Беседы с батюшкой. Паломничество

13 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма Рождества святого Иоанна Предтечи в деревне Юкки Ленинградской области, директор Паломнического центра "Коневец" священник Андрей Гребенюк.

– Сегодня у нас в гостях священник Андрей Гребенюк, директор Паломнического центра «Коневец» Выборгской епархии. Тема сегодняшней передачи – паломничество.

Отец Андрей, паломничество – такая тема, в рамках которой можно говорить о многом и очень долго. Но интересно, что это значит в современном мире. Слово «паломник» восходит к слову «пальма», насколько я понимаю. Это так?

– Совершенно верно, «паломник» от слова «пальма», было такое слово «пальмовник» – «несущий пальмовую ветвь». Самые первые паломники шли пешком в город Иерусалим, туда, где пострадал и воскрес Господь наш Иисус Христос. Когда они шли по пути крестных страданий Христа, то шли с пальмовыми ветвями – такая была традиция, как бы перекличка с евангельским сюжетом. Когда Господь входил в Иерусалим, Ему постилали под ноги одежду и пальмовые ветви. Паломники так и шли, а возвращаясь из Иерусалима, привозили с собой домой пальмовые ветви на память. Отсюда и произошло слово «паломник».

В современном мире – я, как директор паломнического центра, могу свидетельствовать – очень часто, к сожалению, недооценивают подвиг, который несут современные паломники. Казалось бы, сейчас не нужно идти пешком, есть комфортабельные транспортные средства – можно добраться в любую точку на самолете, на автобусе или на корабле. Но каждый человек живет в свое время, и подвиг в каждую эпоху для каждого человека свой. Если раньше нужно было идти пешком (и, как помните, в русских сказках говорится: изглодать три каменных хлеба, истоптать три пары каменных сапог, стереть три железных посоха), то сейчас другие искушения.

Например, современному человеку очень сложно вырваться из современного быта, из круга своих житейских проблем – с работы отпроситься; в конце концов, от телевизора оторваться, может быть, не только от MTV, даже от телеканала «Союз» сложно оторваться, по себе знаю. Тем не менее люди несут этот подвиг. И слава Богу, что традиция паломничества у нас не только не прекращается, но нарастает, паломников становится все больше. Пусть это приобретает другие формы – это не так важно. Главное – смысл, который люди вкладывают в это путешествие.

– У меня такой сложный вопрос (для меня, во всяком случае). Когда во многих монастырях мы видим паломников, которые туда приходят, кажется, что они все-таки больше туристы, нежели молитвенники. Я ни в коем случае никого не осуждаю. Но просто иногда складывается такое впечатление. Вы же постоянно сталкиваетесь с паломниками, посещающими тот же Коневецкий монастырь. Как часто люди приезжают туда просто на экскурсию, но потом становятся настоящими паломниками? Есть такие примеры?

– Это постоянно происходит, это наша ежедневная работа. Действительно, люди часто приезжают – употреблю, может быть, бульварное слово – поглазеть, смотрят на насельников монастыря так, будто приехали в зоопарк. Но даже за день паломничества люди могут почувствовать благодать, которая есть в этом месте. Благодаря тому, что люди подходят к святыням, благодаря работе экскурсоводов, которые не только сообщают исторические данные, но ведут, по сути, миссионерскую работу, воздействуют на слушателей (может быть, не нравоучениями, не как катехизаторы, а образом мыслей свидетельствуют о Христе), часто можно видеть перемены в отношении приехавших в монастырь. Я абсолютно убежден, что работа экскурсовода – работа миссионерская.

В этом году это было особенно заметно, потому что у нас идут масштабные реставрационные работы, во многих местах не очень комфортно – под ногами пыль, грязь, вокруг строительная техника. Люди выходят с корабля, и можно видеть недовольные лица тех, кто в каком-то смятении: «Куда мы попали? Зачем мы сюда приехали?» А в конце путешествия очень многие говорят: «Мы уезжать отсюда не хотим». Они забывают о каких-то бывших неудобствах – где-то было сложно пройти и так далее, потому что получают гораздо больше, получают то, что нельзя получить дома в городе, в комфорте, в тепле и чистоте.

Я часто бываю в разных монастырях и знаю о том, что бывают монастыри, куда очень сложно добраться. Например, Макарьевская пустынь в Ленинградской области, зимой туда только на лыжах можно добраться, километров десять нужно пройти на лыжах. Летом добраться тоже тяжело, я уж не говорю про осень и весну, когда это невозможно. Но люди преодолевают эти трудности и идут. Вы знаете примеры, когда люди преодолевали очень серьезные препятствия, чтобы добраться куда-нибудь? Вы же были не только на Коневце и наверняка видели эти примеры.

– Да, несколько лет назад я объездил весь Русский Север, был и в Архангельской области, и в  Мурманской области, в Карелии. Вот один из таких примеров – Антониево-Сийский монастырь в Архангельской области. Туда сложно добраться – более трех часов нужно ехать по лесной дороге, по которой ходят только лесовозы,  нет никакого общественного транспорта. И чтобы туда добраться, нужно заранее договариваться с монастырским подворьем. Может быть, сейчас что-то изменилось, а тогда у монастыря был один «уазик» – «буханка»; и была очередь, чтобы туда попасть. Особенно трудно было зимой: «буханка» не отапливалась, люди в этом холоде ехали туда на праздник Крещения Господня – я свидетель тому, сам был в этой компании. На улице было 36 градусов ниже нуля, вода была теплее, чем воздух. И люди действительно несли этот подвиг.

– У нас вопрос от телезрителя о том, что такое нетленные мощи. Ведь мы же знаем, что у нас во многих монастырях есть нетленные мощи, я уж не говорю про Сергиев Посад, Александро-Свирский монастырь.

– Ближайший к нам – это, пожалуй, Александро-Свирский монастырь, где покоятся нетленные мощи преподобного Александра Свирского, основателя монастыря. Что это такое? Нетленные мощи – это название говорит само за себя. Это мощи, которые не истлели; более научным языком можно сказать, что они мумифицировались естественным путем. И в народе часто именно нетленные мощи воспринимаются как настоящие, то есть мощами святых. Но с точки зрения церковного учения это абсолютно неверно, потому что еще в Ветхом Завете сказано: «земля еси и в землю отыдеши» (по-русски: «прах ты и в прах возвратишься»). Тление или нетление мощей не является основанием ни для канонизации, ни для последующего почитания. Основаниями для канонизации являются дела человека, его образ жизни, смерть и почитание в народе.

– Спасибо за столь развернутый ответ; я надеюсь, наш телезритель получил достаточно подробное разъяснение. Продолжим дальше. Мне очень нравится еще один из ваших проектов. У нас город удивительной красоты, и проехаться по рекам и каналам Петербурга – это всегда удовольствие, которое, кстати, можно позволить себе нечасто, потому что это довольно дорого. Но я знаю, что вы разработали проект, который рассказывает о святынях Петербурга. То есть можно проехаться на кораблике и получить достаточную информацию по этой теме. Как возникла эта идея? И о каких святынях вы рассказываете?

– Буквально в эти минуты, когда мы с Вами беседуем в студии, по рекам и каналам Петербурга плывет наш кораблик, потому что он отправляется каждую пятницу в 19:30. Программа называется «Святыни Петербурга с борта корабля». Это большая водная прогулка по рекам и каналам – Фонтанка, Мойка, Крюков канал и выход в парадную часть Невы. По маршруту это, в принципе, классическая большая водная прогулка – мы ведь не могли придумать какие-то другие реки и каналы. Но у нас радикально отличается содержание.

Мы рассказываем и о дворцах, и о парках, которые видны с воды, но основное внимание на нашей экскурсии мы уделяем видимым с воды святыням. Это и Троице-Измайловский собор, и Никольский собор, и Спас-на-Крови, и Петропавловская крепость. Это и крейсер «Аврора». Я не случайно его упомянул, потому что совсем недавно на «Авроре» восстановили и открыли для регулярного богослужения корабельный храм, который исторически там был. Ведь «Аврора» была известна задолго до Октябрьской революции. Также есть еще много храмов, в том числе и домовых храмов, которые сейчас никак не обозначены. Мы рассказываем, например, о храмах, которые были во дворцах, в учебных заведениях. Это очень интересная программа, востребованная, и я приглашаю на нее всех зрителей телеканала «Союз», особенно петербуржцев. Приходите, не пожалеете! Записаться на эту экскурсию вы можете через наш паломнический центр «Коневец» на Загородном проспекте. Экскурсия – наша методическая разработка.

– Вчера мы отметили день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. И Петербург, конечно, назван не в честь Петра I, а в честь апостола Петра. Вчера на литургии владыка Варсонофий сказал, что мы все должны быть апостолами, то есть мы все должны быть в самом высоком смысле миссионерами и нести Благую Весть своим близким и другим людям. Вы  много работаете с молодежью. Насколько сейчас, на Ваш взгляд, молодые люди – православные или пока не пришедшие к вере – отличаются от нас, когда мы были молодыми? Насколько они готовы к миссионерскому служению? И можно ли говорить о том, что из нашей молодежи выйдут настоящие миссионеры?

– Мне кажется, молодежь сейчас изменилась только в лучшую сторону. Я всегда спорю с теми, кто говорит, что молодежи сейчас ничего не нужно. Это неправда. Но я по своей работе знаю, насколько много у нас духовно брошенных людей, которые просто не знают, куда можно пойти со своими проблемами. Вот мы говорим о Петре и Павле. Помните момент призвания Савла? Совершенно замечательная история: Савл испросил благословения священников для того, чтобы идти в Дамаск и гнать христиан. Ведь он это делал из лучших побуждений – он ведь не был злодеем по натуре своей, он был замечательным сыном своего народа. Можно вспомнить слова из его же последующего послания: «…я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих» (имеется в виду – иудеев). То, что он шел в Дамаск гнать христиан, – это и было, по сути, его миссионерское служение. Но оно было неправильным, и Господь его разворачивает в Свою сторону. Он говорит: «Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна».

Я это к тому, что многие молодые люди как раз идут против рожна – из лучших побуждений. Они закрываются, ищут какие-то выходы, но не там и не туда. И наша задача как христиан – особенно священнослужителей и церковнослужителей,  да, в общем-то, наверно, и вас, журналистов православного телеканала – помогать этим ребятам развернуться в нужную сторону, чтобы они не шли против рожна, чтобы пришли ко Христу и потом несли свое миссионерское служение.

– У нас есть телефонный звонок: «Я звоню из Подмосковья, меня зовут Екатерина. Я хотела бы еще про нетленные мощи спросить. Есть Спиридон Тримифунтский, который похоронен на острове Корфу в Греции. Частичку его мощей привозили в Даниловский монастырь. В его раке – ее уже и физики обследовали – температура такая же, как температура человеческого тела. Иногда говорят, что пытаются открыть раку, а она не открывается – вроде как его там и нет. И каждый год меняют ему обувь. Батюшка, как Вы к этому относитесь? Спасибо».

Сложный вопрос.

– Да, наверно, он не очень-то и сложный. Как к этому относиться? Мы же верующие люди. А если так, то мы знаем, что живем не только в мире физическом, но и в мире метафизическом, духовном. И эти два мира постоянно соприкасаются. Если такое чудо происходит, то как к нему относиться? Как к милости Божьей и как к лишнему свидетельству для нас, грешных, о святости святителя Спиридона Тримифунтского.

– Я тоже хочу спросить: насколько вообще нужны чудеса?

– Давайте вернемся к Евангелию. О чем говорил Христос? О том, что «если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». Чудо никогда не станет основанием для чьей-то веры, вера – это Божий дар.

– Вот это Вы точно подметили.

Вы говорили о молодежи, о том, что она совсем другая, нежели мы ее себе представляем, постоянно ругая ее за ничегонеделание…

– Критика молодости – это первый признак старости.

– Да, вероятно. Но я еще думаю вот о чем. Однажды я присутствовал на Коневце на миссионерской литургии. Знаю, что сейчас отношение к миссионерской литургии очень-очень разное. Где-то ее делают таким образом, что показывают комментарии к литургии на экране телевизора, а литургия идет своим обычным чином. Где-то во время литургии существуют некие остановки, когда священник выходит и говорит о том, что это означает. Я знаю, что Вы проводили такую миссионерскую литургию. Не могли бы Вы рассказать, какую цель преследуют эти миссионерские литургии? И были ли примеры, когда молодежь после такой литургии воцерковлялась?

– Пути Господни неисповедимы. И сказать, что молодежь воцерковлялась после такой литургии или другой, будет, наверно, не совсем корректно. Вы сейчас вспомнили о молодежном форуме, который мы проводим каждый год. В рамках этого форума мы проводим миссионерскую литургию. Уже совсем скоро, с 24 по 29 июля, на острове Коневец будет проходить третий молодежный миссионерский форум «В начале было Слово». Пользуясь случаем, приглашаю телезрителей присоединиться к этому форуму. Мы принимаем немного людей – до ста человек единовременно. Это палаточный лагерь, где первую половину дня ребята живут строго по монастырскому уставу.

– Причем и верующие, и неверующие приезжают.

– Совершенно верно. Больше скажу – мы будем рады людям ищущим. Конечно, не хотелось бы, наверно, приглашать воинствующих атеистов – они просто развалят нам программу. Но люди ищущие для нас даже интереснее, чем воцерковленные, потому что именно для них эта программа и построена. Первая половина дня – это строгий монастырский устав: ранний подъем, поход на монастырскую службу, послушания – кому что достанется (на огород, на скотный двор, на стирку облачений и так далее).

– Колка дров, уборка помещений…

– Да, колка дров – грубая, но интересная работа, которую многие городские жители видели, наверно, только по телевизору. Вторая половина дня, после обеда – это спортивные мероприятия, беседы, вечерние лекции, на которые мы приглашаем преподавателей духовных семинарий, из нашей духовной академии, клириков нашей Выборгской епархии, имеющих ученые степени. Замечательные лекторы сейчас у нас. Всех тайн открывать не буду, приезжайте – не пожалеете, будет интересно. Но скажу, что в прошлом году у нас был отец Игорь Лысенко, а также отец Михаил Котов – священники, которые очень хорошо известны зрителям телеканала «Союз».

– У нас есть телефонный звонок: «Я звоню из Тюменской области, из деревни. Хочу спросить у батюшки: является ли паломничеством хождение пешком на службы в храмы, далекие от моей деревни? И хочу поделиться своим опытом: мы, три рабы Божьи, ходим регулярно на службы в соседние храмы пешком».

Пешком – это сколько километров, интересно?

Телезрительница: – Самый большой переход у нас где-то 19 километров. Но это только в один конец. А обратно после службы и трапезы мы уже на каком-то попутном транспорте добираемся, кто-то нас подвозит. Мы очень счастливы и даже не чувствуем усталости, когда приходим; это даже не высказать, нет слов. Вот единственное, у меня возникла проблема – стала болеть пятка, шпора называется. Мы запланировали сходить пешком в Тобольск – от нас это где-то 300 километров. И вот у меня уже полгода болит нога, и мы отложили. Наверно, Господь не дает нам такой возможности пока, но это в наши планы входит. Нам это очень нравится.

– Спасибо. Вот является ли паломничеством такой подвиг?

– Конечно, я думаю, что это тоже форма паломничества, форма служения, тоже подвиг ради Христа. Ведь люди идут не куда-нибудь, а в храм, они идут молиться. Конечно, это тоже молитвенный подвиг. Во время этого звонка я вспоминал о своем далеком-далеком детстве. Это Ставропольский край, и однажды к нам на приход, где служил и сейчас служит мой отец, пришла женщина, очень аккуратно, чисто одетая, ухоженная, с небольшой сумкой, и рассказала свою историю. Она москвичка и по каким-то своим жизненным обстоятельствам  дала обет пойти поклониться Моздокской иконе Божьей Матери. Между Москвой и Моздоком порядка 2000 километров, наверно.

Она шла пешком, и когда люди хотели ее подвезти куда-то, она не соглашалась – она поставила себе эту цель и несла этот подвиг: шла по дорогам, несмотря на опасности, которые, может быть, подстерегали в пути. Часто у нее не было еды, она не взяла с собой никаких денег. Но она шла от храма к храму, от прихода к приходу, где-то ее кормили, где-то ей давали ночлег, где-то помогали деньгами. К тому моменту, когда она оказалась на нашем приходе, она шла из Москвы уже ровно месяц – ровно 30 дней она уже была в пути. Тогда, помню, она у нас переночевала, мы дали ей какой-то еды в дорогу, и она пошла дальше. Так что и в современном мире это есть.

– Удивительная история. И, конечно, меня поразила и история о том, что 19 километров до храма. Я в таких случаях всегда вспоминаю, как мы говорим: «Ой, нам до храма добираться два часа, это так долго!»

– «На такси».

– Да-да. Нет; ну, имеется в виду общественный транспорт... И вот после этого слышишь истории про 19 километров или про женщину, которая пошла к Моздокской иконе. Это удивительно. И понимаешь, что вот эти два примера, о которых сейчас было сказано, являются реальными примерами современного паломничества и современного миссионерства. Я так понимаю, что на самолете до Иерусалима сейчас добраться гораздо легче, чем пройти 19 километров человеку с больными ногами.

Я спрашивал Вас о миссионерском служении и в том числе о миссионерской литургии, о форуме, о работе с неверующими людьми. Как это вообще возможно? Или вы уповаете только на помощь Божью? Или существуют уже какие-то наработки?

– Наработки, безусловно, есть. Но нам нужно не забывать о том, что миссионерство Православной Церкви принципиально не технологично, у нас нет каких-то технологий, как, допустим, у западных сект. Мы действительно уповаем на помощь Божью. Но как в Евангелии? Вышел сеятель сеять: иное семя упало при дороге, иное – на камни, иное – в добрую землю. Наша задача какая? Сеять. А там уж Господь возрастит.

– У нас есть телефонный звонок: «Меня зовут Елена, я из города Приозерска Ленинградской области. Читают ли в Коневском монастыре Неусыпаемую Псалтирь?»

– Спасибо за вопрос. Неусыпаемая Псалтирь читалась в 90-е годы и в начале двухтысячных. Но потом с благословения митрополита мы перешли на Афонский устав – тогда еще настоятелем был у нас игумен Исидор. Неусыпаемая Псалтирь – это все же русская традиция. Зато в Коневском монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений. Вечерня, повечерие, утром полущница, утреня – все, что положено. Литургия каждый день, причастие каждый день.

– В Иерусалиме в Русской миссии читается Неусыпаемая Псалтирь. Я вспоминаю Иерусалим потому, что это была моя, наверно, самая дальняя паломническая поездка. И там я удивлялся тому, что всех русских людей, которые приезжают туда, сразу видно, потому что они поют псалмы и «Кресту Твоему поклоняемся». Всегда приятно чувствовать, что ты не один, что нас много. Возникает ли у Вас когда-нибудь такое ощущение: «Вот нас, паломников, много»? Или все-таки хотелось бы, чтобы нас было больше?

– Буквально завтра, в субботу, мы ожидаем на остров более 300 человек паломников. Сейчас у меня, как у директора паломнического центра, задача – как людей накормить, потому что везде идет реставрация и большой трапезной у нас пока нет. Будем эту задачу как-то решать. А на праздник  преподобного Арсения 25 июня мы приняли 1200 паломников в один день. И всех переправили, всех накормили. Естественно, было богослужение, крестный ход.

– То есть и духовно окормили.

– Да. Но не только духовно – на поле возле Казанского скита были организованы столы, и мы всех 1200 человек накормили пищей телесной.

– Это, конечно, очень радостно, что так дело обстоит. Потому что можно вспомнить время, когда у нас паломничество было вообще практически уничтожено. Я помню еще один уникальный способ паломничества – Великорецкий крестный ход. Теперь в нем ежегодно участвует более 40 000 человек. Но в 70-е годы, когда власти всячески запрещали проведение этого крестного хода, люди тайком пробирались по этому маршруту, и когда их останавливали и спрашивали, куда они идут, они говорили: «Мы туристы». Они специально брали с собой гитары, чтобы больше походить на обычных туристов.

– Вероятно, как царь Давид, пели псалмы потом.

– Да, но интересно, как они тайно пробирались к Великорецкой иконе Николая Чудотворца. Они обманывали власть, получается, то есть не говорили прямо, что они делают. Но меня удивляет это желание, которое не смогли убить никакие богоборческие власти. Я хочу Вас спросить еще вот о чем: наверно, есть какие-то социальные направления, которые помогают людям становиться на путь православной веры? Есть ли у вас такое направление, связанное с социальным служением?

– Форум, о котором мы недоговорили, как раз и есть такой миссионерско-социальный молодежный проект, потому что в этом году участие в нем абсолютно бесплатное. Я надеюсь, что так будет и во все последующие годы. Мы даже не просим никаких пожертвований, только если добровольно люди что-то привезут. А так и перевозка, и питание, и размещение – все это по благословению нашего владыки будет за счет монастыря, за счет паломнического центра. Конечно, это социальный проект. А если говорить о паломничестве, то у нас каждый месяц есть социальный рейс, на который значительно снижена цена. Вот буквально в среду 17 июля, в день памяти об убиении царской семьи, у нас будет такой рейс из Санкт-Петербурга на Коневец. Кстати, одна из особенностей нашего центра – все наши маршруты авторские, то есть именно наши. Всё мы разрабатываем сами, этим занимается наш методический центр. И 17 июля будет вот такой социальный рейс.

– Понятно. То есть можно воспользоваться...

– Да. Он будет немного отличаться от нашей стандартной поездки, потому что обычно паломники, приезжая на один день на Коневец, не участвуют в литургии, ведь у нас литургия идет по Афонскому уставу рано утром, а паломники приезжают гораздо позже. Но в этот день 17 июля, во вторник, специально для паломников будет отслужена Божественная литургия. И в экскурсию по острову будет включен рассказ об участии членов императорской фамилии в развитии Коневского монастыря. Ведь известно, что дом Романовых жертвовал средства на Коневский монастырь. А по-другому быть и не могло: Коневец в XVIII и XIX веках уж точно не мог сам себя прокормить, а на острове жило более 300 монахов.

– Да, это очень большая цифра, 300 насельников – это серьезно. Понятно, что это монастырь, который пользуется духовным авторитетом.

– Соответственно, он пользовался поддержкой царской семьи. Вот об этом будет экскурсия.

– Было бы очень интересно посмотреть. Кроме того, хочу спросить о том, как одеваться паломнику. Иногда кажется, что надо как-то особенно выглядеть, потому что мы едем в монастырь… Но на этот вопрос Вы ответите после телефонного звонка.

Звонок телезрительницы: «Я из Кузбасса, из города Кемерово. Хочу подсказать батюшке Андрею и Вам, что в паломничества приглашают не только молодежь, но и всех, кто имеет желание. Я вот первый раз поехала, когда мне уже за 50 лет перевалило. А потом три года подряд мы с подругой ездили, когда нам уже было за 70 лет. Мы получали такую благодать! Были в Москве, в Подмосковье, на Валааме, в Санкт-Петербурге, в Оптиной пустыни. Нас интересовало то место в Оптиной пустыни, где троих монахов убили; очень интересовало, как там все это случилось. Очень хотелось побывать там, где жил Серафим Саровский. Мы ездили «дикарями» – на поездах, на машинах из Сибири. Так что если есть желающие ехать, пусть едут, но чем люди моложе, тем лучше».

Спасибо Вам. Я так понимаю, что здесь как раз разговор о самых молодых людях, потому что если люди в свои 70 лет и больше могут так спокойно сорваться и поехать, это, конечно, молодые люди.

– Я бы Вас даже на молодежный форум пригласил.

– Это удивительно. Просто радостно, что есть люди, которые могут вот так «дикарями» поехать. Но все-таки вопрос: как удобнее одеваться для паломнической поездки? Существует ли какой-то опыт в этом плане?

– Опыт, конечно, есть. И опыт разный. Православные люди в основном знают, как одеваться – так, как в храм. Женщины обычно в платочках или в косыночках, в одежде с длинным рукавом, в юбках, мужчины – в брюках. Но мы ведь принимаем не только паломников, то есть верующих. К нам приходят и туристы, в основном на круизных судах. Соответственно, люди могут выйти и в шортах, и в топиках, и еще как-то. Но на Коневце (а я думаю, не только на Коневце, в общем-то, это практически во всех монастырях встречается) есть дежурная юбка, дежурный платок, которые мы с радостью можем предоставить для входа в храм, в монастырское каре.

– Были случаи, когда людей не пускали?

– На Коневце – нет. Мы всегда людям предоставляем дежурный гардероб, чтобы человек мог войти в храм.

– Это хорошо. Наша передача скоро уже будет заканчиваться, поэтому, наверно, мы можем подвести итоги по нашей теме. Если все-таки мы говорим о паломничестве, то понимаем, что это не просто дальнее путешествие. В ту же самую Сирию сейчас сложно поехать, но в Иерусалим вообще без проблем. Конечно, у нас существуют святыни нашего Севера, существуют святыни в наших больших городах. Очень много святынь по всей нашей необъятной стране. И человек, который интересуется, всегда найдет место, куда бы ему хотелось поехать, чтобы отдых был не только отдыхом тела, но все-таки еще и работой души. Наверно, это так. И у нас существуют специальные сайты, на которых можно найти информацию о таких местах.

– Да, это, безусловно, так. Нужную информацию можно найти на всех сайтах всех паломнических служб. Но в заключение я хотел бы сказать о другом. Я хочу предостеречь желающих поехать в паломничество от поиска какой-то особой благодати – дескать, «в нашем храме так себе, а вот где-то там что-то совсем другое». Нельзя забывать, что Тело и Кровь Христовы – наша главная святыня, то, что вообще держит православного человека на земле. И это одинаково на Афоне, на Коневце, и в Иерусалиме и в Петербурге, и где-нибудь в деревне. Возвращаясь из любого паломничества, из любого дальнего путешествия, надо возвращаться с радостью в свой родной храм, в тот храм, где ты можешь ежедневно или еженедельно приступать к таинству Евхаристии. Так что если смотреть с религиозной точки зрения, то паломничество близко к религиозному туризму – поехать, посмотреть, помолиться, приложиться к каким-то дальним святыням и с радостью вернуться домой к своему родному храму.

– Понимаю, что это очень важно. Я даже не ожидал услышать от директора паломнического центра именно такие слова. И, конечно, очень хочется узнать о том, что должно быть у человека в душе. Ведь паломничество – это если не поиск особой благодати, то в любом случае поиск Бога. И если получается, что мы отрываемся от Причастия в поисках просто святынь, это, наверно, неправильно.

– Да, иногда больно видеть, как люди, приезжая в монастырь или в какой-то храм, выстраиваются в очередь к местной святыне – к иконе, к мощам, а в это время идет Божественная литургия – и никто не причащается. Просто люди пришли, отстояли очередь, приложились к святыне и с литургии ушли голодными. Вот это непонятно. Поэтому призываю всех телезрителей, которые хотят поехать в паломничество: обязательно участвуйте в таинствах! Если есть такая возможность, то обязательно.

– Отец Андрей, а как можно связаться с Вами, чтобы записаться на экскурсию, например, по рекам и каналам или съездить на Коневец по этой социальной программе?

– Офис нашего паломнического центра находится на подворье Коневского монастыря: станция метро «Достоевская», Загородный проспект, дом 7. Туда можно прийти либо зайти на сайт паломнического центра, там есть номера наших телефонов, адрес электронной почты. Связаться с нами очень просто, офис работает с понедельника по субботу; приходите, звоните, всем вам будем рады.

– Наверно, все самые главные вопросы мы с Вами обсудили. И теперь я знаю, что если поеду куда-нибудь паломником, то оденусь удобно, надену удобную обувь, чтобы можно было далеко ходить, чтобы можно было поучаствовать в жизни монастыря, если я еду в монастырь. И, конечно, помолиться на литургии, причаститься Святых Христовых Таин. А после этого с радостью вернуться к себе на приход. Я понимаю, подведя итог, что это так, да?

– Совершенно верно. Если говорить об удобной обуви, то с этого года на Коневце у нас есть длинный эко-маршрут – порядка девяти километров по лесной дороге с посещением всех скитов, всех часовен. Уж здесь обувь точно должна быть удобной.

Ведущий Глеб Ильинский

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать