруг зашевелится, например, ревность к ближнему, зависть – и мы не способны радоваться с радующимися или, допустим, плакать с плачущими. Когда наш ближний плачет, порой не шевелится ли в нашей душе злорадство или не появляются ли какие-то мысли о том, что согрешил, видимо, наш ближний, коли вот такие вещи ему попущены. На самом деле, конечно, если бы мы сами себя судили, то не были бы судимы, как мы читаем замечательные слова у апостола Павла.

– Что говорит апостол Павел о чтении Священного Писания?

– Есть великолепные слова апостола Павла в Послании к Евреям: …слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4, 12). То есть меч – страшное орудие. Римский меч был коротким, широким, и раны от него были практически неизлечимы. Вот такой очень сильный литературный пример. Слово Божие очень живо и действенно. Каждый из нас, конечно, по опыту это знает. И одним из важнейших пунктов в нашей жизни должно быть, конечно, чтение Священного Писания, потому что оно помогает нам и просветляет наши мозги, наш дух, помогает нам судить свои помышления и намерения сердечные, видеть все это. То есть обретается опыт общения с Богом, несомненно. Потому что чтение Священного Писания – это не просто чтение некоего текста, это живой опыт живого общения со Христом.

– Вы сказали о живом, действенном слове. Я знаю, что Вы хотели бы сделать  литературную иллюстрацию. Видимо, как раз сейчас самое подходящее время.

– Да. Конечно, мы помним Александра Сергеевича Пушкина. Мы знаем о том, что гениальный русский поэт, фактически создатель русского литературного языка, восемь раз читал полностью Священное Писание (он сам об этом говорит). И программное стихотворение Александра Сергеевича «Пророк» на Книгу пророка Исайи.

(Звучит стихотворение А. С. Пушкина «Пророк».)

Читая книги Священного Писания, возлюбленного апостола Павла, книги святых отцов, мы, несомненно, имеем возможность прикоснуться к дивному духовному опыту великих святых, их опыту общения с Живым Богом и учиться тому, как сказал апостол Павел, чтобы иметь те же чувствования, что и во Христе Иисусе. И, конечно, хочется пожелать всем нам, чтобы мы регулярно читали Священное Писание, книги святых отцов, чтобы с нами тоже в какой-то степени происходило то, о чем мы сейчас читали в стихотворении «Пророк».

Несомненно, это Божий дар, Божья благодать, когда в нас отверзается разум к пониманию Священного Писания, когда Господь расширяет наше сердце, просветляет нас Своей благодатью. Но для этого, конечно, мы должны трудиться. «Исследуйте Писания, ибо они свидетельствуют обо Мне» – читаем мы в Евангелии от Иоанна. Или у апостола Павла приснопоминаемого: Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно (1Тим. 1, 16). Несомненно, это является главным наполнением и нашего апостольского поста, в днях которого мы сейчас находимся, странствуем. И вот хотелось бы пожелать, чтобы в Петровский пост мы особенно много читали посланий и апостола Павла, и апостола Петра, другие соборные апостольские послания. То есть, несомненно, разумение Священного Писания – это Божия благодать, священник каждый раз на литургии читает молитву перед тем, как читать Евангелие, – это специальная молитва в тексте литургии. И мы с вами всегда читаем «Царю Небесный» – известную молитву перед чтением Священного Писания, потому что понимаем, что мы должны «вымыть свои руки», опуститься на колени внутренне перед Богом.

– Что говорит апостол Павел о скорбях?

– Хочется здесь утешить наших людей. Сегодня очень много невеселого в нашей жизни, тем не менее апостол Павел призывает нас всегда радоваться. Понятно, что здесь не имеется в виду некая эйфория, а надо радоваться о Боге, помня о том, что Господь не попускает нам искушений превыше наших сил, как мы читаем у апостола Павла в Первом послании к Коринфянам. И вот известный отрывок Послания к Римлянам, очень утешительный для нас, по-церковнославянски звучит так: Вемы же, яко любящым Бога вся поспешествуют во благое, сущым по предуведению званным (Рим. 8, 28). То есть любящим Бога, призванным по Его благоволению все способствует ко благу.

У святителя Иоанна Златоуста читаем: Мне кажется, что все это место обращено апостолом к тем, которые находятся в опасностях. Лучше же сказать: к ним относится не только это, но и то, что было сказано несколько выше. Учит их избирать не то, что сами они почитают для себя полезным, но то, что внушает Дух. Ведь многое им представляется полезным, а в самом деле приносит великий вред. Так, покой, освобождение от опасностей, безмятежная жизнь кажутся для них полезными. И удивительно ли, что они так думают, как скоро самому блаженному Павлу представлялось то же самое? Но однако он впоследствии понял, что полезное совершенно противоположно этому, и, понявши, возлюбил. После того, как он три раза молил Господа освободить его от бед, и услышал в ответ: «Довлеет ти благодать Моя. Сила бо Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9). То есть что бы с нами ни случалось, какие бы проблемы ни возникали, мы не должны отчаиваться, Господь не попускает нам искушений превыше сил, и в скорбях мы порой обретаем чувство близости Божией, которое не в состоянии порой почувствовать в иных ситуациях. Вот такие прекрасные слова.

Или такая же тема присутствует в другом отрывке из Второго послания к Коринфянам апостола Павла: … но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем. Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено (2 Кор. 6, 4–11).

Прекрасные слова. Мы знаем о том, сколько перенес великий апостол страданий, мучений, он сам об этом пишет: неоднократно побивался камнями, в конце концов, хотя и не был распят на кресте, был усечен мечом (как гражданин Римской империи). Тем более когда мы испытываем какие-то проблемы, не будем малодушествовать, а перечитывать эти прекрасные отрывки из посланий апостола Павла, которые мы сегодня слышали.

Может быть, нам еще поговорить о чтении святых отцов? Например, есть такие прекрасные слова апостола Павла: Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас (Флп. 3, 17). Или также известный отрывок:  Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). То есть, вспоминая слова приснопоминаемого Нила Сорского, его цитирует владыка Игнатий (Брянчанинов) в первом томе «Аскетических опытов», где есть очень интересная статья «О чтении святых отцов». И вот там владыка Игнатий, живший в XIX веке, цитирует преподобного Нила Сорского. Смысл слов примерно такой: в наше время за неимением духоносных наставников основным источником духовного опыта для христиан будет чтение Священного Писания и книг святых отцов. Вот такие слова.

И, конечно, дивные тексты апостола Павла мы тоже всегда можем читать, они многому нас научают. Что еще хочется сказать? У владыки Игнатия (Брянчанинова) есть статья, которая называется «Плач мой» (это первый том «Аскетических опытов», с. 630), где он говорит о себе: «Детство мое было преисполнено скорбей. Здесь вижу руку Твою, Боже мой! Я не имел кому открыть моего сердца: начал изливать его пред Богом моим, начал читать Евангелие и жития святых Твоих… Завеса, изредка проницаемая, лежала для меня на Евангелии, но Пимены Твои, Твои Сисои и Макарии производили на меня чудное впечатление. Мысль, часто парившая к Богу молитвой и чтением, начала мало-помалу приносить мир и спокойствие в душу мою». Замечательные, теплые слова.

И вот еще один очень хороший, интересный и яркий отрывок. Эти смиреннейшие слова принадлежат Нилу Сорскому: в своем житии он говорит о том, что никогда не отвечал на какие-то вопросы, которые ему ставили, если не находил тому подтверждения в Священном Писании или в трудах святых отцов. Это он-то, прозорливец, один из образованнейших людей, к которому приезжали и князья, и великие князья для совета, элита русского общества того времени. И вот этот великий старец, прозорливец, святой ничего не делал, пока не находил тому ответы в Священном Писании и Священном Предании. Кольми паче нам?

И вот такой отрывок из преподобного Нила Сорского по книге Сергея Фуделя «Путь отцов» (очень интересная книга, советую всем ее почитать), страница 364: «Все сие собрал я не в благодушии своего здравия и не пользуясь тишиной бесстрастия, но связанный сам узами страстной болезни, и не от себя, но от Святого Писания, извлекая малое из многого, как пес, питающийся от крупиц, падающих с словесной трапезы Господней, своих – блаженных отцов. Да будем подражателями их хотя вмале».

Я сразу вспоминаю апостола Павла, который говорил, что из всех грешников он самый первый. Уж апостол Павел меньше всего похож на человека, который смиренничает, пытается кокетничать, – нет, конечно. Перед нами великий человек, великий прозорливец, великий святой, который был восхищен до третьего неба, по его словам, и слышал глаголы неизреченные. И вот этот человек, имея такой опыт общения с Богом, когда Господь Сам явился Ему на дороге в Дамаск, говорит такие слова, что из всех грешников он самый первый. Вспоминаются заповеди блаженств: блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Поэтому чем мы богаче духом, чем ближе мы к Богу, чем глубже наш духовный опыт, тем большими грешниками мы себя считаем.

У отца Иоанна Кронштадтского есть такая мысль, что Господь по милости Своей не сразу нам показывает глубину нашего падения, потому что мы можем этого не выдержать. Такие вот интересные мысли.

– Я знаю, что Вы хотели бы окончить передачу словами митрополита Антония Сурожского.

– Да, у владыки Антония есть прекрасная проповедь. Она была прочитана 29 ноября 1981 года. Это толкование на Послание к Ефесянам (2-я глава, стихи 14–22).

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Какие дивные и вместе с тем страшные слова слышали мы сегодня в Послании апостольском, что мы Богу уже больше не чужие, а свои, родные; что Он для нас, как говорит Священное Писание, не Бог издали, но Бог близкий; Его любовь несомненна. Но если мы хотим быть своими Богу, то должны относиться к Нему так, как относимся к самым близким, самым родным, к тем, кого мы действительно сердцем любим, любим душой.

И в этом контексте так сильно, так выпукло выступают слова Евангелия, что мы должны Бога любить всем сердцем, всей жизнью, всей мыслью, всей крепостью нашей, не каким-то причудливым образом, а так, как мы всем сердцем любим тех, кто нам дорог: всей жизнью готовы их любить, заботясь о них, думая о них, строя жизнь так, чтобы быть для них опорой, радостью, вдохновеньем; любить всем помышлением нашим, всей силой воображения, всей тонкостью и чуткостью ума, и, наконец, изо всех сил, которые только в нас есть... Только если мы так научимся любить Бога, станут для нас жизненной реальностью слова апостола Павла о том, что Богу мы не чужие, а свои, родные. Как я уже сказал, Он нас любит, как Своих детей, Он нас любит всем замыслом Своей премудрости, всей крестной любовью, отдачей Единородного Своего Сына на смерть и всей любовью Сына, жизнь Свою отдавшего за нас, чужих, так часто чуждых и порой враждебных Ему.

Крепостью Он любит нас, жизнью Он любит нас — всем; и разве мы не можем найти вдохновенья в этих словах? Когда кто-нибудь нам скажет: «Мать (сын, брат, жених или невеста), — ты для меня всё значишь!» — разве не разгорается в нас чувство такой благодарности, из которой может родиться новая жизнь, может родиться жизненный подвиг и сделать нас новыми людьми. И это нам говорит Господь... Разве на такую любовь мы можем не ответить любовью, радостью, благодарностью и целой жизнью, которая была бы достойна и этой любви, и Того, Кто так нас умеет любить? Аминь!»

– Спасибо Вам большое за беседу. Благословите наших телезрителей.

– Большое спасибо Вам, было очень приятно. Бог благословит наших телезрителей. И опять же просьба помолиться за нас, чтобы нам тоже быть кроткими, смиренными, видеть свои грехи и радовать, утешать, как можем, наших ближних, служить Господу нашему Иисусу Христу и любить Его.

Ведущий Денис Береснев

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы