Беседы с батюшкой. О пользе чтения

1 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает помощник председателя Издательского совета Русской Православной Церкви иеромонах Макарий (Комогоров).

– Сегодня наша передача посвящена пользе чтения. Отец Макарий, как сделать чтение не просто приятным времяпрепровождением, а духовным упражнением?

– Если говорить о чтении как о духовном упражнении, то, как и в любой практике духовного подвижничества, необходимы, во-первых, постоянство и осмысленность. Потому что, вспоминая слова преподобного Серафима Саровского о цели жизни христианина, мы понимаем, что цель жизни – это стяжание благодати Духа Святого. Для этого преподобный Серафим указывает различные средства: пост, молитва. И чтение – это одно из тех средств, которое может помогать нам стяжать вот эту благодать Святого Духа, особенно если это касается чтения Священного Писания, трудов святоотеческих подвижников веры и благочестия, подвига мучеников, новомучеников и исповедников Русской Церкви. Поэтому, конечно, очень важно, особенно для молодых людей, чтобы, научившись читать, мы не хватались за все подряд (бывает такая всеядность), а имели некую траекторию своего духовного развития и траекторию своего чтения. И здесь очень важно опираться на советы духовных наставников, в первую очередь своего духовника. Потому что в этом очень легко заблудиться.

Еще некоторое время назад в наших храмах достаточно много имелось литературы сомнительного свойства, то есть это были книги, в которых представлялись даже не основы традиций Церкви, а какие-то околоцерковные мифы, легенды. Сейчас, в том числе и благодаря деятельности Издательского совета по введению грифов церковного одобрения, церковной рекомендации, такой литературы практически нет. Мы это видим. Мы бываем в епархиях, видим, что таких книг уже практически не осталось. Но книг стало гораздо больше, их огромное количество, и достаточно легко в них запутаться. Поэтому мудрый духовник всегда, видя этапы развития члена Церкви, прихожанина, непременно поможет и подскажет ту книгу, которая наиболее полезна ему в определенный момент времени.

Я хотел бы привести пример. Однажды была такая потребность: молодым людям (ребятам и девушкам), которые не были воцерковлены, но у них появилась тяга к Церкви, нужно было объяснить самые базовые вещи, касающиеся таинств Исповеди, Причастия, как к ним готовиться. Можно много времени посвятить тому, чтобы об этом говорить, но такой возможности не было, и нужно было подобрать и подарить одну или несколько книжек. Что касается исповеди и причастия, не удалось предложить одну книжку, нужно было несколько книг: и «Размышления о Божественной литургии» Николая Васильевича Гоголя, и какие-то еще. И такая вот траектория чтения помогла конкретному молодому человеку за один пост открыть для себя таинства Исповеди и Причастия, осмысленно к этому подойти. Именно так, что не формально только участвовать, а с глубоким осознанием действенности таинств.

Поэтому книга – это всегда подспорье, то есть она не самоцель. И само по себе чтение может иметь и отрицательную черту, как и любая добродетель, – это развитие тщеславия. Как часто бывает, какой-нибудь молодой человек, студент духовных школ (или благочестивая прихожанка), взял «Лествицу» на каникулах, прочитал: понял – не понял… А ведь есть книги, особенно святоотеческие, которые сложны для восприятия без должного опыта духовной жизни и могут быть восприняты не совсем правильно. Еще не успел до конца дочитать, а уже все знают, что он «Лествицу» читает. И какие-то уже советы из книги пошли. И в первую очередь это касается Священного Писания, Евангелия. Евангелие не просто предмет нашего чтения и осмысления, это предмет нашей жизни. А слово Божие должно быть всегда руководством к действию. О чем мы читаем, так стараемся и жить. И то же самое касается святоотеческих трудов. То, что мы читаем, мы должны стремиться воплотить в своей жизни.

– Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Как лучше читать Библию? Я пробовала читать только текст; в смысле, как говорят Оптинские старцы, главу Евангелия, Деяний и Послания. Потом пробовала вместе с Церковью читать по календарю. Сейчас начала читать с толкованием и не могу остановиться. Как мне лучше читать? Я так и не поняла. Мне больше нравилось читать просто самой, но это больше к протестантизму подходит».

– Скажите, а Вы читали полностью Евангелие?

– А как же! Я раз шесть уже его прочитала.

– Действительно, есть такая удобная последовательность каждодневного чтения Писания, для того чтобы совершать круг в течение года. Читается ежедневно глава Евангелия и две главы сначала Деяний, потом апостольских посланий – и так до Откровения Иоанна Богослова, где нужно переходить на чтение по одной главе. Есть чтения, которые связаны именно с Пасхальным кругом, и по большому счету можно совмещать это чтение. Тот круг, который Вы читаете в день (одну главу Евангелия и две апостольских),  желательно действительно исполнять.

Но есть определенные периоды в жизни нашей Церкви (Великий пост), когда мы стремимся больше времени уделить чтению и имеем для этого возможность. У кого-то отпуск: тоже есть возможность немного времени посвятить чтению. В это время можно и нужно, если есть такое желание, прочитать из Евангелия даже больше, чем одну главу, читать его как повествование, вновь переживая события. Особенно когда это дни Страстной седмицы, действительно гораздо больше читается Священное Писание. Когда это приготовительные дни к Великому посту, когда Неделя мытаря и фарисея, Неделя о Страшном суде, тогда можно как бы немного углубиться, приготовляя свое сердце именно к прохождению такого богослужебного круга вместе с Церковью.

А для тех, кто только начинает читать Священное Писание, мы всегда советуем (особенно молодым людям) прочитать полностью Евангелие. Взять и прочитать именно как полное повествование. Издательство Сретенского монастыря несколько лет назад выпустило очень ценное издание Священного Писания, в котором слова Христа Спасителя выделены красным цветом, то есть мы видим повествование, а слова Христа особенно выделены и привлекают особое внимание. И для нас это очень важно, этот красный цвет должен быть у нас на сердце, как у священномученика Игнатия Богоносца было: по преданию, когда рассекли его грудь, то увидели сердце, на котором золотыми буквами запечатлены слова «Иисус Христос».

Что касается тех прихожан, которые уже прочитали Писание несколько раз, постоянно читают, – не надо им метаться. Чтение одной евангельской главы и двух апостольских должно быть правилом, исполняться, как «Отче наш», каждый день. Если Вы имеете желание и возможность, то можно почитать и больше, чем одну главу, или посмотреть, какое чтение сегодня, и, соответственно, углубиться в празднование тех событий, которые Церковь совершает каждый день.

– Как читать Евангелие так, чтобы оно приносило наибольшую духовную пользу?

– Наш владыка, митрополит Климент, очень часто приводит слова одного из преподавателей Московской духовной академии, который, приходя в класс, всегда брал Евангелие в руки и говорил: «Братия, здесь кислород вечности». И Евангелие – это подлинная пища для души, это такая же духовная пища, как и таинства Церкви. Почему крайне необходимо любому православному христианину регулярно участвовать в таинствах Исповеди, Причастия, в установленные посты стараться приступать к таинству Соборования? Потому что таинства – это не просто обряды, как иногда воспринимаются они людьми вне Церкви, это именно действенное восприятие благодати Духа Святого, что Церковь сообщает верующим.

Вот у телезрительницы прозвучали слова, что это текст. Действительно, это слово, положенное на бумагу в виде текста, но это именно слово живое, которое Христос Спаситель ежедневно обращает к нам. Мы обращаемся к Богу в словах молитвы, молитва – это связь с Богом. Но когда мы молимся, мы никогда не слышим, чтобы ангелы приходили и что-то нам сообщали, а если слышим, то это уже скорее опасное состояние прелести. Не нужно к этому стремиться, нужно стремиться к тому, чтобы мы слышали слова, обращенные к нам от Господа через Священное Писание.

Поэтому когда мы совершаем вечернее, утреннее правило, молимся, а потом читаем Священное Писание, мы должны стремиться слышать, что Господь сейчас говорит нам словами Священного Писания. И я скажу вам, что бывают на исповеди такие ситуации с людьми не слишком воцерковленными или с теми, кто в какую-то тяжелую ситуацию попал, когда человек не слышит слова. Священник ему говорит что-то, а человек не воспринимает, не удается его убедить. Здесь очень действенно открыть Евангелие на любом месте и просто прочитать те слова, которые Господь покажет вот так открыто.

Была у меня однажды беседа с одной девушкой, когда в непростой жизненной ситуации она не воспринимала какой-то подсказки или совета. Мы просто открыли Евангелие, и когда я начал читать определенные слова, у нее потекли слезы, потому что это был абсолютно тот ответ, который, может быть, ей было сложно воспринять. Но сомнений уже у нее не оставалось, когда она это услышала из Священного Писания; не приготовленное, не по закладочкам, а то, что Господь сейчас говорит. Когда мы с верой прибегаем к Священному Писанию, то Господь Сам обращается к нам, и тогда это не просто текст.

Казалось бы, преподаватели Священного Писания прекрасно знают наизусть уже все детали этого текста. Почему они каждый день обращаются к нему сами, читают слово Божие? Почему каждый раз в Церкви мы каждый год вновь и вновь прочитываем это? Потому что каждый раз, когда Церковь произносит слова Священного Писания, каждый слышит то, что Господь говорит ему. И, может быть, из одного или другого отрывка какие-то определенные слова касаются сердца каждого человека... Главное, чтобы мы сами верили, что Господь к нам обращается.

– То есть каждый день, когда человек читает Евангелие, он как бы слушает слова Самого Господа?

– Слушает ответ Божий на те вопросы, которые он задает Господу. И поэтому важно: когда мы читаем Священное Писание, надо, чтобы это сопровождалось тишиной, благоговением – тишиной не только в комнате, но именно нашим благоговейным предстоянием перед Господом. Когда к нам приходит высокий гость, мы подскакиваем, стремимся костюмчик в порядок привести и бываем всегда предупредительны и вежливы. Когда к нам приходит Христос Спаситель (а когда мы читаем слово Божие, Христос Сам приходит к нам в дом, в наше сердце), конечно, нужно, чтобы чтение слова Божия было благоговейным. То есть зажечь лампадку или свечку непременно стоя – и с чувством должного благоговения внимать Священному Писанию.

Но бывают ситуации, когда нет возможности быть полностью в тишине. На воинской службе, когда исполняешь какие-то обязанности круглые сутки, при охране каких-то объектов, на медицинском дежурстве – нет возможности даже и в тишине находиться. Но скажу из личного опыта: на воинской службе Евангелие всегда было самым верным спутником. Потому что если у тебя есть в карауле свободная минутка, то маленькое карманное Евангелие может быть замечательным спутником. И в этом непростом состоянии те слова, которые ты прочитаешь в Священном Писании, тоже запечатлеваются на сердце очень надолго.

– Как лучше читать: последовательно, одну главу за другой, или случайно их выбирать?

– Конечно, лучше последовательно. Потому что если мы говорим о том правиле, которое каждый день совершаем, получается, что Евангелием мы как бы выстилаем сердце. И здесь очень важно, чтобы была последовательность. Мы как бы вместе со Спасителем проходим события Священной истории, проповедь, Его общение с учениками, Его шествие по Святой Земле. И в этом смысле, конечно, тем, кто еще не был в паломничестве, хорошо представлять, где это происходило в Палестине (может быть, по фильмам или по карте). А у тех, кто был на Святой Земле, нисколько не сомневаюсь,  когда они читают Священное Писание, их внутренний взор следует именно по этим местам. И самые сокровенные моменты пребывания на Святой Земле, конечно, вспоминаются. То есть для нас никогда Евангелие не является просто текстом, это всегда живое слово, обращенное в наше сердце.

– А какова польза чтения именно Ветхого Завета для христианина?

– Здесь нужно, конечно, быть очень аккуратными (хотелось бы предупредить всех наших слушателей). Потому что мы знаем даже из древнерусского Киево-Печерского патерика жизнь святителя Никиты, епископа Новгородского, который молодым монахом был постриженником Киево-Печерской обители. И он был очень усердным в изучении Священного Писания, читал все, в том числе и Ветхий Завет. И понемножку вошел в состояние, которое отцы называют прелестью. Во-первых, перестал общаться с духовниками, с игуменом, затворился, и когда с ним беседовали, то выяснили, что его мысли о себе были очень тщеславными, исполненными духовной гордости. Поэтому дальше молитва отцов помогла ему исцелиться, но когда он вышел из этого состояния, то даже читать не мог, почти и речь забыл. Хотя до этого мог цитировать отрывки Библии наизусть.

И здесь очень важно, чтобы постижение Священного Писания для людей, которые только начинают свой духовный путь, было постепенным. Всегда вначале хочется сделать быстро, скачками: прочитали Евангелие, прочитали Библию раз, два, три, уже владеем цитатами, а сердце может быть совсем не подготовлено к постижению смысла Священного Писания. Поэтому очень важно для начала освоить Евангелие, потому что это основа не только нашей веры, но нашей текущей современной жизни. И мы живем, основываясь именно на евангельских заповедях.

В Ветхом Завете очень много сюжетов, ведь там есть книги исторические, законоучительные, есть такие, как Песнь песней Соломона, которые сложны для восприятия. Та поэтика, которая существует в них, способна изъяснять смысл евангельских событий, и в Евангелии очень много отсылок к Ветхому Завету, но Евангелие – это основа нашей веры и нашей жизни. А Ветхий Завет нужно изучать, достаточно изучив Священное Писание Нового Завета. Книги Бытия, Премудрости Соломона очень советую, для того чтобы не было таких скачков. То, что мы читаем в Церкви как паремии (то есть ветхозаветные чтения в богослужении),– это чтения из Бытия, Притчей Соломоновых, Премудрости Соломона. Это те книги, которые внимательно и усердно можно изучать. И, конечно, Псалтирь. Не случайно все богослужение Православной Церкви зиждется на Псалтири – и в неизменяемых фрагментах, и в изменяемых. И даже поэтика богослужебных текстов, посвященных святым, тоже очень перекликается всегда с поэтикой Псалтири.

– Расскажите немного о келейном чтении Псалтири.

– Есть устав Церкви о чтении Псалтири. Еще подвижники египетской пустыни установили чин пения двенадцати псалмов. Фактически весь дневной круг содержит чтение Псалтири. И очень много раз прочитывалась Псалтирь. Но верующим в большинстве своем хотелось бы пожелать хотя бы одну кафизму в день читать из Псалтири. Сейчас очень распространено чтение Псалтири по соглашению, когда договариваются члены одного прихода, общины или родственники о попеременном чтении Псалтири (по одной кафизме каждый), и получается, что за день вместе прочитывают всю Псалтирь и общий перечень имен поминают на «Славах». Одна кафизма делится на три «Славы», и в этих промежутках можно молиться и об усопших, и о живых.

Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что не нужно спешить. Как в чтении Псалтири, так и в чтении правила не нужно спешить только прочитать. Когда происходит только механическое чтение текста, без внимания сердца к словам псалмов, тогда молитва становится богохульством. Потому что мы читаем одно, а мысли наши, наше сердце где-то еще. Мы начинаем думать о том, что там у Маши, у Тани, мы начинаем бродить нашими мыслями по работе или по каким-то иным делам. Вспомним слова, которые предваряют чтение первой кафизмы: …постой мало, дондеже утишатся вся чувства. И дальше со вниманием продолжим чтение Псалтири.

То есть вот такое внимательное чтение способствует тому, что слова псалмов раскрываются. Бывает так: человек читает, но ничего не понятно. «Онагри, жаждущие к источникам водным», что-то еще – очень много слов, которые нам непонятны. И из-за этого кажется, что текст о чем-то повествует, но это было давно и совершенно не касается того, что сейчас происходит со мной. Но поскольку смысл большинства псалмов покаянный, это смысл прославления Господа, прославления силы Божией, заступающей человека, то это абсолютно близко человеку в любой момент времени. Есть псалмы, которые в определенных ситуациях очень полезны. И, конечно, псалом «Господь – утверждение мое» – это то, что защищает человека всегда. Псалмы 90-й, 50-й, 26-й – это те псалмы, которые нужно знать наизусть. И в самые сложные моменты нашей жизни имеет смысл обращаться именно к чтению Псалтири. Келейное чтение может сопровождать молитвенное правило вместе, но можно их и разделять, если мы чувствуем, что изнемогаем.

– Вопрос телезрительницы: «Я принадлежу к тем, кто с большим трепетом относится к книге. Но сейчас я пожилой человек: какие-то уже неполадки со зрением, да и не всегда уже времени и сил хватает вот именно так, как Вы объясняете, с благоговением зажечь лампаду, стоя и так далее. Это все прекрасно, но не всегда так бывает. Кстати, об Издательском совете. Очень признательна, что есть такой орган в нашей Русской Православной Церкви. Замечательно, что теперь можно ориентироваться по грифам «одобрено», «рекомендовано», «допущено». Это хороший ориентир. А вот как Вы относитесь к аудиозаписям? Ведь есть и толкования Священного Писания, и много-много всего, то есть насколько богат сейчас духовный рынок литературой, настолько же он богат и аудиозаписями. Если это со вниманием, с благоговением слушать? Есть ведь и прекрасные радиостанции: «Воскресение», «Радонеж», «Град Петров». Как Вы считаете, насколько это возможно и допустимо?»

– Конечно, возможно, допустимо и полезно. Главное – во всем иметь меру. Такие были слова, что не всегда есть время читать с благоговением. На самом деле время с благоговением относиться к чтению есть всегда. Можно чуть меньше прочитать, но благоговейно, и это будет более полезно, чем много, но как-то на ходу, бегом, в суете, надо же еще помолиться и почитать, еще успеть посуду помыть. Делу – время, потехе – час. Десять минут всегда можно выделить, а за десять минут можно очень благоговейно и спокойно почитать что-то полезное.

Что касается аудиозаписей… Конечно, особенно если и зрение уже не позволяет читать... Но для тех, у кого проблемы со зрением, хотелось бы обратить внимание на издания молитвословов, акафистов, выполненных крупным шрифтом. Слава Богу, сейчас многие издательства это делают: выпускают издания Псалтири, молитвослова, акафистов крупным шрифтом. Людям пожилым это очень удобно. И такое упражнение все равно должно оставаться, потому что чтение очень важно.

Есть замечательный православный писатель – Татьяна Владимировна Шипошина. В одном ее произведении можно найти совет (он взят из художественного произведения, но я его взял на вооружение и очень советую, потому что сам вижу действенность этого)… К сожалению, сейчас засилье телевидения (не про телеканал «Союз», конечно, сказано), особенно федеральные каналы сейчас очень агрессивного духа, эти ток-шоу, в которых такое количество негатива... Души пожилых людей очень плохо это выдерживают, происходит перенапряжение: к сожалению, очень много душевных болезней, психических расстройств у стариков связано с тем, что телевизор довлеет (это и определенные девиации, и синдром Альцгеймера). А вот чтение, как и молитва (допустим, по четкам), как и мелкая моторика, если выполняешь какие-то действия, способствуют сохранению, сбережению нервных клеток, восстановлению душевного равновесия.

И вот она приводит сюжет в своей книге про двух сестер в возрасте, у которых была наследственная болезнь (бабушка от душевной болезни закончила свою жизнь с тяжелым расстройством психики). Одна в конце жизни воцерковилась, постоянно читала Псалтирь, хотя ей было очень тяжело, а другая вела обычную жизнь. Вторая начинает страдать душевными расстройствами, а другая сохраняет ясность разума. И мои знакомые старики, которые стараются читать Псалтирь, и на восьмом десятке сохраняют ясность разума. У моей родной бабушки всего два класса образования, для нее читать в принципе было сложно, но она очень старательно каждый день читает Псалтирь, Евангелие, и это, я верю, способствует сохранению ясности ее разума.

Что касается аудиозаписей, конечно, есть очень много аудиокниг: и православная литература, и классика, есть замечательные записи Псалтири, выполненные в монастырях (Валаамский, Сретенский, Новоспасский). Я очень советую такие записи Псалтири водителям: тем, кто работает на транспорте и много времени проводит в машине, вместо радио включать Псалтирь. Это очень помогает. Во-первых, приводит в определенное душевное равновесие, особенно в наших пробках в больших городах это может быть очень полезно. А во-вторых, конечно, способствует тому, что молитва вас сопровождает. Ведь есть замечательные слова: работа в руках, молитва на устах.

Конечно, важно, чтобы мы все-таки со вниманием относились к тому, что слушаем. Не нужно, чтобы это было фоном. Опасная привычка. Бывает, люди включают телевизор или что-то еще и другим делом занимаются. Все-таки лучше, чтобы это касалось нашего сердца. И, конечно, наши православные телеканалы (в первую очередь телеканал «Союз») – это тоже замечательная возможность, если есть время делать что-то одно, но со вниманием слушать беседу или Священное Писание, толкования на Священное Писание. Все это очень полезно; главное, чтобы мы относились к этому не как к развлечению, а как к тому, что нашу душу обогащает, питает.

– Кстати, у нас на телеканале «Союз» есть замечательная передача «Читаем Псалтирь».

Вопрос телезрителя из Оренбургской области: «Ваше мнение по поводу чтения Псалтири по правилу Петра Могилы, когда читается двадцать кафизм двадцать раз?  И на каждой «Славе» поминаются усопшие близкие родственники. Какая польза для читающего? Есть мнение, что при этом человек спасает свою душу и попадает в рай. Или это пустые слова?»

– Я о такой традиции не слышал, но есть устойчивое предание, что нужно в жизни сорок раз прочитать Псалтирь (или какие-то еще численные формы) – и это как бы является залогом попадания в рай. Но тут нужно вспомнить слова Христа Спасителя, что Царство Божие внутрь нас есть, и тогда встает вопрос: либо оно внутри нас, либо это связано только с тем, что прочитал двадцать по двадцать... Конечно, сомнительны любые какие-то численные формы и ограничения (прочитал тысячу молитв Иисусовых или двадцать раз Псалтирь – и спасся). Если бы все было так просто, то вера наша не была бы такой глубокой и такой действенной в самых сложных ситуациях (и исторических, и каких-то личных).

Вот если взять наших новомучеников, у них не было возможности в тюрьмах, лагерях читать как-то равномерно, двадцать раз… Но, конечно, они молились. Читать Псалтирь нужно и необходимо – сколько есть возможности. Посвятить весь день чтению Псалтири, с утра до вечера читать? Возможно, у вас не хватит духовных сил и духовного равновесия. И, что самое главное, трезвости. Потому что могут мысли тут же прийти. Мы только три-четыре или пять раз прочитаем подряд – и уже начнем возноситься и думать о себе очень высоко. Нужно читать Псалтирь каждый день, по возможности: то правило, которое Вы согласовали с духовником и которое он считает полезным именно для вашего духовного состояния.

А что касается спасения, тут, во-первых, мы надеемся на милость Божию и просим Его не по справедливости наших поступков, а именно по Его милости соделать нас достойными войти в Царствие Небесное. Но каждый день мы еще заглядываем в свое сердце и смотрим: а есть ли это Царствие Божие внутри нас? Тем более если Псалтирь читаем. Насколько чтение Псалтири способствует тому, что у нас происходит именно правильное духовное устроение? Потому что бывает так, что в храм ходим, к Причастию ходим, Псалтирь читаем, но какие-то мы очень злые. Приходим в храм и набрасываемся на сестер, на братьев: тут не стой, передо мной не стой, на меня не смотри.

О чем это говорит? О том, что наша практика не вполне соотносится с нашим духовным устроением. И здесь как раз нужна помощь духовника в первую очередь. Потому что так в любом деле: и в футбольной команде без хорошего тренера ничего не клеится, какие бы ни были замечательные игроки. Нужен человек, который имеет мудрость и опыт и находится как бы вне нашего состояния, видит нас со стороны. Потому что, поверьте, со стороны часто очень многие вещи совершенно очевидны. Они очевидны и нашим близким, но мы не всегда открыты по отношению к ним.

А к священнику, духовнику мы сами приходим за советом и помощью, и за такое наше смирение, готовность воспринимать этот совет и эту помощь Господь помогает священнику дать нам очень верный совет. И даже если нам иногда кажется, что батюшка что-то мало нас нагрузил, маленькое дал правило и не разрешил читать двадцать раз подряд Псалтирь, надо понять: значит, он имеет на то основания – и лучше доверять ему. За это доверие Господь поможет вам расти духовно, может быть, более степенно, не так быстро, но зато без каких-то глубоких падений, что очень важно.

– Вопрос телезрительницы из Калужской области: «Не так давно канонизировали очень хорошего афонского старца Паисия Святогорца. У меня очень много всего: и «Слова» его, и календари с его высказываниями, и много-много чего еще. Я очень люблю этого старца. Но у нас есть другие старцы и святые – и более значимые, чем любимый мною старец Паисий. Неужели нельзя вот так же пропагандировать того же Власия, Иоанна (Крестьянкина)? В такой же мере, как пропагандируется Паисий Святогорец? Да, я говорю именно это слово, потому что есть мнение, что вообще надо чуть ли не сто храмов построить Паисию Святогорцу. А для наших святых разве не надо? Хотя очень люблю Паисия Святогорца, потому что он наш современник и говорит очень понятным и часто упрощенным языком».

– Конечно, все-таки речь у нас не идет о пропаганде. Лучше не употреблять даже такие сравнения, потому что Церковь занимается просвещением. А вот пропаганда имеет некую цель: внушить какие-то установки, кому-то нужные. А Церковь все-таки несет то, что не кому-то нужно, а нужно в первую очередь нам самим. То есть она доносит только то содержание, которое действительно нам самим и необходимо, и дает нам всегда свободу выбора. Именно поэтому Вы можете любить преподобного Паисия Святогорца, замечательного и очень мудрого подвижника, старца и нашего современника.

Сейчас, допустим, вышло несколько замечательных книг о преподобном Гаврииле Самтаврийском, грузинском подвижнике, тоже нашем современнике, современнике старца Паисия Святогорца, и распространяется его почитание. Они в один год отошли ко Господу и примерно в одно время были прославлены в лике святых. И действительно, наследие и преподобного Паисия, и преподобного Гавриила отличается вот этой простотой. Не потому, что они что-то упрощали, хотя и жили очень просто. Это были люди из простого народа и жили в очень сложное время.

И действительно, благодаря Богу и женскому монастырю Суроти в Греции очень кропотливо и тщательно собраны его слова. Нашлись такие подвижники, которые перевели их на русский язык, издавали (издательство «Святая Гора», а сейчас этой деятельностью занимается издательство «Орфограф»). Действительно, это большие тиражи. Почему? Потому что у нас ведь как происходит? Есть какое-то явление, оно подхватывается, люди прочитали сами книгу, поделились ею, подарили… Поэтому очень много книг уходит.

Но Вы говорили об отце Иоанне (Крестьянкине). Он пока не прославлен в лике святых, но действительно его наследие, благодаря братии Псково-Печерского монастыря, тоже очень широко. Вспомните, в начале 90-х годов вышла книга о подготовке к исповеди; ведь это уже абсолютный бестселлер (простите уж за такие слова), потому что ни один православный на начальном этапе не обходился без этой книги. Все мы выписывали в тетрадки грехи, испытывали свое сердце; ведь люди даже не знали названий грехов, вообще не было понятия о грехе. И, конечно, наследие отца Иоанна – это совершенно замечательные страницы духовной истории нашего Отечества.

Но, кроме этого, очень много подвижников среди новомучеников и исповедников. Духовное наследие новомучеников и исповедников Церкви Русской публикует  Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. У них замечательная серия «Наследие подвижников веры». Конечно, подвижники более раннего периода – святитель Феофан Затворник, святитель Игнатий (Брянчанинов) – это наше замечательное наследие, которое, я думаю, ни один православный не обошел своим вниманием.

Что касается именно наследия наших современников – это приснопоминаемый архимандрит Кирилл (Павлов), архимандрит Наум (Байбородин), сейчас издательство «Сибирская благозвонница» выпустило замечательную книгу о жизни отца Наума, и готовятся еще книги; об отце Кирилле много книг существует. Хотя среди книг об отце Кирилле, к сожалению, есть такие, которые не имеют грифа Издательского совета. Есть у нас священник Виктор Кузнецов, автор книг «Духовник», «Старцы», еще нескольких книг, но батюшка, к сожалению, пренебрегает возможностью представить эти книги на рецензирование в Издательский совет, и здесь нужно быть внимательным. Потому что замечательные книги Троице-Сергиевой лавры и ряд других изданий имеют соответствующий гриф Издательского совета.

– В начале программы Вы произнесли такие слова: траектория чтения. По-моему, очень удачное словосочетание. Как выстроить эту траекторию чтения? На что следует опираться?

– Особенно это касается молодых людей, потому что люди в возрасте читают уже то, на что хватает сил и времени. А молодым людям очень важно, во-первых, заложить базу. А база закладывается из знания Закона Божьего, то есть сначала важны такие издания, которые просто изъясняют традицию Церкви, основы жизни Церкви. Конечно, очень хотелось бы обратить внимание на все книжное наследие, которое связано с памятью новомучеников и исповедников Церкви Русской. Потому что этот живой пример, этот подвиг веры людей, которые совсем недалеко отстоят от нас по эпохе, – то, что имеет очень большую назидательную силу.

И, конечно, это наша современная православная художественная литература, писатели, лауреаты Патриаршей литературной премии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (их уже более двадцати). В чтении художественной литературы хотелось бы ориентировать на эти замечательные имена: Виктор Николаев, Олеся Николаева, Юрий Бондарев, Юрий Кублановский, лауреат этого года Владимир Костров. Это то, что действительно обогатит ваши сердца.

Ведущий Денис Береснев

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать