Беседы с батюшкой. Молодежь и Церковь

15 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма праведного Иоанна Кронштадтского в Колтушах протоиерей Артемий Литвинов. 

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Тема передачи сегодня очень интересная: «Молодежь и Церковь». И здесь очень много составляющих, вопросы бывают даже неразрешимыми. У многих людей сейчас очень сложные взаимоотношения даже в семье, не говоря о взаимоотношениях людей, которые ходят в церковь… И бывает так, что мы водим туда своего ребенка и пять, и шесть лет (и так далее), а когда наступает его взросление, в тринадцать-четырнадцать лет, он вдруг говорит, что в церковь он находился, теперь будет заниматься своими делами. Вот об этой проблеме в том числе поговорим. И все-таки что такое отношения Церкви и молодежи? Вернее, какова роль молодежи в Церкви?

– Я думаю, что тема «Церковь и молодежь» такая же актуальная, как «отцы и дети». И то, что в 2000 году был образован Синодальный отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви, как раз говорит о том, что Церковь уделяет очень пристальное внимание подрастающему поколению. Святейший Патриарх Кирилл очень много уделяет внимания именно молодежи. Он не считает молодежь потерянным поколением, он об этом говорит на съездах, мы можем даже эти цитаты прочитать на сайте «Патриархия.ру». И сейчас действительно очень важно, чтобы каждый священнослужитель на своем месте, каждый отдел по делам молодежи (у нас очень много епархиальных отделов по всей Русской Православной Церкви) смогли найти общий язык с молодежью.

Вы приводили пример: пять-семь лет ребенок ходил в храм, все было хорошо, а потом он не хочет туда ходить; это потому, что мы, родители, остались такими же, у нас больших перемен нет, а ребенок растет, он развивается. До пяти лет у него были одни заботы; дальше мы попадаем в начало подросткового кризиса – там возникают другие вопросы, а мы не меняемся. И вот задача родителей и священнослужителя увидеть эту перемену в ребенке и самому успеть перестроиться. И самое главное, помочь ребенку перейти на новый, подростковый этап его отношения к церкви. Это очень важно. Потом, после подросткового периода, еще один кризис, еще один переход, следующий этап, когда у ребенка-подростка возникают большие вопросы (кто я? куда я иду? зачем?), идет формирование мировоззрения. Мы, опять же, до сих пор к нему относимся как к обычному ребенку, поэтому тут снова необходимо перестроиться. Думаю, все эти мероприятия, которые организовывает любой отдел любой епархии, призваны показать молодежи красоту православия.

– Это очень интересно, я никогда не задумывался именно над этим аспектом. У меня как раз сейчас дочке 12 лет, и возникают уже какие-то вопросы. Но я понимаю, что все-таки, наверное, нужно дать какую-то особую свободу ребенку. Меня мучает такой вопрос: нам ведь кажется, что ребенок еще нуждается в опеке, и мы часто слишком много свободы у него забираем. Или, может быть, это, наоборот, хорошо? Ведь сейчас столько опасностей, столько так называемых соблазнов и в школе, и у школы, и за школой; и вообще в жизни всегда много такого, а в соцсетях и подавно. Хочется уберечь ребенка от какого-то прямого зла, поэтому хочется, чтобы ребенок был в Церкви. Что же делать в этом случае?

– Я думаю, в первую очередь Вы не должны забывать о том, что 12 лет – это возраст расставания с детством и обретения самостоятельности. И очень важно, чтобы Вы аккуратненько приучали ребенка к самостоятельности. Конечно, под Вашим контролем, но не забывая, что мы должны слушать ребенка. Очень многие миссионеры говорят: надо сначала завоевать любовь, а потом уже доносить свои назидания, давать советы. То же самое и здесь: надо постепенно давать самостоятельность – как в доме, так и в церкви. Ну, например, я иногда своих детей даже спрашиваю утром в воскресенье: «Вы пойдете в храм?» Одна дочь говорит: «Да, я пойду». Другая говорит: «Нет, я поваляюсь в постели». А потом, когда все собираемся, она: «Ну нет, я все-таки тоже пойду». Понимаете? Но был задан вопрос, и она дала сначала негативный ответ, однако потом изменила свое мнение. Дети же очень быстро меняются, подросткам чуть сложнее, но необходимо слушать и слышать свое чадо. Поэтому здесь я бы все-таки порекомендовал не бояться давать самостоятельность. И даже если взять многие наши молодежные проекты, мы как раз стараемся дать больше самостоятельности нашей молодежи, но небольшие рамки определяем, чтобы они совсем не ушли туда, куда не нужно.

Например, у нас спортивные мероприятия... Есть самостоятельный человек, показывающий свой профессиональный опыт владения той или иной игрой, но в рамках какого-то праздника. Следовательно, у нас есть такая православная окантовочка. Мы говорим, почему мы эту спортивную группу посвятили этому празднику – например, Георгию Победоносцу. У нас очень много таких событий в Русской Православной Церкви. Поэтому очень важно давать самостоятельность, но в то же время не забывать слушать и слышать ребенка и задавать вопросы ему тоже. И конечно, если где-то есть какая-то опасность, объяснять, почему вы ввели те или иные ограничения; об этом необходимо говорить.

– Еще один вопрос, касающийся поведения ребенка в храме. Столько вопросов возникает всегда, когда ребенку говорят встать прямо и т.п. Я это очень много раз видел в церкви, когда и сама мама одергивает ребенка. Ему не хочется стоять, ему хочется походить, невозможно всю службу ему выстоять. И вот это постоянное одергивание вызывает у меня ощущение, что он-то точно через год уйдет, потому что ему не хочется ходить сюда, он ничего не понимает.

Есть ли какие-то пути, которые могут помочь и родителям, и детям понять язык богослужения, понять хотя бы даже в общих чертах, что происходит, и чтобы дети ходили в воскресные школы не просто отбывать повинность, на которую их отправили родители? К сожалению, я вынужден так говорить, потому что во многих случаях это правда; что же скрывать? И еще говорят о том (в особенности неправославные средства массовой информации очень любят так говорить), что в Православной Церкви нет молодежи.

– По поводу ребенка в храме: здесь настоятель сам усматривает, как поступать той или иной семье. Есть священнослужители, которые говорят: «Младенцы, маленькие дети должны быть в храме от начала часов перед литургией, всю литургию и до конца». Некоторые благословляют приходить с маленькими детьми (например, с грудничками) к «Отче наш». Кто-то благословляет приходить прямо к причастию. По-разному бывает. У нас очень активно развиваются Колтуши, много переезжает туда семей, очень много детишек причащается. Сам храм, к сожалению, небольшой. Мы благословляем приезжать с маленькими детишками ближе к «Отче наш», то есть ближе к концу службы.

Но в то же время у нас есть такая категория, как пятилетние ребята. Здесь есть определенная сложность. Не грудничок, но энергии там целая подстанция… Мы сделали детскую комнату недалеко от храма, где у нас будет небольшой проектор, который будет транслировать службу, идущую в храме. Дети там могут пока рисовать, ходить, мамы могут быть рядом или (подумаем), может, кто-то будет следить за этим. И чтобы они не мультики там смотрели, а до них доносилось пение и молитвы богослужения.

Второе: благодать Божия касается не за какие-то наши знания. И ребенок, который приходит в храм, это получает просто по дару, по любви Божией к каждому человеку, независимо от возраста. Поэтому, думаю, знает ребенок или не знает литургию – это уже не очень важно. Потому что Господь по Своей любви дал нам войти в эту жизнь и так же продолжает нам дарить Свою милость, саму эту жизнь, дает возможность творить. Появляются новые люди, и мы можем служить Богу и людям. Поэтому я думаю, что благодать Божия касается везде. Особенно когда человек предпринимает усилия по молитве, усилия для решения этой проблемы, чтобы ребенок пришел в храм. Поэтому,  думаю, это небольшая проблема.

Что касается воскресной школы для маленьких детей, думаю, та комнатка, которую я Вам описал, это был какой-то, может быть, начальный этап воскресной школы для малышей. Мы попробуем, посмотрим, как это все сработает. Но мы не должны забывать, что это общественное место, люди пришли в храм помолиться. И когда дети чрезмерно, бывает, «помогают» дьякону петь или иногда «помогают» толковать Священное Писание проповеднику, – это, конечно, сложновато. Меня это тоже сбивает. Я прекрасно понимаю, что ребеночек от переизбытка эмоций поет в храме, но это, конечно, сбивает.

В службе, Божественной литургии все четко, все имеет свое место, и такие коррективы иногда вносят какие-то небольшие поправочки в настроение, я бы так сказал. Поэтому я бы, конечно, рекомендовал, если ребенок очень активный, приходить к концу службы. Но здесь возникает другой вопрос, мамы говорят: «А как же я причащусь?» Во-первых, мама – это тоже служение, и если Вы причащаете свое чадо, думаю, Господь Вас тоже не забудет за такую жертву. То есть можно уже приравнивать к доброму самарянину этих мам. С другой стороны, а где крестные? Мы же подготавливаем крестных, проводим огласительные беседы. Где они? Я как-то пришел в 5-й класс, спросил ради интереса, кто крещен. Лес рук. Слава Богу! Вопрос второй: кто-то знает своих крестных? И – тишина.

– Хотя на самом-то деле крестный – это же не только второй родитель: в случае, если какая-то беда случится, именно крестный становится и настоящим родителем.

И еще я задал вопрос по поводу утверждения, что у нас в Православной Церкви нет молодежи.

– Я бы сказал, что, наоборот, в нашей Церкви есть молодежь. В свое время я два года возглавлял координационный центр Северо-Западного федерального округа, приходилось выезжать в разные епархии: мы выезжали в университеты, учебные заведения. И мне было очень приятно, что действительно молодежи собиралось много. Но вот вопрос: а какой критерий? Какое количество хорошо, какое количество плохо? У нас нет этих рамок и критериев. Если апостол Павел радовался, что он одного человека обратил, я думаю, мы тоже должны радоваться, что, дай Бог, если хоть одного молодого человека обратили на правильный путь. Плохо ли, когда на молодежное мероприятие пришли двенадцать человек добровольно? Я считаю, что надо радоваться. Поэтому тут очень сложно с подсчетом. У нас почему-то очень сильно на Руси любят счет; не знаю почему. Но я думаю, что мы должны как-то определять нашу молодежную работу в дальнейшем.

У меня бывали разные случаи. Я разговаривал со взрослым человеком (он не так часто ходит в храм, человек занимает определенный пост), и он вспоминает: когда он был молодым, священник уделил ему внимание, ответил на его вопросы. И вот это теплое, приятное отношение, приятная встреча так и остались у него в сердце (он больше не ходил ни на какие молодежные мероприятия, ни на съезды, ни на фестивали). Вот эта встреча с тем священником в дальнейшем была как раз путеводной звездой в его жизни. И он по-другому относится к Церкви. Сейчас, занимая пост, он старается помогать Церкви. Вот, пожалуйста, такой простой пример. Так что, считаю, наша задача по возможности сеять, а плоды – уж как Господь даст.

– Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Как правильно себя вести бабушке? Я лет шесть уже, как начала воцерковляться, к Господу только пришла, а дети не научены ничему, не наставлены в вере, не воцерковлены. И вот внуку сейчас 12 лет; родители очень жестко его ограничивают, очень сильное давление, и я вижу, что он в эти компьютерные игры именно поэтому уходит. Со своей стороны я не могу ничего говорить, потому что встречаю жесткий отпор (мол, не надо учить нас жить). Испытываю очень сильную вину и перед ребенком, потому что не знаю даже, как правильно себя вести, молюсь за них за всех. И вот думаю, что я как предатель, что ли… Получается, какая-то такая у меня позиция.  Я не знаю, как правильно себя вести бабушке в такой ситуации, которая сама как бы поняла все это, а дети еще находятся далеко».

 Ведущий: – Сложный вопрос, но смею Вас заверить, что с такой проблемой сталкивается очень много людей.

– Я бы сказал, что все. Но в первую очередь ответственность несут родители, которые препятствуют этому. Здесь, думаю, очень опасно ограничивать ребенка, потому что, как мы сказали, это возраст, когда формируются собственные воззрения, когда человек учится самостоятельности, когда с ним надо больше беседовать, а не приказывать ему. Конечно, он закрывается, а раз его не слышат родители, он уходит в другую реальность, где может навязывать свои правила, где может командовать, но, конечно, уже в более агрессивной форме.

Если бы родители прислушались, посмотрели бы с ребенком вместе какой-то фильм, проанализировали это, спросили бы его мнение, они хотя бы понимали, куда ребенок идет. Что касается бабушки, как сказали уже, в первую очередь молитва – да, это первое. Второе, что бы я посоветовал по возможности... У нас как получается? Бабушка просит у родителей отвести ребенка на воскресную литургию, причастить. Если так получается, хорошо. Есть второй вариант, если не получается и вы получили отказ: просто взять ребенка погулять (не на службу, не на причастие, а просто погулять). Но в вашем распорядке прогулки должен быть храм. Просто прогуляться и зайти в храм, поставить свечку, чтобы ребенок хотя бы иногда соприкасался с церковным пространством, которое уже своей красотой, своей «ароматикой» человека просвещает. Это очень важно.

И это постепенно, как маленькое зернышко, будет взрастать в сердце ребенка… Опять возвращаюсь к воспоминаниям – общаюсь с людьми, которым за восемьдесят и за девяносто лет, и поражаюсь, как люди вспоминают: вот когда я была молодая, бабушка мне говорила… То есть человек это помнит: была короткая встреча, короткий совет родного человека. И этот человек помнит до смерти, что бабушка показала, как надо креститься, или впервые угостила просфоркой, или предложила святую воду. Это люди помнят и проносят через всю свою жизнь. Думаю, если бы каждая бабушка привела своего любимого внука в храм, включив это в программу прогулок, то это тоже сохранило бы приятный, благодатный свет в ребенке.

– Конечно, тема «Молодежь и Церковь» имеет еще и аспект понимания или непонимания современной Церкви. В свое время, когда я был совсем молодым человеком и приходил на службу, я ни слова не понимал, о чем говорится, почему «горе имеем сердца», почему «миром Господу помолимся». Мне абсолютно ничего не было понятно. И некому было объяснить. Совсем некому. Я был, что называется, один на один с той проблемой понимания.

Что делать в том случае, если у молодежи, которая была воспитана вне Церкви, вдруг возникает такое желание прийти в церковь? У каждого человека такой момент бывает, и человек приходит в церковь, но что ему в этом случае делать? Его встречает свечница, которая говорит, что он очень плохо и неправильно одет: «Иди переоденься, а потом возвращайся». И они уходят и больше никогда не возвращаются. Бывает ведь и такое. Это взаимоотношения церкви и той молодежи, которая только-только начала ходить в церковь самостоятельно, но еще ничего не понимает… Есть такая проблема?

– Такая проблема есть, она есть даже и в моем храме, хотя я стараюсь регулярно общаться со своими сотрудниками, свечницами, людьми из церковной лавки. Я их хорошо понимаю, это прекрасные люди, несут очень серьезное послушание, но им хочется молодому человеку все пояснить. Я думаю, что здесь в первую очередь благое желание, поскольку эти люди чаще всего уже в возрасте, они вспоминают свою молодость и, может, обращаются как бы к себе: «Кто бы ко мне так обратился, пояснил бы мне…» И вот они, наверное, с этим благим желанием обращаются к молодому человеку. Но время бежит, время меняется, и молодые ребята тоже очень сильно меняются, они в беготне, суете.

Но как я иногда делал на приходе? Когда приходят такие ребята, я их вижу, потому что приход небольшой, я стараюсь их по возможности отгородить от всех прихожан. Почему? Он стоит и не понимает: кто-то крестится, кланяется; он или повторяет, или нет. Бывает, попросят свечку передать, он переживает. Поэтому я отвожу его или на клирос (почетное место), или туда, где чтецы у нас находятся, и тем самым ему как бы чуть легче становится, не давит вот эта вся приходская масса, он себя чувствует чуть-чуть комфортнее. Хотя, конечно, все пугает снаружи, но даже небольшие такие наши поблажки, такой индивидуальный подход к молодому человеку дают результат. И молодой человек уже говорит: «Вы знаете, я, конечно, ничего не понимаю, но мне хорошо». Я считаю, что благодать Божия коснулась, и слава Богу, что это получилось.

– Вопрос телезрительницы из Тамбова: «Как уберечь молодежь от разврата? Если кто-то впал в разврат, то как его спасти? Кому молиться?»

– Вопрос очень сложный. У нас молодежью считаются люди от 14 до 30 лет по документам Русской Православной Церкви, а в государстве – до 35 и старше. То есть здесь как? Все-таки в каждом возрасте можно дать определенный совет. Но если мы будем брать студенческую молодежь, подростковую, то как уберечь ее от разврата? В первую очередь необходимо следить за своим ребенком в том плане, что он посещает, какие у него увлечения. Должны быть обязательно какие-то совместные проекты, совместные мероприятия с ребенком, чтобы понять, до какой степени, например, он увлекается каким-то негативом с экрана или как часто проводит время в каких-то плохих компаниях. За этим надо следить.

Как показывает практика, 99% родителей просто не успевают обратить внимание, когда человек уже начинает постепенно уходить на ложную тропу. Поэтому здесь очень сложно и Отделу, и Русской Православной Церкви в том плане, что против нас действуют средства массовой информации. Слава Богу, есть телеканал «Союз», есть православные передачи, но нас мало. Не всегда молодежь смотрит эти каналы, где они могли бы почерпнуть какие-то советы. К сожалению, этого мало, не говоря уже об Интернете. Слава Богу, что в Интернете появляются различные прекрасные программы, где священнослужители онлайн отвечают на вопросы и тем самым молодому человеку могут помочь. На сайте нашего храма мы тоже сделали такую онлайн-помощь, там можно записать вопросы. И очень много молодых ребят как раз пишут вопросы, как справиться с тем, когда обуревает грех блуда.

Мы стараемся давать советы, но все-таки я не могу говорить про всю молодежь, про тот разврат, который творится вокруг. Я думаю, что в каждом индивидуальном случае по возможности надо отдельно договориться со священнослужителем ближайшего храма во внебогослужебное время, постараться все-таки под каким-то хорошим предлогом прийти в храм и устроить эту встречу, чтобы как-то поговорить об этом. Это очень сложно, потому что в каждом возрасте свои особенности: когда-то бурное физиологическое развитие у ребенка и ему необходимо помочь, а где-то, может, нужна и психологическая помощь. Но все-таки необходимо встретиться индивидуально, так как в каждом случае бывает по-разному. Ко мне тоже обращались молодые ребята с этим вопросом. В каждом случае все индивидуально.

И второе: кому молиться? Надо, конечно, всегда молиться Господу Богу, делать земные поклоны за своих детей. Молиться Господу Богу в первую очередь.

– Силу молитвы никто не отменял.

– Конечно.

– Вопрос телезрительницы из Чувашии: «Я сейчас предложила нашему священнику (он у нас иеромонах), чтобы он взял меня к себе духовным чадом, и теперь мне нужно как-то с ним общаться. Как часто мне нужно к нему обращаться, какие вопросы задавать? Это все для меня ново. Объясните, пожалуйста».

– Я думаю, что Вы не должны стесняться и эти вопросы смело задать своему духовному отцу, которого выбрали. Не надо стесняться задавать вопросы напрямую, потому что все-таки он Ваш духовный отец, он знает свой распорядок дня лучше, чем я. И он Вам скажет, как часто к нему можно обращаться. Потому что я, например, знаю, что бывают такие священнослужители, которые прямо говорят своим духовным чадам: «Благословляю меня беспокоить». Поэтому тут как Ваш духовный отец решит. Раз Вы выбрали духовного отца (Вы же по каким-то критериям его выбирали), следовательно, обсудите с ним первый откровенный вопрос: что Вы стесняетесь, может быть, его как-то побеспокоить (может, он будет на службе или на каком-то послушании), что Вы не хотели бы ему надоедать, но в то же время, конечно же, хотели бы получать советы от него. Не надо бояться, можно смело его об этом спросить. Может быть, он смотрит сейчас нашу передачу – и уже готов ответ.

– Молодые люди сталкиваются с тем, что не знают, как вести себя в церкви, когда нужно делать поклоны. Это дело, в принципе, наживное, но нельзя избежать таких важных вещей в воцерковлении человека, как исповедь. Я еще не говорю про причастие, ведь когда молодой человек приходит, он может задать вопрос, который для него самый сложный: как исповедоваться? Может ли он просто прийти к священнику и сказать: «Отче, помогите исповедоваться»? Или что нужно сделать в этом случае?

– Действительно,  думаю, у любого человека (не только у молодого), который приходит в храм в первый раз, самый большой страх, наверное, после смертного – это исповедь. Здесь нужно сказать священнику, что в первый раз исповедуешься, да и священник сам это увидит и поймет. Но очень важно бывает пригласить молодежь на исповедь. Дело в том, что когда молодой человек пришел в храм, он уже сделал над собой усилие, осталось подвести его к аналою, что-то подсказать, объяснить. Это хорошо. Вопрос: как дойти молодому человеку до храма, чтобы к нему пришла эта идея исповедоваться, измениться? Я бы здесь дал такой совет родителям и нашим прекрасным бабушкам. Они могут сказать так: «А ты сходи в храм и узнай другую точку зрения по поводу этого вопроса». Например, по поводу Интернета, по поводу какого-то события, по поводу того увлечения, которое есть у ребенка, как православие относится к плаванию или вообще к спорту, является ли грехом, что человек занимается вольной борьбой. Надо отсюда, через увлечения вашего ребенка, проложить вот эту дорожку до храма: «Ты сходи к священнику и узнай иную точку зрения».

Я так предлагал, когда встречался со школьниками. Потому что как быть? Сказать прямо в классе: все на исповедь? Это как-то страшновато чуть-чуть, даже я бы испугался. К нам в школу священник никогда не приходил, и я подумал: вот я старшеклассник, ко мне приходит священнослужитель; я, конечно, в первую очередь смеялся бы, какие-то шуточки отпускал (но, как показало время, сам стал священнослужителем). И я прекрасно понимаю этих молодых ребят. Когда приходит священнослужитель, им, конечно, это в диковинку, интересно, хоть интерес и наигранный. Они стараются как-то подколоть, выглядеть на фоне своих ребят героями: представляешь, я над священником посмеялся. Это можно использовать в том плане, что действительно для начала пригласить этого активного человека подискутировать уже в храме. То есть не надо сразу же включать тяжелую артиллерию исповеди, причастия, молитв и поклонов Великого поста, а хотя бы начать беседовать, начать говорить. Я считаю, что это очень важно.

Еще раз вернусь к школе. Пришел я в седьмой класс, очень тяжело было говорить... Вижу, ребятам тяжело, и я решил поговорить о мультфильмах, какое они имеют влияние, и спросить их мнение. И тут класс взорвался, куча предложений… В конце я сказал о том, что если у них есть какие-то сложности, вопросы и они хотят услышать иную точку зрения на их поведение или на какие-то события, пусть приходят в храм. И вот из всего класса, спустя два или три месяца, одна девочка все-таки пришла в храм и действительно задала очень серьезный семейный вопрос: родители пили, и она спросила, как ей в этой семье жить. Вот пример. Не знаешь, как Господь приведет человека. Наша задача – максимально раскрыть двери храма.

– Это, конечно, потрясающий пример. Но я рассчитывал на то, что из этого класса, может быть, придет человек пять. Но даже если пришла одна девочка со своей реальной проблемой, которая ее сильно волнует, – это, конечно, очень важно, это действительно сильный пример.

Однако если продолжить эту тему, у нас есть предмет в школе «Основы православной культуры». И сколько уже сломано копий на эту тему! Тем не менее когда моя дочь проходила это обучение, я спросил преподавателя, нужно ли им принести Священное Писание. Она говорит: «А зачем нам Священное Писание? Принесите, чтобы просто показать». Тогда я понял, что эти уроки не имеют никакого отношения, в принципе, к реальному представлению о том, что такое православие. На Ваш взгляд, что самое главное можно сказать ребенку в возрасте восьми лет?

– Как Вы правильно сказали, «Основы православной культуры» – это очень сложный вопрос, но все-таки это определенная ступенька. Я тоже иногда думаю: хотел бы я, чтобы мне рассказали хотя бы о церковных праздниках, о монастырях? Я бы, наверное, хотел. Потому что на фоне всех предметов этот предмет выделяется. Поэтому я думаю, что «Основы православной культуры» – это большое дело. Просто самое главное другое: здесь должны быть соработниками уже родители… Она отнесла Священное Писание просто так, чтобы показать, а нужно, чтобы цепочка замкнулась. Она получила информацию в школе об основах православной культуры, Вы ей рассказали какую-то притчу, например; потом вы сходили в храм – и тогда бы этот круг замкнулся и получилась бы целостная картина.

Это все очень важно. Просто, к сожалению, такова жизнь, что оба родителя работают, а надо еще делать уроки. Я сейчас очень благодарен матушке, что она все взяла пока на себя, мы так договорились: до шестого класса она, после шестого – и я подключаюсь. Но это очень сложная программа, я поражаюсь просто. Но, наверное, эта программа для того, чтобы родители больше были с детьми. Однако все-таки нельзя полностью все отдавать школе. Если человек прошел курсы ОПК, это не значит, что он является чуть ли не кандидатом или магистром богословия. Конечно, нет. Это первые ступеньки. И здесь это должны подхватить уже крестные с помощью родителей, приходского священника и отдела по делам молодежи данной епархии. Вот тогда будет счастье.

– Да, у нас общее дело – литургия, но только такая, которая называется литургией после литургии. И здесь, конечно, очень много вопросов, связанных еще и с тем, что дети или молодежь в церкви у нас в любом случае делятся на знающих всё и тех, которые ничего не знают. Когда Вы с ними общаетесь, наверняка сталкиваетесь еще и с теми, кто очень негативно относится к Церкви. Мы вернемся к этой теме после вопроса телезрительницы.

Вопрос телезрительницы из Абхазии: «Когда Господь особенно приклоняется на милость?»

– Когда человек все принимает смиренно в первую очередь. Когда человек раскрывает свое сердце без всяких претензий Богу, без упреков к Нему и когда действительно старается довериться полностью Богу. В первую очередь это доверие. Когда вы полностью доверяете Богу, вы получаете милость.

– И вернемся к вопросу о той молодежи, которая относится к Русской Церкви агрессивно; это так называемые воинствующие атеисты.

– Сложно, конечно, эта молодежь относится, но мы не знаем, когда Господь призовет человека к Себе. Я имею в виду в том плане, что человек обратится в веру.

– «Савл, Савл...»

– Да, прекрасный пример. Здесь мы не должны определять какие-то графики. И человек, который сейчас гонит Церковь, может быть, действительно в дальнейшем будет ее защищать. Но мы стараемся все-таки разделять, где есть просто бессмысленная злоба, а где действительно какая-то критическая информация, на которую можно ответить. Но я хотел бы сказать, что спор все-таки разъединяет людей, только дружественная беседа объединяет и дает свои плоды. Так же и с этой агрессивной молодежью. Поэтому, подобно апостолу Павлу, надо идти, надо двигаться и к агрессивной молодежи, и к воцерковленной молодежи, и к малышам, и к людям, которые уже твердо стоят, знают все основы православной культуры и православной веры. Ко всем надо идти.

– Я знаю о том, что совсем недавно епископ Выборгский и Приозерский Игнатий освятил при вашем храме большой духовно-просветительский центр. Наши зрители видели сюжет на эту тему. Это очень большой дом, и я очень надеюсь, что он будет действительно домом, но такой большой центр даже в городе нечасто встретишь. Скажите, наверное, наполнить людьми этот центр сложная задача? Или с этим не будет никаких проблем? Что должно быть в среде, которая открыта абсолютно для всех, чтобы это объединяло людей вокруг Церкви, вокруг слова Божьего?

– В первую очередь интерес. Второе – красота, хорошая организация и внимательное отношение к людям. Это очень кратко. А если подробнее, надо делать такие мероприятия, которые действительно были бы интересны людям. Например, мы впервые попробуем организовывать специальные встречи профессиональных врачей с беременными женщинами. Тоже очень интересная тема: как себя вести. Потому что очень много возникает вопросов у беременных женщин, как причащаться, как поститься, как исповедоваться, потому что режимы разные. Много таких вопросов, и мы даже решили отдельно выделить это направление.

Это что касается моего небольшого поселочка. Там уже свыше 25 тысяч человек, то есть мы постепенно разрастаемся. Очень много семей приезжает, и тем самым мы надеемся на то, что максимально постараемся все наши направления освоить. Это и лекторий, и киноклуб; мы планируем даже сделать свою студию для молодежи, где молодые ребята как раз будут рассказывать и о церковных правилах, и о поведении в храме. Потому что легче молодому человеку слышать молодого человека. Как мы видим, даже в Интернете у очень многих знаменитых ведущих своих блогов основные подписчики – молодые ребята. И мы тоже хотим это попробовать. Зачем заново изобретать велосипед? Но теперь эти ребята будут рассказывать не о гаджетах, не о видеоиграх, а о правилах поведения в храме, о взаимоотношениях со священнослужителем, как правильно с ним общаться, о праздниках. И, конечно же, это различные молодежные мероприятия: фестивали, концерты, общие паломнические поездки... Так что через год мы с вами, надеюсь, увидимся – и я уже расскажу, чего мы добились за это время.

– И еще один вопрос, который касается привлечения молодых людей к работе в церкви. Мы часто видим в алтаре мальчиков в стихарях, которые выносят свечи, и мы всегда так умиляемся, как это красиво, как это действительно умилительно. Но возможно ли привлекать их к работе в церкви не в качестве алтарников, а в ином качестве. Ведь «пономарь» в переводе – это просто «сторож». Может быть, как-то обучать их, чтобы они прочли третий или шестой час, попробовать научить их чему-нибудь? Это возможно или это такие дерзкие мысли?

– Это возможно. Настоятель на каждом приходе по-своему решает. Некоторые, например, проводят определенные испытания: например, ты должен прочитать шестопсалмие, тогда будешь пономарем. И каждый настоятель принимает свои вступительные экзамены. У всех по-разному бывает, в зависимости от возраста. Но как показывает практика, все постепенно, конечно: клиросное чтение, потом пение, а потом уже и семинария недалеко. Так что все правильно. Действительно, очень часто пономари – они и чтецы, и певцы, дай Бог. Поэтому это все существует, но если не получается у человека читать, он стесняется, очень сильно боится прихода (такое бывает даже с олимпийскими чемпионами: рекорды бьют на тренировках, а на играх не могут побить этот рекорд), тогда мы даем возможность реализовать себя в другом направлении. Как раз наш центр нам в этом и поможет, чтобы человек смог реализовать себя. Может быть, он будет прекрасным ведущим и потом тоже будет вести передачи на телеканале «Союз».

– Да, я представляю себе именно этот путь, когда человек, может быть, не сумев стать чтецом, в конце концов станет ведущим, в том числе программы «Беседы с батюшкой» на телеканале «Союз». Подводя итог, давайте попробуем поставить некие акценты. Итак, молодежь в церкви – это все-таки не отсутствие молодежи, ее много, но просто эта молодежь может быть рядом с церковью, где-то вокруг ходит. И наше общее дело (с прихожанами, бабушками, родителями) обратить на это внимание, потому что иначе эти дети окажутся не просто в игре «Танчики», а могут оказаться в реальной беде. И мы им должны помочь.

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать