Беседа с профессором Московской Духовной Академии А.И. Осиповым. Эфир от 26 октября. Часть 2

26 октября 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Беседа с профессором Московской Духовной Академии А.И. Осиповым.

Эфир 26 октября 2014 г. Часть 2

 

- Здравствуйте, в эфире телеканала "Союз" очередная встреча с заслуженным профессором Московской Духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым.

Здравствуйте, Алексей Ильич! Приветствую Вас и благодарю за то, что Вы нашли возможность приехать в студию и ответить на вопросы телезрителей, которые поступили заранее.

 

- Что Вы можете посоветовать человеку, который на исповеди не видит своих грехов?

 

- Этому человеку я бы сказал так:

- Голубчик, тебе уже не надо не исповедоваться, не причащаться. Ты уже святой, безгрешный, так что иди с миром. Церковь - это больница, а зачем здоровому приходить в больницу. Сам Господь сказал: не здоровый имеет нужду во враче, но больные.

Это и есть та божественная ирония: кто такие здоровые? Те самые осужденные праведники: фарисеи, книжники и прочие. Врач - Христос. И если вы уже здоровы, то в больнице вам уже делать нечего. Пока не увидите своих болезней, зачем вам приходить в больницу?

 

- Что такое монашество, и что нужно, чтобы его принять?

 

- Тот, кто хотел бы пойти по этому пути, прежде всего, действительно должен знать, что такое монашество. И я бы хотел передать мысль наших замечательных учителей Церкви, которые один за другим ссылаются на святителя Игнатия Брянчанинова и говорят:

- Нет лучшего наставника для нашего времени, который действительно раскрывает всю сущность монашества, чем этот великий святитель.

Каждый, кто хочет встать на этот путь, должен взять его тома и не просто прочитать, но основательно изучить. Особенно первый том, как общехристианский и последний "Приношение современному монашеству". Без этого учителя вступать в монашество - значит, пойти туда, не знаю куда, найти то, не знаю что.

Святитель Игнатий пишет, что монашество - это решимость отречься от всех наших мирских забот. Христос сказал: не отягощайте сердец ваших. Во-первых, объедение плохо, потом пьянство - еще хуже, и третье суета житейская. Действительно, если человек объелся или опился, то он все равно скоро придет в себя, но суета житейская не оставляет нам ни минуты побыть Бога. Поэтому монашество - это, прежде всего,  отречение от мира, то есть максимальное отречение от всего, что связано с этими мирскими делами. И положительное - стремление к молитве, насколько это возможно, постоянное пребывание в молитве, то, что святые отцы называют "умное делание". Только та молитва, которая совершается со вниманием, благоговением и сокрушением сердца. Ибо молитва без внимания не молитва, но оскорбление Бога.

Почему я называю именно Игнатия Брянчанинова и его сочинения? Есть очень важная причина: найдете ли вы хотя бы одного аскетического писателя второй половины XIX-начала XX века, о котором было бы сказано то же, что о святителе Игнатии Брянчанинове. Преподобный Макарий Оптинский говорит: это великий ум, это был бы наш русский Арсений Великий, если бы его не оторвали и не поставили в Сергиеву Пустынь, бойкое место под Петербургом, в результате чего он не смог заняться, чем хотел - уединением монашества. Варсонофий Великий пишет о нем: это ангельский ум. Когда хоронили святителя Игнатия, ангелы пели "дориносима чинми". Никон Беляев, игумен Оптинский, пишет: творения Игнатия Брянчанинова - это азбука духовной жизни. Когда отца Никона арестовали, он просил, и ему тайком пронесли пятый том творений Игнатия Брянчанинова, который он испещрил своими заметками, принеся ему множество благодарностей.

Игуменья Серебрякова пишет о святителе Игнатии:

- Я читаю его творения, как творения древнего великого отца.

Игумен Иоанн Валаамский, письма которого, надеюсь, сейчас знают многие, поскольку это действительно великий и святой человек, пишет:

- Это мудрый епископ, которого я прочитал еще в молодости.

Игумен Никон Воробьев пишет:

- Это истинный наставник нашего времени, это настоящий руководитель, который дан Богом нашему времени. Вот кто может указать нам путь духовной жизни.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин пишет:

- Внимайте Игнатию Брянчанинову, и он избавит вас от ваших заблуждений.

О ком мы можем еще найти такие слова. Вот какой это учитель монашества и духовной жизни. Поэтому тот, кто действительно интересуется и думает о монашестве, а тем более, если решится идти, то, прежде чем, он встанет на этот путь, должен изучить его творения, ибо очень легко подменить монашество внешней формой. Тогда будет трагедия: может начаться фарисейство, ведь монашество, прежде всего, умное делание, то есть пребывание в молитве.

В связи с этим я хотел бы обратить внимание на следующее. Если мы видим, что какой-то авторитетный монах пишет и говорит о духовной жизни, и вдруг вы видите, что он нигде даже не упоминает об Игнатии Брянчанинове, значит, он ничего не понимает в духовной жизни, более того, этот человек находится в прелести. Если такие светила говорят о нем такие слова, и вдруг высокообразованный монах даже не упоминает о нем. Это лакмусовая бумажка. Когда мы видим такое, надо спокойно отойти: здесь не то.

Монашество говорит об отречении от мира. Первые слова Исаака Сирина - отречение от мира, Иоанн Лествичник - то же. Ибо невозможно быть монахом, и быть вовлеченным во всю эту мирскую суету. К сожалению, сейчас очень много найти такое место, чтобы монах мог заниматься умным деланием, а не распыляться на самые разные вещи.

Это нужно понимать и учитывать. Еще раз повторю: нельзя принимать монашество, не изучив произведения святителя Игнатия Брянчанинова, а изучив, надо внимательно посмотреть, куда пойти и как принять монашество. В частности он решительно советует ни в коем случае не вступать в столичные или городские монастыри, ибо там попадешь в такую суету, что не обрадуешься. Тот, кто прочитает произведения святителя Игнатия серьезно, поймет и что такое монашество, и что нужно делать.

 

- Какое значение имеет поминовение живых и усопших на проскомидии?

 

- Поминовение на проскомидии имеет значение тогда, когда священник приносит усиленную молитву об упоминаемых. Если же это пойдет потоком, когда батюшка ковыряет просфорочку, а кто-то бубнит - простите меня за такое слово - имена, то вряд ли это имеет какое-то значение. Хорошо если священник молится: помяни всех зде поминаемых.

Проскомидийное поминовение связано с Евхаристией, этим величайшим Таинством Церкви, когда происходит преложение Святых Даров в истинное тело и истинную кровь Господа Иисуса Христа. Проскомидийное поминовение имеет особое значение потому, что мы с особым благоговением и благодарением Христу  должны готовиться к Таинству Евхаристии. Поэтому должны приноситься особо усиленные молитвы. Это по идее, дальнейшее зависит от священника: формально ли он к этому относится, вычитывает ли имена, подобно заклинаниями, или действительно идет молитва о человеке. Если нет молитвы, такое поминовение обессмысливается. Все упирается в священника, само по себе священнодействие не может  помочь тем, за кого вынимаются частицы. Потому что спасаемся мы не внешним ритуалом, а молитвой. Проскомидия, связанная с евхаристической жертвой, имеет силу, лишь когда совершается особая молитва. Так же и Причащение.

Апостол Павел пишет:

- Кто ест или пьет Евхаристические Дары недостойно, тот суд себе ест и пьет.

Если даже Евхаристия сама по себе не спасет и не поможет человеку, если он относится к ней бездумно и без благоговения, так и поминовение на проскомидии тоже потеряет смысл, если священник не приносит искренних  молитв о зде поминаемых. Богу имена не нужны, Он итак знает их. Поэтому тот, кто действительно желает, чтобы была помощь живым и усопшим, сам должен молиться о тех, кого он подал. Святитель Феофан Затворник с особой силой предупреждает: протрещат, и никакого проку не будет. Так что если ты подал записку, молись обо всех, кого подал, тогда, глядишь, и священник помолится, и произойдет то, о чем говорит священник, когда опускает частицы в Святую Чашу: омый, Господи, грехи зде поминавшихся. Вот в чем особая сила проскомидии, заключенная в том, что она связана с Евхаристией.

 

- Вопрос телезрительницы из Карелии: Наверное, в здешней жизни мы до конца не поймем, что такое Святая Троица, и все-таки православному человеку хотелось бы понять некоторые моменты. Например, можем ли мы понимать каждое Лицо Святой Троицы, как отдельную, самостоятельную Личность? В молитвословах часто используется обращение к какому-либо Лицу Троицы, но когда этого конкретного обращения нет, можем ли мы понимать обращение "Господи" или "Вседержитель", как совокупность всех трех Лиц Троицы?

Второй вопрос: может ли каждое Лицо Троицы действовать самостоятельно, либо прежде чем дать ответ человеку в его вопрошании, Троица "держит совет" между собой?

 

- То, что каждое Лицо Троицы является тем, что мы называем личностью - это так, но чтобы Оно было отдельным, это ни в коем случае.  Василий Великий пишет о Святой Троице: Единотройственная благодать, у Лиц Пресвятой Троицы нет какой-то отдельной благодати, нет отдельного действования и нет отдельного понимания чего-либо. У Них все едино, но не потому что есть какое-то слияние, а по иной причине.

Первичным положением христианского вероучения, догматом из догматов является то, что Бог есть Любовь. Даже в нашей практической жизни, когда мы видим тех, кто сильно любит друг друга, мы говорим: они, как одно, одинаково мыслят, одинаково хотят и одинаково действуют. Существует даже латинское выражение alter ego: когда друг, как второе я. Даже в нашем грешном мире, где мы грешим самолюбием, тщеславием и эгоизмом, и то, какое бывает поразительное единство.

Во Святой Троице все едино: один ум, одна воля, единое действие. Поэтому ни в коем случае не надо мыслить, как три отдельных Лица, Которые могут действовать сами по себе. В том и необычность догмата, которого никогда прежде не было в истории человечества, это уникальное, потрясающее открытие в истории религиозного сознания: Троица - Единый Бог, но в Трех Лицах.

Когда подобный вопрос мне задали мусульмане, то я отвечал им таким образом:

- Посмотрите на греческую философию, где искали, из чего построен весь этот мир, и приняли положение, что должна быть первая, самая элементарная частица, уже неделимая, которую по-гречески назвали атом. Вот из чего образован весь этот мир. И так считали в течение всех двух тысяч лет. А в начале ХХ века произошло потрясающее открытие: оказалось, что неделимый атом внутри себя имеет целый мир: и протоны, и электроны. Это великолепный образ, аналог: Троица Неделимая, Единая, но внутри Нее оказывается божественная жизнь. Не три отдельных Бога, но триипостасность внутри этого единства. Как внутри атома мы увидели целый мир, так и внутри Божества нам были открыты Три Ипостаси, Которые живут полным единством любви. И эта любовь имеет такую абсолютную силу, что Троица является уже ЕдИницей, и никакое разделение невозможно. Эта та аналогия, которая дает некий намек.

Но мы должны понять, что, задавая такие вопросы, мы касаемся таких вещей, которые просто превышают возможности нашего понимания. Ведь мы до сих пор не пониманием сущности материи, до конца не понимаем, что такое пространство, не знаем, конечна ли Вселенная - множество вопросов с тем, что мы наблюдаем, трогаем, и то не можем понять. Здесь мы хотим понять то, что выходит за пределы этого мира, что на философском языке называется метафизическая реальность.

Так что мы должны осознать этот факт и смириться. Почему это открыто только Христом? Иначе мы не могли бы понять самого главного христианского догмата о том, что Иисус Христос есть не кто иной, как Вторая воплощенная Ипостась Святой Троицы. Не Бог воплотился, а Вторая Ипостась.

Потому пришлось открыть нашему грубому разуму, что Бог есть Троица, что иначе мы не смогли бы этого понять, подобно мусульманам, которые спрашивают: как это: Аллах воплотился? Мы же отвечаем, что не Аллах, не Бог Отец и не Дух Святой, но произошло воплощение Второго Лица Святой Троицы, Которое на  греческом языке именуется Логос. На русский язык его перевели, как Слово, не знаю, удачно ли это. Логос - это ум, разум, понятие логоса имеет около сотни значений. Воплотился Логос. Как и все, что окружает нас в нашей жизни, является воплощением нашего человеческого логоса, то есть нашей мысли, слова, нашего разума. Итак, произошло воплощение Божественного Логоса.

Это Единый Бог, внутри Которого Три Ипостаси, а не три рядом стоящих Бога. Мы исповедуем не три Бога, но Единого. Символ веры начинается словами "верую во Единого Бога", и далее мы показываем, Кто этот Единый Бог.

 

- Как жить в христианском браке?

 

- Это очень широкий вопрос, в котором очень много аспектов. Думаю, что вопросы о том, как жить в христианском браке с точки зрения отношений психологических и нравственных, более или менее, понятны. Поскольку брак не что иное, как осуществление единства между мужем и женой, то ясно, что если здесь не будет отношений любви как снисхождения, великодушия, терпения, благожелательства, то как можно поддерживать душевное единство двух этих лиц.

Понятно, что для осуществления этого единства в высшей степени важно единство стремлений. Если мы говорим о христианской семье, то это стремление к правильной христианской жизни, то есть к спасению. Это необходимо, и это касается и воспитания детей.

Что касается супружеских отношений, то кто-то подсчитывал, что постный дней, когда рекомендуется воздержание, больше половины. Надо понять, что для многих это бремя неудобоносимое, особенно для молодых людей, исполненных силы естественного влечения. Это природное явление, чисто естественное, установленное Самим Богом. Но здесь, конечно, требуется быть очень осторожным. Надо учесть, что брак - это богоустановленное действие, а не что-то постороннее или превосходящее человеческие силы.

Поэтому апостол Павел прямо написал, что если муж и жена по согласию, для того чтобы пребыть в молитве и посте, могут воздержаться от этих отношений. Именно по согласию и для упражнения в молитве и посте. Это согласие очень важно, особенно когда муж или жена не христиане или маловерующие. Другая половина обязательно должна учитывать это, и ни в коем случае из-за этого вопроса не доводить до расторжения брака или до введения другой половины в прелюбодеяние. В таком случае это будет смертельный грех. Необходима рассудительность, и нельзя возлагать бремя неудобоносимое на тех людей, которые не смогут этого вынести. Для этого всегда можно обратиться к священнику и найти разумные ограничения и разумные разрешения. Ведь церковные правила разрешают от поста больного или старого человека. Видимо, здесь мы видим подобную ситуацию. Влечение может иметь непреодолимый характер, поэтому к нему требуется такое же снисхождение, но разумное.

К свободе призваны вы, братья, - пишет апостол Павел, - только смотрите, чтобы эта свобода не стала угождением плоти. Но одно дело - угождение, другое - естественная потребность. Как говорили римляне, злоупотребление совсем не исключает употребления. Это вопрос очень деликатный, но он также должен рассматриваться, и не надо смотреть на эту сторону супружеской жизни, как на что-то неприкосновенное и непреодолимое. Супружеские отношения освящаются Церковью, поэтому в данном вопросе должна быть такая же разумность, как и во всех прочих вопросах поста.

 

- Вопрос телезрительницы из Нижнего Новгорода: Как объяснить, что в различных мифах и сказаниях прослеживаются общие мысли о создании мира и людей?

 

- Думаю, ничего удивительного в этом нет. Общая мысль просматривается и во многих религиях. Существуют очень интересные исследования по истории религий различных авторов  Шантепи де ла Соссе, Смирнова, Глаголева. Если это действительно очень важная идея, она сохраняется в различных религиозных ветвях, хотя в истории и памяти преломляется и приобретает различные модификации. Сама по себе мысль присутствует и является доказательством того, что то сообщение, о котором мы читаем в первых строках Библии, лежит в основе всех воспоминаний в других религиозных сказаниях и мифах. Именно это и подтверждает правильность библейского повествования.

 

- Сейчас распространяется практика, когда пара живет некоторое время вместе, а уже потом, в лучшем случае, решает вступить в брак. Подавляющее большинство видит ненормальность в том, если до брака ты хочешь просто дружить и воздерживаться. Как христианин должен вести себя в таких случаях? Как сохранить целомудрие?

 

- Совсем недавно этого еще не было. Недаром игумен Никон (Воробьев) писал:

- Слава Богу, что у нас есть "железный занавес". Не дай Бог, если его снимут: вся грязь, которая существует на Западе, потоком хлынет на нас, и наши бедные неутвержденные души окажутся захламлены всем этим.

На Западе это существует давно, и это не что иное, как подавление естественного начала, существующего во всех народах и во всех религиях, где добрачные отношения всегда запрещались. Все понимали, что так называемая свобода, а на самом деле, произвол ведет  к тому, что семьи становятся все менее и менее прочными. Оказывается, что человек, который вступал в эти отношения еще до брака, становится все более неустойчивым в своих отношениях и с тем человеком, с которым он наконец вступит в брак.

Вся суть в том, что нарушается очень серьезный закон. Почему, если вы любите другу друга, вы не вступаете в брак? Потому что брак налагает ответственность, надо устраивать общую жизнь, обустраивать общий быт, требуется общая забота. А если вне брака, то никакой ответственности нет: сегодня с одной, завтра с другой, все очень легко. Таким образом, у человека теряется здоровое чувство самосознания, ответственности, правильного отношения к другому человеку.

В этом современном явлении воспитываются эгоцентризм, я бы даже сказал, гедонизм, когда единственным стимулом к совместной жизни является искание наслаждений. Поэтому такие отношения очень часто распадаются, вступают в другие, и, в конце концов, такие люди теряют самое главное, что есть в человеке - чувство любви. Остается некоторое увлечение на некоторое время. Чувство любви иссякает в человеке, зато с необыкновенной силой расцветает в человеке эгоизм, который является беспочвенным для создания семьи.

Когда человек ищет только удовольствий, очень скоро он разочаруется, в чем угодно. Простой пример: спросите у человека, какая пища ему нравится больше всего, и давайте ему ее каждый день. Сначала человек наслаждается, потом привыкает, и наконец, она становится ему отвратительной. Все хорошо в меру - это говорили еще древние, повторяют и святые отцы. Гедонистическое отношение к этому морально развращает человека, и, в конечном счете, семьи теряют свою силу и прочность. В результате мы видим, что более половины браков распадаются, не свободных сожительств, но уже браков. Потому что люди привыкли жить так, как хочется, а брак - это уже ответственность, ноша, становится тяжело.

Это беда, о которой говорят все религии мира. Например, в исламе и ветхозаветном иудействе за это побивали камнями, казнили смертью. В христианстве единство брака утверждается Именем Бога.

Эта беда развращает человеческие души, и она приведет к распаду очень многих положительных институтов общественной жизни.

 

- В продолжение этого вопроса: Если пара уже приняла решение, что через год будет свадьба, не будет ли грехом, если это время они уже будут жить супружеской жизнью?

 

- Это странная постановка вопроса. Если приняли решение, то почему вы не вступаете в брак?  Зарегистрируйте официально брак, а свадьбу, как пир, сыграйте позже. Это не резон, но лишь самооправдание. Вступите в брак, и ваша душа будет чиста. Зачем поступать против совести, мучить себя?

 

- Вообще, нужна ли пышная свадьба?

 

- Насчет пышной - это дело другого порядка, но свадьба, наверное, нужна: тем самым мы как бы свидетельствуем перед всеми, что вступаем в брак и теперь едины – одна семья. Это все-таки важно. Пусть это будет и скромная свадьба.

 

- Статистика говорит, что практика разводов становится настоящей эпидемией. Причин разводов много. Каков христианский взгляд на то, в каких случаях стоит разводиться, а в какие не надо торопиться с разводом?

 

- О причине этого явления мы только что говорили. Вопрос о том, в каких случаях можно разводиться, достаточно подробно освещен в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви". Собор епископов одобрил этот документ в 2000-ом году, поэтому я бы попросил посмотреть его. Там указано достаточно много причин, по которым можно разводиться.

Хочу лишь сказать, что "можно" не означает, что "нужно". Можно означает лишь то, что в таком случае человек не погрешит, но если он все-таки ради Бога потерпит и не разведется, то это лучше.

 

- Наверное, всем можно порекомендовать прочесть "Основы социальной концепции".

 

- Данный вопрос описывается в разделе "Биоэтика". Если когда-то была одна причина для развода, то теперь их довольно много: мир "развивается", и мы тоже.

 

- Как стать уважаемым авторитетом для своих детей?

 

- Чтобы стать авторитетом, для этого нужно в первую очередь заняться собой. Поскольку мы ведем разговор в контексте христианской веры, то, прежде всего, родители должны обратить внимание на свой христианский образ жизни, свое христианское поведение, на христианское отношение родителей к другим людям и различным житейским обстоятельствам: скорбным случаям, которые встречаются в нашей жизни. Здесь очень важно следить за собой.

Родительский авторитет нарушается тогда, когда родители несправедливо поступают по отношению к проступкам ребенка, когда обманывают своих детей, когда ведут перед ними некрасивый, а подчас безобразный образ жизни, когда не стесняются своих детей - это тоже очень важно. Когда вместо ответа на вопросы, которые возникают у ребенка, даются реплики "не твое дело", "ты еще не дорос" или вообще "отстань от меня".

Всеми этими вещами авторитет очень сильно подрывается. Приведу такой простой пример: семья, дети, пришли гости, их встретили, посидели за столом, поговорили. Все, казалось бы, хорошо, по-дружески. Дети смотрят, каковы мама и папа с этими людьми. Гости ушли, и вдруг дети слышат такие реплики в адрес только что ушедших друзей. Только что так хорошо говорили, улыбались, шутили, и вдруг родители начинают не просто осуждать, но поносить этих людей. Какой удар по детской психологии наносится таким лицемерием. Этим полностью подрывается доверие ребенка к родителям. То, как ведут себя родители, вовсе не означает, что они действительно так относятся к людям. Этот вирус лицемерия, обмана и лукавства сильнее всего развращает детскую психологию. Таким образом поддерживается или разрушается авторитет родителей.

Для того чтобы иметь авторитет, надо трудиться. Если не можешь сразу ответить на вопрос, возникший у ребенка, то скажи:

- Подожди, я потом отвечу.

Но обязательно посмотреть, спросить других людей, которые могут помочь, и обязательно ответить. Когда дети видят, что родители знают одно, другое, третье, их авторитет, естественно, возрастает. Когда же родители не хотят даже рассуждать, какой здесь авторитет. И, конечно, пример настоящей христианской жизни, а не внешней, обрядовой. Думаю, что эти моменты очень важны.

 

- Как Вы считаете, могу ли я сократить утреннее и вечернее молитвенное правило, и вместо молитв молиться от души, то, что мне приходит на сердце. Так как во время чтения молитв ум мой постоянно рассеивается, а когда я творю молитву от себя, то все слова говорю из сердца, от души, и тогда ум не рассеивается.

 

- Дело в том, что утреннее и вечернее правила являются ничем иным как той направляющей линией, которая указывает, как и о чем нужно молиться. Надо обратить внимание, что очень часто мы молимся не столько о своих грехах, бессовестных поступках и нарушениях заповедей, сколько о наших бытовых, жизненных проблемах.

Исаак Сирин, например, пишет:

- Тот, кто просит у Царя царей гноя, подвергается Его гневу.

Под гноем он разумеет следующее: дай, Господи, мне здоровья, исцеление, успеха в таком-то деле и так далее. Поэтому очень важно, о чем от души молится человек.

Если Вы молитесь: Господи, прости, опять я слукавил, опять обманул - это очень хорошо. Но если мы вместо правил начинаем молиться о своих житейских нуждах, то тем самым уходим от основной линии этих церковных правил - молитвы покаяния. Если нет молитвы покаяния, то все наши молитвы носят очень ущербный, а подчас нежелательный характер. Как пишет Исаак Сирин, такой человек даже подвергается гневу Царя.

Поэтому общее положение таково: если трудно читать все молитвы, выберите часть, которую, как Вы считаете, сможете читать со вниманием и покаянием. Но есть одно "но": заметьте, сколько времени уходит у Вас на утреннее правило. Например, это двадцать пять минут. Если это много, то сократите в зависимости от Ваших обстоятельств и Вашего усердия. Когда Вы отвели себе это время, то частично почитайте правило, частично помолитесь молитвой Иисусовой.

Говорю это потому, что есть большая опасность, что мы начнем молиться "дай, Господи, моей дочке хорошего жениха", то есть начнем молиться о земных вещах, вместо того чтобы сказать:

- Господи, Ты же знаешь, что я хочу, поэтому помилуй меня, благослови, помоги, но слава Тебе, Господи, за все, и да будет воля Твоя, а не моя.

Таким образом Вы нисколько не погрешите: отведенное для молитвы время проведете в молитве, и не будет такого искушения, что я помолюсь от души две-три минуты - и все.  Так можно остаться совсем без молитвы, и это будет очень печально.

 

Ведущий: Сергей Юргин.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать