Архипастырь. Тема программы: "Страх"

9 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает епископ Выборгский и Приозерский Игнатий.

– Дорогие друзья, я озвучу тему нашей сегодняшней программы. Наша тема – «Страх». Владыка, сейчас такое время, что, наверное, одним из ключевых и часто встречающихся чувств у людей является страх: у кого-то ярко выраженный, у кого-то скрытый, но хронический. Как Вы эту ситуацию оцениваете и как с этим быть?

– Страх присущ, наверное, каждому человеку в силу его несовершенства, его греховной природы. Страх тоже многообразен и имеет разные формы, это не только боязнь смерти. Страх присутствовал и у апостолов. Мы помним евангельскую историю. Спаситель шел по водам к лодке, где находились апостолы. Когда они, придя в себя, увидели идущего Учителя (были большие волны, шторм), Петр испросил разрешения пойти навстречу Спасителю и пошел, по сути, навстречу своему страху. Но когда у него мысли стали блуждать в голове, снова появился страх, и он начал тонуть. Хотя преодолел физические силы природы, воздействие водного пространства, шел по воде как по земле.

Страх был у апостолов и в то время, когда происходили страшные события, связанные с Жертвой на Голгофе, страх был и после Воскресения. Но этот страх у них рассеялся после Сионской горницы, после того, как они, получив дары благодати Духа Святого, уже вооружившись этими дарами, шли навстречу и смерти, и страху. Потому что знали, что Господь выше всякого страха, выше всякой боязни, всякой человеческой слабости. И если идешь к Нему с чистой душой, если вооружаешься и берешь это во внимание, то страх тебе, если можно так выразиться, не страшен.

И святые отцы говорят, что когда апостол Петр пошел навстречу Спасителю по водам, он пошел навстречу своему страху. Когда возникает чувство страха, надо идти вперед, несмотря на то, что в тебе бунтует твое человеческое «я». Но ты идешь, побеждаешь этот страх, потому что знаешь, что рядом с тобой Господь, твой ангел-хранитель, который тебе приоткрывает дорогу в вечность и показывает, что страх – это все-таки человеческая слабость.

– Создается такое ощущение, что сейчас это чувство страха дополнительно подпитывается как костер, в который постоянно подливают бензин и подбрасывают дрова. Из всех источников, всех средств массовой информации льется то, что заставляет людей бояться еще сильнее. Как быть? Абстрагироваться от этой информации или как-то по-другому на нее смотреть?

– Конечно, в изоляцию невозможно уйти. Мы живем в век технического прогресса, когда Интернет и различные новостные блоги  пытаются навязать человеку это чувство страха. И эта попытка ввести человека в ограничительные рамки не только пугает, но и действительно подавляет человека. Ведь человек – свободная личность, и он вправе свободно распоряжаться и своим временем, и своими дарами, которые получает. И это стремление поставить его в какие-то рамки (вместе с тем и в рамки страха), конечно, ужасно. Но должен преобладать человеческий разум, должно быть критическое отношение к действительности; самое главное – должна быть сильная вера во всемогущий Промысл Божий.

Если ты являешься христианином, то понимаешь, что с верой в Бога можно преодолеть любой страх. И даже информация, попадающая в современный мир из внешних источников, какой бы она ни была, будет проходить в твой разум, как через некий фильтр, через твое сердце и душу и, оплодотворившись дарами веры, дарами Духа Святого, будет давать совсем иные всходы.

– Можем ли мы сказать, что страх, который сейчас многие испытывают, в какой-то мере противоречит христианскому учению? Ведь мы верим, что Христос победил смерть. Уже совсем немного осталось до Пасхи, а страх, который нам сейчас навязывают, – это гипертрофированный страх смерти.

– Да, это действительно так. Ревность не по разуму. И человек должен понимать, раз уж мы коснулись темы смерти: этот шаг – встреча с вечностью, с Господом – не минует никого, никто мимо этого не пройдет. Когда и в какое время это будет – знает только Господь. И приходится постоянно жить в этом страхе, потому что внешне тебя все время нагружают информацией, что такое-то количество умирает… Самое главное, нужно понимать, что Господь победил смерть. А если Господь победил смерть, значит – Бог с нами; значит, идти по пути, по которому прошел Спаситель, будет легче. И этот путь будет непростым, но вместе с тем он сопряжен с благословением Божиим.

Поэтому страх, который порой является неким программным действием, не должен возобладать над личностью человека. И каждый человек должен понимать, что не болезнь его может погубить, а его личный страх. И может получиться так, что от страха достигнешь своей кончины. Поэтому не нужно бояться. Нужно бояться согрешать, бояться преступать Божьи заповеди. А страх по отношению к чему-то внешнему, что может приблизить к вечности, думаю, не должен являться самым важным в жизни человека.

– Осталось сравнительно немного времени до Пасхи. Как Вы считаете, с каким сердцем человек должен прийти к этим святым пасхальным дням? Как встретить Пасху в этом году?

– Пасху нужно встречать так, как мы ее встречали всегда. И, может быть, это будет последняя Пасха в земной жизни, мы этого не знаем. Мы практически прошли уже Великий пост, в эту субботу будет окончание Великого поста. Наступает Страстная неделя. Но это другие страсти, это другой страх, это страсти Господни.

Можно представить картину всей Страстной седмицы, через которую мы будем проходить следующую неделю: Самого Спасителя, те обстоятельства, которые Его окружали. Неужели все то, что происходило со Христом в Иерусалиме в те времена, должно быть как бы на втором плане, чем какие-то сегодняшние проблемы или страхи? Приближается Пасха, а это торжество из торжеств, это радость, это действительно победа жизни над смертью, она должна вселять в нас веру в Бога, в нашу победу над нашим личным злом, которое каждый человек несет в этом мире.

И Пасха в этом году непростая, сопряженная с переживаниями, с особой молитвой за те скорби, которые Господь попустил на нашу землю, она должна быть особенной, с благодарностью Господу за Его любовь. Потому что и в этом любовь Божия проявляется. Иначе как остановить современного человека от падения, от его гонки за потребительскими благами в обществе? Поэтому Пасха всегда для нас является той отправной точкой, с которой мы и будем начинать жить свой следующий христианский год.

– Есть такие слова в Писании, что боящийся несовершенен в любви и что совершенная любовь изгоняет страх. Как Вы считаете, как мы можем сейчас практически применить эти слова?

– Это, кажется, слова апостола Иоанна Богослова, если я не ошибаюсь. И эта любовь проявляется во всем: и в делах милосердия, и в делах сострадания. Эта любовь проявляется в отношении каждого из нас к своим ближним, эту любовь мы должны проявлять каждый день. И чем больше будет этой любви, тем быстрее страх будет уходить на второй, третий план. Конечно, он не уйдет окончательно, но любовь все преодолеет. Она и долготерпит, и милосердствует; так звучат эти слова в Послании апостола. И пока есть примеры искренней любви (не показной, которую очень часто можно наблюдать) по отношению к своим ближним, времена Апокалипсиса будут далеки от нас.

Но мы видим, что и скорби, и болезни, и трудности нам ниспосылаются как напоминание, что мы отходим от этого вектора. Мы дистанцируемся, мы пытаемся снова в своей жизни самого себя поставить в центр, мы снова не находим места для Бога. И те испытания, которые сегодня проходит все человечество, есть напоминание каждому: либо мы с Богом, либо против Бога. А если мы против Бога, то и любовь уходит из нашего сердца.

– Вопрос телезрителя: «Можно ли выжить со страхом, как преодолеть страх и существует ли такой страх, как страх бессмертия?»

– Скорее страх смерти, чем бессмертия. Как преодолеть страх? Это, наверное, личностный момент. Святые отцы говорят, что его можно преодолевать с помощью чтения псалмов, молитв, путем какого-то рукоделия, трудового подвига. И, конечно же, страх преодолевается с молитвой. Самое главное – через эти рекомендации святых отцов мы себя немного видоизменяем, мы работаем над своей душой.

А если мы работаем над своей душой и в то же время причащаемся Святых Христовых Таин, являемся в Церкви Христовой активными членами, то страх уже не будет так преобладать в нашей душе и нашем сознании. Ведь есть множество примеров наших новомучеников, которые стояли перед лицом смерти, видели смерть. Кто-то, конечно, менял свои взгляды, предавал веру, но многие шли на смерть, не имея страха в своем сердце и сознании. Я думаю, что даже чтение житий новомучеников или вообще первых христианских мучеников поможет человеку победить в своем сознании страх. Опять же я сказал, что страх многообразен, поэтому какая-то одна из форм страха может быть побеждена.

– Очень хороший пример по поводу новомучеников. Действительно, так и есть.

– Так и есть. Самое главное – мы-то практически внуки тех, кто страдал за Христа, кто реально пережил страх, страдания и перешел в жизнь вечную, в обители Божии.

– Есть такое монашеское делание – поучение в памяти смертной. И когда мы открываем аскетические труды, видим, что это приносит очень много добрых плодов для души. Как Вы считаете, может быть, то, что сейчас многие верующие православные люди так сильно боятся происходящего, свидетельствует о том, что они, к сожалению, не знают азов аскетики, азов духовной жизни? Может быть, это, к сожалению, свидетельство того, что уровень духовный у нас не очень высок?

– Так и есть. Конечно, это незнание азов аскетики, слабая духовная почва, она еще очень шаткая под ногами. Мало того что духовная жизнь очень слаба, люди порой не слишком и пытаются приблизиться к постижению духовной пищи. Это очень страшно, тем более сегодня совсем другое время, есть возможность через Интернет, через книги, различные источники черпать это все, читать…

Что касается поучения в страхе смертном, им занимаются монахи, это понятно, и каждый скажет, что они ушли в монастырь, отрекшись от всего мирского. Безусловно, они посвящают жизнь только этому деланию. Конечно, все не могут уйти в монастырь, да и не надо, иначе мир сойдет с ума. Кто-то должен оставаться и здесь. Но жить, имея перед своими глазами страх смертный, никому не помешает.

И действительно, страх смертный должен быть не чем-то запугивающим, что после смерти ничего нет. Это обычная философия атеистов: живи так, как тебе хочется, потому что там, за гробом, ничего нет. Страх смертный – это страх предстать пред лицом Божиим один на один,  дать ответ. А почему человек боится смерти? Потому, что он не готов предстать пред Богом, он порой сам себе не может открыть все то, что у него творится в душе, он будет тысячу раз списывать на соседей, на кого-то другого свои оплошности, грехи и недостатки. Если заняться самоанализом, внутренней разборкой полетов своей души, то тогда страх смертный не будет таким ужасающим, потому что предстать пред Господом возможно в любое время. Но самое главное: что мы можем сказать Ему, встретившись с Ним. Поэтому, конечно, нужно работать над своей душой, развивать в себе этот духовный потенциал, причащаться, жить жизнью Церкви. И тогда ничто тебя не сможет соблазнить, увести с пути истинного.

– Двести лет назад, во времена святителя митрополита Филарета (Дроздова), в Москве много раз происходили эпидемии холеры. И, как пишут в воспоминаниях о тех временах, люди как на Пасху каждый день были в храме и причащались, и болезнь отступала. Размышляя о том, почему люди так безбоязненно шли в храм, кто-то говорит, что тогда еще не было известно о механизме распространения инфекции. Но, может быть, тогда было просто меньше комфорта в жизни и люди хотели в Царствие Божие, понимали, что эта жизнь тяжелая, трудная; как говорил апостол Павел, жизнь – Христос и смерть – приобретение. А сейчас мы окутаны этим комфортом, все у нас есть по большому счету: и стиральные машины, и посудомоечные… Может быть, этот страх нас так сильно сковывает потому, что нам очень было мягко, хорошо и комфортно?

– Это тоже одна из причин. Ведь и информационный поток тогда был совсем другой. Но самое главное, люди действительно жили со Христом, и смерть была для них приобретением. Все то, что произошло в 1917 году, в XX веке, и то, что сегодня происходит, – это еще длительный период становления, возвращения в объятия отчие, я бы так сказал. Если привести ветхозаветный пример, сколько евреи путешествовали по пустыне? Сорок лет. Наверное, сорок лет и мы еще должны пройти, чтобы хотя бы приблизиться к тем временам, от которых ушли, оторвались. Вы вспомнили исторический момент, болезни, там не только холера была, но и чума, многое было в жизни нашего народа и нашей страны, нашего Отечества. Наши предки переживали это всё с Богом и причащались. И молились крепче, и были сплоченнее. Потому что они не видели иного пути, иного спасения, как в Самом Христе.

Если бы не было наших предков, если бы они были не такие сильные духом, то не было бы столько примеров мученичества уже в XX веке. Если бы был комфорт, я не знаю, как бы люди себя повели. Этого никто не знает, и наш путь еще неизвестен, он будет известен нашим потомкам, которые будут жить после нас. Ведь жить со Христом – это жить счастливо. Я не хочу сказать: жить комфортно; это слово немного нехорошее. Но жить счастливо. Не в том понимании счастья, к которому сегодня призывается человек (иметь какие-то блага, ту же стиральную машину, автомобиль, квартиру), а жить со Христом счастливо.

Поэтому все те исторические перипетии, которые мы прошли (и скорби, и болезни), должны быть примером. Не нужно это забывать. И когда сегодня многие спорят или что-то говорят, просто нужно брать книгу истории и перелистывать страницы, смотреть, какие выводы делали наши предки. Думаю, мы все-таки достойные сыны своих предков и достойно будем себя вести, будем избегать и чувства страха, но будем жить со Христом, радоваться с Ним и будем наследниками Его вечного Царства.

– Вопрос  от Евгения из Белгорода: «Вопрос на тему страха смерти и неизвестности того, что за гробом. Апостол Павел говорил: если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна. Лазарь, который был там четыре дня, ни словом не обмолвился о том, что видела в эти дни его душа. Эта неизвестность не подтверждается четкими данными. Это самый главный страх для всех – и верующих, и неверующих. Как Вы считаете?»

– Евгений, спасибо. Но Вы забыли притчу о богаче и Лазаре. Вот реальный пример как раз для тех, кто, может быть, сомневается, соблазняется какими-то мыслями. Когда попавший в ад богач просил, чтобы его братьям явился умерший Лазарь, то мы знаем ответ Авраама: …если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Поэтому мы верим и знаем, что загробная жизнь есть, и эта загробная жизнь во многом зависит от нас, от нашей жизни на земле, от первых уроков, которые мы проходим здесь. Поэтому чем ближе мы ко Христу здесь, тем ближе будем к Нему и там. А если мы отдаляемся от Него, то, думаю, и там может произойти такое.

Есть очень хорошие слова: «Бога нужно не бояться, Бога нужно любить». Тогда исчезнет всякий страх, всякое недоверие. Страх порой рождается из недоверия. То ли человек не доверяет Богу, то ли переоценивает свои силы. Богу нужно доверять. И Господь никогда не пожелает, чтобы с твоей головы упал лишний волос или чтобы в твоей жизни случилось то, что может кардинально изменить ее к худшему.

– Владыка, Вы говорите о доверии, и вспоминается икона «Успение Пресвятой Богородицы», где Христос на руках держит маленькую Богородицу. То есть это момент, когда душа Богородицы попадает на руки к Своему Сыну. В этом, мне кажется, всё.

– Икона «Успение» вообще удивительная. Взглянешь на нее – и все вопросы должны быть отметены в одну секунду, потому что это живой образ, который нас соединяет с небом. Это небольшое окно, вглядываясь в которое, видишь тот мир, реальный мир, исполненный света, любви, тепла, к которому должна стремиться человеческая душа. 

– Если есть любовь к Богу, то человек не думает о себе, он думает о других. А всякий страх появляется в первую очередь из-за того, что люди думают о себе, из-за эгоизма. Конечно, не хочется так клеймить всех; понятно, что страх всем свойствен. Но ведь это от маловерия, от нелюбви ко Христу?

– Да, скорее всего так. Или просто Сам Господь из центра твоей жизни удаляется. Пока ты молод, крепок здоровьем, полон сил, внешне симпатичен, красив, пытаешься место, которое должен занимать Господь, занять сам – любыми путями. Так же повторяется и в общественных отношениях. Нет доверия к Богу – значит, нет любви к Богу.

Даже если человек принял таинство Крещения, стал членом Церкви Христовой, бывает, он по-прежнему не доверяет Богу, думает, что сам знает больше. Но Господь, как любящий Отец, проводит человека через разные испытания, скорби, попускает ему различные болезни. И взаимоотношения в обществе тоже являются хорошим уроком. Господь желает спасения всем.

Как прекрасно сказано: …Иже всем человеком хощет спастися, и в разум истины прийти. Вот к разуму истины Господь и призывает. И пути восшествия к истине для каждого человека разные. Но, несмотря на свою различность, они ведут к единой цели –  спасению человеческой души. Господь все равно проведет человека по этому пути. Но чем раньше увидишь всеблагой Промысл Божий, тем легче будет в жизни, тем меньше придется набивать шишек на лбу, меньше проливать слез. Чем быстрее почувствуешь близость Божью, тем спасительнее и полезнее будет для тебя жизнь.

– Кто-то скажет, что Христос в Гефсимании тоже испытывал страх перед Своими крестными муками. Можем ли мы сравнивать тот страх Христов со страхом, который сейчас у нас возникает из-за дурных новостей?

– Удивительны слова Спасителя, обращенные в Его молитве к Богу Отцу, особенно заключительные: … не Моя воля, но Твоя да будет. Вот, наверно, апогей этой молитвы. Здесь отсекается все человеческое, все предается в руки Божьи. Дай Бог, чтобы мы сегодня и вообще в нашей жизни, проходя через испытания, через болезни, сумели  повторить за Спасителем вот эти слова: «Воля Твоя да будет».

И еще слова, которые мы слышали буквально несколько дней назад в праздник Благовещения Божьей Матери. Что сказала Матерь Божья? Юная Дева Мария! Юная совсем! После диалога с Архангелом Гавриилом Она произнесла ключевые слова: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. Эти слова, мне кажется, перекликаются со словами Спасителя в Гефсимании. Слова на заре новой истории, произнесенные от лица всего человечества юной Девой Марией.

Дай Бог, чтобы и мы могли хотя бы чуточку сказать так же, и не просто сказать, а чтобы эти слова прозвучали из сердца: «Да будет мне по слову Твоему. Пускай, если возможно, минует меня чаша сия, но все равно да будет святая воля Твоя». Вот это и есть доверие Богу. Потому что ни один волосок с твоей головы не упадет без воли Божией. А если что-то и случается, значит, случается для твоего спасения, исправления…

– В связи со сложившейся ситуацией у верующих возникает, с одной стороны, благочестивый вопрос, а с другой – вопрос совершенно неопределенный: «А вдруг я кого-нибудь заражу?» И начинается паранойя, навязчивая мысль: «Не носитель ли я заразы?» Эту мысль человек гоняет по кругу и загоняет себя в манию. Как быть, владыка? Наука наукой, но как сохранить рассудок?

– Самое главное – не помутиться рассудком. По долгу службы я общаюсь с врачами, профессорами, разными известными людьми. И когда такие вопросы возникают, мне говорят: «Владыка, пускай все сомневающиеся придут к нам в клиники и поработают, как работаем сегодня мы. У нас нет и минуты времени, чтобы задумываться об этом».

Наверно, лучше бы у нас было меньше свободного времени. Или лучше бы мы это свободное время тратили на прочтение духовных книг – Священное Писание открыли... Не стоит же вопрос у врачей: «Заражусь или не заражусь?» Они делают дело, они спасают людей. И в этом благородном делании они не следят за такими мыслями.

Чтобы эти мысли гнать, надо меньше оставлять свободного времени в своей жизни, а больше заниматься трудом, чтением, молитвой. И тогда все мысли от лукавого, страхи отойдут. Если будет воля Божья, все может случиться: болезнь приходит, болезнь и уходит. Надо уповать на волю Божью.

– Вопрос от Татьяны из Подмосковья: «Епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев) пишет (не могу его точно процитировать): если не умеете духом, сердцем молиться, то Господь  не услышит вас и может отвернуться навсегда. И меня одолевает страх. Ведь я не умею так молиться – духом. Но надеюсь на милость Божью, на Его любовь ко мне. Или это очень дерзновенно – такая надежда?»

– Очень хорошо, что наш народ читает прекрасные труды, книги. Возможно, это слова, взятые из общего контекста. Но дерзновение всегда должно быть. Мы всегда с дерзновением обращаемся к Спасителю, надеясь на Его милосердие. Я не могу сказать, что святитель Григорий имел в виду в тот момент, когда писал об этом, но и духом, и мыслью, и сердцем мы должны всегда памятовать о Боге.

Несмотря на свои слабости, мы должны молитву возносить. Умеем, не умеем – простыми своими словами. Даже люди, не умевшие ни читать, ни писать, цитировали слова Священного Писания. Они не имели молитвословов, канонников или акафистников, они молились своими словами, и эта молитва была настолько сильной, настолько искренней!

Самое главное – это молитва сердечная. А Господь нам потом скажет, смогли  мы перебороть свой страх в тот момент или нет. Это уже будет на суде Божьем.

– Находясь в режиме самоизоляции, мы так или иначе пропитываемся паническими настроениями. Но прихожу в храм на литургию, и потихонечку этот страх растворяется, постепенно от этого страха ничего не остается. Скажите, владыка, мой опыт какой-то особенный или мы можем сказать, что для всех людей Причастие – это оружие?

– Для всех людей. Конечно, у каждого свой опыт, но это чувство должно быть присуще каждому христианину. Потому что на литургии, особенно если ты не просто присутствуешь на ней, а причащаешься Святых Христовых Таин, все страхи уходят. Все развеивается! И к концу службы чувствуешь, как у тебя крылья вырастают, как тебя просто несет! Это очень хорошо, это важно.

И только в доме Божьем эта благодать присутствует. Конечно, она присутствует и в сердцах, и в обычном доме, в твоем жилище. Но особенно в доме Божьем справляешься со своими мыслями. Буквально две недели назад мы приносили икону Божией Матери «Коневская» и мощи преподобного Арсения в Выборг, уже началась тема предстоящего карантина, и у многих были страхи и соблазны.

Икону принесли, положили на аналой в центре храма, я смотрю на образ Божьей Матери – и на душе такое спокойствие, такое умиротворение… И не только у меня. Потом я говорил со многими людьми – и они свидетельствовали: «Владыка, перед этим был какой-то небольшой накал, какие-то рассуждения, что нужно, а что не нужно... Матерь Божия (в этом образе – «Коневская») пришла в собор, встала на Свое место, и все отошло на задний план».

И понимаешь: есть Господь, Его Пречистая Матерь и ты, а все остальное осталось за стенами храма. Поэтому еще раз хочу сказать: великий дар Спаситель оставил человеческому роду после Своего Воскресения – Кровь и Тело Свои. И если человек избегает причащения, в его душу вселяются и страх, и соблазн; грех приходит и потихонечку разрушает весь его внутренний мир. А за разрушением внутреннего мира идет разрушение и внешнего человека; значит, приходит и смерть. 

– Владыка, мы знаем, что Святейший Патриарх благословил верных чад Русской Церкви по возможности воздерживаться от посещения храма, но, конечно же, это не является отлучением от Святого Причастия. Как это лучше спланировать сейчас? Чем руководствоваться, чтобы и следовать наказу Святейшего, и не отпасть от Христа?

– Конечно, причащаться нужно. Я знаю, что идут различные трансляции богослужений в режиме онлайн. Это все хорошо, но, думаю, со мной согласятся многие: лучше то, когда ты в реальности стоишь в храме, становишься участником Божественной литургии.

Сейчас очень важно побыть дома, но самое главное – не потерять тот духовный опыт, который за эти годы приобрел. И обязательно причащаться. Это можно сделать в любые дни. Можно пригласить священника домой, можно прийти в храм, когда не так много народа. То есть это можно и нужно делать. Если мы Господа не будем призывать на помощь, то откуда нам ждать помощи?

Пройдет это время, которое много что показало, но главное – не потерять тот духовный багаж, который мы все приобрели за последние годы, стать еще сильнее, мудрее и – самое главное – крепче в своей вере. А у тех, кто по-прежнему считает, что Бог не главный в жизни, еще есть время одуматься, пересмотреть свою жизнь, свои взгляды.

Тем более остается совсем мало времени. Ведь как удивительно нам Господь дал: не надо специально накладывать на себя пост, как делали наши предки, когда наступали тяжелые моменты в жизни (мы знаем, что объявлялся особый пост, совершались молебные пения). У нас и так это совпало с Великим постом. Это тоже дар Божий.

И вот, используя оставшиеся полторы недели Великого поста, можно пересмотреть свою жизнь, учитывая обстоятельства, с которыми мы столкнулись, увидеть Бога во всей этой трагедии. Самое главное – подойти к дням Святой Пасхи, видя Христа, воскресшего Спасителя, верующим сердцем.

– Можем ли мы сказать, что сильное чувство страха – это серьезный симптом, что надо идти в храм и причащаться?

– Да, конечно. Можно вспомнить первую общину христиан. Ведь за каждой трапезой (в нашем понимании – за каждой литургией) люди причащались Святых Христовых Таин и были готовы к встрече со Христом. А мы, получается, наоборот, дальше отходим и считаем достаточным причаститься раз в год, а если два раза в год, то это вообще что-то сверхъестественное, как будто больше и не надо.

По нашей духовной лени нам трудно поститься два-три дня перед причастием, нам лень прочитать молитвы ко Святому Причащению, почитать Священное Писание. А это так необходимо! Если бы страх вместе с ленью мы отгоняли от себя, то спешили бы каждое воскресенье не просто постоять во время службы, полицезреть, а были бы реальными соучастниками Божественной литургии.

Вот к этому я всегда и призываю – чтобы через причастие Тела и Крови Христовых люди примирялись с Богом. А примирившись с Богом, можно жить счастливой, полноценной жизнью во Христе.

– Хочется попросить у Вас напутствия на оставшееся время до Пасхи. И поскольку, наверно, мы с Вами встретимся в студии после Пасхи, скажите какие-то слова в честь Христова Воскресения.

– Хочу всех поприветствовать и сказать, что мы продвигаемся все ближе к празднику Светлого Христова Воскресения. Буквально через день станем свидетелями воскрешения праведного Лазаря, потом будем встречать Спасителя в день Вербного воскресенья.

Дай Бог, чтобы встречи со Спасителем в эти дни были искренними и чтобы мы встречали Христа не только в храме, не только в доме именно в день праздника, но и каждый день, каждую минуту со Христом жили. И чтобы радость Светлого Христова Воскресения не была омрачена никакими внешними обстоятельствами, постигшими сегодня человечество, чтобы эта радость наполнила сердца, умы нашего народа и дала мудрости, разума и стойкости в вере.

Ведущий Михаил Кудрявцев, иерей

Записали Елена Кузоро и Игорь Лунёв

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать