Беседа с профессором МДА А.И. Осиповым. Часть 1. Вопросы по Евангелию от Марка. Эфир от 22 июля 2015 года

22 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала - заслуженный профессор Московской православной духовной академии, доктор богословия Алексей Ильич Осипов. Тема беседы: Евангелие от Марка.

«Что легче? сказать ли расслабленному: «прощаются тебе грехи»? или сказать: «встань, возьми свою постель и ходи»?» (Мк. 2, 9).

– Этот вопрос, пожалуй, касается жизни каждого человека и должен бы вызывать соответствующее беспокойство. В религии есть убеждение (и в ветхозаветной религии было таково), что все несчастья, которые возникают в жизни человека, вызваны теми или иными грехами. Эта мысль является одной из главенствующих почти во всех религиях, и Господь повторил ее. Здесь указывается на какую-то зависимость между грехом и состоянием человеческого организма, жизнью человека. Святой Марк Подвижник писал, что «тот, кто пресытился сверх меры телесными удовольствиями, тот обязательно окажется подверженным сторичному (стократному) страданию». Он говорит о каких-то удовольствиях сверх меры. То есть для голодного вкушение пищи – это совершенно нормальное явление, так же как и для москвича очень приятно бывает выехать из Москвы на лоно природы. Но пресытившийся сверх меры удовольствиями получит сторичное болезнование, говорит Марк Подвижник. Эта связь есть, но христианство ввело некий элемент, который является чрезвычайно важным. Когда Христос однажды сказал, что трудно богатому войти в Царство Небесное, то ученики изумились: «Кто же тогда может спастись?» Христос не стал объяснять, потому что многого ученики тогда не могли понять, но ответил: «Невозможное человекам возможно Богу». Он указал на то, что мы часто не замечаем прямой связи между откровенно греховной жизнью какого-то человека и его земным благополучием. Здесь существуют другие законы – законы духовного порядка, которые действуют не прямолинейно, но остается в силе именно этот закон: греховная жизнь в конечном счете обязательно наказывает человека. Что такое грех? Это рана, которую человек себе наносит. А когда есть рана, то надо понимать, что из этого получится. Раны могут быть разного порядка: одни внешние, очевидные, другие раны (когда человек курит, пьет или употребляет наркотики) сразу незаметны, но приводят к самым трагическим последствиям.

Каждому человеку важно помнить, что не Бог наказывает человека. Сторичные болезнования или страдания, о которых говорит Марк Подвижник, являются естественным следствием того, что человек нарушает нормы своей духовной и телесной жизни, наносит себе раны – и отсюда проистекают страдания самого разного порядка. На мой взгляд, это основная мысль, которая здесь присутствует.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Как удержать внимание в верхней части груди во время молитвы и при этом заключать ум в слова молитвы?»

– Этот вопрос не относится прямо к Евангелию от Марка, хотя речь идет о молитве, что, в общем, относится к любому Евангелию. Как это сделать, расписывать очень трудно. Эту мысль высказывает схиигумен Иоанн Валаамский (но он не единственный). Он говорит, что очень полезно в молитве (и это помогает) держать внимание в верхней части груди. Не в том смысле, что глазами смотреть, а именно держать внимание. Он на основе своего опыта говорит, что если человек при некотором упражнении научится так держать свое внимание (не в голове, не в глазах, не вверх поднимая свой взор, а именно в себе, где, по слову Христа, есть Царство Божие, то есть там – в этом Царстве, где Господь), то очень скоро убедится, что молитва становится более внимательной и более эффективной. Мне кажется, этот совет стоит исполнить, стоит им воспользоваться.

«Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2, 16-17). Как понять эти слова?

– Этот текст Евангелия имеет очень большое значение для духовной жизни каждого человека. Мы думаем, что Господь заботится о праведниках. На самом деле Господь одинаково любит как праведников, так и грешников, как самых великих святых, так и самых преступных и греховных людей. Бог есть любовь, и как дождь дождит на праведных и неправедных, так и любовь Божия направлена на всех без изъятия.

Господь подчеркивает, что Он пришел призвать не праведников, а грешников – не потому, что праведники уже в раю. Речь идет о другом. Нет праведного ни единого: все греховны, все недостойны Бога, все несовершенны, о чем говорит великий опыт наших святых. Так, Макарий Великий говорит: «Боже, очисти меня грешного, яко николиже (то есть никогда) сотворих благое пред Тобою». Здесь такой подтекст: с теми, которые мнят себя праведниками (следовательно, кому уже не нужен Спаситель), что с ними поделаешь? Но еще есть люди, которые сознают свои грехи, видят, что они не таковы, какими должны быть, и вот в сердцах этих людей Господний призыв может найти отклик. Кто принимал проповеди Христа? Простые люди, которые сознавали свои грехи. И напротив, кто отверг Его? Мнимые праведники: фарисеи (это люди типа монашества), книжники – те, которые великолепно знали Священное Писание, закон и пророков (богословы, священники, архиереи), то есть все те, кто считал, что они в силу занимаемого положения и в силу того, что они знают, уже праведники и их спасать не от чего. Действительно, таковых Бог уже не может призвать, ибо они не услышат Его призыва.

Эти слова Евангелия научают очень важному: нужно следить за собой. И если вдруг появляется мысль о своей праведности, это первый признак отвращения от Бога и невозможности связи с Богом. Все святые Православной Церкви говорили, что покаяние – это есть то состояние, которое не должно иметь конца, пока человек живет на земле. Эти слова замечательно передают иронию: «Пришел призвать не праведников (то есть не лжеправедников), а грешников к покаянию», – только грешники могут отозваться на зов Господень, раскаяться и быть принятыми Богом.

«И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься» (Мк. 2, 19). О чем здесь идет речь?

– Интересное место в Евангелии, когда фарисеи обвинили учеников, что они не соблюдают постов (то есть нарушили в данный момент), установленных законом, которые соблюдали они. Интересны слова Христа Спасителя: «Пока с ними Жених, не будут поститься». Что это означает? В данном случае речь идет о такой ситуации: с ними был Сам Законодатель, Сам Творец и законов духовных, и законов внешней церковной жизни. Он этим показал, что внешние законы или церковные установления (в данном случае ветхозаветной религии) носят относительный, а не безусловный характер. Безусловный характер носит только воля Божия, выразителем которой и был Христос: Он здесь, Он видит, и Он Сам знает, в какой степени им нужно делать то или другое. «Пока с ними Жених» – Он и есть Жених.

Некоторые делают отсюда интересный вывод, что поскольку мы – христиане и с нами Христос, то зачем нам поститься? Дело в следующем. С учениками Христос был, а с нами Он есть или нет? С учениками Он был не только телом. Они с Ним были всюду, они горели быть с Ним, чувствовали духовное общение, прилепились к Нему, не отступали от Него. А мы? Нам нужен Христос? Интересно, кому нужен Христос? Нам нужен не Христос, не этот Жених большинству нужен, а нужны только земные блага. Поскольку Жених, к великому сожалению, не с нами, точнее – мы не с Ним. Отсюда Церковью установлены, в частности, и посты: не как что-то безусловное, но как необходимая помощь в нашей духовной жизни, благодаря которой мы можем вновь приблизиться ко Христу, к этому Жениху, и получить спасение.

Еще один практический момент. Бракосочетание происходит, например, в пятницу. Как быть? Пятница – постный день. Чему следовать? Если строго следовать букве закона, то пятница – постный день. Если следовать не букве закона, а понимать, что это единственное событие в жизни человека, самое торжественное и самое важное, то разве можно в этот день налагать пост на людей, которые сорадуются этому жениху и этой невесте, сорадуются церковному таинству, которое совершено, и тому брачному пиру, который совершается? Конечно, нельзя. Даже в прямом смысле Жених сидит с ними. Здесь пост, конечно же, должен быть отменен. Ибо не буква должна быть прежде всего, а дух.

– Есть исключения из правил.

– Конечно. Христос прямо говорит: «Не человек для субботы, а суббота (то есть законоположения) для человека». Очень часто, с точки зрения фарисеев и законников, Он нарушал эту субботу, так им казалось. Как это ученики идут и в субботу растирают руками колосья и едят? Голодные были. Христос не только не осудил учеников, а оправдал их и обвинил тех обвинителей, которые осуждали учеников. Это великое правило: не человек для субботы, то есть не человек должен подчиняться субботе, а суббота должна подчиняться человеку. Как подчиняться? С точки зрения заповедей Господних, ибо любовь превыше всего.

«Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мк. 3, 28-29). При каких условиях будут прощены все грехи и хуления? Это должно быть покаяние или как? И почему не прощается хула на Духа Святого?

– В Евангелии от Марка приведены только эти слова, а в Евангелии от Матфея сказано даже более сильно, что и «хула на Сына Человеческого простится». Что такое хула на Сына Человеческого? Отсутствие веры в Него, непризнание Его Спасителем, непризнание Его Богом и так далее. Даже это простится при каких-то условиях. При каких? Этим условием является отношение к Духу Святому. Что же такое хула на Духа Святого? У святых отцов дается точная характеристика этого греха. Святитель Феофан Затворник писал: «В том состоит хула на Духа Святого, когда кто делает неправое в то самое время, когда ум и совесть претят ему и не велят того делать». Он приводит, в частности, слова пророка Исаии, который очень сильно говорит: «Горе тем, которые зло называют добром и добро – злом, тьму почитают светом и свет – тьмою, горькое почитают сладким и сладкое – горьким!» О чем идет речь? В чем состоит хула на Духа Святого? Человек видит добро, а называет это злом, то есть оправдывает зло. Святые отцы говорят, что хула на Духа Святого – это сознательное противление той истине, которую человек видит, и именно потому, что это истина, противится ей.

Вспомним случай, когда Христос воскресил мертвого Лазаря – четырехдневного, смердящего. Как отреагировал синедрион: первосвященники, архиереи, книжники? «Убить и Лазаря». Уже было совершенно ясно, Кто такой Христос. Случай воскрешения беспрецедентный, который не объяснить ничем. Они поняли, что это есть Мессия, Истина, и решили убить не только Самого Христа, но даже и Лазаря как свидетеля этого чуда. Вот это есть хула на Духа Святого. Почему она не простится? По простой причине. Святые отцы говорят так: «Нет греха непростительного, есть грех нераскаянный». Когда человек сознательно противится этому и борется, то он и совершает эту хулу: он не раскаивается, а противится. Вот что есть хула на Духа Святого. Это очень опасное явление.

– При каких условиях грехи могут быть прощены? Они всем прощаются?

– Святые отцы сказали: «Нет греха непростительного, есть грех нераскаянный». Этим самым они указывают, что любой грех может быть прощен. Петр отрекся от Христа, но потом всю жизнь плакал и каялся. В житиях святых мы видим, сколько было святых, которые до этого вели безобразный образ жизни: Мария Египетская – это чудо святости, которое мы видим в результате ее удивительного покаяния.

– Как понимать слова о разной почве в притче о сеятеле?

– Вспомним этот евангельский отрывок: вышел сеятель сеять, и первое зерно упало при дороге, другое в терние, третье – на каменистое место, и только одно из них упало на добрую почву. Обращаю внимание на то, какой интересный язык был у древних – приточный, иносказательный, когда не прямо что-то говорится, а в образах, которые легче запоминаются и могут быть глубже поняты. Почва – это ум и сердце человека. Мы знаем, как один человек услышит – и просто вцепится, прилепится, весь горит узнать. Другому – как в стенку горох, никакого внимания. Одни люди интересуются смыслом жизни: зачем я живу, для чего это нужно, какой смысл жизни, если в любой момент каждый из нас может умереть? Для других людей и самого вопроса такого не существует. Под почвой в данном случае разумеется степень восприятия каждым человеком христианства, в первую очередь Христова учения, отношение к совести, разуму, страдание человека от вопроса: «Зачем же я живу?» И когда человек услышит, что христианство говорит не о том, что человек просто пожил, умер – и конец, а есть, оказывается, вечность (и не только вечность, а даже всеобщее воскрешение; оказывается, вечность будет не только для души, но и для тела – для всего человека), представьте, какая радость надежды охватывает тогда человека. Тогда он действительно изменяет свою жизнь – для того, чтобы получить это. Почвой в данном случае является ум и сердце человеческое.

– Вопрос телезрителя: «Если у Иисуса Христа первый ученик был Андрей Первозванный, то почему от него нет Евангелия?»

– Не только от него нет Евангелия: от Петра нет Евангелия, от Павла, от многих. Но от кого-то сохранились послания, письма, другие не писали по причинам разного порядка. Необязательно каждый должен писать. Надо учитывать особенности человеческих природных данных: есть люди, у которых творческая писательская жилка есть, у других она отсутствует. Кому-то легко писать, кому-то – трудно, кто-то много пишет, кто-то мало. Андрей Первозванный, видимо, был не из тех людей, кто считал возможным, во-первых, писать, во-вторых, может быть, и не было причин, чтобы он написал Евангелие, тем более зная, что кто-то уже его написал. Он знал, что его брат Петр уже писал какие-то письма христианам, в которых излагал суть учения Христова.

– Вопрос по притче о горчичном зерне, которое сеется в землю и меньше всех, но когда оно разрастается, становится больше всех злаков, и птицы могут укрываться под тенью его: при каких условиях разрастается в нас горчичное зерно – Царство Небесное?

– Здесь можно говорить о нескольких вариантах. Один из них, который непосредственно относится к этим словам, заключается в следующем: под зерном горчичным в данном случае разумеется слово Божие, которое слышит человек и принимает его. Если он его принимает и начинает вести соответствующую жизнь, то постепенно эта жизнь меняет состояние его души. Процесс этот происходит незаметно: он не виден, не выражается в ярких внешних формах, но этот процесс идет, и в итоге мы видим, к каким вершинам он приводит тех людей, которые встали на путь христианской жизни.

Есть и другой смысл, который для многих будет даже более интересным. Что происходит в таинстве Крещения? Преподобный Симеон Новый Богослов писал так: «Уверовавший в Сына Божия кается во всех грехах своих, и тогда Бог Слово входит в крещеного, как в утробу Приснодевы, и пребывает в нем как семя». Об этом же писал целый ряд святых отцов. Игнатий Брянчанинов говорил так: «Святой Исаак Сирин (также Марк Подвижник, святые Ксанфопулы, Тихон Задонский) согласно с прочими отцами научает, что Христос насаждается в сердца наши таинством Святого Крещения, как семя в землю. Дар этот сам собою совершенен, но мы его или развиваем, или заглушаем, судя по тому, какое проводим жительство». Здесь мы видим прямой, непосредственный смысл. Оказывается, в крещении мы получаем семя Самого Христа. Но не дерево, не плоды.

Когда открыли египетские пирамиды, нашли там, в частности, зерна пшеницы, которые как были зернами, так и остались ими – не проросли и не дали никакого плода. В таинстве Крещения дается это семя, и если человек прилагает усилия: обрабатывает почву, поливает семя, выпалывает сорняки, то есть трудится, борется со страстями, понуждает себя к доброй жизни, к исполнению заповедей Христовых, – тогда это семя начинает вырастать в древо, в ветвях которого даже птицы небесные делают себе гнезда. Очень важно так понимать крещение, потому что многие думают, что крестился – и всё. А на самом деле только семечко дается в крещении. Покушайте семечко от яблока и само яблоко: сыт будешь от семечка? И если семя, данное в крещении, не получает потом необходимых условий в человеческой душе и сердце, то оно так и остается бесплодным, как в другой притче Христос сказал о таланте, который человек зарыл в землю. Крещение – это великое таинство, дающее нам возможность получить древо и плоды.

– Можно всю жизнь ходить в храм, получив семя при таинстве Крещения, но оно так и останется семенем.

– Оно так и останется бесплодным.

– Как понять, что семя разрослось?

– Оно не разрастется, если человек крещен, но не хочет жить по заповедям Христовым, не борется со своим ветхим человеком, со страстями… Семя только тогда вырастает, если его удобрять, поливать, пропалывать сорняки.

– Может, человек борется в меру своих сил, ходит каждое воскресенье в храм, ставит свечку, подает записки…

– Свечку могу поставить, конечно, а пока ставлю свечку, обругаю кого-то, осуждаю направо и налево… Свечкой человек не спасается, свечка не изменяет моей души, нисколько не действует на мои страсти. Все церковные внешние установления только тогда имеют смысл и значение, когда они совершаются с покаянием, молитвою, понуждением себя жить по-христиански. В противном случае человек может соблюдать все посты, ставить свечи, подавать поминовения, записки, служить молебны, панихиды и чего только не делать, но если он не борется со своими страстями, от этого не только нет никакого проку, а очень часто даже происходит так, что человек, который думает, что он что-то делает, впадает в тщеславие, гордыню. Святитель Феофан Затворник говорит: «Сам дрянь дрянью, а все твердит: я не такой, как прочие человецы». Вопрос, который Вы задали, очень серьезный. Внешнее соблюдение всех церковных установлений ничего не даст человеку, если он не исполняет заповеди. Церковные установления – это, конечно, полегче: и посты соблюдать, и в церковь ходить, и записки подавать, и свечки ставить. А нужно победить свою зависть, свое тщеславие и т.п. – вот где духовная жизнь. Внешнее имеет значение только тогда, когда оно помогает исполнению заповедей. Если не помогает, то это ужасная вещь. У святых отцов есть такое высказывание: «Телесный подвиг без понуждения себя к духовному (то есть к борьбе со страстями) более вреден, нежели полезен, потому что с необыкновенной силой взращивает тщеславие, гордыню и самомнение у человека». Я хожу в церковь, исповедуюсь и причащаюсь, подаю записки – и простые, и на проскомидию, а что кругом?.. Человека можно видеть по плодам: тот, кто ведет правильную жизнь, тот с любовью относится к каждому человеку, независимо от того, кто он. А лжеправедники часто всех ненавидят, кроме самого себя, потому что считают, что только одни они святые.

– Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «В главе 7-й Евангелия от Марка говорится: «Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа» (то есть: «отверзись»). Почему в нескольких местах Евангелия есть слово на арамейском языке «еффафа»? Что хотел этим сказать евангелист?»

– Евангелист в данном случае просто повторил точно то, что сказал Христос. А Он сказал именно вот так. Хотя до сих пор является вопросом: говорил ли Христос на арамейском языке или был здесь еврейский язык? Однажды я был в Сирии, где есть городок Маалюля – место, где говорят на арамейском языке. С нами был человек, который знает еврейский язык. Кого-то попросили прочитать на арамейском языке «Отче наш», и человек, знающий еврейский язык, ничего не понял. Оказывается, этот язык сильно отличается. Очень возможно, что Христос говорил на еврейском языке, а здесь Он сказал арамейское слово. Могли быть и другие варианты. Евангелист просто передал сам по себе этот факт. Ничего особенного и таинственного в этом нет.

«И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?» (Мк. 4, 39-40). О какой боязни здесь идет речь?

– Здесь ясно, о какой боязни: они испугались, что погибнут. В другом Евангелии сказано, что Христос спал даже в это время, а Его разбудили, сказав: «Наставник, погибаем». Этот евангельский отрывок имеет большое значение для нашей жизни. Как многого мы боимся: «Ах, что будет завтра? Ах, не провалилось бы вот это дело, не донес бы на меня вот тот человек, не рассказали бы обо мне то-то и то-то, поступлю ли туда-то?» Святитель Игнатий Брянчанинов высказывает такую мысль: «Мы гораздо больше страдаем от ожидания скорбей, нежели от самих скорбей». И точно: все время у нас «ах, ох, как бы и чего бы»…

В данном случае эти слова имеют прямое отношение к нам и назидают нас. Если мы верим, что Бог есть любовь, есть премудрость и Он не попустит ни на одну йоту нам больше неприятностей, скорбей, несчастий, чем это требуется для нашего спасения, если мы твердо веруем в то, что Он есть Врач премудрый, великий, любвеобильный, что Он не сделает ни одного лишнего движения скальпелем для того, чтобы спасти нас, разве мы можем бояться? Великое благо для того человека, кто, имея какие-то искушения, скорби и болезни, обращается к Богу и говорит: «Господи, Ты все знаешь, Ты видишь, что я хотел бы, но да будет Твоя воля, а не моя. Я верю, что Ты – любовь и Ты для меня делаешь самое лучшее». Поэтому здесь Господь даже обвинил учеников: «Что вы маловерные такие?» А мы теперь – тем более. Мы знаем, что совершил Христос, какую казнь претерпел на Кресте до смерти, и нам теперь сомневаться и бояться – это куда больший грех, чем то, что апостолы испугались бури и волнения на море. Вот чему научает этот случай.

– Вы сказали: «Да будет воля Твоя». Как понять, что это воля Господня?

– Нужно понять, что случайностей в нашей жизни не бывает. Можно сказать даже так, что и комар не укусит нас случайно. Все происходит с духовной точки зрения закономерно, ибо наше духовное состояние порождает всю совокупность нашей внешней жизни. Как это происходит? Мы этих законов не знаем. Но это является абсолютной истиной: наше духовное состояние определяет и нашу внешнюю жизнь. Но не надо думать прямолинейно, как это думали иудеи при словах Христа, что трудно богатому войти в Царство Небесное: «Кто же тогда спасется?» Нет здесь прямолинейного, мы не знаем, кому что полезно. Пусть хотя бы один христианин скажет, что для него полезно: быть здоровым или больным, богатым или бедным, в славе или бесчестии, успешным или напротив? Мы ничего не знаем, мы как слепые, да и действительно слепые. В чем для нас состоит воля Божия? «Господи, я верю в Твою благую волю! Да будет Твоя воля, ибо она всегда благая». Если человек именно так мыслит и при этом еще смиряется и говорит: «Господи, достойное по делам моим я получаю», такому человеку Господь сторицею даст.

– Как тогда понимать поговорку: «На Бога надейся, а сам не плошай»? Может, им надо было грести, может, надо было Спасителя разбудить или еще что-то?»

– Здесь они делали все возможное: когда волны накрывают, греби как хочешь. Мы тем и показываем, как мы надеемся на волю Божию, если мы сами со своей стороны делаем необходимое, то есть понуждаем себя к исполнению заповедей. В какой степени мы понуждаем себя, в той степени мы и показываем, как мы надеемся на волю Божию.

– Вопрос телезрительницы: «В 5-й главе Евангелия от Марка написано, что когда пришел Господь в страну Гадаринскую, Его встретил вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом. Бесы просили Господа, чтобы Он послал их в стадо свиней. Стадо свиней погибло. А бесы? А то получилось так, что стадо свиней погибло, а жители попросили Иисуса уйти из этого места. Какой смысл в том, что произошло?»

– Во-первых, этим было показано, что человек – это высшая ценность на земле; не свиньи, а человек – высшая ценность. И для спасения человека – внешнего, физического спасения, с которым было сопряжено это действие, можно было пожертвовать и свиньями. Это первый смысл.

Второй смысл: бесы просили Его, можно ли им хотя бы в стадо свиное войти. Христос разрешил им. Нам нужно понять, что Бог любит не только нас, но и бесов любит – все творение Он любит. Мы все время забываем об этом. И поэтому Господь разрешил им войти в стадо свиное.

Третий момент: какое потрясающее научение для свидетелей этого факта! Они увидели, во-первых, власть Христову даже над нечистыми духами. Во-вторых, увидели, кто такие демоны: только дайте им власть, они тут же всё погубят. Также было показано, что бесы не могут сами по себе что-либо сделать, они безвластны и делают лишь то, что им позволено Богом. А Богом позволяется только то, что соответствует нашему человеческому духовному состоянию. В данном случае они еще увидели, кто такие бесы: посмотрите, что творилось только что с бесноватым, как он страдал, и Господь его исцеляет. Теперь посмотрите, что происходит, когда дается им власть, – тут же стадо свиное погибло в море. Вот с кем мы имеем дело. Но человек – наивысшая ценность. Святой Исаак Сирин великолепно писал: «Ничто, никакая тварь, ни человек-враг, ни даже бесы – никто и ничто не может прикоснуться к человеку без воли Божией, без попущения Божия». Мы знаем, каково попущение Божие: оно исходит только из любви Божией к человеку. Бог – Врач, а не палач, и если Он попускает кому-то скорби, болезни, то это попускается не в качестве наказания или мести человеку, а как указание и врачебная помощь. Как хирург делает нам операцию: разве мы хотим, чтобы нас резали? Нет, но мы просим и даже деньги даем: «Пожалуйста, спасите нас». Так и Господь есть Врач. Он показал в данном случае, исцелив бесноватого, что Он есть любовь по отношению к человеку, и показал, кто есть демоны. Он показал не только то, что они могут с нами сделать, как и со свиньями, но и то, что они не имеют власти без попущения Божия. Бесы просили – Христос разрешил. Они могут делать только то, что им позволено.

А то, что жители просили Христа уйти от селения, здесь такой странный выбор потому, что в их совести произошло борение. С одной стороны, Христос – Чудотворец, и надо бы Ему поклониться, просить Его помочь им, но нет: свиньи – это богатство, а Он погубил свиней, пусть лучше Он уйдет, а то вдруг еще погубит другое свиное стадо. «Ты лучше отойди, Христос, от нас». Часто происходит такой выбор, когда мы Богу предпочитаем гибнущую мамону. Не Бог нам нужен, не Царство Божие, а свиньи нам нужны. Именно так оказался в данном случае поставлен вопрос и его решение жителями этого города.

 

Ведущий Сергей Юргин

Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать