Беседы с архипастырем. О благодарности

27 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с епископом Бишкекским и Кыргызстанским Даниилом.

– Сегодняшняя передача посвящена важной христианской добродетели – благодарности. За все благодарите Господа – это изречение апостола Павла стало новозаветной заповедью. И многие святые, опираясь на него, говорили, что умение быть благодарным – это путь к совершенствованию. Апостол Матфей сказал: Будьте совершенны, как и Господь ваш совершен. Ваше Преосвященство, если рассматривать благодарность как возможность угодить Господу, как путь к совершенствованию, то откуда может рождаться христианская благодарность и как в ней упражняться?

– Я бы не сказал, что это путь к совершенствованию и определенному угождению Богу. Богу этого не нужно. Бог есть само Совершенство. В Нем существует сама полнота.

Благодарность как нравственная, моральная часть христианского и вообще религиозного служения необходима самому человеку, чтобы он сам совершенствовался. В чем же совершенство, если это чисто человеческая черта: когда кто-то нам сделал хорошо, мы его благодарим – это естественно? Если нам помогли, что-то подарили, мы обязательно говорим «спасибо», это проявление вежливости; если мы промолчали, отвернулись, то это, конечно, проявление невежливости. С религиозной точки зрения, в христианстве слова апостола очень сходятся непосредственно на самого человека: сам человек должен непосредственно развиваться в этом. Мы должны не только просить, потому что тогда мы превращаемся в потребителей.

Благодарность – это вызывание такого чувства, состояния, когда, благодаря, мы еще стараемся как-то оправдать своей жизнью то, что для нас сделал Господь. Если мы, например, просим Господа помочь нам со здоровьем и исцеляемся, то мы Его благодарим: приходим на богослужения, заказываем благодарственные молебны. Но при этом, благодаря, мы еще и говорим: «Господи, но и моя жизнь теперь будет совсем другой». В этом суть благодарности – в исправлении личностного состояния человека.

– То есть благодарность – это действие, идущее из глубины сердца… А если в сердце нет этого ощущения, человек относится ко всему как потребитель. Можно ли благодарить от ума, если в сердце при этом нет такого чувства? Будет ли это считаться благодарностью?

– Тут несколько путей. Либо это было воспитано в человеке, и он от светского благодарения переходит к религиозному благодарению Бога, когда в нем взращиваются религиозные чувства. А есть приобретенное, когда мы занимаемся самовоспитанием, говорим себе: «Мы обращаемся – и всё слава Богу. А если и не очень хорошо, значит, мы избежали еще чего-то худшего. Только вот мы всё просим и просим». Надо как-то останавливать себя на этой мысли и говорить: «А почему бы не поблагодарить? Почему бы и не исправить нашу жизнь?» Ведь причина наших бед – наши же страсти и грехи, поэтому и исправление всего этого происходит непосредственно с изменением своего личностного отношения к Богу, вере, что является уже так называемым самовоспитанием. В этом духовном, очень внутреннем религиозном составляющем и происходят важные изменения в личности человека.

– Понятно, когда человек пришел и попросил чего-то: Бог ему ответил, и он благодарен. А когда встречаются удары судьбы, когда на человека что-то валится и он чаще всего говорит: «За что мне это, Господи?» – тут не до благодарности?

– Часто люди переживают большие трагедии – землетрясения, наводнения, пожары или какие-то человеческие несчастья: смерть, сбила машина, что-то упало на голову. Всякие вещи бывают. Но при этом мы ведь смотрим на сердцевину происходящих событий: в дисгармонии природы, жизни человека смерть – это в первую очередь плод нашего грехопадения. Отсюда все эти процессы, мы их выращиваем – Бог к ним никакого отношения не имеет. Поэтому в религиозной доктрине, догматах четко и ясно (в этом дистанция громадная, ее даже и не может не быть!): Бог есть Бог, человек есть человек. Человеку было дано творение, он им пользуется, но в связи с грехопадением он приводит творение в определенную дисгармонию. Гармонии не существует – все разваливается, происходит разрушение, в том числе страдание. Все мы переживаем страдания и должны четко понимать: может быть, и не я виноват, если, например, моего близкого сбила машина, но это есть некое последствие в том числе и моих грехов, и всех людей, – то есть должно быть внутреннее осознание.

Ведь благодарность – это еще и внутреннее осознание своей собственной немощи, греховности. Был такой случай, когда один человек, выстроивший храм у меня на родине, позвонил и сказал: «Слушай, у меня жена с семьей попала в страшную автокатастрофу». Я спросил: «Все живы?» – «Все живы». – «А что с машиной?» – «Машину вообще было невозможно отремонтировать, просто отвезли на свалку». Другая машина встретилась с ними в лобовую, но все остались живы, только какие-то удары у супруги. Я ему говорю: «В такой автокатастрофе никто не выживает, ты это понимаешь?» – «Понимаю». – «Просто Господь сохранил за то, что ты поблагодарил Бога – выстроил храм. Он сохранил тебя от самого худшего». Страдания существуют: мы сами рождаем их своими грехами, а благодарность есть некая часть, которая показывает нам суть влияния Божия – как Он нас хранит, бережет и сохраняет.

– Из ударов судьбы тоже надо извлекать уроки – и благодарить Господа?

– Да. К сожалению, есть такие случаи, когда люди погибают, умирают, это печально и горестно для всех нас, но, может быть, горестей было бы больше, если бы мы не видели милости Божией, которая нас бережет.

– Даже когда происходят страшные события, надо уметь благодарить Бога. Но ведь не каждый человек может найти в себе эти силы – как ему быть, как взрастить в себе благодарность? Это духовный труд?

– Это великий труд. Иногда мы говорим: как тяжело молиться! И действительно – стоит только попробовать себя заставить целеустремленно помолиться… Или: как тяжело простить обидчика, который тебя облил всякой грязью, как потом тяжело к нему подойти и простить.

В такой ситуации тоже тяжело благодарить Бога. Вроде бы некое несоответствие: а за что Его благодарить? Он нас не сберег, ничего... Во-первых, Он нас, может быть, наоборот, сберег, если мы внимательно посмотрим на данную ситуацию. Во-вторых, мы должны понять, откуда произошли все события, страдания, которые мы почувствовали и которые воплотились в этой жизни. Происходят они от нашего волеизволения. Например, этот человек сбивает моего близкого. Может быть, он пьяным сел за руль – ведь это явное нарушение не только государственных, но и моральных, нравственных законов.

Найти в себе силы можно, но только тогда, когда мы внимательно посмотрим на ситуацию, не эмоционально-поверхностно: «Вот, такие-сякие», как, бывает, мы ропщем на Бога: «Он такой-сякой – нас не берег!»... Нет, надо внимательно посмотреть на ситуацию, и, извлекая из нее уроки, примеры, которые могли быть хуже или лучше, мы найдем понимание: вот за это мы должны поблагодарить Бога – и мы живы и здоровы, и все наши близкие живы и здоровы. Да, может быть, произошли какие-то трагические события, но они всегда происходят именно по человеческому фактору.

– Мне все равно было бы очень сложно отыскать в себе благодарность. А можно просить Бога, чтобы Он дал тебе чувство благодарности?

– Да. Ведь в Евангелии часто бывали такие моменты: Господи, помоги моему неверию! Тут то же самое – помоги моему неверию, моему недоверию, еще в чем-то, чего мне не хватает. Просим, чтобы Господь через Свою благодать коснулся нас и открыл нам глаза, чтобы мы смогли увидеть, как и за что благодарить Бога.

– Дал сердце благодарное… Владыка, спасибо за содержательную беседу – думаю, она многим была полезна. И завершающее слово…

– Я всех благодарю. И мы все благодарим Бога за все милости и благодеяния, которыми Он нас хранит, бережет от наших же с вами грехов. И эта благодарность, дай Бог, чтобы была в наших сердцах, наших делах и нашей жизни.

Ведущая Анна Грекова

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать