Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

19 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Тема у нас общая, будем отвечать на различные вопросы, которые нам присылают в нашу редакцию, и поговорим о многих других интересных вещах. Первый вопрос достаточно простой, но я часто встречаю его среди многих вопросов, которые нам присылаются: как научиться любить и как перестать завидовать?

–  Нужно быть действительно высокодуховным человеком, чтобы не обладать страстями, которые ставят человека в противовес любви, в противовес тому, чтобы быть жертвенным. Прежде всего необходимо быть верующим человеком и человеком, стремящимся в Царство Небесное. Человек, который любит, – это человек, способный на очень большую жертву. Он готов посвятить себя тому, чтобы другому было лучше, хорошо или прекрасно, он может даже свою жизнь отдать, чтобы другой человек жил, радовался, благодарил Бога.

Чтобы не завидовать, нужно, может быть, избавиться от каких-то комплексов. Потому что зависть – это все-таки психологическая и духовная проблема, она больше привязывается к тем людям или открывается у тех людей, которые не знают себе цену или не любят совершенствоваться. Поэтому таким очень часто подсказываешь и на пастырских беседах, и на исповеди, когда они осознают, видят за собой такое состояние души, чтобы они больше развивались, чтобы повышали свою самооценку, знали свое место в обществе, чтобы умели, наконец, правильно молиться, правильно находить свое место в жизни церкви.

– То есть когда человек понимает, что у другого что-то лучше получается, просто нужно заглянуть в себя, сделать какие-то правильные выводы.

– Может быть, необходимо определить, нужно ли тебе то, что есть у твоего друга.

– Но это очень сложно бывает.

– А если, допустим, что-то гложет душу и внутри такое состояние и так плохо, что человек и спать не может, то, конечно же, здесь скорее всего глубокая психологическая, а может быть, даже психиатрическая проблема. И таким людям иногда приходится советовать обратиться к психиатру. Потому что, бывает, состояние развивается до психозов, у людей могут развиться неврозы, и они уже лечатся у врача-специалиста психиатрического профиля. Поэтому нужно дифференцировать, какую направленность носит это состояние: психологическую, психиатрическую или духовную.

Духовная – это когда только что-то зарождается в помыслах, в высказываниях, но еще у человека в сердце, в его душе не сформировалась эта страсть завидовать другому человеку. Он не испытывает дисфории, то есть такого чувства горечи, когда человек неправильно себя ведет, неправильно выражает свои эмоции, эти качества у него еще не развились. Поэтому нужно отдифференцировать, на каком этапе человек находится, что у него. И соответственно этому должна быть назначена терапия: либо духовно-пастырская, либо уже психиатрическая, либо чтобы такие люди проходили психологические методы корректировки и избавлялись от этого состояния.

– А если человек делает так, чтобы ему завидовали? Бывает такое, что намеренно что-то делает, чтобы выделяться из общества и чувствовать свое превосходство. Или, например, просто так получается, что он успешный или еще что-то. Как к этому относиться? Нужно ли думать об этом? Что делать? Скромнее себя вести либо еще что-то?

– Понимаете, если человек постоянно повышает свой уровень физической, морально-нравственной подготовки, повышает свой языковой уровень, может, защитил научную работу, имеет научные публикации, то, естественно, завидовать такому человеку глупо. И завидуют таким обычно люди недалекие. Потому что человек, чтобы достичь определенных успехов, кладет на алтарь достижения таких завоеваний очень много времени и физического, морального и умственного труда. Поэтому такому человеку завидовать неправильно. Если все-таки возникает такое чувство у коллег, пусть оно при них и остается.

Бывает, человек хочет, чтобы на него обращали внимание… Обычно в мире животных ловят самую красивую бабочку, охотятся за самой пышной лисицей, охотятся на большого медведя с хорошей шкурой, на оленя с большими рогами, то есть на особо выделяющихся зверей. Так же и у людей на инстинктивном, физическом уровне. Такие люди, конечно, будут испытывать нападки, критику, осуждение. Поэтому, если они желают как-то прославиться, то должны быть готовы к тому, что слава будет иметь как положительные эмоции, так и отрицательные.

– А стремиться быть лучшим – это имеет место в жизни православного христианина? Вот это стремление всегда превосходить кого-то в чем-то и так далее...

– Если это стремление для того, чтобы показать другим, что рядом с тобой находящийся – ничтожество, и подчеркнуть это, то грош цена такому стремлению. Такой человек сам себя изничтожает и становится не лучше, чем его мысли. Если человек хочет стать лучше, избавиться от страстей для Царствия Небесного (или хотя бы в секулярном мире – для того, чтобы избавиться от каких-то привычек, каких-то дурных привязанностей), то плохого здесь ничего нет. И бывает так, что люди нецерковные быстрее избавляются от дурных привычек (от курения, от страстей), намного эффективнее и лучше, чем люди, которые ходят в храм. Но и здесь нам отчаиваться не приходится, потому что Господь каждого человека ведет своим путем. И в Священном Писании сказано апостолом, что по некоторым вопросам, связанным с миром, люди, которые служат Богу, ходят в храм, хотят быть в церкви, должны поучиться у людей нецерковных; поучиться некоторым моментам в организации, в достижении каких-то успехов. Поэтому здесь люди, которые страдают определенными зависимостями, могут прибегать к тем методикам, которые разработаны советскими врачами или в советское безбожное время, и успешно применять в достижении своих целей и поставленных задач.

– А стремиться к успеху, быть лучше, быть знаменитым, быть узнаваемым – это как?

– Если это все делается специально для того, чтобы быть человеком номер один или первым парнем на деревне, то к хорошему это может и не привести. Нужно знать себе цену. И нужно знать и то, что всегда найдется человек лучше.

– То есть всегда делать поправку?

– Да. Даже в психологии есть такое понятие, как критическое мышление. То есть человек должен критично относиться к самому себе, к своему мышлению, к своим способностям, знать, что если ты достиг определенных успехов, то будь готов к тому, что найдется другой человек, который сделает это лучше, красивее и более правильно. Поэтому здесь для верующих людей мы можем дать такой совет, чтобы все делалось с благословения пастыря, духовника, чтобы не было горьких душевных разочарований. Потому что люди духовные все-таки более думают о том, что связывает человека с Царствием Небесным.

И никогда не будут брать такую планку, которую не перепрыгнут или от которой надорвутся, если будут работать на то, чтобы достичь этой планки. Люди душевные, которые живут эмоциями, конечно, очень часто надрываются, потому что не живут духовной жизнью.

– Интересно, на самом деле это такие житейские вопросы, которые возникают каждый раз. Но вот критическое мышление, мне кажется, порой и вредит человеку, потому что, если слишком критично к себе относиться, можно впасть в уныние, некое самоедство. Это крайность, наверное, в какой-то степени?

– Приведу пример. Допустим, когда человек садится в машину, он осматривает, все ли колеса на месте, есть ли в баке бензин, работают ли необходимые функции для того, чтобы нормально использовать транспортное средство. То есть человек, чтобы совершить какое-то действие, поехать за покупками или на работу, использует автотранспортное средство. Если человек имеет определенный опыт и критично относится к тому, как он поедет, чтобы не было аварийных или внештатных ситуаций, он всегда будет задавать определенные вопросы и отвечать на них своими действиями. Это то, что касается автомобиля.

А если человек хочет достичь каких-то успехов, он должен изучить психологию отношений с людьми, должен знать, как отреагируют в обществе, также должен знать определенные основы своей безопасности в обществе. Потому что люди – это все-таки существа очень душевные, кто-то может завидовать, у кого-то могут родиться неправильные эмоции, и он может пострадать от таких людей. Мы помним, как к некоторым актерам или людям, которые занимали первенствующие места в конкурсах красоты, относились те, которые завидовали им или не хотели, чтобы они были в лидерах, когда использовалась кислота, когда травмировали таких людей. То есть человек, который идет этим путем, достигает таких высот, должен как бы позаботиться и о своей безопасности, то есть поставить определенные вопросы и дать на них ответ, чтобы правильно построить свою жизнь.

– Эта безопасность не только физическая, но и духовная.

– Душевная.

– Порой говорят: не показывай, как ты живешь, потому что тебе позавидуют и тебя сглазят. Как к этому отнестись? Имеет ли сглаз место в нашей духовной жизни?

– Понимаете, тот мистический, оккультный смысл, который вкладывают в сглаз, для верующего человека  имеет скорее элемент профанации и нездорового мистицизма. Мы знаем, что существуют силы злобы поднебесной, что Господь приставляет ангела-хранителя к каждому человеку и что такие мелкие шалунишки, как представляют люди маленьких бесят, которые якобы бегают за сглаженным человеком и мешают ему, – это все воображение воспаленного ума. Все-таки мы должны помнить, что есть такая картина жизни, когда людям завидуют, когда могут сделать какие-то реальные не очень хорошие вещи: допустим, отравить кур или корову, пустить какой-нибудь слушок, после которого и жить не хочется, поломать психику человеку. Скорее всего вот такие могут быть проблемы, поэтому человек должен об этом помнить. А так верить в какой-то сглаз, который совершают при помощи каких-то элементов ритуального творчества у людей?..  Верующим людям надо перекреститься, сказать «Господи, помилуй» и не обращать на это внимание.

– Есть несколько вопросов по другой достаточно интересной и, наверное, актуальной теме – суррогатное материнство. Если как-то эти вопросы объединить в одну тему, что это значит, как вообще это стало возможным? Это веяние современности? Либо это было и в прошлом? Что это за явление?

– Суррогатное материнство – это такое явление, когда при помощи женщины, способной родить ребенка, люди, которые по каким-то причинам не могут зачать ребенка или родить, выносить (допустим, супружеская пара), прибегают к услуге суррогатной (то есть не настоящей) матери. Но здесь возникает множество духовно-нравственных, морально-этических вопросов, которые, в принципе, имеют восклицательный оттенок: а возможно ли это применять на людях?! Технически возможно и на людях, и на животных, но можно ли это сделать по религиозным правилам?

По христианскому каноническому укладу это невозможно. По иудейскому и исламскому – с оговорками возможно: при помощи определенных правил и требований там разрешается прибегать к этим услугам или методикам. У нас же это невозможно, потому что у нас институт брака является священным, и различные манипуляции, связанные с тем, чтобы внедряться в составляющую семьи и вводить туда чужого человека, являются грехом. Люди, находящиеся в брачном союзе и относящиеся к Православной либо Католической Церкви или считающие себя христианами, прибегать к услугам суррогатной матери не могут по морально-нравственным и этическим соображениям.

– А само явление – что это такое? ЭКО – это тоже суррогатное материнство?

– Дело в том, что ЭКО – это методика, которая используется в суррогатном материнстве, без ЭКО невозможно получить оплодотворенную яйцеклетку и внедрить ее в суррогатную мать. То есть берутся половые клетки супруги и супруга, методикой ЭКО оплодотворяются с таким же выходом: то есть получается одна жизнеспособная яйцеклетка, а оплодотворяются несколько. В конце концов берут самую жизнеспособную, а те, которые не будут использованы, – абортируются. Или подсаживают несколько яйцеклеток: ту, которая лучше прижилась, оставляют, а остальные абортируются.

– По сути, убийство происходит.

– Да, здесь элемент аборта и элемент блуда или прелюбодеяния со стороны женщины. Допустим, если она христианка, не замужем, а предоставляет свое тело для того, чтобы произвести эту манипуляцию, она, по сути, совершает блуд; если она замужем, то она прелюбодействует. И та пара, которая соглашается на суррогатное материнство, тоже прелюбодействует.

– То есть такое радикальное отношение?

– А здесь по-другому никак не получается. Кроме того, здесь получается торговля людьми, если это делается за деньги. А бесплатно нормальная женщина на это не согласится.

– Я посмотрел статистику, вроде как только первый взнос – миллион рублей, а в совокупности вся операция рождения, гонорары и так далее – от двух-трех  миллионов рублей и выше.

– Скорее всего – больше.

– Недавно был случай: одна мама отказалась от близнецов, которых нагуляла. А прошлых своих детей, оказывается, она всего лишь за миллион рублей отдавала как суррогатная мать.

– Если пониженная социальная ответственность, понижены социальные запросы у человека, то это может быть и за полмиллиона. Но если эта процедура делается в развитых городах (в основном это Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород), где люди могут такое себе позволить, где хорошо развита медицинская сеть, которая занимается этими вопросами, то там и запросы больше. Но в конечном итоге обычно это бандитские, криминальные схемы. И если суррогатная мать миллион получила, это не значит, что она за миллион это сделала. Она получила миллион, а сколько заплатили доноры своих половых клеток? Они заплатили, может, и три-пять миллионов.

– А ребенок, рожденный таким образом, сможет дожить до 60–70 лет как обычный человек, который родился обычным образом? Он способен вообще жить?

– Конечно. Тут другой вопрос. Это не клонированный человек, когда науке еще неизвестно, какие могут быть генетические поломки, какое он даст наследство, с какими проблемами столкнется человечество, если будет использовать эти методики. А столкнется оно с очень большими проблемами. У человека, который рождается через суррогатное материнство, генетических сверхзапрограммированных поломок скорее всего не будет, потому что они будут такими же, если бы их родила мать, которая предоставила свою яйцеклетку. То есть женщина, которая вынашивает, генетической информации ребенку не предоставляет.

– То есть она, по сути, просто как инкубатор, грубо говоря?

– Это очень грубое слово, потому что инкубационный период, или беременность, – это внутренне защищенный период вынашиваемого плода. Инкубационный период есть и у болезни, когда человек является инкубатором какой-то болячки. Но это некрасиво звучит. Поэтому здесь должно быть человеческое достоинство, как бы подтянутое к более высоким словам. Потому что любую мать тоже можно инкубатором назвать.

– Я понимаю, что это звучит грубо. Прошу прощения, если неправильно подбираю слова. Но в ситуации, когда происходит суррогатное материнство, вот это подсаживание в женщину яйцеклетки хочется назвать таким словом.

– Я понимаю, что к этому термину прибегают для более понятной социализации вопроса, чтобы подчеркнуть, что это неправильно.

– А если женщина не может родить, Бог ей не дал этого, а она хочет ребенка? В этой ситуации, казалось бы, простой светский человек скажет: «Что в этом плохого? Так рождается ребенок, решаются демографические проблемы». Мне кажется, больше греха у той женщины, которая может родить, но в силу разных причин, боясь испортить фигуру или еще почему-то, прибегает к услугам суррогатной матери.

– Это ограниченное мышление. Но здесь необходимо помнить, что если ты не можешь купить что-то в магазине, это не значит, что ты должен это украсть. Здесь как-то человек должен обратиться к осмыслению Промысла Божия: «А нужно ли, а стоит ли?»

– То есть смириться?

– Обязательно человек должен смириться и решать этот вопрос другим путем.

– Например, взять из приюта.

– Обязательно. Очень много детей, которые нуждаются в материнской заботе, материнской ласке, которые находятся в приютах, в детских заведениях. И если хочется ребенка повзрослее, то есть люди, которые в пенитенциарной системе находятся, они будут выходить – и куда их определят? То есть много мест, где можно взять ребенка, воспитать сына или дочь и вложить свое сердце и душу в него, чтобы был у тебя наследник по сердцу, по духу. Поэтому думать, что залезешь в Божий огород и там что-то украдешь, – пользы это не принесет, обязательно чем-то аукнется. Поэтому если Господь сделал так, благословил так, то не нужно переходить за рамки; и играть в Бога тоже не нужно.

– Но вот дети родились, люди пришли в церковь, хотят их окрестить. Что происходит?

– Святейший Патриарх Московский и всея Руси благословил рассмотреть этот вопрос, он более-менее рассмотрен – и даны практические советы в документах. Конечно, люди, которые приходят в храм Божий и хотят прибегнуть к таинству, во-первых, защищены и гражданскими законами: они не обязаны говорить, откуда у них ребенок, если не хотят говорить, и священник не вправе у них это выпытывать.

– Мы признаем, что это человек, у него есть душа, он не робот.

– Да. Но если человек не говорит об этом, в принципе, мы не можем даже иметь такую потребность: залезть в душу и узнать то, что не полезно и не нужно. Если пастырь сталкивается с таким вопросом и люди действительно приходят и говорят, что было сделано то-то и то-то, то Церковь рекомендует, чтобы такие люди понесли определенную епитимью. То есть на них возлагают лечебный духовный, молитвенный труд, и нужно, чтобы они ознакомились с учением Православной Церкви по этому вопросу, осознали свою ошибку, поняли, что это грех, и через покаяние опять стали полноценными членами Русской Православной Церкви.

Как относиться к тем детям, которые рождены таким способом? Дело в том, что дети не несут ответственность за ошибки и грехи родителей. Лучше всего поставить в известность епархиального архиерея либо викарного, чтобы епископ (как отец местной Церкви) знал, что происходит в его епархии, где он управляет, и чтобы этот вопрос был решен правильно, по-церковному. Такие дети после определенной беседы и разъяснения принимают крещение, принимаются в лоно Православной Церкви и ведут нормальную, полноценную христианскую жизнь, воспитываются в православной вере.

– Вот женщина вынашивает таких детей... Мне просто интересно, что происходит у нее в голове. Она как-то вообще осознает, что это ее дети? Что она их вынашивает, терпит какие-то скорби, которые бывают у беременной женщины? Как-то организм реагирует же на это… Она чувствует вообще какую-то связь с этим ребенком?

– Очень часто бывает так, что у людей, которые прибегают именно к этому методу, чтобы заработать (я несколько таких человек знаю, я с ними беседовал и проводил легкие психологические тесты), есть небольшие признаки олигофренизма.

– То есть здоровый человек не может этим заниматься?

– Они здоровы, у них все хорошо; даже бывают свои дети. Они здоровы по анализам, по всем медицинским обследованиям, но мышление у них с признаками олигофренизма. У них нет критичности, они не осознают полностью всей картины. То есть они не обладают всей полнотой ответственности, они несколько инфантилизированы. То есть они имеют все детородные функции, физиологически они способны к воспроизведению, но душевно, духовно это глубоко поврежденные люди, у них есть некая духовная деструкция, что-то недоразвито. Потому что нормальный человек, нормальная мать (даже пусть неверующая), имеющая от природы здоровый материнский инстинкт, своего ребенка, которого выносила под сердцем, никогда никому не отдаст.

– Даже подсаженного ребенка?

– Дело в том, что подсаженный ребенок – это физиологические условности. Это грех, но если уже суррогатная мать вынашивает такого ребенка, то она является его полноценной матерью. Потому что две половые клетки, которые имеют определенный половинчатый набор хромосом, соединяются в яйцеклетке, и получается полный набор хромосом, пусть и той пары, которая заказала, но это одна клетка. Происходит деление клетки на две, на четыре и так далее, по определенной заложенной физиологической прогрессии. Откуда берутся строительные вещества на генетический материал, который нужен для того, чтобы формировалось ядро следующих клеток? Они синтезируются в организме женщины из ее же питательных веществ, которые поступают туда для того, чтобы развивался полноценный организм.

– Ну конечно, она же питается, следит за собой.

– Физиологические реакции, физиологические функции – все эти пусковые механизмы есть у этой женщины, и она физиологически, душевно и духовно является полноценной владелицей того ребенка, которого вынашивает. У меня есть какие-то мои личные представления о решении этого вопроса. Если люди прибегли к такому шагу и хотят у нее забрать ребенка, я считаю, что законодательство должно быть на стороне женщины, которая вынашивает ребенка, и должно полноценно признавать этот плод ее ребенком, а подсаженную оплодотворенную яйцеклетку признать актом дарения.

– Наверное, все-таки перед тем, как происходит процесс договора, может быть, там что-то оговаривается...

– А договор надо признать недействительным.

– Но это Ваше такое мнение.

– А я считаю, что если мы будем поддерживать эту идею, то в среде православных христиан или у нас в России это будет невыгодно, это будет опасно, и люди будут бояться потерять деньги. И вот эти желания, или «хотелки», тех людей, которые не хотят портить фигуру, не хотят испытать полноценное материнство, у них отвалятся. Поэтому они будут бояться делать у нас, на нашей русской священной, благословенной земле, такие страшные манипуляции. А за рубежом их по-другому обдурят, по-другому деньги заберут.

– Интересно.

– Поэтому мы должны выработать к этому свое христианское отношение. Если женщина, вынашивающая плод, осознала себя матерью, покаялась, то мы, христиане, должны ее поддержать, невзирая на ее договоры с кем-то. Для нас, знающих Бога, боящихся Его, эти договоры должны быть ничтожными, мы должны ее поддержать, мы должны ей помочь.

– Должны помогать человеку.

– Абсолютно. И если она хочет оставить ребенка, то мы должны всю нашу юридическую грамотность (у нас есть православные юристы, православные психологи) использовать, чтобы ее поддержать. А сейчас у нас в Церкви Святейший Патриарх Кирилл благословляет такие акции, как, допустим, поддержка людей, которые оказались в трудных жизненных ситуациях. По церквям собираются средства и направляются для людей. Поэтому можно включить это в программу поддержки, у нас должно быть свое настойчивое православное мнение, и не надо бояться сталкиваться с этими законами. Мы можем выразить этим законам, тем актам, которые она подписала, которые ограничивают женщину в материнских правах (да, суррогатную мать, но осознавшую себя настоящей матерью), свое гражданское неповиновение. И она тоже имеет право на это.

– Эту радость материнства нам, мужчинам, никогда не понять.

– Это духовное состояние.

– Об этом говорится, и многие женщины подтвердят, что это очень больно.

– Но Вы же помните слова Спасителя, что когда родится ребенок, женщина настолько радуется, что забывает про все боли.

– Я к этому и хотел подвести, что когда ребенка дают матери, она в этот момент чувствует такое счастье, такой восторг, что все забывает.

– Да, и это образ рождения в Царствие Небесное. Да, мы здесь мучаемся, но мы обо всем забываем, когда видим ту красоту. А есть люди, которые сталкивались с предведением того мира, святые люди, которые молились, видели этот свет, испытывали это чувство блаженства, то есть духовно ощущали его на себе. И те люди, которые испытывали клиническую смерть, имеют свой опыт переживания этого состояния, говорят о некоем блаженстве. И вся эта боль, все страдания, все наши привязанности, какие-то долги становятся настолько никчемными, что о них забываешь и радуешься только тому, что  увидел.

– А мы все-таки немножко приземленные, мы все время думаем о том, что если сейчас это случится, что же будет с нами?

– А почему это случается, знаете? Потому что человек живет в узком, замкнутом пространстве, когда сам возводит высокие стены и не хочет развиваться. То есть ему легче выкапывать яму, чем поставить лестницу и перелезть через эту ограду, которую он построил вокруг себя. А если человек более грамотный, если посвящает свою жизнь богомыслию, боговедению, если такой человек учится, расширяет свой кругозор, то такого человека не обманешь.

Почему людей обманывают мошенники, всякие прохиндеи? Потому что человек юридически безграмотен. Бывает так, что чиновники обманывают человека. Почему? Не из-за того, что они плохие, а человек хороший, а потому что человек юридически безграмотен. Или, допустим, возле церкви людей обманывают попрошайки, и люди отдают им большие деньги, а они на низменные инстинкты работают. Почему? Потому что люди безграмотны духовно, потому что не слушают своего духовного отца, духовник для них – это приложение. А надо на практике применять вот эти советы. И когда у человека расширяется кругозор, когда человек больше знает, стремится к знаниям, такого человека обмануть очень трудно.

– Еще одну проблему вспомнил. Бывает, что искусственно вызываются роды у женщины, потому что она, допустим, хочет родить в определенное число. Как к этому относиться?

– Конечно, у нас перинатальная медицина может выходить недоношенного ребенка, но если вызывать роды искусственно или задерживать как-то, не считаю, что это правильно, потому что всему свое время. Если ты сорвешь яблоко зеленым, оно будет кислое, невкусное, жесткое. Если сорвешь перезревший плод, он будет разваливающийся, тоже никакого удовольствия нет. Так и с этой составляющей: как Бог пошлет. Поэтому когда ты вмешиваешься в замысел Божьего творения, побойся наделать каких-то ошибок. А пойдет ли это все правильно? А пойдет ли так, как ты задумал? А когда ты задумал, ты критически сам к себе отнесся? Ты хорошо знаешь физиологию, ты сам себя хорошо знаешь? Ведь люди, которые прибегают к таким «хотелкам», даже не знают, сколько костей у человека, сколько клеток, мышц.

– Бактерий, которые спят внутри.

– А это все можно «пощупать» тем людям, которые говорят, что это все неважно. Это очень важно. То есть ты вот этих вещей не знаешь, а хочешь в Божий замысел залезть и подергать Бога за бороду. К этому не нужно прибегать, и надо людей всячески отговаривать от этого. Потому что такой человек может потерять ребенка. А вдруг что-то пойдет не так? А вдруг врач будет малоквалифицированный? А вдруг кювез, куда поместят ребенка, сломается? А вдруг еще что-то в этой операционной комнате произойдет? Кто его знает, зачем испытывать?

– То есть не нужно с этим связываться и довериться Божественному Промыслу.

– Да, просить Божию Матерь, «Помощницу в родах», и Она все сделает лучшим образом, так, как человек и подумать не мог бы.

– Действительно, очень интересная тема. Давайте подытожим все то, о чем мы сегодня говорили. Это очень важные моменты и многим из нас послужат на пользу.

– Если это касается суррогатного материнства, то я призываю всех людей отнестись к этому явлению очень критично, чтобы в нашем обществе не было греха, чтобы люди были более просвещенными, чтобы прислушивались к мнению Церкви, заботились о своем здоровье; чтобы люди не были гедонистами, хотящими получать удовольствие постоянно: все время и каким бы то ни было путем. Поэтому человек должен быть настоящим христианином, жить по заповедям Божиим, иметь духовника, чтобы правильно выстраивать свою жизнь. Потому что другой, который смотрит на тебя со стороны, лучше видит, как ты хромаешь, и подскажет, как правильно и с какой ноги идти.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать