Беседа с профессором Московской Духовной Академии А.И. Осиповым. Эфир от 26 октября. Часть 1

26 октября 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Беседа с профессором Московской Духовной Академии А.И. Осиповым.

Эфир 26 октября 2014 г. Часть 1

 

- Здравствуйте, в эфире телеканала "Союз" встреча с заслуженным профессором Московской Духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым.

Здравствуйте, Алексей Ильич. Благодарю, что Вы нашли возможность приехать в студию и ответить на многочисленные вопросы наших зрителей, поступивших заранее.

 

- Многие люди на пути от атеизма к вере испытывают чувство сомнения не просто в истинности Православия, но и в самом существовании Бога, это сомнение мучает их, порой даже происходит некое раздвоение, ведь большинство из них воспитывалось в идеологии научного атеизма. Что можно посоветовать тем, кто испытывает такие сомнения, которые препятствуют молитве с истинной верой, отвлекают от нее?

 

- Очень часто можно встретиться с таким явлением, когда, кажется, человека мучает какое-то сомнение, но он не отдает себе отчета в конкретных проблемах, которые вызывают эти сомнения. В данном случае очень важно четко продумать, почему я сомневаюсь в том, есть ли Бог, есть ли бессмертие, вечность. Почему? Какие основания?

Если подойти к этим вопросам строго, надо прямо сказать, что никаких разумных оснований к отвержению бытия Бога нет. В частности аргумент, который мы много раз встречали в нашей жизни, особенно в атеистический период существования нашего государства: наука доказала, что Бога нет. Хочется обратить внимание, что с точки зрения науки, мир, постигаемый человеком, бесконечен. Если это так, мы должны признать, что наши знания в любой момент истории являются ничтожной капелькой в бесконечном океане. Можно ли на основании капельки делать выводы о том, что делается в океане. Это немыслимо. Поэтому с точки зрения науки, никогда нельзя сказать, что Бога нет. Самое большее, что может сказать наука: я пока не знаю. По очень простой причине: то, что мы узнали, есть лишь ничтожная капля. Поэтому, когда делается утверждение, что Бога нет, оно носит не только не научный, но антинаучный характер, и это следует продумать.

Итак, надо четко продумать: вот причины, которые меня смущают, по которым я думаю, что Бога может не быть, и тогда это можно будет легко рассмотреть, продумать, рассудить об этих вещах.  Я уже рассказал об одном таком аргументе, что наука доказала, что Бога нет.

Второе, что мне бы хотелось отметить: мы все время говорим о науке и религии, но, на самом деле, это совершенно неверный подход. Мы должны точно так же рядом и параллельно говорить о науке и атеизме. Надо посмотреть, каковы основания у науки для отрицания Бога. И параллельно надо смотреть, каковы основания, с точки зрения науки, для утверждения бытия Бога. Нужно идти параллельно.

История атеизма, которая наглядно и бурно началась во второй половине и конце XVIII столетия, никогда не ставила вопрос о науке и атеизме. Постановка вопроса о науке и религии неверна хотя бы потому, что если мы посмотрим на историю человечества, она всегда была религиозна, и атеистическая идея - новая. Как известно из науки, ее методологии, каждая новая идея, прежде всего, должна показать свою состоятельность, неудовлетворительность прежней теорией и аргументы своей. Здесь мы ничего подобного не видим, отсутствует сама постановка вопроса: наука и атеизм. Какие аргументы имеет атеизм, с точки зрения науки.

Вот что надо сделать: четко поставить вопросы и обсудить со знающими людьми или почитать соответствующую литературу. Недаром говорят, что правильно поставленный вопрос - это уже половина решения.

 

- В продолжение разговора о науке: по церковной теории от сотворения мира прошло семь тысяч лет, однако есть археологические раскопки, которые находят памятники культуры давностью 40 и 50 тысяч лет. Как относиться к таким фактам?

 

- Расскажу один интересный факт. Я читаю лекции в Академии, ко мне подходит один студент и говорит:

- Библейское утверждение, что от сотворения мира до рождества Иисуса Христа прошло 5508 лет.

Говорю, что это не библейское утверждение, спрашиваю, откуда он это взял. Предлагаю ему написать сочинение на тему "Библейская хронология" и о том, возможно ли установить точную дату сотворения мира. Он взялся с удовольствием, тем более что он окончил исторический факультет МГУ. Через пару недель он подошел со словами:

- Я сдаюсь: в Библии нет никаких данных, которые позволили бы говорить, что мир сотворен 5508 лет тому назад. Таких данных нет. Это не библейская цифра, хотя мы ее встречаем всюду, это символическая цифра. Было даже показано, как она возникла. В одном из псалмов Давида сказано, что перед Богом один день, как тысяча лет, а тысяча лет, как день единый. Человек был сотворен в шестой день, значит, до этого прошло пять дней, то есть пять тысяч. По неписаному преданию человек был создан в полдень, самый ясный момент дня - вот вам еще пятьсот лет. Мы знаем, что в конечном счете бытие останется, и это обозначает восьмерка. Таким образом, цифра 5500 лет не имеет под собой никаких библейских оснований.

Дореволюционный профессор Московской духовной академии Сергей Сергеевич Глаголев даже написал специальную книгу, которая называется "Прошлое человека", где он приводит, сколько существует библейских: христианских и иудейских хронологий, и которые называют разные цифры, однако все они не имеют под собой никакой реальной основы. Это цифры не реальные, но символические. Мы очень привержены символам, и часто они бывают для нас очень дороги.

Так что никакого противоречия нет, потому что мы не знаем, сколько тысячелетий тому назад появился этот мир. Библия нам об этом не говорит.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Малаховка Московской области: Несколько лет тому назад была введена генеральная исповедь. Есть ли необходимость, а главное польза на смертном одре снова вспомнить все прежние грехи, присовокупив вновь появившиеся?

 

- Во-первых, надо сказать, что с генеральной исповедью надо быть очень осторожным. Обычно она проводится, когда человек не был в церкви всю жизнь или десятки лет, либо вовсе не был верующим. Тогда для человека, который впервые хочет покаяться, впервые приступить к Святой Чаше и причаститься Тела и Крови Господни, тогда действительно требуется вспомнить все, что было сделано бессовестного за всю прошлую жизнь.

Со стороны священника здесь может быть лишь деликатная помощь. Не так давно был случай, когда со слезами подошла женщина с просьбой о помощи и сказала, что была на генеральной исповеди. Однако сам старец не мог принять исповедь, и ее исповедовал один из послушников молодой иеромонах, при этом задавал такие вопросы, что ей, женщине уже немолодой, было просто оскорбительно слушать их. Как говорят святые отцы и старцы, есть вопросы, особенно связанные с плотскими грехами, где необходима огромная деликатность. Надо быть в высшей степени осторожным.

Другая женщина, с которой я знаком много лет, сама она подолгу жила во Франции, сказала после исповеди у такого русского "старца":

- Слава Богу, что я не молодая девушка, после такой исповеди я бы вышла развращенной: такие мерзости называл этот "духовник", о которых я в жизни не слыхивала.

Почему я говорю об этом? Сейчас часто можно слышать о генеральной исповеди. Надо быть очень осторожным, у кого можно провести эту исповедь. Этот человек должен быть просто целомудренным, потому что сплошь и рядом приходится слышать, как задают такие вопросы, что исповедь превращают не в очищение, а в еще большее загрязнение души.

Верующий отец одной тринадцатилетней девочки был просто в ярости от тех вопросов, которые ей задавали на исповеди: это было просто развращение.

Генеральная исповедь - очень редкое явление, проводится с человеком, который, может быть, никогда и не был в церкви, или, по крайней мере, был очень давно. Надо быть очень осторожным с человеком, к которому можно подойти с этим вопросом.

Третье, о чем спросили: если Вы уже исповедовались в грехах, уже получили разрешительную молитву, то второй раз делать этого не следует. Сами в душе мы можем и даже должны что-то вспоминать и каяться, но повторять исповеданные грехи перед лицом священника, свидетеля Вашей исповеди, уже не надо. Исповедование их перед Богом и свидетельствование священника уже были, поэтому повторять этого снова не требуется.

Обращаю Ваше внимание: существует сайентология, где сайентолог, к которому приходит человек, начинает копаться во всех мелочах жизни. Православие запрещает это, особенно запрещает копаться в плотских грехах. Достаточно одного слова, без каких-либо подробностей, это очень важно знать. Как только мы видим, что начинаются подобного рода разбирательства, тут же надо отойти и пойти к другому. Необходимо целомудрие как у исповедующего, так и у исповедующегося.

 

- Вопрос телезрителя с Украины: В Библии написано, что душа - это кровь. Если это кровь, то есть ли она вообще?

 

- Сейчас появилось достаточно много серьезной литературы, написанной компетентными врачами, хирургами, которая особенно ярко подтверждает, что душа, то есть та духовная субстанция человека, в которой концентрируется самосознание, личность человека, существует. И не только существует, но и остается, и обретает еще более сознание, когда человек сбрасывает тело, или как мы говорим, умирает.

Фактов, что душа есть, огромнейшее количество. Даже я как-то написал книгу "Посмертная жизнь души". Если Вас интересует, посмотрите, там я тоже привожу целый ряд достоверных фактов, свидетельствующих, что душа, в которой концентрируется личность человека, не умирает с телом, но продолжает существовать в ином мире. И именно в этом заключается вся важность существования человека: здесь перед взором Божиим, взором святыни и истины, открывается все, что сотворено мною, как личностью. Это тот основной страх, который должен был бы заставлять человека вести правильную жизнь еще здесь, на земле.

Святые отцы утверждают, что душа есть даже у животных и даже растений, вся суть в том, что человеческая душа трехсоставна. У растений только, назовем ее так, "растительная", у животных чувствующая, а у человека душа уже разумная. Это третий "этаж", который присущ только человеку, в отличие от растений и животных. И эта душа имеет уже бессмертное бытие, и именно этой душе, по христианскому учению, будет соответствующее воскресение тела.

 

- Мы с подругой пытаемся стать православными, но по факту понимаем, что становимся хуже, чем были: гнева и раздражения больше, чем прежде. Это сильно мучает. Подскажите, как с этим быть, назовите более вероятные причины. Кажется, что терпение совсем исчезло.

 

- Ваши недоумения обусловлены тем, что вы думаете, что если стали православными, то сразу можете все сделать. Если вы, например, записались в секцию бегунов, разве вы думаете сразу же побить все рекорды? Духовная жизнь - это то, что на духовном языке именуется аскезой. Не пугайтесь этого слова, потому что на греческом языке оно означает не что иное, как упражнение, тренировку, потому и слово аскет можно перевести как спортсмен.

Вступив на путь Православия, мы лишь вступаем в "секцию", когда мы должны начать тренироваться.  С чего же мы должны начать тренироваться? С малых вещей. Конечно, мы должны избегать грубых и противосовестных поступков, но для этого надо начинать с малого. Потому святые отцы вслед за Евангелием говорят "верный в малом  над многим будет поставлен". Это великий закон жизни.

Что такое «верный в малом»? Например, я чувствую, что могу осудить, но могу и не осудить. Не осудите. Хочется идти по городу и глазеть на все стороны. Попробуйте, по крайней мере, удерживаться от этого. Хочется смотреть телевизор - не посмотрите. Надо делать то, что еще в силах делать. Для нас это и есть то малое, что мы можем сделать. Много ли может человек нетренированный по сравнению с атлетом. Конечно, нет.

Если человек будет постепенно бороться со своими дурными мыслями, многими нехорошими желаниями, если он пример решение и встанет на этот путь борьбу, будет понуждать себя как можно чаще обращаться к Богу "Господи, Иисусе Христе, помилуй меня", тогда увидите, какие положительные результаты даст эта постоянная тренировка - аскео. Не мечтайте, что, едва поступив в секцию тяжелоатлетов, вы сразу же поднимите 200 килограмм. Не надо мечтать, а надо заняться реальной работой над собой, исполняя великий закон "верный в малом над многим будет поставлен". И эта верность заключается в борьбе с возникающими дурными желаниями: и глазами, и ушами, и осязанием, и вкусом. Надо бороться с тем, что не должно, только и всего.

Но очень важно - как можно чаще понуждать себя к этой краткой молитве "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя". Если вы будете так поступать, то скоро увидите положительные результаты в вашей жизни.

 

- Вопрос телезрителя из Мурманской области: В Евангелии от Матфея сказано: "Ибо говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное". Как это понять?

 

- Во время чтения Евангелия Вы, наверное, обращали внимание на такие факты жизни Христа: когда Он вошел в субботу в синагогу, где находился мужчина, у которого плетью висела сухая рука, все наблюдали за Ним, что Он сделает в субботу? И Христос, понимая их, говорит этому человеку:

- Встань на середину перед всеми и протяни руку твою.

Он протянул - и рука стала здорова. После этого книжники и фарисеи пришли в бешенство: как это Он исцелил в субботу! Оказывается, книжники и фарисеи - это люди, для которых важна не чистота души, а скрупулезное исполнение внешних церковных предписаний. Если перевести это на нашу православную религию и нашу православную жизнь, можно сказать так:

- Если праведность ваша не превзойдет праведность тех, которые, может быть, часто ходят в храм, исповедуются, причащаются, ставят свечи, заказывают молебны и панихиды, читают акафисты и в то же время совершенно не знают, что главная христианская заповедь - возлюби ближнего, как самого себя.

Кто ближний? Любой человек, с которым мы соприкасаемся. Если у меня нет любви к другим людям, нет к ним великодушия и снисхождения, то вся моя внешняя церковность приобретает характер людей, осужденных Самим Христом - книжников и фарисеев. Праведность их имеет лишь чисто внешний характер, а душа полна всех страстей.

Поэтому Господь и предупреждает: надо исполнять заповеди, бороться со страстями, понуждать себя к добру, а добро есть любовь, а не просто ходить в храм и ставить свечи, передавая их через правое, а не левое плечо. Это очень серьезное предупреждение для всех христиан.

Очень легко подменить главное в христианстве: дай Мне сердце твое, сыне! Подменить внешней формой: я православный, хожу в храм, соблюдаю посты, а кто эти греховодники: у этой слишком короткое платье, та ходит по театрам. Вместо любви, снисхождения к этим людям, молитвы за них я, православный, всех осуждаю. Горе такому православному. Действительно, если ваша праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то, конечно, вы не войдете в Царство Небесное. Об этом идет речь.

 

- Какое место Церковь, как структура, может и должна занимать в жизни человека и общества? Сейчас многие придерживаются мнения, что Церковь, как социальный институт, превращается в политизирующую организацию, которая помогает сильным мира сего превращать народ в толпу. Как православному христианину принимать эту информацию и отвечать на провокационные вопросы? Ведь если даже в этом утверждении есть доля правды, это не имеет никакого отношения к Православию?

 

- Только что я сказал, что такое Православие. Речь идет о состоянии души человека. "Блаженны чистые сердцем". "Меня любит тот, кто исполняет заповеди Мои". Вот на что направлено все внимание в проповеди Иисуса Христа. Поэтому Он говорит: благовествуйте Царство Божие. Надо понимать, что в этом вся суть.

Но когда мы говорим о Церкви, то уже говорим не об одном человеке, но всей совокупности верующих христиан. И здесь мы видим общины. Читаем о том, что Церковь там, где епископ. Без организации Церкви не может быть, потому что ее не может быть без священников, без епископов, без совершения Таинств. Организация касается не только прихода или епархии, но и всей Русской Церкви или Болгарской, Сербской. В ней есть соответствующее возглавление, структуры. Но мы понимаем, что все это внешнее необходимо лишь для того, чтобы все люди, входящие в эту организацию, могли получить проповедь, Евангелие, святых отцов и так далее.

То, что Вы сказали о превращении Церкви в политическую организацию, отвечу так: поскольку церковная организация находится не в безвоздушном пространстве, а живет в конкретном обществе и государстве, она не может исключить себя из того, чтобы не беспокоиться и о многих вопросах общественной жизни. Ведь Церковь должна беспокоиться о морали в ситуации, когда идет такая проповедь аморализма и по телевидению, и в интернете, литературе. Должна? Конечно. Для этого необходима какая-то организованность, нужна церковная печать, проповедь.

Естественно, что Церковь подчас реагирует и на события политического характера, она не может не реагировать на них. Вспомните преподобного Сергия, который благословил Дмитрия Донского даже на кровавую битву. Так что Церковь всегда в какой-то степени обязательно вовлечена в жизнь. Весь вопрос только в том, что преобладает в Церкви в тот или иной исторический период. Преобладают ли интересы духовного и нравственного воспитания мира или все большее значение она придает решению общественных и государственных проблем. Здесь всегда происходит наклон то в одну, то в другую сторону, ведь мы же люди. Посмотрите, как многое меняется в нашей жизни от нашего настроения, так многое меняется от руководства церковного. Удивляться этому нечего, надо лишь твердо знать: до тех пор, пока наша Церковь проповедует евангельские заповеди, пока у нас есть возможность жить по-православному, пока богослужения совершаются по-православному, и никто не мешает нам исполнять заповеди, поминать римского папу или служить с католиками и протестантами, мы еще в лоне той Церкви, которая таковой является. Нам не мешают жить и служить по-православному. И это уже слава Богу.

Надо понять, что ничто земное не имеет совершенства, самые великие святые видели себя грешными, каялись и плакали об этом. Так и Церковь в своей совокупности, ведь это не Дом отдыха и не курорт, но больница. Церковь - больница, и "врачи" в ней могут быть разные. Не стоит требовать от Церкви большего, чем то, на что мы способны.

Кстати, скажу: откуда пополняется наше духовенство? Из нашей мирянской среды, поэтому каковы мы, таковы будут и наши батюшки, поэтому надо обращать внимание на самих себя. А если мы, когда сходимся, говорим вовсе не о том, как бороться со своими грехами, как относиться к ближним, но только и делаем, что рассуждаем о политике, экономике, модах, то почему удивляемся, что какая-то часть духовенства оказывается зараженной этим. Мы поставляем их, поэтому мы виноваты в каких-то отрицательных сторонах нашего духовенства. Нам надо обратить внимание на себя, тогда, возможно, не будет тех отрицательных сторон, которые всегда были и будут в Церкви. Но еще раз скажу, что пока мы можем жить и служить по-православному, слава Богу, мы еще в Церкви. Давайте так и быть в ней.

 

- Существует мнение, что когда в Церкви перестанут петь "Отче наш" и "Символ веры", ходить в такую Церковь уже будет нельзя, наступят последние времена. Как Вы прокомментируете?

 

- Видите, какой формальный подход: когда перестанут петь "Символ веры" и "Отче наш". А если мы будем их читать? Сама Литургия формировалась постепенно. А как же было до Первого Вселенского собора, когда Символа веры не было, значит, тогда не было Церкви? А ведь его сложили в IV веке. Получается, до этого времени и в церковь не надо было ходить? Что же это за логика? Невежество приносит столько вреда, что только диву даешься.

Смотреть надо не на то, что есть или чего нет, а на само направление: что проповедуется в Церкви. Если проповедуется покаяние, проповедуется истинная, правильная вера, борьба со страстями, любовь к людям, независимо от того, какие это люди, если человек призывается к молитве, то это Церковь.

Что касается молитвы "Отче наш", то ее читают даже, прошу прощения за выражение, самые "отъявленные" протестанты, потому что ее дал Сам Господь Иисус Христос.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Йошкар-Ола: Господь даровал мне испытание быть матерью наркомана. Как мне достойно переносить это испытание? К сожалению, часто опускаются руки, хотя стараюсь исповедоваться и причащаться. Сын отрицательно относится к иконам, все, что связано с Православием, его раздражает, думаю, что наркомания - это бесовщина. В Евангелии говорится о сорокадневном посте и молитве, как единственном способе изгнания бесов. Как Вы считаете, можно ли мне взять на себя такой подвиг?

 

- Первое, о чем я должен сказать не только для Вас, но для всех, кто нас слышит. К сожалению, мы хватаемся лишь, когда уже стряслась какая-то беда, а пока идем к ней, не обращаем внимания на воспитание ребенка, не прилагаем соответствующих усилий по христианскому воспитанию человека. Это происходит сплошь и рядом: что теперь делать с сыном или дочкой? А что Вы делали до этого, пока ему было 7, 10, 12 лет? Его за руку таскали в храм, но он не знал, что там делать, зла лишь, как поставить свечку и ждал, пока окончиться служба. А Вы учили его молиться? Учили заучивать молитвы наизусть, но этому можно выучить и попугая. Но разве в этом состоит смысл молитвы? Сами не молимся и детей не приучаем, потому что даже не знаем, что такое молиться, и что такое правильное молитва? Нет правильной молитвы там, где человек не может читать ее со вниманием, благоговением и покаянием. Если этого нет, то это не молитва, а самообман. Мы, родители, не учимся сами и не учим такой внимательной молитве детей. Начинаем молиться лишь, когда нас что-то прихватит, а до этого не молимся и не учим детей. Там, где нет молитвы "Господи, прости меня за грехи мои", а не потому, что произошло что-то. Потому что только молитва соединяет человека с Богом, а не свечка или стояние в храме. Мы же не молимся ни дома, ни в храме, ни в каком другом месте. Это очень важное положение, и на это надо обратить особое внимание.

Теперь, когда дом уже сгорел, мы начинаем спрашивать, что делать. Извините, что я говорю так, но мы хватаемся только постфактум. Единственное, что могу сказать, что надо пробовать и испытывать те внешние меры в отношении наркоманов, которые нам предлагают. На то, что делать с собой, прямо и конкретно отвечает святоотеческое учение. Во-первых, надо не только терпеть эту беду, но в высшей степени важно осознать и принять, что достойное по делам нашим мы получаем, хотя бы уже потому, что не воспитывали ребенка, что не научили его молиться, не сделали его верующим православным христианином. Но и в отношении самих себя мы ничего не делаем: сами не молимся, ведем языческий образ жизни, а все христианство свели к тому, чтобы ходить в церковь и думаем, что сделать. Но сделать не с душой своей, а лишь, решая, сколько дней надо попоститься, сколько молитв прочитать. Если мы будем по-прежнему лгать, притворяться, лицемерить, обманывать, ничего не поможет. Потому что бороться надо со страстями - это первое, что необходимо сделать. Надо это понять и говорить перед Богом "Господи, достойное по делам МОИМ я получаю. Прости меня". Вот, что надо осознать и в чем каяться. Эти слова произнес распятый справа разбойник - и услышал в ответ: "Сегодня же со Мной будешь в раю". Это первое, что необходимо. Если же мы сможем больше, дай Бог сделать. Что же это большее? "Господи, благодарю Тебя, что Ты даешь мне возможность пострадать за свои беззакония. Благодарю тебя, Господи". То есть надо даже благодарить за то, что случилась такая беда, потому что достойное по делам нашим получили.

У всех достаточно скорбей, но если мы будем относиться именно так: Господи, благодарю Тебя, что Ты даешь мне хоть немножко пострадать за свои беззакония, за все бессовестные поступки, которые я совершал. Если мы будем так, искренне и от всей души благодарить Бога и, насколько это возможно, постараемся вести христианскую жизнь, то Господь обязательно поможет, ибо Он Сам сказал: сегодня же будешь со Мной в раю. Вот, как Он отвечает тому человеку, который смиряется, осознает, что он грешный, благодарит Бога, а не рвется с креста, как разбойник слева: за что меня так? что я хуже других? Это очень важно понять, и так нужно терпеть скорби. И, повторяю еще раз, надо начать вести христианский образ жизни, а он состоит в исполнении евангельских заповедей, а не просто церковных предписаний. Церковные предписания: пост, посещение богослужений, исповедь и причащение - все это хорошо, но если при этом мы не будем вести христианский образ жизни, то есть не перестанем лгать, лицемерить, притворяться, гордиться, с неприязнью относиться к ближним, ничто нам не поможет. Надо бороться со страстями и насколько возможно понуждать себя к любви и благожелательству к каждому человеку.

Итак, если мы встанем на путь осознания своей греховности и благодарения Бога за испытания, и будем как можно чаще говорить "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя". Вы можете каждую минуту или каждый час, или хотя бы раз в несколько часов (хотя это уже беда) говорить "Господи, Иисусе Христе, помилуй меня" со вниманием, благоговением и покаянием, и тогда увидите, как Господь поможет. Первая и главная его помощь, которая бывает, это то, что Он снимает тяжесть, тяготу с души, и тогда даже скорбь, которая казалась невыносимой, сразу приобретает совсем другой характер.

 

- Вопрос телезрительницы: Алексей Ильич, как в таком случае объяснить, когда в семье пьяниц, которые пьянствовали всю жизнь, дети получили высшее образование, дочь стала директором школы, другая балериной, сын начальником милиции. Другая семья, где родители - порядочные люди, многодетная мать, которая ухаживала за ними, занималась самодеятельностью, делала поделки, все дети посидели в тюрьме, правда, никогда не сказали матери ни одного плохого слова. Все, кроме старшего, умерли: один в Троицкую Родительскую субботу, другой на Пасху, хотя даже не был крещен. Как это объяснить?

 

- Мы хотим  проникнуть в ум Божий: почему так и как так? Вспомните, кто распял Христа - самые благочестивые исполнители всего закона, скрупулезно соблюдающие весь закон Моисеев. И они вдруг оказались осужденными Богом. Бандиту же Он вдруг говорит: сегодня же будешь со Мной в раю. Удивительное, странное дело. Женщине, явно взятой в явном грехе, говорит: и Я тебя не осуждаю, иди и впредь не греши. Женщине, омывшей Ему слезами ноги, о которой ученики думали в себе "если бы Он знал, какая это грешница", Он сказал: иди и впредь не греши. Мы судим и делаем выводы по чисто внешним вещам, а Господь в Евангелии показал нам прямо обратное: так называемые праведники оказались богоборцами, а грешники, наоборот, были прощены от Бога, потому что каялись и понимали.

В свое время меня поражал пьяница-сосед: выпьет покрепче, и вдруг у него открывается: "Простите, какой же я негодный, какой я грешный". Оказывается, он видит, что он грешный.

И приходилось встречаться с другими, которые были образованные, элегантные, культурные, но от них хотелось спрятаться: такие самомнение, самолюбие, такое чувство собственного достоинства, что становится просто страшно. Что мы смотрим на эти внешние вещи: пьяница или доктор наук. Мы не знаем, где душа чище. Господь сказал, какая душа чище: там, где есть смирение, где есть осознание своей мерзости. Там, где человек считает, что он не фунт изюма, там веет холодом. Повторяю замечательные слова святителя Феофана Затворника, который сказал "сам дрянь дрянью, а все твердит: я не такой, как прочие человецы". Поэтому вы и видите такие факты. У премудрых с детьми оказалось что-то не то. Главный недостаток человека - это самомнения, и да избавит нас Бог от этого страшного греха. Потому что последствия будут носить тот самый характер, о котором Вы только что сказали.

 

Ведущий: Сергей Юргин.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать